1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования планируемыми предметными результатами изучения предмета «Основы психологии» являются: развитие личности обучающихся средствами психологии: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностносмысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению; овладение систематическими знаниями основ психологии, приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности; развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции; обеспечение академической мобильности и возможности поддерживать избранное направление образования; обеспечение профессиональной ориентации обучающихся. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ» 10 КЛАСС Цель курса: формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры учащихся. Предметные результаты. Знание общественно-исторической обусловленности человеческих способностей. Понимание психологических механизмов развития способностей. Понимание роли общих способностей для достижения успешности в обучении и в жизни. Формирование представления о специальных способностях и их связи с различными видами человеческойдеятельности. Формирование представления о том, что роднит понятия «способности», «талант», «гениальность» и что дает основания их различать. Личностные результаты 1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. 2. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 1. 2. 3. 4. 5. 2 3. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания. 4. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. 5. Стремление к поиску наиболее эффективных способов учебной деятельности. 6. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. 7. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. Метапредметные результаты освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 3. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 4. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; 5. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетаний: 1. 2. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, и самостоятельная работа учащихся. 2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательные игры, творческие задания. 3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, письменные работы. Применяются следующие способы обучения: индивидуальный, индивидуально-групповой, групповой, коллективный. 3 1. В качестве средств обучения используются: учебно-наглядные пособия (таблицы), организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал), мультимедийные средства, электронные образовательные ресурсы В процессе обучения применятся следующие формы организации работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, тренинговая коллективная. Место предмета в учебном плане. В учебном плане ОУ отводится 34 часа. Содержание учебного предмета «Основы психологии» Раздел 1. Предмет психологии, еѐ задачи и методы (4 ч.) Методологические основы изучения человека. Психология как наука. Основные методы психологических исследований. Контрольный тест №1 на тему: «Введение в общую психологию». Форма организации: дискуссия, практикум. Раздел 2. Психические процессы (10 ч.) Работа над ошибками. Виды ощущений и их характеристика. Общая характеристика восприятия и его виды. Внимание и его основные виды. Основные процессы и механизмы памяти. Природа мышления и мыслительные операции. Воображение и творчество. Общая характеристика речи и еѐ виды. Общая характеристика волевых действий. Природа воли. Волевые качества личности. Виды эмоций и их общая характеристика. Контрольный тест №2 на тему: «Психические процессы». Форма организации: тренинг, лекция, практическая работа, беседа, диагностика. Раздел 3. Психические свойства личности (8 ч.) Работа над ошибками. Формирование и развитие личности. Теории личности. Психологические теории мотивации. Уровни развития способностей и индивидуальные различия. Темперамент и характер. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера. Общая одаренность и специальные способности. Одаренность и уровень способностей. Контрольный тест №3 на тему: «Психические свойств личности». Форма организации: тренинг, лекция, практическая работа, беседа, диагностика, тренинг. Раздел 4. Методы психологических исследований 2 (ч.) 4 Работа над ошибками. Эмпирические методы. Психодиагностические методы. Форма организации: практическая работа, беседа, диагностика. Раздел 5. Психология общения (5 ч.) Цели и средства общения. Человек, коллектив, общество. Как организовать совместную деятельность? Как общаться и работать вместе? Функции и уровни общения. Искусство навыков XXI века. Успеваем всѐ: современный таймменеджмент. Навыки самопрезентации. Искусство переговоров. Личность и группа. Этика профессионального и делового общения. Проектирование своей истории успеха. Форма организации: тренинг, лекция, практикум, беседа, семинар-практикум. Раздел 6. Психология конфликта (3 ч.) Виды конфликтов. Внутриличностный и межличностный конфликт. Навыки эффективного общения. Культура виртуального общения. Конфликты и пути их разрешения. Тренинг на тему: «Стратегии и способы выхода из конфликта». Форма организации: тренинг, лекция, практическая работа, беседа, решение проблемных задач, ролевая игра, дискуссия. Раздел 7. Подведение итогов (2 ч.) Контрольный тест №4 на тему: «Основы психологии». Работа над ошибками. Подведение итогов года. Форма организации: тренинг, лекция, практическая работа, бесе 5 Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Раздел Темы уроков Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования Гражданское воспитание Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе. Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания. Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам. Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей. Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе. Предмет психологии, еѐ задачи и методы (4 ч.) Методологические основы изучения человека.Психология как наука. Основные методы психологических исследований. Контрольный тест №1 на тему: «Введение в общуюпсихологию». Психические процессы (10 ч.) Работа на дошибками. Виды ощущений и иххарактеристика. Общая характеристика восприятия и его виды. Внимание и его основные виды. Основные процессы и механизмы памяти. Природа мышления и мыслительные операции. Воображение и творчество. Общая характеристика речи и еѐ виды. Общая характеристика волевых действий. Природа воли. Волевые качества личности. Виды эмоций и их общая характеристика. 6 Количество часов 4 10 Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной. Патриотическое воспитание Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру. Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране. Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России. Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения героев и защитников Отечества в прошлом и современности. Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности. Духовно-нравственное воспитание Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учѐтом национальной, Контрольный тест №2 на тему: «Психические процессы». Психические свойства личности (8 ч.) Работа над ошибками. Формирование и развитие личности. Теории личности. Психологические теории мотивации. Уровни развития способностей и индивидуальные различия. Темперамент и характер. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера. Общая одаренность и специальные способности. Одаренность и уровень способностей. Контрольный тест №3 на тему: «Психические свойств личности». Методы психологических исследований 2 (ч.) Работа над ошибками. Эмпирические методы. Психодиагностические методы. Психология общения (5 ч.) Цели и средства общения. Человек, коллектив, общество. Как организовать совместную деятельность? Как общаться и работать вместе? Функции и уровни общения. 7 8 2 5 религиозной принадлежности). Выражающий готовность оценивать своѐ поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовнонравственных ценностей и норм с учѐтом осознания последствий поступков. Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовнонравственным нормам и ценностям. Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий. Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей. Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества. Эстетическое воспитание Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве. Проявляющий эмоционально-чувственную Искусство навыков XXI века. Успеваем всѐ: современный таймменеджмент. Навыки самопрезентации. Искусство переговоров. Личность и группа. Этика профессионального и делового общения. Проектирование своей истории успеха. Психология конфликта (3 ч.) 8 3 восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей. Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде. Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность). Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья. Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своѐ и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием. 9 10 Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям. Трудовое воспитание Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей. Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний. Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе. Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность. Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных и общественных интересов, потребностей. Экологическое воспитание Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества. Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе. Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды. Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности. Ценности научного познания Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учѐтом индивидуальных интересов, способностей, достижений. Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой. Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде). Демонстрирующий навыки наблюдения, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности. Виды конфликтов. Внутриличностный и 11 межличностный конфликт. Навыки эффективного общения. Культура виртуального общения. Конфликты и пути их разрешения. Тренинг на тему: «Стратегии и способы выхода из конфликта». Подведение итогов (2 ч.) Контрольный тест №4 на тему: «Основы психологии». Работа над ошибками. Подведение итогов года. 2 12 Приложение к рабочей программе Календарно-тематическое планирование по основам психологии 11 класс № п/п Количество часов План 1 Предмет психологии, еѐ задачи и методы (4 ч.) Методологические основы изучения человека. 1 01.09 2 Психология как наука. 1 08.09 3 Основные методы психологических исследований. 1 15.09 4 Контрольный тест №1 на тему: «Введение в общую психологию». 1 22.09 Тема Психические процессы (10 ч.) 5 Работа над ошибками. Виды ощущений и их характеристика. 1 29.09 6 Общая характеристика восприятия и его виды. 1 06.10 7 Внимание и его основные виды. 1 13.10 8 Основные процессы и механизмы памяти. 1 20.10 13 Дата Факт 9 Природа мышления и мыслительные операции. 1 27.10 10 Воображение и творчество. 1 27.10 11 Общая характеристика речи и еѐ виды. 1 10.11 12 Общая характеристика волевых действий. Природа воли. Волевые качества личности. 1 17.11 13 Виды эмоций и их общая характеристика. 1 24.11 14 Контрольный тест №2 на тему: «Психические процессы». 1 01.12 Психические свойства личности (8 ч.) 15 Работа над ошибками. Формирование и развитие личности. 1 01.12 16 Теории личности. 1 08.12 17 Психологические теории мотивации. 1 15.12 18 Уровни развития способностей и индивидуальные различия. 1 22.12 19 Темперамент и характер. 1 29.12 20 Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера. 1 12.01 14 21 Общая одаренность и специальные способности. Одаренность и уровень способностей. 1 19.01 22 Контрольный тест №3 на тему: «Психические свойств личности». 1 26.01 Методы психологических исследований 2 (ч.) 23 Работа над ошибками. Эмпирические методы. 1 02.02 24 Психодиагностические методы. 1 09.02 Цели и средства общения. Человек, коллектив, общество. Как организовать совместную деятельность? Как общаться и работать вместе? Функции и уровни общения. 1 16.02 1 01.03 27 Искусство навыков XXI века. Успеваем самопрезентации и искусство переговоров. 1 15.03 28 Личность и группа. 1 22.03 29 Этика профессионального и делового общения. Проектирование своей истории успеха. 1 05.04 1 12.04 Психология общения (5 ч.) 25 26 всѐ: современный таймменеджмент. Навыки Психология конфликта (3 ч.) 30 Виды конфликтов. Внутриличностный и межличностный конфликт. 15 31 32 Навыки эффективного общения. Культура виртуального общения. Конфликты и пути их разрешения. Тренинг на тему: «Стратегии и способы выхода из конфликта». 1 19.04 1 26.04 Подведение итогов (2 ч.) 33 Повторение. Контрольный тест №4 на тему: «Основы психологии». 1 03.05 34 Работа над ошибками. Подведение итогов года. 1 17.05 16