Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об разования, в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности». Содержание курса внеурочной деятельности «Готовимся к устному собеседованию» Знакомство с демонстрационным вариантом итогового собеседования и критериями оценивания итогового собеседования. Обучение выразительному чтению текста вслух. Чтение текста в соответствии с интонацией, соответствующей пунктуационному оформлению текста, орфоэпическим нормам. Повторение орфоэпических норм. Чтение в темпе, соответствующем коммуникативной задаче. Обучение пересказу текста с включением приведѐнного высказывания. Пересказ прочитанного текста с сохранением всех основных микротем исходного текста с соблюдением фактологической точности. Уместное, логичное включение приведенного высказывания в текст. Применение способов цитирования. Обучение созданию монологического высказывания. Владение лексическим материалом и умение оперировать им в условиях множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в выстраивании монолога (не менее 10 фраз) по заданной теме с учетом условий речевой ситуации. Обучение участию в диалоге. Ведение диалога по поставленным вопросам с учетом условий речевой ситуации и соблюдением речевых, грамматических, орфоэпических норм русского языка. Изложение и аргументация своего мнения, умение обращаться с грамматическими структурами, использование необходимого словарного запаса, правильное употребление формулы речевого этикета. Комплексное выполнение вариантов итогового собеседования. Планируемые результаты освоение курса внеурочной деятельности «Готовимся к устному собеседованию» Личностными результатами освоения программы являются: понимание значимости владения русского языка для успешности в профессиональной деятельности и межличностном общении; формирование мотивации изучения русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию; умение осмыслить собственный речевой поступок и адекватно себя оценивать; воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации; формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами освоения программы являются: умение планировать свое речевое и неречевое поведение; умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; умение обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение владеть исследовательскими учебными действиями, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; умение смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым словам, умение выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой задачей для выражения коммуникативного намерения, своих чувств, мыслей и потребностей; умение осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности. Предметными результатами освоения программы являются: формирование представлений о структурных элементах текста; совершенствование навыков устной речи; овладение видами речевой деятельности: «говорение», «слушание», «чтение»; интонировать текст в соответствии с пунктуационным оформлением; овладение темпом чтения, соответствующим коммуникативной задаче; умение создавать монологические высказывания на разные темы; умение создавать монологическое высказывание разных типов речи; умение создавать монологическое высказывание разных стилей речи; умение принимать участие в диалоге; умение выразительно читать текст вслух; формирование навыков подробного пересказа текста публицистического стиля; умение пересказывать текст с привлечением дополнительной информации (цитаты); соблюдение фактологической точности при пересказе текста; соблюдение языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических). Тематическое планирование № п/п Раздел программы 1 Знакомство с демонстрационным вариантом итогового собеседования и критериями оценивания итогового собеседования. 2 Обучение выразительному чтению текста вслух. 3 Обучение пересказу текста с включением приведѐнного высказывания. 4 Обучение созданию монологического высказывания. 5 Обучение участию в Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования. Гражданское воспитание Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе. Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания. Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам. Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей. Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе. Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной. Патриотическое воспитание Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру. Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране. Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России. Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения героев и защитников Отечества в прошлом и современности. Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности. Количество часов 4 4 8 8 6 диалоге. Комплексное выполнение вариантов итогового собеседования. 6 Духовно-нравственное воспитание Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учѐтом национальной, религиозной принадлежности). Выражающий готовность оценивать своѐ поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с учѐтом осознания последствий поступков. Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям. Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий. Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей. Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества. Эстетическое воспитание Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве. Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей. Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде. Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность). Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья. Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своѐ и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием. Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям. Трудовое воспитание Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей. Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний. Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе. Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей 4 местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность. Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных и общественных интересов, потребностей. Экологическое воспитание Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества. Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе. Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды. Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности. Ценности научного познания Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учѐтом индивидуальных интересов, способностей, достижений. Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой. Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде). Демонстрирующий навыки наблюдения, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности. Календарно-тематическое планирование «Готовимся к устному собеседованию» № 1 2 3 Тема занятия Раздел 1 Структура работы. Знакомство с демонстрационным вариантом. Критерии оценивания чтения вслух. Критерии оценивания пересказа текста с включением приведѐнного высказывания. Критерии оценивания монологического высказывания. Кол-во часов 4 1 1 1 Дата план факт Корректировка 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Критерии оценивания диалога. Раздел 2 Основные правила выразительного чтения текста. Интонационное соответствие пунктуационному оформлению текста. Соответствие темпа чтения коммуникативной задаче текста. Составление орфоэпического словника на основе ошибок, допущенных обучающимися. Раздел 3 Особенности научно-популярного и публицистического стилей речи. Определение микротем текста. Способы запоминания текста. Способы цитирования текста. Уместное, логичное включение цитаты в текст. Пересказ текста с включением цитаты. Пересказ текста с включением цитаты. Анализ частотных речевых ошибок, допускаемых при пересказе текста. Раздел 4 Углубление сведений о типах речи. Работа над устным сочинением-описанием фотографии. Работа над устным сочинением-рассуждением. Работа над устным сочинением-повествованием. Выполнение задания 3 из тренажеров по итоговому собеседованию. Выполнение задания 3 из тренажеров по итоговому собеседованию. Взаимооценивание монологических высказываний по установленным критериям. Анализ частотных речевых ошибок, допускаемых в монологических высказываниях. Раздел 5 Углубление сведений о речевой ситуации. Правила ведения диалога. Выполнение задания 4 из тренажеров по итоговому собеседованию. Выполнение задания 4 из тренажеров по итоговому собеседованию. Выполнение задания 4 из тренажеров по итоговому собеседованию. 1 4 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 30 31 32 33 34 Взаимооценивание диалогов по установленным критериям. Раздел 6 Комплексное выполнение вариантов итогового собеседования. Комплексное выполнение вариантов итогового собеседования. Взаимооценивание ответов по установленным критериям. Коррекция результатов пробного собеседования. 1 4 1 1 1 1