ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования планируемыми
предметными результатами изучения предмета
«Основы педагогики» являются:
обучающиеся будут знать специфику педагогической профессии, личностные качества профессионально значимые для педагога;
основные требования к профессиональной педагогической деятельности;
ключевые термины и понятия, характерные для педагогики и психологии;
методы и приемы изучения поведения человека с точки зрения различных образовательных ситуаций;
о способностях человека, их природе, о стратегиях личностного развития, успешного образовательного и социальноговзаимодействия.
Будут уметь:
проектировать стратегию собственного профессионального и личностного развития, в том числе в области дальнейшего освоения
педагогической профессии;
работать в команде для совместного решения поставленных задач;
самостоятельно работать с информацией.
Будут иметь опыт:
- организации совместной деятельности и общения;
- смогут сделать осознанный профессиональный выбор в отношении педагогической профессии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ» 10 КЛАСС
В результате освоения элективного курса, школьники должны:
Предметные результаты.
- знание предмета истории педагогики, современные цели образования и воспитания;
- знание основных идей антропологического подхода к оценке исторических и педагогических явлений;
- изучение основных этапов развития педагогики как науки; конкретно–историческое воплощение педагогического идеала;
- знание основной
педагогической
школы,
основных
представителей
философской
и
педагогической мыслиЕвропы и России;
- знание компонентов и методик оценки педагогического опыта, педагогического мастерства, педагогической культуры, такта и
общения.
2
Личностные результаты
- формирование умения проводить анализ исторической эпохи и развития образования, используя материалы
прошлых исовременных источников;
-формирование умения проявлять компетентность
в области будущей
профессии педагога,
методики преподавания и организации учебного
воспитательного процесса;
- формирование умения творчески использовать исторический и передовой опыт в своей будущей педагогической
деятельности;
- формирование умения развивать самостоятельность мышления обучающихся приобретенияновых коммуникативных качеств,
повысить мотивацию к самообразованию и творчеству.
и
Метапредметные результаты
- овладение навыками планирования и организации своей работы, технологиями самообразования и саморазвития;
- овладение навыками организации учебного и воспитательного процесса.
- овладение определенным уровнем понимания генезиса педагогических категорий, педагогических концепций
выдающихсяпедагогов прошлого.
- овладение навыками профессионального самоопределения, т.е. готовностью к осознанному выбору профиля и
ориентацией ввыбранной профессиональной области.
- овладение практическими навыками организации внеклассной деятельности.
- развитие критического творческого педагогического мышления, интереса к педагогическому труду;
- создание условий для осознанного выбора профиля и профессии; - знакомство с историей школы.повышение мировоззренческой и
педагогической культуры, более глубокое понимание ими принципов, методов, формсодержания обучения и воспитания;
- практическая разработка сценариев уроков при реализации ФГОС.
- развитие
критического творческого
педагогического мышления, интереса к педагогическому труду;
- создание условий для осознанного выбора профиля и профессии; - знакомство с историей школы.
- повышение мировоззренческой и педагогической культуры, более глубокое понимание ими принципов, методов, форм содержания обучения и
воспитания;
- практическая разработка сценариев уроков при реализации ФГОС
Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.
Формы организации учебного процесса:
3
Теоретические и практические занятия
Ролевые игры
Тренинги общения Экскурсии
Посещение и анализ уроков
Выполнение и защита обучающимися заданий и проектов
Решение ими проблемных педагогических ситуаций
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение в педагогику (5 ч.)
Понятие о педагогике. Объект и предмет педагогики. Педагогические классы. Искусство самоопределения. Функции и задачи
педагогики. Проблема возрастных и индивидуальных особенностей развития и воспитания личности в педагогике. Контрольный тест №1 на
тему: «Введение в педагогику».
Методы педагогики (2 ч.)
Работа над ошибками. Методы научно-педагогического исследования.
Профессиональное становление педагога (9 ч.)
Понятие педагогической профессии. Педагогическое общение. Профессиональные и личностные качества педагога. Педагогические
способности. Где и как работают педагоги? Профессиональная компетентность педагога. Педагогическое мастерство. Встреча с
выпускниками школы, выбравшими профессию учителя. Учебные заведения, специализирующиеся на педагогических специальностях.
Контрольный тест №2 на тему: «Личность педагога». Работа над ошибками. Подготовка учителя в вузе.
Основы обучения (13 ч.)
Сущность процесса обучения. Функции процесса обучения. Закономерности процесса обучения. Характеристика принципов обучения.
Государственный образовательный стандарт. Нормативная база современного образования. Классификация методов обучения.
4
Наглядные методы обучения. Практические методы обучения. Понятие о формах организации обучения. Классификация форм обучения. Урок
как основная форма обучения. Типология уроков. Особенности построения различных типов уроков Секреты педагогического мастерства.
Формы организации познавательной деятельности на уроке. Подготовка учителя к уроку. Контрольный тест №3 на тему:
«Основы обучения».
Общие основы теории воспитания (3 ч.)
Развитие и воспитание личности. Факторы развития личности. Общая характеристика воспитательного процесса. Воспитание как
процесс формирования и развития личности. Содержание воспитания и организационные формы его освоения.
Подведение итогов (2 ч.)
Контрольный тест №4 на тему: «Основы педагогики». Работа над ошибками. Подведение итогов года.
5
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.
Раздел
Темы уроков
Целевые ориентиры результатов воспитания на
уровне
основного общего образования
Введение в педагогику (5 ч.)
Понятие о педагогике. Объект и предмет
педагогики.Педагогические классы. Искусство
самоопределения.
Функции и задачи педагогики.
Проблема возрастных и индивидуальных
особенностейразвития и воспитания личности в
педагогике.
Контрольный тест №1 на тему: «Введение в
педагогику».
Гражданское воспитание
Знающий и принимающий свою российскую
гражданскую принадлежность (идентичность) в
поликультурном, многонациональном и
многоконфессиональном российском обществе, в
мировом сообществе.
Понимающий сопричастность к прошлому,
настоящему и будущему народа России,
тысячелетней истории российской
государственности на основе исторического
просвещения, российского национального
исторического сознания.
Проявляющий уважение к государственным
символам России, праздникам.
Проявляющий готовность к выполнению
обязанностей гражданина России, реализации своих
гражданских прав и свобод при уважении прав и
свобод, законных интересов других людей.
Выражающий неприятие любой дискриминации
граждан, проявлений экстремизма, терроризма,
коррупции в обществе.
Принимающий участие в жизни класса,
общеобразовательной организации, в том числе
самоуправлении, ориентированный на участие в
социально значимой деятельности, в том числе
6
Количество
часов
гуманитарной.
Методы педагогики (2 ч.)
Работа над ошибками. Методы научнопедагогическогоисследования.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую
принадлежность, любящий свой народ, его
традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и
культурному наследию своего и других народов
России, символам, праздникам, памятникам,
традициям народов, проживающих в родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка,
истории и культуры своего края, своего народа,
других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины
— России в науке, искусстве, спорте, технологиях,
боевые подвиги и трудовые достижения героев и
защитников Отечества в прошлом и современности.
Принимающий участие в мероприятиях
патриотической направленности.
Профессиональное становление педагога (9 ч.)
Понятие
педагогической профессии.
Педагогическоеобщение.
Профессиональные и личностные качества
педагога. Педагогические способности. Где и как
работают педагоги?Профессиональная
компетентность педагога.
Педагогическое мастерство.
Встреча с выпускниками школы, выбравшими
профессиюучителя.
Учебные заведения, специализирующиеся на
7
Духовно-нравственное воспитание
Знающий и уважающий духовно-нравственную
культуру своего народа, ориентированный на
духовные ценности и нравственные нормы народов
России, российского общества в ситуациях
нравственного выбора (с учѐтом национальной,
религиозной принадлежности).
Выражающий готовность оценивать своѐ поведение
и поступки, поведение и поступки других людей с
позиций традиционных российских духовно-
педагогических специальностях. Контрольный тест
№2 на тему: «Личность педагога».
Работа над ошибками. Подготовка учителя в вузе.
Основы обучения (13 ч.)
Сущность процесса обучения.
Функции процесса обучения.
Закономерности процесса
обучения. Характеристика
принципов обучения.
Государственный образовательный
стандарт.Классификация методов
обучения.
Наглядные методы
обучения.
Практические методы
обучения.
Понятие о формах организации обучения.
Классификацияформ обучения.
Урок как основная форма обучения.
Типология уроков.Особенности построения
различных типов уроков
Секреты педагогического мастерства. Формы
организациипознавательной деятельности на
уроке.
Подготовка учителя к уроку. Контрольный тест №3
на тему:
«Основы обучения».
8
нравственных ценностей и норм с учѐтом осознания
последствий поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и
асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовнонравственным нормам и ценностям.
Сознающий соотношение свободы и
ответственности личности в условиях
индивидуального и общественного пространства,
значение и ценность межнационального,
межрелигиозного согласия людей, народов в России,
умеющий общаться с людьми разных народов,
вероисповеданий.
Проявляющий уважение к старшим, к российским
традиционным семейным ценностям, институту
брака как союзу мужчины и женщины для создания
семьи, рождения и воспитания детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку,
русскому языку и литературе как части духовной
культуры своего народа, российского общества.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного
и мирового искусства, народных традиций и
народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную
восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов,
понимание их влияния на поведение людей.
Сознающий роль художественной культуры как
средства коммуникации и самовыражения в
современном обществе, значение нравственных
норм, ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных
видах искусства, в художественном творчестве.
Общие основы теории воспитания (3 ч.)
Развитие и воспитание личности. Факторы
развитияличности.
Общая характеристика воспитательного процесса.
Воспитание как процесс формирования и развития
личности.
Содержание воспитания и организационныеформы
его освоения.
Подведение итогов (2 ч.)
Контрольный тест №4 на тему: «Основы
педагогики».Работа над ошибками. Подведение
Физическое воспитание, формирование
культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и
безопасности, значение личных усилий в
сохранении здоровья, знающий и соблюдающий
правила безопасности, безопасного поведения, в
том числе в информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярную физическую активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек
(курения, употребления алкоголя, наркотиков,
игровой и иных форм зависимостей), понимание их
последствий, вреда для физического и психического
здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное
состояние (своѐ и других людей), стремящийся
управлять собственным эмоциональным состоянием.
Способный адаптироваться к меняющимся
социальным, информационным и природным
условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда
других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению
профессий и труда различного рода, в том числе на
9
итогов года.
основе применения предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду,
накопления навыков трудовой деятельности на
протяжении жизни для успешной профессиональной
самореализации в российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых
дел, задач (в семье, общеобразовательной
организации, своей местности) технологической и
социальной направленности, способный
инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность.
Выражающий готовность к осознанному выбору и
построению индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учѐтом личных и
общественных интересов, потребностей.
Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер
экологических проблем, путей их решения, значение
экологической культуры человека, общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред.
Выражающий активное неприятие действий,
приносящих вред природе.
Ориентированный на применение знаний
естественных и социальных наук для решения задач
в области охраны природы, планирования своих
поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды.
Участвующий в практической деятельности
экологической, природоохранной направленности.
Ценности научного познания
1
0
Выражающий познавательные интересы в разных
предметных областях с учѐтом индивидуальных
интересов, способностей, достижений.
Ориентированный в деятельности на систему
научных представлений о закономерностях развития
человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой.
Развивающий навыки использования различных
средств познания, накопления знаний о мире
(языковая, читательская культура, деятельность в
информационной, цифровой среде).
Демонстрирующий навыки наблюдения, накопления
фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и
гуманитарной областях познания,
исследовательской деятельности.
1
1
Приложение 1 к рабочей программе
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
Дата
План Факт
Введение в педагогику (5 ч.)
1
2
3-4
5
Понятие о педагогике. Объект и предмет педагогики. Педагогические классы.
Искусство
самоопределения.
Функции и задачи педагогики.
1
07.09
1
14.09
Проблема возрастных и индивидуальных особенностей развития и воспитания
личности в
педагогике.
Контрольный тест №1 на тему: «Введение в педагогику».
2
21.09
28.09
1
05.10
2
12.10
19.10
Методы педагогики (2 ч.)
6-7
Работа над ошибками. Методы научно-педагогического исследования.
Профессиональное становление педагога
(9 ч.)
8
Понятие педагогической профессии.
1
26.10
9
Педагогическое общение.
1
09.11
1
2
10
Профессиональные и личностные качества педагога.
1
1
3
16.11
11
Педагогические способности. Где и как работают педагоги?
1
23.11
12
Профессиональная компетентность педагога.
1
30.11
13
Педагогическое мастерство.
1
07.12
14
Встреча с выпускниками школы, выбравшими профессию учителя.
1
14.12
15
Учебные заведения, специализирующиеся на педагогических специальностях. Контрольный
тест №2 на тему: «Личность педагога».
Работа над ошибками. Подготовка учителя в вузе.
1
21.12
1
28.12
16
Основы обучения (13 ч.)
17
Сущность процесса обучения.
1
11.01
18
Функции процесса обучения.
1
18.01
19
Закономерности процесса обучения.
1
25.01
20
Характеристика принципов обучения.
1
01.02
21
Государственный образовательный стандарт. Нормативная база современного образования.
1
08.02
22
Классификация методов обучения.
1
15.02
23
Наглядные методы обучения.
1
22.02
24
Практические методы обучения.
1
29.02
1
4
25
Понятие о формах организации обучения. Классификация форм обучения.
1
07.03
26
Урок как основная форма обучения. Типология уроков.
1
14.03
27
Особенности построения различных типов уроков.
1
21.03
28
Секреты педагогического мастерства. Контрольный тест №3 на тему: «Основы обучения».
1
04.04
29
Работа над ошибками. Подготовка учителя к уроку. Формы организации познавательной
деятельности на уроке.
Общие основы теории воспитания (3 ч.)
1
11.04
30
Развитие и воспитание личности. Факторы развития личности.
1
18.04
31
Общая характеристика воспитательного процесса.
1
25.04
32
Воспитание как процесс формирования и развития личности. Содержание воспитания и
организационные формы его освоения.
Подведение итогов (2 ч.)
1
02.05
33
Повторение. Контрольный тест №4 на тему: «Основы педагогики».
1
16.05
34
Работа над ошибками. Подведение итогов года.
1
23.05
1
5