Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 1 класса составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также Примерной программы воспитания. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по математике в 1 классе является основной частью основной образовательной программы начального общего образования МАОУ Южно-Дубровинской СОШ. Рабочая программа составлена в соответствии с - Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), утверждённым приказом Министерства образования и науки от 31 мая 2021 г. №286; - учебным планом начального общего образования МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2022-2023 учебный год; - рабочей программы воспитания МАОУ Южно-Дубровинской СОШ; - концепцией преподавания математики и информатики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства от 09.04.2016 №637-р; - авторской программой математика под редакцией Моро - положением о рабочих программах учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей МАОУ ЮжноДубровинской СОШ Для реализации программы используется учебник Математика (в 2 частях), 1 класс /Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;2018 ил.-(Школа России). Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и организацию изучения русскому языку на деятельностной основе. В программе учитываются возможности предмета в реализации Требований ФГОС НОО к планируемым, личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне начального общего образования. В программе определяются основные цели изучения математики на уровне 1 класса начального общего образования, планируемые результаты освоения курса математики: личностные, метапредметные, предметные. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА" В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих образовательных,развивающих целей, а также целей воспитания: — Освоение начальных математических знаний - понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий. — Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практическихзадач, построенных на понимании и применении математических отношений («частьцелое»,«больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события). — Обеспечение математического развития младшего школьника - формирование способности кинтеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.). — Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических знанийв повседневной жизни. В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов лежат следующиеценности математики, коррелирующие со становлением личности младшего школьника: — понимание математических отношений выступает средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и вобществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.); — математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являютсяусловием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы); — владение математическим языком, элементами алгоритмического мышления позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения). Младшие школьники проявляют интерес к математической сущности предметов и явлений окружающей жизни - возможности их измерить, определить величину, форму, выявить зависимостии закономерности их расположения во времени и в пространстве. Осознанию младшим школьником многих математических явлений помогает его тяга к моделированию, что облегчает освоение общего способа решения учебной задачи, а также работу с разными средствами информации, в том числе и графическими (таблица, диаграмма, схема). В начальной школе математические знания и умения применяются школьником при изучении других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты иприкидка, использование графических форм представления информации). Приобретённые учеником умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметическихвычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности младшего школьника и предпосылкой успешного дальнейшего обучения в основном звене школы. На изучение математики в 1 классе отводится 4 часа в неделю, всего 132 часа. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Основное содержание обучения в программе представлено разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения и геометрическиефигуры», «Математическая информация». Числа и величины Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. Единица счёта. Десяток. Счёт предметов, запись результата цифрами. Число и цифра 0 при измерении, вычислении. Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение. Однозначные и двузначные числа. Увеличение(уменьшение) числа на несколько единиц. Длина и её измерение. Единицы длины: сантиметр, дециметр; установление соотношения междуними. Арифметические действия Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Названия компонентов действий, результатов действийсложения, вычитания. Вычитание как действие, обратное сложению. Текстовые задачи Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу. Зависимостьмежду данными и искомой величиной в текстовой задаче. Решение задач в одно действие. Пространственные отношения и геометрические фигуры Расположение предметов и объектов на плоскости, в пространстве: слева/справа, сверху/снизу,между; установление пространственных отношений. Геометрические фигуры: распознавание круга, треугольника, прямоугольника, отрезка. Построениеотрезка, квадрата, треугольника с помощью линейки на листе в клетку; измерение длины отрезка в сантиметрах. Математическая информация Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики объекта, группы объектов (количество, форма,размер). Группировка объектов по заданному признаку. Закономерность в ряду заданных объектов: её обнаружение, продолжение ряда. Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные относительно заданногонабора математических объектов. Чтение таблицы (содержащей не более 4-х данных); извлечение данного из строки, столбца; внесение одного-двух данных в таблицу. Чтение рисунка, схемы с одним-двумя числовыми данными(значениями данных величин). Двух-трёхшаговые инструкции, связанные с вычислением, измерением длины, изображениемгеометрической фигуры. Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень) Универсальные познавательные учебные действия: — наблюдать математические объекты (числа, величины) в окружающем мире; — обнаруживать общее и различное в записи арифметических действий; — понимать назначение и необходимость использования величин в жизни; — наблюдать действие измерительных приборов; — сравнивать два объекта, два числа; распределять объекты на группы по заданному основанию; — копировать изученные фигуры, рисовать от руки по собственному замыслу; приводитьпримеры чисел, геометрических фигур; — вести порядковый и количественный счет (соблюдать последовательность). Работа с информацией: — понимать, что математические явления могут быть представлены с помощью разных средств:текст, числовая запись, таблица, рисунок, схема; — читать таблицу, извлекать информацию, представленную в табличной форме. Универсальные коммуникативные учебные действия: — характеризовать (описывать) число, геометрическую фигуру, последовательность изнескольких чисел, записанных по порядку; — комментировать ход сравнения двух объектов; описывать своими словами сюжетнуюситуацию и математическое отношение, представленное в задаче; — описывать положение предмета в пространстве различать и использовать математическиезнаки; — строить предложения относительно заданного набора объектов. Универсальные регулятивные учебные действия: — принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности; — действовать в соответствии с предложенным образцом, инструкцией; — проявлять интерес к проверке результатов решения учебной задачи, с помощью учителя устанавливать причину возникшей ошибки и трудности; — проверять правильность вычисления с помощью другого приёма выполнения действия. Совместная деятельность: — участвовать в парной работе с математическим материалом; — выполнять правила совместной деятельности: договариваться, считаться с мнением партнёра,спокойно и мирно разрешать конфликты. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Изучение математики в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных,метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Математика» у обучающегося будут сформированы следующиеличностные результаты: — осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, дляразвития общей культуры человека; — развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать илиопровергать их; — применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способностьдоговариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат; — осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде; — применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям; — работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих силахпри решении поставленных задач, умение преодолевать трудности; — оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности примененияматематики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем; — оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей; — стремиться углублять свои математические знания и умения; пользоваться разнообразнымиинформационными средствами для решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем, задач. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия. Универсальные познавательные учебные действия: 1) Базовые логические действия: — устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое;причина-следствие; протяжённость); — применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация(группировка), обобщение; — приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решенияучебных и житейских задач; — представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи,текста в соответствии с предложенной учебной проблемой. 2) Базовые исследовательские действия: — проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курсаматематики; — понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать,характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач; — применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов) 3) Работа с информацией: — находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию вразных источниках информационной среды; — читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель); — представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулироватьутверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи; — принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и источники информации. Универсальные коммуникативные учебные действия: — конструировать утверждения, проверять их истинность; — строить логическое рассуждение; — использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи; — формулировать ответ; — комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять полученный ответ сиспользованием изученной терминологии; — в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказыватьсуждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения; — создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида - описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция (например,измерение длины отрезка); — ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные; — составлять по аналогии; . самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовымизученным. Универсальные регулятивные учебные действия: 1) Самоорганизация: — планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; o выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых впроцессе обучения. Самоконтроль: o осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно оценивать их; o выбирать и при необходимости корректировать способы действий; o находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок. 2) Самооценка: — предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительным средствамобучения, в том числе электронным); — оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику. Совместная деятельность: — участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов,приведения примеров и контрпримеров); — согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации; — осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 1 классе обучающийся научится: — читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20; — пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер объекта; — находить числа, большие/меньшие данного числа на заданное число; — выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 20 (устно и письменно) без перехода через десяток; называть и различать компоненты действий сложения(слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность); — решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие итребование (вопрос); — сравнивать объекты по длине, устанавливая между ними соотношение длиннее/короче(выше/ниже, шире/уже); — знать и использовать единицу длины — сантиметр; измерять длину отрезка, чертить отрезокзаданной длины (в см); — различать число и цифру; распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник,прямоугольник (квадрат), отрезок; — устанавливать между объектами соотношения: слева/справа, дальше/ближе, между, перед/за,над/под; — распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения относительно заданногонабора объектов/предметов; — группировать объекты по заданному признаку; находить и называть закономерности в рядуобъектов повседневной жизни; — различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в таблицу, извлекать данное/данные изтаблицы; — сравнивать два объекта (числа, геометрические фигуры); распределять объекты на две группы по заданному основанию. Тематическое планирование с указанием количества академических часов отводимых на освоение каждой темы учебного предмета и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов № Наименование Количество часов Виды деятельности Виды, Электронные п/п разделов и тем форм (цифровые) всег контроль практиче программы ы образовательные о ные ские контр ресурсы 1.1. Числа от 1 до 9: 9 0работы 0работы Игровые упражнения по различению Устн https://pptcloud.ru/matemat оля количества предметов (зрительно, на ый ika/veselaya-matematika-1различение, чтение, слух, установлением соответствия), опро klass запись. числа и цифры, представлению чисел с; словесно и письменно; Работа в парах/ группах. Формулирование ответов на вопросы: «Сколько?», «Который по счёту?», «На сколько больше?», «На сколько меньше?», «Что получится, если увеличить/уменьшить количество на 1, на 2?» — по образцу и самостоятельно; Практические работы по определению длин предложенных предметов с помощью заданной мерки, по определению длины в сантиметрах; Словесное описание группы предметов, ряда чисел; 1.2. Единица счёта. Десяток. 1 0 0 Цифры; знаки сравнения, равенства, арифметических действий; Устная работа: счёт единицами в разном порядке, чтение, упорядочение однозначных и двузначных чисел; счёт по 2, по 5; Работа с таблицей чисел: наблюдение, установление закономерностей в расположении чисел; Устн ый опро с; https://pptcloud.ru/matemat ika/veselaya-matematika-1klass 1.3. Счёт предметов, запись результата цифрами. 2 0 0 Цифры; знаки сравнения, равенства, арифметических действий; Устная работа: счёт единицами в разном порядке, чтение, упорядочение однозначных и двузначных чисел; счёт по 2, по 5; Устн ый опро с; https://pptcloud.ru/matemat ika/veselaya-matematika-1klass 1.4. Порядковый номер объекта при заданном порядке счёта. 2 0 0 Цифры; знаки сравнения, равенства, арифметических действий; Устная работа: счёт единицами в разном порядке, чтение, упорядочение однозначных и двузначных чисел; счёт по 2, по 5; Работа с таблицей чисел: наблюдение, установление закономерностей в расположении чисел; Работа в парах/группах. Формулирование вопросов, связанных с порядком чисел, увеличением/уменьшением числа на несколько единиц, установлением закономерности в ряду чисел; Устн ый опро с; https://pptcloud.ru/matemat ika/veselaya-matematika-1klass 1.5. Сравнение чисел, сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же. 2 0 0 Цифры; знаки сравнения, равенства, арифметических действий; Устная работа: счёт единицами в разном порядке, чтение, упорядочение однозначных и двузначных чисел; счёт по 2, по 5; Работа с таблицей чисел: наблюдение, установление закономерностей в расположении чисел; Устн ый опро с; https://pptcloud.ru/matematika/ 195848 1.6. Число и цифра 0 при измерении, вычислении. 1 0 0 Игровые упражнения по различению количества предметов (зрительно, на слух, установлением соответствия), числа и цифры, представлению чисел словесно и письменно; Работа в парах/ группах. Формулирование ответов на вопросы: «Сколько?», «Который по счёту?», «На сколько больше?», «На сколько меньше?», «Что получится, если увеличить/уменьшить количество на 1, на 2?» — по образцу и самостоятельно; Устн ый опро с; https://pptcloud.ru/matemat ika/slojenie-i-vychitanie 1.7. Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение. 2 0 0 Работа с таблицей чисел: наблюдение, установление закономерностей в расположении чисел; Работа в парах/группах. Формулирование вопросов, связанных с порядком чисел, увеличением/уменьшением числа на несколько единиц, установлением закономерности в ряду чисел; Устн ый опро с; https://pptcloud.ru/matemati ka/slojenie-i-vychitanie https://pptcloud.ru/matemati ka/slozhenie-i-vychitanie-vpredelah-20 1.8. Однозначные и двузначные числа. 2 0 0 Игровые упражнения по различению количества предметов (зрительно, на слух, установлением соответствия), числа и цифры, представлению чисел словесно и письменно; Работа в парах/ группах. Формулирование ответов на вопросы: «Сколько?», «Который по счёту?», «На сколько больше?», «На сколько меньше?», «Что получится, если увеличить/уменьшить количество на 1, на 2?» — по образцу и самостоятельно; Устн ый опро с; https://pptcloud.ru/matematika /ustnyy-schet-151790 1.9. Увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц 2 0 0 Устная работа: счёт единицами в разном порядке, чтение, упорядочение однозначных и двузначных чисел; счёт по 2, по 5; Работа с таблицей чисел: наблюдение, установление закономерностей в расположении чисел; Работа в парах/группах. Формулирование вопросов, связанных с порядком чисел, увеличением/уменьшением числа на несколько единиц, установлением закономерности в ряду чисел; Устн ый опро с; https://pptcloud.ru/matematika /ustnyy-schet-151790 Итого по разделу 2.1. Длина и её измерение с помощью заданной мерки. 23 2 0 0 Знакомство с приборами для измерения величин; Линейка как простейший инструмент измерения длины; Наблюдение действия измерительных приборов; Понимание назначения и необходимости использования величин в жизни; Использование линейки для измерения длины отрезка; Устн ый опро с; https://pptcloud.ru/matematika/l ineyka Сравнение без измерения: 2.2. выше —ниже, шире — уже, длиннее — короче, старше — моложе, тяжелее — легче. 2 0 0 Линейка как простейший инструмент измерения длины; Наблюдение действия измерительных приборов; Понимание назначения и необходимости использования величин в жизни; Использование линейки для измерения длины отрезка; Коллективная работа по различению и сравнению величин; Устн ый опро с; https://pptcloud.ru/matematika /lineyka https://pptcloud.ru/matematika /matematika-1-klass-dlinneekoroche-odinakovye-po-dline 2.3. Единицы длины: 3 сантиметр, дециметр; установление соотношения между ними. Итого по разделу 3.1. Сложение и вычитание чисел в пределах 20. 9 23 0 0 Наблюдение действия измерительных приборов; Понимание назначения и необходимости использования величин в жизни; Использование линейки для измерения длины отрезка; Устн ый опро с; https://pptcloud.ru/matematika/l ineyka 0 0 Обсуждение приёмов сложения, вычитания: нахождение значения суммы и разности на основе состава числа, с использованием числовой ленты, по частям и др.; Использование разных способов подсчёта суммы и разности, использование переместительного свойства при нахождении суммы; Устн ый опро с; https://pptcloud.ru/matemati ka/slozhenie-i-vychitaniedvuznachnyh-chisel-208236 3.2. Названия компонентов действий, результатов действий сложения, вычитания. Знаки сложения и вычитания, названия компонентов действия. Таблица сложения. Переместительное свойство сложения. 5 0 1 Практическая работа с числовым выражением: запись, чтение, приведение примера (с помощью учителя или по образцу), иллюстрирующего смысл арифметического действия; Обсуждение приёмов сложения, вычитания: нахождение значения суммы и разности на основе состава числа, с использованием числовой ленты, по частям и др.; Использование разных способов подсчёта суммы и разности, использование переместительного свойства при нахождении суммы; Пропедевтика исследовательской работы: перестановка слагаемых при сложении (обсуждение практических и учебных ситуаций); Практиче https://pptcloud.ru/matemat ская ika/vesyolyy-schyot работа; 3.3. Вычитание как действие, обратное сложению. 3 0 0 Обсуждение приёмов сложения, вычитания: нахождение значения суммы и разности на основе состава числа, с использованием числовой ленты, по частям и др.; Использование разных способов подсчёта суммы и разности, использование переместительного свойства при нахождении суммы; Устный опрос; https://pptcloud.ru/matemati ka/slagaemye-summa 2 0 0 Дидактические игры и упражнения, связанные с выбором, составлением сумм, разностей с заданным результатом действия; сравнением значений числовых выражений (без вычислений), по результату действия; Устный опрос; https://pptcloud.ru/matemati ka/slagaemye-summa 3.5. Сложение одинаковых 2 слагаемых. Счёт по 2, по 3, по 5. 0 0 Обсуждение приёмов сложения, вычитания: нахождение значения суммы и разности на основе состава числа, с использованием числовой ленты, по частям и др.; Устный опрос; https://pptcloud.ru/matemati ka/slagaemye-summa 3.4. Неизвестное слагаемое. 3.6. Прибавление и вычитание 2 нуля. 0 0 Учебный диалог: «Сравнение практических (житейских) ситуаций, требующих записи одного и того же арифметического действия, разных арифметических действий»; Устный опрос; https://pptcloud.ru/matematika /chislo -i-tsifra-0-svoystvaslozheniya-i-vychitaniya-snulem 3.7. Сложение и вычитание чисел без перехода и с переходом через десяток. 5 0 0 Моделирование. Иллюстрация с помощью предметной модели переместительного свойства сложения, способа нахождения неизвестного слагаемого. Под руководством педагога выполнение счёта с использованием заданной единицы счёта; Устный опрос; https://pptcloud.ru/matemat ika/nazvaniya-iposledovatelnost-chisel-ot11-do-20 3.8. Вычисление суммы, разности трёх чисел. 2 0 0 Работа в парах/группах: проверка Устный правильности вычисления с опрос; использованием раздаточного материала, линейки, модели действия, по образцу; обнаружение общего и различного в записи арифметических действий, одного и того же действия с разными числами; Итого по разделу 44 https://pptcloud.ru/m atematika/ geometricheskiefigury-155328 4.1. Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу. 2 0 0 Коллективное обсуждение: анализ Устный реальной ситуации, опрос; представленной с помощью рисунка, иллюстрации, текста, таблицы, схемы (описание ситуации, что известно, что не известно; условие задачи, вопрос задачи); Обобщение представлений о текстовых задачах, решаемых с помощью действий сложения и вычитания («на сколько больше/меньше», «сколько всего», «сколь-ко осталось»). Различение текста и текстовой задачи, представленного в текстовой задаче; https://pptcloud.ru/matemat ika/reshenie-zadach-1klass-140796 4.2. Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче. 2 0 0 Соотнесение текста задачи и её Устный модели; опрос; Моделирование: описание словами и с помощью предметной модели сюжетной ситуации и математическогоотношения. Иллюстрация практической ситуации с использованием счётного материала. Решение текстовой задачи с помощью раздаточного материала. Объяснение выбора арифметического действия для решения, иллюстрация хода решения, выполнения действия на модели; https://pptcloud.ru/matemat ika/reshenie-zadach-1klass-140796 4.3. Выбор и запись арифметического действия для получения ответа на вопрос. 2 0 0 Соотнесение текста задачи и её модели; https://pptcloud.ru/matemat ika/reshenie-zadach-1klass-140796 Устный опрос; 4.4. Текстовая сюжетная задача в одно действие: запись решения, ответа задачи. 11 0 0 Коллективное обсуждение: анализ Устный реальной ситуации, опрос; представленной с помощью рисунка, иллюстрации, текста, таблицы, схемы (описание ситуации, что известно, что не известно; условие задачи, вопрос задачи); Обобщение представлений о текстовых задачах, решаемых с помощью действий сложения и вычитания («на сколько больше/меньше», «сколько всего», «сколь-ко осталось»). Различение текста и текстовой задачи, представленного в текстовой задаче; Соотнесение текста задачи и её модели; Моделирование: описание словами и с помощью предметной модели сюжетной ситуации и математическогоотношения. Иллюстрация практической ситуации с использованием счётного материала. Решение текстовой задачи с помощью раздаточного материала. Объяснение выбора арифметического действия для решения, иллюстрация хода решения, выполнения действия на модели; https://pptcloud.ru/matemat ika/reshenie-zadach-1klass-140796 4.5. Обнаружение недостающего элемента задачи, дополнение текста задачи числовыми данными (по иллюстрации, смыслу задачи, её решению). 2 Итого по разделу 19 5.1. Расположение предметов и 4 объектов на плоскости, в пространстве: слева/справа, сверху/снизу, между; установление пространственных отношений. 0 0 0 0 Моделирование: описание словами и с Устный помощью опрос; предметной модели сюжетной ситуации и математическогоотношения. Иллюстрация практической ситуации с использованием счётного материала. Решение текстовой задачи с помощью раздаточного материала. Объяснение выбора арифметического действия для решения, иллюстрация хода решения, выполнения действия на модели; Распознавание и называние известных геометрических фигур, обнаружение в окружающем мире их моделей; https://pptcloud.ru/matemat ika/reshenie-zadach-1klass-140796 Устный опрос; https://pptcloud.ru/matem atika/davay-poschitaem-2 https://pptcloud.ru/matem atika/davay-poschitaem-2 5.2. Распознавание объекта и его отражения. 3 0 0 Составление пар: объект и его отражение; Устный опрос; 5.3. Геометрические фигуры: распознавание круга, треугольника, прямоугольника, отрезка. 3 0 1 Практическая деятельность: графические и измерительные действия в работе с карандашом и линейкой: копирование, рисование фигур по инструкции; Анализ изображения (узора, геометрической фигуры), называние элементов узора, геометрической фигуры; Творческие задания: узоры и орнаменты. Составление инструкции изображения узора, линии (по клеткам); Практиче https://pptcloud.ru/matematika ская /matematika-1-klass-liniiработа; krivaya-pryamaya-luchotrezok-tochka 5.4. Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью линейки; измерение длины отрезка в сантиметрах. 6 0 1 Практические работы: измерение длины отрезка, ломаной, длины стороны квадрата, сторон прямоугольника. Комментирование хода и результата работы; установление соответствия результата и поставленного вопроса; Ориентировка в пространстве и на плоскости (классной доски, листа бумаги, страницы учебника и т. д.). Установление направления, прокладывание маршрута; Учебный диалог: обсуждение свойств геометрических фигур (прямоугольника и др.); сравнение геометрических фигур (по форме, размеру); сравнение отрезков по длине; Практиче https://pptcloud.ru/matematika ская /matematika-1-klass-liniiработа; krivaya-pryamaya-luchotrezok-tochka 5.5. Длина стороны прямоугольника, квадрата, треугольника. 2 0 0 Ориентировка в пространстве и на плоскости (классной доски, листа бумаги, страницы учебника и т. д.). Установление направления, прокладывание маршрута; Учебный диалог: обсуждение свойств геометрических фигур (прямоугольника и др.); сравнение геометрических фигур (по форме, размеру); сравнение отрезков по длине; Предметное моделирование заданной фигуры из различных материалов (бумаги, палочек, трубочек, проволоки и пр.), составление из других геометрических фигур; Устный опрос; https://pptcloud.ru/matematika/ mnogougolniki-1-klass-138706 5.6. Изображение прямоугольника, квадрата, треугольника. 3 Итого по разделу 21 6.1. Сбор данных об объекте по 1 образцу. Характеристики объекта, группы объектов (количество, форма, размер); выбор предметов по образцу (по заданным признакам). 0 0 Предметное моделирование заданной фигуры из различных материалов (бумаги, палочек, трубочек, проволоки и пр.), составление из других геометрических фигур; Устный опрос; https://pptcloud.ru/matematika /zanimatelnyy-ustnyy-schyot 0 0 Коллективное наблюдение: распознавание в окружающем мире ситуаций, которые целесообразно сформулировать на языке математики и решить математическими средствами; Наблюдение за числами в окружающем мире, описание словами наблюдаемых фактов, закономерностей; Устный опрос; https://pptcloud.ru/m atematika /zanimatelnyyustnyy-schyot 6.2. Группировка объектов по заданному признаку. 5 0 0 Коллективное наблюдение: распознавание в окружающем мире ситуаций, которые целесообразно сформулировать на языке математики и решить математическими средствами; Устный опрос; https://pptcloud.ru/matemati ka/zadachi-po-geometrii-11klass 6.3. Закономерность в ряду заданных объектов: её обнаружение, продолжение ряда. 6.4. Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные относительно заданного набора математических объектов. 2 0 0 Наблюдение за числами в окружающем мире, описание словами наблюдаемых фактов, закономерностей; Устный опрос; https://pptcloud.ru/matem atika/zadachi-pogeometrii-11-klass 2 0 0 Знакомство с логической конструкцией «Если … , то…».Верно или неверно: формулирование и проверка предложения; Устный опрос; https://pptcloud.ru/ma tematika/ zadachi-pogeometrii-11-klass 2 0 0 Работа с наглядностью — рисунками, Устный содержащими опрос; математическую информацию. Формулирование вопросов и ответов по рисунку (иллюстрации, модели). Упорядочение математических объектов с опорой на рисунок, сюжетную ситуацию и пр.; https://pptcloud.ru/matemat ika/zadacha-154492 6.6. Чтение рисунка, схемы 1— 3 2 числовыми данными (значениями данных величин). 0 0 Ориентировка в книге, на странице учебника, использование изученных терминов для описания положениярисунка, числа, задания и пр. на странице, на листе бумаги; Устный опрос; https://pptcloud.ru/matemat ika/zadacha-154492 6.7. Выполнение 1—3-шаговых 3 инструкций, связанных с вычислениями, измерением длины, построением геометрических фигур. 0 0 Работа с наглядностью — рисунками, Устный содержащими опрос; математическую информацию. Формулирование вопросов и ответов по рисунку (иллюстрации, модели). Упорядочение математических объектов с опорой на рисунок, сюжетную ситуацию и пр.; https://pptcloud.ru/matemati ka /chetyrehugolnikipryamougolnik-kvadratprezentatsiya-1-klass 18 132 0 3 6.5. Чтение таблицы (содержащей не более четырёх данных); извлечение данного из строки, столбца; внесение одногодвух данных в таблицу Итого по разделу: ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Приложение к рабочей программе Календарно- тематическое планирование по математике 1 класс № Тема урока п/п Количество часов Интегрированные уроки Функциональная грамотность Дата План 1 Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества 1 1.09.22 2 Счет предметов. 1 2.09.22 3 Вверху. Внизу. Слева. Справа. 1 5.09.22 4 Раньше. Позже. Сначала. Потом. 1 5 Столько же. Больше. Меньше. 1 8.09.22 6 На сколько больше? На сколько 1 меньше? 9.09.22 7 Повторение и обобщение 1 изученного по теме «Подготовка к изучению чисел». 12.09.22 8 Много. Один. 1 Анализировать информацию, содержащуюся в графиках, таблицах, текстах и других источников Распознавать числа, выражения, количества и формы. 6.09.22 13.09.22 Факт 9 Число и цифра 2. 1 10 Число и цифра 3. 1 11 Знаки +, -, =. 1 19.09.22 12 Число и цифра 4. 1 20.09.22 13 Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества 1 22.09.22 15.09.22 . Анализировать информацию, содержащуюся в графиках, таблицах, текстах и других источников 16.09.22 14 Длиннее, короче. 1 15 Число и цифра 5. 1 26.09.22 16 Числа от 1 до 5. Состав числа 5. 1 27.09.22 17 Странички для любознательных. 1 29.09.22 18 Точка. Кривая линия. Прямая линия. 1 Отрезок. Луч. 30.09.22 19 Ломаная линия. 1 3.10.22 20 Закрепление изученного. 1 Применять стратегии и способы решениязадач, задействовав знакомые математические понятия и операции. 23.09.22 4.10.22 21 Знаки >, <, =. 1 6.10.22 22 Равенство. Неравенство. 1 7.10.22 23 Многоугольник. 1 10.10.22 24 Числа 6 и 7. Письмо цифры 6. 1 11.10.22 25 Числа 6 и 7. Письмо цифры 7. 1 13.10.22 26 Числа 8 и 9. Письмо цифры 8. 1 14.10.22 27 Числа 8 и 9. Письмо цифры 9. 1 17.10.22 28 Число 10 1 29 Повторение и обобщение по теме: «Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация 1 20.10.22 30 Наши проекты. 1 21.10.22 31 Сантиметр. 1 32 Увеличить на… 1 25.10.22 33 Число 0 1 27.10.22 Распознавать числа, выражения, количества и формы Использовать измерительные инструменты, выбираяподходящие единицыизмерения 18.10.22 24.10.22 34 Сложение и вычитание с числом 0 1 35 Странички для любознательных 1 36 Что узнали. Чему научились. 1 1.11.22 37 Сложение и вычитание вида ..-1, ..+1 1 3.11.22 38 Сложение и вычитание вида ..-1, ..+1 1 4.11.22 39 Сложение и вычитание вида ..-1 -1 ..+1+1 1 7.11.22 40 Сложение и вычитание вида ..-2, ..+2 1 8.11.22 41 Слагаемые. Сумма 1 10.11.22 42 Задача 1 43 Составление задач на сложение и вычитание 1 14.11.22 44 Сложение и вычитание по 2 1 15.11.22 45 Присчитывание и отсчитывание по 2. 1 17.11.22 46 Задачи на увеличение (уменьшение) числа на 1 18.11.22 28.10.22 Производить алгоритмические операции +, –, или их комбинацию с использованиемчисел Применять стратегии и способы решения задач, задействовав знакомые математические понятия и операции. 31.10.22 11.11.22 47 Странички для любознательных 1 48 Что узнали. Чему научились. 1 49 Странички для любознательных. 1 24.11.22 1 25.11.22 51 Сложение и вычитание числа 3 1 28.11.22 52 Закрепление изученного. Сравнение длин отрезков. 1 29.11.22 53 Таблицы сложения и вычитания с числом 3. 1 1.12.22 54 Присчитывание и отсчитывание по 3 1 2.12.22 55 Решение задач 1 56 Решение задач 1 6.12.22 57 Странички для любознательных 1 8.12.22 58 Что узнали. Чему научились. 1 9.12.22 Сложение и вычитание вида ..+3, ..- 50 21.11.22 Производить алгоритмические операции +, –, или их комбинацию с использованиемчисел 22.11.22 3 Применять стратегии и способы решения задач, задействовав знакомые математические понятия и операции. 5.12.22 59 Что узнали. Чему научились. 1 Применять стратегии и способы решения задач, задействовав знакомые математические понятия и операции. 60 Закрепление изученного материала 1 13.12.22 61 Закрепление изученного материала 1 15.12.22 62 Проверим себя и оценим свои достижения 1 16.12.22 63 Закрепление изученного материала 1 19.12.22 64 Закрепление изученного материала 1 Производить алгоритмические операции +, –, или их комбинацию с использованиемчисел 12.12.22 20.12.22 65 Сложение и вычитание чисел первого 1 десятка. Состав чисел 7, 8, 9. 22.12.22 66 Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). 1 23.12.22 67 Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). 1 26.12.22 68 Сложение и вычитание вида ..-4, ..+ 4 1 27.12.22 69 Интегрированный урок «Закрепление 1 изученного по математике и русскому языку»(математика-русский) 70 На сколько больше? На сколько 1 меньше? Математика русский 29.12.22 30.12.22 71 Решение задач «на сколько больше, 1 меньше» Применять стратегии и способы решения задач, задействовав знакомые математические понятия и операции 12.01.23 72 Таблицы сложения и вычитания с 1 числом 4. 13.01.23 73 Решение задач. 1 16.01.23 74 Перестановка слагаемых. 1 17.01.23 75 Применение переместительного 1 свойства сложения для случаев вида □ + 5, 6, 7, 8, 9. Распознавать числа, выражения, количества и формы 19.01.23 76 Таблицы для случаев вида □ + 5, 6, 7, 1 8, 9. 20.01.23 77 Состав чисел первого десятка 1 23.01.23 78 Состав чисел первого десятка 1 24.01.23 Решение 1 26.01.23 1 27.01.23 79 Закрепление задач. изученного. 80 Что узнали. Чему научились. 81 Закрепление изученного. Проверка 1 знаний. 82 Связь между суммой и слагаемыми. 1 Производить алгоритмические операции +, –, или их комбинацию с использованием чисел 30.01.23 31.01.23 83 Связь между суммой и слагаемыми. 1 2.02.23 84 Решение задач 1 3.02.23 85 Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность 1 6.02.23 86 Вычитание вида 6-..,7-.. 1 87 Закрепление приемов вычислений вида 6 -.. 1 9.02.23 88 Вычитание вида 8 -.., 9 -.. 1 10.02.23 89 Закрепление приемов вычислений вида 8 -..,9-.. Решение задач 1 13.02.23 Распознавать числа, выражения, количества и формы 90 Вычитание вида 10-.. 1 91 Закрепление изученного. Решение задач. 1 16.02.23 92 Килограмм. Сравнение величин. 1 17.02.23 93 Литр. Сравнение величин. 1 27.02.23 94 Что узнали. Чему научились. 1 28.02.23 95 Проверим себя достижения и оценим свои 1 Производить алгоритмические операции +, –, или их комбинацию с использованием чисел 7.02.23 Распознавать числа, выражения, количества и 14.02.23 2.03.23 формы 96 Названия и последовательность 1 чисел от 11 до 20. 3.03.23 97 Образование чисел второго десятка. 1 Класс и разряд. 6.03.23 98 Запись и чтение чисел второго 1 десятка. 7.03.23 99 Дециметр. 9.03.23 1 100 Сложение и вычитание вида 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10. 1 101 Сложение и вычитание вида 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10. 1 13.03.23 102 Странички для любознательных. 1 14.03.23 103 Что узнали. Чему научились. 1 16.03.23 свои 1 17.03.23 104 Проверим себя достижения и оценим 105 Закрепление изученного. Работа над 1 ошибками. Производить алгоритмические операции +, –, или их комбинацию с использованиемчисел Распознавать числа, выражения, количества и формы 10.03.23 20.03.23 106 Повторение. Подготовка к решению задач в два действия. 1 21.03.23 107 Повторение. Подготовка к решению задач в два действия 1 23.03.23 108 Составная задача 1 Применять стратегии и способы решениязадач, задействовав знакомые математические понятия и операции. 109 Составная задача 1 3.04.23 110 Общий приём сложения 1 однозначных чисел с переходом через десяток. 4.04.23 111 Алгоритм сложения однозначных 1 чисел с переходом через десяток вида □ + 2, □ + 3. 112 Алгоритм сложения однозначных 1 чисел с переходом через десяток вида □ + 4. 7.04.23 113 Алгоритм сложения однозначных 1 чисел с переходом через десяток вида □ + 5. 10.04.23 114 Алгоритм сложения однозначных 1 чисел с переходом через десяток вида □ + 6. 115 Алгоритм сложения однозначных 1 чисел с переходом через десяток вида □ + 7. 13.04.23 116 Алгоритм сложения однозначных 1 чисел с переходом через десяток вида □ + 8, □ + 9. 14.04.23 Производить алгоритмическиеоперации +, –, или их комбинацию с использованием чисел Производить алгоритмические операции +, –, или их комбинацию с использованиемчисел 24.03.23 6.04.23 11.04.23 117 Таблица сложения, занимательное 1 путешествие по таблице сложения. 118 Странички для любознательных. 1 119 Что узнали. Чему научились. 1 20.04.23 120 Общие приёмы табличного 1 вычитания с переходом через десяток. 21.04.23 121 Вычитание вида 11 - □, 12 - □. 1 24.04.23 122 Вычитание вида 13 - □, 14 - □. 1 25.04.23 123 Вычитание вида 15 - □, 16 - □. 1 27.04.23 124 Вычитание вида 17 - □, 18 - □. 1 125 Итоговая контрольная работа. 1 1.05.23 126 Повторение по теме «Сложение и вычитание с переходом через десяток» 1 2.05.23 127 Повторение по теме «Сложение и вычитание с переходом через десяток» 1 17.04.23 Распознавать числа, выражения, количества и формы Распознавать числа, выражения, количества и формы Анализировать информацию, содержащуюся в графиках, таблицах, текстах и других источниках 18.04.23 28.04.23 4.05.23 128 Повторение по теме «Сложение и вычитание с переходом через десяток» 1 5.05.23 129 Повторение по теме «Сложение и вычитание с переходом через десяток» 1 8.05.23 130 Повторение по теме «Сложение и вычитание с переходом через десяток» 1 131 Повторение по теме «Сложение и вычитание с переходом через десяток» 1 11.05.23 132 Повторение по теме «Сложение и вычитание с переходом через десяток» 1 12.05.23 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 132 часа Распознавать числа, выражения, количества и формы 9.05.23 ЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Математика (в 2 частях), 1 класс /Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Акционерное общество«Издательство «Просвещение»; МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Поурочные разработки Библиотека материалов для начальной школыhttp://www.nachalka.com/biblioteka ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Учи.ру