Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в
соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», с письмом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и
содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности».
Содержание программы курса внеурочной деятельности
4 класс (34 ч.)
1. Введение. Тайны за горизонтом (2 ч).
Атлантида – сказка или реальность. Что такое водопад? Как образовалось Чѐрное и Каспийское моря? Что такое семь чудес света?
Практические работы с картой.
2. Жили-были динозавры... и не только они (2 ч).
Что такое ледниковый период? Как нашли ископаемого мамонта? Что такое меловые отложения? Голубые киты - миф или реальность? Что
такое сухопутный крокодил?
Практическая работа: рассматривание окаменелостей.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геологический
музей.
3. Тайны камней (5 ч).
Дальмены – что это? Откуда взялись статуи на острове Пасха? Почему нефрит называют национальным камнем Китая? Откуда взялись
алмазы?
Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов.
4. Загадки растений (3 ч).
Растения -путешественники?(Что такое эвкалипт?)
Кактусы. Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др.
Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их
важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений.
Почему оливу называют деревом мира?
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями.
5. Эти удивительные животные (4 ч).
«Речные лошади» (бегемоты, среда их обитания.) Выхухоль. Красная книга Томской области. Разумные дельфины.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.
6. Планета насекомых (6 ч).
Обладают ли кузнечики слухом?
Почему комар считается злейшим врагом человека?
Муравьи и их квартиранты.
Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки?
Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.
7. Загадки под водой и под землей (3 ч).
Что такое ракушка-прилипала?
Как передвигается осьминог?
Что такое насекомоядные растения?
Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая?
Может ли вода течь в гору?
Почему некоторые животные выглядят как растения?
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.
8. Животные-рекордсмены
Интересные сведения о животных и их особенностях. Заключение (4 ч)
Что мы узнали и чему научились за год
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности клуба «Почемучка»
4 уровень результата (4 класс)
Предполагает, что ребѐнок сможет самостоятельно применять полученные знания, аргументировать свою позицию и полученный результат.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентацию, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям,
выставки, фестивали, конкурсы.
Универсальные учебные действия
Личностные:
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- реализация творческого потенциала в процессе работы;
- проявлять положительное отношение к предмету, осознавать его значение.
Познавательные:
- осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
- развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память.
- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Коммуникативные:
- приобщение к сотрудничеству при работе в парах, в группах;
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках;
- слушать и понимать речь других;
- Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение.
Регулятивные:
- организовать своѐ рабочее место под руководством учителя;
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;.
- фиксировать (устно) в конце занятия удовлетворѐнность своей работой на уроке.
Тематическое планирование
4-ый класс
№
п/п
Раздел программы
1
Тайны за горизонтом
2
Жили-были динозавры и не только они?
3
4
Тайны камней
Загадки растений
5
Эти удивительные животные
6
Планета насекомых
7
Загадки под водой и под землей
8
Растения-рекордсмены. Заключение.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне
основного общего образования.
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край,
имеющий представление о Родине — России, еѐ территории,
расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и к
общности граждан России, проявляющий уважение к своему
и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому,
настоящему и будущему родного края, своей Родины —
России, Российского государства.
Понимающий значение гражданских символов
(государственная символика России, своего региона),
праздников, мест почитания героев и защитников Отечества,
проявляющий к ним уважение.
Количество
часов
2
2
5
3
4
6
3
4
Имеющий первоначальные представления о правах и
ответственности человека в обществе, гражданских правах и
обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса,
общеобразовательной организации, в доступной по возрасту
социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
Уважающий духовно-нравственную культуру своей
семьи, своего народа, семейные ценности с учѐтом
национальной, религиозной принадлежности.
Сознающий ценность каждой человеческой жизни,
признающий индивидуальность и достоинство каждого
человека.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание,
готовность оказывать помощь, выражающий неприятие
поведения, причиняющего физический и моральный вред
другим людям, уважающий старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их
соответствия нравственным нормам, осознающий
ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии
языкового и культурного пространства России, имеющий
первоначальные навыки общения с людьми разных народов,
вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность
литературы, родного языка, русского языка, проявляющий
интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в
быту, природе, искусстве, творчестве людей.
Проявляющий интерес и уважение к отечественной и
мировой художественной культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в
разных видах художественной деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры
здоровья и эмоционального благополучия
Бережно относящийся к физическому здоровью,
соблюдающий основные правила здорового и безопасного
для себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и
общественной гигиены, безопасного поведения в быту,
природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учѐтом
возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом.
Сознающий и принимающий свою половую
принадлежность, соответствующие ей психофизические и
поведенческие особенности с учѐтом возраста.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи,
общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда,
бережное отношение к результатам труда, ответственное
потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных видах доступного по
возрасту труда, трудовой деятельности.
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни
людей от природы, влияние людей на природу,
окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к
природе, неприятие действий, приносящих вред природе,
особенно живым существам.
Выражающий готовность в своей деятельности
придерживаться экологических норм.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы, активность,
любознательность и самостоятельность в познании, интерес
и уважение к научным знаниям, науке.
Обладающий первоначальными представлениями о
природных и социальных объектах, многообразии объектов
и явлений природы, связи живой и неживой природы, о
науке, научном знании.
Имеющий первоначальные навыки наблюдений,
систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной
и гуманитарной областях знания.
Календарно-тематическое планирование
4-ый класс
№
п/п.
1
2
Кол-во Содержание
часов
раздела.
раздела.
2ч
2ч
5ч
3
Тайны за
горизонтом
Темы занятий.
Кто открыл Австралию?
2
Дата
План
06.09.22
13.09.22
Жили-были Существует ли жизнь в Антарктиде?
динозавры... и
не только
они
Колво
часов
2
Как образовались Гавайские острова? 1
Где родина фигового дерева?
20.09.22
27.09.22
04.10.22
Корректировка
Факт
4
5
3
4ч
Тайны
камней
Голубые лягушки.
1
11.10.22
Когда появились первые рептилии?
1
18.10.22
Какими были первые рыбы?
1
25.10.22
Как улитка строит свой панцирь?
1
08.11.22
Где живут «карманные динозавры?»
1
15.11.22
Разнообразие камней. *Айсберг. Что
такое коралловый остров?
1
22.11.22
Где находится самая большая и самая 2
глубокая пещера?
29.11.22
Сады камней.
1
13.12.22
1
20.12.22
Лекарственные растения (например, 2
валериана, плаун, пижма,
подорожник, тысячелистник,
пастушья сумка, птичья гречишка), их
важнейшие свойства, правила сбора.
*Охрана лекарственных растений.
27.12.22
06.12.22
минералов.
6
7
6ч
Загадки
растений
Растения –путешественники?(Что
такое эвкалипт?)
17.01.23
Почему оливу называют деревом
мира?
2
Кактусы. Эдельвейс, водяной орех,
сон-трава, кувшинка белая,
купальница европейская, ландыш,
колокольчики и др.
1
07.02.23
«Речные лошади» (бегемоты, среда их 1
Эти
удивительныеобитания.) Выхухоль.
животные
Красная книга Томской области.
1
14.02.23
8
9
10
11
3ч.
4ч
Планета
насекомых
12
13
14
4ч
Загадки под
водой и под
землей
24.01.23
31.01.23
21.02.23
Разумные дельфины.
1
28.02.23
Обладают ли кузнечики слухом?
1
07.03.23
Почему комар считается злейшим
врагом человека?
1
14.03.23
Муравьи и их квартиранты.
1
21.03.23
Какие из бабочек имеют хвостики и
крылышки?
1
04.04.23
Что такое ракушка-прилипала?
1
11.04.23
15
Как передвигается осьминог?
1
18.04.23
16
Что такое насекомоядные растения?
1
25.04.23
17
Что называют гейзерами? Почему
вода в гейзерах горячая?
1
02.05.23
Может ли вода течь в гору?
1
09.05.23
Почему некоторые животные
выглядят как
1
16.05.23
1
23.05.23
18
растения?
19
1ч.
Животные- Интересные сведения о животных и
рекордсмены. их особенностях.
Заключение
Всего: 34 часа
Что мы узнали и чему научились за го