РП по литературе 5 класс на 2022-2023 уч Капралихинская ООШ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе в 5 классе является основной частью основной образовательной программы основного общего образования МАОУ
Южно-Дубровинской СОШ. Рабочая программа составлена в соответствии с
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), утверждённым приказом Министерства образования и науки от 31 мая 2021 г. №287;
- учебным планом основного общего образования МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2022-2023 учебный год;
- рабочей программы воспитания МАОУ Южно-Дубровинской СОШ;
- положением о рабочих программах учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей МАОУ ЮжноДубровинской СОШ
Для реализации программы используется учебник Литература. 5 класс. В 2 частях. Коровина В. Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. АО "Издательство "Просвещение"
2020год

Программа направлена на формирование читательской грамотности учащихся и организацию изучения литературы на деятельностной основе.
В программе учитываются возможности предмета в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным результатам
обучения.
В программе определяются основные цели изучения литературы на уровне 5 класса основного общего образования, планируемые результаты освоения
курса литературы: личностные, метапредметные, предметные.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ ихмиропонимания и национального самосознания.
Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведенияявляются феноменом культуры: в них заключено
эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению такихнравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья.
Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретациявозможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта.
Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учёта преемственности с курсом литературного чтения в начальной
школе, межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма
мышления,художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных
жанров.
В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и пред2

ставлены разделы, касающиеся литератур народов России и зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся перечислены при
изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры
читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания
жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения
выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как
высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности кдиалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей;
формированию гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированына
воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать,
анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как
искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие
читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к
прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного
толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образыи проблемы как
между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историколитературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких
3

образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно
читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую
точку зрения и аргументированно отстаивая свою.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и являетсяобязательным для изучения. Предмет «Литература»
преемственен по отношению к предмету «Литературное чтение».
В 5 классе на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, суммарно изучение литературы в 5 классе по программе основного общего образования рассчитано на 102 часа.

4

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Мифология
Мифы народов России и мира.
Фольклор
Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Сказки народов России и народов мира (не менеетрёх).
Литература первой половины XIX века
И. А. Крылов. Басни (три по выбору). Например, «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица».
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семибогатырях».
М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».
Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Литература второй половины XIX века
И. С. Тургенев. Рассказ «Муму».
Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент).
Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».
Литература XIX—ХХ веков
Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти стихотворений трёх
поэтов). Например, стихотворения А. К. Толстого,Ф. И.
Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П.Кузнецова.
Юмористические рассказы отечественных писателей XIX— XX веков
А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др.
М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др.
Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее двух). Например, А. И.Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского.
А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др.
В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».
Литература XX—XXI веков
Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух).
Например, Л. А.Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка» и др.
Произведения отечественных писателей XIX—XXI веков на тему детства (не менее двух).
Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова,
Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова,М.С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян.
Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору). Например, К. Булычёв. «Девочка, с которой ничего не
случится», «Миллион приключений» и др. (главы по выбору).
5

Литература народов Российской Федерации
Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела».
Зарубежная литература
Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» и др.
Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса вСтране Чудес» (главы по выбору), Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы по выбору).
Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например, М.Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы по выбору);
Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног», «Зелёное утро» и др.
Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору). Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» и др.
Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору). Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий
свёрток»; Дж. Лондон. «Белый клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в
произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формированиявнутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивныхценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных
направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,свобод и законных интересов других людей;
- активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературныхпроизведениях;
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональномобществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
6

- представление о способах противодействия коррупции;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию ивзаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;
- активное участие в школьном самоуправлении;
- готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране, обращаявнимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкойповедения и поступков персонажей литературных произведений;
- готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
- активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условияхиндивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и другихнародов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
- осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации исамовыражения;
- понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурныхтрадиций и народного творчества;
- стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
- ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
7

психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьноголитературного образования;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраиваядальнейшие цели;
- умение принимать себя и других, не осуждая;
- умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры излитературных произведений;
- уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же правадругого человека с оценкой поступков литературных
героев.
Трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основеприменения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;
- осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для
этого;
- готовность адаптироваться в профессиональной среде;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучениипроизведений русского фольклора и литературы;
- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
- ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий дляокружающей среды;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологическихпроблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающимиэкологические проблемы;
- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной исоциальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;
8

- овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
- овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования;
- установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствоватьпути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиямсоциальной и природной среды:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональнойдеятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
- изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
- потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниямдругих;
- в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности черезпрактическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
- в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своёразвитие;
- умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в областиконцепции устойчивого развития;
- анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
- оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей ипреодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
- способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский
опыт;
- воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
- оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
- формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные учебные познавательные действия:
1)
Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);
9

- устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать
основания для их обобщения и сравнения,определять критерии проводимого анализа;
- с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;
- предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебнойзадачи;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,умозаключений по аналогии;
- формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
2) Базовые исследовательские действия:
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состояниемситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение
- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения,
причинно-следственных связей изависимостей объектов между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования(эксперимента);
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;
- владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях иконтекстах, в том числе в литературных произведениях.
3)
Работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной идругой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другуюинформацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи
несложными схемами, диаграммами,иной графикой и их комбинациями;
- оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложеннымучителем или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
10

1)
Общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями ицелями общения;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать ираспознавать предпосылки конфликтных ситуаций,
находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректноформулировать свои возражения;
- в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы ивысказывать идеи, нацеленные на решение учебной
задачи и поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживатьразличие и сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческогоэксперимента, исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностейаудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
2)
Совместная деятельность:
- использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на
уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решениипоставленной задачи;
- принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместнойработы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во
внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, икоординировать свои действия с другими членами
команды;
- оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное
отношение к собеседнику и корректноформулировать свои возражения;
- в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы ивысказывать идеи, нацеленные на решение учебной
задачи и поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживатьразличие и сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческогоэксперимента, исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностейаудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
- участниками взаимодействия на литературных занятиях;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и прояв11

лять готовность к предоставлению отчётаперед группой.
Универсальные учебные регулятивные действия:
1)
Самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации,изображённые в художественной литературе;
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятиерешения в группе, принятие решений группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,аргументировать предлагаемые варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемомлитературном объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение.
2)
Самоконтроль:
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературномобразовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебнойзадачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценкуприобретённому опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результатацели и условиям.
3)
Эмоциональный интеллект:
- развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциямидругих;
- выявлять и анализировать причины эмоций;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируяпримеры из художественной литературы;
- способ выражения своих эмоций.
4)
Принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениямилитературных героев;
- признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, неосуждая;
- проявлять открытость себе и другим;
12

- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и её роли в воспитании любви к Родине и дружбы между народами
Российской Федерации;
2) понимать, что литература — это вид искусства и что художественный текст отличается от текста научного, делового, публицистического;
3)
владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оцениватьпрочитанные произведения:
- определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах литературы; характеризовать героевперсонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять элементарные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;
- понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; аллегория; ритм, рифма;
- сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей;
- сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учётомвозраста, литературного развития обучающихся);
4) выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития ииндивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулироватьвопросы к тексту;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы дляоценки прочитанного (с учётом литературного развития
обучающихся);
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов(с учётом литературного развития обучающихся);
8) владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора и литературы;
9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетическихвпечатлений, а также для собственного развития;
10)
планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения,в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;
11)
участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учиться публично представлять их результаты (с
учётом литературного развития обучающихся);
12)
владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством
учителя электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.
13

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ
КАЖДОЙ ТЕМЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ ЭЛЕКТРОННЫХ (ЦИФРОВЫХ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ.

Количество часов

Всего

п
/
п

Наименование
разделов и тем
программы

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Контрольные
работы
Творческие
работы

№

Мифы народов
России и мира

3

0

0

Устный
опрос

http://ww
w.1septem
ber.ru/ru/

2
.
1

Итого по разделу
Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки

Выразительно читать мифы и другие эпические произведения, отвечать на вопросы, пересказывать.
Анализировать сюжет, жанровые, композиционные и художественные особенности. Определять и формулировать тему и основную мысль прочитанных мифов.
Сопоставлять мифы разных народов, сравнивать их с
эпическими произведениями.

3
2

0

0

Устный
опрос

http://ww
w.1septem
ber.ru/ru/

2
.
2

Сказки народов
России и народов
мира

5

0

1

Выразительно читать фольклорные произведения малых
жанров, отвечать на вопросы. Отличать пословицы от поговорок.
Сопоставлять русские пословицы и поговорки с пословицами и поговорками других народов.
Уметь сочинять и разгадывать загадки.
Выразительно читать, пересказывать (кратко, подробно,
выборочно) сказки, отвечать на вопросы.
Определять виды сказок (волшебные, бытовые, о животных).
Определять и формулировать тему и основную мысль

Пись
менный
контроль

http://ww
w.1septem
ber.ru/ru/

1
.
1

14

3
.
1

3
.
2

3

Итого по разделу
И. А. Крылов.
Басни (три по выбору).
«Волк на псарне»,
«Листы и Корни»,
«Свинья под Дубом», «Квартет»,
«Осёл и Соловей»,
«Ворона и Лисица»
А. С. Пушкин.
Стихотворения (не
менее трёх).
«Зимнее утро»,
«Зимний вечер»,
«Няне» и др.
«Сказка о мёртвой
царевне и осеми
богатырях»

М. Ю. Лермонтов.

прочитанной сказки.
Характеризовать героев сказок, оценивать их поступки.
Определять особенности языка и композиции народных
сказок разных народов (зачин, концовка, постоянные
эпитеты, устойчивые выражения и др.).
Сочинять собственныесказки, употребляя сказочные устойчивыевыражения. Инсценировать любимую сказку.
7
4

0

0

7

1

0

0

Выразительно читать басню, втом числе по ролям.
Определять и формулировать тему и основную мысль
прочитанной басни. Находить значение незнакомогослова в словаре.
Инсценировать басню. Определять художественные особенности басенного жанра.
Иметь первоначальное представление об аллегории и
морали.
Читать басню наизусть (повыбору обучающегося).
Выразительно читатьстихотворения. Отличать поэтический текст от прозаического, аргументироватьсвой ответ.
Определять тематическое единство подобранных произведений.;
Выявлять средства художественной изобразительности в
лирических произведениях (эпитет, метафору, олицетворение, сравнение). Выполнять письменные работыпо
первоначальному анализу стихотворения. Заучивать стихотворениянаизусть.
Выразительно читать сказку,отвечать на вопросы по содержанию. Определять идейно-тематическое содержание
сказки А. С. Пушкина. Выявлять своеобразие авторской
сказки и её отличиеот народной. Выделять ключевые
эпизоды втексте произведения.
Сопоставлять сказку с другимивидами искусства.
Выразительно читать стихотворение.

Устный
опрос

http://ww
w.1septem
ber.ru/ru/

Устный
опрос

http://ww
w.1septem
ber.ru/ru/

Уст-

http://ww
15

.
3
.

Стихотворение
«Бородино»

3

0

3
.
4

Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед
Рождеством»

4

0

0

Итого по разделу

Отвечать на вопросы по прочитанному тексту, задавать
вопросы с целью понимания содержания стихотворения.
Определять его историческую основу, идейнотематическое содержание.
Определять позицию автора. Выявлять жанровые признаки исредства художественной изобразительности в
произведении
(эпитет, олицетворение, сравнение, метафора).
Заучивать стихотворениенаизусть.
Читать выразительно прозаический текст, отвечать навопросы.
Учиться самостоятельно формулировать вопросы.
Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) текстповести.
Выделять ключевые эпизоды втексте произведения.
Составлять устный отзыв о прочитанном произведении.;

ный
опрос

w.1septem
ber.ru/ru/

Устный
опрос

http://ww
w.1septem
ber.ru/ru/

Выразительно читать рассказ,отвечать на вопросы, пересказывать (подробно и сжато). Выделять наиболее яркие
эпизоды произведения. Составлять простой планрассказа.
Определять тему, идею произведения. Характеризовать
главных героев рассказа. Составлять устный портретГерасима.
Определять роль пейзажныхописаний.
Писать сочинение по содержанию рассказа.
Выразительно читать поэтический текст, в том числепо
ролям. Определять тематическое содержание стихотворения.
Характеризовать главных героев, лирического героя (автора).
Определять отношение автора кдетям.

Пись
менный
контроль

http://ww
w.1septem
ber.ru/ru/

Устный
опрос

http://ww
w.1septem
ber.ru/ru/

18

4
.
1
.

И. С. Тургенев.
Рассказ «Муму»

5

0

1

4
.
2
.

Н. А. Некрасов.
Стихотворения (не
менее двух).
«Крестьянские дети». «Школьник».
Поэма «Мороз,

3

0

0

16

4
.
3
.

5
.
1
.

5
.
2
.

Красный нос»
(фрагмент)
Л. Н. Толстой.
Рассказ «Кавказский пленник»

7

0

1

Выразительно читать текст рассказа, отвечать на вопросы, пересказывать (подробно и сжато).
Выявлять основную мысль рассказа, определять егокомпозиционные особенности.
Выделять ключевые эпизоды в тексте произведения.

Пись
менный
контроль

http://ww
w.1septem
ber.ru/ru/

Итого по разделу

15

Стихотворения
отечественных поэтов XIX—ХХ веков о роднойприроде и о связи человека с Родиной
(не менее пяти).
Например, стихотворения А. К.
Толстого, Ф. И.
Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А.
А. Блока, С.А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова
Юмористические
рассказы отечественных писателей
XIX—XX веков.
А. П. Чехов (два
рассказа повыбору).
Например, «Лоша-

6

0

0

Выразительно читать стихотворение, определять его тематическое содержание, средства художественной выразительности (эпитет, метафора, сравнение, олицетворение).

Устный
опрос

http://ww
w.1septem
ber.ru/ru/

2

0

0

Выразительно читать рассказ,отвечать на вопросы по
прочитанному произведению,задавать вопросы с целью
понимания содержания произведений, пересказывать
близко к тексту

Устный
опрос

http://ww
w.1septem
ber.ru/ru/

17

5
.
3
.

5
.
4
.

5
.
5
.
5
.
6
.

диная фамилия»,
«Мальчики», «Хирургия» и др.
М. М. Зощенко
(два рассказа повыбору).
Например, «Галоша», «Лёля и
Минька», «Ёлка»,
«Золотые слова»,
«Встреча» и др.
Произведения
отечественной литературы о природе и животных
(не менее трёх).
Например, произведения А. И.Куприна, М. М. Пришвина, К.Г. Паустовского
А. П. Платонов.
Рассказы (один по
выбору).
Например, «Корова», «Никита» и др.
В. П. Астафьев.
Рассказ «Васюткино озеро»

2

0

0

Выразительно читать рассказ,отвечать на вопросы по
прочитанному произведению,задавать вопросы с целью
понимания содержания произведений, пересказывать
близко к тексту.

Устный
опрос

http://ww
w.1septem
ber.ru/ru/

8

1

0

Выразительно читать прозаический текст, отвечать навопросы, владеть разными видами пересказа.
Составлять план.

Устный
опрос

http://ww
w.1septem
ber.ru/ru/

4

0

0

Устный
опрос

http://ww
w.1septem
ber.ru/ru/

4

0

0

Выразительно читать прозаический текст, отвечать навопросы по прочитанному произведению, задавать вопросы
с целью понимания содержания произведения, владеть
разными видами пересказа. Составлять план. Определять
тему рассказа.
Читать прозаический текст, отвечать на вопросы, пересказывать, участвовать в беседе о произведении.
Находить детали, языковые средства художественной
выразительности, определять их роль в произведении.
Находить значение незнакомого слова в словаре.
Определять характер главного героя, еговзаимоотношение с природой. Выявлять роль пейзажа в рассказе.

Устный
опрос

http://ww
w.1septem
ber.ru/ru/

18

6
.
1
.

6
.
2
.

Итого по разделу
Произведения
отечественной
прозына тему
«Человек на войне» (не менее
двух).
Например, Л. А.
Кассиль. «Дорогие
мои мальчишки»;
Ю.Я. Яковлев.
«Девочки с Васильевского острова»;
В. П. Катаев. «Сын
полка» и др.
Произведения
отечественных
писателей XIX–
XXI веков на тему
детства (не менее
двух). Например,
произведения В. Г.
Короленко, В. П.
Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г.Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова,Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля,
А. А. Гиваргизова,
М.С. Аромштам,
Н. Ю. Абгарян, А.

26
5

0

0

Воспринимать и выразительночитать литературное произведение.

Устный
опрос

http://ww
w.1septem
ber.ru/ru/

8

0

1

Воспринимать и выразительночитать литературное произведение. Отвечать на вопросы, формулировать самостоятельно вопросы к тексту, пересказыватьпрозаические
произведения.
Определять тему, идею произведения.
Характеризовать главных героев,составлять их словесный портрет. Сопоставлять героев и их поступки с другими персонажами прочитанного произведения иперсонажами других произведений.
Выявлять авторскую позицию. Высказывать своё отношение ксобытиям, изображённым в произведении. Писать отзыв на прочитаннуюкнигу. Выстраивать с помощью учителя траекториюсамостоятельного чтения.

Пись
менный
контроль

http://ww
w.1septem
ber.ru/ru/

19

6
.
3
.

7
.
1
.

8
.
1
.

8
.
2
.

В. Жвалевского и Е.
Б. Пастернак и др.
Произведения
приключенческогожанра отечественных писателей
(одно по выбору).
Например, К. Булычёв «Девочка, с
которой ничего не
случится», «Миллион приключений» (главы повыбору) и др.
Итого по разделу
Стихотворения
(одно по выбору).
Например, Р. Г.
Гамзатов. «Песня
соловья»; М. Карим. «Эту песню
мать мне пела»
Итого по разделу
Х. К. Андерсен.
Сказки (одна по
выбору).
Например, «Снежная королева»,
«Соловей»
Зарубежная сказочная проза (одно
произведение по
выбору). Например,

3

0

0

Воспринимать и выразительно читать прозаический
текст, отвечать на вопросы, пересказывать текст, используяавторские средства художественной выразительности.;

Устный
опрос

http://ww
w.1septem
ber.ru/ru/

16
2

0

0

Выразительно читать и анализировать поэтическийтекст.
Характеризовать лирическогогероя.
Определять общность темы и её художественное воплощение в стихотворениях русской поэзии и в произведениях поэтов народов России.
Выявлять художественные средства выразительности.

Устный
опрос

http://ww
w.1septem
ber.ru/ru/

2
2

0

0

Определять сюжет, композиционные и художественные
особенностипроизведения.

Устный
опрос

http://ww
w.1septem
ber.ru/ru/

2

0

0

Рассуждать о героях и проблематике произведения,
обосновывать свои суждения сопорой на текст.
Выявлять своеобразие авторской сказочной прозы и её
отличие от народной сказки.

Устный
опрос

http://ww
w.1septem
ber.ru/ru/
20

8
.
3
.

8
.
4
.

8
.

Л. Кэрролл. «Алиса
в Стране Чудес»
(главы); Дж. Р. Р.
Толкин. «Хоббит,
или Туда и обратно»(главы) и др.
Зарубежная проза
о детях и подростках (два произведения по выбору).
Например, М. Твен.
«Приключения Тома Сойера»(главы);
Дж. Лондон. «Сказание оКише»; Р.
Брэдбери.
Рассказы. Например, «Каникулы»,
«Звук бегущихног»,
«Зелёное утро» и
др.
Зарубежная приключенческая
проза (два произведения по выбору). Например, Р.
Л. Стивенсон.
«Остров сокровищ», «Чёрная
стрела» (главы по
выбору) и др.
Зарубежная проза
о животных (одно-

3

0

0

Отвечать на вопросы, самостоятельно формулироватьвопросы, пересказывать содержание отдельных глав.

Устный
опрос

http://ww
w.1septem
ber.ru/ru/

3

0

0

Самостоятельно формулироватьвопросы к произведению
в процессе его анализа.

Устный
опрос

http://ww
w.1septem
ber.ru/ru/

5

1

0

Воспринимать и выразительночитать литературное произведение.

Устный

http://ww
w.1septem
21

5
.

два произведения
по выбору). Например, Э. СетонТомпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл.
«Говорящий свёрток»;Дж. Лондон.
«Белый Клык»; Дж.
Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-ТиккиТави»
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

опрос

ber.ru/ru/

15
102

3

4

22

Приложение к рабочей программе № 1

Календарно – тематическое планирование по учебному предмету «Литература» 5 класс
№
п/п
1
2
3
4
5

6
7

8
9
10

11

Тема урока
Роль книги в жизни человека.

Количество
часов
1

Интегрированные
уроки

Функциональная
грамотность

Дата
План
Факт
1 четв.
01.09.22
02.09.22

Мифы народов России и мира. Мифы
Древней Греции.
Мифы народов России и мира. Мифы
Древней Греции.
Малые жанры: пословицы, поговорки,
загадки
Малые жанры: пословицы, поговорки,
загадки

1

Сказка как вид народной прозы. Волшебная сказка «Царевна - лягушка».
Художественный мир сказки «Царевна лягушка».

1

Развитие речи Составление волшебной
сказки.
Сказки о животных и бытовые сказки.
Сказки народов России и народов мира.
Светлый и тёмный миры сказки.

1

16.09.22

1
1

20.09.22
22.09.22

Роды и жанры литературы и их основные признаки.

1

1

История

06.09.22

1

.

08.09.22

1

1

интегрировать и интерпретировать информацию

09.09.22

13.09.22
использовать информацию из текста

интегрировать и интерпретировать ин-

15.09.22

23.09.22
23

12

13

14
15
16

17

18

19

Жанр басни,история его развития в мировой литературе. Эзоп, Лафонтен. Русские баснописцы XVIII века А.
П.Сумароков «Кокушка». И. И. Дмитриев «Муха».
И. А. Крылов. «Волк не псарне» Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора.
И. А. Крылов. Басни «Ворона и Лисица»,
«Свинья под дубом». Осмеяние пороков:
жадности, невежества, неблагодарности,
хитрости, глупости
Мир басен И. А. Крылова.
А. С. Пушкин. Стихотворения «Зимнее
утро», «Зимний вечер», "Няне"
А. С. Пушкин. Стихотворение «У лукоморья дуб зелёный…» Пролог к поэме
«Руслан и Людмила» - собирательная
картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Истоки сказки.
Сюжет сказки.
А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Главные и второстепенные герои. Помощники царевны. Богатыри, Соколко. Народная мораль, нравственность: красота внешняя и
внутренняя, гармоничность положительных героев.
А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Королевич Ели-

формацию

1

1

27.09.22
Изобразительное
искусство

использовать информацию из текста

29.09.22

1
1

30.09.22
04.10.22

1

06.10.22

1

07.10.22

1

1

интегрировать и интерпретировать информацию

11.10.22

13.10.22
24

20

21
22

23

24
25

26
27
28
29

сей. Победа добра над злом.
А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Стихотворная и
прозаическая речь. Рифма, ритм, способы рифмовки. Музыкальность пушкинской сказки.
Контрольный тест по сказкам А. С.
Пушкина
М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»: история создания, тема, идея,
композиция стихотворения, образ рассказчика.

использовать информацию из текста

1

1
1

14.10.22

18.10.22
История

оценивать содержание текста или его
элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.)
относительно целей
автора

20.10.22

М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино» Образ старого солдата — участника сражения. Произведения живописи,
посвященные Бородинской битве
Художественные особенности стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино».
Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Анализ текста

1

21.10.22

1

25.10.22

Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством».
Анализ текста
Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством».
Сочетание комического и лирического
Вн.чт. Н. В. Гоголь. «Заколдованное место». Реальность и фантастика.
Творческая индивидуальность

1

10.11.22

1

11.11.22

1

15.11.22

1

1

использовать информацию из текста

интегрировать и ин-

2 четв.
08.11.22

17.11.22
25

И.С.Тургенева (Какие биографические
факты писателя нашли отражение в рассказе «Муму»). Образ старой барыни.
30
31
32
33

34
35
36

37

38
39

терпретировать информацию

Богатырский образ Герасима. (Герасим-богатырь Святорусский?)
Смысл финала рассказа. (Почему Герасим утопил Муму?)
Смысл финала рассказа. (Почему Герасим утопил Муму?)
Развитие речи.Сочинение. Темы:
1.Почему Герасим утопил Муму. 2. Написать свой финал произведения.
3.Написать письмо Герасиму.
Лирика Н. А. Некрасова: детские образы. "Школьник"
Н. А. Некрасов. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети».
«Есть женщины в русских селениях».
Анализ отрывка из поэмы Н. А. Некрасова "Мороз, красный нос"

1

18.11.22

1

22.11.22

1

24.11.22

Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский
пленник»: историческая основа, рассказ-быль; тема, идея
Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» Жилин и татары.
Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский плен-

1

06.12.22

1

08.12.22

1

использовать информацию из текста

25.11.22

1

29.11.22

1

01.12.22

1

1

оценивать содержание текста или его
элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.)
относительно целей
автора

оценивать содержа-

02.12.22

09.12.22
26

ник» Жилин и Дина. Мысль писателя о
дружбе разных народов как о естественном законе человеческой жизни.

40
41

42

43
44

45
46

ние текста или его
элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.)
относительно целей
автора

Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» Картины природы в рассказе
Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Жилин и Костылин; сюжет и композиция рассказа. Идея произведения

1

Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский
пленник» Краткость и выразительность
языка рассказа.
Развитие речи. Сочинение по рассказу
Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»
Стихотворения отечественных поэтов
XIX—ХХ веков о роднойприроде и о
связи человека с Родиной.
Ф. И. Тютчев. «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…» «Весенняя гроза», «Чародейкою-зимою...».
А. А. Фет. «Чудная картина…», «Весенний дождь», «Вечер».
И. А. Бунин. «Помню - долгий зимний
вечер…», «Бледнеет ночь… Туманов пелена...».

1

16.12.22

1

20.12.22

1

1

13.12.22
интегрировать и интерпретировать информацию

использовать информацию из текста

1
1

15.12.22

22.12.22

23.12.22
интегрировать и интерпретировать информацию

27.12.22

27

А. А. Блок. «Погружался я в море клевера…», «Белой ночью месяц красный…».
С. А.Есенин. «Берёза», «Пороша», «Там,
где капустные грядки...», «Поёт зима аукает...», «Сыплет черёмуха снегом...»,
«Край любимый! Сердцу снятся...».
Поэтические образы, настроения и картины в стихах о природе.
Юмористические рассказы А. П. Чехова. «Хирургия», «Лошадиная фамилия».
Юмористические рассказы А. П. Чехова:
способы создания комического.

1

29.12.22

1

30.12.22

1

3 четв.
12.01.23
13.01.23

1

использовать информацию из текста

17.01.23

52

М. М. Зощенко. Юмористические и сатирические рассказы («Галоша», «Лёля и
Минька», «Ёлка», «Золотые слова»,
«Встреча»). Художественные средства
изображения

1

оценивать содержание текста или его
элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.)
относительно целей
автора

19.01.23

53

М. М. Зощенко.Юмористические и сатирические рассказы («Галоша», «Лёля и
Минька», «Ёлка», «Золотые слова»,
«Встреча»). Художественные средства
изображения
Произведения отечественной литературы о природе и животных. А. И. Куприн. «Белый пудель». «Не всё прода-

1

47
48

49
50

51

54

1

1

20.01.23

интегрировать и интерпретировать ин-

24.01.23

28

ется, что покупается»

55
56

57

58
59

60
61

62
63
64

формацию

А. И. Куприн «Белый пудель». Особенности композиции рассказа.
М. М. Пришвин. «Кладовая солнца». Характеры главных героев — Насти
и Митраши (гл. 1-3).
М. М. Пришвин. «Кладовая солнца».
Природа в произведении. Что есть правда? (гл. 4-6)
М. М. Пришвин. «Кладовая солнца». В
чём спасение человека? (гл. 7-8)
М. М. Пришвин. «Кладовая солнца».
Кладовая солнца. Что здесь сказка, а что
– ложь? (гл. 9-10)
Контрольный тест по повести М. М.
Пришвина «Кладовая солнца»
Нравственные проблемы рассказов
К. Г. Паустовского. «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы», «Кот-ворюга». Природа и
человек в рассказах К. Г. Паустовского.

1

А. П. Платонов. Рассказ «Никита». Душевный мир мальчика.
А. П. Платонов. «Никита»: быль и фантастика.
А. П. Платонов «Корова». «В сердце все
человеческое богатство».

1

10.02.23

1

14.02.23

1

1

26.01.23
Биология

27.01.23
использовать информацию из текста

31.01.23

1

02.02.23

1

03.02.23

1

07.02.23

1

1

интегрировать и интерпретировать информацию

оценивать содержание текста или его
элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.)

09.02.23

16.02.23

29

относительно целей
автора
65

66

67

68
69
70

71
72
73

74

Вн.чт. А. П. Платонов «Неизвестный
цветок». Уроки доброты А. П.
.Платонова.
В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»:
автобиографичность рассказа. «Заблудился!»
В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»:
юный герой в экстремальной ситуации.
«Тайга хлипких не любит»
В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». «Встреча с Енисеем. Спасение»
В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Пересказ эпизода
В. П. Катаев. «Сын полка»: дети и
взрослые в условиях военного времени.
В. П. Катаев. «Сын полка». Образ Вани
Солнцева в повести.
В. П. Катаев. «Сын полка». Смысл названия повести.
Война и дети в произведениях о Великой
Отечественной войне. Ю.Я. Яковлев.
«Девочки с Васильевского острова».
Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки». Изображение жизни мальчишек во
время Великой Отечественной войны.
История создания книги «Дорогие мои

1

17.02.23

1

21.02.23

использовать информацию из текста

1

23.02.23

1

24.02.23

1

28.02.23

1

История

02.03.23

1

03.03.23

1

07.03.23

1

09.03.23

1

интегрировать и интерпретировать информацию

10.03.23

30

75

76
77

78

79

80
81

82

83

84

мальчишки».
В. Г. Короленко «Дети подземелья» или
«В дурном обществе». В. Г. Короленко:
детство писателя, начало литературной
деятельности.
В. Г. Короленко «Дети подземелья».
Сюжет и композиция повести.
В. Г. Короленко «Дети подземелья».
Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Путь Васи к правде и добру.
В. Г. Короленко «Дети подземелья».
Глава «Кукла» — кульминация повести.
Простота и выразительность языка повести.
Нравственные уроки повести В.Г. Короленко «Дети подземелья» (урокрасследование)
В. П. Крапивин. «Тень Каравеллы».
Сюжет и герои.
В. П. Крапивин. «Тень Каравеллы»: что
значит дружба для героев?

1

14.03.23

1

16.03.23

1

использовать информацию из текста

17.03.23

1

21.03.23

1

23.03.23

1

24.03.23

1

использовать информацию из текста

4 четв.
04.04.23

Развитие речи Сочинение: «Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение?
К. Булычёв «Девочка, с которой ничего
не случится». "Фантастические повести
Кира Булычева о приключениях Алисы"

1

06.04.23

1

07.04.23

К. Булычёв «Девочка, с которой ничего

1

интегрировать и ин-

11.04.23
31

не случится». "Фантастические повести
Кира Булычева о приключениях Алисы"
85
86

87
88
89

90

91
92
93
94

терпретировать информацию

Вн.чт. Урок-конференция по книге
В.П.Катаева "Цветик-семицветик"
Литература народов Российской Федерации. Родная природа в стихотворении Р.
Гамзатов «Песня соловья».

1

М. Карим. «Эту песню мать мне пела».
Х. К. Андерсен. «Снежная королева»:
сказка о победе любви и добра
Х.К. Андерсен. «Снежная королева»:
красота внутренняя и внешняя (образы
Герды и Снежной королевы).
Л. Кэррол. «Алиса в стране чудес».
Стиль и язык; художественные приёмы
(неологизмы, перевертыши, каламбур,
оксюморон, пародия, эпитеты и сравнения)
Вн.чт. Сказки Джанни Родари. «Сказки
по телефону». Герои и мотивы.
Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Система образов в повести.
Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Система образов в повести.
Дж. Лондон. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя.

1
1

1

1

13.04.23
оценивать содержание текста или его
элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.)
относительно целей
автора

14.04.23

18.04.23
20.04.23
использовать информацию из текста

21.04.23

1

25.04.23

1

27.04.23

1

28.04.23

1

02.05.23

1

04.05.23
32

95

Д.Дефо "Робинзон Крузо»: произведение
о силе человеческого духа.

1

96

Творчество Р. Л. Стивенсона. Роман
«Остров сокровищ»
Творчество Р. Л. Стивенсона. Роман
«Остров сокровищ»
Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка». Образы животных и образы людей в рассказе.

1

09.05.23

1

11.05.23

1

интегрировать и интерпретировать информацию

12.05.23

99

Дж. Лондон. «Белый Клык». «Белый
клык» — повесть о победе любви над
«царством ненависти».

1

оценивать содержание текста или его
элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.)
относительно целей
автора

16.05.23

100

Дж. Р. Киплинг. «Рикки-Тикки-Тави».
Путешествие в мир джунглей.
Контрольный тест по итогам года
Итоги года и список литературы для чтения на лето.

1

18.05.23

1
1

19.05.23
23.05.23

97
98

101
102

использовать информацию из текста

05.05.23

33

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
УЧЕНИКА
Литература (в 2 частях), 5 класс /Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., АО «Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
О. А. Еремина. Уроки литературы в 5 классе. Книга для учителяЛитературные викторины. Л.Л. Бельская
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://www.edu.ru/modules.php?
op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=269/ Каталог образовательных ресурсов по литературе
http://litera.edu.ru/ – Коллекция: русская и зарубежная литература для школы http://lit.1september.ru/ – Электронная версия газеты
«Литература». Сайт для учителей «Я иду на урок литературы» http://olympiads.mccme.ru/turlom/ – Турнир имени М. В. Ломоносова
http://www.svetozar.ru/– Открытая международная Интернет-олимпиада школьников по русскому языку «Светозар»
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Портреты, дидактический материал.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Мультимедийный проектор, ноутбук, колонки

34

Приложение к рабочей программе № 2

Практическая часть по предмету «Литература. 5 класс»
№ п/п

№ урока

1
2
3

8
21
33

4

43

5
6

60
82

7

101

Тема урока
Развитие речи. Составление волшебной сказки.
Контрольный тест по сказкам А. С. Пушкина
Развитие речи. Сочинение. Темы: 1.Почему Герасим утопил Муму.
2. Написать свой финал произведения.3.Написать письмо Герасиму.
Развитие речи. Сочинение по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»
Контрольный тест по повести М. М. Пришвина «Кладовая солнца»
Развитие речи Сочинение: «Какие поступки сверстников вызывают моё
восхищение?
Контрольный тест по итогам года

Кол-во часов

Дата

1
1
1

16.09.22
18.10.22
25.11.22

1

20.12.22

1
1

07.02.23
06.04.23

1

19.05.23

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».