Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 1 класса составлена на основе Требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального
общего образования, а также Примерной программы воспитания.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике в 1 классе является основной частью основной образовательной программы начального общего образования МАОУ
Южно-Дубровинской СОШ. Рабочая программа составлена в соответствии с
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), утверждённым приказом Министерства
образования и науки от 31 мая 2021 г. №286;
- учебным планом начального общего образования МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2022-2023 учебный год;
- рабочей программы воспитания МАОУ Южно-Дубровинской СОШ;
- концепцией преподавания математики и информатики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства от 09.04.2016 №637-р;
- авторской программой математика под редакцией Моро
- положением о рабочих программах учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей МАОУ ЮжноДубровинской СОШ
Для реализации программы используется учебник Математика (в 2 частях), 1 класс /Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»;2018 ил.-(Школа России).
Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и организацию изучения русскому языку на деятельностной
основе.
В программе учитываются возможности предмета в реализации Требований ФГОС НОО к планируемым, личностным и метапредметным результатам
обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне начального общего образования.
В программе определяются основные цели изучения математики на уровне 1 класса начального общего образования, планируемые результаты освоения
курса математики: личностные, метапредметные, предметные.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА"
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения
предметных и универсальных действий на математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом
обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих образовательных,развивающих целей, а также целей воспитания:
— Освоение начальных математических знаний - понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических
способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с
алгоритмами выполнения арифметических действий.
— Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта
решения учебно-познавательных и учебно-практическихзадач, построенных на понимании и применении математических отношений («частьцелое»,«больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение,
продолжительность события).
— Обеспечение математического развития младшего школьника - формирование способности кинтеллектуальной деятельности,
пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и
неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.).
— Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и умственному труду; важнейших качеств
интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в
математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических знанийв повседневной жизни.
В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов лежат следующиеценности математики, коррелирующие со
становлением личности младшего школьника:
— понимание математических отношений выступает средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов,
процессов и явлений, происходящих в природе и вобществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей,
изменение формы, размера и т.д.);
— математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являютсяусловием целостного восприятия творений
природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
— владение математическим языком, элементами алгоритмического мышления позволяет ученику совершенствовать коммуникативную
деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность
предположения).
Младшие школьники проявляют интерес к математической сущности предметов и явлений окружающей жизни - возможности их измерить,
определить величину, форму, выявить зависимостии закономерности их расположения во времени и в пространстве. Осознанию младшим
школьником многих математических явлений помогает его тяга к моделированию, что облегчает освоение общего способа решения учебной
задачи, а также работу с разными средствами информации, в том числе и графическими (таблица, диаграмма, схема).
В начальной школе математические знания и умения применяются школьником при изучении других учебных предметов (количественные и
пространственные характеристики, оценки, расчёты иприкидка, использование графических форм представления информации). Приобретённые
учеником умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметическихвычислений, приёмы проверки
правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин
(длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности младшего школьника и предпосылкой
успешного дальнейшего обучения в основном звене школы.
На изучение математики в 1 классе отводится 4 часа в неделю, всего 132 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание обучения в программе представлено разделами: «Числа и величины»,
«Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения и геометрическиефигуры», «Математическая информация».
Числа и величины
Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. Единица счёта. Десяток. Счёт предметов, запись результата цифрами. Число и цифра 0 при
измерении, вычислении.
Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение. Однозначные и двузначные числа. Увеличение(уменьшение) числа на несколько единиц.
Длина и её измерение. Единицы длины: сантиметр, дециметр; установление соотношения междуними.
Арифметические действия
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Названия компонентов действий, результатов действийсложения, вычитания. Вычитание как
действие, обратное сложению.
Текстовые задачи
Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу. Зависимостьмежду данными и искомой величиной в
текстовой задаче. Решение задач в одно действие.
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Расположение предметов и объектов на плоскости, в пространстве: слева/справа, сверху/снизу,между; установление пространственных
отношений.
Геометрические фигуры: распознавание круга, треугольника, прямоугольника, отрезка. Построениеотрезка, квадрата, треугольника с помощью
линейки на листе в клетку; измерение длины отрезка в сантиметрах.
Математическая информация
Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики объекта, группы объектов (количество, форма,размер). Группировка объектов по
заданному признаку.
Закономерность в ряду заданных объектов: её обнаружение, продолжение ряда.
Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные относительно заданногонабора математических объектов.
Чтение таблицы (содержащей не более 4-х данных); извлечение данного из строки, столбца; внесение одного-двух данных в таблицу. Чтение
рисунка, схемы с одним-двумя числовыми данными(значениями данных величин).
Двух-трёхшаговые инструкции, связанные с вычислением, измерением длины, изображениемгеометрической фигуры.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Универсальные познавательные учебные действия:
— наблюдать математические объекты (числа, величины) в окружающем мире;
— обнаруживать общее и различное в записи арифметических действий;
— понимать назначение и необходимость использования величин в жизни;
— наблюдать действие измерительных приборов;
— сравнивать два объекта, два числа; распределять объекты на группы по заданному
основанию;
— копировать изученные фигуры, рисовать от руки по собственному замыслу; приводитьпримеры чисел, геометрических фигур;
— вести порядковый и количественный счет (соблюдать последовательность).
Работа с информацией:
— понимать, что математические явления могут быть представлены с помощью разных средств:текст, числовая запись, таблица, рисунок,
схема;
— читать таблицу, извлекать информацию, представленную в табличной форме.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
— характеризовать (описывать) число, геометрическую фигуру, последовательность изнескольких чисел, записанных по порядку;
— комментировать ход сравнения двух объектов; описывать своими словами сюжетнуюситуацию и математическое отношение,
представленное в задаче;
— описывать положение предмета в пространстве различать и использовать математическиезнаки;
— строить предложения относительно заданного набора объектов.
Универсальные регулятивные учебные действия:
— принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности;
— действовать в соответствии с предложенным образцом, инструкцией;
— проявлять интерес к проверке результатов решения учебной задачи, с помощью учителя устанавливать причину возникшей ошибки и
трудности;
— проверять правильность вычисления с помощью другого приёма выполнения действия.
Совместная деятельность:
— участвовать в парной работе с математическим материалом;
— выполнять правила совместной деятельности: договариваться, считаться с мнением партнёра,спокойно и мирно разрешать конфликты.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение математики в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных,метапредметных и предметных результатов освоения
учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Математика» у обучающегося будут сформированы следующиеличностные результаты:
— осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, дляразвития общей культуры человека;
— развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать илиопровергать их;
— применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способностьдоговариваться, лидировать, следовать
указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат;
— осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде;
— применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям
младшего возраста, взрослым и пожилым людям;
— работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к
интеллектуальному труду и уверенность своих силахпри решении поставленных задач, умение преодолевать трудности;
— оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности примененияматематики для рационального и эффективного
решения учебных и жизненных проблем;
— оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей;
— стремиться углублять свои математические знания и умения; пользоваться разнообразнымиинформационными средствами для решения
предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем, задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные познавательные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
— устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое;причина-следствие; протяжённость);
— применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация(группировка), обобщение;
— приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решенияучебных и житейских задач;
— представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи,текста в соответствии с предложенной учебной
проблемой.
2) Базовые исследовательские действия:
— проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курсаматематики;
— понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать,характеризовать, использовать для решения
учебных и практических задач;
— применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов)
3) Работа с информацией:
— находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию вразных источниках информационной среды;
— читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель);
— представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулироватьутверждение по образцу, в соответствии с
требованиями учебной задачи;
— принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и источники информации.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
— конструировать утверждения, проверять их истинность;
— строить логическое рассуждение;
— использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи;
— формулировать ответ;
— комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять полученный ответ сиспользованием изученной терминологии;
— в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказыватьсуждения, оценивать выступления участников,
приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения;
— создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида - описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру,
при решении задачи), инструкция (например,измерение длины отрезка);
— ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные;
— составлять по аналогии; . самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовымизученным.
Универсальные регулятивные учебные действия:
1) Самоорганизация:
— планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;
o выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых впроцессе обучения.
Самоконтроль:
o осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно оценивать их;
o выбирать и при необходимости корректировать способы действий;
o находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок.
2) Самооценка:
— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов,
обращение к учебнику, дополнительным средствамобучения, в том числе электронным);
— оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.
Совместная деятельность:
— участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы (например, в случае решения задач, требующих
перебора большого количества вариантов,приведения примеров и контрпримеров);
— согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации;
— осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей,
предусматривать пути их предупреждения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
— читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20;
— пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер объекта;
— находить числа, большие/меньшие данного числа на заданное число;
— выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 20 (устно и письменно) без перехода через десяток; называть и
различать компоненты действий сложения(слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность);
— решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие итребование (вопрос);
— сравнивать объекты по длине, устанавливая между ними соотношение длиннее/короче(выше/ниже, шире/уже);
— знать и использовать единицу длины — сантиметр; измерять длину отрезка, чертить отрезокзаданной длины (в см);
— различать число и цифру; распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник,прямоугольник (квадрат), отрезок;
— устанавливать между объектами соотношения: слева/справа, дальше/ближе, между, перед/за,над/под;
— распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения относительно заданногонабора объектов/предметов;
— группировать объекты по заданному признаку; находить и называть закономерности в рядуобъектов повседневной жизни;
— различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в таблицу, извлекать данное/данные изтаблицы;
— сравнивать два объекта (числа, геометрические фигуры); распределять объекты на две группы по заданному основанию.
Тематическое планирование с указанием количества академических часов отводимых на освоение каждой темы учебного предмета и
возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов
№ Наименование
Количество часов
Виды деятельности
Виды,
Электронные
п/п разделов и тем
форм
(цифровые)
всег контроль практиче
программы
ы
образовательные
о
ные
ские
контр
ресурсы
1.1. Числа от 1 до 9:
9
0работы 0работы
Игровые упражнения по различению
Устн
https://pptcloud.ru/matemat
оля
количества предметов (зрительно, на
ый
ika/veselaya-matematika-1различение, чтение,
слух, установлением соответствия),
опро
klass
запись.
числа и цифры, представлению чисел
с;
словесно и письменно;
Работа в парах/ группах.
Формулирование ответов на
вопросы: «Сколько?», «Который по
счёту?», «На сколько больше?», «На
сколько меньше?», «Что получится, если
увеличить/уменьшить количество на 1,
на 2?» — по образцу и самостоятельно;
Практические работы по определению
длин предложенных предметов с
помощью заданной мерки, по
определению длины в сантиметрах;
Словесное описание группы предметов,
ряда чисел;
1.2. Единица счёта. Десяток.
1
0
0
Цифры; знаки сравнения, равенства,
арифметических действий;
Устная работа: счёт единицами в
разном порядке, чтение, упорядочение
однозначных и двузначных чисел; счёт
по 2, по 5;
Работа с таблицей чисел: наблюдение,
установление
закономерностей в расположении
чисел;
Устн
ый
опро
с;
https://pptcloud.ru/matemat
ika/veselaya-matematika-1klass
1.3. Счёт предметов, запись
результата цифрами.
2
0
0
Цифры; знаки сравнения, равенства,
арифметических действий;
Устная работа: счёт единицами в
разном порядке, чтение, упорядочение
однозначных и двузначных чисел; счёт
по 2, по 5;
Устн
ый
опро
с;
https://pptcloud.ru/matemat
ika/veselaya-matematika-1klass
1.4. Порядковый номер
объекта при заданном
порядке счёта.
2
0
0
Цифры; знаки сравнения, равенства,
арифметических
действий;
Устная работа: счёт единицами в
разном порядке, чтение, упорядочение
однозначных и двузначных чисел; счёт
по 2, по 5;
Работа с таблицей чисел: наблюдение,
установление
закономерностей в расположении
чисел;
Работа в парах/группах.
Формулирование вопросов,
связанных с порядком чисел,
увеличением/уменьшением числа на
несколько единиц, установлением
закономерности в ряду чисел;
Устн
ый
опро
с;
https://pptcloud.ru/matemat
ika/veselaya-matematika-1klass
1.5. Сравнение чисел,
сравнение групп
предметов по
количеству: больше,
меньше, столько же.
2
0
0
Цифры; знаки сравнения, равенства,
арифметических действий;
Устная работа: счёт единицами в
разном порядке, чтение, упорядочение
однозначных и двузначных чисел; счёт
по 2, по 5;
Работа с таблицей чисел: наблюдение,
установление
закономерностей в расположении
чисел;
Устн
ый
опро
с;
https://pptcloud.ru/matematika/
195848
1.6. Число и цифра 0 при
измерении,
вычислении.
1
0
0
Игровые упражнения по различению
количества предметов (зрительно, на
слух, установлением соответствия),
числа и цифры, представлению чисел
словесно и письменно;
Работа в парах/ группах.
Формулирование ответов на
вопросы: «Сколько?», «Который по
счёту?», «На сколько больше?», «На
сколько меньше?», «Что получится, если
увеличить/уменьшить количество на 1,
на 2?» — по образцу и самостоятельно;
Устн
ый
опро
с;
https://pptcloud.ru/matemat
ika/slojenie-i-vychitanie
1.7. Числа в пределах 20:
чтение, запись,
сравнение.
2
0
0
Работа с таблицей чисел: наблюдение,
установление
закономерностей в расположении
чисел;
Работа в парах/группах.
Формулирование вопросов,
связанных с порядком чисел,
увеличением/уменьшением числа на
несколько единиц, установлением
закономерности в ряду чисел;
Устн
ый
опро
с;
https://pptcloud.ru/matemati
ka/slojenie-i-vychitanie
https://pptcloud.ru/matemati
ka/slozhenie-i-vychitanie-vpredelah-20
1.8. Однозначные и
двузначные числа.
2
0
0
Игровые упражнения по различению
количества предметов (зрительно, на
слух, установлением соответствия),
числа и цифры, представлению чисел
словесно и письменно;
Работа в парах/ группах.
Формулирование ответов на
вопросы: «Сколько?», «Который по
счёту?», «На сколько больше?», «На
сколько меньше?», «Что получится, если
увеличить/уменьшить количество на 1,
на 2?» — по образцу и самостоятельно;
Устн
ый
опро
с;
https://pptcloud.ru/matematika
/ustnyy-schet-151790
1.9. Увеличение
(уменьшение) числа на
несколько единиц
2
0
0
Устная работа: счёт единицами в
разном порядке, чтение, упорядочение
однозначных и двузначных чисел; счёт
по 2, по 5;
Работа с таблицей чисел: наблюдение,
установление
закономерностей в расположении
чисел;
Работа в парах/группах.
Формулирование вопросов,
связанных с порядком чисел,
увеличением/уменьшением числа на
несколько единиц, установлением
закономерности в ряду чисел;
Устн
ый
опро
с;
https://pptcloud.ru/matematika
/ustnyy-schet-151790
Итого по разделу
2.1. Длина и её измерение
с помощью заданной
мерки.
23
2
0
0
Знакомство с приборами для
измерения величин;
Линейка как простейший инструмент
измерения длины; Наблюдение
действия измерительных приборов;
Понимание назначения и
необходимости использования
величин в жизни;
Использование линейки для
измерения длины отрезка;
Устн
ый
опро
с;
https://pptcloud.ru/matematika/l
ineyka
Сравнение без измерения:
2.2. выше —ниже, шире —
уже, длиннее — короче,
старше — моложе,
тяжелее — легче.
2
0
0
Линейка как простейший инструмент
измерения длины; Наблюдение
действия измерительных приборов;
Понимание назначения и
необходимости использования величин
в жизни;
Использование линейки для измерения
длины отрезка; Коллективная работа по
различению и сравнению величин;
Устн
ый
опро
с;
https://pptcloud.ru/matematika
/lineyka
https://pptcloud.ru/matematika
/matematika-1-klass-dlinneekoroche-odinakovye-po-dline
2.3. Единицы длины:
3
сантиметр, дециметр;
установление соотношения
между ними.
Итого по разделу
3.1. Сложение и
вычитание чисел в
пределах 20.
9
23
0
0
Наблюдение действия измерительных
приборов;
Понимание назначения и
необходимости использования
величин в жизни;
Использование линейки для
измерения длины отрезка;
Устн
ый
опро
с;
https://pptcloud.ru/matematika/l
ineyka
0
0
Обсуждение приёмов сложения,
вычитания: нахождение значения
суммы и разности на основе состава
числа, с использованием числовой
ленты, по частям и др.;
Использование разных способов
подсчёта суммы и
разности, использование
переместительного свойства при
нахождении суммы;
Устн
ый
опро
с;
https://pptcloud.ru/matemati
ka/slozhenie-i-vychitaniedvuznachnyh-chisel-208236
3.2. Названия компонентов
действий, результатов
действий сложения,
вычитания. Знаки
сложения и
вычитания, названия
компонентов действия.
Таблица сложения.
Переместительное
свойство сложения.
5
0
1
Практическая работа с числовым
выражением: запись, чтение,
приведение примера (с помощью
учителя или по образцу),
иллюстрирующего смысл
арифметического действия;
Обсуждение приёмов сложения,
вычитания: нахождение значения
суммы и разности на основе состава
числа, с использованием числовой
ленты, по частям и др.;
Использование разных способов
подсчёта суммы и
разности, использование
переместительного свойства при
нахождении суммы;
Пропедевтика исследовательской
работы: перестановка слагаемых при
сложении (обсуждение практических и
учебных ситуаций);
Практиче https://pptcloud.ru/matemat
ская
ika/vesyolyy-schyot
работа;
3.3. Вычитание как
действие, обратное
сложению.
3
0
0
Обсуждение приёмов сложения,
вычитания: нахождение значения
суммы и разности на основе состава
числа, с использованием числовой
ленты, по частям и др.;
Использование разных способов
подсчёта суммы и
разности, использование
переместительного свойства при
нахождении суммы;
Устный
опрос;
https://pptcloud.ru/matemati
ka/slagaemye-summa
2
0
0
Дидактические игры и упражнения,
связанные с выбором, составлением
сумм, разностей с заданным
результатом действия; сравнением
значений числовых выражений (без
вычислений), по результату действия;
Устный
опрос;
https://pptcloud.ru/matemati
ka/slagaemye-summa
3.5. Сложение одинаковых
2
слагаемых. Счёт по 2, по 3,
по 5.
0
0
Обсуждение приёмов сложения,
вычитания: нахождение значения
суммы и разности на основе состава
числа, с использованием числовой
ленты, по частям и др.;
Устный
опрос;
https://pptcloud.ru/matemati
ka/slagaemye-summa
3.4. Неизвестное слагаемое.
3.6. Прибавление и вычитание 2
нуля.
0
0
Учебный диалог: «Сравнение
практических (житейских) ситуаций,
требующих записи одного и того же
арифметического действия, разных
арифметических действий»;
Устный
опрос;
https://pptcloud.ru/matematika
/chislo
-i-tsifra-0-svoystvaslozheniya-i-vychitaniya-snulem
3.7. Сложение и вычитание
чисел без
перехода и с переходом
через десяток.
5
0
0
Моделирование. Иллюстрация с
помощью предметной модели
переместительного свойства
сложения, способа нахождения
неизвестного слагаемого. Под
руководством педагога выполнение
счёта с использованием заданной
единицы счёта;
Устный
опрос;
https://pptcloud.ru/matemat
ika/nazvaniya-iposledovatelnost-chisel-ot11-do-20
3.8. Вычисление суммы,
разности трёх чисел.
2
0
0
Работа в парах/группах: проверка
Устный
правильности вычисления с
опрос;
использованием раздаточного материала,
линейки, модели действия, по образцу;
обнаружение общего и различного в
записи арифметических действий, одного
и того же действия с разными числами;
Итого по разделу
44
https://pptcloud.ru/m
atematika/
geometricheskiefigury-155328
4.1. Текстовая задача:
структурные
элементы, составление
текстовой задачи по
образцу.
2
0
0
Коллективное обсуждение: анализ
Устный
реальной ситуации,
опрос;
представленной с помощью рисунка,
иллюстрации, текста, таблицы, схемы
(описание ситуации, что известно, что не
известно; условие задачи, вопрос
задачи);
Обобщение представлений о текстовых
задачах, решаемых с помощью действий
сложения и вычитания («на сколько
больше/меньше», «сколько всего»,
«сколь-ко осталось»).
Различение текста и текстовой задачи,
представленного в текстовой задаче;
https://pptcloud.ru/matemat
ika/reshenie-zadach-1klass-140796
4.2. Зависимость между
данными и искомой
величиной в текстовой
задаче.
2
0
0
Соотнесение текста задачи и её
Устный
модели;
опрос;
Моделирование: описание словами и с
помощью
предметной модели сюжетной
ситуации и
математическогоотношения.
Иллюстрация практической ситуации
с использованием счётного материала.
Решение текстовой задачи с помощью
раздаточного материала.
Объяснение выбора арифметического
действия для решения, иллюстрация хода
решения, выполнения действия на
модели;
https://pptcloud.ru/matemat
ika/reshenie-zadach-1klass-140796
4.3. Выбор и запись
арифметического
действия для
получения ответа на
вопрос.
2
0
0
Соотнесение текста задачи и её модели;
https://pptcloud.ru/matemat
ika/reshenie-zadach-1klass-140796
Устный
опрос;
4.4. Текстовая сюжетная
задача в одно действие:
запись решения, ответа
задачи.
11
0
0
Коллективное обсуждение: анализ
Устный
реальной ситуации,
опрос;
представленной с помощью рисунка,
иллюстрации, текста, таблицы, схемы
(описание ситуации, что известно, что не
известно; условие задачи, вопрос
задачи);
Обобщение представлений о текстовых
задачах, решаемых с помощью действий
сложения и вычитания («на сколько
больше/меньше», «сколько всего»,
«сколь-ко осталось»).
Различение текста и текстовой задачи,
представленного в текстовой задаче;
Соотнесение текста задачи и её
модели;
Моделирование: описание словами и с
помощью
предметной модели сюжетной
ситуации и
математическогоотношения.
Иллюстрация практической ситуации
с использованием счётного материала.
Решение текстовой задачи с помощью
раздаточного материала.
Объяснение выбора арифметического
действия для решения, иллюстрация хода
решения, выполнения действия на
модели;
https://pptcloud.ru/matemat
ika/reshenie-zadach-1klass-140796
4.5. Обнаружение
недостающего элемента
задачи, дополнение текста
задачи
числовыми данными (по
иллюстрации, смыслу
задачи, её решению).
2
Итого по разделу
19
5.1. Расположение предметов и 4
объектов на плоскости, в
пространстве:
слева/справа, сверху/снизу,
между;
установление
пространственных
отношений.
0
0
0
0
Моделирование: описание словами и с
Устный
помощью
опрос;
предметной модели сюжетной
ситуации и
математическогоотношения.
Иллюстрация практической ситуации
с использованием счётного материала.
Решение текстовой задачи с помощью
раздаточного материала.
Объяснение выбора арифметического
действия для решения, иллюстрация хода
решения, выполнения действия на
модели;
Распознавание и называние
известных геометрических фигур,
обнаружение в окружающем мире их
моделей;
https://pptcloud.ru/matemat
ika/reshenie-zadach-1klass-140796
Устный
опрос;
https://pptcloud.ru/matem
atika/davay-poschitaem-2
https://pptcloud.ru/matem
atika/davay-poschitaem-2
5.2. Распознавание
объекта и его
отражения.
3
0
0
Составление пар: объект и его
отражение;
Устный
опрос;
5.3. Геометрические
фигуры:
распознавание круга,
треугольника,
прямоугольника,
отрезка.
3
0
1
Практическая деятельность:
графические и измерительные действия
в работе с карандашом и линейкой:
копирование, рисование фигур по
инструкции;
Анализ изображения (узора,
геометрической фигуры), называние
элементов узора, геометрической
фигуры; Творческие задания: узоры и
орнаменты. Составление инструкции
изображения узора, линии (по клеткам);
Практиче https://pptcloud.ru/matematika
ская
/matematika-1-klass-liniiработа;
krivaya-pryamaya-luchotrezok-tochka
5.4. Построение отрезка,
квадрата,
треугольника с
помощью линейки;
измерение длины
отрезка в
сантиметрах.
6
0
1
Практические работы: измерение
длины отрезка, ломаной, длины
стороны квадрата, сторон
прямоугольника.
Комментирование хода и результата
работы; установление соответствия
результата и поставленного вопроса;
Ориентировка в пространстве и на
плоскости (классной доски, листа
бумаги, страницы учебника и т. д.).
Установление направления,
прокладывание маршрута; Учебный
диалог: обсуждение свойств
геометрических фигур
(прямоугольника и др.); сравнение
геометрических фигур (по форме,
размеру); сравнение отрезков по
длине;
Практиче https://pptcloud.ru/matematika
ская
/matematika-1-klass-liniiработа;
krivaya-pryamaya-luchotrezok-tochka
5.5. Длина стороны
прямоугольника,
квадрата,
треугольника.
2
0
0
Ориентировка в пространстве и на
плоскости (классной доски, листа
бумаги, страницы учебника и т. д.).
Установление направления,
прокладывание маршрута; Учебный
диалог: обсуждение свойств
геометрических фигур (прямоугольника
и др.); сравнение геометрических фигур
(по форме, размеру); сравнение
отрезков по длине; Предметное
моделирование заданной фигуры из
различных материалов (бумаги,
палочек, трубочек, проволоки и пр.),
составление из других геометрических
фигур;
Устный
опрос;
https://pptcloud.ru/matematika/
mnogougolniki-1-klass-138706
5.6. Изображение
прямоугольника,
квадрата,
треугольника.
3
Итого по разделу
21
6.1. Сбор данных об объекте по 1
образцу.
Характеристики объекта,
группы
объектов (количество,
форма, размер); выбор
предметов по образцу (по
заданным признакам).
0
0
Предметное моделирование заданной
фигуры из различных материалов
(бумаги, палочек, трубочек, проволоки
и пр.), составление из других
геометрических фигур;
Устный
опрос;
https://pptcloud.ru/matematika
/zanimatelnyy-ustnyy-schyot
0
0
Коллективное наблюдение:
распознавание в окружающем мире
ситуаций, которые целесообразно
сформулировать на языке математики и
решить математическими средствами;
Наблюдение за числами в окружающем
мире, описание словами наблюдаемых
фактов, закономерностей;
Устный
опрос;
https://pptcloud.ru/m
atematika
/zanimatelnyyustnyy-schyot
6.2. Группировка объектов по
заданному признаку.
5
0
0
Коллективное наблюдение:
распознавание в окружающем мире
ситуаций, которые целесообразно
сформулировать на языке математики и
решить математическими средствами;
Устный
опрос;
https://pptcloud.ru/matemati
ka/zadachi-po-geometrii-11klass
6.3. Закономерность в
ряду заданных
объектов: её
обнаружение,
продолжение ряда.
6.4. Верные (истинные) и
неверные
(ложные) предложения,
составленные
относительно заданного
набора
математических
объектов.
2
0
0
Наблюдение за числами в
окружающем мире, описание
словами наблюдаемых фактов,
закономерностей;
Устный
опрос;
https://pptcloud.ru/matem
atika/zadachi-pogeometrii-11-klass
2
0
0
Знакомство с логической
конструкцией «Если … ,
то…».Верно или неверно:
формулирование и проверка
предложения;
Устный
опрос;
https://pptcloud.ru/ma
tematika/ zadachi-pogeometrii-11-klass
2
0
0
Работа с наглядностью — рисунками,
Устный
содержащими
опрос;
математическую информацию.
Формулирование вопросов и ответов по
рисунку (иллюстрации, модели).
Упорядочение математических объектов
с опорой на рисунок, сюжетную
ситуацию и пр.;
https://pptcloud.ru/matemat
ika/zadacha-154492
6.6. Чтение рисунка, схемы 1— 3
2 числовыми данными
(значениями данных
величин).
0
0
Ориентировка в книге, на странице
учебника, использование изученных
терминов для описания
положениярисунка, числа, задания и пр.
на странице, на листе бумаги;
Устный
опрос;
https://pptcloud.ru/matemat
ika/zadacha-154492
6.7. Выполнение 1—3-шаговых 3
инструкций, связанных с
вычислениями,
измерением длины,
построением
геометрических фигур.
0
0
Работа с наглядностью — рисунками,
Устный
содержащими
опрос;
математическую информацию.
Формулирование вопросов и ответов по
рисунку (иллюстрации, модели).
Упорядочение математических объектов
с опорой на рисунок, сюжетную
ситуацию и пр.;
https://pptcloud.ru/matemati
ka
/chetyrehugolnikipryamougolnik-kvadratprezentatsiya-1-klass
18
132 0
3
6.5. Чтение таблицы
(содержащей не более
четырёх данных);
извлечение
данного из строки,
столбца; внесение одногодвух данных в таблицу
Итого по разделу:
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Приложение к рабочей программе
Календарно- тематическое планирование по математике 1 класс
№ Тема урока
п/п
Количество
часов
Интегрированные уроки
Функциональная
грамотность
Дата
План
1
Учебник математики. Роль
математики в жизни людей и
общества
1
1.09.22
2
Счет предметов.
1
2.09.22
3
Вверху. Внизу. Слева. Справа.
1
5.09.22
4
Раньше. Позже. Сначала. Потом.
1
5
Столько же. Больше. Меньше.
1
8.09.22
6
На сколько больше? На сколько 1
меньше?
9.09.22
7
Повторение
и
обобщение 1
изученного по теме «Подготовка к
изучению чисел».
12.09.22
8
Много. Один.
1
Анализировать
информацию,
содержащуюся в графиках,
таблицах, текстах и других
источников
Распознавать числа,
выражения, количества и
формы.
6.09.22
13.09.22
Факт
9
Число и цифра 2.
1
10
Число и цифра 3.
1
11
Знаки +, -, =.
1
19.09.22
12
Число и цифра 4.
1
20.09.22
13
Учебник математики. Роль
математики в жизни людей и
общества
1
22.09.22
15.09.22
.
Анализировать
информацию,
содержащуюся в графиках,
таблицах, текстах и других
источников
16.09.22
14 Длиннее, короче.
1
15 Число и цифра 5.
1
26.09.22
16 Числа от 1 до 5. Состав числа 5.
1
27.09.22
17 Странички для любознательных.
1
29.09.22
18 Точка. Кривая линия. Прямая линия. 1
Отрезок. Луч.
30.09.22
19 Ломаная линия.
1
3.10.22
20 Закрепление изученного.
1
Применять стратегии и
способы решениязадач,
задействовав знакомые
математические понятия и
операции.
23.09.22
4.10.22
21 Знаки >, <, =.
1
6.10.22
22 Равенство. Неравенство.
1
7.10.22
23 Многоугольник.
1
10.10.22
24 Числа 6 и 7. Письмо цифры 6.
1
11.10.22
25 Числа 6 и 7. Письмо цифры 7.
1
13.10.22
26 Числа 8 и 9. Письмо цифры 8.
1
14.10.22
27 Числа 8 и 9. Письмо цифры 9.
1
17.10.22
28 Число 10
1
29 Повторение и обобщение по теме:
«Числа от 1 до 10. Число 0.
Нумерация
1
20.10.22
30 Наши проекты.
1
21.10.22
31 Сантиметр.
1
32 Увеличить на…
1
25.10.22
33 Число 0
1
27.10.22
Распознавать числа,
выражения, количества и
формы
Использовать
измерительные
инструменты,
выбираяподходящие
единицыизмерения
18.10.22
24.10.22
34 Сложение и вычитание с числом 0
1
35 Странички для любознательных
1
36 Что узнали. Чему научились.
1
1.11.22
37 Сложение и вычитание вида ..-1, ..+1 1
3.11.22
38 Сложение и вычитание вида ..-1, ..+1 1
4.11.22
39 Сложение и вычитание вида ..-1 -1
..+1+1
1
7.11.22
40 Сложение и вычитание вида ..-2, ..+2 1
8.11.22
41 Слагаемые. Сумма
1
10.11.22
42 Задача
1
43 Составление задач на сложение и
вычитание
1
14.11.22
44 Сложение и вычитание по 2
1
15.11.22
45 Присчитывание и отсчитывание по 2.
1
17.11.22
46 Задачи на увеличение (уменьшение)
числа на
1
18.11.22
28.10.22
Производить
алгоритмические операции
+, –, или их
комбинацию с
использованиемчисел
Применять стратегии и
способы решения задач,
задействовав знакомые
математические понятия и
операции.
31.10.22
11.11.22
47 Странички для любознательных
1
48 Что узнали. Чему научились.
1
49 Странички для любознательных.
1
24.11.22
1
25.11.22
51 Сложение и вычитание числа 3
1
28.11.22
52 Закрепление изученного. Сравнение
длин отрезков.
1
29.11.22
53 Таблицы сложения и вычитания с
числом 3.
1
1.12.22
54 Присчитывание и отсчитывание по 3
1
2.12.22
55 Решение задач
1
56 Решение задач
1
6.12.22
57 Странички для любознательных
1
8.12.22
58 Что узнали. Чему научились.
1
9.12.22
Сложение и вычитание вида ..+3, ..-
50
21.11.22
Производить
алгоритмические операции
+, –, или их
комбинацию с
использованиемчисел
22.11.22
3
Применять стратегии и
способы решения задач,
задействовав знакомые
математические понятия и
операции.
5.12.22
59 Что узнали. Чему научились.
1
Применять стратегии и
способы решения задач,
задействовав знакомые
математические понятия и
операции.
60 Закрепление изученного материала
1
13.12.22
61 Закрепление изученного материала
1
15.12.22
62 Проверим себя и оценим свои
достижения
1
16.12.22
63 Закрепление изученного материала
1
19.12.22
64 Закрепление изученного материала
1
Производить
алгоритмические операции
+, –, или их
комбинацию с
использованиемчисел
12.12.22
20.12.22
65 Сложение и вычитание чисел первого 1
десятка. Состав чисел 7, 8, 9.
22.12.22
66 Задачи на увеличение числа на
несколько единиц (с двумя
множествами предметов).
1
23.12.22
67 Задачи на увеличение числа на
несколько единиц (с двумя
множествами предметов).
1
26.12.22
68 Сложение и вычитание вида ..-4, ..+ 4
1
27.12.22
69 Интегрированный урок «Закрепление 1
изученного по математике и русскому
языку»(математика-русский)
70 На сколько больше? На сколько 1
меньше?
Математика русский
29.12.22
30.12.22
71 Решение задач «на сколько больше, 1
меньше»
Применять стратегии и
способы решения задач,
задействовав знакомые
математические понятия и
операции
12.01.23
72 Таблицы сложения и вычитания с 1
числом 4.
13.01.23
73 Решение задач.
1
16.01.23
74 Перестановка слагаемых.
1
17.01.23
75 Применение
переместительного 1
свойства сложения для случаев вида □
+ 5, 6, 7, 8, 9.
Распознавать числа,
выражения, количества и
формы
19.01.23
76 Таблицы для случаев вида □ + 5, 6, 7, 1
8, 9.
20.01.23
77 Состав чисел первого десятка
1
23.01.23
78 Состав чисел первого десятка
1
24.01.23
Решение 1
26.01.23
1
27.01.23
79 Закрепление
задач.
изученного.
80 Что узнали. Чему научились.
81 Закрепление изученного. Проверка 1
знаний.
82 Связь между суммой и слагаемыми.
1
Производить
алгоритмические операции
+, –, или их
комбинацию с
использованием чисел
30.01.23
31.01.23
83 Связь между суммой и слагаемыми.
1
2.02.23
84 Решение задач
1
3.02.23
85 Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность
1
6.02.23
86 Вычитание вида 6-..,7-..
1
87 Закрепление приемов вычислений
вида 6 -..
1
9.02.23
88 Вычитание вида 8 -.., 9 -..
1
10.02.23
89 Закрепление приемов вычислений
вида 8 -..,9-..
Решение задач
1
13.02.23
Распознавать числа,
выражения, количества и
формы
90
Вычитание вида 10-..
1
91
Закрепление изученного. Решение
задач.
1
16.02.23
92
Килограмм. Сравнение величин.
1
17.02.23
93
Литр. Сравнение величин.
1
27.02.23
94
Что узнали. Чему научились.
1
28.02.23
95
Проверим себя
достижения
и
оценим
свои 1
Производить
алгоритмические операции
+, –, или их
комбинацию с
использованием чисел
7.02.23
Распознавать числа,
выражения, количества и
14.02.23
2.03.23
формы
96
Названия и последовательность 1
чисел от 11 до 20.
3.03.23
97
Образование чисел второго десятка. 1
Класс и разряд.
6.03.23
98
Запись и чтение чисел второго 1
десятка.
7.03.23
99
Дециметр.
9.03.23
1
100 Сложение и вычитание вида 10 + 7,
17 – 7, 17 – 10.
1
101 Сложение и вычитание вида 10 + 7,
17 – 7, 17 – 10.
1
13.03.23
102 Странички для любознательных.
1
14.03.23
103 Что узнали. Чему научились.
1
16.03.23
свои 1
17.03.23
104 Проверим себя
достижения
и
оценим
105 Закрепление изученного. Работа над 1
ошибками.
Производить
алгоритмические операции
+, –, или их
комбинацию с
использованиемчисел
Распознавать числа,
выражения, количества и
формы
10.03.23
20.03.23
106 Повторение. Подготовка к решению
задач в два действия.
1
21.03.23
107 Повторение. Подготовка к решению
задач в два действия
1
23.03.23
108 Составная задача
1
Применять стратегии и
способы решениязадач,
задействовав знакомые
математические понятия и
операции.
109
Составная задача
1
3.04.23
110
Общий
приём
сложения 1
однозначных чисел с переходом
через десяток.
4.04.23
111
Алгоритм сложения однозначных 1
чисел с переходом через десяток
вида □ + 2, □ + 3.
112
Алгоритм сложения однозначных 1
чисел с переходом через десяток
вида □ + 4.
7.04.23
113
Алгоритм сложения однозначных 1
чисел с переходом через десяток
вида □ + 5.
10.04.23
114
Алгоритм сложения однозначных 1
чисел с переходом через десяток
вида □ + 6.
115
Алгоритм сложения однозначных 1
чисел с переходом через десяток
вида □ + 7.
13.04.23
116
Алгоритм сложения однозначных 1
чисел с переходом через десяток
вида □ + 8, □ + 9.
14.04.23
Производить
алгоритмическиеоперации
+, –, или их
комбинацию с
использованием чисел
Производить
алгоритмические операции
+, –, или их
комбинацию с
использованиемчисел
24.03.23
6.04.23
11.04.23
117
Таблица сложения, занимательное 1
путешествие по таблице сложения.
118
Странички для любознательных.
1
119
Что узнали. Чему научились.
1
20.04.23
120
Общие
приёмы
табличного 1
вычитания с переходом через
десяток.
21.04.23
121
Вычитание вида 11 - □, 12 - □.
1
24.04.23
122
Вычитание вида 13 - □, 14 - □.
1
25.04.23
123
Вычитание вида 15 - □, 16 - □.
1
27.04.23
124
Вычитание вида 17 - □, 18 - □.
1
125
Итоговая контрольная работа.
1
1.05.23
126
Повторение по теме «Сложение и
вычитание с переходом через
десяток»
1
2.05.23
127
Повторение по теме «Сложение и
вычитание с переходом через
десяток»
1
17.04.23
Распознавать числа,
выражения, количества и
формы
Распознавать числа,
выражения, количества и
формы
Анализировать
информацию,
содержащуюся в графиках,
таблицах, текстах и других
источниках
18.04.23
28.04.23
4.05.23
128
Повторение по теме «Сложение и
вычитание с переходом через
десяток»
1
5.05.23
129
Повторение по теме «Сложение и
вычитание с переходом через
десяток»
1
8.05.23
130
Повторение по теме «Сложение и
вычитание с переходом через
десяток»
1
131
Повторение по теме «Сложение и
вычитание с переходом через
десяток»
1
11.05.23
132
Повторение по теме «Сложение и
вычитание с переходом через
десяток»
1
12.05.23
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
132 часа
Распознавать числа,
выражения, количества и
формы
9.05.23
ЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Математика (в 2 частях), 1 класс /Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Акционерное
общество«Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочные разработки
Библиотека материалов для начальной школыhttp://www.nachalka.com/biblioteka
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Учи.ру