2 3 Пояснительная записка Рабочая программа «Подготовка младшего обслуживающего персонала» составлена на основе: Авторской программы «Подготовка младшего обслуживающего персонала» авторы: С.Л. Мирский под редакцией В.В. Воронковой, «Владос» 2016 г. Данная рабочая программа предназначена для обучающихся 8 класса с умственной отсталостью легкой степени и составлена с нагрузкой 5 часов в неделю, что составляет 170 часов в год. Для реализации данной программы используется следующий учебно-методический комплекс: 1. А. И. Галина, Е.Ю. Головинская, технология, «Подготовка младшего обслуживающего персонала», учебник для 8 класса для учащихся с ОВЗ (умственная отсталость, тяжёлые нарушения развития), обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам. 2.Планируемые результаты освоения учебного предметам. Вводное занятие. Обучающийся должен знать: -правила техники безопасности и правила поведения в мастерской; Обучающийся научится: -выполнению правил техники безопасности; -правильно вести себя в мастерской. Гигиена ближайшего окружения 4 Обучающийся должен знать: -правила поведения в общественных местах; -правила ухода за растениями; -что загрязняет воздух, землю, воду; - откуда берется мусор; - зачем нужен раздельный сбор мусора; - маркировку изделий из пластика; - опасные отходы; - как сохранить природу и здоровье людей; Обучающийся научится: - соблюдать правила поведения в общественных местах; - правилам ухода за растениями; - правильно проводить раздельный сбор мусора; - знать маркировку изделий из пластика; - беречь природу и здоровье людей; Сохранение и поддержка здоровья Обучающийся должен знать: - правила оказания доврачебной помощи; - как вызвать врача на дом и описать симптомы больного; - необходимые документы для обращения за медицинской помощью; - структуру поликлиники; - назначение стационара; - назначение палаты для пациентов; Обучающийся научится: - оказывать доврачебную помощь; - вызывать врача на дом и описывать симптомы больного; - собирать необходимые документы для обращения в поликлинику; - выбрать на экране терминала нужную услугу и получить талон; - к какому врачу обращаться в первую очередь; - соблюдению правил гигиены при посещении пациентов в больнице; 5 Уборка помещений Обучающийся должен знать: - план уборки помещений; - виды полов; - приспособления и машины для уборки полов; - источники естественного и искусственного освещения; - лампы накаливания и энергосберегающие; - правила мойки окон; - приспособления для мойки окон; - правила чистки зеркал, пластиковых перегородок, стеклянных дверей; - виды мебели; - виды бытовой техники; - назначение предметов мебели; - правила уборки жилого помещения; - правила ухода за полами и напольным покрытием; - виды помещений; - правила проведения ежедневной и генеральной уборки; - порядок ежедневной уборки; - назначение санитарно-технического оборудования; - правила ухода за санитарно-техническим оборудованием; - технику безопасности при работе с чистящими средствами; Обучающийся научится: - ориентироваться по устной инструкции учителя; - готовить инвентарь и материалы к уборке; - составлять план работы; - проводить уборку помещений; - ухаживать за полами и напольным покрытием; - проводить ежедневную и генеральную уборку помещений; - уходу за санитарно-техническим оборудованием; - технике безопасности при работе с чистящими средствами; - соблюдению личной гигиены; Уход за одеждой 6 Обучающийся должен знать: - виды стирки (ручная, машинная); - правила хранения грязного белья; - моющие средства для ручной и машинной стирки; - правила сдачи вещей в химчистку; - правила цветовой совместимости при стирке белья; - моющие средства, марки, назначение; - правила безопасного пользования моющими средствами; - порядок ручной стирки; - правила отжима вещей из разного материала; - правила сушки вещей из разного материала; - назначение ярлыков на одежде; - ПТБ при стирке вещей; - ПТБ при работе со стиральной машиной; - правила подготовки рабочего места для глажения; - приспособления для глажения; - электрический утюг; - ПТБ при работе с утюгом, виды тканей; - назначение пульверизатора; - правила глажения юбок, брюк, рубашек, блузок; - назначение проутюжельника; - использование гладильной доски для рукавов; - инструменты, приспособления и материалы для мелкого ремонта одежды; - правила безопасной работы с режущими и колющими предметами; - подбор игл, ниток для мелкого ремонта одежды; - назначение и правила пришивания пуговиц; - проведение мелкого ремонта одежды; Обучающийся научится: - подготовке и сортировке белья к стирке; - выбирать моющие средства для стирки из разных видов ткани; - проводить ручную стирку; - правилам правильного отжима и сушки вещей из разного материала; 7 - выполнять порядок глажки одежды; - выставлять нужный режим глажки; - складывать выглаженное белье; - безопасному пользованию режущими и колющими предметами; - проводить мелкий ремонт одежды; - планировать свою деятельность; - самостоятельно выполнять задания по инструкции учителя; Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата 3. Слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, работа с учебником, беседа, наблюдение, тестирование, самостоятельная работа, работа с технологическими картами, работа с раздаточным инвентарем, самостоятельное составление плана работы, выполнение аппликаций из бумаги и ткани, рабочие приемы с ножницами, с хозинвентарем для уборки помещения и территории школы, организация рабочего места, уборка помещений и пришкольной территории, изготовление полезного предмета и его конечного результата. Содержание учебного предмета. Вводное занятие -знакомство с содержанием профиля трудовое обучения «Подготовка младшего обслуживающего персонала»; -знакомство с правилами техники безопасности и внутренним распорядком в мастерской; 8 -знакомство с санитарно-гигиеническими требованиями. Гигиена ближайшего окружения. Теоретические сведения. Почему надо соблюдать правила в общественных местах. Как ветер помогает беречь природу. Уход за растениями обеспечивает нас чистым воздухом. Гигиена дыхания. Откуда берется мусор и мусорная проблема. Зачем нужен раздельный сбор мусора. Международная маркировка изделий из пластика. Какую пользу дает переработка пластика. Как пластик превращается в джинсы и футболки. Каждый человек может защитить окружающий мир. Практические работы. Сделать вертушку. Укрепить ее во дворе и понаблюдать за ней. Уход за растениями на пришкольном участке. Уборка территории. Раздельный сбор мусора. Сделать книжку – памятку ко Дню Земли. Практическое повторение по теме: «Гигиена ближайшего окружения». Сохранение и поддержка здоровья. Теоретические сведения. Доврачебная помощь. Вызов врача домой. Полис обязательного медицинского страхования ОМС. Обращение в поликлинику. Электронная очередь в поликлинике. Кто лечит пациентов в поликлинике. Стационар. Палата. Больничный режим. Практические работы. Оказание первой помощи заболевшему. Вызов врача на дом. Диалог – способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения, умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, умение задавать уточняющие вопросы и 9 отвечать на них. Формулировать суть проблемы, сообщать необходимые данные, пользоваться телефоном. Пользоваться документами: амбулаторная карта, талон на прием, больничный лист, полис обязательного медицинского страхования. Пользоваться расписанием врачей. Ориентироваться в поликлинике. Вызов врача на дом. Пользоваться тонометром, термометром, бинтом, пластырем. Практическое повторение по теме: «Сохранение и поддержка здоровья» Уборка помещений. Теоретические сведения. Уход за твердыми полами. Источники естественного и искусственного света. Подготовка окна к мойке. Мойка оконного переплета и подоконника. Мойка оконных стекол. Чистка зеркал пластиковых перегородок, стеклянных дверей. Уход за мебелью. Ежедневная уборка помещений. Ежедневная регулярная уборка жилого помещения. Ежедневный уход за полами и напольным покрытием. Объекты генеральной уборки жилого помещения. Чистка санитарно – технического оборудования. Чистка раковины и ванны. Чистка унитаза. Практические работы. Подготовка инвентаря и материалов к уборке. Распределение помещений для уборки. Проведение уборки. Чистка санитарно – технического оборудования. Практическое повторение по теме: «Уборка помещений» Уход за одеждой. Теоретические сведения. Стирка белья и одежды. Что делать с грязной одеждой. Правила совместимости при стирке. Ручная стирка. Порядок ручной стирки. Глажение. Подготовка рабочего места. Подготовка утюга к глажению. Подготовка белья к глажению. Глажение юбок. Глажение брюк. Глажение рубашек. 10 Блузок. Использование гладильной доски для рукавов. Глажение спинки рубашки. Инструменты, приспособления и материалы для мелкого ремонта одежды. Как пришить пуговицу. Мелкий ремонт одежды. Практические работы. Сортировка белья. Подготовка белья к стирке. Выбор моющего средства. Закладывание в барабан машины белья в соответствии с программой стирки. Отмеривание и засыпание стирального порошка. Установка программы стирки. Ручная стирка белого и цветного белья. Сушка белья. Подготовка рабочего места для утюжки. Установка терморегулятором теплового режима утюжки. Утюжка и складывание мужских брюк, рубашки, женских блузок, юбок. Пришивание пуговиц. Мелкий ремонт одежды. Практическое повторение по теме: «Уход за одеждой» Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета: -воспитание положительного отношения к труду; -успешная социальная адаптация учащихся со сложным дефектом; - развитие навыков и умения работы с бумагой, картоном, тканью; -формирование умения ухаживать за комнатными и садовыми растениями; уборки помещений, пришкольной территории; -расширение кругозора учащихся и пополнение их словарного запаса; - развитие элементарных аналитических способностей, памяти, внимания, мышления, пространственного воображения; -развитие глазомера, мелкой моторики рук, сенсомоторики; - воспитание усидчивости, терпения, целенаправленности действий, критичности, волевых качеств; формирование коммуникативных качеств обучающихся. Межпредметные связи учебного предмета. Учебный предмет «Профессиональное трудовое обучение» тесно взаимосвязан со следующими предметами: математика: нумерация чисел, меры длины, арифметические действия; письмо и развитие речи: письменные ответы на вопросы по тексту; чтение и развитие речи: связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам, пересказ, правильное построение фразы, чтение текстов в учебнике; природоведение: строение цветка, дерева, уход за комнатными растениями; 11 изобразительное искусство: зарисовки различных инструментов и приспособлений; социально – бытовая ориентировка: расширение понятий, относящихся к личной гигиене, самообслуживанию, предметам быта, бытовомутруду.