Содержание курса внеурочной деятельности 1 Раздел «В начале было Слово…». Культура и техника речи Слушание, чтение и рассказывание сказок. Виды говорения: диалог и монолог. Мимика и жесты. Сценки без слов. Понятие «общение», говорить и слушать. Речевой этикет в различных ситуациях. Игры на дыхание и правильную артикуляцию. Логика речи. Составление коротких рассказов. Стихи. Подбор простейших рифм. Сочинение небольших сказок и рассказов. Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов. Игры со словами. Интонация речи. Выражение основных чувств. Произведения для занятий: Считалки Скороговорки о долгоговорки Русские народные басни Сказки, присказки Произведения С.Маршака Русские народные песенки Потешки, дразнилки, небылицы 2 Раздел Сценические действия и театральные игры. Групповые сюжетно-ролевые игры. Элементы сценического действия. Сценическое воображение. Действие в условных ситуациях. Упражнения, игры, этюды как сценические действия. Умение ориентироваться и размещаться на сцене. Построение диалога с напарником по заданной теме. Как заучить роль своего героя. Отработка дикции и чѐткого произношения слов. Запоминание заданных поз и умение образно их передавать. Создание образов с помощью выразительных движений. 3 Раздел Основы театральной культуры Что такое театр. Виды театров. Рождение театра в России. Искусство скоморохов. Театральное здание. Зрительный зал. Мир кулис. Театральные профессии. Игра актѐров. Культура поведения в театре. Театр начинается с вешалки. Театральная афиша, театральная программка. Виды театрального искусства. 4 Раздел «Мы –актѐры» - постановка спектаклей. Прочтение произведения, определение сюжетной линии. Работа над отдельными эпизодами. Создание примерной выгородки. Простейшие этюды-импровизации по сюжету произведения. Выбор и распределение ролей. Работа над отдельными картинами и пьесой в целом. Прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы. Создание декораций и костюмов. Закрепление мизансцен. Генеральные репетиции всей пьесы. Показ спектакля зрителям. Спектакли для постановки: Спектакль по русской народной сказке «Коза-дереза» По мотивам сказки В.Сутеева «Под грибом» «Муха-цикотуха» «Репка» «Терем-теремок» «Щелкунчик » на новый лад» «Принцесса-Льдинка» «Снежная королева» «Красная шапочка» «Золушка» Планируемые результаты курса внеурочной деятельности -знание различных способы сочинения сказочных историй и изготовления кукол; -умение сочинять сказочные истории, пользуясь различными играми и упражнениями; -умение изготовлять простейшие виды кукол из подручного материала; -умение воплощать свои сказочные сюжеты в театрализованные этюды, согласуя свои действия с другими детьми; -умение произвольно напрягать и расслаблять заданные группы мышц во время заданий на мышечную релаксацию; контролировать свое дыхание во время дыхательной гимнастики; -умение строить взаимоотношения в группе сверстников, занимаясь выполнением одного задания; -придерживаться заведенных на занятиях правил и традиций. -овладение детьми красивой, правильной, четкой, звучной речью как средством полноценного общения. - раскрытие возможностей для самореализации, т.е. удовлетворение потребности проявить и выразить себя, передать свое настроение, реализовать свои творческие способности. - показ спектаклей в школе, детском саду Содержание программы: Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из трех частей. Тематическое планирование с указанием количества часов. № Название темы Количество часов Теория Практика 1. История про театр. 4 2 2 2. Театральная игра. 4 2 2 3. Сценическая речь. 4 2 2 4. Актѐрское мастерство. 4 2 2 5. Основы театральной культуры. 2 1 1 6. Работа над спектаклем. 16 3 13 Итого: 34 часов. Календарно-тематическое планирование. № урока Тема урока Дата план 1 История про театр. Языки и материалы различных видов искусства. Время в искусстве и искусство во времени. Страницы истории театра. Древнее язычество и театр. Египетская мистерия. Древнегреческий театр. Театр Древнего Рима. Средневековый театр. 06.09 2 Народные истоки театрального искусства на Руси (обряды, игры, празднества). Скоморохи – первые профессиональные актеры, их популярность в народе. Кукольный скомороший театр о Петрушке. 13.09 3 Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»). 20.09 4 Ситуативно-массовая сценка “На вокзале”. Творческое взаимодействие с партнером. Упражнение “Отношение”. Разговор на сцене. Сценка “Пресс-конференция”. Разыгрываем этюд “На вещевом рынке”. 27.09 5 Театральная игра. Значение поведения в актерском искусстве. Сценическое внимание. Виды внимания. Органы внимания. Объекты внимания. Управление вниманием. 04.10 Дата факт 6 Связь предлагаемых обстоятельств с поведением. Бессловесные элементы действия. Актѐрское взаимодействие. 11.10 7 Общеразвивающие игры. Крэо – Кроу. Поводырь. Зеркало – елочка. Существительное – прилагательное. Поменяться местами в кругу. Сесть согласно числам дней рождения. 18.10 8 Звучащие игрушки. Упражнение с предметами – тренировка зрительного внимания. Диагональ. 25.10 9 Сценическая речь. Дикция. Артикуляционная гимнастика и ее значение. Гласные звуки. Согласные звуки. Классификация согласных. 08.11 10 Орфоэпия. Литературная норма произношения. Роль ударения в орфоэпии. 15.11 11 Упражнения на выработку умения управлять выдохом. Упражнения для тренировки мышц участвующих в дыхании. Упражнения артикуляционной гимнастики. 22.11 12 Комплекс упражнений по дикции. Отработка произношений гласных звуков, согласных звуков. Упражнение на сочетание тренируемого звука с гласными. Упражнения с текстами скороговорок. Работа со словарем. Проверка ударения. Произношение звукосочетаний в словах. 29.11 13 Актёрское мастерство. Бессловесные элементы действия (повторение). Целенаправленность, целесообразность, логика и последовательность, подлинность – важнейшие признаки сценического действия. Законы зрительского восприятия. Мизансценирование. Ракурс. Геометрия. 06.12 14 Наблюдательность, умение сосредоточить внимание на конкретном объекте. Связь словесных действий с бессловесными элементами действия. 13.12 15 Освоение принципов сценического поведения. 20.12 16 Упражнения, игры, помогающие развитию внимания, свободы и воображения. 27.12 17 Основы театральной культуры. Виды театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), кукольный театр. Рождение спектакля: творцы сценического чуда (служители Мельпомены); - спектакль – актѐр – зритель. Театр снаружи и изнутри. Культура поведения в театре. 17.01 18 Коллективное посещение театра. 24.01 19 Работа над спектаклем. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение с детьми. 31.01 20 Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми. 07.02 21 Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. 14.02 22 Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. 21.02 23 Работа с текстом 28.02 24 Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. 7.03 25 Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях. 14.03 26 Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением. 21.03 27-28 Создание декораций и костюмов. 04.04 11.04 29-31 Репетиция всей пьесы. 18.04 25.04 02.05 32 Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит. 09.05 33 Премьера спектакля. 16.05 34 Обсуждение со зрителями и детьми. Подведение итогов. 23.05