Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» 9 класс
Целью данной программы является направленность на достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС, в частности:
ЛИЧНОСТНЫЕ
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в
развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту
русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из различных источников, включая СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно
пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и
отбор;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных
языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать
достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
владение различными видами монолога и диалога;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского
литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки,
недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
2
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и
навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо
задачи, участия в спорах, обсуждениях, овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка РФ и
языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц.
Освоение базовых понятий лингвистики:
лингвистика и её основные разделы;
язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды;
ситуация речевого общения;
разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение);
текст, типы текста;
основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей
речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации
речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического),
синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры,
принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств
языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой
практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания пи анализе текстов
художественной литературы.
3
Содержание учебного предмета «Русский язык» 9 класс.
Международное значение русского языка (1 ч)
Повторение пройденного в 5 – 8 классах (11 ч)
Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
Сложное предложение. Культура речи.
Сложные предложения (1 ч)
Классификация сложных предложений.
Союзные сложные предложения
Сложносочинённые предложения (ССП) (4 ч + 2 ч)
1.ССП и его особенности. ССП с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между
частями ССП. Синтаксические синонимы ССП, их текстообразующая роль. Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом. Авторское
употребление знаков препинания. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения.
2. Умение интонационно правильно произносить ССП.
3. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Сложноподчинённые предложения (СПП) (29 ч + 5 ч)
1. СПП и его особенности. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые). Главное и придаточные предложения.
Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного
предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном.
Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений. Типичные речевые сферы
применения СПП. СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. Синтаксические синонимы СПП, их текстообразующаа роль.
2. Умение использовать в речи СПП и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
3. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему. Деловые документы
(автобиография, заявление).
Бессоюзные сложные предложения
Бессоюзные сложные предложения (БСП) (13 ч + 2 ч)
4
1. БСП и его особенности. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Смысловые
взаимоотношения между частями БСП. Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном.
Разделительные знаки препинания в БСП, синтаксические синонимы БСП, их текстообразующая роль.
2. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями БСП. Умение пользоваться синонимическими
союзными и БСП.
3. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Сложные предложения с различными видами связи (9 ч + 1 ч)
1. Сложные предложения с различными видами связи. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные
знаки препинания в них. Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном
предложении с разными видами связи. Сочетание знаков препинания.
2. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
3. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Общие сведения о языке
Общие сведения о языке (5 ч + 2 ч)
Русский язык–национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский
язык в современном мире.
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие,
профессиональные разновидности, жаргон.
Русский язык – язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.
Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Повторение
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (15 ч + 2 ч)
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании,
описании, рассуждении; о стилях речи.
Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.
Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).
Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему. Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.
5
Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Наименование
раздела
Международное
значение
русского
языка
Повторение
пройденного в 5-8
классах
Синтаксис
и
пунктуация.
Сложное
предложение
Сложные союзные
предложения.
Сложносочиненные
предложения
Сложноподчиненные
предложения
Бессоюзные
сложные
предложения
Сложные
предложения
с
различными видами
связи
Общие сведения о
языке
Повторение
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне
основного общего образования.
Гражданское воспитание
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном
и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе.
Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской
государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания.
Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при
уважении прав и свобод, законных интересов других людей.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на
участие в социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам,
памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые
достижения героев и защитников Отечества в прошлом и современности.
Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные
нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной
принадлежности).
Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных
российских духовно-нравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовнонравственным нормам и ценностям.
Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства,
значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных
народов, вероисповеданий.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа,
российского общества.
Эстетическое воспитание
Всего
часов
1
11
1
6
34
15
10
7
17
6
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание их влияния на поведение людей.
Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение
нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и
соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей),
понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей), стремящийся управлять собственным
эмоциональным состоянием.
Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для
успешной профессиональной самореализации в российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности)
технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность.
Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учётом личных и общественных интересов, потребностей.
Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры
человека, общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред.
Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.
Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы,
планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.
Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом индивидуальных интересов, способностей,
достижений.
Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой.
7
Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура,
деятельность в информационной, цифровой среде).
Демонстрирующий навыки наблюдения, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях
познания, исследовательской деятельности.
Итого:
102
часа
8
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
1 четв.
1
Тема
Международное значение русского языка.
Повторение пройденного в 5-8 классах. (11 ч.)
Кол-во
часов
1
Фонетика.
2
Лексикология и фразеология.
2
Морфемика.
Словообразование.
2
8
9
10
Морфология.
2
Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст.
1
11
12
Стартовая контрольная работа
Анализ к\р
Сложное предложение (1 ч.)
1
1
1
13
Основные виды сложных предложений.
1
14
15
Основные группы ССП по значению и союзам. Знаки препинания в ССП.
Функциональная
грамотность и
межпредметность
Составление кластера в
группах, его защита
План
Дата
Факт
01.09.22
11
2
3
4
5
6
7
Сложносочинённые предложения (ССП). (4 ч. + 2 ч. р/р)
Приложение к рабочей программе № 1
Составление схем,
редактирование текста,
задания с множественными
ответами
Задания «Реконструкция
текста», «Заполнение
пропусков»
05.09.22
07.09.22
08.09.22
12.09.22
14.09.22
15.09.22
19.09.22
21.09.22
22.09.22
26.09.22
28.09.22
Работа по карточкам.
Составление схем.
29.09.22
6
2
03.10.22
05.10.22
9
16
17
18
19
Рецензия
р/р Сжатое изложение.
Контрольная работа по теме: ССП
Анализ к\р
Сложноподчинённые предложения (СПП). (29 ч. + 5 ч. р/р)
1
1
1
1
06.10.22
10.10.22
12.10.22
13.10.22
34
Строение СПП. Знаки препинания в СПП
3
р/р СПП в речи. (Пересказ текста с использованием СПП.)
Контрольный тест по теме: ССП
1
1
р/р Сжатое изложение.
Построение предложений
заданной конструкции
17.10.22
19.10.22
20.10.22
24.10.22
26.10.22
2
Написание сжатого изложения
формата ОГЭ
Основные группы СПП по их значению. СПП с придаточными
определительными.
2
29
30
31
32
33
СПП с придаточными изъяснительными.
СПП с придаточными обстоятельственными.
Контрольная работа по теме: ССП с придаточными
Анализ к\р
р/р Тезисы, тезисный план и конспект.
Составление схем,
редактирование текста,
задания с множественными
ответами
07.11.22
09.11.22
10.11.22
14.11.22
1
1
1
1
1
34
35
36
37
38
СПП с придаточными образа действия и степени.
СПП с придаточными места и времени.
1
2
р/р Сжатое изложение.
р\р Сочинение-рассуждение
1
1
39
40
СПП с придаточными условия и причины.
2
20
21
22
23
24
2 четв.
25
26
27
28
Редактирование текста с
обоснованием
Построение предложений
заданной конструкции
Сочинение-рассуждение в
формата ОГЭ
16.11.22
17.11.22
21.11.22
23.11.22
24.11.22
28.11.22
30.11.22
01.12.22
05.12.22
07.12.22
08.12.22
12.12.22
10
41
42
43
44
45
46
47
48
3 четв.
49
50
51
52
53
СПП с придаточными цели
Придаточные предложения сравнительные, уступительные
1
2
Придаточные предложения следствия
СПП с придаточными присоединительными.
1
2
Повторение по теме «Сложноподчинённое предложение».
1
Обобщение по теме «СПП».
1
29.12.22
СПП с несколькими придаточными.
3
р/р Сжатое изложение.
2
12.01.23
16.01.23
18.01.23
Написание сжатого изложения 19.01.23
формата ОГЭ
23.01.23
Бессоюзные сложные предложения (БСП) (13 ч. + 2ч. р/р)
Построение предложений
заданной конструкции
«Мозговой штурм» Создание
интеллект-карт
14.12.22
15.12.22
19.12.22
21.12.22
22.12.22
26.12.22
28.12.22
15
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
Понятие о БСП. Запятая и точка с запятой в БСП.
3
Проверочный тест по теме «Запятая и точка с запятой в БСП»
Двоеточие в БСП.
3
Проверочный тест по теме «Двоеточие в БСП»
Тире в БСП.
3
Проверочный тест по теме «Тире в БСП»
Обобщение темы «БСП».
3
66
67
68
Контрольный тест по теме «Бессоюзное сложное предложение».
р/р Сжатое изложение.
1
2
Сложные предложения с различными видами связи. (9 ч. +1 ч. р/р)
Работа по карточкам
Составление схем,
редактирование текста,
задания с множественными
ответами
25.01.23
26.01.23
30.01.23
01.02.23
02.02.23
06.02.23
08.02.23
09.02.23
13.02.23
15.02.23
16.02.23
20.02.23
22.02.23
23.02.23
27.02.23
10
11
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
4 четв.
80
81
82
83
84
85
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.
4
Контрольная работа по теме «Сложные предложения с различными
видами связи».
Анализ к\р.
р/р Сочинение о выборе профессии.
Обобщение по теме «Сложное предложение»
1
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложное
предложение»
Анализ к\р.
1
Общие сведения о языке. (5 ч. + 2 ч. р/р)
1
Построение предложений
заданной конструкции
Редактирование текста с
обоснованием
13.03.23
15.03.23
16.03.23
20.03.23
22.03.23
23.03.23
7
Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся
явление.
Русский литературный язык и его стили.
1
03.04.23
2
р/р Доклад. Реферат.
р/р Сжатое изложение.
1
2
05.04.23
06.04.23
10.04.23
12.04.23
13.04.23
Повторение. (15 ч. + 2 ч. р/р)
86
87
88
89
90
91
92
1
1
2
01.03.23
02.03.23
06.03.23
08.03.23
09.03.23
Написание сжатого
изложения формата ОГЭ
17
Фонетика. Графика. Орфография.
2
Лексика. Фразеология. Орфография.
2
Морфемика и словообразование. Орфография
2
Морфология. Орфография.
2
Фронтальный опрос,
самостоятельная работа
Интеллект-карта «Связь
морфологии и орфографии»
17.04.23
19.04.23
20.04.23
24.04.23
26.04.23
27.04.23
01.05.23
12
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
Синтаксис. Пунктуация
2
Итоговая контрольная работа
р/р Текст. Стили речи. Типы речи.
р/р Урок – конференция
Резервные уроки.
1
1
1
4
Всего:
Преобразование сплошного
текста в несплошной текст
03.05.23
04.05.23
08.05.23
10.05.23
11.05.23
15.05.23
17.05.23
18.05.23
22.05.23
24.05.23
102
13
Приложение к рабочей программе № 2
Практическая часть по предмету «Русский язык» 9 класс.
Наименование
Стартовая к\р
Контрольная работа по теме: ССП
Контрольный тест по теме: ССП
Контрольная работа по теме: ССП с придаточными
Контрольный тест по теме «Бессоюзное сложное
предложение».
Контрольная работа по теме «Сложные предложения с
различными видами связи».
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме
«Сложное предложение»
Итоговая контрольная работа
Изложение
Сочинение
1 четверть
26.09.2022
12.10.2022
26.10.2022
2 четверть
Дата
3 четверть
4 четверть
Год
21.11.2022
22.02.2023
09.03.2023
22.03.2023
1
2
1
2
1
10.05.2023
1
6
2
14