РП элективного курса по русскому языку 11 класс на 2022-2023 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс по русскому языку «Русский язык» предназначен для учащихся 11 классов.
Данный курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, Поскольку элективный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения,
которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому
языку для учащихся 11 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на
знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и
углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс
даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную
устную и письменную речь.
Актуальность выбора данного элективного предмета обусловлена тем, что новая форма итоговой аттестации – единый государственный экзамен –
требует своей технологии выполнения заданий, а значит – своей методики подготовки. Работа с тестами требует постоянного, активного,
дифференцированного тренинга.
Цель курса – совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции,
развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе, подготовка старшеклассников к
выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения
тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также использование в повседневной практике нормативной устной и письменной речи.
Задачи курса:

изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;

овладение основными нормами литературного языка;

создание прочной базы языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;

дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;

обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов тестовых заданий;

освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;

обучение анализу текста, его интерпретации;

совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении экзаменационной работы;

развитие речевой культуры.

Место учебного курса «Русский язык».
Программа рассчитана на 1 год обучения: 34 часа (1 час в неделю).
Формы изучения курса: групповая и индивидуальная; работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с
тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и
коммуникативных задач, решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов,
написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ образцов ученических сочинений, тренировочно-диагностические работы,
репетиционный ЕГЭ, использование различных каналов поиска информации.

Содержание учебного курса «Русский язык».
Введение (1 ч.)
Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку.
Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки
тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы (12 ч)
Орфоэпические нормы (постановка ударения)
Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)
Морфологические нормы (образование форм слова)
Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления
Орфографические нормы. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-).
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Правописание НЕ и НИ. Слитное, дефисное, раздельное написание слов.
Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи
Пунктуационные нормы (8 ч)
Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом
предложении с однородными членами
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями)
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
Пунктуационный анализ
Текст как речевое произведение. (7 ч)
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров
Средства связи предложений в тексте. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста
Функционально-смысловые типы речи
Речь. Языковые средства выразительности
Лексическое значение слова (4 ч)
Лексическое значение слова.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.
Сочинение (2 ч)
Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ п/п Тематика курса

кол-во часов теоретич. часть практич. часть

1

Введение

1

1

-

2

Языковые нормы

12

3

9

3

Пунктуационные нормы

8

2

6

4

Текст как речевое произведение. 7

1

6

5

Лексическое значение слова

4

1

3

6

Сочинение

2

1

1

Итого

34

9

25

Приложение к рабочей программе

Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятия
п/п

К-во
час.

1. Введение (1 ч)
1.

Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ
по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор.
1
Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения
Языковые нормы (12 ч)

2.

Орфоэпические нормы (постановка ударения)

1

3

Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической
сочетаемости)

1

4.

Морфологические нормы (образование форм слова)

1

5.

Синтаксические нормы.

1

6.

Нормы согласования. Нормы управления

1

Дата
проведения

7.

Орфографические нормы. Правописание корней.

1

8.

Правописание приставок.

1

9.

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-).

1

10.

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.

1

11.

Правописание НЕ и НИ.

1

12.

Слитное, дефисное, раздельное написание слов.

1

13.

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

1

Пунктуационные нормы (8 ч)
14.

Пунктуация в сложносочинённом предложении

1

15.

Пунктуация в простом предложении с однородными членами

1

16.

Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами).

1

17.

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями,
дополнениями)

1

18.

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

1

19.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

1

20.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

1

21.

Пунктуационный анализ

1

Текст как речевое произведение. (7 ч)
22.

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров

1

23.

Средства связи предложений в тексте.

1

24.

Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.

1

25.

Текст как речевое произведение.

1

26.

Смысловая и композиционная целостность текста

1

27.

Функционально-смысловые типы речи

1

28.

Речь. Языковые средства выразительности

1

Лексическое значение слова (4 ч)

29.

Лексическое значение слова.

1

30.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

1

31.

Фразеологические обороты.

1

32.

Группы слов по происхождению и употреблению.

1

Сочинение (2 ч)
33.

Сочинение. Информационная обработка текста.

1

34.

Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации

1

ИТОГО

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».