Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ; 2. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026; 3. Учебного плана основных образовательных программ основного общего образования МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2023-2024 учебный год; 4. Годового календаря учебного графика МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2023-2024 учебный год; 5. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); В основу разработки адаптированной рабочей программы (АРП) по информатике для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы Дифференцированный подход к построению АРП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Данный подход обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный потенциал развития Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметнопрактической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в обучении является процесс организации познавательной и предметнопрактической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. Реализация деятельностного подхода обеспечивает: - придание результатам образования социально и личностно значимого характера; - прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных областях; - существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; - обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной. В основу реализации адаптированной рабочей программы по Информатике положены принципы: - принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.); - принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; - принцип коррекционной направленности образовательного процесса; - принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; - принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а «образовательной области»; - принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной в учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; - принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире. Настоящая рабочая программа является адаптированной, т.к. в ней учитываются возрастные и психологические особенности школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Содержание программы по информатике и ИКТ распределяется следующим образом: 8 класс – (программа 5, 6 кл) Курс «Информатика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях общеобразовательного класса ставит своей целью расширить кругозор и научить обучающихся использовать компьютер в повседневной жизни. Основными задачами курса являются: - формирование элементарной информационной культуры и компьютерной грамотности; - формирование специальных и общеучебных умений и навыков; - воспитание социально значимых качеств личности. На протяжении всего курса информатики школьники смогут овладеть практическими навыками использования средств ИКТ, которые можно применять не только при изучении других школьных предметов, но и в повседневной жизни. Изучение информатики в 8 классе вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя: формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире; совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников; воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ. Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения обучающимися Курс имеет практическую значимость и жизненную необходимость и способствует овладению обучающимися практическими умениями применения компьютера и средств ИКТ в повседневной жизни в различных бытовых, социальных и профессиональных ситуациях. Целью изучения информатики в основной школе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является: расширение кругозора и приобретение навыков работы на компьютере. Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование предметных и личностных результатов. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию. В содержании курса информатики основной школы сделан акцент на формировании информационной культуры и компьютерной грамотности. Описание места учебного предмета в учебном плане Согласно учебному плану МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на изучение предмета «математика» в 8 классе отводится 34 часа из расчёта 1 час в неделю. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные: осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным идуховным ценностям; проявление готовности к самостоятельной жизни. Предметные: Минимальный уровень: представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении; выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приемы работы, выполнение компенсирующих физических упражнений (минизарядка); пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками). Достаточный уровень: представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении; выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приемы работы, выполнение компенсирующих физических упражнений (минизарядка); пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками), доступными электронными ресурсами; пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и передачи необходимой информации; запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с помощью инструментов ИКТ. Содержание учебного предмета 1. Практика работы на компьютере: назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации, включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств, клавиатура, элементарное представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. 2. Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Ввод и редактирование небольших текстов. Вывод текста на принтер. Работа с рисунками в графическом редакторе. Организация системы файлов и папок для хранения собственной информации в компьютере, именование файлов и папок. 3. Работа с цифровыми образовательными ресурсами, готовыми материалами на электронных носителях. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся № п/п Название раздела Количество часов Основные виды учебной деятельности обучающихся 1. Информация и информационные процессы 3 2. Компьютер для начинающих 5 3. Простейшая технология работы с текстом 6 4. Обработка текстовой информации 6 5. Освоение графической среды Paint 6 Изучение правил техники безопасности и поведения в компьютерном классе. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств; клавиатура, элементарное представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью. Работа с тренажёром клавиатуры Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств; клавиатура, элементарное представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью. Работа с тренажёром клавиатуры. Работа с компьютерным меню. Работа с файлами и папками (открывать, копировать, перемещать, переименовывать, удалять). Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Использование простейших средств текстового редактора. Ввод текста. Обработка текстовой информации. Редактирование текста. Работа с фрагментами. Поиск информации. Форматирование символов, абзацев. Набор и редактирование текста Набор и редактирование текста, сохранение, загрузка из файла, редактирование, выделение, копирование, вырезание и вставка фрагмента текста. Форматирование символов (установка шрифта, размера, начертания и цвета символов). Форматирование абзацев, текста, страницы. Границы и заливка. Нумерация страниц. Вставка рисунка в документ. Создание надписей Сохранение и открытие сохранённого рисунка. Просмотр изображений. Рисование геометрических фигур. Текст. Кривая линия. Создание компьютерного рисунка 6. Редактирование рисунка 6 Редактирование рисунка. Сборка рисунка из деталей. Вывод на печать. 7. Повторение 2 Итого: 34 Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности 1. Информатика учебник 5 класс Л.Л. Босова, А.Ю.Босова М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2017 2. Информатика учебник 6 класс Л.Л. Босова, А.Ю.Босова М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2018 3. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/). Приложение к рабочей программе 1 Календарно – тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Тема урока Информация и информационные процессы Знакомство с компьютерным классом. Изучение правил техники безопасности и поведения в компьютерном классе. Что умеет компьютер. Человек и компьютер. Рабочий стол и приемы работы с мышью. Меню и кнопка «Пуск». Как устроен компьютер. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Знакомимся с клавиатурой. Ввод информации в память компьютера. Мышь. Пиктограммы Практическая работа№1 «Знакомство с клавиатурой». «Работа с тренажёром клавиатуры» Компьютер для начинающих Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. Рабочий стол. Программы и файлы. Основные элементы окна программы. Управление компьютером с помощью меню Практическая работа №2 «Работа с клавиатурным тренажёром. Алфавитная и цифровая клавиатура» Практическая работа№3 «Знакомство с компьютерным меню» Практическая работа №4 «Работа с файлами и папками (открывать, копировать, перемещать, переименовывать, удалять)» Техника безопасности и организация рабочего места. Человек и информация. Действия с информацией. Хранение информации. Носители информации. Приѐм и передача информации. Кодирование информации. Формы представления информации Простейшая технология работы с текстом Знакомство с текстовым редактором Microsoft Office Интерфейс программы. Ввод текста Обработка текстовой информации. Редактирование текста Работа с фрагментами. Поиск информации Форматирование – изменение формы представления информации. Форматирование символов, абзацев Практическая работа№5 «Набор и редактирование текста» Обработка текстовой информации Сохранение текста. Загрузка текста из файла Кол-во часов Дата план 1 7.09 1 14.09 1 21.09 1 28.09 1 5.10 1 1 12.10 19.10 1 26.10// 1 1 1 1 1 9.11 16.11 23.11 30.11 7.12 1 14.12 1 21.12 факт 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33-34 Редактирование текста (вставка, удаление и замена символов; вставка и удаление пустой строки; разрезание и «склеивание» строк). Ввод и редактирование текста Выделение, копирование, вырезание и вставка фрагмента текста. Форматирование символов (установка шрифта, размера, начертания и цвета символов) Форматирование абзацев. Форматирование текста. Границы и заливка. Форматирование страницы Нумерованные и маркированные списки. Нумерация страниц. Вставка рисунка в документ. Создание надписей Практическая работа №6 «Форматирование текста» Освоение графической среды Paint Встроенный графический редактор Paint. Сохранение и открытие сохранённого рисунка. Просмотр изображений. Рисование геометрических фигур Эллипс и окружность. Конструирование. Построение с помощью клавиши Shif Инструменты графического редактора. Кисть. Карандаш. Ластик. Заливка. Аэрограф Инструменты графического редактора. Текст. Кривая линия. Компьютерная графика. Конструирование Практическая работа №7 «Создание компьютерного рисунка» Практическая работа №8 «Работа с раскрасками» Редактирование рисунка Редактирование рисунка Работа с графическими фрагментами Сборка рисунка из деталей Сборка рисунка из деталей Операции с графическим файлом Вывод на печать Повторение 1 28.12// 1 11.01 1 18.01 1 25.01 1 1.02 1 8.02 1 1 1 15.02 22.02 29.02 1 1 7.03 14.03 1 1 1 1 1 1 2 21.03// 4.04 11.04 18.04 25.04 2.05 16.05, 23.05