Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология» Выпускник научится: выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов; аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий; аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий; осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека; объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов; выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания; различатьпо внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов; использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. Выпускник получит возможность научиться: находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее. использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы); осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников; работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы. Содержание учебного предмета «Биология». Жизнедеятельность цветковых растений Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Транспорт веществ. Движения. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. Космическая роль зеленых растений. Органы цветкового растения Семя. Строение семени. Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней. Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Почки. Вегетативные и генеративные почки. Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Стебель. Строение и значение стебля. Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления. Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов. Микроскопическое строение растений Разнообразие растительных клеток. Ткани растений. Микроскопическое строение корня. Корневой волосок. Микроскопическое строение стебля. Микроскопическое строение листа. Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоения каждой темы. №п/п 1 2 Тема Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования. Жизнедеятельность организмов Гражданское воспитание Знающий и принимающий свою российскую гражданскую Обмен веществ-главный признак принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном жизни Питание бактерий, грибов и и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе. Кол-во часов 11 часов 1 1 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 животных Питание растений.Удобрение Фотосинтез Дыхание растений и животных Передвижение веществ у растений Передвижение веществ у животных Выделение у растений и животных Размножение организмов и его значение. Лабораторная работа №1 «Вегетативное размножение растений» Рост и развитие-свойства живых организмов Тестовая работа по теме «Жизнедеятельность организмов» Строение и многообразие покрытосеменных растений Строение семян. Лабораторная работа №2 «Изучение строения семян двудольных и однодольных растений» Виды корней и типы корневых систем. Лабораторная работа №3 «Стрержневая и мочковатая корневые системы» Видоизменение корней Побег и почки. Лабораторная работа «Строение почек. Расположение почек на стебле» Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания. Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам. Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей. Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе. Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной. Патриотическое воспитание Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру. Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране. Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России. Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения героев и защитников Отечества в прошлом и современности. Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности. Духовно-нравственное воспитание Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности). Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21 часов 1 1 1 1 Строение стебля. Внешнее строение листа Клеточное строение листа. Лаборатрная работа «Строение кожицы листа» 19 Видоизменение побегов Лаборатрная работа «Строение луковицы» 20 Строение и разнообразие цветков 21 Лабораторная работа «Строение цветка» 22 Соцветия Лабораторная работа «Соцветия» 23-24 Плоды. Лабораторная работа «Классификация плодов» 25 Размножение покрытосеменных растений. 26 Классификация покрытосеменных 27-28 Класс Двудольные. 29 Лабораторная работа «Выявление признаков семейства по внешнему строению» 30-32 Класс Однодольные. Многообразие живой природы. Охрана природы. 16 17 18 российских духовно-нравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков. Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям. Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий. Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей. Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества. Эстетическое воспитание Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве. Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей. Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде. Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 3 питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность). Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья. Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием. Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям. Трудовое воспитание Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей. Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний. Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе. Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность. Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов, потребностей. Экологическое воспитание Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества. Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе. Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды. Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности. Ценности научного познания Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений. Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой. Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде). Демонстрирующий навыки наблюдения, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности. 33-34 Повторение 2 Приложение 1 к рабочей программе Календарно - тематическое планирование по биологии 6 класс № п/п Тема Ко-во часов 1 Жизнедеятельность организмов Обмен веществ-главный признак жизни (11 часов) 1 2 3 Питание бактерий, грибов и животных Питание растений.Удобрение 1 1 4 5 6 7 8 9 Фотосинтез Дыхание растений и животных Передвижение веществ у растений Передвижение веществ у животных Выделение у растений и животных Размножение организмов и его значение. Лабораторная работа №1 «Вегетативное размножение растений» 1 1 1 1 1 1 10 11 Рост и развитие-свойства живых организмов Тестовая работа по теме «Жизнедеятельность организмов» Строение и многообразие покрытосеменных растений Строение семян. Лабораторная работа №2 1 1 12 Функциональная грамотность Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы. Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы. Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы Дата план 01.09 08.09 15.09 22.09 29.09 06.10 13.10 20.10 10.11 17.11 24.11 (21 часов) 1 Анализировать, 01.12 факт «Изучение строения семян однодольных растений» 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23-24 25 26 27-28 29 двудольных интерпретировать данные и делать соответствующие выводы и Виды корней и типы корневых систем. Лабораторная работа №3 «Стрержневая и мочковатая корневые системы» Видоизменение корней Побег и почки. Лабораторная работа №4 «Строение почек. Расположение почек на стебле» Строение стебля. 1 08.12 1 1 15.12 22.12 Внешнее строение листа Клеточное строение листа. Лабораторная работа №5 «Строение кожицы листа» Видоизменение побегов Лабораторная работа №6 «Строение луковицы» Строение и разнообразие цветков Лабораторная работа №7 «Строение цветка» Соцветия Лабораторная работа №8 «Соцветия» Плоды. Лабораторная работа №9 «Классификация плодов» 1 1 12.01 19.01 1 26.01 1 1 1 2 02.02 09.02 16.02 23.02 02.03 Размножение покрытосеменных растений. Классификация покрытосеменных Класс Двудольные. 1 1 2 Лабораторная 1 работа №10 «Выявление 1 Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы Решение естественно научных проблем. 29.12 09.03 16.03 23.03 06.04 13.04 30-32 признаков семейства по внешнему строению» Класс Однодольные. Многообразие живой природы. Охрана природы. 3 33-34 Повторение 2 20.04 27.04 04.05 11.05 18.05