РП АООП (УО) по природоведению 5 класс 2022-2023уч.год Прохоровская ООШ

1

Пояснительная записка к адаптированной рабочей программе по предмету природоведение
Правовые документы, на основании которых создана программа:
Закон об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г.,
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом
Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598)
Основная образовательная программа общего образования для детей с ОВЗ МАОУ Армизонская СОШ.
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук
В.В. Воронковой. Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год. Для реализации данного планирования был выбран
учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для 5класса "Мир природы и человека" в
двух частях, авторы: Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А. Попова, Т.О.Куртова, Москва "Просвещение" 2018г.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся младших
классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
Цель предмета заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром
природы и человека.
Задачи:
обогащение словарного запаса учащихся простыми понятиями;
формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи;
усвоение отдельных норм и правил грамматического строя речи;
развитие диалогической речи, связного высказывания;
формирование коммуникативной функции речи и культуры общения.
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие
методы и приемы:

словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
 наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
 практический метод (упражнения, практическая работа);
 репродуктивный метод (работа по алгоритму);
 коллективный, индивидуальный;
 творческий метод;
 совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового
содержания);
 рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов, картинок и т. п.;
 соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
 наблюдения на прогулках и "экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;
 обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для более точного их восприятия.
Форма контроля- проверочные работы; устный опрос.

2

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 5 класс
Предметные результаты:
Иметь представление о временах года и сезонных изменениях в природе;
Знать названия изучаемых объектов, их частей;
Характеризовать знакомые предметы по основным свойствам (цвету, форме, величине, вкусу, запаху, материалу и др.);
Уметь сравнивать предметы по вопросам учителя (находить отличие и сходство);
Отвечать на поставленный вопрос полным ответом, используя слова данного вопроса;
Использовать в межличностном общении простую полную фразу из 3-4 слов.
Минимальный уровень:
узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях; иметь представления о назначении объектов изучения; относить изученные объекты к
определенным группам (корова - домашнее животное); называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя
одежда); знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость его выполнения; знать основные правила личной гигиены;
иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; выполнять здания под контролем учителя, адекватно оценивать свою
работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога; знакомиться с детьми, предлагать совместную игру и отвечать на приглашение (давать
согласие или отказываться); владеть несложными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.);
владеть навыками самообслуживания (чистить одежду щеткой, хранить ее на вешалке, чистить кожаную обувь, мыть посуду после еды и т. п.); ухаживать за
комнатными растениями; подкармливать птиц, живущих около школы; составлять повествовательный или описательный рассказ из 3 -5 предложений об изученных
объектах по предложенному плану; адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно вести себя в классе, в
школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях; иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (волк — дикое животное, зверь
(млекопитающее), животное, санитар леса);
знать отличительные существенные признаки групп объектов; знать правила гигиены органов чувств;
знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
быть готовыми использовать полученные знания при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.
проявлять интерес, активность и самостоятельность в работе на уроке;
применять сформированные знания и умения при решении новых учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач развернуто характеризовать свое отношение к
изученным объектам отвечать и задавать вопросы учителю по содержанию изученного, проявлять
желание рассказать о предмете изучения или наблюдения,
заинтересовавшем объекте;
выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), качественно осмысленно оценивать свою работу и работу
одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу; проявлять активность в организации совместной
деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;
совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм; выполнять доступные природоохранительные действия;
быть готовыми к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.
Содержание учебного предмета природоведение

3

Содержание курса. Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения» , «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)»,
«Безопасное поведение».
№
Тема
1 Сезонные изменения в природе.
Времена года. Осень.
Зима.
Весна.
Лето.
2 Неживая природа.
3 Живая природа.
Растения.
Животные.
Человек.
Безопасное поведение.
Всего

Количество часов
12
3
3
3
3
5
17
5
5
4
3
34

Сезонные изменения
Цель: формирование понятий о различных временах года. Исходя из причины - деятельности Солнца, определять следствия - признаки времён года. Обобщение и
закрепление представлений о жизни растений, животных в разные времена года. Закрепление представлений о деятельности человека в связи с сезонными изменениями
в природе.
Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град,
роса, туман.
Растения и животные в разное время года. Сад, огород, поле, лес в разное время года.
Дикие и домашние животные в разное время года.
Труд людей города и села в разное время года.
Устанавливается взаимосвязь природных изменений и изменений в жизни растений, животных, деятельности человека.
Неживая природа
Цель: знакомство учащихся со свойствами почвы, её составом, значением для жизни животных и человека. Формирование элементарных представлений о свойствах
элементов почвы: песка, глины, камней, перегноя. Формирование первичных представлений о формах поверхности земли.
Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. Простейшие свойства почвы, их значение для растений.
Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д.
Формы поверхности 3емли: равнины, низменности, холмы, горы.
Для изучения почвы необходимо использовать наглядный материал (песок, глину и т. д.).
Живая природа
Растения
Цель: закрепление представлений о жизни растений. Расширить представления о растениях, выделяя такие группы растений, как культурные и дикорастущие,
лекарственные. Показать роль человека в создании культурных растений, их значение в жизни человека. Познакомить учащихся со строением, жизнью, выращиванием и
значением для человека растений поля.

4

Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2-3 наиболее распространённых). Уход за цветами в саду. Лекарственные растения:
календула, зверобой. Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля. Рожь, пшеница, овёс и др. Уход человека за полевыми
растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метёлка. Влияние сезонных изменений на жизнь
полевых растений.
Животные
Цель: показать роль и значение домашних животных в жизни человека. Познакомить с работой человека по созданию новых, полезных для него пород животных.
Познакомить учащихся с новой группой: водоплавающие птицы (дикие и домашние), с особенностями их строения, приспособлением к среде обитания.
Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних, животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных.
Птицы. Разнообразие птиц. Птицы - друзья сада; охрана птиц.
Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.
Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем.
Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.
Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчёл. Пасека.
Насекомые-вредители.
При изучении домашних животных отметить работу человека по созданию новых пород животных, показать, как человек использует свои знания о природе,
особенностях животных в организации ухода и разведения того или иного животного. Сравнение диких и домашних птиц позволит учителю показать взаимосвязь дикой
природы и деятельности человека
Человек
Цель: формирование элементарных представлений о значении мозга человека, о правильной организации своей жизни. Показать взаимосвязь человека и окружающей
природы. Рассказать о необходимости бережного отношения к природе как среде обитания человека, её охране.
Профилактика травматизма головного мозга.
Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.
Состояние природы и её влияние на здоровье человека. 3абота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих, животных.
Зоопарк. Заповедник. Лесничество.
Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы 5класс
№
Тема раздела. Тема урока
Кол-во
часов
Виды учебной деятельности учащихся
1 четверть
8
1 Сезонные изменения в природе. Осень. Растения осенью. 1
узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях
2 Животные осенью.
1
иметь представления о назначении объектов изучения
3 Труд людей осенью.
1
иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире
4 Зима. Растения зимой.
1
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
5 Животные зимой.
1
Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
6 Труд людей зимой.
1
Учиться работать по предложенному учителем плану.
7 Весна. Растения весной.
1
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и
информацию, полученную на уроке.
8 Животные весной.
1
Уметь сравнивать предметы по вопросам учителя (находить отличие и сходство);
2 четверть
7
1 Труд людей весной.
1
Отвечать на поставленный вопрос полным ответом, используя слова данного вопроса

5

2
3

Лето. Растения летом.
Животные летом.

1
1

4

Труд людей летом.

1

5-6 Неживая природа. Почва.
7 Рельеф.
3 четверть
1 Растения. Огород.
2 Лес.
3 Сад.
4 Растения культурные и дикорастущие.
5 Лекарственные растения.
6 Парки.
7 Растения поля.
8 Домашние животные.
9 Птицы.
10 Дикие птицы.
11 Домашние птицы.
4 четверть
1 Насекомые. Пчелы.
2 Мозг человека.
3 Режим дня.
4-5 Охрана природы.
6 Правила поведения дома. Правила поведения в школе.
7 Правила дорожного движения. Дорога. Пешеходный
переход.
8 Транспорт. Мы - пассажиры.

2
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
2
1
1
1

Использовать в межличностном общении простую полную фразу из 3-4 слов.
составлять повествовательный или описательный рассказ из 3 -5 предложений об изученных
объектах по предложенному плану;
быть готовыми использовать полученные знания при решении учебных, учебно-бытовых и
учебно-трудовых задач.
проявлять интерес, активность и самостоятельность в работе на уроке;
адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира
Знать названия растений огорода
Знать названия растений леса
Знать названия растений сад
Отличать культурные растения от дикорастущих
Знать названия лекарственных растений
Знать названия парков и их предназначения
Знать названия растений поля
Знать названия домашних животных
Знать классификацию птиц
Знать названия диких птиц
Знать названия домашних птиц
Знать названия насекомых
знать основные правила личной гигиены;
знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость его выполнения
иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе
Знать основные правила поведения дома и в школе
Знать правила дорожного движения
Знать классификацию транспорта. знать правила поведения пассажиров.

6

Приложение к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование «Природоведение» 5 класс
№ п\п

Тема урока

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Итого:

Сезонные изменения в природе. Осень. Растения осенью.
Животные осенью.
Труд людей осенью.
Зима. Растения зимой.
Животные зимой.
Труд людей зимой.
Весна. Растения весной.
Животные весной.
Труд людей весной.
Лето. Растения летом.
Животные летом.
Труд людей летом.
Неживая природа. Почва.
Неживая природа. Почва
Рельеф.
Растения. Огород.
Лес.
Сад.
Растения культурные и дикорастущие.
Лекарственные растения.
Парки.
Растения поля.
Домашние животные.
Птицы.
Дикие птицы.
Домашние птицы.
Насекомые. Пчелы.
Мозг человека.
Режим дня.
Охрана природы.
Охрана природы.
Правила поведения дома. Правила поведения в школе.
Правила дорожного движения. Дорога. Пешеходный переход.
Транспорт. Мы - пассажиры.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

7

Дата
план
07.09
14.09
21.09
28.09
05.10
12.10
19.10
02.11
09.11
16.11
23.11
30.11
07.12
14.12
21.12
11.01
18.01
25.01
01.02
08.02
15.02
22.02
01.03
15.03
29.03
05.04
12.04
19.04
26.04
03.05
10.05
17.05
24.05
24.05

Дата
факт

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».