Описание
основной образовательной программы начального общего образования
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
Южно-Дубровинской средней общеобразовательной школы
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального
автономного общеобразовательного учреждения Южно-Дубровинской средней
общеобразовательной школы разработана на основе Федерального закона Российской
Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с
изменениями и дополнениями; в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден
Приказом Министерства Просвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (с изменениями на 18.07.2022 года № 569)
Программа начального общего образования является основным документом,
регламентирующим образовательную деятельность МАОУ Южно-Дубровинской СОШ и
её структурных подразделений в единстве урочной и внеурочной деятельности, при учёте
правильного соотношения обязательной части программы и части, формируемой
участниками образовательного процесса.
Целями реализации программы начального общего образования являются:
1. Обеспечение успешной реализации конституционного права каждого гражданина РФ,
достигшего возраста 6,5-7 лет, на получение качественного образования, включающего
обучение, развитие и воспитание каждого обучающегося.
2. Организация учебного процесса с учётом целей, содержания и планируемых
результатов начального общего образования, отражённых в обновленном ФГОС НОО.
3. Создание условий для свободного развития каждого младшего школьника с учётом его
потребностей, возможностей и стремления к самореализации; отражение в программе
начального общего образования деятельности педагогического коллектива по созданию
индивидуальных программ и учебных планов для одарённых, успешных обучающихся
или для детей социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке
педагогов.
4. Возможность для коллектива образовательной организации проявить своё
педагогическое мастерство, обогатить опыт деятельности, активно участвовать в создании
и утверждении традиций школьного коллектива.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
- формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное,
личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение
и укрепление здоровья;
- обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок,
приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей образования,
определяемых
личностными,
семейными,
общественными,
государственными
потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
- становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и
неповторимости;
- обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
- достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования всеми обучающимися;
- обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших
выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию
общественно полезной деятельности;
- организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического
творчества и проектно-исследовательской деятельности;
- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических
работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной
среды;
- использование в образовательной деятельности современных образовательных
технологий деятельностного типа;
- предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной
социальной среды.
В программе определяются основные механизмы её реализации, наиболее целесообразные
с учётом традиций коллектива образовательной организации, потенциала педагогических
кадров и контингента обучающихся.
Среди механизмов, которые используются в начальной школе, следует отметить:
организацию внеурочной деятельности с разработкой учебных курсов, различных форм
совместной познавательной деятельности (конкурсы, диспуты, интеллектуальные
марафоны и т. п.). Положительные результаты даёт привлечение к образовательной
деятельности школы организаций культуры (к примеру, музеев, библиотек, стадионов),
художественных и театральных студий. Возможным механизмом реализации программ
является использование индивидуальных программ и учебных планов для отдельных
обучающихся или небольших групп.
Основная образовательная программа начального общего образования обеспечивает
государственные гарантии получения качественного начального общего образования на
основе единства обязательных требований к условиям реализации программ начального
общего образования и результатам их освоения. Основная образовательная программа
начального общего образования не реализуется для обучения обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Основная образовательная программа начального общего образования является
стратегическим документом МАОУ Южно-Дубровинской СОШ и её структурных
подразделений, выполнение которого обеспечивает успешность организации
образовательной деятельности, т. е. гарантию реализации статьи 12 Федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с законодательными актами
образовательная организация самостоятельно определяет технологии обучения, формы
его организации, а также систему оценивания с соблюдением принципа
здоровьесберегающего обучения.
Программа строится с учётом психологических особенностей обучающегося младшего
школьного возраста. Наиболее адаптивным сроком обучения в начальной школе,
установленным в РФ, является 4 года.
Общий объём аудиторной нагрузки обучающихся за четыре учебных года не может
составлять менее 2954 академических часов и более 3345 академических часов (п. 32.1.
ФГОС НОО). В МАОУ Южно-Дубровинской СОШ общий объём аудиторной нагрузки
обучающихся за четыре года освоения ООП НОО при 5-дневной учебной неделе
составляет 3039 часов.
Соблюдение этих требований ФГОС НОО связано с необходимостью оберегать
обучающихся от перегрузок, утомления, отрицательного влияния обучения на здоровье.
При создании программы начального образования следует особо учитывать статус
ребёнка младшего школьного возраста. В первый класс приходят дети с разным уровнем
готовности к обучению, у многих не сформирована произвольная деятельность, они с
трудом принимают требования учителя, часто отвлекаются, быстро устают. Желание
учиться поддерживается школьными успехами, но неудачи быстро разрушают
познавательные мотивы. Всё это побуждает учителя особенно бережно относиться к
младшим школьникам, оказывать помощь и поддержку, помогать адаптироваться к новой
- учебной деятельности, которая становится ведущей в этом возрасте.
Разные виды индивидуально-дифференцированного подхода характеризуются в
программе начального общего образования, причём внимание учителя уделяется каждому
обучающемуся, независимо от уровня его успешности. С учётом темпа обучаемости,
уровня интеллектуального развития, особенностей познавательных психических
процессов педагог оказывает поддержку каждому учащемуся.
Основная общеобразовательная программа начального общего образования разработана
педагогическим коллективом МАОУ Южно-Дубровинской СОШ совместно с
Управляющим Советом школы, обеспечивающим государственно-общественный характер
управления образовательным учреждением, с учетом типа и вида образовательного
учреждения, рассмотрена на заседании педагогического совета, утверждена приказом
директора школы.