РП по основам психологии 11 класс на 2023-2024 уч.год

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования планируемыми предметными
результатами изучения предмета «Основы психологии» являются:

развитие личности обучающихся средствами психологии: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностносмысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и
профессиональному самоопределению;

овладение систематическими знаниями основ психологии, приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной
деятельности;

развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу
умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению)
проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;

обеспечение академической мобильности и возможности поддерживать избранное направление образования;

обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ» 10 КЛАСС
Цель курса: формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры учащихся.
Предметные результаты.
Знание общественно-исторической обусловленности человеческих способностей.
Понимание психологических механизмов развития способностей.
Понимание роли общих способностей для достижения успешности в обучении и в жизни.
Формирование представления о специальных способностях и их связи с различными видами человеческойдеятельности.
Формирование представления о том, что роднит понятия «способности», «талант», «гениальность» и что дает основания их
различать.
Личностные результаты
1.
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
2.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
1.
2.
3.
4.
5.

2

3. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,

культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания.
4. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества.
5. Стремление к поиску наиболее эффективных способов учебной деятельности.
6. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе
образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
7. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
3.
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать
даже в ситуациях неуспеха;
4.
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения
коммуникативных и познавательных задач;
5.
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение
окружающих.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетаний:
1.
2.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, беседа), наглядных
(иллюстрационных и демонстрационных), практических, и самостоятельная работа учащихся.
2.
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательные игры, творческие задания.
3.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуальный опрос, фронтальный опрос,
письменные работы.
Применяются следующие способы обучения: индивидуальный, индивидуально-групповой,
групповой, коллективный.
3
1.

В качестве средств обучения используются: учебно-наглядные пособия (таблицы), организационно-педагогические средства
(карточки, раздаточный материал), мультимедийные средства, электронные образовательные ресурсы
В процессе обучения применятся следующие формы организации работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная,
групповая, тренинговая коллективная.
Место предмета в учебном плане. В учебном плане ОУ отводится 34 часа.

Содержание учебного предмета «Основы психологии»
Раздел 1. Предмет психологии, еѐ задачи и методы (4 ч.)
Методологические основы изучения человека. Психология как наука. Основные методы психологических исследований. Контрольный тест №1
на тему: «Введение в общую психологию».
Форма организации: дискуссия, практикум.
Раздел 2. Психические процессы (10 ч.)
Работа над ошибками. Виды ощущений и их характеристика. Общая характеристика восприятия и его виды. Внимание и его основные виды.
Основные процессы и механизмы памяти. Природа мышления и мыслительные операции. Воображение и творчество. Общая характеристика
речи и еѐ виды. Общая характеристика волевых действий. Природа воли. Волевые качества личности. Виды эмоций и их общая характеристика.
Контрольный тест №2 на тему: «Психические процессы».
Форма организации: тренинг, лекция, практическая работа, беседа, диагностика.
Раздел 3. Психические свойства личности (8 ч.)
Работа над ошибками. Формирование и развитие личности.
Теории личности. Психологические теории мотивации. Уровни
развития способностей и индивидуальные различия. Темперамент и характер. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию
характера.
Общая одаренность и специальные способности. Одаренность и уровень способностей. Контрольный тест №3 на тему: «Психические свойств
личности».
Форма организации: тренинг, лекция, практическая работа, беседа, диагностика, тренинг.
Раздел 4. Методы психологических исследований 2 (ч.)

4

Работа над ошибками. Эмпирические методы. Психодиагностические методы.
Форма организации: практическая работа, беседа, диагностика.
Раздел 5. Психология общения (5 ч.)
Цели и средства общения. Человек, коллектив, общество. Как организовать совместную деятельность? Как общаться и работать вместе?
Функции и уровни общения. Искусство навыков XXI века. Успеваем всѐ: современный таймменеджмент. Навыки самопрезентации. Искусство
переговоров. Личность и группа. Этика профессионального и делового общения. Проектирование своей истории успеха.
Форма организации: тренинг, лекция, практикум, беседа, семинар-практикум.
Раздел 6. Психология конфликта (3 ч.)
Виды конфликтов. Внутриличностный и межличностный конфликт. Навыки эффективного общения. Культура виртуального общения.
Конфликты и пути их разрешения. Тренинг на тему: «Стратегии и способы выхода из конфликта».
Форма организации: тренинг, лекция, практическая работа, беседа, решение проблемных задач, ролевая игра, дискуссия.
Раздел 7. Подведение итогов (2 ч.)
Контрольный тест №4 на тему: «Основы психологии». Работа над ошибками. Подведение итогов года.
Форма организации: тренинг, лекция, практическая работа, бесе

5

Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.
Раздел

Темы уроков

Целевые ориентиры результатов воспитания на
уровне
основного общего образования
Гражданское воспитание
Знающий и принимающий свою российскую
гражданскую принадлежность (идентичность) в
поликультурном, многонациональном и
многоконфессиональном российском обществе, в
мировом сообществе.
Понимающий сопричастность к прошлому,
настоящему и будущему народа России,
тысячелетней истории российской
государственности на основе исторического
просвещения, российского национального
исторического сознания.
Проявляющий уважение к государственным
символам России, праздникам.
Проявляющий готовность к выполнению
обязанностей гражданина России, реализации своих
гражданских прав и свобод при уважении прав и
свобод, законных интересов других людей.
Выражающий неприятие любой дискриминации
граждан, проявлений экстремизма, терроризма,
коррупции в обществе.

Предмет психологии, еѐ задачи и методы (4 ч.)
Методологические основы изучения
человека.Психология как наука.
Основные методы психологических исследований.
Контрольный тест №1 на тему: «Введение в
общуюпсихологию».
Психические процессы (10 ч.)
Работа на дошибками. Виды ощущений и
иххарактеристика.
Общая характеристика восприятия и его виды.
Внимание и его основные виды.
Основные процессы и механизмы памяти.
Природа мышления и мыслительные операции.
Воображение и творчество.
Общая характеристика речи и еѐ виды.
Общая характеристика волевых действий. Природа
воли.
Волевые качества личности.
Виды эмоций и их общая характеристика.
6

Количество
часов
4

10

Принимающий участие в жизни класса,
общеобразовательной организации, в том числе
самоуправлении, ориентированный на участие в
социально значимой деятельности, в том числе
гуманитарной.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую
принадлежность, любящий свой народ, его
традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и
культурному наследию своего и других народов
России, символам, праздникам, памятникам,
традициям народов, проживающих в родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка,
истории и культуры своего края, своего народа,
других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины
— России в науке, искусстве, спорте, технологиях,
боевые подвиги и трудовые достижения героев и
защитников Отечества в прошлом и современности.
Принимающий участие в мероприятиях
патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание
Знающий и уважающий духовно-нравственную
культуру своего народа, ориентированный на
духовные ценности и нравственные нормы народов
России, российского общества в ситуациях
нравственного выбора (с учѐтом национальной,

Контрольный тест №2 на тему: «Психические
процессы».
Психические свойства личности (8 ч.)
Работа над ошибками. Формирование и развитие
личности.
Теории личности.
Психологические теории мотивации.
Уровни развития способностей и индивидуальные
различия.
Темперамент и характер.
Теоретические и экспериментальные подходы к
исследованию характера.
Общая одаренность и специальные способности.
Одаренность и уровень способностей.
Контрольный тест №3 на тему: «Психические
свойств личности».
Методы психологических исследований 2 (ч.)
Работа над ошибками. Эмпирические методы.
Психодиагностические методы.
Психология общения (5 ч.)
Цели и средства общения. Человек, коллектив,
общество.
Как организовать совместную деятельность?
Как общаться и работать вместе?
Функции и уровни общения.
7

8

2

5

религиозной принадлежности).
Выражающий готовность оценивать своѐ поведение
и поступки, поведение и поступки других людей с
позиций традиционных российских духовнонравственных ценностей и норм с учѐтом осознания
последствий поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и
асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовнонравственным нормам и ценностям.
Сознающий соотношение свободы и
ответственности личности в условиях
индивидуального и общественного пространства,
значение и ценность межнационального,
межрелигиозного согласия людей, народов в России,
умеющий общаться с людьми разных народов,
вероисповеданий.
Проявляющий уважение к старшим, к российским
традиционным семейным ценностям, институту
брака как союзу мужчины и женщины для создания
семьи, рождения и воспитания детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку,
русскому языку и литературе как части духовной
культуры своего народа, российского общества.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного
и мирового искусства, народных традиций и
народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную

Искусство навыков XXI века. Успеваем всѐ:
современный таймменеджмент.
Навыки самопрезентации.
Искусство переговоров.
Личность и группа.
Этика профессионального и делового общения.
Проектирование своей истории успеха.
Психология конфликта (3 ч.)

8

3

восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов,
понимание их влияния на поведение людей.
Сознающий роль художественной культуры как
средства коммуникации и самовыражения в
современном обществе, значение нравственных
норм, ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных
видах искусства, в художественном творчестве.
Физическое воспитание, формирование
культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и
безопасности, значение личных усилий в
сохранении здоровья, знающий и соблюдающий
правила безопасности, безопасного поведения, в
том числе в информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярную физическую активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек
(курения, употребления алкоголя, наркотиков,
игровой и иных форм зависимостей), понимание их
последствий, вреда для физического и психического
здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное
состояние (своѐ и других людей), стремящийся
управлять собственным эмоциональным состоянием.
9

10

Способный адаптироваться к меняющимся
социальным, информационным и природным
условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда
других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению
профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду,
накопления навыков трудовой деятельности на
протяжении жизни для успешной профессиональной
самореализации в российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых
дел, задач (в семье, общеобразовательной
организации, своей местности) технологической и
социальной направленности, способный
инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность.
Выражающий готовность к осознанному выбору и
построению индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учѐтом личных и
общественных интересов, потребностей.
Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер
экологических проблем, путей их решения, значение
экологической культуры человека, общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной,

технологической и социальной сред.
Выражающий активное неприятие действий,
приносящих вред природе.
Ориентированный на применение знаний
естественных и социальных наук для решения задач
в области охраны природы, планирования своих
поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды.
Участвующий в практической деятельности
экологической, природоохранной направленности.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы в разных
предметных областях с учѐтом индивидуальных
интересов, способностей, достижений.
Ориентированный в деятельности на систему
научных представлений о закономерностях развития
человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой.
Развивающий навыки использования различных
средств познания, накопления знаний о мире
(языковая, читательская культура, деятельность в
информационной, цифровой среде).
Демонстрирующий навыки наблюдения, накопления
фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и
гуманитарной областях познания,
исследовательской деятельности.
Виды конфликтов. Внутриличностный и
11

межличностный
конфликт.
Навыки эффективного общения. Культура
виртуального
общения. Конфликты и пути их разрешения.
Тренинг на тему: «Стратегии и способы выхода из
конфликта».
Подведение итогов (2 ч.)
Контрольный тест №4 на тему: «Основы
психологии».
Работа над ошибками. Подведение итогов года.

2

12

Приложение к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование по основам психологии 11 класс
№
п/п

Количество
часов

План

1

Предмет психологии, еѐ задачи и
методы (4 ч.)
Методологические основы изучения человека.

1

01.09

2

Психология как наука.

1

08.09

3

Основные методы психологических исследований.

1

15.09

4

Контрольный тест №1 на тему: «Введение в общую психологию».

1

22.09

Тема

Психические процессы (10 ч.)
5

Работа над ошибками. Виды ощущений и их характеристика.

1

29.09

6

Общая характеристика восприятия и его виды.

1

06.10

7

Внимание и его основные виды.

1

13.10

8

Основные процессы и механизмы памяти.

1

20.10

13

Дата
Факт

9

Природа мышления и мыслительные операции.

1

27.10

10

Воображение и творчество.

1

27.10

11

Общая характеристика речи и еѐ виды.

1

10.11

12

Общая характеристика волевых действий. Природа воли. Волевые качества личности.

1

17.11

13

Виды эмоций и их общая характеристика.

1

24.11

14

Контрольный тест №2 на тему: «Психические процессы».

1

01.12

Психические свойства личности (8 ч.)
15

Работа над ошибками. Формирование и развитие личности.

1

01.12

16

Теории личности.

1

08.12

17

Психологические теории мотивации.

1

15.12

18

Уровни развития способностей и индивидуальные различия.

1

22.12

19

Темперамент и характер.

1

29.12

20

Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера.

1

12.01

14

21

Общая одаренность и специальные способности. Одаренность и уровень способностей.

1

19.01

22

Контрольный тест №3 на тему: «Психические свойств личности».

1

26.01

Методы психологических исследований 2 (ч.)
23

Работа над ошибками. Эмпирические методы.

1

02.02

24

Психодиагностические методы.

1

09.02

Цели и средства общения. Человек, коллектив, общество. Как организовать совместную
деятельность? Как общаться и работать вместе?
Функции и уровни общения.

1

16.02

1

01.03

27

Искусство навыков XXI века. Успеваем
самопрезентации и искусство переговоров.

1

15.03

28

Личность и группа.

1

22.03

29

Этика профессионального и делового общения. Проектирование своей истории успеха.

1

05.04

1

12.04

Психология общения (5 ч.)
25
26

всѐ: современный таймменеджмент. Навыки

Психология конфликта (3 ч.)
30

Виды конфликтов. Внутриличностный и межличностный конфликт.

15

31
32

Навыки эффективного общения. Культура виртуального общения. Конфликты и пути их
разрешения.
Тренинг на тему: «Стратегии и способы выхода из конфликта».

1

19.04

1

26.04

Подведение итогов (2 ч.)
33

Повторение. Контрольный тест №4 на тему: «Основы психологии».

1

03.05

34

Работа над ошибками. Подведение итогов года.

1

17.05

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».