ПВД Я - исследователь 2 класс на 2022-2023 уч.год

Содержание курса внеурочной деятельности «Я - исследователь»

Содержание курса внеурочной деятельности
Темы курса
Что можно исследовать?
Формулирование темы
Как задавать вопросы? Банк
идей
Тема, предмет, объект
исследования

Цели и задачи исследования
Учимся выдвигать гипотезы

Организация исследования

Наблюдение и
наблюдательность.
Наблюдение как способ
выявления проблем

Содержание курса
Задания для развития исследовательских способностей. Игра
на развитие формулирования темы.
Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».

Форма организации
Игра

Виды деятельности
Выполняют задания,
играют
Игра
Выполняют задания,
играют
Характеристика
понятий:
тема,
предмет,
объект Практические задания
выбирают тему,
исследования. Обоснование актуальности выбора темы
предмет, объект
исследования. Предмет исследования как проблема в самой
исследования,
теме исследования. Какими могут быть исследования.
обосновывают
актуальность темы.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность Практические задания Составляют цели и
изучаемого процесса, его главные свойства, особенности.
задачи исследования.
Основные стадии, этапы исследования.
Понятия: гипотеза, провокационная идея.
Практические задания
Создают и строят
Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как
гипотезы, различают
создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем
провокационную
она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы
идею от гипотезы.
могут начинаться со слов: может быть…, предположим…,
допустим…, возможно…, что, если…
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Практические задания Используют методы
Знакомство с основными доступными детям методами
исследования при
исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги
решении задач
о том, что исследуешь;
спросить у других людей;
исследования,
познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего
задают вопросы,
исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в
составляют план
глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать;
работы, находият
провести эксперимент.
информацию.
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Практические задания
Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее
распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера
наблюдения в научных исследованиях. Информация об
открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с

Проводят
наблюдения над
объектом и т.д.

Коллекционирование

Экспресс-исследование:
«Какие коллекции собирают
люди»
Сообщение о своих
коллекциях
Что такое эксперимент

Сбор материала для
исследования

Обобщение полученных
данных
Как подготовить сообщение о
результатах исследования и
подготовиться к защите

приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и
др.).
Практические задания: “Назови все особенности предмета”,
“Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки,
содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.
Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Практические задания выбирают тему для
Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что
коллекционирования,
можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.
собирают материал.
Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор
материала.
Поисковая деятельность по теме: «Какие коллекции
Находят
собирают люди».
информацию в
разных источниках
Выступления учащихся о своих коллекциях.
Понятия: эксперимент, экспериментирование.
Практическая
Самый главный способ получения информации. Что знаем об
работа.
экспериментировании. Как узнать новое с помощью
экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.
Практическая работа.
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, Практические задания
методы исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации
получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое
письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Анализ, обобщение, главное, второстепенное.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения
понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся
выделять главное”, “Расположи материал в определенной
последовательности”.
Составление плана подготовки к защите проекта.
Практические задания
Сообщение, доклад.
Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о
своем исследовании. Как выделить главное и
второстепенное.

Практические задания

Планируют
эксперимент,
находят новое с
помощью
эксперимента.
находят и
собирают материал
по теме
исследования,
пользуются
способами
фиксации
материала.

Составляют план
подготовки
Планируют свою
работу “Что сначала,
что потом”

Как подготовить сообщение

Подготовка к защите

Сообщение, доклад.
Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о
своем исследовании. Как выделить главное и
второстепенное.
Подготовка к защите. Вопросы для рассмотрения.
Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”,
“Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
Публичная защита. Анализ проектной деятельности.

Практические задания

Обсуждают
проблемы

Практические задания

Защита

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Я - исследователь»
Личностные результаты
 формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
 развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в
информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метапредметные результаты
Регулятивные
 учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
 планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Познавательные
 умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
 добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
 основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных
видов;
 осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные
 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
 умение координировать свои усилия с усилиями других.
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

 задавать вопросы;
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Тематическое планирование с указанием количества часов отводимых на освоение каждой темы по курсу «Я исследователь» 2 класс
Тема
Что можно исследовать?
Формулирование темы
Как задавать вопросы? Банк
идей
Тема, предмет, объект
исследования
Цели и задачи исследования
Учимся выдвигать гипотезы
Организация исследования
Наблюдение и
наблюдательность.
Наблюдение как способ
выявления проблем
Коллекционирование
Экспресс-исследование:
«Какие коллекции собирают
люди»
Сообщение о своих
коллекциях
Что такое эксперимент

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне
начального общего образования.
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине —
России, еѐ территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий
уважение к своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей
Родины — России, Российского государства.
Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего
региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним
уважение.
Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе,
гражданских правах и обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по
возрасту социально значимой деятельности.
и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к
чтению.
Эстетическое воспитание
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве
людей.
Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности,
искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия

Количес
тво
часов
2
3
2
2
2
4
4

2
2

2
2

Сбор материала для
исследования
Обобщение полученных
данных
Как подготовить сообщение о
результатах исследования и
подготовиться к защите
Как подготовить сообщение
Подготовка к защите
Индивидуальные
консультации. Подведение
итогов работы

Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и
безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в
быту, природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учѐтом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учѐтом возраста.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда,
ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на
природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих
вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в
познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах,
многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке,
научном знании.
Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях знания.

2
2
1

1
1
1

Календарно-тематическое планирование
№
п\п

Тема

Дата проведения
факт

1

Что можно исследовать? Формулирование темы.

2.09

2

Что можно исследовать? Формулирование темы.

9.09

план

корректир
овка

3
4
5
6
7
8
9
10
11

Как задавать вопросы? Банк идей.
Как задавать вопросы? Банк идей
Как задавать вопросы? Банк идей
Тема, предмет, объект исследования.
Тема, предмет, объект исследования.
Цели и задачи исследования.
Цели и задачи исследования.
Учимся выделять гипотезы.
Учимся выделять гипотезы.

16.09
23.09
30.09
7.10
14.10
21.10
11.11
18.11
25.11

12

Организация исследования.

2.12

13

Организация исследования

9.12

14

Организация исследования.

16.12

15
16

23.12
30.12

20

Организация исследования.
Наблюдение и наблюдательность.
Наблюдение как способ выявления проблем.
Наблюдение и наблюдательность.
Наблюдение как способ выявления проблем.
Наблюдение и наблюдательность.
Наблюдение как способ выявления проблем.
Наблюдение и наблюдательность.
Наблюдение как способ выявления проблем.
Коллекционирование.

21

Коллекционирование.

10.02

22

Экспресс-исследование: «Какие коллекции собирают люди»

17.02

23

Экспресс-исследование: «Какие коллекции собирают люди»

24.02

24

Сообщение о своих коллекциях.

3.03

25

Сообщение о своих коллекциях.

10.03

26

Что такое эксперимент.

17.03

27

Сбор материала для исследования.

24.03

17
18
19

13.01
20.01
27.01
3.02

28

Сбор материала для исследования.

7.04

29

Обобщение полученных данных.

14.04

30
31
32
33

Обобщение полученных данных.
Как подготовить результат исследования
Как подготовить сообщение.
Подготовка к защите.

21.04
28.04
5.05
12.05

34

Индивидуальная консультация. Подведение итогов. Защита.

19.05

Итого 34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».