Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности». Содержание программы курса внеурочной деятельности 2 класс (34 ч.) 1. Введение. Тайны за горизонтом (4 ч). Кто открыл Австралию? Существует ли жизнь в Антарктиде? Как образовались Гавайские острова? Где родина фигового дерева? Практические работы с картой. 2. Жили-были динозавры... и не только они (5 ч). Голубые лягушки. Когда появились первые рептилии? Какими были первые рыбы? Как улитка строит свой панцирь? Где живут «карманные динозавры?» Практическая работа: рассматривание окаменелостей. Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геологический музей. 3. Тайны камней (4 ч). Разнообразие камней. Айсберг. Что такое коралловый остров? Где находится самая большая и самая глубокая пещера? Сады камней. Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.). Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов. 4. Загадки растений (5 ч). Растения -путешественники?(Что такое эвкалипт?) Кактусы. Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др. Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений. Почему оливу называют деревом мира? Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями. 5. Эти удивительные животные (3 ч). «Речные лошади» (бегемоты, среда их обитания.) Выхухоль. Красная книга Томской области. Разумные дельфины. Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными. 6. Планета насекомых (4 ч). Обладают ли кузнечики слухом? Почему комар считается злейшим врагом человека? Муравьи и их квартиранты. Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки? Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции. Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями. 7. Загадки под водой и под землей (6 ч). Что такое ракушка-прилипала? Как передвигается осьминог? Что такое насекомоядные растения? Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая? Может ли вода течь в гору? Почему некоторые животные выглядят как растения? Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной. Животные-рекордсмены (2 ч). Интересные сведения о животных и их особенностях Заключение (1 ч) Что мы узнали и чему научились за год Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности клуба «Почемучка» 2 уровень результата (2 класс) Предполагает позитивное отношение к базовым ценностям общества. Приобретение опыта самостоятельного поиска нужной информации. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентацию, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, фестивали, конкурсы. Универсальные учебные действия Личностные: - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - реализация творческого потенциала в процессе работы; - проявлять положительное отношение к предмету, осознавать его значение. Познавательные: - осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации; - развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память. - наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. Коммуникативные: - приобщение к сотрудничеству при работе в парах, в группах; - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках; - слушать и понимать речь других; - Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение. Регулятивные: - организовать своѐ рабочее место под руководством учителя; - определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;. - фиксировать (устно) в конце занятия удовлетворѐнность своей работой на уроке. Тематическое планирование 2-ой класс № п/п Раздел программы 1 Тайны за горизонтом 2 Жили-были динозавры и не только они? 3 4 Тайны камней Загадки растений 5 Эти удивительные животные 6 Планета насекомых 7 Загадки под водой и под землей 8 Растения-рекордсмены Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования. Гражданско-патриотическое воспитание Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине — России, еѐ территории, расположении. Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам. Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины — России, Российского государства. Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение. Количество часов 4 5 4 5 3 4 6 2 9 Заключение Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях. Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности. Духовно-нравственное воспитание Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учѐтом национальной, религиозной принадлежности. Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека. Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших. Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки. Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий. Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению. Эстетическое воспитание Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей. Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре. Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного 1 для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде. Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе. Ориентированный на физическое развитие с учѐтом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом. Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учѐтом возраста. Трудовое воспитание Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества. Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление. Проявляющий интерес к разным профессиям. Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности. Экологическое воспитание Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду. Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам. Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм. Ценности научного познания Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке. Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании. Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания. Календарно-тематическое планирование 2-ой класс № п/п. 1 Кол-во Содержание часов раздела. раздела. 4ч Тайны за горизонтом Темы занятий. Колво часов Дата План Кто открыл Австралию? 1 06.09.22 Существует ли жизнь в Антарктиде? 1 13.09.22 Как образовались Гавайские острова? 1 20.09.22 Где родина фигового дерева? 27.9.22 1 Корректировка Факт 2 3 5ч 4ч Жили-были Голубые лягушки. динозавры... и не только они Когда появились первые рептилии? Тайны камней 1 04.10.22 1 11.10.22 Какими были первые рыбы? 1 18.10.22 Как улитка строит свой панцирь? 1 25.10.22 Где живут «карманные динозавры?» 1 08.11.22 Разнообразие камней. 1 15.11.22 Где находится самая большая и самая 2 глубокая пещера? 22.11.22 Сады камней. 1 06.12.22 1 13.12.22 Лекарственные растения (например, 2 валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора. *Охрана лекарственных растений. 20.12.22 Почему оливу называют деревом мира? 17.01.23 Айсберг. Что такое коралловый остров? 29.11.22 минералов. 4 5ч Загадки растений Растения –путешественники?(Что такое эвкалипт?) 1 27.12.22 Кактусы. Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др. 5 6 7 3ч. 4ч 6ч 1 24.01.23 «Речные лошади» (бегемоты, среда их 1 Эти удивительныеобитания.) Выхухоль. животные Красная книга Томской области. 1 31.01.23 Планета насекомых Загадки под водой и под землей 07.02.23 Разумные дельфины. 1 14.02.23 Обладают ли кузнечики слухом? 1 21.02.23 Почему комар считается злейшим врагом человека? 1 28.02.23 Муравьи и их квартиранты. 1 07.03.23 Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки? 1 14.03.23 Что такое ракушка-прилипала? 1 21.03.23 Как передвигается осьминог? 1 04.04.23 Что такое насекомоядные растения? 1 11.04.23 Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая? 1 18.04.23 1 25.04.23 1 02.05.23 Животные- Интересные сведения о животных и их 2 рекордсмены особенностях 09.05.23 Может ли вода течь в гору? Почему некоторые животные выглядят как растения? 8 9 2ч. 1ч Всего: 34 часа Заключение Что мы узнали и чему научились за год 1 16.05.23 23.05.23