РП АООП (УО) человек 7 класс на 2022-2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии АООП МАОУ Южно-Дубровинской СОШ и на основе нормативных документов:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образование в Российской Федерации»
2.Адаптированной основной образовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) 3.Учебный план МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2022-2023 учебный год.
4.Годового календарного учебного графика МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2022-2023 учебный год.
.Приобщение

ребенка к социальному миру начинается с развития представления о себе. Становление личности ребенка
происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания
себя в системе социального мира. Социальную природу «Я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с
другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. Программа представлена следующими разделами
«Представление о себе», «Представление о частях тела», «Гигиена тела», «Обращение с одеждой и обувью», «Прием
пищи», «Туалет».
Задачи и направления.
- Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими
- представления о собственном теле
- распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта
- соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале
- отнесение себя к определенному полу
- формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям
- формировать умения поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами
- формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое), локализировать болезненные
ощущения и сообщать о них взрослому
- формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после
посещения туалета)
- формировать умения обслуживать себя
- формировать умения следить за своим внешним видом

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Человек» обозначен как самостоятельный предмет, что
подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 68 часов, 2 часа в
неделю. Интеграция с другими предметами с учётом общих целей изучения курса, определённых Федеральным
государственным стандартом «Окружающий социальный мир».
Личностные результаты освоения конкретного учебного предмета
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (малыш - подросток);
- проявляет уважение к людям старшего возраста, учителю
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- избегает конфликтных ситуаций;
- принимает доброжелательное отношение в свой адрес;
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
Биологический уровень

- сообщает об изменениях в организме (заболевание)
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных играх;
- принимает помощь.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ПРЕДМЕТУ

1) Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других. Соотнесение себя со своим именем, своим изображением
на фотографии, отражением в зеркале. Представление о собственном теле. Отнесение себя к определенному полу. Умение определять
«моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания. Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол,
место жительства, интересы. Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.
2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей. Умение обслуживать
себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др. Умение сообщать о
своих потребностях и желаниях.
3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с
необходимыми оздоровительными процедурами. Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или
сообщать о болезненных ощущениях взрослому. Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов
утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета). Умение следить за своим внешним видом.

4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье. Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей
социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА ЧЕЛОВЕК
Представления о себе.
Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки). Узнавание (различение)частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо),
туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). Знание назначения частей тела. Узнавание
(различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Знание назначения частей лица. Сообщение о состоянии
своего здоровья. Называние своего имен, пола.
Гигиена тела.
Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды. Смешивание воды до комфортной температуры.
Вытирание рук полотенцем. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук: открывание крана, регулирование
напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук.
Подстригание ногтей ножницами.Вытирание лица. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица:
открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица,
закрывание крана, вытирание лица.
Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта:
открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта,
мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой.
Расчесывание волос.
Мытье ушей. Чистка ушей. Вытирание ног. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног: намачивание ног,
намыливание ног, смывание мыла, вытирание ног.
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела: ополаскивание тела водой, намыливание частей тела,
смывание мыла, вытирание тела.Гигиена интимной зоны. Пользование гигиеническими прокладками. Пользование косметическими
средствами (дезодорантом, туалетной водой, гигиенической помадой, духами).
Обращение с одеждой и обувью.
Узнавание (различение) предметов одежды. Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли,
сандалии, тапки. Узнавание (различение) головных уборов (шапка, кепка, панама, платок). Знание назначения головных уборов.

Туалет.
Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и оправление малой/большой нужды. Пользование туалетной бумагой.
Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк, колготок, трусов),
сидение на унитазе/горшке, оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, колготок, брюк),
нажимание кнопки слива воды, мытье рук.
Прием пищи.
Сообщение о желании пить. Питье из кружки (стакана): захват кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки
(стакана), втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол. Наливание жидкости в кружку. Сообщение о желании
есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки
пищи губами, опускание ложки в тарелку. Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие губами с
вилки кусочка пищи, опускание вилки в тарелку. Использование салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в тарелку

Календарно - тематическое планирование
7 класс
№
Тема
Кол. час Дата
п/п

Основные понятия Основные виды
деятельности
обучающихся

Коррекционная работа

1

Правила поведения в школе, на
улице.

1

Правила

Отвечают на вопросы
учителя, опираясь на
картинки.

Коррекция мышления на основе
упражнений в анализе и синтезе

2

Правила поведения в школе, на
улице

1

Правила ДД

Переход дороги, дорога в
школу, светофор

Практика

3-4

Правила поведения с детьми и
взрослыми.

2

Взрослые

Отвечают на вопросы, по
содержанию картинок.

Коррекция мышления через
анализ, сравнение

5-6

Представление о занятиях в
свободное время.

2

Игры занятия

Отвечают на вопросы, по
содержанию картинок

Коррекция вербальной и
зрительной памяти на основе
упражнений в запоминании и

узнавании.
7-8

Члены семьи: брат, сестра,
2
бабушка, дедушка, мама и папа.
Различение родственников

Члены семьи

Отвечают на вопросы по
просмотру картинок

Коррекция вербальной и
зрительной памяти на основе
упражнений в запоминании и
узнавании.

9-11

Различение социальных ролей
членов семьи.

Профессии

Рассматривают
иллюстрации.

Коррекция пространственного
восприятия через подбор слова к
картинке.

3

Отвечают на вопросы по
иллюстрациям.
12-13 Рассказ о своей семье

2

14-15 Представление о бытовой и
2
досуговой деятельности членов
семьи.

Семья

Составляют предложения Коррекция речи.
по опорным слова и
вопросам

Здоровый образ
жизни

Вспоминают правила
гигиены

Коррекция пространственного
восприятия через подбор слова к
картинке.

16

Представление о бытовой и
1
досуговой деятельности членов
семьи

Профилактика

Принимают участие в
беседе по просмотру
презентации.

Коррекция мышление на основе
упражнений в анализе и синтезе

17

Школьная форма; мальчиков,
девочек.

форма

Описывают картинки по
вопросам учителя.

Коррекция эмоциональной сферы
через формирование учебной
мотивации.

Отвечают на вопросы
учителя
Ответы на вопросы

Расширение круга общих
представлений об окружающем
мире.

Просмотр презентации,

Коррекция вербальной и

1

18-19 Одежда; пальто, платье,
рубашка, брюки, юбка.

2

20-21 Уход за одеждой.

2

Одежда

Хранение одежды

чистят брюки щеткой

зрительной памяти на основе
упражнений в запоминании и
узнавании.

22-23 Межсезонная одежда (осеняя,
весенняя, зимняя, летняя).

2

Спортивная
Расширение
школьная домашняя представлений об
окружающем мире.

Коррекция эмоциональной сферы
через формирование учебной
мотивации.

24

Обувь; тапочки, туфли,
босоножки, ботинки, сапоги,
валенки,

1

Обувь

Описывают картинки по
вопросам учителя.

Коррекция мышления через
анализ, сравнение

25

Праздничная обувь,
ежедневная обувь

1

Обувь

Отвечают на вопросы
учителя

Коррекция мышление на основе
упражнений в анализе и синтезе

26

Школьная обувь; мальчиков,
девочек. Р.К.

1

Обувь

Ответы на вопросы

Коррекция представлений об
окружающем мире.

2

Обувь

Просмотр презентации,
чистят обувь щеткой

Коррекция эмоциональной сферы
через формирование учебной
мотивации.

3

название и
назначение

Работают по
иллюстрациям

Коррекция зрительной памяти на
основе упражнений в

27-28 Уход и хранение обуви.
Практическое занятие.

29-31 Наша школа, класс, столовая,
туалеты.

32-34 Дом, квартира. Пользование
ванной комнатой.

3

35-37 Забота о волосах, зубах, руках, 3
ногтях.

помещений

запоминании.

части дома:
Д/и «Можно - нельзя»
подъезд, лестница,
лифт, квартира,
назначение комнат в
квартире

Коррекция представлений об
окружающем мире.

предметы гигиены, Разгадывание загадок с
зубная паста, щетка, помощью картинок
мыло, шампунь,
ножницы

Коррекция представлений об
окружающем мире.

Коррекция зрительной памяти на
основе упражнений в
запоминании.

Моделирование ситуаций
« Чтобы зубы не портились»

1

выбор щетки,
зубной пасты

39-40 Выбираем шампунь по типу
волос. ЦОР
Сюжетно - ролевая игра
«Парикмахерская»

1

нормальные волосы Отвечают на вопросы
Коррекция зрительной памяти на
сухие
учителя, Составляют
основе упражнений в
жирные волосы
предложения по картинкам запоминании.

41-42 В здоровом теле - здоровый
дух. Способы закаливание
организма.

2

чистота- залог
здоровья

Урок- игра « Советы
Чистюли»

1

чистота- залог
здоровья

Просматривают
Коррекция логического
презентацию, отвечают на мышления на основе упражнений
вопросы
в установлении закономерностей

44-45 Укрепление здоровья.

2

Закаливание ,

Беседа о профессиях

38

43

Работают по
иллюстрациям

Играют в игру «Вопрос –
ответ

Коррекция внимания через чтение
в парах.

Учится работать в парах.

Коррекция зрительного

Витамины.

обтирание.

членов семьи. Работа по
карточкам

восприятия на основе упражнений
в узнавании, различении.

46-47 Укрепление здоровья.
Выполнение режима дня.

2

Здоровое питание.

Сравнивают картинки.,
отгадывают загадки.

Коррекция зрительного
восприятия на основе упражнений
в узнавании, различении.

48-49 Укрепление здоровья.
Повседневная уборка в
помещении.Практическое
занятие.

2

Режим дня

Отвечают на вопросы.
Разбор ситуаций по
картинкам

Расширение круга общих
представлений об окружающем
мире.

50-51 Режим сна и питания. Отдых и 2
труд дома. Р.К. Охрана здоровья
детей в Тюменской обл

Влажная сухая
уборка.

Разучивают комплекс
утренней гимнастики

Коррекция мышления на основе
упражнений в установлении
логических связей.

52-53 Обобщающее понятие
«продукты».

2

Продукты

Просмотр и обсуждение
мультфильма.

Расширение круга общих
представлений об окружающем
мире.

54-55 Что можно есть, а что нельзя

2

Полезные и вредные Просмотр и обсуждение
Коррекция мышления на основе
презентации. Отгадывание упражнений в установлении
загадок.
логических связей.

56-57 Полезные продукты. Значение
витаминов в питание.

2

Полезные продукты Просмотр и обсуждение
презентации.

Коррекция зрительного
восприятия на основе упражнений
в узнавании и различении.

Овощи фруктов

Коррекция зрительного
восприятия на основе упражнений

58

Употребление овощей и
1
фруктов в пищу.Режим питания.

Выполнение уборки по

Питания

инструкции учителя.

в узнавании и различении.
Коррекция мышления на основе
установления причинноследственных связей и
отношений.

59-60 Правила поведения за столом.

2

Правила

Работают с картинками:
разбор ситуации

61-62 Сервировка стола.

2

Сервировка

Рассказ о себе по опорным Коррекция устной речи через
словам и картинкам и
формирование умения строить
вопросам учителя
простые нераспространённые
предложения.

63-64 Предметы нужные для приема
пищи: ложка, вилка, тарелка,
салфетка, кружка.

2

65-66 Уметь различать основные
предметы питания.

2

67-68 Заключительное занятие по
курсу 7 класса

2

Всего 68 ч

Предметы

Ответы на вопросы
учителя, активизация
словаря.

Коррекция зрительной памяти на
основе упражнений в
запоминании.

Работают по картинкам,
рисуют.

Коррекция мыслительных
процессов на основе упражнений
в различении.

Игра экскурсия на
школьный двор

Коррекция зрительной памяти на
основе упражнений в
запоминании.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».