1. Планируемые результаты освоения учебного предмета « Обществознание» Личностные результаты: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020) "Об утверждении федерального государственного образо... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 11.01.2021 КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 10 из 58 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТкомпетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644) 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные результаты; 1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; 2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития; 3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп; 4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности; 5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам; 6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. Политическая сфера жизни общества Выпускник научится: объяснять роль политики в жизни общества; различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами; давать характеристику формам государственно-территориального устройства; различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки; раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии; называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах; характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни. Выпускник получит возможность научиться: осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства; соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы. Гражданин и государство Выпускник научится: характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию; объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ; раскрывать достижения российского народа; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»; называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ; осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства; характеризовать конституционные обязанности гражданина. Выпускник получит возможность научиться: аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире; использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ. Основы российского законодательства Выпускник научится: характеризовать систему российского законодательства; раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних; характеризовать гражданские правоотношения; раскрывать смысл права на труд; объяснять роль трудового договора; разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях; характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей; характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений; конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них; характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних; раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование; анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления; исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом. Выпускник получит возможность научиться: на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие; осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами. 2. Содержание учебного предмета «Обществознание» Политическая сфера жизни общества Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения. Гражданин и государство Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. Основы российского законодательства Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. 3. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы Раздел, тема. 1 Вводный урок. Количество часов 1 2 Политическая сфера жизни общества Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Тюменская область как субъект РФ. Организация государственной власти. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии, и голосование в нашем регионе. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Характеристика местного самоуправления в регионе. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения. 11 3 Гражданин и государство 3 № Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Обеспечение прав человека на территории региона. Устав Тюменской области. Правовые и организационные аспекты противодействия коррупции в РФ и Тюменской области. 4 5 Основы российского законодательства Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Коррупция как социальное явление. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Коррупционные правонарушения и их виды. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Рынок труда региона. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Демографическая ситуация в регионе. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Административная ответственность за коррупционные правонарушения. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Уголовная ответственность за коррупционные правонарушения. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Статистика по числу преступлений совершенных несовершеннолетними на территории области, района. Села. Международное гуманитарное право. Международноправовая защита жертв вооруженных конфликтов. Повторение 18 1 ИТОГО 34 Приложение к рабочей программе№1 Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Обществознание» № п/п Тема урока I – ая четверть 1 Вводный урок. Что мы уже знаем и умеем. Политическая сфера жизни общества 2/1 &1. Политика и власть. Роль политики в жизни общества. 3/2 Входная диагностическая работа. &2. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Р/К: Тюменская область как субъект РФ. Организация государственной власти. 4/3 &1. Политические режимы 5/4 &1. Демократия, ее основные признаки и ценности. 6/5 &4. Правовое государство 7/6 &5. Гражданское общество. Местное самоуправление. Р/К: Характеристика местного самоуправления в регионе. Количеств о часов Дата план 1 11 1 1 02.09 1 1 1 1 23.09 30.09 07.10 14.10 09.09 16.09 8/7 &6. Участие граждан в политической жизни. Выборы и референдумы. Опасность политического экстремизма. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения 1 21.10 9/8 &7. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни 1 11.11 факт 13/1 &7. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Р/К: Политические партии, и голосование в нашем регионе. Политическая сфера жизни общества. Повторительно-обобщающий. Политическая сфера жизни общества. Контрольная работа. Гражданин и государство . &12. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Органы государственной 14/2 власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. &13. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. 10/9 11/10 12/11 1 18.11 1 1 3 1 25.11 02.12 1 16.12 1 23.12 09.12 15/3 Р/К: Обеспечение прав человека на территории региона Конституция Российской Федерации. 16/1 Основы российского законодательства &8. Система российского законодательства. Коррупция как социальное явление. 18 1 13.01 &8. Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. 1 1 20.01 27.01 1 1 1 03.02 10.02 17.02 1 24.02 1 03.03 1 1 10.03 17.03 17/2 18/3 19/4 20/5 21/6 22/7 23/8 24/9 25/10 &9. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Коррупционные правонарушения и их виды. &10. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. &11. Правоохранительные органы &16. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. &16. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. &17. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Р/К: Рынок труда региона. Учимся устраиваться на работу. Практикум &18. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Р/К: Демографическая ситуация в регионе, районе, селе. 26/11 &19. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Административная 1 31.03 ответственность за коррупционные правонарушения 27/12 &20. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Уголовная ответственность за коррупционные правонарушения. 1 07.04 28/13 &20. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Р/К: Статистика по числу преступлений совершенных несовершеннолетними на территории области, района, села. ТУ №2 Экскурсия в ПДН(Армизон) Учимся читать юридический документ и применять его положения. Практикум. &23. Правовое регулирование отношений в сфере образования &22. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв международных конфликтов Гражданин – человек имеющий права. Повторительно-обобщающий. Право в жизни человека. Контрольная работа Анализ контрольной работы. Политика и право. Итоговое повторение 1 14.04 1 1 1 21.04 28.04 05.05 1 1 1 12.05 19.05 26.05 29/14 30/15 31/16 32/17 33/18 34 Приложение к рабочей программе №2 Перечень Контрольных работ. № четверть Тема дата 1 1 Входная диагностическая работа. 16.09 2 2 Политическая сфера жизни общества 02.12 3 4 Право в жизни человека 12.05 Приложение к рабочей программе №2 Входной контроль 1..Характерной чертой только доиндустриального общества является: 1)большая роль науки в развитии производства; 2) деление общества на социальные группы; 3)ведущая роль сельского хозяйства в развитии экономики; 4)высокая социальная мобильность. 2. Характеристикой нации в отличие от племени является: 1) общность традиций 2) устойчивая государственность; 3)собственный язык; 4) общность территорий. 3. Верны ли следующие суждения о характеристиках денег? А. Деньги существовали на всех этапах развития общества. Б. В современном обществе деньги перестали быть средством обращения. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны. 4. Понятия «конфронтация», «конкуренция», «соперничество» характеризуют: 1) способы протекания конфликтов; 2) способы разрешения конфликтов; 3) процесс социализации личности; 4)причины возникновения конфликтов. 5. К основным экономическим ресурсам относится: 1) рынок; 2)капитал; 3)обмен; 4)налоги. 6. Командная экономическая система в отличие от рыночной характеризуется: 1) отсутствием товарно-денежных отношений; 2) существованием свободной конкуренции товаропроизводителей; 3) уравнительным распределением продукции; 4) жестким государственным регулированием производства, обмена и распределения; 7. Верны ли следующие суждения о социальной стратификации? А. Важным признаком принадлежности к страте является уровень престижа. Б. В современном обществе уровень образования не влияет на принадлежность к той или иной страте. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны. 8. Ситуация на рынке, при которой несколько крупных конкурирующих фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции в определенной отрасли, называется: 1)конкуренция; 2) закон спроса и предложения; 3) олигополия; 4)монополия. 9.Личность в отличие от индивида: 1) является биосоциальным существом; 2) характеризуется неповторимыми чертами внешности; 3) обладает определенными желаниями и стремлениями; 4)способна оказывать влияние на общество. 10. Положение, при котором доходная часть государственного бюджета превышает расходную, называется: 1)профицит бюджета; 2)дефицит бюджета; 3)государственный долг; 4)сбалансированный бюджет. Критерии оценивания: - на оценку «2» - от 0 до 5 баллов; - на оценку «3» - от 6 до 7баллов; - на оценку «4» - от 8 до 9 баллов; - на оценку «5» - 10 баллов. Право в жизни человека №3 Предмет Обществознание Класс 9 Учебник Обществознание. Учебник для 9 класса. Боголюбов Л.Н. и др. М.: 2014. — 208 с. Тема § 8. Роль права в жизни человека, общества и государства Вопрос №1 Какое смысловое значение не соответствует понятию права: а править, управлять б исправление в правда, справедливость Вопрос №2 Выберите верное суждение. Согласно естественно-правовой теории 1. право происходит от природы человека 2. задача государства обеспечить защиту естественно-правовых норм а верно только 1 б верно только 2 в верны оба суждения г нет верного суждения Вопрос №3 Наиболее полно естественно-правовые нормы закрепляются в а Конституции РФ б Всеобщей декларации прав и свобод человека и гражданина в Конвенции о правах ребенка Вопрос №4 В каком веке теория естественного права получила наибольшее распространение в России а 19 век б 16 век в начало 18 века Вопрос №5 Что является признаками права а системность б соответствие принципам гуманизма в нормативность г общеобязательность д неизбежность наказания е возможность государственного принуждения ж равная юридическая сила Вопрос №6 С точки зрения категорического императива право соответствует а ответственности б морали в неограниченной свободе Вопрос №7 Расположите нормативно-правовые акты по иерархии. а) Постановления Правительства РФ б) Указы Президента РФ в) Федеральные законы г) Конституция РФ д) Постановление министра образования РФ Вопрос №8 Определите элементы нормы права. а )Граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, б) имеют право избирать; в) лица, препятствующие осуществлению этого права, привлекаются к административной или уголовной ответственности. Вопрос №9 К публичным отраслям права относят а гражданское право б гражданско-процессуальное право в трудовое право г административное право д экологическое право Вопрос №10 Выберите верное суждение. 1. Согласно естественно-правовой теории закон и право равны по объему и содержанию. 2. Современная правовая наука различает право и закон по объему. А верно 1 б верно 2 в верны оба суждения г нет верного суждения Критерии оценивания: - на оценку «2» - от 0 до 4 баллов; - на оценку «3» - от 5 до 7баллов; - на оценку «4» - от 8 до 9 баллов; - на оценку «5» - 10 баллов.