РП АООП (ОУ) по сенсорному развитию 7 класс на 2023-2024 уч.год

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по сенсорному развитию разработана в соответствии ООП МАОУ Южно-Дубровинской СОШ и на основе
нормативных документов:
1. Федеральной адаптированной основной образовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
2.Учебный план МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2023-2024 учебный год.
3.Годового календарного учебного графика МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2023-2024 учебный год.
Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на
сохранные анализаторы.
Основной задачей образовательного процесса является преодоление психофизических недостатков обучающихся,
препятствующих успешному освоению учебных навыков. Данный курс предполагает создание оптимальных условий познания
ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков. Занятия способствуют формированию у
обучающихся правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности. В свою очередь,
оптимизация психического развития ребенка способствует эффективной социализации его в обществе.

2. Общая характеристика коррекционного курса, с учѐтом особенностей его освоения обучающимися
Программно-методический материал включает 5 разделов: "Зрительное восприятие", "Слуховое восприятие", "Кинестетическое
восприятие", "Восприятие запаха", "Восприятие вкуса".
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение
диапазона воспринимаемых ощущений обучающегося, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические,
физические, речевые реакции обучающегося, например, эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В
дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и
перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Для реализации курса необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее: оборудованную сенсорную
комнату, сухой (шариковый) и водный бассейны, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов,различных
по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажеры

3.Описание места коррекционного курса в учебном плане
Согласно учебного плана МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на изучение учебного предмета «Сенсорное развитие» в 7К классе отводится
1 час в неделю, 34 часа в год

4.Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной
отсталостью (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его
психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения
образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории
обучающихся (см. табл. 1)
Личностные результаты
-Целенаправленно выполнять действия по инструкции;
-Самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
-Опосредовать свою деятельность речью.
-Определять и высказывать самые простые общие для всех людей
правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
-Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего
нельзя

Формируемые БУДы.
Личностные-осознание себя как ученика, заинтересованного
посещениемшколы.
Коммуникативные-вступать в контакт и работать в
коллективе(учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс,
учитель−класс).
Регулятивные - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать
цели и произвольно включаться в деятельность.
Познавательные - выделять некоторые существенные,
общие и отличительные свойства хорошо знакомых
предметов.

5. Содержание коррекционного курса
Зрительное восприятие.
Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки).
Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив обучающегося (справа,
слева от обучающегося). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по
кругу, вперед или назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный,
синий, желтый, зеленый, черный).
Слуховое восприятие.
Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным
перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником.
Нахождение одинаковых по звучанию объектов.
Кинестетическое восприятие.
Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер,
пластмасса, бумага, вода), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой,
сыпучий). Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела. Реакция на горизонтальное
(вертикальное) положение тела. Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.
Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый),
влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).
Восприятие запаха.
Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе).
Восприятие вкуса.
Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий,
сыпучий). Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов
(горький, сладкий, кислый, соленый).

6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№

1.
2.

Тема урока

Колич ество
часов

Выявление актуальногоуровня
сенсорного
1
развития обучающихся.
Зрительное восприятие. Фиксация взгляда на 1
лице человека.

3.

Зрительное восприятие. Фиксация взгляда на 1
лице человека.

4.

Слуховое
восприятие:локализация
неподвижного
источниказвука,
расположенного на
уровне уха, плеча, талии.
Слуховое восприятие:локализация
неподвижного источника
звука, расположенного науровне уха, плеча,
талии.
Кинестетическое
восприятие:
адекватнаяэмоциональнодвигательная реакция наприкосновения
человека.
Кинестетическое
восприятие:
адекватнаяэмоциональнодвигательная реакция наприкосновения
человека.

5.

6.

7.

1

Характеристика основных видов учебной
деятельности
Выполнение инструкций, практических проб.
Игра- узнай «что на носу у клоуна?», рассматривание лица
педагога, ученика взеркале, «чем ты выпачкал лицо?
«собственное лицо в зеркале».
Выполнение упражнений в игровой форме- «Посмотри на
меня», рассматривание лица педагога, ученика в зеркале, «чем ты
выпачкал лицо?»
«собственное лицо в зеркале».
Игра «Поймай звук», «Отгадай, что звучит»
«Покажи, где звучит».

1

Игра «Поймай звук», «Отгадай, что звучит»
«Покажи, где звучит»
Локализация звука.

1

Игра «Узнай кто это»

1

Игра «Узнай кто это»

Различение материалов похарактеристикам
(температура,
фактура,влажность,
вязкость).
Различение материалов похарактеристикам
(температура,
фактура,влажность,
вязкость).
Восприятие запаха:
адекватная реакция назапахи. Различение
объектов по запаху.

1

Игра «Уборка».

1

Игра «Уборка».

1

11

Восприятие запаха:
адекватная реакция назапахи. Различение
объектов по запаху.

1

12

Восприятие вкуса:
адекватная реакция на продукты, различные
повкусовым качествам (горький, сладкий,
кислый, соленый)

1

Дифференцированное
восприятие
ароматов
(запах
фруктов, цветов, парфюмерии). Дидактическая игра
«Угадай предмет по запаху».
Находить нужные фрукты и овощи по запаху
Дифференцированное
восприятие
ароматов
(запах
фруктов, цветов, парфюмерии). Дидактическая игра
«Угадай предмет по запаху».
Находить баночки с одинаковымизапахами.
Дифференцированное восприятие вкуса. Дидактическая игра
«Угадай предмет по вкусу» Одинаковый вкус может кому-то
нравиться, кому-то нет.
Игра «Кухня»

13

Восприятие вкуса:
адекватная реакция на продукты, различные
повкусовым качествам (горький, сладкий,
кислый, соленый)
Тонкая дифференцировкапредметов на
ощупь.

1

Тонкая дифференцировкапредметов на
ощупь.

1

8

9

10

14

15

1

Дифференцированное восприятие вкуса. Дидактическая игра
«Угадай предмет по вкусу» Одинаковый вкус может кому-то
нравиться, кому-то нет.
«Назови вкус продуктов»
«Определи на ощупь» (найти предметы различающиеся по одному
признаку) Платочек для куклы, (определение предметов по
фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
«Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка
предложенную фигуру)
«Найди пару», (предлагается ребенку наощупь найти пары
одинаковых предметов)

16

Игра:

«Волшебный мешочек».

17

Ориентировка
в помещении и на 1
улице по словесной инструкции.

18
19

Определение пространственных отношений
«перед, сзади,спереди, справа, слева».

2

20

Развитие

графомоторныхнавыков

1

21

Развитие

графомоторныхнавыков

1

Игра «Вниз по реке». Не отрывая карандаш от бумаги, не заезжая
за линии, только следуя за изгибами нарисованной реки

22

Развитие

графомоторныхнавыков

1

Игра «Парашютисты». Лист бумаги, в верхней части которого
несколько разноцветных точек (парашютисты), внизу листа –
небольшой круг – место ихприземления.задача: точными
движениями, прямыми линиями сверхувниз «посадить» своих
парашютистов.

23

Развитие

графомоторныхнавыков

1

Игра «Парашютисты». Лист бумаги, в верхней части которого
несколько разноцветных точек (парашютисты), внизу листа –
небольшой круг – место ихприземления.задача: точными
движениями, прямыми линиями сверхувниз «посадить» своих
парашютистов.

1

«Определи на ощупь» (узнай на ощупь и назови предмет который
находится в мешочке).
Какие предметы ты видишь перед собой?Справа? Слева?
Перечисли героев сказки «Репка» слева направо. Посмотри, кого
не хватает (Жучки, внучки, кошки)? Давай позовѐми найдѐм, за
кем (или перед) должна стоять Жучка.
Какие предметы ты видишь перед собой?Справа? Слева?
Перечисли героев сказки
«Репка» слева направо. Посмотри, когоне хватает (Жучки,
внучки, кошки)?
Давай позовѐм и найдѐм, за кем (илиперед) должна стоять
Жучка.
Игра «Вниз по реке». Не отрывая карандаш от бумаги, не заезжая
за линии, только следуя за изгибами нарисованной реки

24

Развитие

графомоторныхнавыков

25

Конструирование сложныхформ.

1

26

Конструирование сложныхформ.

1

27

Конструирование сложныхформ.

1

1

28

Конструирование сложныхформ.

1

29

Определение времени почасам.

1

Игра «Раскрась правильно». Раскрасить красным карандашом
третий домик справа. Раскрасить зеленым карандашомдомик,
который стоит перед синим.
Раскрасить желтым карандашом домик,чтобы красный оказался
между синим ижелтым. Раскрасить коричневым карандашом
домик, который следует за
желтым. Сравнить с образцом.
ДИ «Собери и построй». Выкладывать из геометрических фигур
различные предметы. Материал: кубик с наклеенными
геометрическими
фигурами,
геометрические фигуры, вырезанные из картона; контурные
образцы построек
ДИ «Собери и построй». Выкладывать из геометрических фигур
различные предметы. Материал: кубик с наклеенными
геометрическими
фигурами,
геометрические фигуры, вырезанные из картона; контурные
образцы построек
ДИ «Мастерская форм». Детям предлагается выложить из
палочек геометрические фигуры по образцам.
Образцами являются различныепрямоугольники,
квадраты,
треугольники.
ДИ «Мастерская форм». Детям предлагается выложить из
палочек геометрические фигуры по образцам. Образцами
являются различныепрямоугольники,
квадраты,треугольники.
1. Загадки о временных отрезках.
2. ДИ «Когда деревья надевают этотнаряд?», формирование
знаний о сезонных изменениях в природе.
3. ДИ «В какое время года нужны эти предметы», закрепление
понятий о временах года и сезонных изменениях в природе.

30
31

Длительность

временныхинтервалов.

32

Дидактическая

игра:"Береги минуту".

1

33

Дидактическая

игра:"Береги минуту".

1

34

Выявление актуального уровня
развития обучающихся.

сенсорного

2

1

ДИ «Калейдоскоп месяцев в году»
1. Загадки о месяцах.
2. ДИ «Назови месяца зимы,», формирование представлений о
месяцах.
1. ДИ «Часы»
2. ДИ «Разные часы», ознакомление детей с разными видами
часов, определение продолжительностиминуты.
1. ДИ «Часы»
2. ДИ «Разные часы», ознакомление детей с разными видами
часов, определение продолжительностиминуты.
Выполнение
инструкций, практических проб.

7.Описание материально–технического обеспечения образовательной деятельности
-Принтер
-Ноутбук
-печатные пособия: наборы сюжетных картинок,в том числе и в цифровой форме;
-технические средства обучения;
-экранно-звуковые пособия;
-аудиозаписи;
-комплексы физминуток, гимнастики для глаз;
-печатные пособия: наборы сюжетных картинок, в том числе и в цифровой форме;
технические средства обучения;
-экранно-звуковые пособия;
-демонстрационные пособия;
-аудиозаписи;
- комплексы физминуток;







Цифровые образовательные ресурсы:
educont.ru цифровой образовательный контент
https://uchi.ru Платформа «Учи.ру»
Сборник компьютерных игр «Несерьѐзные уроки», обучающих навыкам чтения и счѐта «Учим буквы и цифры».
http://all.edu.ru - Все образование Интернета
http://Iobraz.ru – Образование

Приложение к рабочей программе № 1
Календарно тематическое планирование «Сенсорное развитие» 7 класс
№
1.
2.
3.
4.

5.

6.

7.

8

Тема урока

Количество часов

Дата план

Выявление актуальногоуровня
сенсорного
развития обучающихся.
Зрительное восприятие. Фиксация взгляда на
лице человека.
Зрительное восприятие. Фиксация взгляда на
лице человека.
Слуховое
восприятие:локализация
неподвижного
источника звука,
расположенного на
уровне уха, плеча, талии.
Слуховое восприятие:локализация
неподвижного источника
звука, расположенного науровне уха, плеча,
талии.
Кинестетическое
восприятие:
адекватная эмоциональнодвигательная реакция на прикосновения
человека.
Кинестетическое
восприятие:
адекватная эмоциональнодвигательная реакция на прикосновения
человека.
Различение материалов похарактеристикам

1

6.09

1

13.09

1

20.09

1

27.09

1

4.10

1

11.10

1

18.10

1

25.10

Дата факт

9

10

11

12

13

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

(температура,
фактура,влажность,
вязкость).
Различение материалов похарактеристикам
(температура,
фактура,влажность,
вязкость).
Восприятие запаха:
адекватная реакция назапахи. Различение
объектов по запаху.
Восприятие запаха:
адекватная реакция назапахи. Различение
объектов по запаху.
Восприятие вкуса:
адекватная реакция на продукты, различные
повкусовым качествам (горький, сладкий,
кислый, соленый)
Восприятие вкуса:
адекватная реакция на продукты, различные
повкусовым качествам (горький, сладкий,
кислый, соленый)
Тонкая дифференцировка предметов на ощупь.
Тонкая дифференцировка
предметов на
ощупь.
Игра:
«Волшебный мешочек».
Ориентировка
в помещении и на
улице по словесной инструкции.
Определение пространственных отношений
«перед, сзади,спереди, справа, слева».
Развитие графомоторных навыков
Развитие графомоторных
навыков
Развитие графомоторных навыков
Развитие графомоторных
навыков
Развитие графомоторных
навыков

1

8.11

1

15.11

1

22.11

1

29.11

1

6.12

1
1

13.12
20.12

1
1

27.12
10.01

2

17.01
24.01
31.01
7.02
14.02
21.02
28.02

1
1
1
1
1

25
26
27

Конструирование сложных
форм.
Конструирование сложных форм.
Конструирование сложных форм.

1
1
1

28
29
30
31
32
33
34

Конструирование сложных форм.
Определение времени по
часам.
Длительность временных интервалов.

1
1
2

Дидактическая
игра:"Береги минуту".
Дидактическая
игра:"Береги минуту".
Выявление актуального уровня сенсорного
развития обучающихся.

1
1
1

6.03
13.03
20.03
3.04
10.04
17.04
24.04
1.05
8.05
15.05
22.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».