РП по биологии 8 класс на 2022-2023 уч Капралихинская ООШ

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология».
Выпускник научится:
 выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и
процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
 аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;
 аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
 аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов,
вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
 объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных
артефактов;
 выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и
изменчивости, присущей человеку;
 различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или
их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
 сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание,
обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
 устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
 использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с
организмом человека и объяснять их результаты;
 знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
 анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
 описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
 знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
 объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах,
обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
 находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях,
справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
 ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
 находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде
устных сообщений и докладов;

 анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и
окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
 создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких
источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
 работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности
организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в
деятельность группы.

Содержание учебного предмета «Биология».
Введение в науки о человеке.
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.
Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение,эксперемент).
Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека от животных. Особенности человека как социального существа.
Происхождение современного человека. Расы.
Общие свойства организма человека
Клетка- основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки. Ткани,
органы и системы органов организма человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма
(кровь, лимфа, тканевая жидкость).
Нейрогуморальная регуляция функций организма
Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляций функций.
Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны, нервы и нервные узлы. Рефлекторный принцип
работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития
головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Нарушение деятельности нервной системы и их предупреждение.
Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Железы
внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы.
Регуляция функций эндокринных желез.
Опора и движение
Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост. Соединение костей. Скелет человека.
Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа
жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.
Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
Кровь и кровообращения

Функции крови илимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав крови. Форменные элементы крови:
эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. Иммунитет. Факторы,
влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными
заболеваниями. Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение и
работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы.
Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание
Дыхательная система: строение и функции. Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания.
Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для
защиты собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом.
Пищеварение
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль ферментов в пищеварении. Обработка пищи в
ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит.
Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности
пищеварения в толстом кишечнике. Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных
заболеваний.
Обмен веществ и энергии
Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ.
Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы.
Нормы питания. Регуляция обмена веществ.
Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль
кожи в процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Выделение
Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. Заболевания органов
мочевыделительной системы и меры их предупреждения.
Размножение и развитие
Половая система: строение и функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание.
Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании
семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.
Сенсорные системы (анализаторы)
Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза.
Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа
слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние
экологических факторов на органы чувств.

Высшая нервная деятельность
Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и
условные рефлексы, их значение. Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Сон и бодрствование. Значение сна.
Предупреждение нарушений сна. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность
к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент,
характер, одаренность. Психология и поведение человека. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и
эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.
Здоровье человека и его охрана
Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг,
закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитноприспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя,
несбалансированное питание, стресс). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Социальная и природная среда,
адаптации к ним. Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил
поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья
человека от состояния окружающей среды.

Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания с указанием
количества часов , отводимых на освоения каждой темы.

№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Тема уроков

Введение (1 час)
1.Науки о человеке и их методы.
Происхождение человека (3 часа)
1.Биологическая природа человека
2.Происхождение и эволюция
человека.Антропогенез
3.Расы человека.
Строение и функции организма (4 часа)
1.Строение организма
2.Строение организма
3. Лабораторная работа №1 по теме

Целевые ориентиры результатов воспитания на
уровне основного общего образования.

Гражданское воспитание
Знающий и принимающий свою российскую
гражданскую
принадлежность
(идентичность)
в
поликультурном,
многонациональном
и
многоконфессиональном российском обществе, в мировом
сообществе.
Понимающий
сопричастность
к
прошлому,
настоящему и будущему народа России, тысячелетней
истории
российской
государственности
на
основе
исторического просвещения, российского национального
исторического сознания.

Кол-во
часов
1 ч.
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

8.
9.

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

17.
18.

19.
20.

«Рассматривание тканей человека под
микроскопом».
4.Регуляция процессов жизнедеятельности
Опорно-двигательная система (7 часов)
1. Опорно-двигательная система. Состав,
строение и рост костей
Лабораторная работа №2 по теме
«Микроскопическое строение кости».
2.Скелет человека. Соединение костей. Скелет
головы
3.Скелет туловища. Скелет конечностей и их
поясов.
4.Строение и функции скелетных мышц.
5. Работа мышц и её регуляция .
6.Нарушение опорно-двигательной системы.
7.Травматизм.
Внутренняя среда организма (3 часов)
1.Состав внутренней среды организма и её
функции. Состав крови. Постоянство внутренней
среды. Лабораторная работа №3 по теме
«Сравнение микроскопического строения
крови человека и лягушки»
2.Свёртывание крови. Переливание крови.
Группы крови.
3.Иммунитет. Нарушение иммунной системы
человека. Вакцинация.
Кровеносная и лимфатическая системы (6
часов)
1.Органы кровообращения.Строение и работа
сердца.
2. Лабораторная работа №4 по теме
«Положение венозных клапанов в опущенной
и поднятой руке»

Проявляющий уважение к государственным символам
России, праздникам.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей
гражданина России, реализации своих гражданских прав и
свобод при уважении прав и свобод, законных интересов
других людей.
Выражающий неприятие любой дискриминации
граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в
обществе.
Принимающий
участие
в
жизни
класса,
общеобразовательной
организации,
в
том
числе
самоуправлении, ориентированный на участие в социально
значимой деятельности, в том числе гуманитарной.
Патриотическое воспитание
Сознающий
свою
национальную,
этническую
принадлежность, любящий свой народ, его традиции,
культуру.
Проявляющий
уважение
к
историческому
и
культурному наследию своего и других народов России,
символам, праздникам, памятникам, традициям народов,
проживающих в родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка,
истории и культуры своего края, своего народа, других
народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины —
России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые
подвиги и трудовые достижения героев и защитников
Отечества в прошлом и современности.
Принимающий
участие
в
мероприятиях
патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание
Знающий и уважающий духовно-нравственную
культуру своего народа, ориентированный на духовные
ценности и нравственные нормы народов России, российского

1ч
1ч

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

1ч
1ч

1ч
1ч

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

29.
30.
31.
32.

33.
34.
35.
36.
37.

3. Сосудистая система. Лимфообращение.
4.Сосудистая система. Лимфообращение.

общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом
национальной, религиозной принадлежности).
Выражающий готовность оценивать своё поведение и
поступки, поведение и поступки других людей с позиций
5.Сердечно-сосудистые заболевания
традиционных российских духовно-нравственных ценностей
6.Первая помощь при кровотечении.
и норм с учётом осознания последствий поступков.
Дыхательная система (4 часа)
Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных
поступков,
поведения, противоречащих традиционным в
1.Дыхание и его значение.
России духовно-нравственным нормам и ценностям.
Сознающий соотношение свободы и ответственности
2.Органы дыхания
3.Механизм дыхания. Жизненная ёмкость лёгких. личности в условиях индивидуального и общественного
пространства, значение и ценность межнационального,
4. Заболевания органов дыхания, их
межрелигиозного согласия людей, народов в России,
профилактика. Реанимация.
умеющий
общаться
с
людьми
разных
народов,
Пищеварительная система (6 часов)
вероисповеданий.
1.Питание и его значение. Органы пищеварения
Проявляющий уважение к старшим, к российским
и их функции.
традиционным семейным ценностям, институту брака как
2.Пищеварение в ротовой полости. Глотка и
союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и
пищевод
воспитания детей.
3.Пищеварение в желудке и кишечнике.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку,
русскому языку и литературе как части духовной культуры
4.Всасывание питательных веществ в кровь.
своего народа, российского общества.
Лабораторная работа №5 по теме«Действие
Эстетическое воспитание
ферментов слюны на крахмал».
Выражающий понимание ценности отечественного и
5.Регуляция пищеварения
мирового искусства, народных традиций и народного
творчества в искусстве.
6.Гигиена питания.
Проявляющий
эмоционально-чувственную
Обмен веществ и энергии (3 часа).
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
1.Пластический и энергетический обмен.
творчеству своего и других народов, понимание их влияния
Ферменты и их роль в организме человека.
на поведение людей.
2.Витамины и их роль в организме человека
Сознающий роль художественной культуры как
3.Нормы и режим питания. Нарушение обмена
средства коммуникации и самовыражения в современном
веществ
обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций
Выделение. Покровные органы. (4 часа)

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

38.

39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.

47.
48.

49.
50.
51.

52.
53.
54.
55.
56.

1.Выделение и его значение. Органы
мочевыделения. Заболевание органов
мочевыделения.
2.Наружные покровы тела. Строение и функции
кожи
3.Болезни и травмы кожи
3.Гигиена кожных покровов
Нервная система человека (5 часов)
1. Строение нервной системы и её значение.
2. Спинной мозг.
3. Головной мозг.
4. Вегетативная нервная система
5.Нарушения в работе нервной системы и их
предупреждение
Анализаторы (5 часов).
1 Понятие об анализаторах.
2.Зрительный анализатор. Экскурсия ГБУЗ
Тюменской области «Областная больница
№4» объединенный филиал №3 Армизонская
районная больница, офтальмолог.
3. Слуховой анализатор.
4.Вестибулярный анализатор.Мышечное
чувство.Осязание.
5.Вкусовой и обонятельный анализаторы. Боль.
Высшая нервная деятельность. Поведение.
Психика. (5 часов)
1. Высшая нервная деятельность. Рефлексы
2.Память и обучение
3. Врождённое и приобретённое поведение
4.Сон и бодрствование
5.Особенности высшей нервной деятельности
человека.

в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах
искусства, в художественном творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры
здоровья и эмоционального благополучия
Понимающий ценность
жизни, здоровья и
безопасности, значение личных усилий в сохранении
здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности,
безопасного поведения, в том числе в информационной
среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную
физическую активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек (курения,
употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм
зависимостей), понимание их последствий, вреда для
физического и психического здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное
состояние (своё и других людей), стремящийся управлять
собственным эмоциональным состоянием.
Способный
адаптироваться
к
меняющимся
социальным, информационным и природным условиям,
стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда
других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению
профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду,
накопления навыков трудовой деятельности на протяжении
жизни для успешной профессиональной самореализации в
российском обществе.

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч.
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

57.
58.
59.
60.
61.
62
63
64

Железы внутренней секреции (эндокринная
система) (2 часа).
1 Желёзы внутренней секреции и их функции
2.Работа эндокринной системы и её нарушеня
Индивидуальное развитие человека (4 часов).
1 Особенности размножения человека.
2.Органы размножения. Половые клетки.
Оплодотворение.
3.Беременность и роды
4.Рост и развитие ребёнка после рождения.
Здоровье человека и его охрана (2 часа)
Социальная и природная среда человека
Окружающая среда и здоровие человека.

Участвующий в решении практических трудовых дел,
задач (в семье, общеобразовательной организации, своей
местности) технологической и социальной направленности,
способный инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность.
Выражающий готовность к осознанному выбору и
построению индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов, потребностей.
Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер
экологических проблем, путей их решения, значение
экологической культуры человека, общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина и
потребителя
в
условиях
взаимосвязи
природной,
технологической и социальной сред.
Выражающий
активное
неприятие
действий,
приносящих вред природе.
Ориентированный на применение знаний естественных
и социальных наук для решения задач в области охраны
природы, планирования своих поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды.
Участвующий
в
практической
деятельности
экологической, природоохранной направленности.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы в разных
предметных областях с учётом индивидуальных интересов,
способностей, достижений.
Ориентированный в деятельности на систему научных
представлений о закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой.
Развивающий навыки использования различных
средств познания, накопления знаний о мире (языковая,

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч.

65
66-68

Итоговая тестовая работа за курс 8 класса
Повторение
ИТОГО

читательская культура, деятельность в информационной,
цифровой среде).
Демонстрирующий навыки наблюдения, накопления фактов,
осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной
областях познания, исследовательской деятельности.

1ч.
3ч
68 часов

Приложение 1 к рабочей программе

Календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс
№
п/п
1.

2.

Тема уроков
Введение (1 час)
1.Науки о человеке и их
методы.

Происхождение
человека (3 часа)
1.Биологическая природа
человека

5.

2.Происхождение и
эволюция человека.
Антропогенез
3.Расы человека.
Строение и функции
организма (4 часа)
1.Строение организма

6.

2.Строение организма

3.

4.

(2 часа в неделю, 68 часов в год)
Содержание
Функциональная
грамотность

Кол-во
часов

Дата
план

Значение знаний об особенностях строения
и жизнедеятельности организма человека
для самопознания и сохранения здоровья.
Комплекс наук, изучающих организм
человека. Научные методы изучения
человеческого организма (наблюдение,
измерение,эксперемент).

1 ч.

01.09

Место человека в системе животного
мира. Сходства и отличия человека от
животных. Особенности человека как
социального существа.
Происхождение современного человека.

1ч

06.09

1ч

08.09

Расы.

1ч

13.09

Организм человека как биосистема. Ткани,
органы и системы органов организма
человека, их строение и функции.
Внутренняя среда организма (кровь,
лимфа, тканевая жидкость).
Клетка- основа строения,
жизнедеятельности и развития организмов.
Строение, химический состав, жизненные

1ч

15.09

1ч

20.09

Дата
факт

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.
14.

3. Лабораторная работа
№1 по теме
«Рассматривание
тканей человека под
микроскопом».
4.Регуляция процессов
жизнедеятельности
Опорнодвигательная
система (7 часов)
1. Опорно-двигательная
система. Состав,
строение и рост костей
Лабораторная работа
№2 по теме
«Микроскопическое
строение кости».
2.Скелет человека.
Соединение костей.
Скелет головы

свойства клетки.
Ткани, их строение и функции.

Опорно-двигательная система: строение,
функции. Кость: химический состав,
строение,
рост.
Влияние
факторов
окружающей среды и образа жизни на
развитие скелета.
Скелет человека. Особенности скелета
человека, связанные с прямохождением и
трудовой деятельностью.
Анализировать,
Соединение костей.
интерпретировать
данные и делать
соответствующие
выводы.

3.Скелет туловища.
Скелет конечностей и их
поясов.
4.Строение и функции
Мышцы их строение и функции.
скелетных мышц.

5. Работа мышц и её
регуляция .
6.Нарушение опорно-

Анализировать,
интерпретировать
данные и делать
соответствующие
выводы.

Гиподинамия.
Значение физических упражнений для

Анализировать,
интерпретировать
данные и делать
соответствующие
выводы.

1ч

22.09

1ч

27.09

1ч

29.09

1ч

04.10

1ч

06.10

1ч

11.10

1ч

13.10

1ч

18.10

двигательной системы.
15.

16.

17.

18.

7.Травматизм.

Внутренняя среда
организма (3 часов)
1.Состав внутренней
среды организма и её
функции. Состав крови.
Постоянство внутренней
среды. Лабораторная
работа №3 по теме
«Сравнение
микроскопического
строения крови
человека и лягушки»
2.Свёртывание крови.
Переливание крови.
Группы крови.
3.Иммунитет.
Нарушение иммунной
системы человека.
Вакцинация.

Кровеносная и
лимфатическая

правильного формирования скелета и
мышц.
Профилактика
травматизма.
Первая Анализировать,
помощь
при
травмах
опорно- интерпретировать
двигательного аппарата.
данные и делать
соответствующие
выводы.
Функции крови и лимфы. Поддержание
постоянства
внутренней
среды.
Гомеостаз. Состав крови. Форменные
элементы крови: эритроциты, лейкоциты,
тромбоциты.

Анализировать,
интерпретировать
данные и делать
соответствующие
выводы.

Группы крови. Резус-фактор. Переливание
крови. Свертывание крови.
Иммунитет. Факторы, влияющие на
иммунитет.Значение работ Л. Пастера и
И.И. Мечникова в области иммунитета.
Роль прививок в борьбе с инфекционными
заболеваниями.

Делать и научно
обосновывать
прогнозы и
протекание процесса
или явлений;
анализировать,
интерпретировать
данные и делать
соответствующие
выводы.

1ч

20.10

1ч

25.10

1ч

08.11

1ч

10.11

19.

20.

21.
22.
23.

24.

25.
26.
27.

системы (6 часов)
1.Органы
кровообращения.
Строение и работа
сердца.

2. Лабораторная работа
№4 по теме
«Положение венозных
клапанов в опущенной
и поднятой руке»
3. Сосудистая система.
Лимфообращение.
4.Сосудистая система.
Лимфообращение.
5.Сердечно-сосудистые
заболевания

6.Первая помощь при
кровотечении.
Дыхательная система
(4 часа)
1.Дыхание и его
значение.
2.Органы дыхания
3.Механизм дыхания.
Жизненная ёмкость
лёгких.

Кровеносная система: строение, функции. Сравнивать
Строение и работа сердца. Сердечный величины.
цикл. Пульс. Давление крови.
Математическое
описание
зависимости в
буквенном виде
(составление
формулы)

1ч

15.11

1ч

17.11

Строение сосудов.Движение крови по
сосудам.
Лимфатическая
система:
строение, функции. Движение лимфы по
сосудам.
Гигиена сердечно-сосудистой системы. Анализировать,
Профилактика
сердечно-сосудистых интерпретировать
заболеваний.
данные и делать
соответствующие
выводы.
Виды кровотечений, приемы оказания
первой помощи при кровотечениях.

1ч

22.11

1ч

24.11

1ч

29.11

1ч

01.12

Газообмен в легких и тканях. Дыхательная
система: строение и функции. Этапы
дыхания.
Регуляция дыхания. Гигиена дыхания.
Легочные объемы.

1ч

06.12

1ч
1ч

08.12
13.12

28.

29.

30.

31.

32.

33.

4. Заболевания органов
дыхания, их
профилактика.
Реанимация.

Пищеварительная
система (6 часов)
1.Питание и его
значение. Органы
пищеварения и их
функции.
2.Пищеварение в
ротовой полости. Глотка
и пищевод
3.Пищеварение в
желудке и кишечнике.

4.Всасывание
питательных веществ в
кровь. Лабораторная
работа №5 по
теме«Действие
ферментов слюны на
крахмал».
5.Регуляция
пищеварения

Вред табакокурения. Предупреждение
распространения
инфекционных
заболеваний
и
соблюдение
мер
профилактики для защиты собственного
организма. Первая помощь при остановке
дыхания,
спасении
утопающего,
отравлении угарным газом.

1ч

15.12

Пищеварительная система: строение и
функции.

1ч

20.12

Обработка пищи в ротовой полости. Зубы
и уход за ними. Слюна и слюнные железы.
Глотание.
Пищеварение в желудке. Желудочный сок.
Аппетит. Роль печени и поджелудочной
железы в пищеварении.
Пищеварение в тонком кишечнике.
Особенности пищеварения в толстом
кишечнике.
Всасывание питательных веществ.

1ч

22.12

1ч

27.12

Анализировать,
интерпретировать
данные и делать
соответствующие
выводы.

1ч

29.12

Анализировать,
интерпретировать
данные и делать
соответствующие
выводы.

1ч

12.01

Вклад
Павлова И. П.
пищеварения.

в

изучение

34.

6.Гигиена питания.

35.

Обмен веществ и
энергии (3 часа).
1.Пластический и
энергетический обмен.
Ферменты и их роль в
организме человека.

36.

2.Витамины и их роль в
организме человека

37.

3.Нормы и режим
питания. Нарушение
обмена веществ
Выделение. Покровные
органы. (4 часа)
1.Выделение и его
значение. Органы
мочевыделения.
Заболевание органов
мочевыделения.
2.Наружные покровы
тела. Строение и
функции кожи
3.Болезни и травмы кожи

38.

39.

40.

41.

3.Гигиена кожных
покровов

Гигиена
питания,
предотвращение
желудочно-кишечных заболеваний.

1ч

17.01

Обмен веществ и превращение энергии.
Две стороны обмена веществ и энергии.
Обмен органических и неорганических
веществ. Ферменты, роль ферментов в
пищеварении
Витамины. Проявление гиповитаминозов и Анализировать,
авитаминозов, и меры их предупреждения. интерпретировать
данные и делать
соответствующие
выводы.
Энергетический
обмен
и
питание.
Пищевые рационы. Нормы питания.
Регуляция обмена веществ.

1ч

19.01

1ч

24.01

1ч

26.01

Мочевыделительная система: строение и
функции.
Процесс
образования
и
выделения
мочи,
его
регуляция.
Заболевания органов мочевыделительной
системы и меры их предупреждения.
Покровы тела.

1ч

31.01

1ч

02.02

Уход за кожей, волосами, ногтями.
Приемы оказания первой помощи при
травмах, ожогах, обморожениях и их
профилактика.
Поддержание
температуры
тела.
Терморегуляция при разных условиях
среды.
Роль
кожи
в
процессах

1ч

07.02

1ч

09.02

42.
42.

44.
45.
46.

47.

48.

Нервная система
человека (5 часов)
1. Строение нервной
системы и её значение.
2. Спинной мозг.

3. Головной мозг.
4. Вегетативная нервная
система
5.Нарушения в работе
нервной системы и их
предупреждение
Анализаторы (5 часов).
1 Понятие об
анализаторах.
2.Зрительный
анализатор. Экскурсия
ГБУЗ Тюменской
области «Областная
больница №4»
объединенный филиал
№3 Армизонская
районная больница,
офтальмолог.

терморегуляции.
Регуляция функций организма, способы
регуляции.
Механизмы
регуляций
функций.
Нервная
система:
центральная
и
периферическая.
Нейроны, нервы и нервные узлы.
Рефлекторный принцип работы нервной
системы. Рефлекторная дуга. Спинной
мозг.
Головной мозг. Большие полушария
головного мозга. Особенности развития
головного
мозга
человека
и
его
функциональная асимметрия. Нарушение
деятельности нервной системы и их
предупреждение.
Нервная
система:
соматическая
и
вегетативная.

Анализировать,
интерпретировать
данные и делать
соответствующие
выводы.

Органы чувств и их значение в жизни
человека. Сенсорные системы, их строение
и функции.
Глаз и зрение. Оптическая система глаза.
Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки
и колбочки. Нарушения зрения и их
предупреждение.

Анализировать,
интерпретировать
данные и делать
соответствующие
выводы.

1ч

14.02

1ч.

16.02

1ч
1ч

21.02
23.02

1ч

28.02

1ч

02.03

1ч

07.03

49.

3. Слуховой анализатор.

50.

4.Вестибулярный
анализатор.Мышечное
чувство.Осязание.
5.Вкусовой и
обонятельный
анализаторы. Боль.
Высшая нервная
деятельность.
Поведение. Психика. (5
часов)
1. Высшая нервная
деятельность. Рефлексы
2.Память и обучение
3. Врождённое и
приобретённое
поведение
4.Сон и бодрствование
5.Особенности высшей
нервной деятельности
человека.

51.

52.
53.
54.

55.
56.

Железы внутренней
секреции (эндокринная
система) (2 часа).

Ухо и слух. Строение и функции органа Анализировать,
слуха. Гигиена слуха.
интерпретировать
данные и делать
соответствующие
выводы.
Органы равновесия, мышечного чувства,
осязания.

1ч

09.03

1ч

14.03

Органы обоняния и вкуса. Взаимодействие
сенсорных систем. Влияние экологических
факторов на органы чувств.

1ч

16.03

Высшая нервная деятельность человека,
работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова,
А. А. Ухтомского
и
П. К. Анохина.
Безусловные и условные рефлексы, их
значение. Память

1ч

21.03

1ч
1ч

23.03
04.04

Сон и бодрствование. Значение сна.
Предупреждение
нарушений
сна.Познавательная деятельность мозга.
Эмоции, мышление, речь. Особенности
психики
человека:
осмысленность
восприятия,
словесно-логическое
мышление, способность к накоплению и
передаче из поколения в поколение
информации.

1ч
1ч

06.04
11.04

57.

1 Желёзы внутренней
секреции и их функции

58.

2.Работа эндокринной
системы и её нарушения

59.
60.

61.

62

Индивидуальное
развитие человека (4
часов).
1 Особенности
размножения человека.
2.Органы размножения.
Половые клетки.
Оплодотворение.
3.Беременность и роды

4.Рост и развитие
ребёнка после рождения.

Эндокринная система. Железы и их
классификация. Гормоны, их роль в
регуляции физиологических функций
организма.
Железы внутренней секреции: гипофиз,
эпифиз,
щитовидная
железа,
надпочечники.
Железы
смешанной
секреции: поджелудочная и половые
железы. Регуляция функций эндокринных
желез.

1ч

13.04

1ч

18.04

Половая система: строение и функции.

1ч

20.04

Оплодотворение
и
внутриутробное
развитие. Роды. Рост и развитие ребенка.
Половое
созревание.
Наследование
признаков у человека.
Наследственные болезни, их причины и
предупреждение.
Роль
генетических
знаний в планировании семьи. Забота о
репродуктивном здоровье. Инфекции,
передающиеся половым путем и их
профилактика.
ВИЧ,
профилактика
СПИДа.
Индивидуальные особенности личности:
способности,
темперамент,
характер,
одаренность. Психология и поведение
человека. Цели и мотивы деятельности.
Значение интеллектуальных, творческих и
эстетических
потребностей.
Роль
обучения и воспитания в развитии
психики и поведения человека.

1ч

25.04

1ч

27.04

1ч

02.05

63

Здоровье человека и
его охрана (2 часа)
Социальная и природная
среда человека

64

Окружающая среда и
здоровие человека.

65

Итоговая
тестовая
работа за курс 8 класса
Повторение

6668

ИТОГО

Соблюдение
санитарно-гигиенических
норм и правил здорового образа жизни.
Укрепление
здоровья:
аутотренинг,
закаливание, двигательная активность,
сбалансированное
питание.
Влияние
физических упражнений на органы и
системы
органов.
Защитноприспособительные реакции организма.
Факторы,
нарушающие
здоровье
(гиподинамия, курение, употребление
алкоголя, несбалансированное питание,
стресс).
Культура
отношения
к
собственному здоровью и здоровью
окружающих.
Значение
окружающей
среды
как
источника веществ и энергии. Социальная
и природная среда, адаптации к ним.
Краткая характеристика основных форм
труда. Рациональная организация труда и
отдыха. Соблюдение правил поведения в
окружающей среде, в опасных и
чрезвычайных ситуациях, как основа
безопасности
собственной
жизни.
Зависимость
здоровья
человека
от
состояния окружающей среды.

1ч

04.05

1ч.

09.05

1ч.

11.05

3ч

16.05
18.05
23.05

68 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».