РП по курсу финансовой грамотности 5-7 класс 2023-2024 Прохоровская ООШ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом
основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих
развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа
соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным
образовательным программам. «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся
5–7 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 68 часов: 34 часа в 5–6 классах, 34 часа — в 7 классе. Место курса в
образовательной системе:
• курс может быть включён в вариативную часть основной общеобразовательной программы как курс внеурочной деятельности
по научно-познавательному направлению;
• курс может быть использован как программа дополнительного образования подростков в общеобразовательной организации;
• курс может быть использован как программа дополнительного образования в образовательных организациях дополнительного
образования детей, где она является основной (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008), а
также в иных организациях, имеющих соответствующие лицензии (п. 5 ст. 31 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»). Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:
• удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции,
основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;
5 УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
• приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически
грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;
• воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебноисследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет;
• экономические отношения семьи и государства;
• человек и финансовые организации;
• собственный бизнес.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история,
технология, география, обществознание и литература. Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в
курс математики, работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую финансовую
информацию. Эффективным средством формирования финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например:
«Банк и его услуги», «Смета подготовки ребёнка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника (школьного,
семейного, государственного, профессионального)» и т. д. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с
возрастными особенностями детей и включают:
• задачи с элементарными денежными расчётами;
• кейсы по экономике семьи;
• игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией;
• построение графиков и диаграмм;
• мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе. В процессе изучения курса
формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, 6 анализа и предоставления

информации и публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах. Планируемые результаты обучения
Личностные результаты (личностные

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА»
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
(личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении,
понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт
процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета,
предложение вариантов собственного заработка;
• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении
вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние
семьи и достигать обоюдного взаимопонимания; • понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации
к её развитию.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
Познавательные
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой
финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения
простых опросов и интервью;

• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных
задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;
• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей
работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания,
7 УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о
социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между
финансовым поведением человека и его благосостоянием;
• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);
• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать
доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с
валютными курсами;
• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение,
статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование
экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные универсальные учебные действия
• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели
деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и
существующих возможностей;
• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных
вопросов в области экономики семьи;

• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи,
экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;
• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных
проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики 8 семьи, проведении исследований экономических отношений в
семье и обществе;
• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение,
описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических
отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса
«Финансовая грамотность».
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая
жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность,
сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и
последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых
финансовых расчётов;
• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и
направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов
сравнения результатов на простых примерах;
• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;
9 УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА • определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их
решения;
• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению
общественных дисциплин.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, И ВОЗМОЖНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ ЭЛЕКТРОННЫХ (ЦИФРОВЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
РЕСУРСОВ.
5-6 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Введение в курс «Финансовая
грамотность»

4

2

Модуль 1. Доходы и расходы семьи

15

1

5

3

Модуль 2. Риски потери денег и
имущества и как человек может от
этого защититься

10

1

5

4

Резервные часы

5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415fdc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415fdc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415fdc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415fdc

2

10

7 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Модуль 3. Человек и государство: как
они взаимодействую

16

1

6

2

Модуль 4. Услуги финансовых
организаций и собственный бизнес

17

1

10

3

Заключение

1

1

34

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415fdc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415fdc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415fdc

16

Приложение 1 к рабочей программе

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5-6 КЛАСС
№
п/
п

1

2

3

4

Тема урока

Почему важно
развивать свою
финансовую
грамотность
От чего зависит
благосостояние
семьи
Учимся оценивать
финансовое
поведение людей
Учимся оценивать
своё финансовое
поведение

Количество часов
Контро
Всего
льные
работы

Практич
еские
работы

1

1

1

Финансовая
грамотность

Электронные
цифровые
План
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63ec1f8

08.09

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63ec324
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63ec78e

15.09

22.09

29.09
1

5

Деньги: что это такое

1

6

Учебные минипроекты «Деньги»

1

7

Из чего

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63ed18e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63ed602
Библиотека ЦОК

06.10

13.10

20.10

Дата
Факт

складываются
доходы семьи
8

Учимся считать
семейные доходы

1

9

Исследуем доходы
семьи

1

10
11

Учебные минипроекты «Доходы
семьи»
Как появляются
расходы семьи

12

Учимся считать
семейные расходы

13

Исследуем расходы
семьи

14

Учебные минипроекты «Расходы
семьи»

15

Как сформировать
семейный бюджет

16

Ролевая игра
«Семейный совет по
составлению
бюджета»

https://m.edsoo.ru/8
63ed72e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63ed846
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63ed846
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63edb3e

1

1
1

1

1

1

27.10

10.11

17.11

24.11
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63edc6a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63ee07a

1

01.12

08.12

15.12
1

1

1

1

Анализировать
информацию в
финансовом
контексте

22.12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63ee390

29.12

17

18

19

20

21

Учебные минипроекты «Семейный
бюджет»
Обобщение
результатов
изучения модуля 1
Презентация
портфолио «Доходы
и расходы семьи»
Почему возникают
риски потери денег и
имущества и как от
этого защититься
Что такое
страхование и для
чего оно необходимо

22

Что и как можно
страховать

23

Ролевая игра
«Страхование»

24

25
26

Исследуем, что
застраховано в семье
и сколько это стоит
Как определить
надёжность
страховых компаний
Как работает
страховая компания

Оценивать
финансовые
проблемы

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

1

12.01

19.01

26.01

02.02

Выявлять
финансовую
информацию

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63ee4bc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63ee69c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63ee9d0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63eee1c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63eecc8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63eef52
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63ef0ba
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63ef236
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8

09.02

16.02

23.02

01.03

15.03

22.03

27

28

29

30

31

Учебные минипроекты
«Страхование»
Обобщение
результатов
изучения модуля 2
Презентация
портфолио «Риски
потери денег и
имущества и как
человек может от
этого защититься»
Резервные часы

Резервные часы

63ef3b2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63ef4d4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63ef646

1

1

1

05.04

12.04

19.04
Применять
финансовые
знания

1

1

1

1

32

Резервные часы

1

33

Резервные часы

1

34

Резервные часы

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2

10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63ef8a8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63f0186
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63efa24
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63efbaa
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63efec0

26.04

03.05

10.05

17.05

24.05

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
Дата
Количество часов

№
п/
п

Тема урока
Всего

1

Могут ли люди быть
финансово
независимыми от
государства

2

Что такое налоги и
почему их надо
платить

3

Какие бывают
налоги

4
5

Учимся считать
налоги
Ролевая игра

Контро
льные
работы

Практич
еские
работы

Функциональ
ная
грамотность

Электронн
ые
цифровые
образовател
ьные
ресурсы

Библиотека
ЦОК

1

План

07.09

https://m.edsoo
.ru/863ec1f8

Библиотека
ЦОК

1

14.09

https://m.edsoo
.ru/863ec324

1

1

1

1

Библиотека
ЦОК

21.09

https://m.edsoo
.ru/863ec78e

28.09
Библиотека

05.10

Факт

«Считаем налоги
семьи»

ЦОК

6

Сравниваем налоги
граждан разных
стран

Библиотека
ЦОК

7

Исследуем, какие
налоги платит семья
и что получает от
государства

8

Как работает
налоговая служба

9

Учебные минипроекты «Налоги»

10

Что такое
социальные пособия
и какие они бывают

11

12

Учимся находить
информацию на
сайте Фонда
социального
страхования РФ
Ролевая игра
«Оформляем
социальное пособие»

https://m.edsoo
.ru/863ed18e

12.10

https://m.edsoo
.ru/863ed602

1

Анализировать
информацию в
финансовом
контексте;

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/863ed72e

Библиотека
ЦОК

1

19.10

26.10

https://m.edsoo
.ru/863ed846

Библиотека
ЦОК

09.11

https://m.edsoo
.ru/863ed846

Библиотека
ЦОК

1

16.11

https://m.edsoo
.ru/863edb3e

23.11
1

1

Выявлять
финансовую
информацию
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo

30.11

.ru/863edc6a

13

14

15

16

Библиотека
ЦОК

Исследуем, какие
социальные пособия
получают люди
Учебные минипроекты
«Социальные
пособия»
Обобщение
результатов
изучения модуля 3 К
Презентация
портфолио «Человек
и государство: как
они
взаимодействуют»

07.12

https://m.edsoo
.ru/863ee07a

14.12

21.12
1

1
Библиотека
ЦОК

28.12

https://m.edsoo
.ru/863ee390

17

Для чего нужны
банки

18

Почему хранить
сбережения в банке
выгоднее, чем дома

19

Какие бывают
вклады

1

20

Что такое кредиты и
надо ли их брать

1

Библиотека
ЦОК

1

11.01

https://m.edsoo
.ru/863ee4bc

Библиотека
ЦОК

1

18.01

https://m.edsoo
.ru/863ee69c

Библиотека
ЦОК

25.01

https://m.edsoo
.ru/863ee9d0

Оценивать
финансовые

01.02

проблемы
21

Изучаем сайт
Центрального банка
РФ

22

Исследуем, какими
банковскими
услугами пользуется
семья

23

Как избежать
финансовых потерь и
увеличить доходы

24

Как работает банк

25

Учебные минипроекты
«Банковские услуги
для семьи»

26

Что мы знаем о
бизнесе

27

Как открыть фирму

28

Для чего нужны
бизнес-инкубаторы

1

1

1

Библиотека
ЦОК

08.02

https://m.edsoo
.ru/863eee1c

Библиотека
ЦОК

15.02

https://m.edsoo
.ru/863eecc8

Библиотека
ЦОК

22.02

https://m.edsoo
.ru/863eef52

Библиотека
ЦОК

29.02

https://m.edsoo
.ru/863ef0ba

1

1

1

Библиотека
ЦОК

07.03

https://m.edsoo
.ru/863ef236

Библиотека
ЦОК

14.03

https://m.edsoo
.ru/863ef3b2

Библиотека
ЦОК

21.03

https://m.edsoo
.ru/863ef4d4

Библиотека
ЦОК

04.04

https://m.edsoo
.ru/863ef646

29

Ролевая игра
«Открываем фирму»

30

Что такое валюта и
для чего она нужна

31

Учимся находить
информацию о
курсах валют и их
изменениях

32

Обобщение
результатов
изучения модуля 4

Презентация
портфолио «Услуги
33
финансовых
организаций и
собственный бизнес»
Обобщение
результатов
34
изучения курса
«Финансовая
грамотность»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

11.04
Библиотека
ЦОК

1

1

https://m.edsoo
.ru/863ef8a8

Применять
финансовые
знания

Библиотека
ЦОК

25.04

https://m.edsoo
.ru/863f0186

Библиотека
ЦОК

1

18.04

02.05

https://m.edsoo
.ru/863efa24

Библиотека
ЦОК

16.05

https://m.edsoo
.ru/863efbaa

Библиотека
ЦОК

1

34

3

https://m.edsoo
.ru/863efec0

16

23.05

Приложение 3 к рабочей программе

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебное оборудование
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания. М.: Аспект Пресс, 1995. 31 УЧЕБНАЯ
ПРОГРАММА
2. Антипова М.В. Метод кейсов: методическое пособие. Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011.
3. Баршай Ю.С. Валюты мира: иллюстрированный атлас для школьников. СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 319 с.
4. Бебнева Н.А. Изучение курса «Экономика для всех»: книга для учителя. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2003. 178 с.
5. Белорукова Е.М., Жаркова Е.Н., Калашникова Н.Г. Использование инновационных образовательных технологий для формирования
компетентностных образовательных результатов школьников: методические рекомендации для учителя к программе «Экономика».
Барнаул: Азбука, 2012. 94 с.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ


http://nature.ok.ru/
2. http://www.chat.ru/~dronisimo/homepage1/anatom1.htm 7 класс
3. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/5/11/
1. https://www.rbc.ru — информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг».
2. https://ria.ru — информационное агентство «РИА Новости»

.

3. www.7budget.ru — сайт журнала «Семейный бюджет».
4. www.banki.ru — сайт «Финансовый информационный портал».

5. www.bs-life.ru — портал «Деловая жизнь».
6. www.casemethod.ru — сайт, посвященный методике ситуационного обучения с использованием кейсов.
7. www.cbr.ru — Центральный банк Российской Федерации.
8. www.finagram.com — портал финансовой грамотности.
9. www.fin-site.ru — портал «Финансы и бизнес для начинающих предпринимателей».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».