РП АООП (УО) по письму и развитию речи 9 класс на 2022-2023 уч

Лог
инов
аТа
т
ь
я
наАл
е
к
с
а
ндров
на

Лог
инов
аТа
т
ь
я
наАл
е
к
с
а
ндров
на

Пояснительная записка

Рабочая программа по Письму и развитию речи разработана в соответствии АООП МАОУ Южно-Дубровинской СОШ и на основе
нормативных документов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образование в Российской Федерации»
2.
Адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
3. Учебный план МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2022-2023 год.
4. Годового календарного учебного графика МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2022-2023 год.
5. Приказа Министерства образования и науки РФ от 20.05.2020г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».
6. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 9 класса, под редакцией Э.В.Якубовской,
Н.Г.Галунчиковой М. Просвещение, 2020г.
Программа по письму и развитию речи в 9 классе направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их
умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий
учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Цель:
Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.
Задачи:
- овладеть речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
- формировать орфографические и пунктуационные навыки, речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и
создание высказываний в устной и письменной форме;
- обогащать словарный запас, умение пользоваться словарями разных типов;
- эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие личности.
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию
имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися

В 9 классе отведено 102 часа в год (3 часа в неделю). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового
календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено
определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости
от уровня усвоения темы учащимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение,
закрепление пройденного материала.
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.

В 9 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и
различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору. Изучение состава слова, словообразующей роли
значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки
правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставки). Большое значение для усвоения правописания
имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнёзд родственных
слов) и другие.
Части речи изучаются в том объёме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи –
обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
В 9 классе изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к
самостоятельной жизни, к общению. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников
навыки построения простого предложения разной степени распространённости и сложного предложения. Одновременно закрепляются
орфографические и пунктуационные навыки.
Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, так как возможности школьников с нарушением
интеллекта излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В 9 классе в связи с этим ведётся постоянная работа над развитием
фонетического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному
устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, работа с
деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 9 классов овладеть такими вещами работ, как изложение и сочинение.
В 9 классе школьникам продолжаются прививаться навыки делового письма.
Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг бланков,
квитанций и др.; в то же время предусматривается формирование навыков чёткого, правильного, логичного и достаточно краткого
изложения своих мыслей в письменной форме ( при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).

Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на изучение учебного предмета Письмо и развитие речи в 9 классе
отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год.

Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета «Письмо и развитие речи».
Учащиеся должны знать:
- части речи;
- правила правописания слов;
- орфографические и пунктуационные правила.
Учащиеся должны уметь:
- писать под диктовку, применять правила проверки написания слов;
- разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов; различать части речи;
- строить простое предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение; писать изложение и
сочинение; оформлять деловые бумаги; пользоваться словарём.
Метапредметные результаты:
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
- умение задавать вопросы.
Личностные результаты:
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- восприятие русского языка как явления национальной культуры;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Предметные результаты:
-овладение представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;
- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных
текстов;
- умение проверять написанное;
- умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи,
- умение проверять написанное;
- умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи,
член предложения, простое предложение, сложное предложение, предложение с однородными членами предложения.

Содержание учебного предмета
Повторение. Предложение. Текст (8 часов).
Простое предложение с однородными членами с бессоюзной и союзной связью. Союзы и, а, но. Знаки препинания. Главные и
второстепенные члены предложения в качестве однородных членов. Интонация перечисления и сопоставления. Паузы между однородными
членами. Логическое ударение на сопоставляемых понятиях. Использование различных грамматических категорий (существительное,
прилагательное, глагол) в качестве однородных членов. Выделение в отрывке литературного произведения смысловых частей, средств связи
предложений, образных выражений. Изложение текста.
Состав слова. Текст (14 часов).
Корень. Однокоренные слова. Приставка, суффикс, окончание. Разбор слова по составу. Сложные слова. Образование сложных слов с
соединительными гласными и без них.
Части речи. Текст (33 часа).
Имя существительное. (33 часа).
Роль в речи. Расширение круга имен существительных за счет слов, обозначающих состояние человека и природы, события, действия,
профессии людей, черту характера. Существительные, близкие и противоположные по значению. Использование их в контексте. Основные
грамматические категории имени существительного – род, число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний имен
существительных в единственном и множественном числе. Несклоняемые существительные.
Имя прилагательное. Текст
Прилагательное. Роль в речи. Расширение круга имен прилагательных за счет обозначения пространственного расположения
предметов (близкий, далекий), оценочной характеристики (мужественный, добродушный). Правописание родовых окончаний
прилагательных. Правописание падежных окончаний единственного и множественного числа.
Местоимение (12 часов).
Значение личных местоимений в речи. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений. Род
местоимений 3-го лица единственного числа. Личные местоимения единственного и множественного числа. 1,2,3-е лицо местоимений.
Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа. Раздельное написание предлогов с
местоимениями.
Глагол (22 часа).
Роль в речи. Слова, близкие и противоположные по значению. Неопределенная форма глагола на –ть, -чь, -ти. Изменение глаголов по
временам. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числа (спряжение). Различение
окончаний глаголов І и ІІ спряжения. Правописание безударных личных окончаний глаголов І и ІІ спряжения. Правописание частицы не с
глаголами. Значение отрицания. Выделение из текста глагольной лексики с последующим восстановлением текста с опорой на эту лексику и
средства связи. Отбор глагольной лексики для предполагаемого текста повествовательного характера с опорой на картинку, на
предложенную ситуацию. Использование слов, указывающих на последовательность событий, действий (сначала, потом, затем, наконец)
или на их неожиданность (вдруг, внезапно).
Наречие (12 часов).

Наречие как часть речи. Наречие изменяемая часть речи. Значение наречий в речи. Образование наречий от прилагательных. Наречия
противоположные и близкие по значению. Наречия, отвечающие на вопрос как? Где? Когда? Куда? Откуда?
Числительное (13 часов).
Числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Правописание числительных.
Предложение. Текст (13часов).
Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении. Простое предложение с однородными
членами. Главные и второстепенные члены предложений в качестве однородных распространенные члены предложений в качестве
однородных. Распространенные однородные члены предложений. Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом и,
союзами а, но, повторяющимся союзом и. Знаки препинания при однородных членах. Сложные предложения с союзами и, а, но и без
союзов. Обращение. Знаки препинания при обращении.
Повторение (9 часов).
Связная речь. Самостоятельное изложение повествовательного текста с предварительным анализом, составлением плана и отбором
опорных слов. Изложение с элементами повествования с предварительным анализом текста и составлением плана. Продолжение рассказа по
данному началу с предварительным отбором лексического материала. Сочинение на материале уроков чтения с предварительным анализом
и подготовкой речевого материала. Изложение описательного текста (описание природы) с предварительным анализом и опорой на плансхему. Сочинение по картине бытового жанра с предварительным анализом, с составлением плана, с опорой на схему, с отбором речевого
материала. Сочинение по картине (описание пейзажа) с предварительным анализом, с составлением плана, с опорой на схему. Письмо с
элементами описания (предмета, места, картины, пейзажа) по данному плану.

№
п/п

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Название темы,
раздела
Повторение.
Предложение. Текст.

1

2
3

4

Состав слова. Текст.
Части речи. Имя
существительное.
Текст.
Имя прилагательное.
Текст.

Виды деятельности

Использование языка с целью поиска необходимой информации в различных источниках для
решения учебных задач; выражение собственного мнения и позиции; умение задавать
вопросы; умение грамотно расставлять знаки препинания; решение учебных задач;
выражение собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы; самооценка на основе
наблюдения за собственной речью.
Выполнение грамматических разборов. Применение орфографических правил, решение
орфографических задач. Конструирование предложений.
Умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при
записи собственных и предложенных текстов; проверка написанного;
Овладение представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого
этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков
препинания при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное;

Количество
часов
8

14
33

5
6

Местоимение.
Глагол.

Наречие.

7
Числительное.
8
Предложение. Текст.

9
Повторение.

10
Итого:

умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы,
как звук, буква, часть слова, часть речи; умение проверять написанное; умение находить,
сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква,
часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, сложное предложение,
предложение с однородными членами предложения. Контрольные вопросы и задания.
Определяют склонение, лицо личных местоимений.

Определяют форму глагола, лицо, число, время; умение использовать язык с целью поиска
необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; стремление к более
точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

12
22

Контрольные вопросы и задания.

Относить слова к определенной грамматической категории. Находить в предложении
наречия, ставить к ним вопросы от глаголов. Указывать значение наречий. Объяснять
написание наречий с О и А на конце. Восстанавливать последовательность операций при
изготовлении изделия.

Постановка вопросов к числительным; определение количественных и порядковых числительных.
Оформление доверенности.
Выделять главные и второстепенные члены предложения. Определять однородные члены
предложения, указывать какими частями речи они выражены. Указывать связь однородных членов
предложения с относящимися к ним словами. Объяснять постановку знаков препинания в простых и
сложных предложениях. Находить в предложении слова-обращения; выделять их на письме;
объяснять знаки препинания. Оформлять прямую речь при письме.

Использование языка с целью поиска необходимой информации в различных источниках для
решения учебных задач; выражение собственного мнения и позиции; умение задавать
вопросы; умение грамотно расставлять знаки препинания; решение учебных задач;
выражение собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы; самооценка на основе
наблюдения за собственной речью.

12

13
13

9

102

Описание материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Русский язык учебник для 9 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Э.В.Якубовская,
Н.Г.Галунчикова М. Просвещение, 2020 г.
Приложение к рабочей программе № 1

Календарно-тематическое планирование
№ п/п

Кол-во
часов

Тема урока

Словарь

Повторение. Предложение. Текст. (6 ч.)

1 четв.
1
2
3
4
5
6

1

Простые предложения.

1
1
1
1
1

7
8
9
10
11
12
13
14

1
1
1
1
1
1
1
1

15
16
17

1
1
1

18

1

19
20

1
1

21

1

Жестокость
Сложные предложения.
Распространение предложений.
Составление сложных предложений.
Повторение по теме «Предложение».
Обобщающий урок по теме «Предложение».
Состав слова. Текст. (8 ч.)
Корень и однокоренные слова.
Образование слов с помощью суффикса и приставок.
Правописание в корне и приставке.
Конфликт
РР Сочинение. Составление рассказа по упр.24.
Владелец
Сбербанк
Сложные слова.
Автобиография
Сложносокращенные слова.
Состав слова. Закрепление.
Контрольное списывание по теме «Состав слова».
Части реи. Имя существительное. Текст. (12 ч.)
Существительное. Значение предметности.
Существительные, близкие и противоположные по значению.
Существительные, обозначающие черты характера. Использование
Безопасность
существительных для сравнения одного предмета с другим.
Население
Склонение существительных в единственном и множественном
Независимость
числе.
Авторитет
Правописание безударных окончаний существительных.
Кафе
Знакомство с несклоняемыми существительными. Сочетание
прилагательных с несклоняемыми существительными.
Употребление глаголов в прошедшем времени с несклоняемыми
существительными.

ДЗ

Дата
План

№2

01.09.22

№5
№9
№12
Карточка
Не задано

05.09.22
07.09.22
08.09.22
12.09.22
14.09.22

№15
№20
№22
Не задано
№26
№29
№33
Не задано

15.09.22
19.09.22
21.09.22
22.09.22
26.09.22
28.09.22
29.09.22
03.10.22

№35
№38
№44

05.10.22
06.10.22
10.10.22

№47

12.10.22

№51
№56

13.10.22
17.10.22

№59

19.10.22

Факт

22
23
24
2 четв.
25
26

1
1
1

Существительное. Закрепление знаний.
РР Сочинение по картине В. Перова «Тройка».
РР Деловые бумаги. Записка.

№61
№62
№63

20.10.22
24.10.22
07.11.22

1
1

Не задано
№3 с. 52

09.11.22
10.11.22

27
28
29
30
31

1
1
1
1
1

№64
№68
№72
№75
№77

14.11.22
16.11.22
17.11.22
21.11.22
23.11.22

32
33
34
35
36
37
38
39

1
1
1
1
1
1
1
1

№80
№82
№83
№87
№2, 3 с.80
№93
Не задано
№6 с.81

24.11.22
28.11.22
30.11.22
01.12.22
05.12.22
07.12.22
08.12.22
12.12.22

40

1

№99

14.12.22

41
42
43
44
45
46
47
3 четв.
48

1
1
1
1
1
1
1

Контрольная работа по теме «Существительное».
Работа над ошибками.
Имя прилагательное. Текст. (13 ч.)
Прилагательное. Значение признака предмета.
Употребление прилагательных в прямом и переносном значении.
Согласование прилагательных с существительными.
Правописание падежных окончаний прилагательных.
Знакомство с прилагательными, обозначающими признак по
Ветеран
принадлежности.
Склонение прилагательных в мужском и среднем роде на –ий, -ье. Мужество
Результат
Склонение прилагательных в женском роде на -ья.
Склонение прилагательных в женском роде на -ья.
Склонение прилагательных во множественном числе на -ьи.
Прилагательное. Закрепление знаний.
РР Объяснительная записка.
Контрольный диктант по теме «Прилагательное».
Работа над ошибками.
Местоимение (9 ч.)
Местоимение. Значение местоимений речи. Употребление
местоимений в тексте.
Лицо и число местоимений.
Изменение местоимений по падежам.
Правописание местоимений с предлогами.
Традиция
Правописание местоимений 3 лица.
Компьютер
Местоимение. Закрепление знаний.
РР Письмо.
Контрольный диктант по теме «Местоимение».

№101
№105
№107
№110
№112
№113
Не задано

15.12.22
19.12.22
21.12.22
22.12.22
26.12.22
28.12.22
29.12.22

1

Работа над ошибками.

Карточка

12.01.23

Глагол (14 ч.)

49
50
51
52

1
1
1
1

53

1

54
55
56
57
58
59
60
61
62

1
1
1
1
1
1
1
1
1

63
64
65

1
1
1

66

1

67
68
69

1
1
1

70
71

1
1

72
73
74

1
1
1

Значение действия предмета.
Глаголы, близкие и противоположные по значению.
Использование глаголов для выражения сравнения.
Употребление глаголов в прямом и переносном значении.
Употребление глаголов со значением отрицания.
Выделение глаголов в неопределенной форме. Правописание
глаголов в неопределенной форме.
Различение глаголов по лицам и числам.
Изменение формы лица и числа глаголов.
Знакомство с повелительной формой глагола.
Правописание повелительной формы глагола.
Использование в речи глаголов в повелительной форме.
Правописание глаголов. Закрепление знаний.
РР Анкета.
Контрольная работа по теме «Глагол».
Работа над ошибками.
Наречие (9 ч.)
Наречие как часть речи.
Наречия, противоположные и близкие по значению.
Употребление наречий с глаголами, обозначающими речевую
деятельность.
Употребление сочетаний наречий с глаголами в прямом и
переносном значениях.
Правописание наречий с гласными А и О на конце.
Различение наречий и прилагательных.
РР Сочинение по картине В.Перова «Приезд гувернантки в
купеческий дом».
Наречие. Закрепление знаний.
Контрольная работа по теме «Наречие».
Имя числительное (12 ч.)
Числительное как часть речи.
Простые и составные числительные
Словосочетания с числительными.

Обязанность
Свидетельство
Аккуратно
Отдых

Вежливость

№116
№119
№122
№129

16.01.23
18.01.23
19.01.23
23.01.23

№135

25.01.23

№136
№141
№146
№149
№156
№161
№162
Не задано
Карточка

26.01.23
30.01.23
01.02.23
02.02.23
06.02.23
08.02.23
09.02.23
13.02.23
15.02.23

№165
№168
№171

16.02.23
20.02.23
22.02.23

№174

23.02.23

№180
№183
Не задано

27.02.23
01.03.23
02.03.23

№3,4 с.155
Не задано

06.03.23
08.03.23

№188
№191
№194

09.03.23
13.03.23
15.03.23

75
76
4 четв.
77
78
79

1
1

Правописание числительных от 5 до 20 и 30.
Правописание числительных от 5 до 20 и 30.

№ 197
№198

16.03.23
20.03.23

1
1
1

№200
№201
№203

22.03.23
23.03.23
03.04.23

80
81
82
83

1
1
1
1

№207
№2 с.174
№210
Не задано

05.04.23
06.04.23
10.04.23
12.04.23

84
85
86
87
88
89
90
91
92
93

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

№212
№214
№218
№219
№224
№226
№229
№230
№232
Не задано

13.04.23
17.04.23
19.04.23
20.04.23
24.04.23
26.04.23
27.04.23
01.05.23
03.05.23
04.05.23

94
95
96
97

1
1
1
1

№235
№237
№243
№239

08.05.23
10.05.23
11.05.23
15.05.23

98
99
100
101
102

1
1
1
1
1

Правописание числительных от 50 до 80 и от 500 до 900.
Правописание числительных от 50 до 80 и от 500 до 900.
Различение числительных с мягким знаком на конце и в середине
слова.
Правописание числительных 90, 200, 300, 400.
Числительное. Закрепление знаний.
РР Деловые бумаги. Доверенность.
Контрольная работа по теме «Числительное».
Предложение. Текст (10 ч.)
Различение простых и сложных предложений.
Союз И в простых и сложных предложениях.
Сложные предложения с союзом что.
Сложные предложения с союзом чтобы.
Сложные предложения с союзом потому что.
Сложные предложения с союзом когда.
Сложные предложения. Закрепление знаний.
РР Деловые бумаги. Объяснительная записка.
Предложение. Закрепление знаний.
Контрольный диктант по теме «Предложение».
Повторение (9 ч.)
Состав слова.
Части речи. Правописание окончаний существительных.
Словосочетание. Предложения простые и сложные.
Контрольное списывание на годовой промежуточной
аттестации.
РР Изложение текста по упр.246.
РР Деловое письмо. Заявление.
РР Тема текста.
РР Основная мысль текста.
Резервные часы

№244
Не задано
Не задано
Не задано
Не задано

17.05.23
18.05.23
22.05.23
24.05.23
25.05.23

Иждивенец
Национальность

Приложение к рабочей программе № 2

Практическая часть по предмету «Письмо и развитие речи. 9 класс»
Вид работы
Контрольное списывание

1 четверть
1

2 четверть
2

3 четверть
3

4 четверть
3

Год
9

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».