РП по АООП (УО) по музыке 5класс за 2022-2023уч.год Прохоровская ООШ

1

Пояснительная записка к адаптированной рабочей программе по предмету МУЗЫКА
Правовые документы, на основании которых создана программа:
Закон об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г.,
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом
Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598)
Основная образовательная программа общего образования для детей с ОВЗ Прохоровская ООШ СП МАОУ Южно-Дубровинской СОШ
Авторская программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5 классы/ под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2017.
Количество часов: всего - 17 часов; в неделю - 0,5 часа.
Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются
умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение
чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной
выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.
Исходя из целей музыкального воспитания, выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках музыки и пения.
Задачи образовательные:
·
формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
·
формировать музыкально-эстетический словарь;
·
формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
·
совершенствовать певческие навыки;
·
развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские
навыки.
Задачи воспитывающие:
·
помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью;
·
способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
·
содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
·
активизировать творческие способности.
Задачи коррекционно-развивающие:
·
корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
·
корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения вокальных упражнений. Основу содержания программы
составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Текущий контроль знаний, умений и навыков происходит на каждом уроке в условиях непосредственного общения с учащимися и осуществляется в следующих
формах: беседа, устный опрос, викторины по пройденному материалу; обмен мнениями о прослушанном музыкальном примере;
Панируемые предметные результаты по учебному предмету музыка для 5 класса
Достаточный уровень
Минимальный уровень
·
знать современные детские песни для самостоятельного исполнения;
 различать народные музыкальные инструменты и их звучание: домра,
· значение динамических оттенков (форте — громко, пиано — тихо);
мандолина, балалайка, баян, гусли, свирель, гармонь, трещётки, деревянные

2

·
народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян,
гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка);
· особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);
· особенности музыкального языка современной детской песни, ее идейное и
художественное содержание.
· уметь петь хором, выполняя требования художественного исполнения;
· ясно и четко произносить слова к песнях подвижного характера;
· исполнять хорошо выученные песни без сопровождения, самостоятельно;
 различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы




ложки, бас- балалайка
подпевать знакомые песни
узнавать различные танцы

Содержание учебного предмета музыка в 5 классе
№п/п
1

Название
раздела
Пение

Содержание раздела
Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предьщущих классах, а также на новом материале.
·
Развитие умения петь без сопровождения инструмента несложные, хорошо знакомые песни.
·
Работа над кантиленой.
·
Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии: звуки высокие, низкие, средние: восходящее, нисходящее
движение мелодии и на одной высоте.
·
Формирование элементарных представлений о выразительном значении динамических оттенков (форте — громко, пиано — тихо).
Примерный музыкальный материал для пения
Первая четверть
· «Без труда не проживешь». Музыка В. Агафонникова, слова В. Викторова и Л. Кондрашенко.
· «Золотистая пшеница». Музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой.
· «Осень». Музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева.
· «Настоящий друг». Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского.
· «Чему учат в школе». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
· «Наш край». Муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца.
Вторая четверть
· «Колыбельная Медведицы». Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.
· «Снежный человек». Музыка Ю. Моисеева, слова В. Степанова.
· «Будьте добры». Из мультфильма «Новогоднее приключение». Музыка А. Флярковского, слова А. Санина.
· «Розовый слон». Музыка С. Пожлакова, слова Г. Горбовского.
· «Волшебный цветок». Из мультфильма «Шелковая кисточка». Музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского.
Третья четверть
· «Маленький барабанщик». Немецкая народная песня. Обработка А. Давиденко. Русский текст М. Светлова.
· «Не плачь, девчонка!» Музыка В. Шаинского, слова Б. Харитонова.
· «Пусть всегда будет солнце!» Музыка А. Островского, слова Л. Ошанина.

3

2

Слушание
музыки

3

Элементы
музыкальной
грамоты

· «Солнечная капель». Музыка С. Соснина, слова И. Вахрушевой.
Четвертая четверть
· «Ах вы, сени мои, сени». Русская народная песня.
· «Маленький ковбой». Музыка и слова В. Малого.
· «Песня о волшебниках». Музыка Г. Гладкова, слова В. Лугового.
· «Во кузнице». Русская народная песня.
· «Мир похож на цветной луг». Из мультфильма «Однажды утром». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
· «Родная песенка». Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского.
Сказочные сюжеты в музыке. Характерные особенности. Идейное и художественное содержание. Музыкальные средства, с помощью
которых создаются образы.
·
Развитие умения различать марши (военный, спортивный, праздничный, шуточный, траурный), танцы (вальс, полька, полонез, танго,
хоровод).
·
Формирование элементарных представлений о многофункциональности музыки (развлекательная, спортивная, музыка для отдыха,
релаксации).
·
Формирование представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные музыкальные инструменты: домра,
мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и др.
Музыкальные произведения для слушания
· В. Гроховский. Русский вальс. Из сюиты «Танцы народов РСФСР».
· Н. Римский-Корсаков. Песня индийского гостя. Из оперы «Садко».
· К. Брейбург — В. Леви. Смысл. Отпускаю себя. Волны покоя. Не уходи, дарящий. Пробуждение. Сам попробуй. Из цикла «Млечный сад».
· Ж. Оффенбах. Канкан. Из оперетты «Парижские радости».
· Монте. Чардаш.
· В. Моцарт. Турецкое рондо. Из сонаты для фортепиано ля минор, к. 331.
· Э. Григ. В пещере горного короля. Шествие гномов. Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».
· П. Чайковский. Баба-Яга. Из «Детского альбома».
· М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила».
· Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане».
· «Ужасно интересно все то, что неизвестно». Из мультфильма «Тридцать восемь попугаев». Музыка В. Шаинского, слова Г. Остера.
· «Три белых коня». Из телефильма «Чародеи». Музыка Е. Крылатова, слова Л. Дербенева.
· «Песенка странного зверя». Из мультфильма «Странный зверь». Музыка В. Казенина, слова Р. Лаубе.
· «В Подмосковье водятся лещи». Из мультфильма «Старуха Шапокляк». Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского.
· «Наша школьная страна». Музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева.
· «Дважды два — четыре». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Изучение
-динамических оттенков: форте, пиано.
- графического изображения нот
- порядок нот в гамме до мажор;
- нотной записи: скрипичного ключа, нотного стана; счет линеек; добавочные линейки;

4

- инструментов и их звучания: флейта, труба, кларнет, туба, саксофон.
- инструменты народного оркестра: домра, баян, гусли, свирель, гармонь, трещетка и др.;
Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы 5класс
№

Разделы, темы

КолОсновные виды деятельности
во
обучающихся
часов
8
Разучивание песни. Исполнение без сопровождения простых, хорошо знакомых песен; различение мелодии;
исполнение выученных песен ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль.
1
Знакомство с нотным станом, нотами, основными музыкальными понятиями. Различение музыкальных коллективов (оркестр,
ансамбль), определять высоту и длительность звуков, музыкальные инструменты и их звучание (орган, арфа, флейта)

1.

1

Пение

1.

2

Элементы
музыкальной
грамоты

1.

3

7

Слушание музыки, определение темпа и ритма музыки.

1.

4

Слушание
музыки
Повторение

1

Исполнение без сопровождения простых, хорошо знакомых песен; различать мелодию и сопровождение в песне и в
инструментальном произведении;
исполнять выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль.

Итого

17

Приложение к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование « Искусство (музыка и рисование)» 5класс
№

1
2

Тема урока

Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Во кузнице. Русская народная песня.

5

Коли
честв
о
часов
1
1

Дата
план.

06.09
20.09

Дата
факт

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Ах вы, сени мои, сени. Русская народная песня.
Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Пусть всегда будет солнце! Музыка А. Островского, сл. Л. Ошанина. Наш край. Муз. Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.
Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.
Три белых коня. Из телефильма «Чародеи». Музыка Е. Крылатова, слова Л. Дербенева.
Снежный человек. Музыка Ю. Моисеева, слова В. Степанова.
Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение». Музыка А. Флярковского, слова А. Санина.
Без труда не проживешь. Музыка В. Агафонникова, слова В. Викторова и Л. Кондрашенко.
Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка». Музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского.
Ужасно интересно все то, что неизвестно. Из мультфильма «Тридцать восемь попугаев». Муз. В. Шаинского, сл. Г. Остера
Не плачь, девчонка! Музыка В. Шаинского, слова Б. Харитонова.
Наша школьная страна. Музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева
Дважды два — четыре. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Родная песенка. Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского
Исполнение разученных песен

6

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

04.10
18.10
08.11
22.11
06.12
20.12
17.01
31.12
14.02
28.02
14.03
04.04
18.04
16.05
16.05

Администрация Армизонского муниципального района
МАОУ ЮЖНО-ДУБРОВИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА________
ул.Береговая дом 8 с. Южно-Дубровное, Армизонский район, Тюменская область 627234 тел. (834547) 37-2-68, факс (834547) 37-2-68

РАССМОТРЕНО
на заседании методического
совета школы
Протокол № ____
«_______» _________ 2022 г.
___________ /Пузырёва А.В./

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________ /Михайлова С.Г./
«____»_____________2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
школы
№____«____»______2022г.
________/А.С.Колодочко/

Рабочая программа по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями. на дому )
Наименование учебного предмета « Изобразительное искусство»
Класс5
Уровень среднего общего образования
Учитель Сироткина Ирина Иосифовна
Срок реализации программы 2022-2023 учебный год 17 часов в год; в неделю 0.5 часа

Рабочую программу составила Сироткина Ирина Иосифовна

7

Пояснительная записка к адаптированной рабочей программе по предмету изобразительное искусство
Правовые документы, на основании которых создана программа:
Закон об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г.,
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом
Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598)
Основная образовательная программа общего образования для детей с ОВЗ МАОУ Южно-Дубровинская СОШ,
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических
наук В.В.Воронковой
Учебный предмет “изобразительное искусство” имеет исключительно важное значение для развития детей с нарушением интеллекта, их обучения и эстетического
воспитания.
Наряду с названными учебно-воспитательными задачами в настоящей программе предусматривается решении специальных задач: коррекция недостатков психического
развития, моторики детей с нарушением интеллекта, а также развитию речи учащихся, организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность.
Программа состоит из следующих разделов: “Обучение композиционной деятельности”, “Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов,
пропорции, конструкцию”, “Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи”, “Обучение восприятию
произведений искусства”.
Цель программы обучения:
Использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, на
формирование личности обучающегося, воспитание у него положительных навыков и привычек, на развитие наблюдательности, воображения, пространственной
ориентации и мелкой моторики рук.
Задачи курса:
-способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них
правильного восприятия формы, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
-находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
-содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать и обобщать;
-ориентироваться в здании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
-исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию;
-дать учащимся элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
-знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоциональноэстетическое отношение к ним;
-развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности.

8

Программа рассчитана на 17 часов, 0.5 часа в неделю.
Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики,
сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.





















Планируемые результаты освоения учебного предмета Изобразительное искусство
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец I этапа обучения (5 класс):
Минимальный уровень:
знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических
требований при работе с ними;
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т.д.;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление
текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению, по воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания
несложных произведений в соответствии с темой;
применение приемов работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа, размещения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных
цветов и некоторых оттенков цвета;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
знание название некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
знание выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет, объем и др.;
знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента, стилизации формы предмета и т.д.;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

9











знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;
следование при выполнении работы с инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
применение разнообразных способов лепки;
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;
различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.
Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в
следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Содержание учебного курса «Изобразительное искусство» 5 классе
Раздел: «Обучение композиционной деятельности»
Совершенствование умений передавать глубину пространства: уменьшение величины удаленных предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя;
загораживание одних предметов другими. Планы в пространстве - передний, задний, средний (использование макета и панно "В деревне" с изображенным пейзажем на
трех планах, вариантами изображения домов деревенского типа и деревьев, разных по величине: больших маленьких, средних).
Обучение приему построения сюжетной и декоративной композиции с использованием симметричного расположения ее частей (эле ментов), позволяющему достигать
равновесия на изобразительной плоскости.
Обучение приему построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной симметрии.
Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения (избушка-на курьих-ножках; деревья в дремучем лесу, сказочном лесу с глазами из двух дупел,
сучьями и ветками, похожими на руки и .т.п.).
Примерные задания
«Рисование с натуры: "Ваза с цветами" (натюрморт); "Веточка мимозы";
Рисование на тему: "Грузовик и автобус едут по городу" (на фоне домов городского типа); "Деревья осенью. Дует ветер"; "Ребята катаются с гор".
Декоративное рисование: "Полотенце" (узор в полосе, элементы узора - листья, цветы, уточки).
Составление аппликации: "Фантастическая (сказочная) птица".
Декоративная лепка: "Кувшин в виде поющего петуха".
Раздел: «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»
Закрепление умений обследовать предметы с целью их изображения. Совершенствовать умения изображать с натуры, соблюдая последовательность изображения от
общей формы к деталям. (Использование объяснения фронтального поэтапного показа способа изображения, "графического диктанта"; самостоятельной работы
учащихся по памяти).
Закрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в движении (в ветренную погоду). Учить видеть и передавать в лепке и рисунке изгибы и "узор" ветвей.
Формирование образа человека. Портрет человека (части головы и части лица человека), формирование образов животных.
Обучение приемам исполнения косовской росписи посуды (работа корпусом и кончиком кисти, "примакивание").
Закрепление представления о явлении центральной симметрии в природе; составление узора в круге и овале с учетом центральной симметрии (элементы узора геометрические формы и стилизованные формы растительного мира).
Примерные задания

10

Лепка: барельеф на картоне "Дерево на ветру"; игрушка "Лошадка" - по мотивам каргопольской игрушки; "Зайка", "Котик" "Петушок" - стилизованные образы, по
выбору учащихся;
Аппликация: составление узора в круге и овале из вырезанных цветных маленьких и больших кругов, силуэтов цветов, листьев; "Чебурашка", "Мишка" (из вырезанных
кругов и овалов), с дорисовыванием.
Рисование с натуры и по памяти предметов несложной слабо расчлененной формы (листьев дуба, крапивы, каштана; растение в цветочном горшке); предметов с
характерной формой, несложной по сюжету дерево на ветру);
- передавать глубину пространства, используя загораживание одних предметов другими, уменьшая размеры далеко расположенных предметов от наблюдателя;
- работать акварелью "по-мокрому".
Раздел: «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи»
3акрепление представлений о цвете, красках и приёмах работы красками и кистью.
Совершенствование приёмов осветления цвета с помощью белил или разведения краски водой; затемнения цвета с помощью чёрной краски, получения некоторых
оттенков (светло-зелёный, жёлто-зелёный, тёмно-зелёный и т. п.).
Использование получаемых осветлённых и затемнённых красок в сюжетных рисунках, в декоративном рисовании.
Приёмы работы акварельными красками: работа синей краской по мокрой бумаге («по-мокрому») при изображении неба, красной и оранжевой красками - при
изображении солнца и его лучей.
Подбор цветовых сочетаний при изображении красок осени, зимы, лета (с помощью учителя).
Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов (с помощью учителя): добрые и злые образы (например, Царевна Лебедь и Баба-яга), при использовании
ярких и тусклых цветов.
Совершенствование умений раскрашивания силуэта изображения, не выходя за его пределы, работая по сухой бумаге («по-сухому»).
Примерные задания
Раскрашивание осенних листьев акварелью по мокрой бумаге.
Рисование сразу кистью по тонированной бумаге (по памяти после наблюдения): «Праздничный салют» (по чёрной, тёмно-синей бумаге гуашью, восковыми мелками).
«Солнечный день» (акварель, работа по мокрой и по сухой бумаге). «Сказочные цветы».
Рисование сразу кистью (или по нарисованному карандашом рисунку) элементов росписи посуды Гжели (синяя и голубая гуашь, осветлённая белилами).
Раскрашивание работ, нарисованных карандашом: насекомых, игрушек («Чебурашка» и др.), «Мужчина и женщина» (акварель, гуашь, кисть) и др.
«Деревья в осенней окраске» (акварель в технике «по-мокрому»).
Раздел «Обучение восприятию произведений искусства»
Формирование у учащихся представлений о работе художников и скульпторов, о мастерах народных промыслов. Беседы на темы:
1. Как и о чём создаются картины. Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, гуашь, акварель, пастель, сангина,
карандаши, тушь и др.).
2. Как и о чём создаются скульптуры. Скульптурные изображения (статуя, бюст, группа из нескольких фигур статуэтка). Какие материалы использует скульптор
(мрамор, гранит, металл, например сталь; гипс, глина, пластилин и др.).
Для демонстрации можно использовать произведения живописи и графики: И. Остроухова, В. Поленова, К. Юона, И. Левитана, Ф. Васильева, М. Сарьяна, В. Фирсова и
др. (по выбору учителя).
Произведения скульптуры: В. Ватагина, А. Опекушина, В. Мухиной и др. (по выбору учителя).
Инструменты художников и скульпторов (фотографии).
Предметы декоративно-прикладного искусства: Хохломы, Городца, Дымково.
Работа над развитием речи

11

Закрепление речевого материала 4 класса. Новые слова, словосочетания:
Ÿ искусство, красота; художник, картина, натура; пейзаж, натюрморт, портрет; картина о жизни (сюжет); пастель, сангина; тушь, перо; палитра;
Ÿ скульптор, скульптура, гранит, гипс, сталь, металл, статуя, бюст, скульптурная группа из нескольких фигур, статуэтка; форма, размер, цвет;
Ÿ радостный, мрачный, сказочный, волшебный;
Ÿ смешное, страшное, доброе, злое (в произведениях искусства, в жизни);
Ÿ рисунок с натуры, рисунок по памяти; работать кончиком (корпусом) кисти;
Ÿ рисовать акварелью по мокрой (по сухой) бумаге;
Ÿ красота природы, красота человека (животного); части предмета, умелый мастер, русский народный узор, народное искусство, каргопольские, дымковские игрушки,
узоры Гжели.
Новые фразы:
Ÿ Рисуй с натуры, Рисуй, чтобы было похоже. Рисуй предмет так, как его видишь.
Ÿ Расположи рисунок на листе бумаги так, чтобы было красиво (рисунок в центре листа, не большой и не маленький).
Ÿ Рисуй по памяти (как запомнил).
Ÿ Рисуй сразу кистью краской, пятном, кончиком кисти.
Ÿ Я расположил рисунок посередине (у края) листа бумаги. Я рисую с натуры (по памяти).
Ÿ Я рисую предмет так, как его вижу. Я рисую пейзаж (натюрморт, портрет).
Ÿ Мне нравится этот рисунок: яркие краски, красивые деревья и т.п.
Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы 5класс
№
п/п

Разделы
Обучение
деятельности

композиционной

Колво
часо
в
6

1.

2.

Развитие у учащихся умений
воспринимать
и
изображать
форму предметов, пропорции и
конструкцию

5

Виды учебной деятельности

Совершенствование умений передавать глубину пространства посредствам: - уменьшение величины удаленных
предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя; - загораживания один предметом другими.
Планы в пространстве: передний, задний, средний (использование макета и панно «В деревне» с изображенным
пейзажем на переднем, заднем и средних планах, с вариантами изображения домов деревенского типа и деревьев,
разных по величине). Обучение приему построения сюжетной и декоративной композиции с использованием
симметричного расположения её частей (элементов), позволяющему достигать равновесия на изобразительной
плоскости. Обучение приему построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной симметрии.
Знакомство в выразительными средствами сказочного изображения: избушка на курьих ножках, деревья в
сказочном лесу с глазами из двух дупел, с сучьями и ветками, похожими на руки, и т. п.
Закрепление умений обследовать предметы с целью их изображения. Совершенствовать умения изображать с
натуры, соблюдая последовательность изображения от общей формы к деталям. (Использование объяснения
фронтального поэтапного показа способа изображения, “графического диктанта”; самостоятельной работы
учащихся по памяти). Закрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в движении (в ветреную
погоду). Учить видеть и передавать в лепке и рисунке изгибы и “узор” ветвей. Формирование образа человека.

12

Развитие у учащихся восприятия
цвета предметов и формирование
умений
передавать
его
в
живописи
Обучение восприятию произведений искусства
За год:

3.

4.

5

1

Портрет человека (части головы и части лица человека). Формирование образов животных. Обучение приемам
исполнения косовской росписи посуды (работа корпусом и кончиком кисти, “примакивание”). Закрепление
представления о явлении центральной симметрии в природе; составление узора в круге и овале с учетом
центральной симметрии (элементы узора - геометрические формы и стилизованные формы растительного мира).
Составление целого изображения.
Закрепление представлений о цвете, красках и приемах работы красками и кистью. Использование получаемых
осветленных и затемненных красок в сюжетных рисунках, в декоративном рисовании. Подбор цветовых
сочетаний при изображении красок осени, зимы лета (с помощью учителя)
Формирование у учащихся представлений о работе художников и скульпторов, о мастерах народных промыслов.

17 ч.
Приложение к рабочей программе

Приложение к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование « Искусство (музыка и рисование)» 5класс
№

1
2
3
4
5

Тема урока

Рисование по памяти. «Веточка сирени в стакане».
Рисование на тему: "Деревня. Дома и деревья в деревне летом."
Рисование на тему: «Грузовик и автобус едут по улице».
Аппликация: «Улица города: дома, деревья, машины» (на цветном фоне цветная бумага)
Декоративная лепка: «Кувшин в виде поющего петуха» по образцу.

13

Коли
честв
о
часов
1
1
1
1
1

Дата
план.

13.09
27.09
11.10
01.11
15.11

Дата
факт

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Декоративное рисование: «Подводный мир».
Составление барельефа –лошадкаАппликация: «Овальная или круглая салфетка»
Рисование по памяти и на основе представлений: «Береза, сосна, ель».
Выполнение не сложных элементов росписи гжельской посуды.
Рисование по памяти предметов: «Машинка – игрушка» в карандаше.
«Деревья в весенней окраске» (акварель в технике «по - мокрому»)
Рисование восковыми мелками по тонированной бумаге: «Солнечный день».
Раскрашивание работ нарисованных карандашам: «Кузнечик».
Раскрашивание работ нарисованных карандашам: «Зайчонок»
Раскрашивание работ нарисованных карандашом: «Мужчина и женщина».
Рисование с натуры цветов. Беседа по картинам на тему: «Разноцветные краски лета» (И. Левитана «Яблоневый сад»)

14

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

29.11
13.12
10.01
24.01
07.02
21.02
07.03
28.03
11.04
25.04
23.05
23.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».