РП АООП (ОУ) по изобразительной деятельности 7 класс на 2023-2024 уч.год

1

Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО
(вариант 2), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 2) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Цели обучения в предлагаемом курсе изобразительного искусства, сформулированы как линии развития личности ученика средствами предмета:

– создание условий для осмысленного применения полученных знаний и умений при решении учебно-познавательных и интегрированных
жизненно-практических задач;
– формирование умения использовать художественные представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в
количественном и пространственном отношении, устанавливать сходство и различия между предметами;
– содействие развитию основ творческого мышления, аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения;
последовательного выполнения рисунка; улучшению зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и
многократно повторяющихся действий, применением разнообразного изобразительного материала;
— коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и
совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, моторики
рук, образного мышления
Задачи курса изобразительного искусства в 5-7 классах, состоят в том, чтобы:
– сформировать у обучающихся элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по
представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной и общественно-полезной деятельности;
– сформировать набор предметных и учебных умений, необходимых для изучения смежных дисциплин, дальнейшего обучения,
применения в практической деятельности и в будущей профессии;
– использовать процесс обучения изобразительному искусству для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их
познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических особенностей и
потенциальных возможностей каждого ученика.
- развивать у учащихся эстетические чувства, умение видеть и понимать красивое; оценочные суждения о произведениях изобразительного
искусства, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:
– основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в пространстве, последовательности действий) ;
– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;
– зрительного восприятия и узнавания;
2

- моторики пальцев;
– пространственных представлений и ориентации;
– речи и обогащение словаря;
– коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;
– коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися.
«Изобразительная деятельность », как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки
изобразительной деятельности при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную
и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков
и привычек.
Данный курс «Изобразительная деятельность» создан с учетом личностного, деятельного, дифференцированного, компетентного и
культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной
личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей
доступной системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач.
Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью,
является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.
В основу программы по рисованию взят традиционный тематический принцип группировки материала.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на изучение учебного предмета изобразительная деятельность в 7 классе
отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения курса «Изобразительная деятельность» является формирование следующих умений:
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор,
при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
3

- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе;
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;
-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Предметными результатами являются:
- организовывать своё рабочее место, правильно сидеть за партой, правильно держать альбом и карандаш;
- выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа;
- обводить карандашом шаблоны (трафареты) несложной формы; соединять точки, поставленные учителем на листе бумаги;
- проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги, находить середину, верхний, нижний, правый, левый края;
- закрашивать рисунок карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось);
- различать и называть цвета: красный, жёлтый, зелёный, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый, чёрный, белый;
- узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник; шар, куб; различать круг и
овал;
- передавать в рисунках основную форму предметов: устанавливать её сходство с известными формами с помощью учителя;
- узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения;
- сравнивать их между собой по форме, цвету, величине под руководством учителя.
Содержание учебного предмета
Программный материал дан в сравнительно небольшом объеме с учетом индивидуальных показателей скорости и качества усвоения
художественных представлений, знаний, умений практического их применения в зависимости от степени выраженности и структуры
дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода на уроках.
Рисование с натуры
Совершенствование умения обучающихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных
частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения
рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы
использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем
добавления воды в краску.
Декоративное рисование.
4

Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование
умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и
гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением конкура изображения).
Рисование на темы.
Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов,
правильно располагая их относительно друг друга (ближе – дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на
основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и
гуашевыми красками.
Беседы об изобразительном искусстве.
Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего
понятия о художественных средствах, развитие чувства формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых
произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц,
чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
№ п/п

Раздел/Тема урока

Кол – во

Основные виды учебной деятельности

часов
Рисование с натуры

20

Декоративное рисование

20

1.

2.

Определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей),
сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между
собой, устанавливать последовательности выполнения рисунка, передача
в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов при рисовании
предметов симметричной формы.
Составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе,
квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствовать умения
соблюдать последовательность при рисовании узоров; находить
гармонически сочетающиеся цвета в работе акварельными и гуашевыми
красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура
изображения).
5

Рисование на темы

16

Беседы об изобразительном
искусстве

12

Итого

68

3.

4.

Развивать умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать
сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая
их относительно друг друга (ближе — дальше); передавать в рисунке
зрительные представления, возникающие на основе прочитанного;
выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать
в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками.
Развивать активное
и целенаправленное восприятия произведений
изобразительного
искусства;
формировать
общие
понятия
о
художественных средствах, развивая чувство формы и цвета; развивать
умение определять эмоциональное состояние изображенных на картинах
лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного
искусства.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Примерная программа обучение детей с умеренными и глубокими нарушениями умственного развития: программно-методические
материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007;

:

6

Приложение к рабочей программе
Календарно - тематическое планирование по изобразительной деятельности 7 (коррекционный) класс

№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Кол–во
часов

Тема урока
Беседа на тему «Произведения мастеров народных
художественных промыслов и искусство родного края»

3

Рисование узора в полосе из повторяющихся элементов
(стилизованные листья, цветы, ягоды), в т.ч. региональный
компонент.

4

Рисование геометрического орнамента в круге на основе осевых
линий.

4

Рисование простого натюрморта.

4

Рисование симметричного узора по образцу.

5

Декоративное рисование – узор в круге из стилизованных 3
природных форм.
7

Дата планируемая
05.09
06.09
08.09
12.09
13.09
15.09
19.09
20.09
22.09
26.09
27.09
29.09
03.10
04.10
06.10
10.10
11.10
13.10
17.10
18.10
20.10
24.10

Дата фактическая

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53

Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы.

3

Беседа «Декоративно-прикладное искусство. Керамика: посуда, 3
игрушки, малая скульптура.
Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы

3

Рисование с натуры объемного предмета конической формы.

4

Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное искусство 3
(богородская деревянная игрушка)
Декоративное
рисование
пригласительного билета.

–

оформление

новогоднего 3

Рисование новогодних карнавальных очков.

2

Рисование на тему «Лес зимой».

3

Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о 3
школе, товарищах, семье».
Рисование с натуры фигуры человека

4

8

25.10
27.10
07.11
08.11
10.11
14.11
15.11
21.11
22.11
24.11
28.11
29.11
01.12
05.12
06.12
08.12
12.12
13.12
15.12
19.12
20.12
22.12
26.12
27.12
29.12
09.01
10.01
12.01
16.01
17.01
19.01

54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84

Рисование на тему «Зимние развлечения».

3

Рисование с натуры цветочного горшка с растением.

3

Рисование в квадрате узора из растительных форм.

3

Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы.

4

Беседа об изобразительном искусстве на тему «Мы победили».

2

Декоративное рисование плаката «8 марта».

3

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения.

3

Рисование с натуры игрушки (транспорт)

3

Беседа об изобразительном искусстве на тему
Отечественной войне

о Великой 3

Рисование на тему «9 мая – День победы»

3

9

23.01
24.01
26.01
30.01
31.01
02.02
06.02
07.02
09.02
13.02
14.02
16.02
20.02
21.02
23.02
27.02
28.02
05.03
06.03
08.03
12.03
13.03
15.03
19.03
20.03
22.03
02.04
03.04
05.04
09.04
10.04

85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

Рисование симметричных форм: насекомые.

3

Рисование с натуры весенних цветов несложных форм.

3

Составление узора в круге с применением осевых линий и 3
использованием переработанных природных форм.
Рисование на тему «Весна»

3

Декоративное рисование ювелирных украшений

3

Рисование с натуры летнего пейзажа. Рисование на тему «Моя 3
мечта о лете»

10

12.04
16.04
17.04
19.04
23.04
24.04
30.04
01.05
03.05
07.05
08.05
10.05
14.05
15.05
17.05
21.05
22.05
24.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».