СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Переход учеников из начальной школы в среднее звено — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс
адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.
Данная психолого-педагогическая программа предполагает работу одновременно со всем классом, так как занятия направлены на
сплочение коллектива, создание в классе благоприятной атмосферы, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом, развитие
эмоционально-волевой сферы и нравственных представлений. Такая форма работы позволяет выявить детей с личностными проблемами.
Программа включает в себя 34 занятий. Состоит из практической и теоретической частей. Параллельно с проведением занятий для
учащихся осуществляется индивидуальное и групповое консультирование родителей и педагогов по проблеме адаптации пятиклассников.
Для выявления личностных особенностей учащихся и определения эмоционального состояния каждого ребенка на занятиях
проводятся такие проективные методики, как «Несуществующее животное», «Кактус» и «Дерево».
На занятиях необходимо создать теплую, дружескую, но в тоже время рабочую атмосферу, чтобы адаптация пятиклассников прошла
успешно.
Занятия проводятся в форме психологических часов, организация детского коллектива в виде кружка. В программе используются
такие методы как:
1. Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (например, обиженный и обидчик; учитель и ученик).
2. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.
3. Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические («Я в школе», «Мое любимое занятие», «Мой самый
хороший поступок») и образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов
(таких, как «Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость», «Гнев», «Обида»).
4. Моделирование образцов поведения. Поскольку тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием
у младшего подростка адекватных способов поведения, подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных
страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.
5. Метафорические истории и притчи.
Контроль знаний и умений проводится в виде первичной диагностики, промежуточной диагностики, диагностика на конец года,
ответы на вопросы, домашнее задание.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные и метапредметные результаты
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнѐра высказывания, учитывающие, что партнѐр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнѐра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой речи.
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, понимать точку зрения другого.
– слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
– признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою
Предметные результаты:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок,
использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
– осознавать качества необходимые для учащегося средней школы:
– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Количество
часов
Тема урока
Дата проведения
план
факт
Психологические занятия по повышению уровня психологической комфортности пятиклассников в период адаптации
1
1
Тренинговое занятие «Давайте познакомимся!»
05.09
2
1
«Дорога в пятый класс» мини-тренинг, анкетирование
12.09
3
1
«Какой я и чем я отличаюсь от других?»
19.09
4
1
Тренинг «Познай себя»
26.09
Диагностика особенностей адаптации пятиклассников к новым социально-педагогическим условиям обучения
5
1
Исследование успешности адаптации учащихся 5-ых классов к
обучению в среднем звене:
03.10
6
1
Исследование у учащихся школьной тревожности
10.10
7
1
Диагностика у пятиклассников особенностей отношения к себе
17.10
8
1
Изучение социально-психологического климата класса
24.10
Профилактическая и коррекционно-развивающая программа по адаптации пятиклассников к среднему звену
9
1
Урок-тренинг «Я и здоровый образ жизни»
07.11
10
1
Тренинг «Я в своих глазах и в глазах других людей»
14.11
11
1
Тренинг «Мы такие интересные»
21.11
12
1
Психологическое занятие «Я и учеба»
28.11
13
1
Тренинг по профилактике школьного стресса «Спокойствие,
только спокойствие»
05.12
14
1
Психологическое занятие «Я и мои учебные достижения»
12.12
15
1
Тренинг по профилактике интернет-зависимости
19.12
16
1
Тренинг «Познаю себя», развитие уверенности школьников
26.12
17
1
«Мир информации», арт-терапия
16.01
18
1
Игровой тренинг «Я многое могу»
23.01
19
1
Игровой тренинг «Я многое могу» (часть 2)
30.01
20
1
Занятие «Будь внимателен»
06.02
21
1
Занятие «Будь внимателен» (2 часть)
13.02
22
1
«Мир эмоций», мини-лекция
20.02
23
1
Мир эмоций» (2 часть)
27.02
Программа для группового взаимодействия «Мы - единое целое»
24
1
«Наш класс - команда»
06.03
25
1
«Наш класс - команда»
( часть 2)
13.03
26
1
Психологическое занятие «поддержать друга»
20.03
27
1
Психологическое занятие «Поддержать друга» часть 2
03.04
28
1
Психологическое занятие «Поддержать друга» часть 3
10.04
29
1
Тренинг-профилактика « «Здоровым быть-здорово»
17.04
30
1
«Портрет класса»
24.04
31
1
«Понимаем ли мы друг друга»
01.05
32
1
«Без друзей меня чуть-чуть»
08.05
33
1
«Мы и наш самый дружный класс»
15.05
34.
1
Итоговая диагностика по результатам коррекционно-развивающей
программы адаптации пятикла Сравнительный анализ по итогам
результатов.
22.05
Итого