АООП РП по метематическим представлениям (УО) 8 класс за 2023-2024 учебный год

1

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Математические представления» для учащихся 8 класса с умеренной и
тяжелой степенью умственной отсталости, составлена на основании следующих нормативно-правовых документов и
программно-методических материалов:
1.Федеальный государственный образовательный стандарт образования, обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-но образования и науки Рос. Федрации.-М.: Просвещение,2017.78с.
2.Примерная

адаптированная

программа

основанная

общеобразовательная

программа

образования

обучающихся с умственнойотсталостью (интеллектуальным нарушениями) / М-но образования и науки Рос. Федерации.М.:Просвещение 2017г с. 281-284.
3. Приказа ДСЗН города Москвы № 1891 от 16.08.10 «Об утверждении учебных планов общего образования
детей

со средней и тяжелой степенью умственной отсталости, проживающих в детских домах – интернатах для

умственно отсталых детей Департамента социальной защиты населения города Москвы»
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В.
Воронковой. – М.: Владос, 2010.
5. Программа для детских домов – интернатов для умственно отсталых детей «Воспитание, обучение и
социализация детей – инвалидов» / под редакцией Худенко Е. Д. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2007.
2

5. Программа социальной реабилитации детей-инвалидов 13-17 лет, проживающих в условиях детских домовинтернатов 5-9 классы. Авторы: БаряеваЛ.Б.,Худенко Е.Д. – М. :АНМЦ «Развитие и коррекция», 2008.
6. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. - Москва, 1984.
У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью очень грубо недоразвита познавательная
деятельность с ее процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их счету.
У таких детей не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, они лишь механически заучивают
порядковый счет, с большим трудом овладевают конкретным счетом, а переход к абстрактному счету для большинства
из них недоступен, поэтому в процессе обучения счету необходимо предусмотреть систему таких знаний, умений и
навыков, которые, прежде всего, явились бы действенными, практически ценными и обеспечивали бы им подготовку к
трудовой деятельности.
Обучение математике детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью должно быть организовано на
практической, наглядной основе, обеспечено соответствующей системой наглядных пособий для фронтальной и
индивидуальной работы учителя в классе, а также раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ
учащихся, а также важно проведение экскурсий, дидактических игр, наблюдений.
На уроках математики учащиеся считают различные предметы, называют и записывают числа в пределах
программного материала, решают простейшие задачи в одно (два) действия, работают с монетами и символами
бумажных денег. Кроме этого, дети знакомятся мерами длины, массы, времени, стоимости, объема, учатся распознавать
некоторые геометрические фигуры.
3

Занятия на уроках практического счета продуктивны в том случае, когда они тесно связаны с другими
учебными дисциплинами: чтением, письмом, предметно - практической деятельностью, трудом, носят практическую
направленность и тесно связаны с жизнью, готовят учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и
навыками, учат использовать математические знания в нестандартных ситуациях.
Особое значение имеет математика для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся, в
первую очередь, логических действий, включая такие, как сравнение, нахождение сходства и различия, выделение
существенных признаков и отвлечение от несущественных, использование приемов классификации и дифференциации,
установление причинно-следственных связей между понятиями. Таким образом, математика является эффективным
средством всестороннего развития личности воспитанника с ОВЗ.
Обучение детей счету организуется на практической наглядной основе с широким использованием
раздаточного дидактического материала (работа со счетами, калькулятором) для самостоятельных работ учащихся.
В базисном учебном плане на учебный предмет «Математика» отводится 2 часа в неделю.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне.
Она включает темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта
основного общего образования по математике.
Цель программы: подготовить учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению
доступными профессионально-трудовыми навыками на основе математических знаний, умений, навыков (компетенции).
Для успешной реализации программы ставятся следующие задачи:
4

 формирование практических навыков и умений в счете, вычислениях, измерении на наглядно
представленном материале в бытовых ситуациях;
 овладение элементарной математической терминологией, значимой для социально-бытовой ориентировки в
окружающей действительности;
 развитие познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера на основе ознакомления с бытовыми,
здоровьесберегающими ситуациями, развитие наглядно-действенного мышления и элементов наглядно-образного и
логического мышления;
 общеинтеллектуальное развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью;
 формирование социально-бытовой ориентировки в окружающем социуме с использованием элементарных
математических приборов и технических средств (весы, часы, счеты, калькуляторы и т.п.).
 коррекция и развитие:
- пространственных представлений, математической речи;
- двигательной моторики;
- внимания;
- личностных качеств обучающихся;
 воспитание:
- волевых качеств;
- коммуникабельности;
5

- ответственности;
- трудолюбия и терпеливости.
Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения
математике, являются абстрактными. Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части
множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить
школьников к усвоению абстрактных математических понятий.
Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи.
Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить
отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо
оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.
Рабочая

программа построена по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять

коррекцию умственной деятельности воспитанников и постоянно возвращаться к ранее изученным темам. Большое
внимание уделяется темам повторения. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого
предмета. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному.
Таким образом, происходит повышение уровня знаний, овладение материалом прошлых лет, постоянно используется и
закрепляется, переходя в прочные умения и навыки.
На уроках счета в 8 классе дети изучают устную и письменную нумерацию в пределах 100, счет в пределах
100 в процессе производительного труда. Решают примеры на сложение и вычитание круглых десятков, сложение
6

круглого десятка с однозначным и двузначным числами, сложение двузначного числа с однозначным без перехода через
разряд, вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через разряд. Составляют и решают задачи в
пределах 100 практической направленности.
Обучающиеся работают с монетами (5 руб., 10 руб.) и символами бумажных денег. Знакомятся с
пространственными и временными представлениями (месяц- 28,29,30,31 день); мерами длины (метр) и емкости (литр,
пол-литра); учатся распознавать и строить линии: прямые, кривые, ломаные.
В базисном учебном плане на учебный предмет «Математика» отводится 3 часа в неделю.
Содержание обучения.
№

Разделы:

п/п
1

Кол-во
часов

Количественные представления:

I
II
III
IV
четверть четверть четверть четверть

8

3

2

2

1

Сложение и вычитание чисел в пределах 20.
2

Устная и письменная нумерация в пределах 100.

15

4

4

3

4

3

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без
перехода через разряд.

16

3

4

4

5

4

Пространственные представления

8

2

2

2

2

6

Временные представления

7

2

2

1

2

7

7

Представления о величине

9

2

2

3

2

8

Представления о форме

9

2

2

3

2

Сложение и вычитание чисел в пределах 20.
Повторение изученного материала. Присчитывание, отсчитывание по 1, по 2, равными группами.
Сравнение в числовом ряду рядом стоящих чисел. Увеличение и уменьшение чисел на несколько единиц.
Числа четные и нечетные.
Нумерация чисел в пределах 100.
Получение ряда круглых десятков, сложение и вычитание круглых десятков. Получение полных

двузначных

чисел из десятков и единиц. Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы.
Числовой ряд 1—100, присчитывание, отсчитывание по 1, по 2, равными группами по 5, по 4.
Сравнение в числовом ряду рядом стоящих чисел, сравнение чисел по количеству разрядов, по количеству
десятков и единиц. Понятие разряда. Разрядная таблица. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков,
единиц.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд
(60 + 7; 60 + 17; 61 + 7; 61 + 27; 61 + 9; 61 + 29; 92 + 8; 61 + 39 и соответствующие случаи вычитания).
Нуль в качестве компонента сложения и вычитания.
Соотношение: 1 р. = 100 к.
8

Скобки. Действия I и II ступени.
Единица (мера) длины — метр. Обозначение: 1 м.
Соотношения: 1 м = 10 дм, 1 м = 100 см.
Числа, получаемые при счете и при измерении одной мерой длины, стоимости.
Единицы (меры) времени — месяц, год. Обозначение: 1 мес, 1 год.
Соотношения: 1 мес. = 30 или 31 сут., 1 год = 12 мес. Порядок месяцев. Календарь.
Определение времени по механическим часам.
Простые арифметические задачи практической направленности.
Арифметические задачи в два действия с краткой записью.
Геометрический материал.
Меры длины: работа с метром.
Линии: прямые, кривые и ломаные. Построение прямых линий.
Вычерчивание прямоугольника по точкам с применением линейки.
Вычерчивание квадрата по точкам с применением линейки.
Ломаные линии. Звенья ломаной. Замкнутые и незамкнутые ломаные линии. Построение ломаных линий.
Основной формой организации учебного процесса по предмету «Математические представления» является - урок.
Формы контроля: устный фронтальный опрос, устный индивидуальный опрос, текущий контроль, письменные работы
(самостоятельные работы).
9

Основные технологии обучения:
- развивающие технологии и технологии деятельностного подхода;
- технологии индивидуально-дифференцированного обучения;
- технологии обучения в сотрудничестве;
- компьютерные;
- здоровьесберегающие;
- технологии сенсорной интеграции;
- проблемное обучение;
- игровые.
Методы обучения: словесные, практические, наглядные.

10

3.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения математики в восьмом классе
Учащиеся должны овладеть следующими базовыми понятиями:
 числовой ряд 1—20 в прямом и обратном порядке;
 разрядные единицы (единицы, десятки, сотня) и их соотношения;
 числовой ряд 1—100 в прямом порядке;
 порядок действий в примерах;
 единицы (меры) измерения стоимости, длины, времени, соотношения изученных мер;
 порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года;
 геометрический материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник (повторение), линии прямые.
Учащиеся должны овладеть следующими универсальными действиями: ·
 считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100 с
помощью калькулятора и счет;
 откладывать на счетах числа в пределах 20;
 откладывать на калькуляторе любые числа в пределах 100;
 складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд с помощью калькулятора
 различать числа, полученные при счете и измерении;
 пользоваться различными табелями-календарями, отрывными календарями;
 находить точку пересечения линий;
11

 чертить прямоугольники и квадраты по точкам с применением линейки;
 строить ломаные линии по заданным размерам;
 знать числовой ряд 1-100;
 владеть прямым и обратным счетом в пределах 100;
 владеть счетом от заданного числа;
 определять количество единиц, десятков в числе,
 считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100 с
помощью калькулятора и счет;
 откладывать на счетах числа в пределах 20;
 откладывать на калькуляторе любые числа в пределах 100;
 складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд с помощью калькулятора;
 различать числа, полученные при счете и измерении;
 пользоваться различными табелями-календарями, отрывными календарями;
 чертить прямоугольники и квадраты по точкам с применением линейки;
 строить ломаные линии по заданным размерам;
 владеть письменным сложением и вычитанием двузначных чисел без перехода через разряд, с переходом через
разряд;
 читать, записывать под диктовку, сравнивать (больше, меньше) числа в пределах100;
12

 выполнять сложение и вычитание круглых десятков;
 выполнять сложение и вычитание круглых десятков с однозначными и двузначными числами;
 знать получение круглых десятков и 100 путем сложения двузначного числа с однозначным;
 вычитать однозначные и двузначные числа из круглых десятков и 100;
 решать простые и составные арифметические задачи, кратко записывать содержание задачи; записывать решение
задачи в виде примера;
 выделять в задачах условие, числовые данные (числа), вопрос, решение, ответ;
 самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два
действия;
 определять время по механическим часам с точностью до 1 часа;
 различать числа, полученные при счете и измерении, пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни;
 различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;
 вычислять длину ломаной;
 чертить прямоугольник (квадрат) ,треугольник с помощью чертежного треугольника, линейки с заданными
величинами.

13

4.Тематическое планирование, планируемые результаты овладения
учебными навыками по математике
№

Тема (содержание)

Кол-во
часов

Дата
Базовые
понятия

Планируемые результаты
Универсальные учебные действия

I четверть
1

Сложение и вычитание
чисел в пределах 20 без
перехода через разряд.

Счет предметов
одному

1

однозначные
двузначные числа,

1десяток, 2десятка...

по

и называть и записывать числа от 0 до 20
присчитывать, отсчитывание по 1,
сравнивать в числовом ряду рядом
стоящие числа, увеличивать и уменьшать
число на несколько единиц, выделять и
называть числа: четные и нечетные

выполнять
количественный
счет
предметов
десятками,
решать
практические задачи
однозначные
и выполнять количественный
счет,
двузначные числа,
отсчитывать предметы по 2, по 5
счѐт двойками, пятками
равными группами, решать практические
задачи
единица, десяток, состав
числа

2

Счет
десятками

предметов

1

3

Счѐт группами по 2,
по 5

1

4

Десятичный
состав
чисел (повторение)

1

2

Понятие однозначных
и многозначных чисел
(двузначных)

1

однозначные
двузначные числа

3

Увеличение
и
уменьшение числа на
несколько единиц

1

однозначные
двузначные числа

и различать и называть однозначные и
двузначные числа, выполнять сложение,
называть двузначное число, представлять
его
в виде суммы двух разрядных
слагаемых
и выполнять прямой и обратный счет в
пределах 20, счѐт от заданного числа,
называть двузначное число, сравнивать в
14

Примечание

числовом ряду рядом стоящие числа,
откладывать на счетах числа в пределах 20
и увеличивать
и уменьшать числа на
несколько единиц, называть однозначные
и двузначные числа, числа четные и
нечетные,
раскладывать
полное
двузначное число на десятки и единицы
и выполнять сложение и вычитание в
пределах 20 с переходом через разряд,
называть двузначное число, представлять
его в виде десятков и единиц

4

Сложение
вычитание с нулѐм

и

1

однозначные
двузначные числа

5

Сложение
и
вычитание в пределах
20 с переходом через
разряд

1

однозначные
двузначные числа

6

Геометрический
материал: построение

1

линии: прямые, кривые и уметь распознавать и
ломаные,
построение кривые и ломаные линии
прямых линий

прямых линий

7

Решение
задач
с
понятием «дороже»,
«дешевле»

2

«задача»,
«условие»,
«вопрос»,
«решение»,
«ответ»,
понятия:
«дороже», «дешевле»

8

Решение задач на
нахождение суммы

1

«задача»,
«условие»,
«вопрос»,
«решение
«ответ», «сколько всего»

9

Решение задач на
нахождение остатка

2

«задача»,
«вопрос»,
«ответ»,
осталось»

«условие»,
«решение
«сколько

15

строить

прямые,

иметь
представление
о
понятиях
«дороже», «дешевле», «на несколько
больше», «на несколько меньше»,
выполнять
действия сложения и
вычитания, выполнять краткую запись и
записывать решение, ответ в задаче
читать задачу, запоминать условие и
вопрос, строить схему или краткую
запись условия, самостоятельно (по
возможности) решать задачу, записывать
ответ, проверять правильность решения
читать задачу, запоминать условие и
вопрос, строить схему или краткую
запись условия, самостоятельно (по
возможности), решать задачу, записывать
ответ, проверять правильность решения

10 Меры времени

1

12 Меры стоимости: 1
рубль, 5 рублей, 10
рублей

1

14 Самостоятельная
работа

1

15 Работа над ошибками

1

1

II четверть
Нумерация чисел
пределах 100.

в

1

Счѐт
десятками
прямой и обратный.

2

Нумерация чисел
пределах 100.
Cложение
вычитание
десятков

в

1

год - 12 месяцев, месяц,
сутки, месяц- 28,29,30,
31
мера стоимости: 1 рубль
= 100 к, 5 рублей, 10
рублей

называть
месяцы,
соблюдая
последовательность, знать год - 12
месяцев; ориентироваться по календарю
работать с монетами: 1рубль, 5 рублей,
10 рублей, выполнять размен и замену
денег символами бумажных денег при
помощи 10 рублей; решать простые
арифметические задачи практической
направленности
десяток,
единицы, складывать и вычитать круглые десятки,
круглые десятки, сотня, сравнивать круглые десятки, решать
однозначные
и задачи
двузначные числа
десяток,
единицы, складывать и вычитать круглые десятки,
круглые десятки, сотня, сравнивать круглые десятки, решать
однозначные
и задачи практической направленности
двузначные числа
один десяток (два, три,
четыре, пять, шесть,
семь, восемь, девять,
десять)
десятков,
единицы, сотня, счѐт

уметь читать числа в таблице разрядов;
называть и записывать сотню, десятки,
единицы;
получать ряд круглых
десятков; выполнять прямой и обратный
счет десятками в пределах 100;
складывать и вычитать круглые десятки;
сравнивать круглые десятки.
один десяток или десять складывать и вычитать круглые десятки,
единиц, десятки, сотня,
сравнивать круглые десятки.

и
круглых

16

2.

Получение
полных
двузначных чисел из
десятков и единиц

1

десяток,
круглые

3

Сложение
круглого
десятка
с
однозначным числом
Вычитание
однозначного числа из
двузначного
без
перехода через разряд
Решение задач на
нахождение суммы в
пределах 100 без
перехода через разряд
Решение задач на
нахождение остатка в
пределах 100 без
перехода через разряд
Повторение понятий
«моложе - старше»

1

десяток,
круглые
десятки,
единицы
–
однозначные числа
однозначные
и
двухзначные числа

9.

Мера
стоимости:
бумажные деньги

2

10

Меры длины: метр.
Измерение метром

1

4

5

7.

8.

1

2

2

1

единицы, получать полные двузначные числа из
десятки, десятков и единиц с помощью счѐт,
двузначные числа
называть следующее и предыдущее числа
уметь складывать круглые десятки с
однозначным числом
на счѐтах, на
палочках, решать примеры на сложение
уметь вычитать на счѐтах, составлять и
складывать
двузначное число с
помощью палочек, решать примеры на
вычитание
задача»,
«условие», решать арифметические задачи на
«вопрос»,
«решение нахождение суммы в пределах 100 в два
«ответ», «сколько всего» действия с краткой записью
задача»,
«условие»,
«вопрос»,
«решение»,
«ответ»,
«сколько
осталось»
на сколько моложе,
на сколько старше

решать задачи на нахождение остатка в
пределах 100 в два действия с краткой
записью

1 м = 100 см.

(меру) длины — метр. Обозначение: 1 м.

понимать и решать задачи логической
направленности: на
увеличение и
уменьшение числа на несколько единиц
мера стоимости – рубль, выполнять размен и замену при помощи
символы
бумажных 10 руб., 50 руб., 100 руб.
денег: 10 руб., 50 руб.,
100 руб.
единица (мера) длины — практическим способом измерять
с
метр, обозначение: 1 м, помощью метра длину класса, длину
соотношения: 1 м = 10 дм, игровой комнаты в группе, знать единицу
длинный, короткий
17

единицы (меры) длины –
см,
обозначение:1см;
метр, обозначение: 1 м,
соотношения: 1 м = 10 дм,

уметь практическим способом
с
помощью метра, дм., см. проводить
измерения, складывать и вычитать числа,
полученные в результате измерения

11

Числа, получаемые при
счете и при измерении
одной мерой длины

1

11

Меры
времени:
определение времени
по
механическим
часам

1

единицы
(меры)
времени — месяц, год.
обозначение: 1 мес, 1
год.
соотношения: 1 мес. = 30
или
31 сут.,
1 год =
12 мес, порядок месяцев,
календарь.
час

12

Геометрический
материал: построение
прямоугольника

1

13

Меры ѐмкости: литр.
Измерение литром

1

круг,
квадрат, называть
геометрические
фигуры,
прямоугольник,
находить среди других, выполнять
геометрические фигуры
построение с помощью линейки, по
точкам
литр - мера ѐмкости, практическим способом измерять
с
пол-литра
помощью мерки (1л банки, 0,5л. банки)
объѐм
ведра,
решать
задачи
практической направленности

14

Самостоятельная
работа
III четверть
Счѐт
прямой
и
обратный десятками
в пределах 100

1

1 м= 100см

1

1

один десяток (два, три,
четыре, пять, шесть,
семь, восемь, девять,
десять) десятков, сотня,
счѐт
18

знать единицы времени, определять
продолжительность
времени
по
календарю, по механическим часам с
точностью до часа

выполнять прямой и обратный счет
десятками в пределах 100, складывать и
вычитать круглые десятки, сравнивать
круглые десятки.

2

Сложение
вычитание
десятков

и
круглых

1

десяток,
десятки, сотня

3

Сложение
круглого
десятка
с
однозначным числом
Сложение
двузначного числа с
однозначным
без
перехода через разряд

1

десяток,
круглые
десятки,
единицы
–
однозначные числа
двузначные
и
однозначные
числа,
сложение

5

Вычитание
однозначного числа из
двузначного
без
перехода через разряд

1

двузначные
однозначные
вычитание

6

Решение задач на
нахождение суммы в
пределах 100 без
перехода через разряд
Решение задач на
нахождение остатка в
пределах 100 без
перехода через разряд
Повторение понятий
«моложе- старше»

2

задача»,
«условие»,
«вопрос»,
«решение
«ответ», «сколько всего»

2

задача»,
«условие»,
«вопрос»,
«решение
«ответ»
«сколько
осталось»
на сколько моложе,
на сколько старше

4

7

8

1

2

круглые присчитывать по 10 до 100, записывать
ряд чисел в тетрадь, составлять и
раскладывать
числа из десятков и
единиц, прибавлять и вычитать круглые
десятки, сравнивать круглые десятки,
называть следующее и предыдущее числа

и
числа,

19

уметь складывать круглые десятки с 60 + 7
однозначным числом (всеми способами)
на счѐтах, на палочках
выполнять сложение двузначного числа с 61 + 7
однозначным без перехода через разряд,
увеличивая число на несколько единиц,
записывать
полученные суммы от
меньшего числа к большему
уметь вычитать из двузначного числа 92 -2
однозначное без перехода через разряд,
уменьшая число на несколько единиц,
решать примеры в два действия, первое
из которых в скобках
решать арифметические задачи на
нахождение суммы в пределах 100 в два
действия с краткой записью
решать задачи на нахождение остатка в
пределах 100 без перехода через разряд
практической направленности (в
два
действия с краткой записью)
понимать и решать задачи логической
направленности: на
увеличение и
уменьшение числа на несколько единиц

Мера
стоимости:
бумажные деньги

1

10 Меры длины: метр.
Измерение метром

1

11 Меры ѐмкости: литр.
Измерение литром

1

12 Меры
времени:
определение времени
по часам

1

13 Геометрический
материал:
вычерчивание
квадрата по точкам с
применением линейки

1

14 Самостоятельная
работа
15 Повторение
пройденного

1

9

мера стоимости – рубль,
символы
бумажных
денег: 10 руб., 50 руб.,
100 руб.
метр (м), дециметр (дм),
см - числа, полученные
при измерении длины
литр - мера ѐмкости,
пол-литра

выполнять размен и замену при помощи
10 руб., 100 руб., решать задачи
практической направленности с опорой
на картинки, на предметы
знать меры длины, различать и называть
более крупную, решать практическим
способом задачи
практическим способом измерять
с
помощью мерки (1л банки, 0,5л.банки)
объѐм
ведра,
решать
задачи
практической направленности
знать единицы времени, определять
продолжительность
времени
по
календарю, по часам с точностью до
получаса,
часа,
решать
задачи
практической направленности

единицы
(меры)
времени — месяц, год.
обозначение: 1 мес, 1
год.
соотношения: 1 мес. = 30
или
31 сут.,
1 год =
12 мес, порядок месяцев,
календарь. Определение
времени по часам с
точностью до получаса
квадрат, точки, прямые выделять квадрат среди других фигур,
линии, геометрические построение
квадрата по точкам с
применением линейки по заданной длине
фигуры
одной из сторон квадрата

1

выполнить самостоятельно все задания
(по возможности)
понять и исправить ошибки, выполнить
самостоятельно подобные задания

работа над ошибками
20

1

материала.
Работа над ошибками
IV четверть
Счѐт
прямой
и
обратный десятками
в пределах 100

1

один десяток (два, три,
четыре, пять, шесть, семь,
восемь, девять, десять)
десятков, единицы, сотня,
счѐт

2

Сложение
вычитание
десятков

и
круглых

1

круглые
сложение

3

Сложение
круглых
десятков
и
двузначных чисел
Вычитание круглых
десятков
из
двузначных чисел
Получение круглых
десятков и сотни
сложением
двузначного числа с
однозначным
Решение задач на
нахождение суммы в
пределах 100 без
перехода через разряд
Решение задач на
нахождение остатка в

1

десяток, круглые десятки,
двузначные числа

2

десяток, круглые десятки,
двузначные числа

2

двузначные
и
однозначные
числа,
круглые десятки, сотня

2

задача»,
«условие», решать арифметические задачи на
«вопрос»,
«решение нахождение суммы в пределах 100 в два
«ответ», «сколько всего»
действия с краткой записью

2

задача»,
«вопрос»,

4

5

6

7

десятки,

уметь читать числа в таблице разрядов;
называть и записывать, сколько сотен,
десятков, единиц в каждом из этих чисел,
выполнять прямой и обратный счет
десятками в пределах 100,складывать и
вычитать круглые десятки, сравнивать
круглые десятки.
складывать и вычитать круглые десятки,
сравнивать круглые десятки, называть
число, которое получается от сложения
(сумма), называть число,
которое
получается от вычитания (разность)
складывать
круглые
десятки
и 60 + 127; 60 + 17
двузначные числа называть число,
которое, получается, от сложения (сумма)
вычитать круглые десятки, называть 65-60; 73-40
число, которое, получается, от вычитания
(разность)
уметь складывать двузначное
число 92 + 8; 61 + 39
однозначное без перехода через разряд,
получая круглые десятки и сотни

«условие», решать задачи на нахождение остатка в
«решение пределах 100 без перехода через разряд
21

пределах 100 без
перехода через разряд

«ответ»,
осталось»

«сколько практической направленности (в
действия с краткой записью)

8

Повторение понятий
«моложе- старше»

1

на сколько моложе,
на сколько старше

9

Мера
стоимости:
бумажные деньги

1

мера стоимости – рубль,
символы бумажных денег:
10 руб., 50 руб., 100 руб.

10 Меры длины: метр.
Измерение метром

1

11 Меры ѐмкости: литр.
Измерение литром

1

метр (м), дециметр (дм),
см - числа, полученные
при измерении длины
литр - мера ѐмкости, поллитра

12 Меры
времени:
определение времени
по часам

1

единицы
(меры)
времени — месяц, год.
обозначение: 1 мес, 1 год.
соотношения: 1 мес. = 30
или 31 сут., 1 год = 12 мес,
порядок
месяцев,
календарь. Определение
времени по часам с
точностью до получаса

22

два

понимать и решать задачи логической
направленности: на
увеличение и
уменьшение числа на несколько единиц
выполнять размен и замену при помощи
10 руб., 100 руб., решать задачи
практической направленности с опорой
на картинки, на предметы
знать меры длины, различать и называть
более «крупную», решать практическим
способом задачи
практическим способом измерять
с
помощью мерки (1л банки, 0,5л.банки)
объѐм
ведра,
решать
задачи
практической направленности
знать единицы времени, определять
продолжительность
времени
по
календарю, по часам с точностью до
получаса, решать задачи практической
направленности

13 Геометрический

1

14 Самостоятельная
работа

1

материал:
ломаные
линии. Звенья ломаной.
Замкнутые
и
незамкнутые ломаные
линии.
Построение
ломаных линий

Ломаные линии. Звенья
ломаной.
Замкнутые
и
незамкнутые
ломаные
линии.
Построение
ломаных линий

уметь распознавать и строить прямые,
кривые и ломаные линии, находить
замкнутые и незамкнутые ломаные линии,
звенья ломаной, измерять их, выполнять
построение ломаных линий

выполнить самостоятельно все задания
(по возможности)

23

5. Планируемые результаты освоения универсальными учебными действиями
Личностные универсальные учебные действия:
1. Положительно относиться к урокам «Математические представления».
2. Понимать значимость уроков «Математические представления».
3. Анализировать

и

характеризовать

эмоциональные

состояния

и

чувства

окружающих,

взаимоотношения с их учетом.
4. Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.
5. Считаться с мнением другого человека.
6. Установка на здоровый образ жизни и реализация в реальном поведении и поступках.
7. Придерживаться основных правил и норм здоровьесберегающего поведения.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1.Принимать и сохранять учебную задачу.
2.Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
3.Удерживать цель деятельности до получения ее результата.
4.Планировать свои действия для выполнения конкретного задания.
5.Учитывать установленные правила поведения на уроках математики.
6.Проводить пошаговый контроль результатов своей деятельности.
24

строить

свои

7.Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей.
8.Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, других людей.
9.Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
10.Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты чужой деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
1. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
2. Самостоятельно следовать алгоритму деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
3. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
4. Использовать схемы, демонстрационные таблицы, индивидуальные раздаточные задания, карточки, перфокарты,
макеты и т. д. для решения поставленных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
1. Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом.
2. Осуществлять учебное сотрудничество со сверстниками.
3. Учитывать мнение взрослых и стремиться наладить с ними общение.
4. При помощи педагога формулировать свою точку зрения.
5. Самостоятельно формулировать свою точку зрения.
25

6. Строить короткое монологическое высказывание в соответствии с заданной темой.
7. Осуществлять взаимоконтроль.
8. Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

26

5. Описание учебно – методического обеспечения коррекционно-развивающего процесса
№п/п
1

2

3

4
5

6

Название
Автор
Программы
специальных
(коррекционных) А.К.Аксенова,
образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы А.П.Антропов,
Программа для детских домов – интернатов для
умственно – отсталых детей «Воспитание,
обучение и социализация детей – инвалидов»
Программа обучения и воспитания детей с
выраженной умственной отсталостью
«Математика» учебник для 2 класса
вспомогательной школы
«Математика»учебник для 3 класса
специальных(коррекционных)образовательных
учреждений 8 вида
«Математика» учебник для 4 класса специальных
(коррекционных) образовательных учреждений 8
вида

И.М. Бгажнокова
Е. Д. Худенко
НИИ Дефектологии АПН
СССР

А.А. Хилько Б. Л. Мершон
В.В. Эк
М.Н. Перова

27

Выходные данные
Москва, «Просвещение»,
2010 г.
Москва, АНМЦ «Развитие и
коррекция», 2007
Москва, Мин. соц.
обеспечения РСФСР, НИИ
Дефектологии АПН СССР,
1984
Москва «Просвещение»
1975
«Просвещение»АО
«Московские учебники»
Москва 2002
Москва, «Просвещение»,
2002

6. Описание материально-технического обеспечения коррекционно-развивающего процесса
1. Демонстрационные таблицы по темам.
2. Учебный дидактический материал (индивидуальные раздаточные задания, карточки, перфокарты, учебники и т. д.)
3. Различные виды счетного материала.
4. Дидактические математические игры.
5. Нумикон.
6. Макет часов.
7. Калькуляторы.
8. Электронный термометр для определения температуры на улице и в помещении.
9. Линейки, метр.
10. Трафареты геометрических фигур.
11. Копии денежных купюр, монет.
12. Телефонный справочник.
13. Формы бланков и квитанций.
14. Интерактивные игры по математике :
«Дедушка в аэропорту» (двузначные числа);
«Как считают индейцы» (задачки на сложение);
«Тряпки по порядку» (порядковый счѐт); «Секретная паутина» (цвета и геометрические фигуры)
28

Контроль обучения.
По тематическому плану в 8 классе предусмотрено: 3 плановые самостоятельные работы,
2 итоговые самостоятельные работы.

№ п/п № к/р
I четверть
1
1

Виды контроля

Кол-во часов

Текущий контроль
Самостоятельная работа
«Сложение и вычитание чисел в
пределах 20 с переходом через
разряд». Работа над ошибками,
допущенными в самостоятельной
работе.

1

II четверть
2

Устная и письменная нумерация в
пределах 100».
Итоговая работа за полугодие.

1

Текущий контроль
«Сложение и вычитание
двузначных и однозначных чисел
и круглых десятков».
Самостоятельная работа.

1

III четверть
3

29

4

1

Самостоятельная работа по теме
«Сложение и вычитание круглых
десятков и двузначных чисел».
Работа над ошибками,
допущенными в самостоятельной
работе.

1

«Получение круглых десятков и
сотни сложением двузначного
числа с однозначным». Итоговая
самостоятельная работа.

1

IV четверть
5

30

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».