ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения Южно-Дубровинской средней общеобразовательной школы.
Описание образовательной программы
Описание
основной
образовательной программы начального общего образования муниципального
автономного общеобразовательного учреждения
Южно-Дубровинской
средней общеобразовательной школы
Основная
образовательная программа начального общего образования муниципального
автономного общеобразовательного учреждения Южно-Дубровинской средней
общеобразовательной школы разработана на основе Федерального закона Российской
Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с
изменениями и дополнениями; в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
(утвержден Приказом Министерства Просвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» (с изменениями на 18.07.2022 года № 569)
Программа
начального общего образования является основным документом, регламентирующим
образовательную деятельность МАОУ Южно-Дубровинской СОШ и её структурных подразделений
в единстве урочной и внеурочной деятельности, при учёте правильного соотношения
обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательного
процесса.
Целями
реализации программы начального общего образования являются:
1.
Обеспечение успешной реализации конституционного права каждого гражданина РФ,
достигшего возраста 6,5-7 лет, на получение качественного образования,
включающего обучение, развитие и воспитание каждого обучающегося.
2.
Организация учебного процесса с учётом целей, содержания и планируемых
результатов начального общего образования, отражённых в обновленном ФГОС НОО.
3.
Создание условий для свободного развития каждого младшего школьника с учётом
его потребностей, возможностей и стремления к самореализации; отражение в
программе начального общего образования деятельности педагогического коллектива
по созданию индивидуальных программ и учебных планов для одарённых, успешных
обучающихся или для детей социальных групп, нуждающихся в особом внимании и
поддержке педагогов.
4.
Возможность для коллектива образовательной организации проявить своё
педагогическое мастерство, обогатить опыт деятельности, активно участвовать в
создании и утверждении традиций школьного коллектива.
Достижение
поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
-
формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное,
личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей,
сохранение и укрепление здоровья;
-
обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок,
приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей
образования, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного
возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
-
становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности,
уникальности и неповторимости;
-
обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
-
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования всеми обучающимися;
-
обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
-
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших
выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и кружков,
организацию общественно полезной деятельности;
-
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического
творчества и проектно-исследовательской деятельности;
-
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических
работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной
социальной среды;
-
использование в образовательной деятельности современных образовательных
технологий деятельностного типа;
-
предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
-
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной
социальной среды.
В
программе определяются основные механизмы её реализации, наиболее
целесообразные с учётом традиций коллектива образовательной организации,
потенциала педагогических кадров и контингента обучающихся.
Среди
механизмов, которые используются в начальной школе, следует отметить:
организацию внеурочной деятельности с разработкой учебных курсов, различных
форм совместной познавательной деятельности (конкурсы, диспуты,
интеллектуальные марафоны и т. п.). Положительные результаты даёт привлечение к
образовательной деятельности школы организаций культуры (к примеру, музеев,
библиотек, стадионов), художественных и театральных студий. Возможным
механизмом реализации программ является использование индивидуальных программ и
учебных планов для отдельных обучающихся или небольших групп.
Основная
образовательная программа начального общего образования обеспечивает
государственные гарантии получения качественного начального общего образования
на основе единства обязательных требований к условиям реализации программ
начального общего образования и результатам их освоения. Основная
образовательная программа начального общего образования не реализуется для
обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основная
образовательная программа начального общего образования является стратегическим
документом МАОУ Южно-Дубровинской СОШ и её структурных подразделений,
выполнение которого обеспечивает успешность организации образовательной
деятельности, т. е. гарантию реализации статьи 12 Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации». В соответствии с законодательными актами
образовательная организация самостоятельно определяет технологии обучения,
формы его организации, а также систему оценивания с соблюдением принципа
здоровьесберегающего обучения.
Программа
строится с учётом психологических особенностей обучающегося младшего школьного
возраста. Наиболее адаптивным сроком обучения в начальной школе, установленным
в РФ, является 4 года.
Общий
объём аудиторной нагрузки обучающихся за четыре учебных года не может
составлять менее 2954 академических часов и более 3345 академических часов (п.
32.1. ФГОС НОО). В МАОУ Южно-Дубровинской СОШ общий объём аудиторной нагрузки
обучающихся за четыре года освоения ООП НОО при 5-дневной учебной неделе
составляет 3039 часов.
Соблюдение
этих требований ФГОС НОО связано с необходимостью оберегать обучающихся от
перегрузок, утомления, отрицательного влияния обучения на здоровье. При
создании программы начального образования следует особо учитывать статус
ребёнка младшего школьного возраста. В первый класс приходят дети с разным
уровнем готовности к обучению, у многих не сформирована произвольная
деятельность, они с трудом принимают требования учителя, часто отвлекаются,
быстро устают. Желание учиться поддерживается школьными успехами, но неудачи
быстро разрушают познавательные мотивы. Всё это побуждает учителя особенно
бережно относиться к младшим школьникам, оказывать помощь и поддержку, помогать
адаптироваться к новой - учебной деятельности, которая становится ведущей в
этом возрасте.
Разные
виды индивидуально-дифференцированного подхода характеризуются в программе
начального общего образования, причём внимание учителя уделяется каждому
обучающемуся, независимо от уровня его успешности. С учётом темпа обучаемости,
уровня интеллектуального развития, особенностей познавательных психических
процессов педагог оказывает поддержку каждому учащемуся.
Основная
общеобразовательная программа начального общего образования разработана педагогическим
коллективом МАОУ Южно-Дубровинской СОШ совместно с Управляющим Советом школы,
обеспечивающим государственно-общественный характер управления образовательным
учреждением, с учетом типа и вида образовательного учреждения, рассмотрена на
заседании педагогического совета, утверждена приказом директора школы.