РП по физике 11 класс на 2022-2023

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Физика»
Тема
Основы
электродинамики
(продолжение)
Магнитное поле

Обучаемый научится
- давать определения понятий: магнитное поле, индукция магнитного
поля, вихревое поле, Сила Ампера, сила Лоренца, ферромагнетик,
домен, температура Кюри;
- давать определение единица индукции магнитного поля;
- перечислять основные свойства магнитного поля;
- изображать магнитные линии постоянного магнита, прямого
проводника с током, катушки с током;
- наблюдать взаимодействие катушки с током и магнита, магнитной
стрелки и проводника с током, действия магнитного поля на
движущуюся заряженную частицу;
- формулировать закон Ампера, границы его применимости;
- определять направление линий магнитной индукции магнитного поля с
помощью правила буравчика, направление векторов силы Ампера и
силы Лоренца с помощью правила левой руки;
- применять закон Ампера и формулу для вычисления силы Лоренца при
решении задач;
- перечислять типы веществ по магнитным свойствам, называть свойства
диа-, пара- и ферромагнетиков;
- измерять силу взаимодействия катушки с током и магнита.

Обучаемый получит возможность научиться
- понимать и объяснять целостность
физической теории, различать границы ее
применимости и место в ряду других
физических теорий;
- владеть приемами построения теоретических
доказательств, а также прогнозирования
особенностей протекания физических явлений и
процессов на основе полученных теоретических
выводов и доказательств;
- характеризовать системную связь между
основополагающими научными понятиями:
пространство, время, материя (вещество,
поле), движение, сила, энергия;
- выдвигать гипотезы на основе знания
основополагающих физических
закономерностей и законов;
- самостоятельно планировать и проводить
физические эксперименты;
- характеризовать глобальные проблемы,
стоящие перед человечеством: энергетические,
сырьевые, экологические, – и роль физики в
решении этих проблем;
- решать практико-ориентированные
качественные и расчетные физические задачи с
выбором физической модели, используя
несколько физических законов или формул,
связывающих известные физические величины, в
контексте межпредметных связей;
- объяснять принципы работы и
характеристики изученных машин, приборов и

Электромагнитная
индукция

- давать определения понятий: явление электромагнитной индукции,
магнитный поток, ЭДС индукции , индуктивность, самоиндукция, ЭДС
самоиндукции;
- распознавать, воспроизводить, наблюдать явление электромагнитной
индукции, показывать причинно-следственные связи при наблюдении
явления; наблюдать и анализировать эксперименты, демонстрирующие
правило Ленца;
- формулировать правило Ленца, закон электромагнитной индукции,
границы его применимости;
- исследовать явление электромагнитной индукции;
- перечислять условия, при которых возникает индукционный ток в
замкнутом контуре, катушке; определять роль железного сердечника в
катушке; изображать графически внешнее и индукционное магнитные
поля; определять направление индукционного тока конкретной
ситуации;
- объяснять возникновение вихревого электрического поля и
электромагнитного поля;
- описывать возникновение ЭДС индукции в движущихся проводниках;
- работать в паре и группе при выполнении практических заданий,
планировать эксперимент;
- перечислять примеры использования явления электромагнитной
индукции;
- распознавать, воспроизводить, наблюдать явление самоиндукции,
показывать причинно-следственные связи при наблюдении явления;
- формулировать закон самоиндукции, границы его применимости;
- проводить аналогию между самоиндукцией и инертностью;

технических устройств;
- объяснять условия применения физических
моделей при решении физических задач,
находить адекватную предложенной задаче
физическую модель, разрешать проблему как на
основе имеющихся знаний, так и при помощи
методов оценки.
- понимать и объяснять целостность
физической теории, различать границы ее
применимости и место в ряду других
физических теорий;
- владеть приемами построения теоретических
доказательств, а также прогнозирования
особенностей протекания физических явлений и
процессов на основе полученных теоретических
выводов и доказательств;
- характеризовать системную связь между
основополагающими научными понятиями:
пространство, время, материя (вещество,
поле), движение, сила, энергия;
- выдвигать гипотезы на основе знания
основополагающих физических
закономерностей и законов;
- самостоятельно планировать и проводить
физические эксперименты;
- характеризовать глобальные проблемы,
стоящие перед человечеством: энергетические,
сырьевые, экологические, – и роль физики в
решении этих проблем;
- решать практико-ориентированные
качественные и расчетные физические задачи с
выбором физической модели, используя
несколько физических законов или формул,

- определять зависимость индуктивности катушки от ее длины и
площади витков;
- находить в конкретной ситуации значения: магнитного потока, ЭДС
индукции, ЭДС индукции в движущихся проводниках, ЭДС
самоиндукции, индуктивность, энергию магнитного поля.

Колебания и
волны
Механические
колебания

связывающих известные физические величины, в
контексте межпредметных связей;
- объяснять принципы работы и
характеристики изученных машин, приборов и
технических устройств;
- объяснять условия применения физических
моделей при решении физических задач,
находить адекватную предложенной задаче
физическую модель, разрешать проблему как на
основе имеющихся знаний, так и при помощи
методов оценки.
- давать определения: колебания, колебательная система, механические
- понимать и объяснять целостность
колебания, гармонические колебания, свободные колебания,
физической теории, различать границы ее
затухающие колебания, вынужденные колебания, резонанс, смещение,
применимости и место в ряду других
амплитуда, период, частота, собственная частота, фаза;
физических теорий;
- перечислять условия возникновения колебаний, приводить примеры
- владеть приемами построения теоретических
колебательных систем;
доказательств, а также прогнозирования
- описывать модели: пружинный маятник, математический маятник;
особенностей протекания физических явлений и
- перечислять виды колебательного движения, их свойства;
процессов на основе полученных теоретических
- распознавать, воспроизводить, наблюдать гармонические колебания,
выводов и доказательств;
свободные, колебания, затухающие колебания, вынужденные колебания, - характеризовать системную связь между
резонанс;
основополагающими научными понятиями:
- перечислять способы получения свободных и вынужденных
пространство, время, материя (вещество,
механических колебаний;
поле), движение, сила, энергия;
- составлять уравнение механических колебаний, записывать его
- выдвигать гипотезы на основе знания
решение, определять по уравнению колебательного движения параметры основополагающих физических
колебания;
закономерностей и законов;
- представлять зависимость смещения от времени при колебаниях
- самостоятельно планировать и проводить
математического и пружинного маятника графически, определять по
физические эксперименты;
графику характеристики: амплитуду, период и частоту;
- характеризовать глобальные проблемы,
- находить в конкретных ситуациях значения периода математического и стоящие перед человечеством: энергетические,
пружинного маятника, энергии маятника;
сырьевые, экологические, – и роль физики в
- объяснять превращения энергии при колебаниях математического
решении этих проблем;

маятника и груза на пружине;
- исследовать зависимость периода колебаний математического
маятника от его длины;
- исследовать зависимость периода колебаний груза на пружине от его
массы.

Электромагнитные
колебания

- давать определения понятиям: электромагнитные колебания,
колебательный контур, свободные электромагнитные колебания,
вынужденные электромагнитные колебания, переменный электрический
ток, активное сопротивление, действующее значение силы тока,
действующее значение напряжения, трансформатор, коэффициент
трансформации;
- изображать схему колебательного контура и описывать схему его
работы;
- распознавать, воспроизводить, наблюдать свободные
электромагнитные колебания, вынужденные электромагнитные
колебания, резонанс в цепи переменного тока;
- анализировать превращения энергии в колебательном контуре при
электромагнитных колебаниях;
- представлять зависимость электрического заряда, силы тока и
напряжения от времени при свободных электромагнитных колебаниях;
определять по графику колебаний его характеристики: амплитуду,
период и частоту;
- проводить аналогию между механическими и электромагнитными

- решать практико-ориентированные
качественные и расчетные физические задачи с
выбором физической модели, используя
несколько физических законов или формул,
связывающих известные физические величины, в
контексте межпредметных связей;
- объяснять принципы работы и
характеристики изученных машин, приборов и
технических устройств;
- объяснять условия применения физических
моделей при решении физических задач,
находить адекватную предложенной задаче
физическую модель, разрешать проблему как на
основе имеющихся знаний, так и при помощи
методов оценки.
- понимать и объяснять целостность
физической теории, различать границы ее
применимости и место в ряду других
физических теорий;
- владеть приемами построения теоретических
доказательств, а также прогнозирования
особенностей протекания физических явлений и
процессов на основе полученных теоретических
выводов и доказательств;
- характеризовать системную связь между
основополагающими научными понятиями:
пространство, время, материя (вещество,
поле), движение, сила, энергия;
- выдвигать гипотезы на основе знания
основополагающих физических
закономерностей и законов;
- самостоятельно планировать и проводить
физические эксперименты;

колебаниями;
- записывать формулу Томсона; вычислять с помощью формулы
Томсона период и частоту свободных электромагнитных колебаний;
определять период, частоту, амплитуду колебаний в конкретных
ситуациях;
- объяснять принцип получения переменного тока, устройство
генератора переменного тока;
- называть особенности переменного электрического тока на участке
цепи с резистором;
- записывать закон Ома для цепи переменного тока;
находить значения силы тока, напряжения, активного сопротивления
цепи переменного тока, действующих значений силы тока и
напряжения;
- называть условия возникновения резонанса в цепи переменного тока;
- описывать устройство, принцип действия и применение
трансформатора;
- вычислять коэффициент трансформации в конкретных ситуациях
Механические
волны

- давать определения понятий: механическая волна, поперечная волна,
продольная волна, скорость волны, длина волны, фаза волны, звуковая
волна, громкость звука, высота тона, тембр, отражение, преломление,
поглощение, интерференция механических волн, когерентные
источники, стоячая волна, акустический резонанс,
плоскополяризованная волна;
- перечислять свойства и характеристики механических волн;
- распознавать, воспроизводить, наблюдать механические волны,
поперечные волны, продольные волны, отражение преломление,
поглощение , интерференцию механических волн;
- называть характеристики волн: скорость, частота, длина волны,
разность фаз волн;
- определять в конкретных ситуациях скорости, частоты, длины волн,
разности фаз;

- характеризовать глобальные проблемы,
стоящие перед человечеством: энергетические,
сырьевые, экологические, – и роль физики в
решении этих проблем;
- решать практико-ориентированные
качественные и расчетные физические задачи с
выбором физической модели, используя
несколько физических законов или формул,
связывающих известные физические величины, в
контексте межпредметных связей;
- объяснять принципы работы и
характеристики изученных машин, приборов и
технических устройств;
- объяснять условия применения физических
моделей при решении физических задач,
находить адекватную предложенной задаче
физическую модель, разрешать проблему как на
основе имеющихся знаний, так и при помощи
методов оценки.
- понимать и объяснять целостность
физической теории, различать границы ее
применимости и место в ряду других
физических теорий;
- владеть приемами построения теоретических
доказательств, а также прогнозирования
особенностей протекания физических явлений и
процессов на основе полученных теоретических
выводов и доказательств;
- выдвигать гипотезы на основе знания
основополагающих физических
закономерностей и законов;
- самостоятельно планировать и проводить
физические эксперименты;

Электромагнитные
волны

- давать определения понятий: электромагнитное поле, вихревое
электрическое поле, электромагнитные волны, скорость волны, длина
волны, фаза волны, отражение, преломление, поглощение,
интерференция, дифракция, поперечность, поляризация
электромагнитных волн, радиосвязь, радиолокация, амплитудная
модуляция, детектирование;
- объяснять взаимосвязь переменных электрического и магнитного
полей;
- рисовать схему распространения электромагнитной волны;
- перечислять свойства и характеристики электромагнитных волн;
- распознавать, наблюдать электромагнитные волны, излучение, прием,
отражение, поглощение, интерференцию, дифракцию. Поляризацию
электромагнитных волн;
- находить в конкретных ситуациях значения характеристик волн:
скорости, частоты, длины волны, разности фаз;
- объяснять принцип радиосвязи и телевидения.

Оптика
Световые волны.
Геометрическая и
волновая оптика

- давать определения понятий: свет, корпускулярно-волновой дуализм
света, геометрическая оптика, световой луч, скорость света, отражение
света, преломление света, полное отражение света, угол падения, угол
отражения, угол преломления, относительный показатель преломления,
абсолютный показатель преломления, линза, фокусное расстояние
линзы, оптическая сила линзы, дисперсия света, интерференция света,
дифракционная решетка, поляризация света, естественный свет,

- решать практико-ориентированные
качественные и расчетные физические задачи с
выбором физической модели, используя
несколько физических законов или формул,
связывающих известные физические величины, в
контексте межпредметных связей.
- понимать и объяснять целостность
физической теории, различать границы ее
применимости и место в ряду других
физических теорий;
- владеть приемами построения теоретических
доказательств, а также прогнозирования
особенностей протекания физических явлений и
процессов на основе полученных теоретических
выводов и доказательств;
- выдвигать гипотезы на основе знания
основополагающих физических
закономерностей и законов;
- самостоятельно планировать и проводить
физические эксперименты;
- решать практико-ориентированные
качественные и расчетные физические задачи с
выбором физической модели, используя
несколько физических законов или формул,
связывающих известные физические величины, в
контексте межпредметных связей.
- понимать и объяснять целостность
физической теории, различать границы ее
применимости и место в ряду других
физических теорий;
- владеть приемами построения теоретических
доказательств, а также прогнозирования
особенностей протекания физических явлений и

плоскополяризованный свет;
- описывать методы измерения скорости света;
- перечислять свойства световых волн;
- распознавать, воспроизводить, наблюдать распространение световых
волн, отражение, преломление, поглощение, дисперсию, интерференцию
световых волн;
- формулировать принцип Гюйгенса, законы отражения и преломления
света, границы их применимости;
- строить ход лучей в плоскопараллельной пластине, треугольной
призме, тонкой линзе;
- строить изображение предмета в плоском зеркале, в тонкой линзе;
- перечислять виды линз, их основные характеристик – оптический
центр, главная оптическая ось, фокус, оптическая сила;
- находить в конкретной ситуации значения угла падения, угла
отражения, угла преломления, относительного показателя преломления,
абсолютного показателя преломления, скорости света в среде,
фокусного расстояния, оптической силы линзы, увеличения линзы,
периода дифракционной решетки, положения интерференционных и
дифракционных максимумов и минимумов;
- записывать формулу тонкой линзы, находить в конкретных ситуациях с
ее помощью неизвестные величины;
- объяснять принцип коррекции зрения с помощью очков;
- экспериментально определять показатель преломления среды,
фокусное расстояние собирающей линзы, длину световой волны с
помощью дифракционной решетки;
- выделять основные положения корпускулярной и волновой теорий
света

Излучения и
спектры

- давать определение понятий, тепловое излучение,
электролюминесценция, катодолюминесценция, хемиолюминесценция,
фотолюминесценция, сплошной спектр, линейчатый спектр, полосатый

процессов на основе полученных теоретических
выводов и доказательств;
- характеризовать системную связь между
основополагающими научными понятиями:
пространство, время, материя (вещество,
поле), движение, сила, энергия;
- выдвигать гипотезы на основе знания
основополагающих физических
закономерностей и законов;
- самостоятельно планировать и проводить
физические эксперименты;
- характеризовать глобальные проблемы,
стоящие перед человечеством: энергетические,
сырьевые, экологические, – и роль физики в
решении этих проблем;
- решать практико-ориентированные
качественные и расчетные физические задачи с
выбором физической модели, используя
несколько физических законов или формул,
связывающих известные физические величины, в
контексте межпредметных связей;
- объяснять принципы работы и
характеристики изученных машин, приборов и
технических устройств;
- объяснять условия применения физических
моделей при решении физических задач,
находить адекватную предложенной задаче
физическую модель, разрешать проблему как на
основе имеющихся знаний, так и при помощи
методов оценки.
- понимать и объяснять целостность
физической теории, различать границы ее
применимости и место в ряду других

спектр, спектр поглощения, спектральный анализ;
- перечислять виды спектров;
- распознавать, наблюдать сплошной спектр, линейчатый спектр,
полосатый спектр, спектр излучения и спектр поглощения;
- перечислять виды электромагнитных излучений, их источники,
свойства, применение;
- сравнивать свойства электромагнитных волн разной частоты.

Основа
специальной
теории
относительности

- давать определения понятий: событие, постулат, инерциальная система
отчета, время, длина тела, масса покоя, инвариант, энергия покоя;
- объяснять противоречия между классической механикой и
электродинамикой Максвелла и причины появления СТО;
- формулировать постулаты СТО;
- формулировать выводы из постулатов СТО

Квантовая физика
Световые кванты

- давать определения понятий: фотоэффект, квант, ток насыщения,
задерживающее напряжение, работа выхода, красная граница
фотоэффекта;
- распознавать, наблюдать явление фотоэффекта;

физических теорий;
- владеть приемами построения теоретических
доказательств, а также прогнозирования
особенностей протекания физических явлений и
процессов на основе полученных теоретических
выводов и доказательств;
- выдвигать гипотезы на основе знания
основополагающих физических
закономерностей и законов;
- самостоятельно планировать и проводить
физические эксперименты;
- решать практико-ориентированные
качественные и расчетные физические задачи с
выбором физической модели, используя
несколько физических законов или формул,
связывающих известные физические величины, в
контексте межпредметных связей.
- понимать и объяснять целостность
физической теории, различать границы ее
применимости и место в ряду других
физических теорий;
- владеть приемами построения теоретических
доказательств, а также прогнозирования
особенностей протекания физических явлений и
процессов на основе полученных теоретических
выводов и доказательств;
- выдвигать гипотезы на основе знания
основополагающих физических
закономерностей и законов
- понимать и объяснять целостность
физической теории, различать границы ее
применимости и место в ряду других
физических теорий;

- описывать опыты Столетова;
- формулировать гипотезу Планка о квантах, законы фотоэффекта;
- анализировать законы фотоэффекта;
- записывать и составлять в конкретных ситуациях уравнение
Эйнштейна для фотоэффекта и находить с его помощью неизвестные
величины;
- приводить примеры использования фотоэффекта;
- объяснять суть корпускулярно волнового дуализма;
- описывать опыты Лебедева по измерению давления света и
подтверждающих сложное строение атома;
- анализировать работу ученных по созданию модели строения атома,
получению вынужденного излучения, применении лазеров в науке,
медицине, промышленности, быту

- владеть приемами построения теоретических
доказательств, а также прогнозирования
особенностей протекания физических явлений и
процессов на основе полученных теоретических
выводов и доказательств;
- характеризовать системную связь между
основополагающими научными понятиями:
пространство, время, материя (вещество,
поле), движение, сила, энергия;
- выдвигать гипотезы на основе знания
основополагающих физических
закономерностей и законов;
- самостоятельно планировать и проводить
физические эксперименты;
- характеризовать глобальные проблемы,
стоящие перед человечеством: энергетические,
сырьевые, экологические, – и роль физики в
решении этих проблем;
- решать практико-ориентированные
качественные и расчетные физические задачи с
выбором физической модели, используя
несколько физических законов или формул,
связывающих известные физические величины, в
контексте межпредметных связей;
- объяснять принципы работы и
характеристики изученных машин, приборов и
технических устройств;
- объяснять условия применения физических
моделей при решении физических задач,
находить адекватную предложенной задаче
физическую модель, разрешать проблему как на
основе имеющихся знаний, так и при помощи
методов оценки.

Атомная физика

- давать определения понятий: атомное ядро, энергетический уровень,
энергия ионизации, спонтанное и вынужденное излучение света;
- описывать опыты Резерфорда;
- описывать и сравнивать модели атома Томсона и Резерфорда;
- рассматривать, исследовать и описывать линейчатые спектры;
- формулировать квантовые постулаты Бора; объяснять линейчаты
спектры атома водорода на основе квантовых постулатов Бора;
- рассчитывать в конкретной ситуации частоту и длину волны
испускаемого фотона при переходе атома из одного стационарного
состояния в другое;

- понимать и объяснять целостность
физической теории, различать границы ее
применимости и место в ряду других
физических теорий;
- владеть приемами построения теоретических
доказательств, а также прогнозирования
особенностей протекания физических явлений и
процессов на основе полученных теоретических
выводов и доказательств;
- характеризовать системную связь между
основополагающими научными понятиями:
пространство, время, материя (вещество,
поле), движение, сила, энергия;
- выдвигать гипотезы на основе знания
основополагающих физических
закономерностей и законов;
- самостоятельно планировать и проводить
физические эксперименты;
- характеризовать глобальные проблемы,
стоящие перед человечеством: энергетические,
сырьевые, экологические, – и роль физики в
решении этих проблем;
- решать практико-ориентированные
качественные и расчетные физические задачи с
выбором физической модели, используя
несколько физических законов или формул,
связывающих известные физические величины, в
контексте межпредметных связей;
- объяснять принципы работы и
характеристики изученных машин, приборов и
технических устройств;
- объяснять условия применения физических
моделей при решении физических задач,

Физика атомного
ядра

- давать определения понятий: массовое число, нуклоны, ядерные силы,
дефект масс, энергия связи, удельная энергия связи атомных ядер,
радиоактивность, период полураспада, искусственная радиоактивность,
ядерные реакции, энергетический выход ядерной реакции, коэффициент
размножения нейтронов, критическая масса, реакторы-размножители,
термоядерная реакция:
- сравнивать свойства протона и нейтрона;
- описывать протонно-нейтронную модель ядра;
- определять состав ядер различных элементов с помощью таблицы
Менделеева; изображать и читать схемы атомов;
- вычислять дефект масс, энергию связи и удельную энергию связи
конкретных атомных ядер; анализировать связь удельной энергии связи
с устойчивостью ядер;
- перечислять виды радиоактивного распада атомных ядер;
- сравнивать свойства альфа-, бета- и гамма-излучений; записывать
правила смещения при радиоактивных распадах; определять элементы,
образующиеся в результате радиоактивных распадов;
- записывать, объяснять закон радиоактивного распада, указывать
границы его применимости; определять в конкретных ситуациях число
нераспавшихся ядер, число распавшихся ядер, период полураспада;
- перечислять и описывать методы наблюдения и регистрации
элементарных частиц;
- записывать ядерные реакции, определять продукты ядерных реакций,
рассчитывать энергический выход ядерных реакций;
- объяснять принципы устройства и работы ядерных реакторов;
- участвовать в обсуждении преимуществ и недостатков ядерной
энергетики

находить адекватную предложенной задаче
физическую модель, разрешать проблему как на
основе имеющихся знаний, так и при помощи
методов оценки.
- понимать и объяснять целостность
физической теории, различать границы ее
применимости и место в ряду других
физических теорий;
- владеть приемами построения теоретических
доказательств, а также прогнозирования
особенностей протекания физических явлений и
процессов на основе полученных теоретических
выводов и доказательств;
- характеризовать системную связь между
основополагающими научными понятиями:
пространство, время, материя (вещество,
поле), движение, сила, энергия;
- выдвигать гипотезы на основе знания
основополагающих физических
закономерностей и законов;
- самостоятельно планировать и проводить
физические эксперименты;
- характеризовать глобальные проблемы,
стоящие перед человечеством: энергетические,
сырьевые, экологические, – и роль физики в
решении этих проблем;
- решать практико-ориентированные
качественные и расчетные физические задачи с
выбором физической модели, используя
несколько физических законов или формул,
связывающих известные физические величины, в
контексте межпредметных связей;
- объяснять принципы работы и

Элементарные
частицы

- давать определения понятий: аннигиляция, лептоны, адроны, кварк,
глюон;
- перечислять основные свойства элементарных частиц;
- выделять группы элементарных частиц;
- перечислять законы сохранения, которые выполняются при
превращениях частиц;
- описывать процессы аннигиляции частиц и античастиц и рождения
электрон-позитронных пар;
- называть и сравнивать виды фундаментальных взаимодействий;
- описывать роль ускорителей элементарных частиц;
- называть основные виды ускорителей элементарных частиц

характеристики изученных машин, приборов и
технических устройств;
- объяснять условия применения физических
моделей при решении физических задач,
находить адекватную предложенной задаче
физическую модель, разрешать проблему как на
основе имеющихся знаний, так и при помощи
методов оценки.
- понимать и объяснять целостность
физической теории, различать границы ее
применимости и место в ряду других
физических теорий;
- владеть приемами построения теоретических
доказательств, а также прогнозирования
особенностей протекания физических явлений и
процессов на основе полученных теоретических
выводов и доказательств;
- характеризовать системную связь между
основополагающими научными понятиями:
пространство, время, материя (вещество,
поле), движение, сила, энергия;
- выдвигать гипотезы на основе знания
основополагающих физических
закономерностей и законов;
- самостоятельно планировать и проводить
физические эксперименты;
- характеризовать глобальные проблемы,
стоящие перед человечеством: энергетические,
сырьевые, экологические, – и роль физики в
решении этих проблем;
- решать практико-ориентированные
качественные и расчетные физические задачи с
выбором физической модели, используя

несколько физических законов или формул,
связывающих известные физические величины, в
контексте межпредметных связей;
- объяснять принципы работы и
характеристики изученных машин, приборов и
технических устройств;
- объяснять условия применения физических
моделей при решении физических задач,
находить адекватную предложенной задаче
физическую модель, разрешать проблему как на
основе имеющихся знаний, так и при помощи
методов оценки.
Личностные результаты:
- чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
- умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметные результаты:
- использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системноинформационный анализ, моделирование и т.д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;
- использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация,
выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике;
- использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы
представления информации от целей коммуникации и адресата;
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования,
самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий;
- развитие монологической и диалогической речи, умение выражать свои мысли и выслушивать собеседника, понимать его точку зрения;
- умение работать в группе с выполнением различных социальных ролей, отстаивать свои взгляды, вести дискуссию.
Содержание учебного предмета «Физика»

Основы электродинамики (продолжение)
Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Принцип суперпозиции магнитных полей. Магнитное поле проводника с током. Действие
магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Электромагнитное поле.
Переменный ток. Поток вектора магнитной индукции. Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. ЭДС
индукции в движущихся проводниках. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия электромагнитного поля.
Магнитные свойства вещества.
Лабораторные работы:
Лабораторная работа №1 «Измерение силы взаимодействия катушки с током и магнита»
Лабораторная работа №2 « Исследование явления электромагнитной индукции»
Колебания и волны. Механические колебания и волны. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Превращения энергии при
колебаниях. Вынужденные колебания, резонанс. Поперечные и продольные волны. Энергия волны. Интерференция и дифракция волн.
Звуковые волны.
Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные
колебания. Резонанс. Переменный ток. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Производство, передача и потребление
электрической энергии. Элементарная теория трансформатора.
Электромагнитное поле. Вихревое электрическое поле. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Диапазоны
электромагнитных излучений и их практическое применение. Принципы радиосвязи и телевидения.
Лабораторные работы:
Лабораторная работа №3 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»
Оптика
Геометрическая оптика. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Законы отражения и преломления света. Полное
внутреннее отражение. Оптические приборы.
Волновые свойства света. Скорость света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Поляризация света. Дисперсия света.
Практическое применение электромагнитных излучений.
Лабораторные работы:
Лабораторная работа №4 «Определение показателя преломления среды»
Лабораторная работа №5 « Определение фокусного расстояния собирающей линзы»
Лабораторная работа №6 « Определение длины световой волны»

Основы специальной теории относительности
Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Принцип относительности Эйнштейна. Пространство и время в специальной теории
относительности. Энергия и импульс свободной частицы. Связь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя.
Квантовая физика
Предмет и задачи квантовой физики.
Тепловое излучение. Распределение энергии в спектре абсолютно черного тела.
Гипотеза М. Планка о квантах. Фотоэффект, законы фотоэффекта. Уравнение А. Эйнштейна для фотоэффекта.
Фотон. Корпускулярно-волновой дуализм. Давление света.. Планетарная модель строения атома. Объяснение линейчатого спектра водорода
на основе квантовых постулатов Н. Бора. Состав и строение атомного ядра. Изотопы. Ядерные силы. Энергия связи ядра. Виды
радиоактивных превращений. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Ядерные реакции,
реакции деления и синтеза. Цепная реакция деления ядер. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез.
Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия..
Лабораторные работы:
Лабораторная работа №7 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»
Лабораторная работа №8 «Исследование спектра водорода»
Лабораторная работа№9 « Определение импульса и энергии частицы при движении в магнитном поле» (по фотографиям)
Строение Вселенной.
Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Классификация звезд. Звезды и источники их энергии. Галактика.
Представление о строении и эволюции Вселенной.

Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества
часов, отводимых на освоение каждой темы.
№/

1
2

Наименования разделов/темы
уроков
Магнитное поле (5 часов)
Электромагнитная индукция (4
часа)

3

Ко - во
часов

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне
среднего общего образования

5
4

Гражданское воспитание
Осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе.
Сознающий свое единство с народом России как источником власти и

3

Механические колебания (3 часа)

Электромагнитные колебания (5
часов)
5
Механические волны (3 часа)
6
Электромагнитные волны (4 часа
7
Световые волны. Геометрическая
и волновая оптика (11 часов
8
Излучения и спектры (2 часа)
9
Основы специальной теории
относительности (3 часа)
10
Световые кванты
(5 часов)
11
Атомная физика (3 часа)
12
Физика атомного ядра (7 часов)
13
Элементарные частицы (2 часа)
14
Строение вселенной (5)
15
Повторение (4 часов)
16
Резерв (2 часа)
4

5
3
4
11
2
3
5
3
7
2
5
4
2

субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским
государством, ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе
исторического просвещения, сформированного российского национального
исторического сознания.
Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно
отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства,
сохранять и защищать историческую правду.
Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения
закона и правопорядка, прав и свобод сограждан.
Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по
социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности.
Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в
ученическом самоуправлении, волонтёрском движении, экологических, военнопатриотических и др. объединениях, акциях, программах).
Патриотическое воспитание
Выражающий
свою
национальную,
этническую
принадлежность,
приверженность к родной культуре, любовь к своему народу.
Сознающий причастность к многонациональному народу Российской
Федерации, Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность.
Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и
культурному наследию своего и других народов России, традициям, праздникам,
памятникам народов, проживающих в родной стране — России.
Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом,
поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской
культурной идентичности.
Духовно-нравственное воспитание
Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным
ценностям, культуре народов России с учётом мировоззренческого, национального,
конфессионального самоопределения.
Действующий и оценивающий своё поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиций традиционных российских духовнонравственных ценностей и норм с осознанием последствий поступков, деятельно

выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих этим ценностям.
Проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе
мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных
этнических групп, религий народов России, их национальному достоинству и
религиозным чувствам с учётом соблюдения конституционных прав и свобод всех
граждан.
Понимающий и деятельно выражающий ценность межрелигиозного,
межнационального согласия людей, народов в России, способный вести диалог с
людьми разных национальностей, религиозной принадлежности, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения.
Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских
традиционных семейных ценностей; понимания брака как союза мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей; неприятия
насилия в семье, ухода от родительской ответственности.
Обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в
отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России,
демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания
отечественной и мировой духовной культуры.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
российского и мирового художественного наследия.
Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание
эмоционального воздействия искусства, его влияния на поведение людей, умеющий
критически оценивать это влияние.
Проявляющий понимание художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения в современном обществе, значения нравственных
норм, ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию
творческих способностей в разных видах искусства с учётом российских
традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое обустройство
собственного быта.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и

эмоционального благополучия
Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни,
здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении
своего здоровья и здоровья других людей.
Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе
безопасного поведения в информационной среде.
Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическую активность),
стремление
к
физическому
совершенствованию,
соблюдающий
и
пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни.
Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек
(курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей),
деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для
физического и психического здоровья.
Демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического,
эмоционального, психологического), состояния других людей с точки зрения
безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием,
развивающий способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в
разных коллективах, к меняющимся условиям (социальным, информационным,
природным).
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные
достижения своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны,
трудовые достижения российского народа.
Проявляющий способность к творческому созидательному социально
значимому труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том числе
предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или наёмного труда.
Участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в
семье, общеобразовательной организации, своей местности, в том числе
оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с учётом соблюдения
законодательства.
Выражающий осознанную готовность к получению профессионального
образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной

профессиональной и общественной деятельности.
Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых
отношений,
самообразования
и
профессиональной
самоподготовки
в
информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в
современном обществе.
Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной
деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов,
потребностей своей семьи, общества.
Экологическое воспитание
Демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры
на основе понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в
том числе на глобальном уровне, понимание своей ответственности как гражданина
и потребителя.
Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе.
Применяющий знания естественных и социальных наук для разумного,
бережливого природопользования в быту, общественном пространстве.
Имеющий
и
развивающий
опыт
экологически
направленной,
природоохранной, ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его
приобретении другими людьми.
Ценности научного познания
Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных
областях с учётом своих интересов, способностей, достижений.
Обладающий представлением о современной научной картине мира,
достижениях науки и техники, аргументированно выражающий понимание
значения науки в жизни российского общества, обеспечении его безопасности,
гуманитарном, социально-экономическом развитии России.
Демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной
научной информации и критики антинаучных представлений

Приложение к рабочей программе №1
Календарно-тематическое планирование учебного предмета физика
№/№

Наименования разделов/темы
уроков

Количество
часов

Дата
план.

Дата
факт.

Функциональная грамотность

Электродинамика
(продолжение) (9 часов)
1/1.

2/2
3/3
4/4

5/5

6/1

Магнитное поле (5 часов)
Вводный инструктаж по охране труда.
1
Взаимодействие токов. Магнитное поле
тока
магнитная индукция. Линии магнитной
1
индукции
Модуль вектора магнитной индукции. Сила
Ампера
Первичный инструктаж по охране труда на
рабочем месте. Лабораторная работа №1
«Измерение силы взаимодействия катушки
с током и магнита»
Действие магнитного поля на проводник с
током и заряженную частицу. Сила Лоренца

1.09

2.09

Анализ информации. Смысловое чтение.
Магнитотерапия в медицинских центрах и
санаторно- курортных учреждениях региона

1

8.09

1

9.09

Самостоятельно планировать и проводить
физические эксперименты; рассчитывать
абсолютную и относительную погрешности;

1

15.09

Открытый банк заданий направленных на
формирование естественно - научной
грамотности

Электромагнитная индукция (4 часа)
Явление электромагнитной индукции.
1
16.09
Магнитный поток. Направление
индукционного тока. Правило Ленца.
Электромагнитное поле. Переменный ток

7/2

8/3

9/4

10/1

11/2

12/3

13/1

Первичный инструктаж по охране труда на
1
22.09
рабочем месте. Лабораторная работа №2
«Исследование явления электромагнитной
индукции»
Закон электромагнитной индукции. ЭДС
1
23.09
индукции в движущихся проводниках.
Явление самоиндукции. Индуктивность.
Энергия магнитного поля тока. Магнитные
свойства вещества.
Контрольная работа №1 по теме
1
29.09
«Электромагнитная индукция»
Колебания и волны (15 часов)
Механические колебания (3 часа).
Анализ контрольной работы и коррекция
1
30.09
УУД. Свободные и вынужденные
колебания. Условие возникновения
свободных колебаний Математический и
пружинный маятник. Динамика
колебательного движения
Первичный инструктаж по охране труда на
1
6.10
рабочем месте. Лабораторная работа №3
«Определение ускорения свободного
падения при помощи маятника»
Гармонические колебания, фаза колебаний.
1
7.10
Превращение энергии при гармонических
колебаниях. Резонанс и борьба с ним
Электромагнитные колебания (5 часов)
Электромагнитные колебания
колебательный контур. Превращение
энергии при электромагнитных колебаниях.
Период свободных электрических
колебаний. Переменный электрический ток

1

13.10

Самостоятельно планировать и проводить
физические эксперименты; рассчитывать
абсолютную и относительную погрешности
Формулирование гипотез, сравнение и
выявление причинно- следственных связей,
анализ информации из различных источнико

Математические расчеты и преобразования.

Математические расчеты и преобразования

Анализ информации. Датчик магнитных меток
ДММ-1 Тюменский опытноэкспериментальный завод геофизического
приборостроения.

14/2

15/3
16/4
17/5

18/1
19/2
20/3

21/1

22/2

23/3

24/4

Активное сопротивление. Действующее
1
значение силы тока и напряжения. Емкость
и индуктивность в цепи переменного тока
Резонанс в электрической цепи
1
Генерирование электрической энергии.
1
Трансформаторы
Производство, передача и использование
1
электроэнергии
Механические волны (3 часа)

14.10

Волновые явления. Распространения
1
механических волн
Длина волны. Скорость волны
1
Волны в среде. Звуковые волны
1
Электромагнитные волны (4 часа)

11.11

Электромагнитные волны. Диапазон
электромагнитных излучений и их
практическое применение. Плотность
потока электромагнитного излучения
Изобретение радио А.С.Поповым.
Принципы радиосвязи

1

24.11

Анализ текстов, описывающих проявления
электромагнитного излучения в природе:
живые организмы, излучения небесных тел
(смысловое чтение)

1

25.11

Свойства электромагнитных волн.
Распространение радиоволн. Радиолокация.
Понятие о телевидении. Развитие средств
связи2.
Контрольная работа №2 «Колебания и
волны»

1

1.12

Составление плана исследования процесса с
использованием интерактивной модели.
Формулировка гипотезы, наблюдение явления
и установление причинно- следственных РЭШ
34 связей
Анализ текстов, описывающих историю
развития средств связи в регионе. Развитие
системы связи в Тюменской области.
Телерадиокомпани и региона

1

2.12

20.10
21.10
10.11

17.11
18.11

Оптика (13 часов)
Световые волны. Геометрическая и волновая оптика (11 часов)

25/1

Анализ контрольной работы и коррекция
УУД. Развитие взглядов на природу света.
Геометрическая оптика. Волновые свойства
света. Скорость света. Принцип Гюйгенса.
Закон отражения света

1

8.12

26/2

Закон преломления света. Полное
1
отражение
Первичный инструктаж по охране труда на
1
рабочем месте. Лабораторная работа №4
«Измерение показателя преломления
стекла»
Оптические приборы. Линзы. Формула
1
тонкой линзы. Увеличение линзы
Первичный инструктаж по охране труда на
1
рабочем месте. Лабораторная работа №5
«Определение оптической силы линзы и
фокусного расстояния собирающей линзы»
Дисперсия света.
1
Интерференция механических волн и света.
1
Применение интерференции.
Дифракция световых волн. Дифракционная
1
решётка
Первичный инструктаж по охране труда на
1
рабочем месте. Лабораторная работа №6
«Измерение длины световой волны»
Поляризация света. Глаз как оптическая
1
система
Контрольная работа №3 «Световые волны»
1
Излучения и спектры (2 часа)

9.12

27/3

28/4
29/5

30/6
31/7
32/8
33/9

34/10
35/11

36/1

Анализ контрольной работы и коррекция

1

15.12

16.12
22.12

23.12
29.12
30.12
12.01

13.01
19.01

20.01

Проводить самостоятельный поиск
информации естественнонаучно го содержания
с использованием различных источников
(учебных текстов, справочных и
научнопопулярных изданий, интернетресурсов), её обработку, анализ, представление
в разных формах

Самостоятельно планировать и проводить
физические эксперименты;

37/2

38/1
39/2
40/3

41/1
42/2
43/3

УУД. Виды излучений. Источники света.
Спектры и спектральные аппараты.
Спектральный анализ
Инфракрасное и ультрафиолетовое
излучения. Рентгеновские лучи. Шкала
электромагнитных волн

1

26.01

Анализ текстов с техническим содержанием и
ответы на вопросы к ним: «Космические
обсерватории»; «Рентгеновские лучи»;
«Гамма- излучение» Открытый банк заданий
направленных на формирование естественнонаучной грамотности: «Инфракрасный
термометр» «Инфразрение»

Основы специальной теории относительности (3 часа)
Инвариантность модуля скорости света в
1
27.01

вакууме. Принцип относительности Эйнштейна

Релятивистская динамика
1
2.02
Связь между массой и энергией свободной
1
3.02
частицы. Энергия покоя.
Квантовая физика (15 часов)
Световые кванты (5 часов)
Гипотеза М. Планка о квантах .Фотоэффект.
1
9.02
Уравнение Эйнштейна.
Фотоны. Применение фотоэффекта
1
10.02
Давление света. Химическое действие света.
1
16.02
Корпускулярно-волновой дуализм

44/4
45/5

46/1

Решение задач по теме «Световые кванты»
1
Контрольная работа №4 по теме «Световые
1
кванты»
Атомная физика (3 часа)
Анализ контрольной работы и коррекция
1
УУД. состав и строение атомного ядра.
Опыты Резерфорда. Планетарная модель
атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.

17.02
23.02

24.02

Объяснение линейчатого спектра водорода на
основе квантовых постулатов Н. Бора.

47/2

Первичный инструктаж по охране труда на

1

2.03

Самостоятельно планировать и проводить

48/3

49/1
50/2

51/3

52/4

53/5

54/6

55/7

рабочем месте. Лабораторная работа №7 «
Наблюдение сплошного и линейчатого
спектров»
Первичный инструктаж по охране труда на
1
рабочем месте. Лабораторная работа №8 «
Исследование спектра водорода»
Физика атомного ядра (7 часов)
Методы регистрации элементарных частиц.
1
Виды радиоактивных излучений.
Виды радиоактивных превращений. Закон
1
радиоактивного распада. Период
полураспада.
Строение атомного ядра. Энергия связи
1
ядер. Изотопы.

физические эксперименты; рассчитывать
абсолютную и относительную погрешности;

3.03

9.03
10.03

16.03

Первичный инструктаж по охране труда на
рабочем месте. Лабораторная работа №9
«Определение импульса и энергии частицы
при движении в магнитном поле»
Ядерные реакции. Деление ядер урана.
Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор.

1

17.03

1

23.03

Термоядерные реакции. Применение
ядерной энергетики. Биологическое
действие радиации.
Контрольная работа №5 по теме «Атомная
физика. Физика атомного ядра»

1

24.03

1

6.04

Открытый банк заданий направленных на
формирование естественно- научной
грамотности: задания «Радиоуглеродный
анализ для датирования археологических
находок» «Определение возраста Земли»

Анализ информации. Смысловое чтение.
«Тюменский опытно- экспериментальный
завод геофизического приборостроения.
Комплекты упаковочные транспортные
предназначены для транспортировки и
хранения источников ионизирующего
излучения, относящихся к категории
радиоактивных материалов особого вида».
Открытый банк заданий направленных на
формирование естественно- научной
грамотности:

58/1

Элементарные частицы (2 часа)
Анализ контрольной работы и коррекция
1
УУД. Физика элементарных частиц.
Фундаментальные взаимодействия.
Единая физическая картина мира.
1
Строение вселенной(5 часов)
Современные представления о происхождении и
1

59/2
60/3

Классификация звезд
Звезды и источники их энергии

1
1

20.04
21.04

61/4
62/5

Галактика
Представление
Вселенной

1
1

27.04
28.04

1

4.05

1
1
1

5.05
11.05
12.05

2

18 19.05

56/1

57/2

63/1
64/2
65/3
66/4

67-68

эволюции Солнца и звезд

о

строении

и

эволюции

Повторение (4 часов)
Повторение по теме «Основы специальной
теории относительности»
Повторение по теме «Квантовая физика»
Итоговая контрольная работа.
Анализ итоговой работы и обобщение
пройденного материала.
Резерв (2 часа)

7.04

13.04
14.04

Открытый банк заданий направленных на
формирование естественно- научной
грамотности: Задание «Атмосфера на других
планетах». Анализ текста с техническим
содержанием и ответы на вопросы к нему:
«Космическая оборона Земли»

Приложение №2
Практическая часть
Наименование контрольной работы
«Электромагнитная индукция»
«Колебания и волны»
«Световые волны»
«Световые кванты»
«Атомная физика. Физика атомного ядра»
Итоговая контрольная работа

Дата проведения
29.09.22
2.12.22
19.01.23
23.02.23
6.04.23
11.05.23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».