Содержание курса внеурочной деятельности Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов. 1 раздел.(1 час) Вводное занятие. Знакомство с программой кружка, правилами поведения в кружке, с инструкциями по охране труда. 2 раздел.(4ч.) Основы театральной культуры Знакомство с некоторыми понятиями и терминологией театрального искусства, его видами. Презентация драматического, музыкального, кукольного театра. Знакомство с самыми известными театрами мира, драматургами, их пьесами. Просмотр видеозаписей спектаклей. Формирование зрительской культуры. 3 раздел. (4 ч.) Театральная игра. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творить, общаться со сверстниками. Формирование умений ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственноэстетические качества. 4 раздел. (2ч.) Ритмопластика Комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. 5 раздел. (2ч.) Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Развитие речевого дыхания и правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации, логики речи; связной образной речи, творческой фантазии; умения учить, сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнение словарного запаса. 6 раздел. (20 часов) Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля. 7 раздел.(1 час) Заключительное занятие Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчѐт, показ любимых инсценировок. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов: Личностные результаты. У учащихся будут сформированы: потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Обучающиеся научатся: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всѐ получится», «Я ещѐ многое смогу». Познавательные УУД: Обучающиеся научатся: пользоваться приѐмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании. Коммуникативные УУД: Обучающиеся научатся: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность работать в группе, учитывать мнения партнѐров, отличные от собственных; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты: Учащиеся научатся: читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; выразительному чтению; различать произведения по жанру; развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; видам театрального искусства, основам актѐрского мастерства; сочинять этюды по сказкам; умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение) Календарно-тематическое планирование курса № урока Тема 1 Вводное занятие. 2 Основы театральной культуры Здравствуй, театр! 3 Правила поведения в театре и на сцене 4 Основы театральной культуры 5 Виды театрального искусства 6-7 Театральная игра Пантомима 8-9 Театральная игра 10-11 Ритмопластика Основное содержание занятия Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе. Знакомство с понятием «театр», культурой поведения в театре. Знакомство с театрами Самары. Познакомить детей с правилами поведения в театре Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему Музыкальные пластические игры и упражнения. Отработка сценического движения. Рассказать детям в доступной форме о видах театрального искусства. Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игрыпантомимы. Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность. Создание образов с помощью жестов, мимики. Учимся создавать различные образы с помощью выразительных пластических движений. Количест- Дата во план часов 1 1 1 1 1 2 2 2 Дата факт 12-13 Культура и техника речи Инсценирование- импровизация 14-16 Работа над спектаклем Инсценирование эпизодов пьесы Образ героя. Характер и отбор действий. 17 18 Правда переживаний и условность игры в театре. 19 Сценическое движение. Осанка, походка, бой, падение. Костюм и логика поведения. Костюмерный цех театра. Работа с музыкантом, художником, хореографом. Репетиция постановки пьесы 20 21-22 23-28 29-31 32-33 34 Показ спектакля с последующим обсуждением Просмотр и обсуждение спектаклей профессиональных театров и самодеятельных коллективов. Заключительное занятие. Итого: Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. Знакомство с текстом, выбор пьесы, распределение ролей, диалоги героев. Манера держаться и говорить 2 Упражнения на развитие артикуляционного аппарата Учимся находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом. Беседа о внешности героя 1 Выбор костюмов 1 Подбор музыки, декораций, хореографических композиций 2 Работа над темпом, громкостью, мимикой. 6 Постановка на сцене 3 Просмотр спектаклей 2 3 1 1 Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов 1 каждого воспитанника. Отчѐт, показ любимых инсценировок. 34