ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дошкольного общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения Южно-Дубровинской средней общеобразовательной школы.
Описание образовательной программы
Основная образовательная
программа дошкольного образования
(далее – Программа) Муниципального
автономного образовательного учреждения Южно
– Дубровинской средней общеобразовательной школы разработана
в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
- Конвенцией
о правах ребенка;
- Федеральным
законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральным
законом от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (актуальная ред. от 14.07. 2022) «Об
основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.10. 2013г. № 1155 (ред. от 08.11.2022)
«Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования (зарегистрирован Минюстом России 14.11.2013 №
30384);
- Постановление
Правительства РФ от 21.02.2022 г. № 225 «Об утверждении номенклатуры
должностей педагогических работников организации, осуществляющих
образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных
организаций»;
- Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 27.10.2020 г. № 32 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПин
2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
общественного питания населения»;
- Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Приказ Министерства
РФ 31.07.2020 Г. № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован
31.08.2020г. № 59599);
- Приказ
Министерство здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. №
761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников образования»
(зарегистрирован в Минюсте России 06.10.2010 г. № 18638);
- Приказ
Министерство образования и науки РФ от 22.12.2014 г. № 1601 (ред. от
13.05.2019 г.) «О продолжительности рабочего времени (нормах часов
педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических
работников и о порядке определения
учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом
договоре» (зарегистрирован в Минюсте России 25.02.2015 г. № 36204);
- Приказ
Министерство образования и науки РФ от 11.05.2016 г. № 536 «Об утверждении
особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и
иных работников организации, осуществляющих образовательную деятельность»;
- Постановление
Правительства РФ от 14.05.2015 г. № 466 (ред. от 07.04.2017 г.) «О ежегодных
основных удлиненных оплачиваемых отпусках»;
- Приказ
Министерство образования и науки РФ от 07.04.2014 г. № 276 (ред. от 23.12.2020 г.) «Об утверждении порядка
проведения аттестации педагогических работников организаций,
осуществляющих образовательную деятельность»;
- Приказ
Министерство образования и науки РФ от 20.09.2013 г. № 1082 «об
утверждении положения о психолого-медико- педагогической комиссии»;
- Уставом
МАОУ Южно – Дубровинской средней общеобразовательной школы;
- Лицензией
на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных
программ по видам образования, по
уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям
подготовки (для профессионального образования), по подвидам
дополнительного образования, указанным в приложении настоящей лицензии, выданной Департаментом по лицензированию,
государственной аккредитации, по
надзору и контролю в сфере образования Тюменской области.
Настоящая Программа является нормативным документом Муниципального автономного образовательного
учреждения Южно –
Дубровинской средней общеобразовательной школы, содержащим цели, методики, технологии, формы
организации образовательного процесса.
Программа характеризует модель процесса обучения детей,
охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритета
детских видов деятельности в каждом возрастном периоде. Программа
обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с учетом их
возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических
особенностей.
В соответствии с ФГОС ДО
Программа состоит из двух частей: обязательной (объем не менее 60% от её
общего объема) и вариативной части, формируемой участниками
образовательный отношений (не более 40% от её общего объема) и программы
воспитания.
Обязательная часть Программы разработана на основе
Федеральной образовательной программы дошкольного образования.
Вариативная часть Программы разработана на
основе парциальных программ, выбранных участниками образовательных отношений:
1.
«От
звука к букве» (Е. В. Колесникова). Образовательная область: речевое развитие.
2.
«Математические
ступеньки» (Е. В. Колесникова). Образовательная область: познавательное
развитие.
3.
«Основы
безопасности детей дошкольного возраста» (Р.Б. Стеркина, И.Н. Авдеева, О.П.
Князева). Образовательная область: познавательное развитие, формирование основ
экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения
с опасными предметами, безопасного поведения на улице.
4.
«Ладушки»
(И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева). Образовательная область:
художественно-эстетическое развитие: музыкально-творческое развитие детей в
процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально - ритмических
движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки,
музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов).
Программа ориентирована на
детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
Основная образовательная программа дошкольного
образования (далее ООП ДО) – нормативный документ, позволяющий реализовать
несколько основополагающих функций дошкольной ступени образования:
1.
Воспитание
и развитие ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской Федерации,
формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном
содержании, доступными средствами.
2.
Создание
единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение
детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа,
воспитание растущего поколения как знающего и любящего историю и культуру своей
семьи, большой и малой Родины.
3.
Создание
единого, федерального образовательного пространства воспитания и развития детей
от рождения до восьми лет, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным
представителям) равные, качественные условия дошкольного образования, вне
зависимости от места и региона проживания.
ООП
ДО направлена на воспитание и образование подрастающего поколения в
национально-культурных традициях Российской федерации, знающих историю и
культуру своей Родины.
В
соответствии со Стандартом, Программа построена на следующих принципах:
принцип
учёта ведущей деятельности: Программа реализуется в контексте всех
перечисленных в Стандарте видов детской деятельности, с акцентом на ведущую
деятельность для каждого возрастного периода – от непосредственного
эмоционального общения с взрослым до предметной (предметно - манипулятивной) и
игровой деятельности;
принцип
учета возрастных и индивидуальных особенностей детей: Программа
учитывает возрастные характеристики развития ребенка на разных этапах
дошкольного возраста, предусматривает возможность и механизмы разработки
индивидуальных траекторий развития и образования детей с особыми возможностями,
способностями, потребностями и интересами;
принцип
амплификации детского развития как направленного процесса обогащения и
развертывания содержания видов детской деятельности, а также общения детей с
взрослыми и сверстниками, соответствующего возрастным задачам дошкольного
возраста;
принцип
интеграции и единства обучения и воспитания:
принцип
преемственности образовательной работы на разных возрастных этапах дошкольного
детства и при переходе на уровень начального общего образования: Программа
реализует данный принцип при построении содержания обучения и воспитания
относительно уровня начального школьного образования, а также при построении
единого пространства развития ребенка образовательной организации и семьи;
принцип
сотрудничества с семьей: реализация Программы предусматривает оказание
психолого-педагогической, методической помощи и поддержки родителям (законным
представителям) детей раннего и дошкольного возраста, построение продуктивного
взаимодействия с родителями (законными представителями) с целью создания
единого/общего пространства развития ребенка;
принцип
здоровьесбережения:
при организации образовательной деятельности
не допускается использование педагогических технологий, которые могут нанести
вред физическому и (или) психическому здоровью воспитанников, их
психоэмоциональному благополучию.
В
соответствии со Стандартом специфика дошкольного детства и системные
особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка
дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому планируемые
результаты освоения Программы
представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют
собой возрастные характеристики возможных
достижений ребенка в процессе дошкольного образования и к его завершению.
В
соответствии с периодизацией психического развития ребенка согласно культурно -
исторической психологии, дошкольное детство подразделяется на три возраста:
младенческий (первое и второе полугодия жизни), ранний (от одного года до трех
лет) и дошкольный возраст (от трех до семи лет).
Обозначенные
в Программе возрастные ориентиры «к одному году», «к трем, четырем, пяти, шести
годам» имеют диапазон от 1 до 2 месяцев для достижений планируемых
образовательных результатов. Это связано с неустойчивостью, гетерохронностью и
индивидуальным темпом психического развития детей в дошкольном детстве,
особенно при прохождении критических периодов. По этой причине ребенок может
продемонстрировать обозначенные в планируемых образовательных результатах
возрастные характеристики развития на 1-2 месяца раньше или позже заданных
возрастных ориентиров.
Степень
выраженности возрастных характеристик возможных достижений может различаться у
детей одного возраста по причине высокой индивидуализации их психического
развития и разных стартовых условий освоения образовательной программы.
Обозначенные различия не должны быть констатированы как трудности ребенка в
освоении основной образовательной программы Организации и не подразумевают его
включения в целевую группу обучающихся, в отношении которых осуществляются
различные виды и формы психологической помощи (психолого-педагогического
сопровождения).
Планирование
образовательных результатов и достижений определяются педагогической
диагностикой. Специфика педагогической диагностики достижения планируемых
образовательных результатов обусловлена следующими требованиями ФГОС ДО:
-
планируемые результаты освоения ООП ДО заданы как целевые ориентиры дошкольного
образования и представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики
возможных достижений ребенка на разных этапах дошкольного детства;
-
целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде
педагогической диагностики (мониторинга). Они не являются основанием для их
формального сравнения с реальными достижениями детей и основой объективной
оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и
подготовки детей;
-
освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и
итоговой аттестации воспитанников.
Педагогическая диагностика
направлена на оценку индивидуального развития детей дошкольного
возраста, на основе, которой определяется эффективность педагогических действий
и осуществляется их дальнейшее планирование. Результаты педагогической
диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения
следующих образовательных задач:
1)
индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его
развития);
2) оптимизации
работы с группой детей.
Педагогическая
диагностика завершается анализом полученных данных, на основе которых педагог
выстраивает взаимодействие с детьми, организует предметно-развивающую среду,
мотивирующую активную творческую деятельность воспитанников, составляет
индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной Программы,
осознанно и целенаправленно проектирует образовательный процесс.
Содержание Программы охватывает содержательные линии образовательной
деятельности, реализуемые ДОО по основным направлениям развития детей
дошкольного возраста:
·
социально-коммуникативное
развитие;
·
познавательное
развитие;
·
речевое
развитие;
·
художественно-эстетическое
развитие;
·
физическое
развитие.
В каждой
образовательной области сформулированы задачи и содержание образовательной
деятельности, предусмотренное для освоения в каждой возрастной группе детей в
возрасте от двух месяцев до семи-восьми лет.
Представлены
задачи воспитания, направленные на приобщение детей к ценностям российского
народа, формирования у них ценностного отношения к окружающему миру.
Программа освещает все виды деятельности детей в МАОУ Южно – Дубровинской СОШ:
§ игровую (взаимодействие с
предметами, игрушками, общение со сверстниками и взрослыми);
§ познавательную (сенсорные эталоны,
математические представления, поисковая деятельность, представление о
многообразии природного мира родного
края);
§ речевую (интерес к художественной
литературе, звуковая культура речи, диалоговая и монологическая речь);
§ экспериментально - исследовательскую
(исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
§ самообслуживание и элементарный
бытовой труд (в помещении и на улице);
§ конструирование из разного
материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
§ изобразительную (рисование, декоративно-прикладное
творчество, лепка, аппликация);
§ музыкальную (восприятие и понимание
смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры
на детских музыкальных инструментах);
§ театрализованную (театральная игра,
драматизация, кукольные спектакли);
§ культурно - досуговую (тематические
развлечения, забавы и праздники);
§ физическую (овладение основными
движениями) формы активности ребенка (подвижные игры, строевые упражнения,
спортивные упражнения).
Рабочая программа воспитания
определяет цели
и задачи воспитания.
Общая
цель воспитания в МАОУ Южно –
Дубровинской средней общеобразовательной школы – личностное
развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальности и создание условий для
позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского
общества, что предполагает:
1)
формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского
народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
2)
формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и
социокультурному), другим людям, самому себе;
3)
становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с
традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.
Общие
задачи воспитания в МАОУ Южно –
Дубровинской средней общеобразовательной школы:
1)
содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе
представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
2)
способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных
традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
3)
создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребенка, его
готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
4)
осуществлять поддержку позитивной социализации ребенка посредством
проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих
общностей.
Направление и целевые
ориентиры Программы воспитания:
·
Патриотическое
·
Духовно – нравственное
·
Познавательное
·
Физическое и оздоровительное
·
Трудовое
·
Эстетическое
Содержание Программы
воспитания:
1. Уклад ОО.
2. Воспитывающая среда образовательной
организации.
3. Общности образовательной организации.
4.
Задачи воспитания в образовательных областях.
5. Формы совместной деятельности в образовательной
организации.
6. События
образовательной организации.
7. Совместная
деятельность в образовательных ситуациях.
8. Организация
предметно-пространственной среды.
9. Социальное
партнерство.
Организационный раздел Программы ОО
предусматривает:
·
Психолого
– педагогические условия;
·
Особенности организации
развивающей предметно – пространственной среды (РППС);
·
Материально-техническое
обеспечение и обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания;
·
Примерный перечень
литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для
реализации Программы;
·
Кадровые
условия реализации;
·
Распорядок и/или режим дня;
·
Федеральный календарный план воспитательной работы.