ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа основного общего образования по изобразительному искусству составлена на основе требований к результатам
освоения программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также ориентирована на целевые приоритеты
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе
воспитания.
Основная цель изобразительного искусства – развитие визуально-пространственного мышления обучающихся как формы
эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры.
Изобразительное искусство имеет интегративный характер и включает в себя основы разных видов визуальнопространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного
искусства, фотографии, функции художественного изображения в зрелищных и экранных искусствах. Важнейшими задачами
программы по изобразительному искусству являются формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой,
эстетической и личностно значимой ценности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к
истории культуры России, выраженной в еѐ архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Программа по изобразительному искусству направлена на развитие личности обучающегося, его активной учебнопознавательной деятельности, творческого развития и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Программа по изобразительному искусству ориентирована на психовозрастные особенности развития обучающихся 11–15 лет.
Целью изучения изобразительного искусства является освоение разных видов визуально-пространственных искусств:
живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных
и экранных искусствах (вариативно).
Задачами изобразительного искусства являются:
освоение художественной культуры как формы выражения в пространственных формах духовных ценностей, формирование
представлений о месте и значении художественной деятельности в жизни общества;
формирование у обучающихся представлений об отечественной и мировой художественной культуре во всѐм многообразии еѐ
видов;
формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования мира;
приобретение опыта создания творческой работы посредством различных художественных материалов в разных видах
визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и
дизайне, опыта художественного творчества в компьютерной графике и анимации, фотографии, работы в синтетических искусствах
(театр и кино) (вариативно);
формирование пространственного мышления и аналитических визуальных способностей;
овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного искусства как способах воплощения в видимых
пространственных формах переживаний, чувств и мировоззренческих позиций человека;
развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения;
воспитание уважения и любви к культурному наследию России через освоение отечественной художественной культуры;
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, формирование активного отношения к
традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
Общее число часов, рекомендованных для изучения изобразительного искусства, – 102 часа: в 5 классе – 34 часа (1 час в
неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Содержание программы по изобразительному искусству на уровне основного общего образования структурировано по 4
модулям (3 инвариантных и 1 вариативный). Инвариантные модули реализуются последовательно в 5, 6 и 7 классах. Содержание
вариативного модуля может быть реализовано дополнительно к инвариантным в одном или нескольких классах или во внеурочной
деятельности.
Модуль №1 «Декоративно-прикладное и народное искусство» (5 класс)
Модуль №2 «Живопись, графика, скульптура» (6 класс)
Модуль №3 «Архитектура и дизайн» (7 класс)
Модуль №4 «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и художественная фотография» (вариативный)(8 класс)
Каждый модуль программы по изобразительному искусству обладает содержательной целостностью и организован по
восходящему принципу в отношении углубления знаний по ведущей теме и усложнения умений обучающихся. Последовательность
изучения модулей определяется психологическими возрастными особенностями обучающихся, принципом системности обучения и
опытом педагогической работы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 8 класса — «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» (34 ч.)
Тема 1. Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах - 8часов
Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино.
Правда и магия театра. Театральное искусство и художник.
Безграничное пространство сцены. Сценография - особый вид художественного творчества.
Сценография - искусство и производство.
Тайны актѐрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы».
Привет от Карабаса-Барабаса! Художник в театре кукол.
Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению.
Тема 2. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий –8 часов
Фотография - взгляд, сохранѐнный навсегда. Фотография - новое изображение реальности.
Грамота фотокомпозиции и съѐмки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать.
Фотография - искусство светописи. Вещь: свет и фактура.
«На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.
Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета.
Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.
Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.
Тема 3. Фильм - творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? - 9 часов
Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.
Художник - режиссѐр - оператор. Художественное творчество в игровом фильме.
От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка. Фильм - «рассказ в картинках». Воплощение замысла. Чудо движения:
увидеть и снять.
Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации или Когда художник больше, чем художник. Живые рисунки на твоѐм
компьютере.
Тема 4. Телевидение - пространство культуры? Экран - искусство – зритель - 8 часов
Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.
Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка.
Жизнь врасплох, или Киноглаз.
Телевидение, видео, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка.
В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего образования по изобразительному искусству
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное
развитие обучающихся, приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС ООО:
формирование у обучающихся основ российской идентичности, ценностные установки и социально значимые качества личности,
духовно-нравственное развитие обучающихся и отношение обучающихся к культуре, мотивацию к познанию и обучению, готовность
к саморазвитию и активному участию в социально значимой деятельности.
1) Патриотическое воспитание.
Осуществляется через освоение обучающимися содержания традиций, истории и современного развития отечественной
культуры, выраженной в еѐ архитектуре, народном, прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе
освоения особенностей и красоты отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях искусства, посвящѐнных различным
подходам к изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте
отечественного пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в изучении истории народного искусства, его житейской мудрости
и значения символических смыслов. Урок искусства воспитывает патриотизм в процессе собственной художественно-практической
деятельности обучающегося, который учится чувственно-эмоциональному восприятию и творческому созиданию художественного
образа.
2) Гражданское воспитание.
Программа по изобразительному искусству направлена на активное приобщение обучающихся к традиционным российским
духовно-нравственным ценностям. При этом реализуются задачи социализации и гражданского воспитания обучающегося.
Формируется чувство личной причастности к жизни общества. Искусство рассматривается как особый язык, развивающий
коммуникативные умения. В рамках изобразительного искусства происходит изучение художественной культуры и мировой истории
искусства, углубляются интернациональные чувства обучающихся. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни
разных народов и красоты различных национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы, а также участие в
общих художественных проектах создают условия для разнообразной совместной деятельности, способствуют пониманию другого,
становлению чувства личной ответственности.
3) Духовно-нравственное воспитание.
В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе эстетический, художественный и нравственный
мировой опыт, раскрытие которого составляет суть учебного предмета. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира
обучающегося и развитие его эмоционально-образной, чувственной сферы. Развитие творческого потенциала способствует росту
самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества. Ценностно-ориентационная и коммуникативная
деятельность на занятиях по изобразительному искусству способствует освоению базовых ценностей – формированию отношения к
миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты
проживаемой жизни.
4) Эстетическое воспитание.
Эстетическое (от греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный) – это воспитание чувственной сферы обучающегося на основе
всего спектра эстетических категорий: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, высокое, низменное. Искусство понимается
как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд,
представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием развития социально значимых
отношений обучающихся. Способствует формированию ценностных ориентаций обучающихся в отношении к окружающим людям,
стремлению к их пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого общежития, к самому себе
как самореализующейся и ответственной личности, способной к позитивному действию в условиях соревновательной конкуренции.
Способствует формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному наследию.
5) Ценности познавательной деятельности.
В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством ставятся задачи воспитания
наблюдательности – умений активно, то есть в соответствии со специальными установками, видеть окружающий мир. Воспитывается
эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности развиваются в процессе учебных проектов на
уроках изобразительного искусства и при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
6) Экологическое воспитание.
Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем, активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде, формирование нравственно-эстетического отношения к природе воспитывается в
процессе художественно-эстетического наблюдения природы, еѐ образа в произведениях искусства и личной художественнотворческой работе.
7) Трудовое воспитание.
Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в процессе личной художественнотворческой работы с освоением художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая деятельность
формирует такие качества, как навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками, формирование умений
преобразования реального жизненного пространства и его оформления, удовлетворение от создания реального практического
продукта. Воспитываются качества упорства, стремления к результату, понимание эстетики трудовой деятельности. А также умения
сотрудничества, коллективной трудовой работы, работы в команде – обязательные требования к определѐнным заданиям программы.
8) Воспитывающая предметно-эстетическая среда.
В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение организация пространственной среды
общеобразовательной организации. При этом обучающиеся должны быть активными участниками (а не только потребителями) еѐ
создания и оформления пространства в соответствии с задачами общеобразовательной организации, среды, календарными событиями
школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сам образ предметно-пространственной среды общеобразовательной
организации, оказывает активное воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных ориентаций и
восприятие жизни обучающихся.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными познавательными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие пространственные представления и сенсорные способности как часть
универсальных познавательных учебных действий:
сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям;
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять положение предметной формы в пространстве;
обобщать форму составной конструкции;
анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа;
структурировать предметно-пространственные явления;
сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов между собой;
абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной композиции.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как часть универсальных
познавательных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры;
сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления искусства и
действительности;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по установленной или выбранной теме;
самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или исследования, аргументированно
защищать свои позиции.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть универсальных познавательных
учебных действий:
использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и отбора информации на основе
образовательных задач и заданных критериев;
использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях
искусства, в текстах, таблицах и схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему в различных видах еѐ представления: в рисунках и
эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных
действий:
понимать искусство в качестве особого языка общения – межличностного (автор – зритель), между поколениями, между
народами;
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения, развивая
способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с
суждениями участников общения, выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании
обсуждаемого явления, находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учѐта интересов;
публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;
взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной деятельности и строить действия по
еѐ достижению, договариваться, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно
относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата.
Овладение универсальными регулятивными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как часть универсальных регулятивных учебных
действий:
осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач, осознанно подчиняя
поставленной цели совершаемые учебные действия, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности;
планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных, познавательных, художественно-творческих задач;
уметь организовывать своѐ рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и
бережно относясь к используемым материалам.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как часть универсальных регулятивных учебных
действий:
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата;
владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие умения эмоционального интеллекта как часть универсальных регулятивных
учебных действий:
развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию эмоций других;
уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства и собственной художественной
деятельности;
развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других;
признавать своѐ и чужое право на ошибку;
работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудничестве, в совместной деятельности со
сверстниками, с педагогами и межвозрастном взаимодействии.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Модуль № 3 «Архитектура и дизайн»
характеризовать архитектуру и дизайн как конструктивные виды искусства, то есть искусства художественного построения
предметно-пространственной среды жизни людей;
объяснять роль архитектуры и дизайна в построении предметно-пространственной среды жизнедеятельности человека;
рассуждать о влиянии предметно-пространственной среды на чувства, установки и поведение человека;
рассуждать о том, как предметно-пространственная среда организует деятельность человека и представления о самом себе;
объяснять ценность сохранения культурного наследия, выраженного в архитектуре, предметах труда и быта разных эпох.
Графический дизайн:
объяснять понятие формальной композиции и еѐ значение как основы языка конструктивных искусств;
объяснять основные средства – требования к композиции;
уметь перечислять и объяснять основные типы формальной композиции;
составлять различные формальные композиции на плоскости в зависимости от поставленных задач;
выделять при творческом построении композиции листа композиционную доминанту;
составлять формальные композиции на выражение в них движения и статики;
осваивать навыки вариативности в ритмической организации листа;
объяснять роль цвета в конструктивных искусствах;
различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах;
объяснять выражение «цветовой образ»;
применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту, объединѐнные одним стилем;
определять шрифт как графический рисунок начертания букв, объединѐнных общим стилем, отвечающий законам
художественной композиции;
соотносить особенности стилизации рисунка шрифта и содержание текста, различать «архитектуру» шрифта и особенности
шрифтовых гарнитур, иметь опыт творческого воплощения шрифтовой композиции (буквицы);
применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов графической композиции;
объяснять функции логотипа как представительского знака, эмблемы, торговой марки, различать шрифтовой и знаковый виды
логотипа, иметь практический опыт разработки логотипа на выбранную тему;
иметь творческий опыт построения композиции плаката, поздравительной открытки или рекламы на основе соединения текста
и изображения;
иметь представление об искусстве конструирования книги, дизайне журнала, иметь практический творческий опыт образного
построения книжного и журнального разворотов в качестве графических композиций.
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека:
иметь опыт построения объѐмно-пространственной композиции как макета архитектурного пространства в реальной жизни;
уметь выполнять построение макета пространственно-объѐмной композиции по его чертежу;
выявлять структуру различных типов зданий и характеризовать влияние объѐмов и их сочетаний на образный характер
постройки и еѐ влияние на организацию жизнедеятельности людей;
знать о роли строительного материала в эволюции архитектурных конструкций и изменении облика архитектурных
сооружений;
иметь представление, как в архитектуре проявляются мировоззренческие изменения в жизни общества и как изменение
архитектуры влияет на характер организации и жизнедеятельности людей;
иметь знания и опыт изображения особенностей архитектурно-художественных стилей разных эпох, выраженных в постройках
общественных зданий, храмовой архитектуре и частном строительстве, в организации городской среды;
характеризовать архитектурные и градостроительные изменения в культуре новейшего времени, современный уровень развития
технологий и материалов, рассуждать о социокультурных противоречиях в организации современной городской среды и поисках
путей их преодоления;
знать о значении сохранения исторического облика города для современной жизни, сохранения архитектурного наследия как
важнейшего фактора исторической памяти и понимания своей идентичности;
определять понятие «городская среда»; рассматривать и объяснять планировку города как способ организации образа жизни
людей;
знать различные виды планировки города, иметь опыт разработки построения городского пространства в виде макетной или
графической схемы;
характеризовать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и архитектуры, иметь представление о
традициях ландшафтно-парковой архитектуры и школах ландшафтного дизайна;
объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой, в
«проживании» городского пространства;
иметь представление о задачах соотношения функционального и образного в построении формы предметов, создаваемых
людьми, видеть образ времени и характер жизнедеятельности человека в предметах его быта;
объяснять, в чѐм заключается взаимосвязь формы и материала при построении предметного мира, объяснять характер влияния
цвета на восприятие человеком формы объектов архитектуры и дизайна;
иметь опыт творческого проектирования интерьерного пространства для конкретных задач жизнедеятельности человека;
объяснять, как в одежде проявляются характер человека, его ценностные позиции и конкретные намерения действий,
объяснять, что такое стиль в одежде;
иметь представление об истории костюма в истории разных эпох, характеризовать понятие моды в одежде;
объяснять, как в одежде проявляются социальный статус человека, его ценностные ориентации, мировоззренческие идеалы и
характер деятельности;
иметь представление о конструкции костюма и применении законов композиции в проектировании одежды, ансамбле в
костюме;
уметь рассуждать о характерных особенностях современной моды, сравнивать функциональные особенности современной
одежды с традиционными функциями одежды прошлых эпох;
иметь опыт выполнения практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной одежды», создания эскизов
молодѐжной одежды для разных жизненных задач (спортивной, праздничной, повседневной и других);
различать задачи искусства театрального грима и бытового макияжа, иметь представление об имидж-дизайне, его задачах и
социальном бытовании, иметь опыт создания эскизов для макияжа театральных образов и опыт бытового макияжа, определять
эстетические и этические границы применения макияжа и стилистики причѐски в повседневном быту.
По результатам реализации вариативного модуля обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам
программы по изобразительному искусству.
Модуль № 4 «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и художественная фотография» (вариативный)
знать о синтетической природе – коллективности творческого процесса в синтетических искусствах, синтезирующих
выразительные средства разных видов художественного творчества;
понимать и характеризовать роль визуального образа в синтетических искусствах;
иметь представление о влиянии развития технологий на появление новых видов художественного творчества и их развитии
параллельно с традиционными видами искусства.
Художник и искусство театра:
иметь представление об истории развития театра и жанровом многообразии театральных представлений;
знать о роли художника и видах профессиональной художнической деятельности в современном театре;
иметь представление о сценографии и символическом характере сценического образа;
понимать различие между бытовым костюмом в жизни и сценическим костюмом театрального персонажа, воплощающим
характер героя и его эпоху в единстве всего стилистического образа спектакля;
иметь представление о творчестве наиболее известных художников-постановщиков в истории отечественного искусства
(эскизы костюмов и декораций в творчестве К. Коровина, И. Билибина, А. Головина и других художников);
иметь практический опыт создания эскизов оформления спектакля по выбранной пьесе, иметь применять полученные знания
при постановке школьного спектакля;
объяснять ведущую роль художника кукольного спектакля как соавтора режиссѐра и актѐра в процессе создания образа
персонажа;
иметь практический навык игрового одушевления куклы из простых бытовых предметов;
понимать необходимость зрительских знаний и умений – обладания зрительской культурой для восприятия произведений
художественного творчества и понимания их значения в интерпретации явлений жизни.
Художественная фотография:
иметь представление о рождении и истории фотографии, о соотношении прогресса технологий и развитии искусства
запечатления реальности в зримых образах;
уметь объяснять понятия «длительность экспозиции», «выдержка», «диафрагма»;
иметь навыки фотографирования и обработки цифровых фотографий с помощью компьютерных графических редакторов;
уметь объяснять значение фотографий «Родиноведения» С.М. Прокудина-Горского для современных представлений об истории
жизни в нашей стране;
различать и характеризовать различные жанры художественной фотографии;
объяснять роль света как художественного средства в искусстве фотографии;
понимать, как в художественной фотографии проявляются средства выразительности изобразительного искусства, и стремиться
к их применению в своей практике фотографирования;
иметь опыт наблюдения и художественно-эстетического анализа художественных фотографий известных профессиональных
мастеров фотографии;
иметь опыт применения знаний о художественно-образных критериях к композиции кадра при самостоятельном
фотографировании окружающей жизни;
развивать опыт художественного наблюдения жизни, проявлять познавательный интерес и внимание к окружающему миру, к
людям;
уметь объяснять разницу в содержании искусства живописной картины, графического рисунка и фотоснимка, возможности их
одновременного существования и актуальности в современной художественной культуре;
понимать значение репортажного жанра, роли журналистов-фотографов в истории ХХ в. и современном мире;
иметь представление о фототворчестве А. Родченко, о том,как его фотографии выражают образ эпохи, его авторскую позицию,
и о влиянии его фотографий на стиль эпохи;
иметь навыки компьютерной обработки и преобразования фотографий.
Изображение и искусство кино:
иметь представление об этапах в истории кино и его эволюции как искусства;
уметь объяснять, почему экранное время и всѐ изображаемое в фильме, являясь условностью, формирует у людей восприятие
реального мира;
иметь представление об экранных искусствах как монтаже композиционно построенных кадров;
знать и объяснять, в чѐм состоит работа художника-постановщика и специалистов его команды художников в период
подготовки и съѐмки игрового фильма;
объяснять роль видео в современной бытовой культуре;
иметь опыт создания видеоролика, осваивать основные этапы создания видеоролика и планировать свою работу по созданию
видеоролика;
понимать различие задач при создании видеороликов разных жанров: видеорепортажа, игрового короткометражного фильма,
социальной рекламы, анимационного фильма, музыкального клипа, документального фильма;
иметь начальные навыки практической работы по видеомонтажу на основе соответствующих компьютерных программ;
иметь навык критического осмысления качества снятых роликов;
иметь знания по истории мультипликации и уметь приводить примеры использования электронно-цифровых технологий в
современном игровом кинематографе;
иметь опыт анализа художественного образа и средств его достижения в лучших отечественных мультфильмах; осознавать
многообразие подходов, поэзию и уникальность художественных образов отечественной мультипликации;
осваивать опыт создания компьютерной анимации в выбранной технике и в соответствующей компьютерной программе;
иметь опыт совместной творческой коллективной работы по созданию анимационного фильма.
Изобразительное искусство на телевидении:
объяснять особую роль и функции телевидения в жизни общества как экранного искусства и средства массовой информации,
художественного и научного просвещения, развлечения и организации досуга;
знать о создателе телевидения – русском инженере Владимире Зворыкине;
осознавать роль телевидения в превращении мира в единое информационное пространство;
иметь представление о многих направлениях деятельности и профессиях художника на телевидении;
применять полученные знания и опыт творчества в работе школьного телевидения и студии мультимедиа;
понимать образовательные задачи зрительской культуры и необходимость зрительских умений;
осознавать значение художественной культуры для личностного духовно-нравственного развития и самореализации,
определять место и роль художественной деятельности в своей жизни и в жизни общества.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, И ВОЗМОЖНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ ЭЛЕКТРОННЫХ (ЦИФРОВЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
РЕСУРСОВ
Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой
темы
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и
тем программы
Всего
Тема 1. Художник и искусство
театра. Роль изображения в
синтетических искусствах - 8 ч
1
Изображение в театре и кино
1
2
Театральное искусство и художник
1
3
Сценография - особый вид
художественного творчества
1
4
Сценография - особый вид
художественного творчества
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
5
Сценография - искусство и
производство
1
6
Костюм, грим и маска.
1
7
Художник в театре кукол
1
8
Спектакль: от замысла к
воплощению
1
Тема 2. Эстафета искусств: от
рисунка к фотографии.
Эволюция изобразительных
искусств и технологий - 8 ч.
9
Фотография - новое
изображение реальности.
1
10
Основа операторского
мастерства: умение видеть и
выбирать.
1
11
Основа операторского
мастерства: умение видеть и
выбирать (практикум).
1
12
Вещь: свет и фактура.
1
13
Искусство фотопейзажа и
фотоинтерьера.
1
14
Операторское мастерство
фотопортрета.
1
15
Искусство фоторепортажа
1
16
Документ или фальсификация:
факт и его компьютерная
трактовка.
1
Тема 3. Фильм - творец и
зритель. Что мы знаем об
искусстве кино? - 9 ч.
17
Синтетическая природа фильма и
монтаж. Пространство и время в
кино
1
18
Художественное творчество в
игровом фильме
1
19
Азбука киноязыка. Фильм «рассказ в картинках»
1
20
Азбука киноязыка. Фильм «рассказ в картинках»
1
21
Воплощение замысла
1
22
Чудо движения: увидеть и снять
1
23
Чудо движения: увидеть и снять
1
24
Искусство анимации, или когда
художникбольше, чем художник
1
25
Живые рисунки на твоѐм
компьютере
1
Тема 4. Телевидение пространство культуры?
Экран - искусство - зритель - 8
ч.
26
Информационная и
художественная природа
телевизионного изображения
1
27
Телевизионная
документалистика: от
1
видеосюжета до телерепортажа и
очерка
28
Кинонаблюдение - основа
документальноговидеотворчества
1
29
Видеоэтюд в пейзаже и портрете
1
30
Видеосюжет в репортаже,
очерке, интервью
1
31
Современные формы экранного
языка
1
32
Роль визуально-зрелищных
искусств в жизни человека и
общества.
1
33- 34
Искусство – зритель современность
1
Наименование разделов и тем
Количество часов
Тема 1. Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических
искусствах - 8 ч
1
Изображение в театре и кино
1
2
Театральное искусство и художник
1
3
Сценография - особый вид художественного творчества
1
4
Сценография - особый вид художественного творчества
1
5
Сценография - искусство и производство
1
6
Костюм, грим и маска.
1
7
Художник в театре кукол
1
8
Спектакль: от замысла к воплощению
1
Тема 2. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция
изобразительных искусств и технологий - 8 ч.
9
Фотография - новое изображение реальности.
1
10
Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать.
1
11
Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать (практикум).
1
12
Вещь: свет и фактура.
1
13
Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.
1
14
Операторское мастерство фотопортрета.
1
15
Искусство фоторепортажа
1
16
Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.
1
Тема 3. Фильм - творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? - 9 ч.
17
Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино
1
18
Художественное творчество в игровом фильме
1
19
Азбука киноязыка. Фильм - «рассказ в картинках»
1
20
Азбука киноязыка. Фильм - «рассказ в картинках»
1
21
Воплощение замысла
1
22
Чудо движения: увидеть и снять
1
23
Чудо движения: увидеть и снять
1
24
Искусство анимации, или когда художникбольше, чем художник
1
25
Живые рисунки на твоѐм компьютере
1
Тема 4. Телевидение - пространство культуры? Экран - искусство - зритель - 8 ч.
26
Информационная и художественная природа телевизионного изображения
1
27
Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка
1
28
Кинонаблюдение - основа документальноговидеотворчества
1
29
Видеоэтюд в пейзаже и портрете
1
30
Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью
1
31
Современные формы экранного языка
1
32
Роль визуально-зрелищных искусств в жизни человека и общества.
1
33- 34
Искусство – зритель - современность
1
8 КЛАСС
№
п/
п
1
Количество часов
Тема урока
Тема 1. Художник и
искусство театра. Роль
изображения в
синтетических искусствах 8ч
Всег
о
Контрольн
ые работы
Практическ
ие работы
Функциональн
ая
Грамотность
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee
Изображение в театре и кино
2
Театральное искусство и
художник
1
Входная диагностическая
контрольная работа.
Сравнивать
данные и делать
соответствующи
е выводы.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee
3
Сценография - особый вид
художественного творчества
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee
4
Сценография - особый вид
художественного творчества
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee
5
Сценография - искусство и
производство
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee
Дат
а
6
Костюм, грим и маска.
1
7
Художник в театре кукол
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee
8
Спектакль: от замысла к
воплощению
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee
9
Тема 2. Эстафета искусств:
от рисунка к фотографии.
Эволюция изобразительных
искусств и технологий - 8 ч.
1
Сравнивать
данные и делать
соответствующи
е выводы.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee
Фотография - новое
изображение реальности.
10
Основа операторского
мастерства: умение видеть и
выбирать.
1
11
Основа операторского
мастерства: умение видеть и
выбирать (практикум).
1
12
Вещь: свет и фактура.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee
13
Искусство фотопейзажа и
фотоинтерьера.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee
Сравнивать
данные и делать
соответствующи
е выводы.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee
2ee
14
Операторское мастерство
фотопортрета.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee
15
Искусство фоторепортажа
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee
16
Документ или
фальсификация: факт и его
компьютерная трактовка.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee
17
Тема 3. Фильм - творец и
зритель. Что мы знаем об
искусстве кино? - 9 ч.
1
Сравнивать
данные и делать
соответствующи
е выводы.
Синтетическая природа
фильма и монтаж.
Пространство и время в кино
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee
18
Художественное творчество в
игровом фильме
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee
19
Азбука киноязыка. Фильм «рассказ в картинках»
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee
20
Азбука киноязыка. Фильм «рассказ в картинках»
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee
21
Воплощение замысла
1
Сравнивать
данные и делать
соответствующи
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee
е выводы.
22
Чудо движения: увидеть и
снять
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee
23
Чудо движения: увидеть и
снять
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee
24
Искусство анимации, или
Когда художник больше, чем
художник.
1
25
Живые рисунки на твоѐм
компьютере
1
26
Тема 4. Телевидение пространство культуры?
Экран - искусство - зритель
- 8 ч.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee
Сравнивать
данные и делать
соответствующи
е выводы.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee
Информационная и
художественная природа
телевизионного изображения
27
Телевизионная
документалистика: от
видеосюжета до
телерепортажа и очерка
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee
28
Кинонаблюдение - основа
1
документальноговидеотворчес
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
тва
2ee
29
Видеоэтюд в пейзаже и
портрете
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee
30
Видеосюжет в репортаже,
очерке, интервью
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee
31
Современные формы
экранного языка
1
32
Роль визуально-зрелищных
искусств в жизни человека и
общества.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee
3334
Искусство – зритель –
современность
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee
Сравнивать
данные и делать
соответствующи
е выводы.
Итоговая контрольная работа.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee
Приложение 2к рабочей программе
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Учебник по изобразительному искусству А.С Гуров . Питерских 5-8 классы . Москва « Просвещение» 2020г
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. http://nature.ok.ru/
2. http://www.chat.ru/~dronisimo/homepage1/anatom1.htm 9 класс
3. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/5/11/
Приложение к рабочей программе №1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№
Тема
Кол.час
п/
п
1
Дата
план
Тема 1. Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах - 8 ч
1
04.09
1
11.09
Изображение в театре и кино
2
Театральное искусство и художник
Входная диагностическая контрольная работа.
3
Сценография - особый вид художественного творчества
1
18.09
4
Сценография - особый вид художественного творчества
1
25.09
5
Сценография - искусство и производство
1
02.10
6
Костюм, грим и маска.
1
09.10
7
Художник в театре кукол
1
16.10
8
Спектакль: от замысла к воплощению
1
23.10
9
Тема 2. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных
искусств и технологий - 8 ч.
1
13.11
Фотография - новое изображение реальности.
10
Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать.
1
20.11
11
Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать (практикум).
1
27.11
12
Вещь: свет и фактура.
1
04.12
13
Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.
1
11.12
14
Операторское мастерство фотопортрета.
1
18.12
15
Искусство фоторепортажа
1
25.12
факт
16
Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.
1
15.01
17
Тема 3. Фильм - творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? - 9 ч.
1
22.01
Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино
18
Художественное творчество в игровом фильме
1
29.01
19
Азбука киноязыка. Фильм - «рассказ в картинках»
1
05.02
20
Азбука киноязыка. Фильм - «рассказ в картинках»
1
12.02
21
Воплощение замысла
1
19.02
22
Чудо движения: увидеть и снять
1
26.02
23
Чудо движения: увидеть и снять
1
05.03
24
Искусство анимации, или Когда художник больше, чем художник.
1
12.03
25
Живые рисунки на твоѐм компьютере
1
19.03
26
Тема 4. Телевидение - пространство культуры? Экран - искусство - зритель - 8 ч.
1
02.04
Информационная и художественная природа телевизионного изображения
27
Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка
1
09.04
28
Кинонаблюдение - основа документальноговидеотворчества
1
16.04
29
Видеоэтюд в пейзаже и портрете
1
23.04
30
Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью
1
30.04
31
Современные формы экранного языка
1
7.05
32
Роль визуально-зрелищных искусств в жизни человека и общества.
1
14.05
33
34
Искусство – зритель – современность
1
21.05
Итоговая контрольная работа.
Приложение к рабочей программе №2
Перечень практических работ.
№
1
2
Название практической работы
Входная диагностическая контрольная работа
Итоговая контрольная работа.
Дата .
11.09
21.05
четверть
1
4