ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс по русскому языку «Русский язык» предназначен для учащихся 11 классов.
Данный курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, Поскольку элективный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения,
которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому
языку для учащихся 11 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на
знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и
углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс
даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную
устную и письменную речь.
Актуальность выбора данного элективного предмета обусловлена тем, что новая форма итоговой аттестации – единый государственный экзамен –
требует своей технологии выполнения заданий, а значит – своей методики подготовки. Работа с тестами требует постоянного, активного,
дифференцированного тренинга.
Цель курса – совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции,
развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе, подготовка старшеклассников к
выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения
тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также использование в повседневной практике нормативной устной и письменной речи.
Задачи курса:
изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
овладение основными нормами литературного языка;
создание прочной базы языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов тестовых заданий;
освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
обучение анализу текста, его интерпретации;
совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении экзаменационной работы;
развитие речевой культуры.
Место учебного курса «Русский язык».
Программа рассчитана на 1 год обучения: 34 часа (1 час в неделю).
Формы изучения курса: групповая и индивидуальная; работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с
тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и
коммуникативных задач, решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов,
написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ образцов ученических сочинений, тренировочно-диагностические работы,
репетиционный ЕГЭ, использование различных каналов поиска информации.
Содержание учебного курса «Русский язык».
Введение (1 ч.)
Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку.
Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки
тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы (12 ч)
Орфоэпические нормы (постановка ударения)
Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)
Морфологические нормы (образование форм слова)
Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления
Орфографические нормы. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-).
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Правописание НЕ и НИ. Слитное, дефисное, раздельное написание слов.
Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи
Пунктуационные нормы (8 ч)
Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом
предложении с однородными членами
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями)
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
Пунктуационный анализ
Текст как речевое произведение. (7 ч)
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров
Средства связи предложений в тексте. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста
Функционально-смысловые типы речи
Речь. Языковые средства выразительности
Лексическое значение слова (4 ч)
Лексическое значение слова.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.
Сочинение (2 ч)
Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ п/п Тематика курса
кол-во часов теоретич. часть практич. часть
1
Введение
1
1
-
2
Языковые нормы
12
3
9
3
Пунктуационные нормы
8
2
6
4
Текст как речевое произведение. 7
1
6
5
Лексическое значение слова
4
1
3
6
Сочинение
2
1
1
Итого
34
9
25
Приложение к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятия
п/п
К-во
час.
1. Введение (1 ч)
1.
Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ
по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор.
1
Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения
Языковые нормы (12 ч)
2.
Орфоэпические нормы (постановка ударения)
1
3
Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической
сочетаемости)
1
4.
Морфологические нормы (образование форм слова)
1
5.
Синтаксические нормы.
1
6.
Нормы согласования. Нормы управления
1
Дата
проведения
7.
Орфографические нормы. Правописание корней.
1
8.
Правописание приставок.
1
9.
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-).
1
10.
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.
1
11.
Правописание НЕ и НИ.
1
12.
Слитное, дефисное, раздельное написание слов.
1
13.
Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи
1
Пунктуационные нормы (8 ч)
14.
Пунктуация в сложносочинённом предложении
1
15.
Пунктуация в простом предложении с однородными членами
1
16.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами).
1
17.
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями,
дополнениями)
1
18.
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
1
19.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
1
20.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
1
21.
Пунктуационный анализ
1
Текст как речевое произведение. (7 ч)
22.
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров
1
23.
Средства связи предложений в тексте.
1
24.
Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.
1
25.
Текст как речевое произведение.
1
26.
Смысловая и композиционная целостность текста
1
27.
Функционально-смысловые типы речи
1
28.
Речь. Языковые средства выразительности
1
Лексическое значение слова (4 ч)
29.
Лексическое значение слова.
1
30.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
1
31.
Фразеологические обороты.
1
32.
Группы слов по происхождению и употреблению.
1
Сочинение (2 ч)
33.
Сочинение. Информационная обработка текста.
1
34.
Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации
1
ИТОГО
34