ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по технологии интегрирует знания по разным учебным предметам и является одним из базовых для формирования у обучающихся функциональной грамотности, технико-технологического, проектного, креативного и критического мышления на основе практико-ориентированного обучения и системно-деятельностного подхода в реализации содержания. Программа по технологии знакомит обучающихся с различными технологиями, в том числе материальными, информационными, коммуникационными, когнитивными, социальными. В рамках освоения программы по технологии происходит приобретение базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся в сферах трудовой деятельности. Программа по технологии раскрывает содержание, адекватно отражающее смену жизненных реалий и формирование пространства профессиональной ориентации и самоопределения личности, в том числе: компьютерное черчение, промышленный дизайн, 3D-моделирование, прототипирование, технологии цифрового производства в области обработки материалов, аддитивные технологии, нанотехнологии, робототехника и системы автоматического управления; технологии электротехники, электроники и электроэнергетики, строительство, транспорт, агро- и биотехнологии, обработка пищевых продуктов. Программа по технологии конкретизирует содержание, предметные, метапредметные и личностные результаты. Стратегическими документами, определяющими направление модернизации содержания и методов обучения, являются ФГОС ООО и Концепция преподавания предметной области «Технология». Основной целью освоения технологии является формирование технологической грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления. Задачами курса технологии являются: овладение знаниями, умениями и опытом деятельности в предметной области «Технология»; овладение трудовыми умениями и необходимыми технологическими знаниями по преобразованию материи, энергии и информации в соответствии с поставленными целями, исходя из экономических, социальных, экологических, эстетических критериев, а также критериев личной и общественной безопасности; формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности, готовности к предложению и осуществлению новых технологических решений; формирование у обучающихся навыка использования в трудовой деятельности цифровых инструментов и программных сервисов, когнитивных инструментов и технологий; развитие умений оценивать свои профессиональные интересы и склонности в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности, владение методиками оценки своих профессиональных предпочтений. Технологическое образование обучающихся носит интегративный характер и строится на неразрывной взаимосвязи с трудовым процессом, создаёт возможность применения научно-теоретических знаний в преобразовательной продуктивной деятельности, включения обучающихся в реальные трудовые отношения в процессе созидательной деятельности, воспитания культуры личности во всех её проявлениях (культуры труда, эстетической, правовой, экологической, технологической и других ее проявлениях), самостоятельности, инициативности, предприимчивости, развитии компетенций, позволяющих обучающимся осваивать новые виды труда и готовности принимать нестандартные решения. Основной методический принцип программы по технологии: освоение сущности и структуры технологии неразрывно связано с освоением процесса познания – построения и анализа разнообразных моделей. Программа по технологии построена по модульному принципу. Модульная программа по технологии – это система логически завершённых блоков (модулей) учебного материала, позволяющих достигнуть конкретных образовательных результатов, предусматривающая разные образовательные траектории её реализации. Модульная программа включает инвариантные (обязательные) модули и вариативные. ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ ПРОГРАММЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ Модуль «Производство и технологии» Модуль «Производство и технологии» является общим по отношению к другим модулям. Основные технологические понятия раскрываются в модуле в системном виде, что позволяет осваивать их на практике в рамках других инвариантных и вариативных модулей. Особенностью современной техносферы является распространение технологического подхода на когнитивную область. Объектом технологий становятся фундаментальные составляющие цифрового социума: данные, информация, знание. Трансформация данных в информацию и информации в знание в условиях появления феномена «больших данных» является одной из значимых и востребованных в профессиональной сфере технологий. Освоение содержания модуля осуществляется на протяжении всего курса технологии на уровне основного общего образования. Содержание модуля построено на основе последовательного знакомства обучающихся с технологическими процессами, техническими системами, материалами, производством и профессиональной деятельностью. Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» В модуле на конкретных примерах представлено освоение технологий обработки материалов по единой схеме: историкокультурное значение материала, экспериментальное изучение свойств материала, знакомство с инструментами, технологиями обработки, организация рабочего места, правила безопасного использования инструментов и приспособлений, экологические последствия использования материалов и применения технологий, а также характеризуются профессии, непосредственно связанные с получением и обработкой данных материалов. Изучение материалов и технологий предполагается в процессе выполнения учебного проекта, результатом которого будет продукт-изделие, изготовленный обучающимися. Модуль может быть представлен как проектный цикл по освоению технологии обработки материалов. Модуль «Компьютерная графика. Черчение» В рамках данного модуля обучающиеся знакомятся с основными видами и областями применения графической информации, с различными типами графических изображений и их элементами, учатся применять чертёжные инструменты, читать и выполнять чертежи на бумажном носителе с соблюдением основных правил, знакомятся с инструментами и условными графическими обозначениями графических редакторов, учатся создавать с их помощью тексты и рисунки, знакомятся с видами конструкторской документации и графических моделей, овладевают навыками чтения, выполнения и оформления сборочных чертежей, ручными и автоматизированными способами подготовки чертежей, эскизов и технических рисунков деталей, осуществления расчётов по чертежам. Приобретаемые в модуле знания и умения необходимы для создания и освоения новых технологий, а также продуктов техносферы, и направлены на решение задачи укрепления кадрового потенциала российского производства. Содержание модуля «Компьютерная графика. Черчение» может быть представлено, в том числе, и отдельными темами или блоками в других модулях. Ориентиром в данном случае будут планируемые предметные результаты за год обучения. Модуль «Робототехника» В модуле наиболее полно реализуется идея конвергенции материальных и информационных технологий. Значимость данного модуля заключается в том, что при его освоении формируются навыки работы с когнитивной составляющей (действиями, операциями и этапами). Модуль «Робототехника» позволяет в процессе конструирования, создания действующих моделей роботов интегрировать знания о технике и технических устройствах, электронике, программировании, фундаментальные знания, полученные в рамках учебных предметов, а также дополнительного образования и самообразования. Модуль «3D-моделирование, прототипирование, макетирование» Модуль в значительной мере нацелен на реализацию основного методического принципа модульного курса технологии: освоение технологии идёт неразрывно с освоением методологии познания, основой которого является моделирование. При этом связь технологии с процессом познания носит двусторонний характер: анализ модели позволяет выделить составляющие её элементы и открывает возможность использовать технологический подход при построении моделей, необходимых для познания объекта. Модуль играет важную роль в формировании знаний и умений, необходимых для проектирования и усовершенствования продуктов (предметов), освоения и создания технологий. ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ ПРОГРАММЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ Модуль «Автоматизированные системы» Модуль знакомит обучающихся с автоматизацией технологических процессов на производстве и в быту. Акцент сделан на изучение принципов управления автоматизированными системами и их практической реализации на примере простых технических систем. В результате освоения модуля обучающиеся разрабатывают индивидуальный или групповой проект, имитирующий работу автоматизированной системы (например, системы управления электродвигателем, освещением в помещении и прочее). Модули «Животноводство» и «Растениеводство» Модули знакомят обучающихся с традиционными и современными технологиями в сельскохозяйственной сфере, направленными на природные объекты, имеющие свои биологические циклы. В курсе технологии осуществляется реализация межпредметных связей: с алгеброй и геометрией при изучении модулей «Компьютерная графика. Черчение», «3D-моделирование, прототипирование, макетирование», «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»; с химией при освоении разделов, связанных с технологиями химической промышленности в инвариантных модулях; с биологией при изучении современных биотехнологий в инвариантных модулях и при освоении вариативных модулей «Растениеводство» и «Животноводство»; с физикой при освоении моделей машин и механизмов, модуля «Робототехника», «3D-моделирование, прототипирование, макетирование», «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»; с информатикой и информационно-коммуникационными технологиями при освоении в инвариантных и вариативных модулях информационных процессов сбора, хранения, преобразования и передачи информации, протекающих в технических системах, использовании программных сервисов; с историей и искусством при освоении элементов промышленной эстетики, народных ремёсел в инвариантном модуле «Производство и технологии»; с обществознанием при освоении темы «Технология и мир. Современная техносфера» в инвариантном модуле «Производство и технологии». Количество часов, рекомендованных для изучения технологии: в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ 8 КЛАСС Общие принципы управления. Самоуправляемые системы. Устойчивость систем управления. Устойчивость технических систем. Производство и его виды. Биотехнологии в решении экологических проблем. Биоэнергетика. Перспективные технологии (в том числе нанотехнологии). Сферы применения современных технологий. Рынок труда. Функции рынка труда. Трудовые ресурсы. Мир профессий. Профессия, квалификация и компетенции. Выбор профессии в зависимости от интересов и способностей человека. История развития беспилотного авиастроения, применение беспилотных воздушных судов. Принципы работы и назначение основных блоков, оптимальный вариант использования при конструировании роботов. Основные принципы теории автоматического управления и регулирования. Обратная связь. Датчики, принципы и режимы работы, параметры, применение. Отладка роботизированных конструкций в соответствии с поставленными задачами. Беспроводное управление роботом. 3D-моделирование как технология создания визуальных моделей. Графические примитивы в 3D-моделировании. Куб и кубоид. Шар и многогранник. Цилиндр, призма, пирамида. Операции над примитивами. Поворот тел в пространстве. Масштабирование тел. Вычитание, пересечение и объединение геометрических тел. Понятие «прототипирование». Создание цифровой объёмной модели. Инструменты для создания цифровой объёмной модели. Применение программного обеспечения для создания проектной документации: моделей объектов и их чертежей. Создание документов, виды документов. Основная надпись. Геометрические примитивы. Создание, редактирование и трансформация графических объектов. Сложные 3D-модели и сборочные чертежи. Изделия и их модели. Анализ формы объекта и синтез модели. План создания 3D-модели. Дерево модели. Формообразование детали. Способы редактирования операции формообразования и эскиза. ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ Модуль «Животноводство» 8 КЛАСС Элементы технологий выращивания сельскохозяйственных животных. Домашние животные. Сельскохозяйственные животные. Содержание сельскохозяйственных животных: помещение, оборудование, уход. Разведение животных. Породы животных, их создание. Лечение животных. Понятие о ветеринарии. Заготовка кормов. Кормление животных. Питательность корма. Рацион. Животные у нас дома. Забота о домашних и бездомных животных. Проблема клонирования живых организмов. Социальные и этические проблемы. Производство животноводческих продуктов. Животноводческие предприятия. Оборудование и микроклимат животноводческих и птицеводческих предприятий. Выращивание животных. Использование и хранение животноводческой продукции. Использование цифровых технологий в животноводстве. Цифровая ферма: автоматическое кормление животных; автоматическая дойка; уборка помещения и другое. Цифровая «умная» ферма — перспективное направление роботизации в животноводстве. Профессии, связанные с деятельностью животновода. Зоотехник, зооинженер, ветеринар, оператор птицефабрики, оператор животноводческих ферм и другие профессии. Использование информационных цифровых технологий в профессиональной деятельности. Модуль «Растениеводство» 8 КЛАС Элементы технологий выращивания сельскохозяйственных культур. Земледелие как поворотный пункт развития человеческой цивилизации. Земля как величайшая ценность человечества. История земледелия. Почвы, виды почв. Плодородие почв. Инструменты обработки почвы: ручные и механизированные. Сельскохозяйственная техника. Культурные растения и их классификация. Выращивание растений на школьном/приусадебном участке. Полезные для человека дикорастущие растения и их классификация. Сбор, заготовка и хранение полезных для человека дикорастущих растений и их плодов. Сбор и заготовка грибов. Соблюдение правил безопасности. Сохранение природной среды. Сельскохозяйственное производство. Особенности сельскохозяйственного производства: сезонность, природно-климатические условия, слабая прогнозируемость показателей. Агропромышленные комплексы. Компьютерное оснащение сельскохозяйственной техники. Автоматизация и роботизация сельскохозяйственного производства: анализаторы почвы c использованием спутниковой системы навигации; автоматизация тепличного хозяйства; применение роботов-манипуляторов для уборки урожая; внесение удобрения на основе данных от азотно-спектральных датчиков; определение критических точек полей с помощью спутниковых снимков; использование БПЛА и другое. Генно-модифицированные растения: положительные и отрицательные аспекты. Сельскохозяйственные профессии. Профессии в сельском хозяйстве: агроном, агрохимик, агроинженер, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства и другие профессии. Особенности профессиональной деятельности в сельском хозяйстве. Использование цифровых технологий в профессиональной деятельности. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Согласно ФГОС ООО, устанавливаются требования к результатам освоения обучающимися программ среднего общего образования: личностным, метапредметным и предметным ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения технологии на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части: 1) патриотического воспитания: проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии; ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных. 2) гражданского и духовно-нравственного воспитания: готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой промышленной революции; осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий; освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. 3) эстетического воспитания: восприятие эстетических качеств предметов труда; умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов; понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в декоративноприкладном искусстве; осознание роли художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе. 4) ценности научного познания и практической деятельности: осознание ценности науки как фундамента технологий; развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки. 5) формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами; умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз. 6) трудового воспитания: уважение к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей); ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе; готовность к активному участию в решении возникающих практических трудовых дел, задач технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; умение ориентироваться в мире современных профессий; умение осознанно выбирать индивидуальную траекторию развития с учётом личных и общественных интересов, потребностей; ориентация на достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности. 7) экологического воспитания: воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой; осознание пределов преобразовательной деятельности человека. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения технологии на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы универсальные познавательные учебные действия, универсальные регулятивные учебные действия, универсальные коммуникативные учебные действия. Универсальные познавательные учебные действия Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов; устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к внешнему миру; выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а также процессов, происходящих в техносфере; самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты и технологии. Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации; оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации; опытным путём изучать свойства различных материалов; овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с приближёнными величинами; строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов; уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учётом синергетических эффектов. Работа с информацией: выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи; понимать различие между данными, информацией и знаниями; владеть начальными навыками работы с «большими данными»; владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: уметь самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; делать выбор и брать ответственность за решение. Самоконтроль (рефлексия): давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности; вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению проекта; оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и процесс её достижения. Умения принятия себя и других: признавать своё право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право другого на подобные ошибки. Коммуникативные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта; в рамках публичного представления результатов проектной деятельности; в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов; в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях. Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта; понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условия успешной проектной деятельности; уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника – участника совместной деятельности; владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики; уметь распознавать некорректную аргументацию. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Для всех модулей обязательные предметные результаты: - организовывать рабочее место в соответствии с изучаемой технологией; - соблюдать правила безопасного использования ручных и электрифицированных инструментов и оборудования; - грамотно и осознанно выполнять технологические операции в соответствии с изучаемой технологией. К концу обучения в 8 классе: характеризовать общие принципы управления; анализировать возможности и сферу применения современных технологий; характеризовать технологии получения, преобразования и использования энергии; называть и характеризовать биотехнологии, их применение; характеризовать направления развития и особенности перспективных технологий; предлагать предпринимательские идеи, обосновывать их решение; определять проблему, анализировать потребности в продукте; овладеть методами учебной, исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, проектирования, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий; характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованность на рынке труда. называть основные законы и принципы теории автоматического управления и регулирования, методы использования в робототехнических системах; реализовывать полный цикл создания робота; конструировать и моделировать робототехнические системы; приводить примеры применения роботов из различных областей материального мира; характеризовать конструкцию беспилотных воздушных судов; описывать сферы их применения; характеризовать возможности роботов, роботехнических систем и направления их применения. использовать программное обеспечение для создания проектной документации; создавать различные виды документов; владеть способами создания, редактирования и трансформации графических объектов; выполнять эскизы, схемы, чертежи с использованием чертёжных инструментов и приспособлений и (или) с использованием программного обеспечения; создавать и редактировать сложные 3D-модели и сборочные чертежи. разрабатывать оригинальные конструкции с использованием 3D-моделей, проводить их испытание, анализ, способы модернизации в зависимости от результатов испытания; создавать 3D-модели, используя программное обеспечение; устанавливать адекватность модели объекту и целям моделирования; проводить анализ и модернизацию компьютерной модели; изготавливать прототипы с использованием технологического оборудования (3D-принтер, лазерный гравёр и другие); модернизировать прототип в соответствии с поставленной задачей; презентовать изделие. характеризовать основные направления животноводства; характеризовать особенности основных видов сельскохозяйственных животных своего региона; описывать полный технологический цикл получения продукции животноводства своего региона; называть виды сельскохозяйственных животных, характерных для данного региона; оценивать условия содержания животных в различных условиях; владеть навыками оказания первой помощи заболевшим или пораненным животным; характеризовать способы переработки и хранения продукции животноводства; характеризовать пути цифровизации животноводческого производства; объяснять особенности сельскохозяйственного производства своего региона; характеризовать мир профессий, связанных с животноводством, их востребованность на региональном рынке труда. характеризовать основные направления растениеводства; описывать полный технологический цикл получения наиболее распространённой растениеводческой продукции своего региона; характеризовать виды и свойства почв данного региона; называть ручные и механизированные инструменты обработки почвы; классифицировать культурные растения по различным основаниям; называть полезные дикорастущие растения и знать их свойства; назвать опасные для человека дикорастущие растения; называть полезные для человека грибы; называть опасные для человека грибы; владеть методами сбора, переработки и хранения полезных дикорастущих растений и их плодов; владеть методами сбора, переработки и хранения полезных для человека грибов; характеризовать основные направления цифровизации и роботизации в растениеводстве; получить опыт использования цифровых устройств и программных сервисов в технологии растениеводства; характеризовать мир профессий, связанных с растениеводством, их востребованность на региональном рынке труда. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ ЭЛЕКТРОННЫХ (ЦИФРОВЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ. 8 КЛАСС (ИНВАРИАНТНЫЕ + ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ «РАСТЕНИЕВОДСТВО», «ЖИВОТНОВОДСТВО») № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Производство и технологии 1.1 Управление производством и технологии 1 https://resh.edu.ru/ https://uchebnik.mos.ru/main 1.2 Производство и его виды 1 https://resh.edu.ru/ https://uchebnik.mos.ru/main 1.3 Рынок труда. Функции рынка труда. Мир профессий 3 https://resh.edu.ru/ https://uchebnik.mos.ru/main Итого по разделу 5 Раздел 2. Компьютерная графика. Черчение 2.1 Технология построения трехмерных моделей и чертежей в САПР. Создание трехмерной модели в САПР 2 https://resh.edu.ru/ https://uchebnik.mos.ru/main 2.2 Технология построения чертежа в САПР на основе трехмерной модели 2 https://resh.edu.ru/ https://uchebnik.mos.ru/main Итого по разделу 4 Раздел 3. 3D-моделирование, прототипирование, макетирование 3.1 3D-моделирование как технология создания трехмерных моделей 2 https://resh.edu.ru/ https://uchebnik.mos.ru/main 3.2 Прототипирование 2 https://resh.edu.ru/ https://uchebnik.mos.ru/main 3.3 Изготовление прототипов с использованием технологического оборудования 3 https://resh.edu.ru/ https://uchebnik.mos.ru/main Итого по разделу 7 Раздел 4. Робототехника 4.1 Автоматизация производства 2 https://resh.edu.ru/ https://uchebnik.mos.ru/main 4.2 Беспилотные воздушные суда 2 https://resh.edu.ru/ https://uchebnik.mos.ru/main 4.3 Подводные робототехнические системы 2 https://resh.edu.ru/ https://uchebnik.mos.ru/main 4.4 Основы проектной деятельности. Проект по робототехнике 3 https://resh.edu.ru/ https://uchebnik.mos.ru/main 4.5 Мир профессий в робототехнике 1 https://resh.edu.ru/ https://uchebnik.mos.ru/main Итого по разделу 10 Раздел 5. Вариативный модуль «Растениеводство» 5.1 Особенности сельскохозяйственного производства региона. Агропромышленные комплексы в регионе 2 https://resh.edu.ru/ https://uchebnik.mos.ru/main 5.2 Автоматизация и роботизация сельскохозяйственного производства 1 https://resh.edu.ru/ https://uchebnik.mos.ru/main Мир профессий. Сельскохозяйственные профессии 5.3 1 https://resh.edu.ru/ https://uchebnik.mos.ru/main 4 Раздел 6. Вариативный модуль «Животноводство» 6.1 Животноводческие предприятия 1 https://resh.edu.ru/ https://uchebnik.mos.ru/main 6.2 Использование цифровых технологий в животноводстве 2 https://resh.edu.ru/ https://uchebnik.mos.ru/main 6.3 Мир профессий. Профессии, связанные с деятельностью животновода 1 https://resh.edu.ru/ https://uchebnik.mos.ru/main Итого по разделу 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 0 0 Приложение 1 к рабочей программе КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС (ИНВАРИАНТНЫЕ + ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ «РАСТЕНИЕВОДСТВО», «ЖИВОТНОВОДСТВО») Количество часов № п/п 1 Тема урока Управление в экономике и производстве Всего Контро льные рабоы Практи ческие работы Функциональ ная грамотность Электронн ые цифровые образовате льные ресурсы https://resh.edu.r u https://uchebnik. mos.ru/main https://infourok. ru 1 интегрировать и интерпретирова https://resh.edu.r ть информацию u 2 Инновационные предприятия Дата План 1.09 8.09 https://uchebnik. mos.ru/main https://infourok. ru 1 3 Рынок труда. Трудовые ресурсы 1 делать выводы на основе интеграции информации из разных частей текста 4 Мир профессий. Выбор профессии 1 устанавливать https://resh.edu.r u https://uchebnik. mos.ru/main https://infourok. ru 15.09 https://resh.edu.r 22.09 Факт 5 6 7 Защита проекта «Мир профессий» Технология построения трехмерных моделей в САПР Практическая работа «Создание трехмерной модели в САПР» 1 1 1 8 Построение чертежа в САПР 1 9 Практическая работа «Построение чертежа на основе трехмерной 1 связи между событиями или утверждениями (причинноследственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.) находить и извлекать информацию u https://uchebnik. mos.ru/main https://infourok. ru https://resh.edu.r u https://uchebnik. mos.ru/main https://infourok. ru 29.09 https://resh.edu.r u https://uchebnik. mos.ru/main https://infourok. ru 6.10 https://resh.edu.r u https://uchebnik. mos.ru/main https://infourok. ru 13.10 https://resh.edu.r u https://uchebnik. mos.ru/main https://infourok. ru 20.10 https://resh.edu.r u 27.10 модели» 10 11 12 Прототипирование.Сферы применения Технологии создания визуальных моделей Виды прототипов. Технология 3Dпечати https://uchebnik. mos.ru/main https://infourok. ru 1 1 понимать фактологическу ю информацию (сюжет, последовательн ость событий и др.) 1 13 Индивидуальный творческий (учебный) проект «Прототип изделия из пластмассы 1 14 Классификация 3D-принтеров. Выполнение проекта 1 делать выводы на основе интеграции информации из разных частей текста или разных текстов https://resh.edu.r u https://uchebnik. mos.ru/main https://infourok. ru 10.11 https://resh.edu.r u https://uchebnik. mos.ru/main https://infourok. ru 17.11 https://resh.edu.r u https://uchebnik. mos.ru/main https://infourok. ru 24.11 https://resh.edu.r u https://uchebnik. mos.ru/main https://infourok. ru 1.12 https://resh.edu.r u 8.12 https://uchebnik. mos.ru/main https://infourok. ru 15 16 17 3D-сканер, устройство, использование для создания прототипов. Выполнение проекта Настройка 3D-принтера и печать прототипа. Выполнение проекта Автоматизация производства 1 1 интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов 1 18 Практическая работа «Робототехника. Автоматизация в промышленности и быту (по выбору). Идеи для проекта 1 анализировать, интерпретирова ть данные и делать соответствующ ие выводы 19 Беспилотные воздушные суда 1 научное объяснение явлений https://resh.edu.r u https://uchebnik. mos.ru/main https://infourok. ru 15.12 https://resh.edu.r u https://uchebnik. mos.ru/main https://infourok. ru 22.12 https://resh.edu.r u https://uchebnik. mos.ru/main https://infourok. ru 29.12 https://resh.edu.r u https://uchebnik. mos.ru/main https://infourok. ru 12.01 https://resh.edu.r u https://uchebnik. 19.01 mos.ru/main https://infourok. ru 20 21 22 Конструкция беспилотного воздушного судна Подводные робототехнические системы Подводные робототехнические системы 23 Основы проектной деятельности. Проект по робототехнике 24 Основы проектной деятельности. Проект по робототехнике 1 1 распознавать, использовать и создавать объяснительны е модели и представления 1 1 1 применять соответствующ ие естественно- https://resh.edu.r u https://uchebnik. mos.ru/main https://infourok. ru 26.01 https://resh.edu.r u https://uchebnik. mos.ru/main https://infourok. ru 2.02 https://resh.edu.r u https://uchebnik. mos.ru/main https://infourok. ru 9.02 https://resh.edu.r u https://uchebnik. mos.ru/main https://infourok. ru 16.02 https://resh.edu.r u https://uchebnik. mos.ru/main 23.02 научные знания https://infourok. для объяснения ru явления 25 26 27 Основы проектной деятельности. Проект по робототехнике Основы проектной деятельности. Презентация и защита проекта. Мир профессий в робототехнике Особенности сельскохозяйственного производства региона 28 Агропромышленные комплексы в регионе 29 Автоматизация и роботизация сельскохозяйственного производства 1 1 1 1 1 применение естественнонаучных методов https://resh.edu.r u https://uchebnik. mos.ru/main https://infourok. ru 1.03 https://resh.edu.r u https://uchebnik. mos.ru/main https://infourok. ru 15.03 https://resh.edu.r u https://uchebnik. mos.ru/main https://infourok. ru 22.03 https://resh.edu.r u https://uchebnik. mos.ru/main https://infourok. ru 5.04 https://resh.edu.r u https://uchebnik. mos.ru/main https://infourok. 12.94 исследования 30 Мир профессий. Сельскохозяйственные профессии 31 Животноводческие предприятия Практическая работа «Анализ функционирования животноводческих комплексов региона» 32 Использование цифровых технологий в животноводстве 33 Практическая работа «Искусственный интеллект и другие цифровые технологии в животноводстве» 34 Мир профессий. Профессии, связанные с деятельностью животновода 1 1 1 1 1 интегрировать и интерпретирова ть информацию ru https://resh.edu.r u https://uchebnik. mos.ru/main https://infourok. ru 19.04 https://resh.edu.r u https://uchebnik. mos.ru/main https://infourok. ru 26.04 https://resh.edu.r u https://uchebnik. mos.ru/main https://infourok. ru 3.05 https://resh.edu.r u https://uchebnik. mos.ru/main https://infourok. ru 17.05 https://resh.edu.r u https://uchebnik. mos.ru/main https://infourok. 24.05 ru ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 0 0 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Технология. 8-9 классы учебник для общеобразовательной организации В.М.Казакевич и др. под ред.В.М. Казакевича – М Просвещение2019г 225с МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Методическое пособие 5-9 класс: учебное пособие для общеобразовательной организации В.М. Казакевич Г.В. пичугина Г.Ю. Сименова – Москва Просвещение 2017г Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников В. М. Казакевича и др. — 5—9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова. — М. : Просвещение, 2018. — 58 с. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. 1С: Урок. Режим доступа: https://urok.1c.ru/ 2. Облачная платформа отображения верифицированного цифрового образовательного контента и сервисов АО «Издательство «Просвещение». Режим доступа: https://educont.ru/ 3. Мобильное электронное образование. Цифровая образовательная среда с интерактивными онлайн-курсам. Режим доступа: https://mob-edu.com/ 4. Новая школа. Онлайн-школа подготовки к ЕГЭ по всем предметам. Режим доступа: https://educont.ru/ 5. Новый диск. Цифровая образовательная платформа. Учебные материалы для педагогов и школьников. Интерактивный Конструктор уроков и упражнений. Режим доступа: https://educont.ru/ 6. Облако знаний. Интерактивные уроки и цифровые домашние задания. Режим доступа: https://www.imumk.ru/ 7. Фоксфорд. Крупнейшая онлайн-школа в России. Режим доступа: https://foxford.ru/ 8. ЯКласс. Полнофункциональная цифровая система для образовательных организаций. Режим доступа: https://www.yaklass.ru/ 9. Globallab. Цифровая образовательная среда совместной проектной и исследовательской деятельности. Режим доступа: https://globallab.org/ru/#.Yvqw2HZByUk 10. IBLS. Интеллектуальная образовательная платформа для учеников и педагогов с библиотекой образовательного контента по ФГОС. Режим доступа: https://ibls.one/ 11. Ismart. Умный тренажёр для повышения оценок. Режим доступа: https://www.ismart.org/ 12. Nativeclass. Система цифровых уроков по английскому языку, обеспечивает успех ребёнка в школе, учит говорить и понимать английский как родной язык. Режим доступа: https://nativeclass.ru/ 13. Stratum. Интеллектуальная школа. Цифровая образовательная платформа. Интерактивные модели. Индивидуальная траектория обучения. Режим доступа: http://stratum.ac.ru/ru/education/ 14. Uchi.ru. Интерактивная образовательная онлайн-платформа. Режим доступа: https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru https://uchebnik.mos.ru/main https://infourok.ru