Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» 9 класс Целью данной программы является направленность на достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС, в частности: ЛИЧНОСТНЫЕ понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; способность извлекать информацию из различных источников, включая СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; способность правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; владение различными видами монолога и диалога; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; 2 способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях, овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. ПРЕДМЕТНЫЕ представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка РФ и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц. Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания пи анализе текстов художественной литературы. 3 Содержание учебного предмета «Русский язык» 9 класс. Международное значение русского языка (1 ч) Повторение пройденного в 5 – 8 классах (11 ч) Анализ текста, его стиля, средств связи его частей. Сложное предложение. Культура речи. Сложные предложения (1 ч) Классификация сложных предложений. Союзные сложные предложения Сложносочинённые предложения (ССП) (4 ч + 2 ч) 1.ССП и его особенности. ССП с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксические синонимы ССП, их текстообразующая роль. Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом. Авторское употребление знаков препинания. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. 2. Умение интонационно правильно произносить ССП. 3. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм. Сложноподчинённые предложения (СПП) (29 ч + 5 ч) 1. СПП и его особенности. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые). Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений. Типичные речевые сферы применения СПП. СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. Синтаксические синонимы СПП, их текстообразующаа роль. 2. Умение использовать в речи СПП и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы. 3. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему. Деловые документы (автобиография, заявление). Бессоюзные сложные предложения Бессоюзные сложные предложения (БСП) (13 ч + 2 ч) 4 1. БСП и его особенности. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Смысловые взаимоотношения между частями БСП. Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном. Разделительные знаки препинания в БСП, синтаксические синонимы БСП, их текстообразующая роль. 2. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями БСП. Умение пользоваться синонимическими союзными и БСП. 3. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему. Сложные предложения с различными видами связи (9 ч + 1 ч) 1. Сложные предложения с различными видами связи. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи. Сочетание знаков препинания. 2. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи. 3. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему. Общие сведения о языке Общие сведения о языке (5 ч + 2 ч) Русский язык–национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка. Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон. Русский язык – язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка. Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики. Выдающиеся отечественные лингвисты. Повторение Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (15 ч + 2 ч) Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи. Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы. Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику). Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему. Конспект и тезисный план литературно-критической статьи. 5 Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. № п\п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Наименование раздела Международное значение русского языка Повторение пройденного в 5-8 классах Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение Сложные союзные предложения. Сложносочиненные предложения Сложноподчиненные предложения Бессоюзные сложные предложения Сложные предложения с различными видами связи Общие сведения о языке Повторение Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования. Гражданское воспитание Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе. Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания. Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам. Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей. Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе. Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной. Патриотическое воспитание Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру. Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране. Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России. Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения героев и защитников Отечества в прошлом и современности. Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности. Духовно-нравственное воспитание Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности). Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков. Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовнонравственным нормам и ценностям. Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий. Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей. Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества. Эстетическое воспитание Всего часов 1 11 1 6 34 15 10 7 17 6 Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве. Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей. Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде. Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность). Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья. Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием. Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям. Трудовое воспитание Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей. Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний. Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе. Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность. Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов, потребностей. Экологическое воспитание Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества. Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе. Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды. Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности. Ценности научного познания Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений. Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой. 7 Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде). Демонстрирующий навыки наблюдения, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности. Итого: 102 часа 8 Календарно-тематическое планирование № п/п 1 четв. 1 Тема Международное значение русского языка. Повторение пройденного в 5-8 классах. (11 ч.) Кол-во часов 1 Фонетика. 2 Лексикология и фразеология. 2 Морфемика. Словообразование. 2 8 9 10 Морфология. 2 Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст. 1 11 12 Стартовая контрольная работа Анализ к\р Сложное предложение (1 ч.) 1 1 1 13 Основные виды сложных предложений. 1 14 15 Основные группы ССП по значению и союзам. Знаки препинания в ССП. Функциональная грамотность и межпредметность Составление кластера в группах, его защита План Дата Факт 01.09.22 11 2 3 4 5 6 7 Сложносочинённые предложения (ССП). (4 ч. + 2 ч. р/р) Приложение к рабочей программе № 1 Составление схем, редактирование текста, задания с множественными ответами Задания «Реконструкция текста», «Заполнение пропусков» 05.09.22 07.09.22 08.09.22 12.09.22 14.09.22 15.09.22 19.09.22 21.09.22 22.09.22 26.09.22 28.09.22 Работа по карточкам. Составление схем. 29.09.22 6 2 03.10.22 05.10.22 9 16 17 18 19 Рецензия р/р Сжатое изложение. Контрольная работа по теме: ССП Анализ к\р Сложноподчинённые предложения (СПП). (29 ч. + 5 ч. р/р) 1 1 1 1 06.10.22 10.10.22 12.10.22 13.10.22 34 Строение СПП. Знаки препинания в СПП 3 р/р СПП в речи. (Пересказ текста с использованием СПП.) Контрольный тест по теме: ССП 1 1 р/р Сжатое изложение. Построение предложений заданной конструкции 17.10.22 19.10.22 20.10.22 24.10.22 26.10.22 2 Написание сжатого изложения формата ОГЭ Основные группы СПП по их значению. СПП с придаточными определительными. 2 29 30 31 32 33 СПП с придаточными изъяснительными. СПП с придаточными обстоятельственными. Контрольная работа по теме: ССП с придаточными Анализ к\р р/р Тезисы, тезисный план и конспект. Составление схем, редактирование текста, задания с множественными ответами 07.11.22 09.11.22 10.11.22 14.11.22 1 1 1 1 1 34 35 36 37 38 СПП с придаточными образа действия и степени. СПП с придаточными места и времени. 1 2 р/р Сжатое изложение. р\р Сочинение-рассуждение 1 1 39 40 СПП с придаточными условия и причины. 2 20 21 22 23 24 2 четв. 25 26 27 28 Редактирование текста с обоснованием Построение предложений заданной конструкции Сочинение-рассуждение в формата ОГЭ 16.11.22 17.11.22 21.11.22 23.11.22 24.11.22 28.11.22 30.11.22 01.12.22 05.12.22 07.12.22 08.12.22 12.12.22 10 41 42 43 44 45 46 47 48 3 четв. 49 50 51 52 53 СПП с придаточными цели Придаточные предложения сравнительные, уступительные 1 2 Придаточные предложения следствия СПП с придаточными присоединительными. 1 2 Повторение по теме «Сложноподчинённое предложение». 1 Обобщение по теме «СПП». 1 29.12.22 СПП с несколькими придаточными. 3 р/р Сжатое изложение. 2 12.01.23 16.01.23 18.01.23 Написание сжатого изложения 19.01.23 формата ОГЭ 23.01.23 Бессоюзные сложные предложения (БСП) (13 ч. + 2ч. р/р) Построение предложений заданной конструкции «Мозговой штурм» Создание интеллект-карт 14.12.22 15.12.22 19.12.22 21.12.22 22.12.22 26.12.22 28.12.22 15 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 Понятие о БСП. Запятая и точка с запятой в БСП. 3 Проверочный тест по теме «Запятая и точка с запятой в БСП» Двоеточие в БСП. 3 Проверочный тест по теме «Двоеточие в БСП» Тире в БСП. 3 Проверочный тест по теме «Тире в БСП» Обобщение темы «БСП». 3 66 67 68 Контрольный тест по теме «Бессоюзное сложное предложение». р/р Сжатое изложение. 1 2 Сложные предложения с различными видами связи. (9 ч. +1 ч. р/р) Работа по карточкам Составление схем, редактирование текста, задания с множественными ответами 25.01.23 26.01.23 30.01.23 01.02.23 02.02.23 06.02.23 08.02.23 09.02.23 13.02.23 15.02.23 16.02.23 20.02.23 22.02.23 23.02.23 27.02.23 10 11 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 4 четв. 80 81 82 83 84 85 Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. 4 Контрольная работа по теме «Сложные предложения с различными видами связи». Анализ к\р. р/р Сочинение о выборе профессии. Обобщение по теме «Сложное предложение» 1 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложное предложение» Анализ к\р. 1 Общие сведения о языке. (5 ч. + 2 ч. р/р) 1 Построение предложений заданной конструкции Редактирование текста с обоснованием 13.03.23 15.03.23 16.03.23 20.03.23 22.03.23 23.03.23 7 Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. Русский литературный язык и его стили. 1 03.04.23 2 р/р Доклад. Реферат. р/р Сжатое изложение. 1 2 05.04.23 06.04.23 10.04.23 12.04.23 13.04.23 Повторение. (15 ч. + 2 ч. р/р) 86 87 88 89 90 91 92 1 1 2 01.03.23 02.03.23 06.03.23 08.03.23 09.03.23 Написание сжатого изложения формата ОГЭ 17 Фонетика. Графика. Орфография. 2 Лексика. Фразеология. Орфография. 2 Морфемика и словообразование. Орфография 2 Морфология. Орфография. 2 Фронтальный опрос, самостоятельная работа Интеллект-карта «Связь морфологии и орфографии» 17.04.23 19.04.23 20.04.23 24.04.23 26.04.23 27.04.23 01.05.23 12 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 Синтаксис. Пунктуация 2 Итоговая контрольная работа р/р Текст. Стили речи. Типы речи. р/р Урок – конференция Резервные уроки. 1 1 1 4 Всего: Преобразование сплошного текста в несплошной текст 03.05.23 04.05.23 08.05.23 10.05.23 11.05.23 15.05.23 17.05.23 18.05.23 22.05.23 24.05.23 102 13 Приложение к рабочей программе № 2 Практическая часть по предмету «Русский язык» 9 класс. Наименование Стартовая к\р Контрольная работа по теме: ССП Контрольный тест по теме: ССП Контрольная работа по теме: ССП с придаточными Контрольный тест по теме «Бессоюзное сложное предложение». Контрольная работа по теме «Сложные предложения с различными видами связи». Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложное предложение» Итоговая контрольная работа Изложение Сочинение 1 четверть 26.09.2022 12.10.2022 26.10.2022 2 четверть Дата 3 четверть 4 четверть Год 21.11.2022 22.02.2023 09.03.2023 22.03.2023 1 2 1 2 1 10.05.2023 1 6 2 14