1. Планируемые результаты освоения учебного предмета « Обществознание»
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего
возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания
и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение; Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020) "Об утверждении федерального
государственного образо... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 11.01.2021 КонсультантПлюс надежная правовая
поддержка www.consultant.ru Страница 10 из 58
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТкомпетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; (в ред.
Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644)
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной
практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты;
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма,
гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в
Конституции Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной
позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся,
межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных
групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными
ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать
правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать
необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
объяснять роль политики в жизни общества;
различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать
их полномочия и компетенцию;
объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
раскрывать достижения российского народа;
объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности
гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
характеризовать систему российского законодательства;
раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
характеризовать гражданские правоотношения;
раскрывать смысл права на труд;
объяснять роль трудового договора;
разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в
предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения
родителей;
находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать,
анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других
людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике
модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
2. Содержание учебного предмета «Обществознание»
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и
внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия,
ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность
политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое
государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные
основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты
федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные
функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации.
Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской
Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и
граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах
человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и
дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав
потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в
регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов
и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные
правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений.
Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита.
Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников
в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания
несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
3.
Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы
Раздел, тема.
1
Вводный урок.
Количество
часов
1
2
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства.
Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства.
Тюменская область как субъект РФ. Организация государственной власти. Политический режим. Демократия, ее
основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни.
Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические
партии, и голосование в нашем регионе. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление.
Характеристика местного самоуправления в регионе. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты
и способы их разрешения.
11
3
Гражданин и государство
3
№
Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Органы государственной власти и управления в Российской
Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство
Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Обеспечение прав
человека на территории региона. Устав Тюменской области. Правовые и
организационные аспекты противодействия коррупции в РФ и Тюменской области.
4
5
Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Коррупция как социальное явление.
Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Коррупционные правонарушения и
их виды. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения.
Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей.
Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в
регулировании трудовой деятельности человека. Рынок труда региона. Семья под защитой государства. Права и обязанности
детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Демографическая ситуация в
регионе. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного
наказания. Административная ответственность за коррупционные правонарушения. Уголовное право, основные понятия и
принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Уголовная
ответственность за коррупционные правонарушения. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и
их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности
регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной
ответственности
и
наказания
несовершеннолетних.
Статистика
по
числу
преступлений
совершенных
несовершеннолетними на территории области, района. Села. Международное гуманитарное право. Международноправовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Повторение
18
1
ИТОГО
34
Приложение к рабочей программе№1
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Обществознание»
№ п/п Тема урока
I – ая четверть
1
Вводный урок. Что мы уже знаем и умеем.
Политическая сфера жизни общества
2/1
&1. Политика и власть. Роль политики в жизни общества.
3/2
Входная диагностическая работа. &2. Государство, его существенные признаки. Функции
государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы
государственно-территориального устройства. Р/К: Тюменская область как субъект РФ.
Организация государственной власти.
4/3
&1. Политические режимы
5/4
&1. Демократия, ее основные признаки и ценности.
6/5
&4. Правовое государство
7/6
&5. Гражданское общество. Местное самоуправление. Р/К: Характеристика местного
самоуправления в регионе.
Количеств
о часов
Дата
план
1
11
1
1
02.09
1
1
1
1
23.09
30.09
07.10
14.10
09.09
16.09
8/7
&6. Участие граждан в политической жизни. Выборы и референдумы. Опасность политического
экстремизма. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их
разрешения
1
21.10
9/8
&7. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни
1
11.11
факт
13/1
&7. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Р/К: Политические партии, и
голосование в нашем регионе.
Политическая сфера жизни общества. Повторительно-обобщающий.
Политическая сфера жизни общества. Контрольная работа.
Гражданин и государство
. &12. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Органы государственной
14/2
власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции.
Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации.
&13. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
10/9
11/10
12/11
1
18.11
1
1
3
1
25.11
02.12
1
16.12
1
23.12
09.12
15/3
Р/К: Обеспечение прав человека на территории региона
Конституция Российской Федерации.
16/1
Основы российского законодательства
&8. Система российского законодательства. Коррупция как социальное явление.
18
1
13.01
&8. Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт.
1
1
20.01
27.01
1
1
1
03.02
10.02
17.02
1
24.02
1
03.03
1
1
10.03
17.03
17/2
18/3
19/4
20/5
21/6
22/7
23/8
24/9
25/10
&9. Правоотношения.
Правоспособность
и
дееспособность. Признаки и виды правонарушений.
Коррупционные правонарушения и их виды.
&10. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности.
&11. Правоохранительные органы
&16. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право
собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских
прав.
&16. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита.
Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
&17. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании
трудовой деятельности человека. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.
Р/К: Рынок труда региона.
Учимся устраиваться на работу. Практикум
&18. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и
прав детей, оставшихся без попечения родителей. Р/К: Демографическая ситуация в регионе,
районе, селе.
26/11
&19. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Административная
1
31.03
ответственность за коррупционные правонарушения
27/12
&20. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона.
Цели наказания. Виды наказаний. Уголовная ответственность за коррупционные правонарушения.
1
07.04
28/13
&20. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Р/К: Статистика
по числу преступлений совершенных несовершеннолетними на территории области, района,
села. ТУ №2 Экскурсия в ПДН(Армизон)
Учимся читать юридический документ и применять его положения. Практикум.
&23. Правовое регулирование отношений в сфере образования
&22. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв международных
конфликтов
Гражданин – человек имеющий права. Повторительно-обобщающий.
Право в жизни человека. Контрольная работа
Анализ контрольной работы. Политика и право. Итоговое повторение
1
14.04
1
1
1
21.04
28.04
05.05
1
1
1
12.05
19.05
26.05
29/14
30/15
31/16
32/17
33/18
34
Приложение к рабочей программе №2
Перечень Контрольных работ.
№ четверть
Тема
дата
1
1
Входная диагностическая работа.
16.09
2
2
Политическая сфера жизни общества
02.12
3
4
Право в жизни человека
12.05
Приложение к рабочей программе №2
Входной контроль
1..Характерной чертой только доиндустриального общества является:
1)большая роль науки в развитии производства;
2) деление общества на социальные группы;
3)ведущая роль сельского хозяйства в развитии экономики; 4)высокая социальная мобильность.
2. Характеристикой нации в отличие от племени является:
1) общность традиций
2) устойчивая государственность;
3)собственный язык;
4) общность территорий.
3. Верны ли следующие суждения о характеристиках денег?
А. Деньги существовали на всех этапах развития общества.
Б. В современном обществе деньги перестали быть средством обращения.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.
4. Понятия «конфронтация», «конкуренция», «соперничество» характеризуют:
1) способы протекания конфликтов;
2) способы разрешения конфликтов;
3) процесс социализации личности;
4)причины возникновения конфликтов.
5. К основным экономическим ресурсам относится:
1) рынок;
2)капитал;
3)обмен;
4)налоги.
6. Командная экономическая система в отличие от рыночной характеризуется:
1) отсутствием товарно-денежных отношений;
2) существованием свободной конкуренции товаропроизводителей;
3) уравнительным распределением продукции;
4) жестким государственным регулированием производства, обмена и распределения;
7. Верны ли следующие суждения о социальной стратификации?
А. Важным признаком принадлежности к страте является уровень престижа.
Б. В современном обществе уровень образования не влияет на принадлежность к той или иной страте.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.
8. Ситуация на рынке, при которой несколько крупных конкурирующих фирм монополизируют производство и сбыт основной массы
продукции в определенной отрасли, называется:
1)конкуренция;
2) закон спроса и предложения;
3) олигополия;
4)монополия.
9.Личность в отличие от индивида:
1) является биосоциальным существом;
2) характеризуется неповторимыми чертами внешности;
3) обладает определенными желаниями и стремлениями;
4)способна оказывать влияние на общество.
10. Положение, при котором доходная часть государственного бюджета превышает расходную, называется:
1)профицит бюджета;
2)дефицит бюджета;
3)государственный долг;
4)сбалансированный бюджет.
Критерии оценивания:
- на оценку «2» - от 0 до 5 баллов;
- на оценку «3» - от 6 до 7баллов;
- на оценку «4» - от 8 до 9 баллов;
- на оценку «5» - 10 баллов.
Право в жизни человека №3
Предмет Обществознание
Класс 9 Учебник Обществознание. Учебник для 9 класса. Боголюбов Л.Н. и др. М.: 2014. — 208 с.
Тема § 8. Роль права в жизни человека, общества и государства
Вопрос №1 Какое смысловое значение не соответствует понятию права:
а править, управлять
б исправление
в правда, справедливость
Вопрос №2 Выберите верное суждение. Согласно естественно-правовой теории 1. право происходит от природы человека 2. задача государства
обеспечить защиту естественно-правовых норм
а верно только 1
б верно только 2
в верны оба суждения
г нет верного суждения
Вопрос №3 Наиболее полно естественно-правовые нормы закрепляются в
а Конституции РФ
б Всеобщей декларации прав и свобод человека и гражданина
в Конвенции о правах ребенка
Вопрос №4 В каком веке теория естественного права получила наибольшее распространение в России
а 19 век
б 16 век
в начало 18 века
Вопрос №5 Что является признаками права
а системность
б соответствие принципам гуманизма
в нормативность
г общеобязательность
д неизбежность наказания
е возможность государственного принуждения
ж равная юридическая сила
Вопрос №6 С точки зрения категорического императива право соответствует
а ответственности
б морали
в неограниченной свободе
Вопрос №7 Расположите нормативно-правовые акты по иерархии. а) Постановления Правительства РФ б) Указы Президента РФ в) Федеральные
законы г) Конституция РФ д) Постановление министра образования РФ
Вопрос №8 Определите элементы нормы права. а )Граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, б) имеют право избирать; в) лица,
препятствующие осуществлению этого права, привлекаются к административной или уголовной ответственности.
Вопрос №9 К публичным отраслям права относят
а гражданское право
б гражданско-процессуальное право
в трудовое право
г административное право
д экологическое право
Вопрос №10 Выберите верное суждение. 1. Согласно естественно-правовой теории закон и право равны по объему и содержанию. 2.
Современная правовая наука различает право и закон по объему.
А верно 1
б верно 2
в верны оба суждения
г нет верного суждения
Критерии оценивания:
- на оценку «2» - от 0 до 4 баллов;
- на оценку «3» - от 5 до 7баллов;
- на оценку «4» - от 8 до 9 баллов;
- на оценку «5» - 10 баллов.