ПВД Готовимся к устному собеседованию 8-9 класс на 2022-2023 уч.год

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об
разования, в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», с
письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических
рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных
программ, в том числе в части проектной деятельности».

Содержание курса внеурочной деятельности «Готовимся к устному собеседованию»
Знакомство с демонстрационным вариантом итогового собеседования и критериями оценивания итогового собеседования.
Обучение выразительному чтению текста вслух.
Чтение текста в соответствии с интонацией, соответствующей пунктуационному оформлению текста, орфоэпическим нормам.
Повторение орфоэпических норм. Чтение в темпе, соответствующем коммуникативной задаче.
Обучение пересказу текста с включением приведѐнного высказывания.
Пересказ прочитанного текста с сохранением всех основных микротем исходного текста с соблюдением фактологической
точности.
Уместное, логичное включение приведенного высказывания в текст. Применение способов цитирования.
Обучение созданию монологического высказывания.
Владение лексическим материалом и умение оперировать им в условиях множественного выбора, а также владение
грамматическим материалом в выстраивании монолога (не менее 10 фраз) по заданной теме с учетом условий речевой ситуации.
Обучение участию в диалоге.
Ведение диалога по поставленным вопросам с учетом условий речевой ситуации и соблюдением речевых, грамматических,
орфоэпических норм русского языка. Изложение и аргументация своего мнения, умение обращаться с грамматическими структурами,
использование необходимого словарного запаса, правильное употребление формулы речевого этикета.
Комплексное выполнение вариантов итогового собеседования.

Планируемые результаты освоение курса внеурочной деятельности «Готовимся к устному собеседованию»
Личностными результатами освоения программы являются:

понимание значимости владения русского языка для успешности в профессиональной деятельности и межличностном
общении;

формирование мотивации изучения русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию; умение осмыслить
собственный речевой поступок и адекватно себя оценивать;

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России;

осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, знание основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям
народов России и народов мира;

формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания;

стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;

формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;

формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы являются:

умение планировать свое речевое и неречевое поведение;

умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;

умение обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение владеть исследовательскими учебными действиями, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение
нужной информации, обобщение и фиксация информации;

умение смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым
словам, умение выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую
последовательность основных фактов;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой задачей для выражения коммуникативного
намерения, своих чувств, мыслей и потребностей;

умение осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной
деятельности.
Предметными результатами освоения программы являются:

формирование представлений о структурных элементах текста;

совершенствование навыков устной речи;

овладение видами речевой деятельности: «говорение», «слушание», «чтение»;

интонировать текст в соответствии с пунктуационным оформлением;

овладение темпом чтения, соответствующим коммуникативной задаче;

умение создавать монологические высказывания на разные темы;











умение создавать монологическое высказывание разных типов речи;
умение создавать монологическое высказывание разных стилей речи;
умение принимать участие в диалоге;
умение выразительно читать текст вслух;
формирование навыков подробного пересказа текста публицистического стиля;
умение пересказывать текст с привлечением дополнительной информации (цитаты);
соблюдение фактологической точности при пересказе текста;
соблюдение языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических).

Тематическое планирование
№ п/п

Раздел программы

1

Знакомство с
демонстрационным
вариантом итогового
собеседования и
критериями оценивания
итогового собеседования.

2

Обучение выразительному
чтению текста вслух.

3

Обучение пересказу текста
с включением
приведѐнного
высказывания.

4

Обучение созданию
монологического
высказывания.

5

Обучение участию в

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне
основного общего образования.
Гражданское воспитание
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном,
многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе.
Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории
российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического
сознания.
Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и
свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в
обществе.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе самоуправлении,
ориентированный на участие в социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам,
праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов
России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые
подвиги и трудовые достижения героев и защитников Отечества в прошлом и современности.
Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.

Количество
часов
4

4
8

8

6

диалоге.
Комплексное выполнение
вариантов итогового
собеседования.

6

Духовно-нравственное воспитание
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности
и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учѐтом
национальной, религиозной принадлежности).
Выражающий готовность оценивать своѐ поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций
традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с учѐтом осознания последствий поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в
России духовно-нравственным нормам и ценностям.
Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного
пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России,
умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как
союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры
своего народа, российского общества.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного
творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей.
Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном
обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья,
знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм
зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своѐ и других людей), стремящийся управлять
собственным эмоциональным состоянием.
Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым
ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении
жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей

4

местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность.
Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учѐтом личных и общественных интересов, потребностей.
Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение
экологической культуры человека, общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред.
Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.
Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны
природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.
Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учѐтом индивидуальных интересов,
способностей, достижений.
Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой.
Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая,
читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде).
Демонстрирующий навыки наблюдения, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и
гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.

Календарно-тематическое планирование
«Готовимся к устному собеседованию»
№

1
2
3

Тема занятия
Раздел 1
Структура работы. Знакомство с демонстрационным вариантом.
Критерии оценивания чтения вслух.
Критерии оценивания пересказа текста с включением приведѐнного
высказывания.
Критерии оценивания монологического
высказывания.

Кол-во
часов
4
1
1
1

Дата
план

факт

Корректировка

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

Критерии оценивания диалога.
Раздел 2
Основные правила выразительного чтения текста.
Интонационное соответствие пунктуационному оформлению текста.
Соответствие темпа чтения коммуникативной задаче текста.
Составление орфоэпического словника на основе ошибок, допущенных
обучающимися.
Раздел 3
Особенности научно-популярного и публицистического стилей речи.
Определение микротем текста.
Способы запоминания текста.
Способы цитирования текста.
Уместное, логичное включение цитаты в текст.
Пересказ текста с включением цитаты.
Пересказ текста с включением цитаты.
Анализ частотных речевых ошибок, допускаемых при пересказе текста.
Раздел 4
Углубление сведений о типах речи.
Работа над устным сочинением-описанием фотографии.
Работа над устным сочинением-рассуждением.
Работа над устным сочинением-повествованием.
Выполнение задания 3 из тренажеров по итоговому собеседованию.
Выполнение задания 3 из тренажеров по итоговому собеседованию.
Взаимооценивание монологических высказываний по установленным
критериям.
Анализ частотных речевых ошибок, допускаемых в монологических
высказываниях.
Раздел 5
Углубление сведений о речевой ситуации.
Правила ведения диалога.
Выполнение задания 4 из тренажеров по итоговому собеседованию.
Выполнение задания 4 из тренажеров по итоговому собеседованию.
Выполнение задания 4 из тренажеров по итоговому собеседованию.

1
4
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1

30
31
32
33
34

Взаимооценивание диалогов по установленным критериям.
Раздел 6
Комплексное выполнение вариантов итогового собеседования.
Комплексное выполнение вариантов итогового собеседования.
Взаимооценивание ответов по установленным критериям.
Коррекция результатов пробного собеседования.

1
4
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».