Содержание курса внеурочной деятельности
1 Раздел «В начале было Слово…». Культура и техника речи
Слушание, чтение и рассказывание сказок.
Виды говорения: диалог и монолог.
Мимика и жесты. Сценки без слов.
Понятие «общение», говорить и слушать.
Речевой этикет в различных ситуациях.
Игры на дыхание и правильную артикуляцию.
Логика речи. Составление коротких рассказов.
Стихи. Подбор простейших рифм.
Сочинение небольших сказок и рассказов.
Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов.
Игры со словами.
Интонация речи. Выражение основных чувств.
Произведения для занятий:
Считалки
Скороговорки о долгоговорки
Русские народные басни
Сказки, присказки
Произведения С.Маршака
Русские народные песенки
Потешки, дразнилки, небылицы
2 Раздел
Сценические действия и театральные игры.
Групповые сюжетно-ролевые игры.
Элементы сценического действия.
Сценическое воображение. Действие в условных ситуациях.
Упражнения, игры, этюды как сценические действия.
Умение ориентироваться и размещаться на сцене.
Построение диалога с напарником по заданной теме.
Как заучить роль своего героя.
Отработка дикции и чѐткого произношения слов.
Запоминание заданных поз и умение образно их передавать.
Создание образов с помощью выразительных движений.
3 Раздел Основы театральной культуры
Что такое театр. Виды театров.
Рождение театра в России. Искусство скоморохов.
Театральное здание. Зрительный зал. Мир кулис.
Театральные профессии. Игра актѐров.
Культура поведения в театре. Театр начинается с вешалки.
Театральная афиша, театральная программка.
Виды театрального искусства.
4 Раздел
«Мы –актѐры» - постановка спектаклей.
Прочтение произведения, определение сюжетной линии.
Работа над отдельными эпизодами.
Создание примерной выгородки.
Простейшие этюды-импровизации по сюжету произведения.
Выбор и распределение ролей.
Работа над отдельными картинами и пьесой в целом.
Прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы.
Создание декораций и костюмов. Закрепление мизансцен.
Генеральные репетиции всей пьесы.
Показ спектакля зрителям.
Спектакли для постановки:
Спектакль по русской народной сказке «Коза-дереза»
По мотивам сказки В.Сутеева «Под грибом»
«Муха-цикотуха»
«Репка»
«Терем-теремок»
«Щелкунчик » на новый лад»
«Принцесса-Льдинка»
«Снежная королева»
«Красная шапочка»
«Золушка»
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности
-знание различных способы сочинения сказочных историй и изготовления кукол;
-умение сочинять сказочные истории, пользуясь различными играми и упражнениями;
-умение изготовлять простейшие виды кукол из подручного материала;
-умение воплощать свои сказочные сюжеты в театрализованные этюды, согласуя свои действия с другими детьми;
-умение произвольно напрягать и расслаблять заданные группы мышц во время заданий на мышечную релаксацию;
контролировать свое дыхание во время дыхательной гимнастики;
-умение строить взаимоотношения в группе сверстников, занимаясь выполнением одного задания;
-придерживаться заведенных на занятиях правил и традиций.
-овладение детьми красивой, правильной, четкой, звучной речью как средством полноценного общения.
- раскрытие возможностей для самореализации, т.е. удовлетворение потребности проявить и выразить себя, передать свое настроение,
реализовать свои творческие способности.
- показ спектаклей в школе, детском саду
Содержание программы:
Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из трех частей.
Тематическое планирование с указанием количества часов.
№ Название темы
Количество часов
Теория
Практика
1.
История про театр.
4
2
2
2.
Театральная игра.
4
2
2
3.
Сценическая речь.
4
2
2
4.
Актѐрское мастерство.
4
2
2
5.
Основы театральной культуры.
2
1
1
6.
Работа над спектаклем.
16
3
13
Итого: 34 часов.
Календарно-тематическое планирование.
№
урока
Тема урока
Дата
план
1
История про театр. Языки и материалы различных видов искусства. Время в искусстве и искусство во
времени. Страницы истории театра. Древнее язычество и театр. Египетская мистерия. Древнегреческий
театр. Театр Древнего Рима. Средневековый театр.
06.09
2
Народные истоки театрального искусства на Руси (обряды, игры, празднества). Скоморохи – первые
профессиональные актеры, их популярность в народе. Кукольный скомороший театр о Петрушке.
13.09
3
Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты»,
«Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»).
20.09
4
Ситуативно-массовая сценка “На вокзале”. Творческое взаимодействие с партнером. Упражнение
“Отношение”. Разговор на сцене. Сценка “Пресс-конференция”. Разыгрываем этюд “На вещевом рынке”.
27.09
5
Театральная игра. Значение поведения в актерском искусстве. Сценическое внимание. Виды внимания.
Органы внимания. Объекты внимания. Управление вниманием.
04.10
Дата
факт
6
Связь предлагаемых обстоятельств с поведением. Бессловесные элементы действия. Актѐрское
взаимодействие.
11.10
7
Общеразвивающие игры. Крэо – Кроу. Поводырь. Зеркало – елочка. Существительное – прилагательное.
Поменяться местами в кругу. Сесть согласно числам дней рождения.
18.10
8
Звучащие игрушки. Упражнение с предметами – тренировка зрительного внимания. Диагональ.
25.10
9
Сценическая речь. Дикция. Артикуляционная гимнастика и ее значение. Гласные звуки. Согласные звуки.
Классификация согласных.
08.11
10
Орфоэпия. Литературная норма произношения. Роль ударения в орфоэпии.
15.11
11
Упражнения на выработку умения управлять выдохом. Упражнения для тренировки мышц участвующих в
дыхании. Упражнения артикуляционной гимнастики.
22.11
12
Комплекс упражнений по дикции. Отработка произношений гласных звуков, согласных звуков. Упражнение
на сочетание тренируемого звука с гласными. Упражнения с текстами скороговорок. Работа со словарем.
Проверка ударения. Произношение звукосочетаний в словах.
29.11
13
Актёрское мастерство. Бессловесные элементы действия (повторение). Целенаправленность,
целесообразность, логика и последовательность, подлинность – важнейшие признаки сценического
действия. Законы зрительского восприятия. Мизансценирование. Ракурс. Геометрия.
06.12
14
Наблюдательность, умение сосредоточить внимание на конкретном объекте. Связь словесных действий с
бессловесными элементами действия.
13.12
15
Освоение принципов сценического поведения.
20.12
16
Упражнения, игры, помогающие развитию внимания, свободы и воображения.
27.12
17
Основы театральной культуры. Виды театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр
(опера, балет, оперетта, мюзикл), кукольный театр. Рождение спектакля: творцы сценического чуда
(служители Мельпомены); - спектакль – актѐр – зритель. Театр снаружи и изнутри. Культура поведения в
театре.
17.01
18
Коллективное посещение театра.
24.01
19
Работа над спектаклем. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение с детьми.
31.01
20
Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
07.02
21
Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
14.02
22
Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев.
21.02
23
Работа с текстом
28.02
24
Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
7.03
25
Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.
14.03
26
Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным
оформлением.
21.03
27-28
Создание декораций и костюмов.
04.04
11.04
29-31
Репетиция всей пьесы.
18.04
25.04
02.05
32
Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
09.05
33
Премьера спектакля.
16.05
34
Обсуждение со зрителями и детьми. Подведение итогов.
23.05