РП АООП (ОУ) по предметно – практическим действиям 7 класс на 2023-2024 уч.год

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предметно-практическим действиям разработана в соответствии ООП МАОУ Южно-Дубровинской СОШ и на
основе нормативных документов:
1. Федеральной адаптированной основной образовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
2.Учебный план МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2023-2024 учебный год.
3.Годового календарного учебного графика МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2023-2024 учебный год.
Цели коррекционного курса:
1. Предметные: формирование целенаправленных произвольных движений с различными предметами и материалами.
2. Личностные: развитие мотивов учебно-трудовой деятельности, формирование внутренней позиции школьника
3. Коррекционные: используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование,
действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно двигательной координации, пространственных представлений, наглядно -действенного, наглядно-образного мышления детей и
речи в связи с практической деятельностью.
4. Социальные: овладение учащимися системой доступных, практически значимых знаний, умений и навыков необходимых для
дальнейшей социализации и адаптации в обществе.
Задачи:
Предметные освоение простых действий с предметами и материалами;
Личностные: формирование положительного отношения к обучению и труду;

Коррекционные: корригировать познавательную деятельность, высшие психические функции у обучающихся;
-моторной координации.
Социальные: овладение навыками самообслуживания и личной гигиены;

2. Общая характеристика коррекционного курса, с учѐтом особенностей его освоения обучающимися

Вследствие органического поражения ЦНС у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы
восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных
действий происходит со значительной задержкой. У многих обучающихся с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами
остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на
формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных
специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и
материалами.
Программно-методический материал включает 2 раздела: "Действия с материалами", "Действия с предметами".
В процессе обучения обучающиеся знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала
формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание, которые в дальнейшем
используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности,
самообслуживании.
Материально-техническое оснащение учебного предмета "Предметно-практические действия" включает: предметы для нанизывания на
стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры,
разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины).
.

3.Описание места коррекционного курса в учебном плане
Согласно учебного плана МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на изучение коррекционного курса «Предметно-практические действия» в 7К
классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год

4.Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умственной отсталостью результативность обучения
каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей.
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь

максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных
задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и
жизненного опыта.
Личностные результаты:
Минимальный уровень:
-практической деятельности как необходимой основой для
самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
видах доступной деятельности.
Достаточный уровень:
-практической деятельности как
ной, бытовой и трудовой деятельности.
идах доступной деятельности.
развитие и помощь близким.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- освоение на элементарном уровне простых действий с предметами и материалами
-использование в работе доступных материалов (пластилин, природный материал; бумага и картон; нитки, тканью.
-уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом).
- уметь захватывать и удерживать предмет;
-уметь сминать лист бумаги;
- уметь открывать емкости для хранения;
- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки;
- уметь погружать руки в сухой бассейн;
- уметь доставать из сухого бассейна предметы;
- уметь пересыпать крупы с помощью кулака;

- уметь отбирать крупы (единичные представители круп);
Достаточный уровень:
- освоение простых действий с предметами и материалами.
-умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий.
-умение рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;
- уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога;
- уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;
- уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке;
- уметь открывать и закрывать емкости для хранения;
- уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики;
-рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы
-выполнять последовательно организованные движения;
-играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на основу;
- уметь погружать руки в сухой бассейн ;
- уметь доставать из сухого бассейна предметы;
- уметь пересыпать крупы с помощью кулака, стакана;
- уметь пересыпать крупы из одного стакана в другой;
- уметь сортировать крупы (3 вида);
- складывать в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);
- разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек, разрывать пластилин на мелкие и большие
части, соединять пластилин, отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениям.
- играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);
- узнавать материалы на ощупь, по звуку;
- наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами;
- играть с конструктивными материалами.
- формирование умения фиксировать взгляд на статичном и движущимся предмете и объекте.
- формирование умения захватывать, удерживать, перекладывать предмет;
- формирование умения погружать руки в сухой бассейн и доставать из него предметы;
- формирование умения пересыпать крупы с помощью стакана, кулака

5. Содержание коррекционного курса

Действия с материалами.
Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька) двумя руками (одной
рукой, пальцами). Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя
руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя).
Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса)
двумя руками (одной рукой). Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента
(лопатка, стаканчик). Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка). Наматывание
материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур).
Действия с предметами.
Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки). Встряхивание предмета, издающего звук
(бутылочки с бусинками или крупой). Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь). Притягивание предмета к
себе (игрушка на колесиках, ящик). Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и
гайками). Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор) всей кистью (пальцем). Сжимание предмета (звучащие игрушки из
разных материалов, прищепки, губки) двумя руками (одной рукой, пальцами). Вынимание предметов из емкости. Складывание предметов в
емкость. Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика).
Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины) на стержень (нить).

6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№

1.

2.

3.

Тема
Предметно- манипуляционные
действия.Развитие координации
движений кисти и пальцев
Предметно- манипуляционные
действия.Развитие координации движений кисти и пальцев
Выбор по образцу инструкции «Дай
такой»

Кол-во часов

Характеристика основных видов учебной деятельности

1

Д.И. «Сюрприз»
Найди игрушку», скажи кого ты нашел?

1

Д.И. «Сюрприз»
Найди игрушку», скажи кого ты нашел?

1

Д.И. «Дай такой же». «Дерево и листочки» «Животное и хвостик»
Найди подходящий по цвету предмет.

4.

«Подбори по цвету» размещение
мелких цветных
предметов на цветные круги.

1

5.

«Разложи ряд» чередованиепредметов
через один по
форме, по величине, по цвету.

1

6.

Выбор по образцу и группировка
объемных форм.
Выбор по образцу и группровка
плоскостных форм.

1

7.

1

8. Выбор по образцу геометри-ческих
фигур различных размеров и цветов.
9. Формирование навыков зри-тельного
анализа и синтеза (обследование
предметов, состоящих из 2-3 детелей)
10 Дифференцированное зри-тельное
восприятие двух предметов:
нахождение от-личительных и общих
при-знаков.

1

11 «Что лишнее» Исключениепредмета из
нескольких однородных по цвету, форме,величине.

1

1

ДИ. «Подбор к фону»: размещение мелких цветных предметов (бусины,
пуговицы, кубики, детали мозаики, игрушечные ложки, вилки и пр.) на
цветные
круги, тарелочки соответствующего цвета, при выборе их из предметов
разного цвета.
Д.И. «Разложи в ряд» (по цвету): размещение мелких цветных предметов на
цветные бумажные ленты со- ответствующего цвета, располагая их в ряд
(«лен- ты», «дорожки»); чередование предметов по цвету через один,
выкладывая их в ряд (красный – синий –красный – синий и т. д.).
Д.И. «Шарикоброс», «Кубикоброс»Операция сравнения шара и куба.
Выбор по образцу и группировка плоскостных форм: круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник. Группировка предметов разной величины,
цвета, формы,
согласно заданию и образцу («Разложи, какие кудаподходят»).
Игра «Геометрическое лото». Выкладывание по по- казу и образцу
геометрических фигур различных размеров и цветов. Наклеивание готовых
геометри- ческих фигур. Складывание и наклеивание фигур, состоящих из
двух готовых частей.
«Картинное цветовое лото» (соотнесение геометри- ческой фигуры
определѐнного цвета с картинками другого предмета такого же цвета,
например: синий квадрат – синий шарик).
«Картинное цветовое лото» (соотнесение геометрической фигуры
определѐнного цвета с картинками другого предмета такого же цвета,
например: синий квадрат – синий шарик).
«Картинное лото» (Палитра).
Выбор по образцу и группировка предметов по цвету. (4 цвета)

12 «Что изменилось»

1

«Геометрическое лото» (форма и цвет)
Выбор по образцу и группировка предметов по форме и цвету. (круг,
квадрат, треугольник; 4 цвета)

13 Ориентировка в помещении.Понятия
близко-далеко.
Движение в заданном
направлении
14 Ориентировка в помещении.Понятия
близко-далеко.
Движение в заданном
направлении
15 Пространственная ориенти-ровка на
листе бумаги

1

Д.И. «Близко – далеко». Близко, можно достать рукой, пройти несколько
шагов. Далеко, нужно идти напервый этаж или на улицу.

1

Д.И. «Близко – далеко». Близко, можно достать рукой, пройти несколько
шагов.
Далеко, нужно идти на первый этаж или на улицу.

1

16 Пространственноевосприятие

1

Поставь дерево на стол справа», «С какой сторонынаходится пруд».
«Какие игрушки поменялись местами?», «Что изменилось?» «Ближе – дальше».
Складывание разрезных картинок, разрезанных повертикали,
горизонтали, скошенной линии.

17 Пространственноевосприятие

1

Складывание разрезных картинок, разрезанных повертикали,
горизонтали, скошенной линии.

18 Пространственноевосприятие

1

19 «Чудесный мешочек» узна- вание на
ощупь хорошо из- вестного детям
предмета
20 «Чудесный мешочек» узнавание на
ощупь хорошо известного детям
предмета

1

Складывание разрезных картинок, разрезанных повертикали,
горизонтали, скошенной линии.
Д.И. «Чудесный мешочек» узнавание на ощупь предметов с различной
фактурой Желуди, шишки,
камушки, деревянные шарики, ,кусочки меха ткани идр.
Д.И. «Чудесный мешочек» узнавание на ощупь предметов с различной
фактурой Желуди, шишки, камушки, деревянные шарики, кусочки меха
ткани идр.

1

21 «Выкладывание
чередующегося
элемент.

из
мозаики
ряда» через один

1

Выкладывание из мозаики чередующегося ряда» через один элемент.
Выкладывание мозаики по показу узора с соблюдением цвета и
пространственных отношений элементов мозаики

22 Выкладывание мозаики по показу узора
с облюдением цвета и ространственных
отношений элементов мозаики.
23 Выкладывание мозаики пообразцу
«Дом с крышей и трубой»

1

24 Выкладывание мозаики по образцу
«Цветок на стебле»

1

25 Собирание вкладных куби-ков разных
по величине.

1

26 Складывание 3-х, 5-ти мест-ных
матрешек.

1

27 Складывание пирамиды из 8-10 колец.

1

28 Слуховое восприятие

1

29 Слуховое восприятие

1

Выкладывание из мозаики чередующегося ряда» че рез один элемент.
Выкладывание мозаики по показу узора с соблюдением цвета и
пространственных отношений элементов мозаики
Выкладывание мозаики по образцу «Дом с крышей итрубой».
Выкладывание мозаики по показу узора с соблюдением цвета и
пространственных отношений элементов мозаики
Выкладывание мозаики по образцу «Цветок на стебле». Выкладывание из
мозаики геометрических фи- гур. Выкладывание мозаики по показу узора с
соблюдением цвета и пространственных отношений элементов мозаики
Набор «Пертра». Группировка по форме одноцветных предметов двух
сходных форм. Действия с предметом по образцу и словесной
инструкции.
Набор «Пертра». Группировка по форме одноцветных предметов двух
сходных форм. Действия с предметом по образцу и словесной
инструкции.
Набор «Пертра». Выбор по образцу и
группировка плоскостных форм: круг, квадрат, треугольник
Слушание (различение) по звучанию музыкальных инструментов
(контрастные по звучанию, сходные по звучанию). Освоение приемов игры
на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд Дифференциация
звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан,
бубен, ложки).
Слушание (различение) по звучанию музыкальных инструментов
(контрастные по звучанию, сходные по звучанию). Освоение приемов игры
на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд Дифференциация
звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан,
бубен, ложки).

1

30 Элементарное конструирование.

1

31 Элементарное конструирование.

1

32 Элементарное конструирование.

1

33 Элементарное конструирование.

1

34 Элементарное конструирование.

1

Конструирование домика из строительного конструктора.
Понятия «часть», «целое».
Конструирование машинки из строительного конструктора.
Понятия «часть», «целое».
Конструирование по замыслу «Наш двор» из строительного конструктора.
Понятия «часть», «целое».
Конструирование по простейшим чертежам инаглядным схемам из
конструктора «Лего». Понятия «часть», «целое».
Конструирование по простейшим чертежам инаглядным схемам из
конструктора «Лего». Понятия «часть», «целое».

7.Описание материально–технического обеспечения образовательной деятельности
- учебные столы;
- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);
- персональный компьютер;
- предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра);
- вставления (стаканчики одинаковой величины);
- пазлы, (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10);
- мозаики;
Освоение учебного предмета «Предметно практические действия» предполагает использование разнообразного дидактического
материала:
- предметов различной формы, величины, цвета;
- изображении предметов, людей, объектов природы, цифр и др.;
- оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов,
их соотнесения по определенным признакам
Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются:
- специально подобранные предметы;
- презентации к урокам;
- графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, а также составленные из них индивидуальные
коммуникативные альбомы).

Учебно – методическое обеспечения образовательного курса
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Дополнительная литература для учителя:
1. А.Р. Маллер. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М., 2000.
Цифровые образовательные ресурсы:
 educont.ru цифровой образовательный контент
 https://uchi.ru Платформа «Учи.ру»
 Сборник компьютерных игр «Несерьѐзные уроки», обучающих навыкам чтения и счѐта «Учим буквы и цифры».
 http://all.edu.ru - Все образование Интернета
 http://Iobraz.ru – Образовани

Приложение к рабочей программе № 1

Календарно тематическое планирование «Предметно – практические действия» 7 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11
12
13
14
15
16

Тема
Предметно- манипуляционные действия.Развитие координации
движений кисти и пальцев
Предметно- манипуляционные действия.Развитие координации
движений кисти и пальцев
Выбор по образцу инструкции «Дай такой»
«Подбори по цвету» размещение мелких цветных
предметов на цветные круги.
«Разложи ряд» чередованиепредметов через один по
форме, по величине, по цвету.
Выбор по образцу и группировка объемных форм.
Выбор по образцу и группровка плоскостных форм.
Выбор по образцу геометрических фигур различных размеров и
цветов.
Формирование навыков зри-тельного анализа и синтеза
(обследование предметов, состоящих из 2-3 детелей)
Дифференцированное зри-тельное восприятие двух предметов:
нахождение отличительных и общих при-знаков.
«Что лишнее» Исключениепредмета из нескольких однородных по
цвету, форме,величине.
«Что изменилось»
Ориентировка в помещении.Понятия близко-далеко.
Движение в заданномнаправлении
Ориентировка в помещении.Понятия близко-далеко.
Движение в заданномнаправлении
Пространственная ориентировка на листе бумаги
Пространственноевосприятие

Кол-во часов
1

Дата план
7.09

1

14.09

1
1

21.09
28.09

1

5.10

1
1

12.10
19.10
26.10

1

9.11

1

16.11

1

23.11

1
1

30.11
7.12

1

14.12

1
1

21.12
28.12

Дата факт

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Пространственноевосприятие
Пространственноевосприятие
«Чудесный мешочек» узнавание на ощупь хорошо известного детям
предмета
«Чудесный мешочек» узнавание на ощупь хорошо известного детям
предмета
«Выкладывание из мозаики чередующегося ряда» через один
элемент.
Выкладывание мозаики по показу узора соблюдением цвета и
ространственных отношений элементов мозаики.
Выкладывание мозаики пообразцу «Дом с крышей и трубой»
Выкладывание мозаики по образцу «Цветок на стебле»
Собирание вкладных куби ков разных по величине.
Складывание 3-х, 5-ти местных матрешек.
Складывание пирамиды из 8-10 колец.
Слуховое восприятие
Слуховое восприятие
Элементарное конструирование.
Элементарное конструирование.
Элементарное конструирование.
Элементарное конструирование.
Элементарное конструирование.

1
1
1

11.01
18.01
25.01

1

1.02

1

8.02

1

15.02

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

22.02
29.02
7.03
14.03
21.03
4.04
11.04
18.04
25.04
2.05
16.05
23.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».