АООП РП по изобразительному искуству 8 класс (ЗПР) за 2023-2024 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа основного общего образования по изобразительному искусству составлена на основе требований к результатам
освоения программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также ориентирована на целевые приоритеты
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе
воспитания.
Основная цель изобразительного искусства – развитие визуально-пространственного мышления обучающихся как формы
эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры.
Изобразительное искусство имеет интегративный характер и включает в себя основы разных видов визуальнопространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного
искусства, фотографии, функции художественного изображения в зрелищных и экранных искусствах. Важнейшими задачами
программы по изобразительному искусству являются формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой,
эстетической и личностно значимой ценности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к
истории культуры России, выраженной в еѐ архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Программа по изобразительному искусству направлена на развитие личности обучающегося, его активной учебнопознавательной деятельности, творческого развития и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Программа по изобразительному искусству ориентирована на психовозрастные особенности развития обучающихся 11–15 лет.
Целью изучения изобразительного искусства является освоение разных видов визуально-пространственных искусств:
живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных
и экранных искусствах (вариативно).
Задачами изобразительного искусства являются:
освоение художественной культуры как формы выражения в пространственных формах духовных ценностей, формирование
представлений о месте и значении художественной деятельности в жизни общества;
формирование у обучающихся представлений об отечественной и мировой художественной культуре во всѐм многообразии еѐ
видов;
формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования мира;
приобретение опыта создания творческой работы посредством различных художественных материалов в разных видах
визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и
дизайне, опыта художественного творчества в компьютерной графике и анимации, фотографии, работы в синтетических искусствах
(театр и кино) (вариативно);

формирование пространственного мышления и аналитических визуальных способностей;
овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного искусства как способах воплощения в видимых
пространственных формах переживаний, чувств и мировоззренческих позиций человека;
развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения;
воспитание уважения и любви к культурному наследию России через освоение отечественной художественной культуры;
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, формирование активного отношения к
традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
Общее число часов, рекомендованных для изучения изобразительного искусства, – 102 часа: в 5 классе – 34 часа (1 час в
неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Содержание программы по изобразительному искусству на уровне основного общего образования структурировано по 4
модулям (3 инвариантных и 1 вариативный). Инвариантные модули реализуются последовательно в 5, 6 и 7 классах. Содержание
вариативного модуля может быть реализовано дополнительно к инвариантным в одном или нескольких классах или во внеурочной
деятельности.
Модуль №1 «Декоративно-прикладное и народное искусство» (5 класс)
Модуль №2 «Живопись, графика, скульптура» (6 класс)
Модуль №3 «Архитектура и дизайн» (7 класс)
Модуль №4 «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и художественная фотография» (вариативный)(8 класс)
Каждый модуль программы по изобразительному искусству обладает содержательной целостностью и организован по
восходящему принципу в отношении углубления знаний по ведущей теме и усложнения умений обучающихся. Последовательность
изучения модулей определяется психологическими возрастными особенностями обучающихся, принципом системности обучения и
опытом педагогической работы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 8 класса — «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» (34 ч.)
Тема 1. Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах - 8часов
Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино.
Правда и магия театра. Театральное искусство и художник.
Безграничное пространство сцены. Сценография - особый вид художественного творчества.
Сценография - искусство и производство.
Тайны актѐрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы».
Привет от Карабаса-Барабаса! Художник в театре кукол.
Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению.
Тема 2. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий –8 часов
Фотография - взгляд, сохранѐнный навсегда. Фотография - новое изображение реальности.
Грамота фотокомпозиции и съѐмки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать.
Фотография - искусство светописи. Вещь: свет и фактура.
«На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.
Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета.
Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.
Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.
Тема 3. Фильм - творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? - 9 часов
Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.
Художник - режиссѐр - оператор. Художественное творчество в игровом фильме.

От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка. Фильм - «рассказ в картинках». Воплощение замысла. Чудо движения:
увидеть и снять.
Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации или Когда художник больше, чем художник. Живые рисунки на твоѐм
компьютере.
Тема 4. Телевидение - пространство культуры? Экран - искусство – зритель - 8 часов
Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.
Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка.
Жизнь врасплох, или Киноглаз.
Телевидение, видео, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка.
В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего образования по изобразительному искусству
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное
развитие обучающихся, приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС ООО:
формирование у обучающихся основ российской идентичности, ценностные установки и социально значимые качества личности,
духовно-нравственное развитие обучающихся и отношение обучающихся к культуре, мотивацию к познанию и обучению, готовность
к саморазвитию и активному участию в социально значимой деятельности.
1) Патриотическое воспитание.
Осуществляется через освоение обучающимися содержания традиций, истории и современного развития отечественной
культуры, выраженной в еѐ архитектуре, народном, прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе
освоения особенностей и красоты отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях искусства, посвящѐнных различным
подходам к изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте
отечественного пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в изучении истории народного искусства, его житейской мудрости
и значения символических смыслов. Урок искусства воспитывает патриотизм в процессе собственной художественно-практической
деятельности обучающегося, который учится чувственно-эмоциональному восприятию и творческому созиданию художественного
образа.
2) Гражданское воспитание.
Программа по изобразительному искусству направлена на активное приобщение обучающихся к традиционным российским
духовно-нравственным ценностям. При этом реализуются задачи социализации и гражданского воспитания обучающегося.
Формируется чувство личной причастности к жизни общества. Искусство рассматривается как особый язык, развивающий
коммуникативные умения. В рамках изобразительного искусства происходит изучение художественной культуры и мировой истории
искусства, углубляются интернациональные чувства обучающихся. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни
разных народов и красоты различных национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы, а также участие в

общих художественных проектах создают условия для разнообразной совместной деятельности, способствуют пониманию другого,
становлению чувства личной ответственности.
3) Духовно-нравственное воспитание.
В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе эстетический, художественный и нравственный
мировой опыт, раскрытие которого составляет суть учебного предмета. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира
обучающегося и развитие его эмоционально-образной, чувственной сферы. Развитие творческого потенциала способствует росту
самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества. Ценностно-ориентационная и коммуникативная
деятельность на занятиях по изобразительному искусству способствует освоению базовых ценностей – формированию отношения к
миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты
проживаемой жизни.
4) Эстетическое воспитание.
Эстетическое (от греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный) – это воспитание чувственной сферы обучающегося на основе
всего спектра эстетических категорий: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, высокое, низменное. Искусство понимается
как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд,
представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием развития социально значимых
отношений обучающихся. Способствует формированию ценностных ориентаций обучающихся в отношении к окружающим людям,
стремлению к их пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого общежития, к самому себе
как самореализующейся и ответственной личности, способной к позитивному действию в условиях соревновательной конкуренции.
Способствует формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному наследию.
5) Ценности познавательной деятельности.
В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством ставятся задачи воспитания
наблюдательности – умений активно, то есть в соответствии со специальными установками, видеть окружающий мир. Воспитывается
эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности развиваются в процессе учебных проектов на
уроках изобразительного искусства и при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
6) Экологическое воспитание.
Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем, активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде, формирование нравственно-эстетического отношения к природе воспитывается в
процессе художественно-эстетического наблюдения природы, еѐ образа в произведениях искусства и личной художественнотворческой работе.
7) Трудовое воспитание.

Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в процессе личной художественнотворческой работы с освоением художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая деятельность
формирует такие качества, как навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками, формирование умений
преобразования реального жизненного пространства и его оформления, удовлетворение от создания реального практического
продукта. Воспитываются качества упорства, стремления к результату, понимание эстетики трудовой деятельности. А также умения
сотрудничества, коллективной трудовой работы, работы в команде – обязательные требования к определѐнным заданиям программы.
8) Воспитывающая предметно-эстетическая среда.
В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение организация пространственной среды
общеобразовательной организации. При этом обучающиеся должны быть активными участниками (а не только потребителями) еѐ
создания и оформления пространства в соответствии с задачами общеобразовательной организации, среды, календарными событиями
школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сам образ предметно-пространственной среды общеобразовательной
организации, оказывает активное воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных ориентаций и
восприятие жизни обучающихся.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными познавательными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие пространственные представления и сенсорные способности как часть
универсальных познавательных учебных действий:
 сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям;
 характеризовать форму предмета, конструкции;
 выявлять положение предметной формы в пространстве;
 обобщать форму составной конструкции;
 анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа;
 структурировать предметно-пространственные явления;
 сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов между собой;
 абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной композиции.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как часть универсальных
познавательных учебных действий:
 выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры;
 сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления искусства и
действительности;






классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по установленной или выбранной теме;
самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или исследования, аргументированно
защищать свои позиции.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть универсальных познавательных
учебных действий:
 использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и отбора информации на основе
образовательных задач и заданных критериев;
 использовать электронные образовательные ресурсы;
 уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками;
 выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях
искусства, в текстах, таблицах и схемах;
 самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему в различных видах еѐ представления: в рисунках и
эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных
действий:







понимать искусство в качестве особого языка общения – межличностного (автор – зритель), между поколениями, между
народами;
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения, развивая
способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с
суждениями участников общения, выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании
обсуждаемого явления, находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учѐта интересов;
публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;
взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной деятельности и строить действия по
еѐ достижению, договариваться, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно
относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата.

Овладение универсальными регулятивными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как часть универсальных регулятивных учебных
действий:
 осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач, осознанно подчиняя
поставленной цели совершаемые учебные действия, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности;
 планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных, познавательных, художественно-творческих задач;
 уметь организовывать своѐ рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и
бережно относясь к используемым материалам.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как часть универсальных регулятивных учебных
действий:
 соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата;
 владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие умения эмоционального интеллекта как часть универсальных регулятивных
учебных действий:
 развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию эмоций других;
 уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства и собственной художественной
деятельности;
 развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других;
 признавать своѐ и чужое право на ошибку;
 работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудничестве, в совместной деятельности со
сверстниками, с педагогами и межвозрастном взаимодействии.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Модуль № 3 «Архитектура и дизайн»

характеризовать архитектуру и дизайн как конструктивные виды искусства, то есть искусства художественного построения
предметно-пространственной среды жизни людей;
объяснять роль архитектуры и дизайна в построении предметно-пространственной среды жизнедеятельности человека;
рассуждать о влиянии предметно-пространственной среды на чувства, установки и поведение человека;
рассуждать о том, как предметно-пространственная среда организует деятельность человека и представления о самом себе;
объяснять ценность сохранения культурного наследия, выраженного в архитектуре, предметах труда и быта разных эпох.
Графический дизайн:
объяснять понятие формальной композиции и еѐ значение как основы языка конструктивных искусств;
объяснять основные средства – требования к композиции;
уметь перечислять и объяснять основные типы формальной композиции;
составлять различные формальные композиции на плоскости в зависимости от поставленных задач;
выделять при творческом построении композиции листа композиционную доминанту;
составлять формальные композиции на выражение в них движения и статики;
осваивать навыки вариативности в ритмической организации листа;
объяснять роль цвета в конструктивных искусствах;
различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах;
объяснять выражение «цветовой образ»;
применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту, объединѐнные одним стилем;
определять шрифт как графический рисунок начертания букв, объединѐнных общим стилем, отвечающий законам
художественной композиции;
соотносить особенности стилизации рисунка шрифта и содержание текста, различать «архитектуру» шрифта и особенности
шрифтовых гарнитур, иметь опыт творческого воплощения шрифтовой композиции (буквицы);
применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов графической композиции;
объяснять функции логотипа как представительского знака, эмблемы, торговой марки, различать шрифтовой и знаковый виды
логотипа, иметь практический опыт разработки логотипа на выбранную тему;
иметь творческий опыт построения композиции плаката, поздравительной открытки или рекламы на основе соединения текста
и изображения;
иметь представление об искусстве конструирования книги, дизайне журнала, иметь практический творческий опыт образного
построения книжного и журнального разворотов в качестве графических композиций.
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека:
иметь опыт построения объѐмно-пространственной композиции как макета архитектурного пространства в реальной жизни;

уметь выполнять построение макета пространственно-объѐмной композиции по его чертежу;
выявлять структуру различных типов зданий и характеризовать влияние объѐмов и их сочетаний на образный характер
постройки и еѐ влияние на организацию жизнедеятельности людей;
знать о роли строительного материала в эволюции архитектурных конструкций и изменении облика архитектурных
сооружений;
иметь представление, как в архитектуре проявляются мировоззренческие изменения в жизни общества и как изменение
архитектуры влияет на характер организации и жизнедеятельности людей;
иметь знания и опыт изображения особенностей архитектурно-художественных стилей разных эпох, выраженных в постройках
общественных зданий, храмовой архитектуре и частном строительстве, в организации городской среды;
характеризовать архитектурные и градостроительные изменения в культуре новейшего времени, современный уровень развития
технологий и материалов, рассуждать о социокультурных противоречиях в организации современной городской среды и поисках
путей их преодоления;
знать о значении сохранения исторического облика города для современной жизни, сохранения архитектурного наследия как
важнейшего фактора исторической памяти и понимания своей идентичности;
определять понятие «городская среда»; рассматривать и объяснять планировку города как способ организации образа жизни
людей;
знать различные виды планировки города, иметь опыт разработки построения городского пространства в виде макетной или
графической схемы;
характеризовать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и архитектуры, иметь представление о
традициях ландшафтно-парковой архитектуры и школах ландшафтного дизайна;
объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой, в
«проживании» городского пространства;
иметь представление о задачах соотношения функционального и образного в построении формы предметов, создаваемых
людьми, видеть образ времени и характер жизнедеятельности человека в предметах его быта;
объяснять, в чѐм заключается взаимосвязь формы и материала при построении предметного мира, объяснять характер влияния
цвета на восприятие человеком формы объектов архитектуры и дизайна;
иметь опыт творческого проектирования интерьерного пространства для конкретных задач жизнедеятельности человека;
объяснять, как в одежде проявляются характер человека, его ценностные позиции и конкретные намерения действий,
объяснять, что такое стиль в одежде;
иметь представление об истории костюма в истории разных эпох, характеризовать понятие моды в одежде;

объяснять, как в одежде проявляются социальный статус человека, его ценностные ориентации, мировоззренческие идеалы и
характер деятельности;
иметь представление о конструкции костюма и применении законов композиции в проектировании одежды, ансамбле в
костюме;
уметь рассуждать о характерных особенностях современной моды, сравнивать функциональные особенности современной
одежды с традиционными функциями одежды прошлых эпох;
иметь опыт выполнения практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной одежды», создания эскизов
молодѐжной одежды для разных жизненных задач (спортивной, праздничной, повседневной и других);
различать задачи искусства театрального грима и бытового макияжа, иметь представление об имидж-дизайне, его задачах и
социальном бытовании, иметь опыт создания эскизов для макияжа театральных образов и опыт бытового макияжа, определять
эстетические и этические границы применения макияжа и стилистики причѐски в повседневном быту.
По результатам реализации вариативного модуля обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам
программы по изобразительному искусству.
Модуль № 4 «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и художественная фотография» (вариативный)
знать о синтетической природе – коллективности творческого процесса в синтетических искусствах, синтезирующих
выразительные средства разных видов художественного творчества;
понимать и характеризовать роль визуального образа в синтетических искусствах;
иметь представление о влиянии развития технологий на появление новых видов художественного творчества и их развитии
параллельно с традиционными видами искусства.
Художник и искусство театра:
иметь представление об истории развития театра и жанровом многообразии театральных представлений;
знать о роли художника и видах профессиональной художнической деятельности в современном театре;
иметь представление о сценографии и символическом характере сценического образа;
понимать различие между бытовым костюмом в жизни и сценическим костюмом театрального персонажа, воплощающим
характер героя и его эпоху в единстве всего стилистического образа спектакля;
иметь представление о творчестве наиболее известных художников-постановщиков в истории отечественного искусства
(эскизы костюмов и декораций в творчестве К. Коровина, И. Билибина, А. Головина и других художников);
иметь практический опыт создания эскизов оформления спектакля по выбранной пьесе, иметь применять полученные знания
при постановке школьного спектакля;

объяснять ведущую роль художника кукольного спектакля как соавтора режиссѐра и актѐра в процессе создания образа
персонажа;
иметь практический навык игрового одушевления куклы из простых бытовых предметов;
понимать необходимость зрительских знаний и умений – обладания зрительской культурой для восприятия произведений
художественного творчества и понимания их значения в интерпретации явлений жизни.
Художественная фотография:
иметь представление о рождении и истории фотографии, о соотношении прогресса технологий и развитии искусства
запечатления реальности в зримых образах;
уметь объяснять понятия «длительность экспозиции», «выдержка», «диафрагма»;
иметь навыки фотографирования и обработки цифровых фотографий с помощью компьютерных графических редакторов;
уметь объяснять значение фотографий «Родиноведения» С.М. Прокудина-Горского для современных представлений об истории
жизни в нашей стране;
различать и характеризовать различные жанры художественной фотографии;
объяснять роль света как художественного средства в искусстве фотографии;
понимать, как в художественной фотографии проявляются средства выразительности изобразительного искусства, и стремиться
к их применению в своей практике фотографирования;
иметь опыт наблюдения и художественно-эстетического анализа художественных фотографий известных профессиональных
мастеров фотографии;
иметь опыт применения знаний о художественно-образных критериях к композиции кадра при самостоятельном
фотографировании окружающей жизни;
развивать опыт художественного наблюдения жизни, проявлять познавательный интерес и внимание к окружающему миру, к
людям;
уметь объяснять разницу в содержании искусства живописной картины, графического рисунка и фотоснимка, возможности их
одновременного существования и актуальности в современной художественной культуре;
понимать значение репортажного жанра, роли журналистов-фотографов в истории ХХ в. и современном мире;
иметь представление о фототворчестве А. Родченко, о том,как его фотографии выражают образ эпохи, его авторскую позицию,
и о влиянии его фотографий на стиль эпохи;
иметь навыки компьютерной обработки и преобразования фотографий.
Изображение и искусство кино:
иметь представление об этапах в истории кино и его эволюции как искусства;

уметь объяснять, почему экранное время и всѐ изображаемое в фильме, являясь условностью, формирует у людей восприятие
реального мира;
иметь представление об экранных искусствах как монтаже композиционно построенных кадров;
знать и объяснять, в чѐм состоит работа художника-постановщика и специалистов его команды художников в период
подготовки и съѐмки игрового фильма;
объяснять роль видео в современной бытовой культуре;
иметь опыт создания видеоролика, осваивать основные этапы создания видеоролика и планировать свою работу по созданию
видеоролика;
понимать различие задач при создании видеороликов разных жанров: видеорепортажа, игрового короткометражного фильма,
социальной рекламы, анимационного фильма, музыкального клипа, документального фильма;
иметь начальные навыки практической работы по видеомонтажу на основе соответствующих компьютерных программ;
иметь навык критического осмысления качества снятых роликов;
иметь знания по истории мультипликации и уметь приводить примеры использования электронно-цифровых технологий в
современном игровом кинематографе;
иметь опыт анализа художественного образа и средств его достижения в лучших отечественных мультфильмах; осознавать
многообразие подходов, поэзию и уникальность художественных образов отечественной мультипликации;
осваивать опыт создания компьютерной анимации в выбранной технике и в соответствующей компьютерной программе;
иметь опыт совместной творческой коллективной работы по созданию анимационного фильма.
Изобразительное искусство на телевидении:
объяснять особую роль и функции телевидения в жизни общества как экранного искусства и средства массовой информации,
художественного и научного просвещения, развлечения и организации досуга;
знать о создателе телевидения – русском инженере Владимире Зворыкине;
осознавать роль телевидения в превращении мира в единое информационное пространство;
иметь представление о многих направлениях деятельности и профессиях художника на телевидении;
применять полученные знания и опыт творчества в работе школьного телевидения и студии мультимедиа;
понимать образовательные задачи зрительской культуры и необходимость зрительских умений;
осознавать значение художественной культуры для личностного духовно-нравственного развития и самореализации,
определять место и роль художественной деятельности в своей жизни и в жизни общества.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, И ВОЗМОЖНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ ЭЛЕКТРОННЫХ (ЦИФРОВЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
РЕСУРСОВ

Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой
темы

Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и
тем программы

Всего

Тема 1. Художник и искусство
театра. Роль изображения в
синтетических искусствах - 8 ч
1

Изображение в театре и кино

1

2

Театральное искусство и художник

1

3

Сценография - особый вид
художественного творчества

1

4

Сценография - особый вид
художественного творчества

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

5

Сценография - искусство и
производство

1

6

Костюм, грим и маска.

1

7

Художник в театре кукол

1

8

Спектакль: от замысла к
воплощению

1

Тема 2. Эстафета искусств: от
рисунка к фотографии.
Эволюция изобразительных
искусств и технологий - 8 ч.

9

Фотография - новое
изображение реальности.

1

10

Основа операторского
мастерства: умение видеть и
выбирать.

1

11

Основа операторского
мастерства: умение видеть и
выбирать (практикум).

1

12

Вещь: свет и фактура.

1

13

Искусство фотопейзажа и
фотоинтерьера.

1

14

Операторское мастерство
фотопортрета.

1

15

Искусство фоторепортажа

1

16

Документ или фальсификация:
факт и его компьютерная
трактовка.

1

Тема 3. Фильм - творец и
зритель. Что мы знаем об
искусстве кино? - 9 ч.
17

Синтетическая природа фильма и
монтаж. Пространство и время в
кино

1

18

Художественное творчество в
игровом фильме

1

19

Азбука киноязыка. Фильм «рассказ в картинках»

1

20

Азбука киноязыка. Фильм «рассказ в картинках»

1

21

Воплощение замысла

1

22

Чудо движения: увидеть и снять

1

23

Чудо движения: увидеть и снять

1

24

Искусство анимации, или когда
художникбольше, чем художник

1

25

Живые рисунки на твоѐм
компьютере

1

Тема 4. Телевидение пространство культуры?
Экран - искусство - зритель - 8
ч.
26

Информационная и
художественная природа
телевизионного изображения

1

27

Телевизионная
документалистика: от

1

видеосюжета до телерепортажа и
очерка
28

Кинонаблюдение - основа
документальноговидеотворчества

1

29

Видеоэтюд в пейзаже и портрете

1

30

Видеосюжет в репортаже,
очерке, интервью

1

31

Современные формы экранного
языка

1

32

Роль визуально-зрелищных
искусств в жизни человека и
общества.

1

33- 34

Искусство – зритель современность

1

Наименование разделов и тем
Количество часов

Тема 1. Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических
искусствах - 8 ч
1

Изображение в театре и кино

1

2

Театральное искусство и художник

1

3

Сценография - особый вид художественного творчества

1

4

Сценография - особый вид художественного творчества

1

5

Сценография - искусство и производство

1

6

Костюм, грим и маска.

1

7

Художник в театре кукол

1

8

Спектакль: от замысла к воплощению

1

Тема 2. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция
изобразительных искусств и технологий - 8 ч.

9

Фотография - новое изображение реальности.

1

10

Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать.

1

11

Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать (практикум).

1

12

Вещь: свет и фактура.

1

13

Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.

1

14

Операторское мастерство фотопортрета.

1

15

Искусство фоторепортажа

1

16

Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.

1

Тема 3. Фильм - творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? - 9 ч.

17

Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино

1

18

Художественное творчество в игровом фильме

1

19

Азбука киноязыка. Фильм - «рассказ в картинках»

1

20

Азбука киноязыка. Фильм - «рассказ в картинках»

1

21

Воплощение замысла

1

22

Чудо движения: увидеть и снять

1

23

Чудо движения: увидеть и снять

1

24

Искусство анимации, или когда художникбольше, чем художник

1

25

Живые рисунки на твоѐм компьютере

1

Тема 4. Телевидение - пространство культуры? Экран - искусство - зритель - 8 ч.
26

Информационная и художественная природа телевизионного изображения

1

27

Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка

1

28

Кинонаблюдение - основа документальноговидеотворчества

1

29

Видеоэтюд в пейзаже и портрете

1

30

Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью

1

31

Современные формы экранного языка

1

32

Роль визуально-зрелищных искусств в жизни человека и общества.

1

33- 34

Искусство – зритель - современность

1

8 КЛАСС
№
п/
п

1

Количество часов
Тема урока

Тема 1. Художник и
искусство театра. Роль
изображения в
синтетических искусствах 8ч

Всег
о

Контрольн
ые работы

Практическ
ие работы

Функциональн
ая
Грамотность

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee

Изображение в театре и кино
2

Театральное искусство и
художник

1

Входная диагностическая
контрольная работа.

Сравнивать
данные и делать
соответствующи
е выводы.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee

3

Сценография - особый вид
художественного творчества

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee

4

Сценография - особый вид
художественного творчества

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee

5

Сценография - искусство и
производство

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee

Дат
а

6

Костюм, грим и маска.

1

7

Художник в театре кукол

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee

8

Спектакль: от замысла к
воплощению

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee

9

Тема 2. Эстафета искусств:
от рисунка к фотографии.
Эволюция изобразительных
искусств и технологий - 8 ч.

1

Сравнивать
данные и делать
соответствующи
е выводы.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee

Фотография - новое
изображение реальности.
10

Основа операторского
мастерства: умение видеть и
выбирать.

1

11

Основа операторского
мастерства: умение видеть и
выбирать (практикум).

1

12

Вещь: свет и фактура.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee

13

Искусство фотопейзажа и
фотоинтерьера.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee
Сравнивать
данные и делать
соответствующи
е выводы.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee

2ee
14

Операторское мастерство
фотопортрета.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee

15

Искусство фоторепортажа

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee

16

Документ или
фальсификация: факт и его
компьютерная трактовка.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee

17

Тема 3. Фильм - творец и
зритель. Что мы знаем об
искусстве кино? - 9 ч.

1
Сравнивать
данные и делать
соответствующи
е выводы.

Синтетическая природа
фильма и монтаж.
Пространство и время в кино

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee

18

Художественное творчество в
игровом фильме

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee

19

Азбука киноязыка. Фильм «рассказ в картинках»

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee

20

Азбука киноязыка. Фильм «рассказ в картинках»

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee

21

Воплощение замысла

1

Сравнивать
данные и делать
соответствующи

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee

е выводы.
22

Чудо движения: увидеть и
снять

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee

23

Чудо движения: увидеть и
снять

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee

24

Искусство анимации, или
Когда художник больше, чем
художник.

1

25

Живые рисунки на твоѐм
компьютере

1

26

Тема 4. Телевидение пространство культуры?
Экран - искусство - зритель
- 8 ч.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee
Сравнивать
данные и делать
соответствующи
е выводы.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee

Информационная и
художественная природа
телевизионного изображения
27

Телевизионная
документалистика: от
видеосюжета до
телерепортажа и очерка

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee

28

Кинонаблюдение - основа
1
документальноговидеотворчес

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650

тва

2ee

29

Видеоэтюд в пейзаже и
портрете

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee

30

Видеосюжет в репортаже,
очерке, интервью

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee

31

Современные формы
экранного языка

1

32

Роль визуально-зрелищных
искусств в жизни человека и
общества.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee

3334

Искусство – зритель –
современность

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee

Сравнивать
данные и делать
соответствующи
е выводы.

Итоговая контрольная работа.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650
2ee

Приложение 2к рабочей программе

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Учебник по изобразительному искусству А.С Гуров . Питерских 5-8 классы . Москва « Просвещение» 2020г

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. http://nature.ok.ru/
2. http://www.chat.ru/~dronisimo/homepage1/anatom1.htm 9 класс
3. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/5/11/

Приложение к рабочей программе №1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

№

Тема

Кол.час

п/
п
1

Дата
план

Тема 1. Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах - 8 ч

1

04.09

1

11.09

Изображение в театре и кино
2

Театральное искусство и художник
Входная диагностическая контрольная работа.

3

Сценография - особый вид художественного творчества

1

18.09

4

Сценография - особый вид художественного творчества

1

25.09

5

Сценография - искусство и производство

1

02.10

6

Костюм, грим и маска.

1

09.10

7

Художник в театре кукол

1

16.10

8

Спектакль: от замысла к воплощению

1

23.10

9

Тема 2. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных
искусств и технологий - 8 ч.

1

13.11

Фотография - новое изображение реальности.
10

Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать.

1

20.11

11

Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать (практикум).

1

27.11

12

Вещь: свет и фактура.

1

04.12

13

Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.

1

11.12

14

Операторское мастерство фотопортрета.

1

18.12

15

Искусство фоторепортажа

1

25.12

факт

16

Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.

1

15.01

17

Тема 3. Фильм - творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? - 9 ч.

1

22.01

Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино
18

Художественное творчество в игровом фильме

1

29.01

19

Азбука киноязыка. Фильм - «рассказ в картинках»

1

05.02

20

Азбука киноязыка. Фильм - «рассказ в картинках»

1

12.02

21

Воплощение замысла

1

19.02

22

Чудо движения: увидеть и снять

1

26.02

23

Чудо движения: увидеть и снять

1

05.03

24

Искусство анимации, или Когда художник больше, чем художник.

1

12.03

25

Живые рисунки на твоѐм компьютере

1

19.03

26

Тема 4. Телевидение - пространство культуры? Экран - искусство - зритель - 8 ч.

1

02.04

Информационная и художественная природа телевизионного изображения
27

Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка

1

09.04

28

Кинонаблюдение - основа документальноговидеотворчества

1

16.04

29

Видеоэтюд в пейзаже и портрете

1

23.04

30

Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью

1

30.04

31

Современные формы экранного языка

1

7.05

32

Роль визуально-зрелищных искусств в жизни человека и общества.

1

14.05

33
34

Искусство – зритель – современность

1

21.05

Итоговая контрольная работа.

Приложение к рабочей программе №2

Перечень практических работ.
№
1
2

Название практической работы
Входная диагностическая контрольная работа
Итоговая контрольная работа.

Дата .
11.09
21.05

четверть
1
4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».