ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа основного общего образования по изобразительному искусству составлена на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Основная цель изобразительного искусства – развитие визуально-пространственного мышления обучающихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Изобразительное искусство имеет интегративный характер и включает в себя основы разных видов визуальнопространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, фотографии, функции художественного изображения в зрелищных и экранных искусствах. Важнейшими задачами программы по изобразительному искусству являются формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к истории культуры России, выраженной в еѐ архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды, в понимании красоты человека. Программа по изобразительному искусству направлена на развитие личности обучающегося, его активной учебнопознавательной деятельности, творческого развития и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Программа по изобразительному искусству ориентирована на психовозрастные особенности развития обучающихся 11–15 лет. Целью изучения изобразительного искусства является освоение разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах (вариативно). Задачами изобразительного искусства являются: освоение художественной культуры как формы выражения в пространственных формах духовных ценностей, формирование представлений о месте и значении художественной деятельности в жизни общества; формирование у обучающихся представлений об отечественной и мировой художественной культуре во всѐм многообразии еѐ видов; формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования мира; приобретение опыта создания творческой работы посредством различных художественных материалов в разных видах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, опыта художественного творчества в компьютерной графике и анимации, фотографии, работы в синтетических искусствах (театр и кино) (вариативно); формирование пространственного мышления и аналитических визуальных способностей; овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного искусства как способах воплощения в видимых пространственных формах переживаний, чувств и мировоззренческих позиций человека; развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения; воспитание уважения и любви к культурному наследию России через освоение отечественной художественной культуры; развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности. Общее число часов, рекомендованных для изучения изобразительного искусства, – 102 часа: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю). Содержание программы по изобразительному искусству на уровне основного общего образования структурировано по 4 модулям (3 инвариантных и 1 вариативный). Инвариантные модули реализуются последовательно в 5, 6 и 7 классах. Содержание вариативного модуля может быть реализовано дополнительно к инвариантным в одном или нескольких классах или во внеурочной деятельности. Модуль №1 «Декоративно-прикладное и народное искусство» (5 класс) Модуль №2 «Живопись, графика, скульптура» (6 класс) Модуль №3 «Архитектура и дизайн» (7 класс) Модуль №4 «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и художественная фотография» (вариативный)(8 класс) Каждый модуль программы по изобразительному искусству обладает содержательной целостностью и организован по восходящему принципу в отношении углубления знаний по ведущей теме и усложнения умений обучающихся. Последовательность изучения модулей определяется психологическими возрастными особенностями обучающихся, принципом системности обучения и опытом педагогической работы. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Тема 8 класса — «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» (34 ч.) Тема 1. Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах - 8часов Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино. Правда и магия театра. Театральное искусство и художник. Безграничное пространство сцены. Сценография - особый вид художественного творчества. Сценография - искусство и производство. Тайны актѐрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы». Привет от Карабаса-Барабаса! Художник в театре кукол. Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению. Тема 2. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий –8 часов Фотография - взгляд, сохранѐнный навсегда. Фотография - новое изображение реальности. Грамота фотокомпозиции и съѐмки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать. Фотография - искусство светописи. Вещь: свет и фактура. «На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера. Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета. Событие в кадре. Искусство фоторепортажа. Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка. Тема 3. Фильм - творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? - 9 часов Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино. Художник - режиссѐр - оператор. Художественное творчество в игровом фильме. От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка. Фильм - «рассказ в картинках». Воплощение замысла. Чудо движения: увидеть и снять. Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации или Когда художник больше, чем художник. Живые рисунки на твоѐм компьютере. Тема 4. Телевидение - пространство культуры? Экран - искусство – зритель - 8 часов Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения. Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка. Жизнь врасплох, или Киноглаз. Телевидение, видео, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка. В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего образования по изобразительному искусству достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, социализация личности. Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС ООО: формирование у обучающихся основ российской идентичности, ценностные установки и социально значимые качества личности, духовно-нравственное развитие обучающихся и отношение обучающихся к культуре, мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально значимой деятельности. 1) Патриотическое воспитание. Осуществляется через освоение обучающимися содержания традиций, истории и современного развития отечественной культуры, выраженной в еѐ архитектуре, народном, прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях искусства, посвящѐнных различным подходам к изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в изучении истории народного искусства, его житейской мудрости и значения символических смыслов. Урок искусства воспитывает патриотизм в процессе собственной художественно-практической деятельности обучающегося, который учится чувственно-эмоциональному восприятию и творческому созиданию художественного образа. 2) Гражданское воспитание. Программа по изобразительному искусству направлена на активное приобщение обучающихся к традиционным российским духовно-нравственным ценностям. При этом реализуются задачи социализации и гражданского воспитания обучающегося. Формируется чувство личной причастности к жизни общества. Искусство рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения. В рамках изобразительного искусства происходит изучение художественной культуры и мировой истории искусства, углубляются интернациональные чувства обучающихся. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты различных национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы, а также участие в общих художественных проектах создают условия для разнообразной совместной деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства личной ответственности. 3) Духовно-нравственное воспитание. В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого составляет суть учебного предмета. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и развитие его эмоционально-образной, чувственной сферы. Развитие творческого потенциала способствует росту самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества. Ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по изобразительному искусству способствует освоению базовых ценностей – формированию отношения к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни. 4) Эстетическое воспитание. Эстетическое (от греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный) – это воспитание чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, высокое, низменное. Искусство понимается как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием развития социально значимых отношений обучающихся. Способствует формированию ценностных ориентаций обучающихся в отношении к окружающим людям, стремлению к их пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого общежития, к самому себе как самореализующейся и ответственной личности, способной к позитивному действию в условиях соревновательной конкуренции. Способствует формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному наследию. 5) Ценности познавательной деятельности. В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством ставятся задачи воспитания наблюдательности – умений активно, то есть в соответствии со специальными установками, видеть окружающий мир. Воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности развиваются в процессе учебных проектов на уроках изобразительного искусства и при выполнении заданий культурно-исторической направленности. 6) Экологическое воспитание. Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, формирование нравственно-эстетического отношения к природе воспитывается в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, еѐ образа в произведениях искусства и личной художественнотворческой работе. 7) Трудовое воспитание. Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в процессе личной художественнотворческой работы с освоением художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая деятельность формирует такие качества, как навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками, формирование умений преобразования реального жизненного пространства и его оформления, удовлетворение от создания реального практического продукта. Воспитываются качества упорства, стремления к результату, понимание эстетики трудовой деятельности. А также умения сотрудничества, коллективной трудовой работы, работы в команде – обязательные требования к определѐнным заданиям программы. 8) Воспитывающая предметно-эстетическая среда. В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение организация пространственной среды общеобразовательной организации. При этом обучающиеся должны быть активными участниками (а не только потребителями) еѐ создания и оформления пространства в соответствии с задачами общеобразовательной организации, среды, календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сам образ предметно-пространственной среды общеобразовательной организации, оказывает активное воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных ориентаций и восприятие жизни обучающихся. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Овладение универсальными познавательными действиями У обучающегося будут сформированы следующие пространственные представления и сенсорные способности как часть универсальных познавательных учебных действий: сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям; характеризовать форму предмета, конструкции; выявлять положение предметной формы в пространстве; обобщать форму составной конструкции; анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа; структурировать предметно-пространственные явления; сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов между собой; абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной композиции. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как часть универсальных познавательных учебных действий: выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры; сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления искусства и действительности; классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей; ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по установленной или выбранной теме; самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или исследования, аргументированно защищать свои позиции. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть универсальных познавательных учебных действий: использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и отбора информации на основе образовательных задач и заданных критериев; использовать электронные образовательные ресурсы; уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, в текстах, таблицах и схемах; самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему в различных видах еѐ представления: в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях. Овладение универсальными коммуникативными действиями У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: понимать искусство в качестве особого языка общения – межличностного (автор – зритель), между поколениями, между народами; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих; вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления, находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учѐта интересов; публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта; взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной деятельности и строить действия по еѐ достижению, договариваться, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата. Овладение универсальными регулятивными действиями У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как часть универсальных регулятивных учебных действий: осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные действия, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности; планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, познавательных, художественно-творческих задач; уметь организовывать своѐ рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как часть универсальных регулятивных учебных действий: соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям критериев. У обучающегося будут сформированы следующие умения эмоционального интеллекта как часть универсальных регулятивных учебных действий: развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию эмоций других; уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства и собственной художественной деятельности; развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других; признавать своѐ и чужое право на ошибку; работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и межвозрастном взаимодействии. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Модуль № 3 «Архитектура и дизайн» характеризовать архитектуру и дизайн как конструктивные виды искусства, то есть искусства художественного построения предметно-пространственной среды жизни людей; объяснять роль архитектуры и дизайна в построении предметно-пространственной среды жизнедеятельности человека; рассуждать о влиянии предметно-пространственной среды на чувства, установки и поведение человека; рассуждать о том, как предметно-пространственная среда организует деятельность человека и представления о самом себе; объяснять ценность сохранения культурного наследия, выраженного в архитектуре, предметах труда и быта разных эпох. Графический дизайн: объяснять понятие формальной композиции и еѐ значение как основы языка конструктивных искусств; объяснять основные средства – требования к композиции; уметь перечислять и объяснять основные типы формальной композиции; составлять различные формальные композиции на плоскости в зависимости от поставленных задач; выделять при творческом построении композиции листа композиционную доминанту; составлять формальные композиции на выражение в них движения и статики; осваивать навыки вариативности в ритмической организации листа; объяснять роль цвета в конструктивных искусствах; различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах; объяснять выражение «цветовой образ»; применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту, объединѐнные одним стилем; определять шрифт как графический рисунок начертания букв, объединѐнных общим стилем, отвечающий законам художественной композиции; соотносить особенности стилизации рисунка шрифта и содержание текста, различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур, иметь опыт творческого воплощения шрифтовой композиции (буквицы); применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов графической композиции; объяснять функции логотипа как представительского знака, эмблемы, торговой марки, различать шрифтовой и знаковый виды логотипа, иметь практический опыт разработки логотипа на выбранную тему; иметь творческий опыт построения композиции плаката, поздравительной открытки или рекламы на основе соединения текста и изображения; иметь представление об искусстве конструирования книги, дизайне журнала, иметь практический творческий опыт образного построения книжного и журнального разворотов в качестве графических композиций. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека: иметь опыт построения объѐмно-пространственной композиции как макета архитектурного пространства в реальной жизни; уметь выполнять построение макета пространственно-объѐмной композиции по его чертежу; выявлять структуру различных типов зданий и характеризовать влияние объѐмов и их сочетаний на образный характер постройки и еѐ влияние на организацию жизнедеятельности людей; знать о роли строительного материала в эволюции архитектурных конструкций и изменении облика архитектурных сооружений; иметь представление, как в архитектуре проявляются мировоззренческие изменения в жизни общества и как изменение архитектуры влияет на характер организации и жизнедеятельности людей; иметь знания и опыт изображения особенностей архитектурно-художественных стилей разных эпох, выраженных в постройках общественных зданий, храмовой архитектуре и частном строительстве, в организации городской среды; характеризовать архитектурные и градостроительные изменения в культуре новейшего времени, современный уровень развития технологий и материалов, рассуждать о социокультурных противоречиях в организации современной городской среды и поисках путей их преодоления; знать о значении сохранения исторического облика города для современной жизни, сохранения архитектурного наследия как важнейшего фактора исторической памяти и понимания своей идентичности; определять понятие «городская среда»; рассматривать и объяснять планировку города как способ организации образа жизни людей; знать различные виды планировки города, иметь опыт разработки построения городского пространства в виде макетной или графической схемы; характеризовать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и архитектуры, иметь представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры и школах ландшафтного дизайна; объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой, в «проживании» городского пространства; иметь представление о задачах соотношения функционального и образного в построении формы предметов, создаваемых людьми, видеть образ времени и характер жизнедеятельности человека в предметах его быта; объяснять, в чѐм заключается взаимосвязь формы и материала при построении предметного мира, объяснять характер влияния цвета на восприятие человеком формы объектов архитектуры и дизайна; иметь опыт творческого проектирования интерьерного пространства для конкретных задач жизнедеятельности человека; объяснять, как в одежде проявляются характер человека, его ценностные позиции и конкретные намерения действий, объяснять, что такое стиль в одежде; иметь представление об истории костюма в истории разных эпох, характеризовать понятие моды в одежде; объяснять, как в одежде проявляются социальный статус человека, его ценностные ориентации, мировоззренческие идеалы и характер деятельности; иметь представление о конструкции костюма и применении законов композиции в проектировании одежды, ансамбле в костюме; уметь рассуждать о характерных особенностях современной моды, сравнивать функциональные особенности современной одежды с традиционными функциями одежды прошлых эпох; иметь опыт выполнения практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной одежды», создания эскизов молодѐжной одежды для разных жизненных задач (спортивной, праздничной, повседневной и других); различать задачи искусства театрального грима и бытового макияжа, иметь представление об имидж-дизайне, его задачах и социальном бытовании, иметь опыт создания эскизов для макияжа театральных образов и опыт бытового макияжа, определять эстетические и этические границы применения макияжа и стилистики причѐски в повседневном быту. По результатам реализации вариативного модуля обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по изобразительному искусству. Модуль № 4 «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и художественная фотография» (вариативный) знать о синтетической природе – коллективности творческого процесса в синтетических искусствах, синтезирующих выразительные средства разных видов художественного творчества; понимать и характеризовать роль визуального образа в синтетических искусствах; иметь представление о влиянии развития технологий на появление новых видов художественного творчества и их развитии параллельно с традиционными видами искусства. Художник и искусство театра: иметь представление об истории развития театра и жанровом многообразии театральных представлений; знать о роли художника и видах профессиональной художнической деятельности в современном театре; иметь представление о сценографии и символическом характере сценического образа; понимать различие между бытовым костюмом в жизни и сценическим костюмом театрального персонажа, воплощающим характер героя и его эпоху в единстве всего стилистического образа спектакля; иметь представление о творчестве наиболее известных художников-постановщиков в истории отечественного искусства (эскизы костюмов и декораций в творчестве К. Коровина, И. Билибина, А. Головина и других художников); иметь практический опыт создания эскизов оформления спектакля по выбранной пьесе, иметь применять полученные знания при постановке школьного спектакля; объяснять ведущую роль художника кукольного спектакля как соавтора режиссѐра и актѐра в процессе создания образа персонажа; иметь практический навык игрового одушевления куклы из простых бытовых предметов; понимать необходимость зрительских знаний и умений – обладания зрительской культурой для восприятия произведений художественного творчества и понимания их значения в интерпретации явлений жизни. Художественная фотография: иметь представление о рождении и истории фотографии, о соотношении прогресса технологий и развитии искусства запечатления реальности в зримых образах; уметь объяснять понятия «длительность экспозиции», «выдержка», «диафрагма»; иметь навыки фотографирования и обработки цифровых фотографий с помощью компьютерных графических редакторов; уметь объяснять значение фотографий «Родиноведения» С.М. Прокудина-Горского для современных представлений об истории жизни в нашей стране; различать и характеризовать различные жанры художественной фотографии; объяснять роль света как художественного средства в искусстве фотографии; понимать, как в художественной фотографии проявляются средства выразительности изобразительного искусства, и стремиться к их применению в своей практике фотографирования; иметь опыт наблюдения и художественно-эстетического анализа художественных фотографий известных профессиональных мастеров фотографии; иметь опыт применения знаний о художественно-образных критериях к композиции кадра при самостоятельном фотографировании окружающей жизни; развивать опыт художественного наблюдения жизни, проявлять познавательный интерес и внимание к окружающему миру, к людям; уметь объяснять разницу в содержании искусства живописной картины, графического рисунка и фотоснимка, возможности их одновременного существования и актуальности в современной художественной культуре; понимать значение репортажного жанра, роли журналистов-фотографов в истории ХХ в. и современном мире; иметь представление о фототворчестве А. Родченко, о том,как его фотографии выражают образ эпохи, его авторскую позицию, и о влиянии его фотографий на стиль эпохи; иметь навыки компьютерной обработки и преобразования фотографий. Изображение и искусство кино: иметь представление об этапах в истории кино и его эволюции как искусства; уметь объяснять, почему экранное время и всѐ изображаемое в фильме, являясь условностью, формирует у людей восприятие реального мира; иметь представление об экранных искусствах как монтаже композиционно построенных кадров; знать и объяснять, в чѐм состоит работа художника-постановщика и специалистов его команды художников в период подготовки и съѐмки игрового фильма; объяснять роль видео в современной бытовой культуре; иметь опыт создания видеоролика, осваивать основные этапы создания видеоролика и планировать свою работу по созданию видеоролика; понимать различие задач при создании видеороликов разных жанров: видеорепортажа, игрового короткометражного фильма, социальной рекламы, анимационного фильма, музыкального клипа, документального фильма; иметь начальные навыки практической работы по видеомонтажу на основе соответствующих компьютерных программ; иметь навык критического осмысления качества снятых роликов; иметь знания по истории мультипликации и уметь приводить примеры использования электронно-цифровых технологий в современном игровом кинематографе; иметь опыт анализа художественного образа и средств его достижения в лучших отечественных мультфильмах; осознавать многообразие подходов, поэзию и уникальность художественных образов отечественной мультипликации; осваивать опыт создания компьютерной анимации в выбранной технике и в соответствующей компьютерной программе; иметь опыт совместной творческой коллективной работы по созданию анимационного фильма. Изобразительное искусство на телевидении: объяснять особую роль и функции телевидения в жизни общества как экранного искусства и средства массовой информации, художественного и научного просвещения, развлечения и организации досуга; знать о создателе телевидения – русском инженере Владимире Зворыкине; осознавать роль телевидения в превращении мира в единое информационное пространство; иметь представление о многих направлениях деятельности и профессиях художника на телевидении; применять полученные знания и опыт творчества в работе школьного телевидения и студии мультимедиа; понимать образовательные задачи зрительской культуры и необходимость зрительских умений; осознавать значение художественной культуры для личностного духовно-нравственного развития и самореализации, определять место и роль художественной деятельности в своей жизни и в жизни общества. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ ЭЛЕКТРОННЫХ (ЦИФРОВЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Тема 1. Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах - 8 ч 1 Изображение в театре и кино 1 2 Театральное искусство и художник 1 3 Сценография - особый вид художественного творчества 1 4 Сценография - особый вид художественного творчества 1 Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 5 Сценография - искусство и производство 1 6 Костюм, грим и маска. 1 7 Художник в театре кукол 1 8 Спектакль: от замысла к воплощению 1 Тема 2. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий - 8 ч. 9 Фотография - новое изображение реальности. 1 10 Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать. 1 11 Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать (практикум). 1 12 Вещь: свет и фактура. 1 13 Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера. 1 14 Операторское мастерство фотопортрета. 1 15 Искусство фоторепортажа 1 16 Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка. 1 Тема 3. Фильм - творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? - 9 ч. 17 Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино 1 18 Художественное творчество в игровом фильме 1 19 Азбука киноязыка. Фильм «рассказ в картинках» 1 20 Азбука киноязыка. Фильм «рассказ в картинках» 1 21 Воплощение замысла 1 22 Чудо движения: увидеть и снять 1 23 Чудо движения: увидеть и снять 1 24 Искусство анимации, или когда художникбольше, чем художник 1 25 Живые рисунки на твоѐм компьютере 1 Тема 4. Телевидение пространство культуры? Экран - искусство - зритель - 8 ч. 26 Информационная и художественная природа телевизионного изображения 1 27 Телевизионная документалистика: от 1 видеосюжета до телерепортажа и очерка 28 Кинонаблюдение - основа документальноговидеотворчества 1 29 Видеоэтюд в пейзаже и портрете 1 30 Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью 1 31 Современные формы экранного языка 1 32 Роль визуально-зрелищных искусств в жизни человека и общества. 1 33- 34 Искусство – зритель современность 1 Наименование разделов и тем Количество часов Тема 1. Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах - 8 ч 1 Изображение в театре и кино 1 2 Театральное искусство и художник 1 3 Сценография - особый вид художественного творчества 1 4 Сценография - особый вид художественного творчества 1 5 Сценография - искусство и производство 1 6 Костюм, грим и маска. 1 7 Художник в театре кукол 1 8 Спектакль: от замысла к воплощению 1 Тема 2. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий - 8 ч. 9 Фотография - новое изображение реальности. 1 10 Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать. 1 11 Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать (практикум). 1 12 Вещь: свет и фактура. 1 13 Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера. 1 14 Операторское мастерство фотопортрета. 1 15 Искусство фоторепортажа 1 16 Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка. 1 Тема 3. Фильм - творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? - 9 ч. 17 Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино 1 18 Художественное творчество в игровом фильме 1 19 Азбука киноязыка. Фильм - «рассказ в картинках» 1 20 Азбука киноязыка. Фильм - «рассказ в картинках» 1 21 Воплощение замысла 1 22 Чудо движения: увидеть и снять 1 23 Чудо движения: увидеть и снять 1 24 Искусство анимации, или когда художникбольше, чем художник 1 25 Живые рисунки на твоѐм компьютере 1 Тема 4. Телевидение - пространство культуры? Экран - искусство - зритель - 8 ч. 26 Информационная и художественная природа телевизионного изображения 1 27 Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка 1 28 Кинонаблюдение - основа документальноговидеотворчества 1 29 Видеоэтюд в пейзаже и портрете 1 30 Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью 1 31 Современные формы экранного языка 1 32 Роль визуально-зрелищных искусств в жизни человека и общества. 1 33- 34 Искусство – зритель - современность 1 8 КЛАСС № п/ п 1 Количество часов Тема урока Тема 1. Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах 8ч Всег о Контрольн ые работы Практическ ие работы Функциональн ая Грамотность Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650 2ee Изображение в театре и кино 2 Театральное искусство и художник 1 Входная диагностическая контрольная работа. Сравнивать данные и делать соответствующи е выводы. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650 2ee 3 Сценография - особый вид художественного творчества 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650 2ee 4 Сценография - особый вид художественного творчества 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650 2ee 5 Сценография - искусство и производство 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650 2ee Дат а 6 Костюм, грим и маска. 1 7 Художник в театре кукол 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650 2ee 8 Спектакль: от замысла к воплощению 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650 2ee 9 Тема 2. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий - 8 ч. 1 Сравнивать данные и делать соответствующи е выводы. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650 2ee Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650 2ee Фотография - новое изображение реальности. 10 Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать. 1 11 Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать (практикум). 1 12 Вещь: свет и фактура. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650 2ee 13 Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650 2ee Сравнивать данные и делать соответствующи е выводы. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650 2ee 2ee 14 Операторское мастерство фотопортрета. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650 2ee 15 Искусство фоторепортажа 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650 2ee 16 Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650 2ee 17 Тема 3. Фильм - творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? - 9 ч. 1 Сравнивать данные и делать соответствующи е выводы. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650 2ee 18 Художественное творчество в игровом фильме 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650 2ee 19 Азбука киноязыка. Фильм «рассказ в картинках» 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650 2ee 20 Азбука киноязыка. Фильм «рассказ в картинках» 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650 2ee 21 Воплощение замысла 1 Сравнивать данные и делать соответствующи Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650 2ee е выводы. 22 Чудо движения: увидеть и снять 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650 2ee 23 Чудо движения: увидеть и снять 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650 2ee 24 Искусство анимации, или Когда художник больше, чем художник. 1 25 Живые рисунки на твоѐм компьютере 1 26 Тема 4. Телевидение пространство культуры? Экран - искусство - зритель - 8 ч. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650 2ee Сравнивать данные и делать соответствующи е выводы. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650 2ee Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650 2ee Информационная и художественная природа телевизионного изображения 27 Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650 2ee 28 Кинонаблюдение - основа 1 документальноговидеотворчес Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650 тва 2ee 29 Видеоэтюд в пейзаже и портрете 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650 2ee 30 Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650 2ee 31 Современные формы экранного языка 1 32 Роль визуально-зрелищных искусств в жизни человека и общества. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650 2ee 3334 Искусство – зритель – современность 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650 2ee Сравнивать данные и делать соответствующи е выводы. Итоговая контрольная работа. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650 2ee Приложение 2к рабочей программе УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Учебник по изобразительному искусству А.С Гуров . Питерских 5-8 классы . Москва « Просвещение» 2020г ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. http://nature.ok.ru/ 2. http://www.chat.ru/~dronisimo/homepage1/anatom1.htm 9 класс 3. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/5/11/ Приложение к рабочей программе №1 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. № Тема Кол.час п/ п 1 Дата план Тема 1. Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах - 8 ч 1 04.09 1 11.09 Изображение в театре и кино 2 Театральное искусство и художник Входная диагностическая контрольная работа. 3 Сценография - особый вид художественного творчества 1 18.09 4 Сценография - особый вид художественного творчества 1 25.09 5 Сценография - искусство и производство 1 02.10 6 Костюм, грим и маска. 1 09.10 7 Художник в театре кукол 1 16.10 8 Спектакль: от замысла к воплощению 1 23.10 9 Тема 2. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий - 8 ч. 1 13.11 Фотография - новое изображение реальности. 10 Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать. 1 20.11 11 Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать (практикум). 1 27.11 12 Вещь: свет и фактура. 1 04.12 13 Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера. 1 11.12 14 Операторское мастерство фотопортрета. 1 18.12 15 Искусство фоторепортажа 1 25.12 факт 16 Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка. 1 15.01 17 Тема 3. Фильм - творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? - 9 ч. 1 22.01 Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино 18 Художественное творчество в игровом фильме 1 29.01 19 Азбука киноязыка. Фильм - «рассказ в картинках» 1 05.02 20 Азбука киноязыка. Фильм - «рассказ в картинках» 1 12.02 21 Воплощение замысла 1 19.02 22 Чудо движения: увидеть и снять 1 26.02 23 Чудо движения: увидеть и снять 1 05.03 24 Искусство анимации, или Когда художник больше, чем художник. 1 12.03 25 Живые рисунки на твоѐм компьютере 1 19.03 26 Тема 4. Телевидение - пространство культуры? Экран - искусство - зритель - 8 ч. 1 02.04 Информационная и художественная природа телевизионного изображения 27 Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка 1 09.04 28 Кинонаблюдение - основа документальноговидеотворчества 1 16.04 29 Видеоэтюд в пейзаже и портрете 1 23.04 30 Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью 1 30.04 31 Современные формы экранного языка 1 7.05 32 Роль визуально-зрелищных искусств в жизни человека и общества. 1 14.05 33 34 Искусство – зритель – современность 1 21.05 Итоговая контрольная работа. Приложение к рабочей программе №2 Перечень практических работ. № 1 2 Название практической работы Входная диагностическая контрольная работа Итоговая контрольная работа. Дата . 11.09 21.05 четверть 1 4