ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования планируемыми предметными результатами изучения предмета «Основы педагогики» являются: обучающиеся будут знать специфику педагогической профессии, личностные качества профессионально значимые для педагога; основные требования к профессиональной педагогической деятельности; ключевые термины и понятия, характерные для педагогики и психологии; методы и приемы изучения поведения человека с точки зрения различных образовательных ситуаций; о способностях человека, их природе, о стратегиях личностного развития, успешного образовательного и социальноговзаимодействия. Будут уметь: проектировать стратегию собственного профессионального и личностного развития, в том числе в области дальнейшего освоения педагогической профессии; работать в команде для совместного решения поставленных задач; самостоятельно работать с информацией. Будут иметь опыт: - организации совместной деятельности и общения; - смогут сделать осознанный профессиональный выбор в отношении педагогической профессии. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ» 10 КЛАСС В результате освоения элективного курса, школьники должны: Предметные результаты. - знание предмета истории педагогики, современные цели образования и воспитания; - знание основных идей антропологического подхода к оценке исторических и педагогических явлений; - изучение основных этапов развития педагогики как науки; конкретно–историческое воплощение педагогического идеала; - знание основной педагогической школы, основных представителей философской и педагогической мыслиЕвропы и России; - знание компонентов и методик оценки педагогического опыта, педагогического мастерства, педагогической культуры, такта и общения. 2 Личностные результаты - формирование умения проводить анализ исторической эпохи и развития образования, используя материалы прошлых исовременных источников; -формирование умения проявлять компетентность в области будущей профессии педагога, методики преподавания и организации учебного воспитательного процесса; - формирование умения творчески использовать исторический и передовой опыт в своей будущей педагогической деятельности; - формирование умения развивать самостоятельность мышления обучающихся приобретенияновых коммуникативных качеств, повысить мотивацию к самообразованию и творчеству. и Метапредметные результаты - овладение навыками планирования и организации своей работы, технологиями самообразования и саморазвития; - овладение навыками организации учебного и воспитательного процесса. - овладение определенным уровнем понимания генезиса педагогических категорий, педагогических концепций выдающихсяпедагогов прошлого. - овладение навыками профессионального самоопределения, т.е. готовностью к осознанному выбору профиля и ориентацией ввыбранной профессиональной области. - овладение практическими навыками организации внеклассной деятельности. - развитие критического творческого педагогического мышления, интереса к педагогическому труду; - создание условий для осознанного выбора профиля и профессии; - знакомство с историей школы.повышение мировоззренческой и педагогической культуры, более глубокое понимание ими принципов, методов, формсодержания обучения и воспитания; - практическая разработка сценариев уроков при реализации ФГОС. - развитие критического творческого педагогического мышления, интереса к педагогическому труду; - создание условий для осознанного выбора профиля и профессии; - знакомство с историей школы. - повышение мировоззренческой и педагогической культуры, более глубокое понимание ими принципов, методов, форм содержания обучения и воспитания; - практическая разработка сценариев уроков при реализации ФГОС Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю. Формы организации учебного процесса: 3 Теоретические и практические занятия Ролевые игры Тренинги общения Экскурсии Посещение и анализ уроков Выполнение и защита обучающимися заданий и проектов Решение ими проблемных педагогических ситуаций СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Введение в педагогику (5 ч.) Понятие о педагогике. Объект и предмет педагогики. Педагогические классы. Искусство самоопределения. Функции и задачи педагогики. Проблема возрастных и индивидуальных особенностей развития и воспитания личности в педагогике. Контрольный тест №1 на тему: «Введение в педагогику». Методы педагогики (2 ч.) Работа над ошибками. Методы научно-педагогического исследования. Профессиональное становление педагога (9 ч.) Понятие педагогической профессии. Педагогическое общение. Профессиональные и личностные качества педагога. Педагогические способности. Где и как работают педагоги? Профессиональная компетентность педагога. Педагогическое мастерство. Встреча с выпускниками школы, выбравшими профессию учителя. Учебные заведения, специализирующиеся на педагогических специальностях. Контрольный тест №2 на тему: «Личность педагога». Работа над ошибками. Подготовка учителя в вузе. Основы обучения (13 ч.) Сущность процесса обучения. Функции процесса обучения. Закономерности процесса обучения. Характеристика принципов обучения. Государственный образовательный стандарт. Нормативная база современного образования. Классификация методов обучения. 4 Наглядные методы обучения. Практические методы обучения. Понятие о формах организации обучения. Классификация форм обучения. Урок как основная форма обучения. Типология уроков. Особенности построения различных типов уроков Секреты педагогического мастерства. Формы организации познавательной деятельности на уроке. Подготовка учителя к уроку. Контрольный тест №3 на тему: «Основы обучения». Общие основы теории воспитания (3 ч.) Развитие и воспитание личности. Факторы развития личности. Общая характеристика воспитательного процесса. Воспитание как процесс формирования и развития личности. Содержание воспитания и организационные формы его освоения. Подведение итогов (2 ч.) Контрольный тест №4 на тему: «Основы педагогики». Работа над ошибками. Подведение итогов года. 5 Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Раздел Темы уроков Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования Введение в педагогику (5 ч.) Понятие о педагогике. Объект и предмет педагогики.Педагогические классы. Искусство самоопределения. Функции и задачи педагогики. Проблема возрастных и индивидуальных особенностейразвития и воспитания личности в педагогике. Контрольный тест №1 на тему: «Введение в педагогику». Гражданское воспитание Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе. Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания. Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам. Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей. Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе. Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности, в том числе 6 Количество часов гуманитарной. Методы педагогики (2 ч.) Работа над ошибками. Методы научнопедагогическогоисследования. Патриотическое воспитание Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру. Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране. Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России. Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения героев и защитников Отечества в прошлом и современности. Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности. Профессиональное становление педагога (9 ч.) Понятие педагогической профессии. Педагогическоеобщение. Профессиональные и личностные качества педагога. Педагогические способности. Где и как работают педагоги?Профессиональная компетентность педагога. Педагогическое мастерство. Встреча с выпускниками школы, выбравшими профессиюучителя. Учебные заведения, специализирующиеся на 7 Духовно-нравственное воспитание Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учѐтом национальной, религиозной принадлежности). Выражающий готовность оценивать своѐ поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно- педагогических специальностях. Контрольный тест №2 на тему: «Личность педагога». Работа над ошибками. Подготовка учителя в вузе. Основы обучения (13 ч.) Сущность процесса обучения. Функции процесса обучения. Закономерности процесса обучения. Характеристика принципов обучения. Государственный образовательный стандарт.Классификация методов обучения. Наглядные методы обучения. Практические методы обучения. Понятие о формах организации обучения. Классификацияформ обучения. Урок как основная форма обучения. Типология уроков.Особенности построения различных типов уроков Секреты педагогического мастерства. Формы организациипознавательной деятельности на уроке. Подготовка учителя к уроку. Контрольный тест №3 на тему: «Основы обучения». 8 нравственных ценностей и норм с учѐтом осознания последствий поступков. Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовнонравственным нормам и ценностям. Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий. Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей. Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества. Эстетическое воспитание Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве. Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей. Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве. Общие основы теории воспитания (3 ч.) Развитие и воспитание личности. Факторы развитияличности. Общая характеристика воспитательного процесса. Воспитание как процесс формирования и развития личности. Содержание воспитания и организационныеформы его освоения. Подведение итогов (2 ч.) Контрольный тест №4 на тему: «Основы педагогики».Работа над ошибками. Подведение Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде. Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность). Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья. Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своѐ и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием. Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям. Трудовое воспитание Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей. Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на 9 итогов года. основе применения предметных знаний. Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе. Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность. Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных и общественных интересов, потребностей. Экологическое воспитание Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества. Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе. Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды. Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности. Ценности научного познания 1 0 Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учѐтом индивидуальных интересов, способностей, достижений. Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой. Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде). Демонстрирующий навыки наблюдения, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности. 1 1 Приложение 1 к рабочей программе КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС № п/п Тема Кол-во часов Дата План Факт Введение в педагогику (5 ч.) 1 2 3-4 5 Понятие о педагогике. Объект и предмет педагогики. Педагогические классы. Искусство самоопределения. Функции и задачи педагогики. 1 07.09 1 14.09 Проблема возрастных и индивидуальных особенностей развития и воспитания личности в педагогике. Контрольный тест №1 на тему: «Введение в педагогику». 2 21.09 28.09 1 05.10 2 12.10 19.10 Методы педагогики (2 ч.) 6-7 Работа над ошибками. Методы научно-педагогического исследования. Профессиональное становление педагога (9 ч.) 8 Понятие педагогической профессии. 1 26.10 9 Педагогическое общение. 1 09.11 1 2 10 Профессиональные и личностные качества педагога. 1 1 3 16.11 11 Педагогические способности. Где и как работают педагоги? 1 23.11 12 Профессиональная компетентность педагога. 1 30.11 13 Педагогическое мастерство. 1 07.12 14 Встреча с выпускниками школы, выбравшими профессию учителя. 1 14.12 15 Учебные заведения, специализирующиеся на педагогических специальностях. Контрольный тест №2 на тему: «Личность педагога». Работа над ошибками. Подготовка учителя в вузе. 1 21.12 1 28.12 16 Основы обучения (13 ч.) 17 Сущность процесса обучения. 1 11.01 18 Функции процесса обучения. 1 18.01 19 Закономерности процесса обучения. 1 25.01 20 Характеристика принципов обучения. 1 01.02 21 Государственный образовательный стандарт. Нормативная база современного образования. 1 08.02 22 Классификация методов обучения. 1 15.02 23 Наглядные методы обучения. 1 22.02 24 Практические методы обучения. 1 29.02 1 4 25 Понятие о формах организации обучения. Классификация форм обучения. 1 07.03 26 Урок как основная форма обучения. Типология уроков. 1 14.03 27 Особенности построения различных типов уроков. 1 21.03 28 Секреты педагогического мастерства. Контрольный тест №3 на тему: «Основы обучения». 1 04.04 29 Работа над ошибками. Подготовка учителя к уроку. Формы организации познавательной деятельности на уроке. Общие основы теории воспитания (3 ч.) 1 11.04 30 Развитие и воспитание личности. Факторы развития личности. 1 18.04 31 Общая характеристика воспитательного процесса. 1 25.04 32 Воспитание как процесс формирования и развития личности. Содержание воспитания и организационные формы его освоения. Подведение итогов (2 ч.) 1 02.05 33 Повторение. Контрольный тест №4 на тему: «Основы педагогики». 1 16.05 34 Работа над ошибками. Подведение итогов года. 1 23.05 1 5