СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Переход учеников из начальной школы в среднее звено — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Данная психолого-педагогическая программа предполагает работу одновременно со всем классом, так как занятия направлены на сплочение коллектива, создание в классе благоприятной атмосферы, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом, развитие эмоционально-волевой сферы и нравственных представлений. Такая форма работы позволяет выявить детей с личностными проблемами. Программа включает в себя 34 занятий. Состоит из практической и теоретической частей. Параллельно с проведением занятий для учащихся осуществляется индивидуальное и групповое консультирование родителей и педагогов по проблеме адаптации пятиклассников. Для выявления личностных особенностей учащихся и определения эмоционального состояния каждого ребенка на занятиях проводятся такие проективные методики, как «Несуществующее животное», «Кактус» и «Дерево». На занятиях необходимо создать теплую, дружескую, но в тоже время рабочую атмосферу, чтобы адаптация пятиклассников прошла успешно. Занятия проводятся в форме психологических часов, организация детского коллектива в виде кружка. В программе используются такие методы как: 1. Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (например, обиженный и обидчик; учитель и ученик). 2. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия. 3. Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические («Я в школе», «Мое любимое занятие», «Мой самый хороший поступок») и образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов (таких, как «Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость», «Гнев», «Обида»). 4. Моделирование образцов поведения. Поскольку тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка. 5. Метафорические истории и притчи. Контроль знаний и умений проводится в виде первичной диагностики, промежуточной диагностики, диагностика на конец года, ответы на вопросы, домашнее задание. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Личностные и метапредметные результаты адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнѐра высказывания, учитывающие, что партнѐр знает и видит, а что нет; задавать вопросы; контролировать действия партнѐра; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. - слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, понимать точку зрения другого. – слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы; – признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою Предметные результаты: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. – осознавать качества необходимые для учащегося средней школы: – оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации; Календарно-тематическое планирование № п/п Количество часов Тема урока Дата проведения план факт Психологические занятия по повышению уровня психологической комфортности пятиклассников в период адаптации 1 1 Тренинговое занятие «Давайте познакомимся!» 05.09 2 1 «Дорога в пятый класс» мини-тренинг, анкетирование 12.09 3 1 «Какой я и чем я отличаюсь от других?» 19.09 4 1 Тренинг «Познай себя» 26.09 Диагностика особенностей адаптации пятиклассников к новым социально-педагогическим условиям обучения 5 1 Исследование успешности адаптации учащихся 5-ых классов к обучению в среднем звене: 03.10 6 1 Исследование у учащихся школьной тревожности 10.10 7 1 Диагностика у пятиклассников особенностей отношения к себе 17.10 8 1 Изучение социально-психологического климата класса 24.10 Профилактическая и коррекционно-развивающая программа по адаптации пятиклассников к среднему звену 9 1 Урок-тренинг «Я и здоровый образ жизни» 07.11 10 1 Тренинг «Я в своих глазах и в глазах других людей» 14.11 11 1 Тренинг «Мы такие интересные» 21.11 12 1 Психологическое занятие «Я и учеба» 28.11 13 1 Тренинг по профилактике школьного стресса «Спокойствие, только спокойствие» 05.12 14 1 Психологическое занятие «Я и мои учебные достижения» 12.12 15 1 Тренинг по профилактике интернет-зависимости 19.12 16 1 Тренинг «Познаю себя», развитие уверенности школьников 26.12 17 1 «Мир информации», арт-терапия 16.01 18 1 Игровой тренинг «Я многое могу» 23.01 19 1 Игровой тренинг «Я многое могу» (часть 2) 30.01 20 1 Занятие «Будь внимателен» 06.02 21 1 Занятие «Будь внимателен» (2 часть) 13.02 22 1 «Мир эмоций», мини-лекция 20.02 23 1 Мир эмоций» (2 часть) 27.02 Программа для группового взаимодействия «Мы - единое целое» 24 1 «Наш класс - команда» 06.03 25 1 «Наш класс - команда» ( часть 2) 13.03 26 1 Психологическое занятие «поддержать друга» 20.03 27 1 Психологическое занятие «Поддержать друга» часть 2 03.04 28 1 Психологическое занятие «Поддержать друга» часть 3 10.04 29 1 Тренинг-профилактика « «Здоровым быть-здорово» 17.04 30 1 «Портрет класса» 24.04 31 1 «Понимаем ли мы друг друга» 01.05 32 1 «Без друзей меня чуть-чуть» 08.05 33 1 «Мы и наш самый дружный класс» 15.05 34. 1 Итоговая диагностика по результатам коррекционно-развивающей программы адаптации пятикла Сравнительный анализ по итогам результатов. 22.05 Итого