ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Элективный курс по русскому языку «Русский язык» предназначен для учащихся 11 классов. Данный курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, Поскольку элективный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь. Актуальность выбора данного элективного предмета обусловлена тем, что новая форма итоговой аттестации – единый государственный экзамен – требует своей технологии выполнения заданий, а значит – своей методики подготовки. Работа с тестами требует постоянного, активного, дифференцированного тренинга. Цель курса – совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также использование в повседневной практике нормативной устной и письменной речи. Задачи курса: изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку; овладение основными нормами литературного языка; создание прочной базы языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа; дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки; обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов тестовых заданий; освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка; обучение анализу текста, его интерпретации; совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении экзаменационной работы; развитие речевой культуры. Место учебного курса «Русский язык». Программа рассчитана на 1 год обучения: 34 часа (1 час в неделю). Формы изучения курса: групповая и индивидуальная; работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ образцов ученических сочинений, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ, использование различных каналов поиска информации. Содержание учебного курса «Русский язык». Введение (1 ч.) Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения. Языковые нормы (12 ч) Орфоэпические нормы (постановка ударения) Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости) Морфологические нормы (образование форм слова) Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления Орфографические нормы. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Правописание НЕ и НИ. Слитное, дефисное, раздельное написание слов. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи Пунктуационные нормы (8 ч) Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями) Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения Знаки препинания в сложноподчинённом предложении Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи Пунктуационный анализ Текст как речевое произведение. (7 ч) Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров Средства связи предложений в тексте. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста Функционально-смысловые типы речи Речь. Языковые средства выразительности Лексическое значение слова (4 ч) Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Сочинение (2 ч) Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. № п/п Тематика курса кол-во часов теоретич. часть практич. часть 1 Введение 1 1 - 2 Языковые нормы 12 3 9 3 Пунктуационные нормы 8 2 6 4 Текст как речевое произведение. 7 1 6 5 Лексическое значение слова 4 1 3 6 Сочинение 2 1 1 Итого 34 9 25 Приложение к рабочей программе Календарно-тематическое планирование № Тема занятия п/п К-во час. 1. Введение (1 ч) 1. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. 1 Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения Языковые нормы (12 ч) 2. Орфоэпические нормы (постановка ударения) 1 3 Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости) 1 4. Морфологические нормы (образование форм слова) 1 5. Синтаксические нормы. 1 6. Нормы согласования. Нормы управления 1 Дата проведения 7. Орфографические нормы. Правописание корней. 1 8. Правописание приставок. 1 9. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). 1 10. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. 1 11. Правописание НЕ и НИ. 1 12. Слитное, дефисное, раздельное написание слов. 1 13. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи 1 Пунктуационные нормы (8 ч) 14. Пунктуация в сложносочинённом предложении 1 15. Пунктуация в простом предложении с однородными членами 1 16. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). 1 17. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями) 1 18. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения 1 19. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении 1 20. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи 1 21. Пунктуационный анализ 1 Текст как речевое произведение. (7 ч) 22. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров 1 23. Средства связи предложений в тексте. 1 24. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. 1 25. Текст как речевое произведение. 1 26. Смысловая и композиционная целостность текста 1 27. Функционально-смысловые типы речи 1 28. Речь. Языковые средства выразительности 1 Лексическое значение слова (4 ч) 29. Лексическое значение слова. 1 30. Синонимы. Антонимы. Омонимы. 1 31. Фразеологические обороты. 1 32. Группы слов по происхождению и употреблению. 1 Сочинение (2 ч) 33. Сочинение. Информационная обработка текста. 1 34. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации 1 ИТОГО 34