Содержание курса внеурочной деятельности
Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов.
1 раздел.(1 час) Вводное занятие.
Знакомство с программой кружка, правилами поведения в кружке, с инструкциями по охране труда.
2 раздел.(4ч.) Основы театральной культуры Знакомство с некоторыми понятиями и терминологией театрального искусства, его
видами. Презентация драматического, музыкального, кукольного театра. Знакомство с самыми известными театрами мира, драматургами,
их пьесами. Просмотр видеозаписей спектаклей. Формирование зрительской культуры.
3 раздел. (4 ч.) Театральная игра. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творить, общаться со
сверстниками. Формирование умений ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с
партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова
героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение,
интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственноэстетические качества.
4 раздел. (2ч.) Ритмопластика Комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие
естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела
с окружающим миром.
5 раздел. (2ч.) Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Развитие речевого дыхания и правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации, логики речи; связной образной речи,
творческой фантазии; умения учить, сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и
стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
пополнение словарного запаса.
6 раздел. (20 часов) Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой,
сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.
7 раздел.(1 час) Заключительное занятие
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчѐт, показ любимых инсценировок.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты.
У учащихся будут сформированы:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное
поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений
художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всѐ получится», «Я
ещѐ многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
пользоваться приѐмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении
по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнѐров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актѐрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Календарно-тематическое планирование курса
№
урока
Тема
1
Вводное занятие.
2
Основы театральной культуры
Здравствуй, театр!
3
Правила поведения в театре и на
сцене
4
Основы театральной культуры
5
Виды театрального искусства
6-7
Театральная игра
Пантомима
8-9
Театральная игра
10-11
Ритмопластика
Основное содержание занятия
Задачи и особенности занятий в театральном кружке,
коллективе.
Знакомство с понятием «театр», культурой поведения в
театре.
Знакомство с театрами Самары.
Познакомить детей с правилами поведения в театре
Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в
пространстве, равномерно размещаться на площадке.
Учимся строить диалог с партнером на заданную тему
Музыкальные пластические игры и упражнения. Отработка
сценического движения.
Рассказать детям в доступной форме о видах театрального
искусства.
Игры на развитие образного мышления, фантазии,
воображения, интереса к сценическому искусству. Игрыпантомимы.
Учимся развивать зрительное, слуховое внимание,
наблюдательность.
Создание образов с помощью жестов, мимики. Учимся
создавать различные образы с помощью выразительных
пластических движений.
Количест- Дата
во
план
часов
1
1
1
1
1
2
2
2
Дата факт
12-13
Культура и техника речи
Инсценирование- импровизация
14-16
Работа над спектаклем
Инсценирование эпизодов пьесы
Образ героя. Характер и отбор
действий.
17
18
Правда переживаний и
условность игры в театре.
19
Сценическое движение.
Осанка, походка, бой, падение.
Костюм и логика поведения.
Костюмерный цех театра.
Работа с музыкантом,
художником, хореографом.
Репетиция постановки пьесы
20
21-22
23-28
29-31
32-33
34
Показ спектакля с последующим
обсуждением
Просмотр и обсуждение
спектаклей профессиональных
театров и самодеятельных
коллективов.
Заключительное занятие.
Итого:
Упражнения на постановку дыхания (выполняется
стоя). Упражнения на развитие артикуляционного
аппарата.
Знакомство с текстом, выбор пьесы, распределение ролей,
диалоги героев.
Манера держаться и говорить
2
Упражнения на развитие артикуляционного аппарата
Учимся находить ключевые слова в предложении и
выделять их голосом.
Беседа о внешности героя
1
Выбор костюмов
1
Подбор музыки, декораций, хореографических композиций
2
Работа над темпом, громкостью, мимикой.
6
Постановка на сцене
3
Просмотр спектаклей
2
3
1
1
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов 1
каждого воспитанника. Отчѐт, показ любимых
инсценировок.
34