Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»
Выпускник научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и
процессов, характерных для живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их
принадлежности к определенной систематической группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления
биологических объектов;
выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
различатьпо внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные
признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические
эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях,
справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая
умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных;
работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой
ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к живой природе;
создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких
источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и
жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и
адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Содержание учебного предмета «Биология».
Жизнедеятельность цветковых растений
Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание
(фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Транспорт веществ. Движения. Рост, развитие и размножение
растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений. Приемы
выращивания и размножения растений и ухода за ними. Космическая роль зеленых растений.
Органы цветкового растения
Семя. Строение семени. Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней. Побег.
Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Почки. Вегетативные и
генеративные почки. Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Стебель. Строение и значение стебля. Строение и значение
цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления. Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов.
Микроскопическое строение растений
Разнообразие растительных клеток. Ткани растений. Микроскопическое строение корня. Корневой волосок. Микроскопическое
строение стебля. Микроскопическое строение листа.
Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания с указанием
количества часов, отводимых на освоения каждой темы.
№п/п
1
2
Тема
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне
основного общего образования.
Жизнедеятельность организмов
Гражданское воспитание
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую
Обмен веществ-главный признак
принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном
жизни
Питание бактерий, грибов и и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе.
Кол-во часов
11 часов
1
1
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
животных
Питание растений.Удобрение
Фотосинтез
Дыхание растений и животных
Передвижение
веществ
у
растений
Передвижение
веществ
у
животных
Выделение у
растений и
животных
Размножение организмов и его
значение. Лабораторная работа
№1 «Вегетативное размножение
растений»
Рост и развитие-свойства живых
организмов
Тестовая работа по теме
«Жизнедеятельность
организмов»
Строение и многообразие
покрытосеменных растений
Строение семян. Лабораторная
работа №2 «Изучение строения
семян
двудольных
и
однодольных растений»
Виды корней и типы корневых
систем. Лабораторная работа
№3
«Стрержневая
и
мочковатая
корневые
системы»
Видоизменение корней
Побег и почки. Лабораторная
работа
«Строение
почек.
Расположение почек на стебле»
Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и
будущему народа России, тысячелетней истории российской
государственности на основе исторического просвещения, российского
национального исторического сознания.
Проявляющий уважение к государственным символам России,
праздникам.
Проявляющий
готовность
к
выполнению
обязанностей
гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при
уважении прав и свобод, законных интересов других людей.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан,
проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной
организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие
в социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность,
любящий свой народ, его традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и культурному
наследию своего и других народов России, символам, праздникам,
памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и
культуры своего края, своего народа, других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в
науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые
достижения героев и защитников Отечества в прошлом и современности.
Принимающий участие в мероприятиях патриотической
направленности.
Духовно-нравственное воспитание
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего
народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы
народов России, российского общества в ситуациях нравственного
выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности).
Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21 часов
1
1
1
1
Строение стебля.
Внешнее строение листа
Клеточное
строение
листа.
Лаборатрная работа «Строение
кожицы листа»
19
Видоизменение
побегов
Лаборатрная работа «Строение
луковицы»
20
Строение и разнообразие цветков
21
Лабораторная
работа
«Строение цветка»
22
Соцветия Лабораторная работа
«Соцветия»
23-24 Плоды. Лабораторная работа
«Классификация плодов»
25
Размножение покрытосеменных
растений.
26
Классификация
покрытосеменных
27-28 Класс Двудольные.
29
Лабораторная
работа
«Выявление
признаков
семейства
по
внешнему
строению»
30-32 Класс
Однодольные.
Многообразие живой природы.
Охрана природы.
16
17
18
российских духовно-нравственных ценностей и норм с учётом осознания
последствий поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных
поступков, поведения, противоречащих традиционным в России
духовно-нравственным нормам и ценностям.
Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в
условиях индивидуального и общественного пространства, значение и
ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов
в России, умеющий общаться с людьми разных народов,
вероисповеданий.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным
семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины
для создания семьи, рождения и воспитания детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому
языку и литературе как части духовной культуры своего народа,
российского общества.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового
искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание их влияния на поведение людей.
Сознающий роль художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение
нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в
художественном творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности,
значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и
соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том
числе в информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
3
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярную физическую активность).
Проявляющий
неприятие
вредных
привычек
(курения,
употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм
зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и
психического здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние
(своё и других людей), стремящийся управлять собственным
эмоциональным состоянием.
Способный адаптироваться к меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и
труда различного рода, в том числе на основе применения предметных
знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления
навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной
профессиональной самореализации в российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в
семье,
общеобразовательной
организации,
своей
местности)
технологической
и
социальной
направленности,
способный
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность.
Выражающий готовность к осознанному выбору и построению
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов, потребностей.
Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер экологических
проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека,
общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя
в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред
природе.
Ориентированный на применение знаний естественных и
социальных наук для решения задач в области охраны природы,
планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды.
Участвующий в практической деятельности экологической,
природоохранной направленности.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы в разных предметных
областях с учётом индивидуальных интересов, способностей,
достижений.
Ориентированный в деятельности на систему научных
представлений о закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой.
Развивающий навыки использования различных средств
познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура,
деятельность в информационной, цифровой среде).
Демонстрирующий навыки наблюдения, накопления фактов,
осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях
познания, исследовательской деятельности.
33-34 Повторение
2
Приложение 1 к рабочей программе
Календарно - тематическое планирование по биологии 6 класс
№
п/п
Тема
Ко-во часов
1
Жизнедеятельность организмов
Обмен веществ-главный признак жизни
(11 часов)
1
2
3
Питание бактерий, грибов и животных
Питание растений.Удобрение
1
1
4
5
6
7
8
9
Фотосинтез
Дыхание растений и животных
Передвижение веществ у растений
Передвижение веществ у животных
Выделение у растений и животных
Размножение организмов и его значение.
Лабораторная работа
№1
«Вегетативное
размножение растений»
1
1
1
1
1
1
10
11
Рост и развитие-свойства живых организмов
Тестовая работа по теме «Жизнедеятельность
организмов»
Строение и многообразие покрытосеменных
растений
Строение семян. Лабораторная работа №2
1
1
12
Функциональная
грамотность
Анализировать,
интерпретировать
данные и делать
соответствующие
выводы.
Анализировать,
интерпретировать
данные и делать
соответствующие
выводы.
Анализировать,
интерпретировать
данные и делать
соответствующие
выводы
Дата
план
01.09
08.09
15.09
22.09
29.09
06.10
13.10
20.10
10.11
17.11
24.11
(21 часов)
1
Анализировать,
01.12
факт
«Изучение строения семян
однодольных растений»
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23-24
25
26
27-28
29
двудольных
интерпретировать
данные и делать
соответствующие
выводы
и
Виды корней и типы корневых систем.
Лабораторная работа №3 «Стрержневая и
мочковатая корневые системы»
Видоизменение корней
Побег и почки. Лабораторная работа №4
«Строение почек. Расположение почек на
стебле»
Строение стебля.
1
08.12
1
1
15.12
22.12
Внешнее строение листа
Клеточное строение листа. Лабораторная работа
№5 «Строение кожицы листа»
Видоизменение побегов Лабораторная работа №6
«Строение луковицы»
Строение и разнообразие цветков
Лабораторная работа №7 «Строение цветка»
Соцветия Лабораторная работа №8 «Соцветия»
Плоды.
Лабораторная
работа
№9
«Классификация плодов»
1
1
12.01
19.01
1
26.01
1
1
1
2
02.02
09.02
16.02
23.02
02.03
Размножение покрытосеменных растений.
Классификация покрытосеменных
Класс Двудольные.
1
1
2
Лабораторная
1
работа
№10
«Выявление
1
Анализировать,
интерпретировать
данные и делать
соответствующие
выводы
Анализировать,
интерпретировать
данные и делать
соответствующие
выводы
Решение естественно
научных проблем.
29.12
09.03
16.03
23.03
06.04
13.04
30-32
признаков семейства по внешнему строению»
Класс
Однодольные.
Многообразие
живой
природы. Охрана природы.
3
33-34
Повторение
2
20.04
27.04
04.05
11.05
18.05