ПВД Путь в профессию 10-11 класс на 2022-2023 уч.год

Содержание курса внеурочной деятельности
Тема 1. Введение. (1 час)
Профориентация. Жизненные цели, планы и проблемы самоопределения учащихся. Отражение в системе профильного обучения основных
сфер профессиональной деятельности.
Упражнения. «Снежный ком» «Представление»
Тема 2.Мир профессий. (1 час)
Профессия, специальность и должность. Базовые понятия: квалификация, вакансия, карьера. Рынок профессий сегодня и завтра.
Упражнения: «Ласковое слово» «Иван Сусанин»
Диагностические методики: «Вводная анкета».
Тема 3.Классификация профессий. (2 часа)
Классификация. Типы профессий. Классы профессии. Отделы профессий. Группы профессии.
Упражнения: «Одинокая свеча»,«Молекулы»
Тема 4. Формула профессии. (1 час)
Формула профессии. Классификационные признаки – предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда.
Упражнения: «Одинокая свеча»
Игра: «Угадай профессию»
Тема 5.Возможности человека в профессиональной деятельности. (2 часа)
Понятие о профессиональной пригодности. Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие о способностях. Общие и специальные
способности. Методы изучения способностей. Развитие способностей. Призвание.
Упражнения: «Моѐ настроение», «Имитация»
Игра: «Цепочка профессий»
Тема 6. Интересы и склонности. (2 часа)
Интересы и склонности. Профессиональные интересы. Механизмы формирования и развития профессиональных интересов. Определение
выраженности интересов к учебным предметам (сферам знаний).
Упражнения: «Карниз», «Летает, не летает»
Диагностические методики: тест «Карта интересов»

Тема 7.Темперамент и выбор профессии. (2 часа)
Темперамент. Типы темперамента: меланхолик, холерик, флегматик, сангвиник. Интроверсия — экстраверсия. Эмоциональная стабильность
— нестабильность. Характер человека.
Упражнения: «Круг»
Тема 8. Профессиональный тип личности. (2 часа)
Ошибки при выборе профессии. Профессиональные типы личности: практический, интеллектуальный, социальный, стандартный,
предприимчивый, артистический.
Упражнения: «Лучшее качество соседа слева» «Паровоз»
Диагностические методики: тест «Профессиональный тип личности»
Тема 9. «Перспектива» (2 часа)
Временная перспектива жизни подростка. Чувства. Принципы выбора. Цели студенчества. Дела студента. Жизненная цель.
Упражнения: «Те, кто…» «Здравствуй!»
Диагностические методики: тест определения цели студенчества.
Тема 10. Итоговое занятие. (2 часа)
Сферы интересов. Склонности. Профессиональный тип личности. Темперамент и особенности характера. Профессиональная
направленность. Систематизация и обсуждение полученных результатов.
Упражнения: « Одинокая свеча» «Моя будущая профессия», «Линия настроения», «Яблоко дружбы».
Диагностические методики: Контрольные вопросы. Мини- сочинение «Я через 10 лет», Игра «Яблоня».
Задание для самостоятельной работы учащихся (по окончании курса): Составление профессиональной карты.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты включают:
1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования
на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также
на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего
возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9. формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
1. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение
к членам своей семьи;
2. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Планируемые метапредметные результаты:
1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8. смысловое чтение;
9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной
речью;
11. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной
практике и профессиональной ориентации.

Тематическое планирование
№
п/п

Тема

1-3

Введение.

4-6

Мир профессий.

7-9

Классификация профессий.

1012

Формула профессии.

1315

Возможности человека
в профессиональной
деятельности. Карьера.

1618

Интересы и
склонности.

1922

Темперамент и выбор профессии.

2327

Профессиональный тип личности.

2831

Перспектива.

3234

Итоговое занятие.

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне
основного общего образования
Гражданское воспитание
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в
поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в
мировом сообществе.
Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России,
тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения,
российского национального исторического сознания.
Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих
гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции в обществе.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе
самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности, в том
числе гуманитарной.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его
традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов
России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной
стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего
народа, других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте,
технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения героев и защитников Отечества в
прошлом и современности.
Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на
духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в
ситуациях нравственного выбора (с учѐтом национальной, религиозной принадлежности).
Выражающий готовность оценивать своѐ поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с
учѐтом осознания последствий поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям.
Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального
и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного
согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов,
вероисповеданий.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям,

Кол-во
часов
3

3
3
3

3

3

4

4

4

4

институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания
детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части
духовной культуры своего народа, российского общества.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций
и народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей.
Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в
современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном
творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в
сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного
поведения, в том числе в информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную
физическую активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков,
игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и
психического здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своѐ и других людей),
стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в
российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной
организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность.
Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учѐтом личных и общественных интересов, потребностей.
Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения,
значение экологической культуры человека, общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред.
Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.
Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач

в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды.
Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной
направленности.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учѐтом
индивидуальных интересов, способностей, достижений.
Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях
развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной
средой.
Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире
(языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде).
Демонстрирующий навыки наблюдения, накопления фактов, осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности

Всего:

34 ч

Приложение
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1-3

Введение.

4-6

Мир профессий.

3

7-9

Классификация профессий.

3

10-12
13-15
16-18

Формула профессии.
Возможности человека в профессиональной деятельности. Карьера.
Интересы и склонности.

3
3
3

19-22

Темперамент и выбор профессии.

4

23-27
28-31
32-34

Профессиональный тип личности.
Перспектива.
Итоговое занятие.

4
4
4

Тема

Кол-во
часов
3

дата
план

факт

Корректиро
вка


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».