Содержание курса внеурочной деятельности «Вот мы и в школе». Русская народная игра «У медведя во бору». Русская народная игра «Филин и пташка». Русская народная игра «Горелки». Русская народная игра «Кот и мышь». Русская народная игра «Блуждающий мяч». Русская народная игра «Зарница». Игры на развитие восприятия. «Моѐ здоровье в моих руках» Упражнения и игры на внимание. Игры на развитие памяти. Игры на развитие воображения. Игры на развитие мышления и речи.Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребѐнка. Игры на внимание «Класс, смирно», «За флажками». Игра с элементами ОРУ «Море волнуется – раз». Игра с мячом «Охотники и утки». Весѐлые старты с мячом. «Чтоб забыть про докторов». Игра «Волк во рву». Весѐлые старты со скакалкой Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки».Игры на свежем воздухе «Два Деда Мороза», «Метко в цель». Игра «Белки, волки, лисы». Игра «Совушка». Игра «Удочка». Игра «Перемена мест». Игра «Салки с мячом». Игра «Прыгай через ров». Перестрелка.Перестрелка. «Вот и стали мы на год взрослей». Перестрелка. Спортивный праздник. «Мяч поднимай-мышцы укрепляй». «Быстро мяч передавай-свою ловкость развивай». «Я в руках еѐ кручу и скачу, скачу, скачу» Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности. В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования: личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» является формирование следующих умений: Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровей-ка» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): 1. Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учить высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). 2. Познавательные УУД: Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков). Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета. 3. Коммуникативные УУД: Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков). Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности: осознание обучающимися необходимости заботы о своѐм здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия; социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях. В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровей-ка» обучающиеся должны знать: основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем; особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника; особенности воздействия двигательной активности на организм человека; основы рационального питания; правила оказания первой помощи; способы сохранения и укрепление здоровья; основы развития познавательной сферы; свои права и права других людей; соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях; влияние здоровья на успешную учебную деятельность; значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья; знания о ―полезных‖ и ―вредных‖ продуктах, значение режима питания. уметь: составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его; выполнять физические упражнения для развития физических навыков; различать ―полезные‖ и ―вредные‖ продукты; использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит; определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье; заботиться о своем здоровье; находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет; применять коммуникативные и презентационные навыки; использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе; оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах; находить выход из стрессовых ситуаций; принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания; адекватно оценивать своѐ поведение в жизненных ситуациях; отвечать за свои поступки; отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора. В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким. Тематическое планирование № п/п Наименование разделов и дисциплин Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования 1 Введение «Вот мы и Гражданское воспитание Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, в школе». 2 Питание и здоровье 3 4 5 6 7 многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе. Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального Моѐ здоровье в моих исторического сознания. Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам. руках Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей. Я в школе и дома Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе. Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе самоуправлении, Чтоб забыть про ориентированный на участие в социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной. докторов Патриотическое воспитание Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру. Я и моѐ ближайшее Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, окружение праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране. Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других «Вот и стали мы на народов России. Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые год взрослей» подвиги и трудовые достижения героев и защитников Отечества в прошлом и современности. Всего, час. 4 5 7 6 4 3 3 Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности. Духовно-нравственное воспитание Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учѐтом национальной, религиозной принадлежности). Выражающий готовность оценивать своѐ поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с учѐтом осознания последствий поступков. Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям. Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий. Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей. Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества. Эстетическое воспитание Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве. Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей. Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде. Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность). Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья. Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своѐ и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием. Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям. Трудовое воспитание Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей. Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний. Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе. Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность. Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных и общественных интересов, потребностей. Экологическое воспитание Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества. Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе. Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды. Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности. Ценности научного познания Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учѐтом индивидуальных интересов, способностей, достижений. Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой. Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде). Демонстрирующий навыки наблюдения, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности Итого: 34 Календарно тематическое планирование 1 класс № п/п Тема занятия Количество часов Дата Проведения план Народные игры 1 «Вот мы и в школе». Русская народная игра «У медведя во бору» 1 05.09 2 Русская народная игра «Филин и пташка». 1 12.09 3 Русская народная игра «Горелки». 1 19.09 4 Русская народная игра «Кот и мышь». 1 26.09 5 Русская народная игра «Блуждающий мяч». 1 03.10 6 Русская народная игра «Зарница» 1 10.10 1 17.10 1 24.10 1 07.11 Игры на развитие психических процессов. 7 8 9 Игры на развитие восприятия. «Моѐ здоровье в моих руках» Упражнения и игры на внимание Игры на развитие памяти. факт корректировка 10 Игры на развитие воображения. 1 14.11 11 Игры на развитие мышления и речи. 1 21.11 1 28.11 12 Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребѐнка. Подвижные игры 13 Игры на внимание «Класс, смирно», «За флажками». 1 05.12 14 Игра с элементами ОРУ «Море волнуется – раз» 1 12.12 15 Игра с мячом «Охотники и утки». 1 19.12 16 Весѐлые старты с мячом. 1 26.12 17 «Чтоб забыть про докторов» 1 16.01 1 23.01 19 Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки» 1 30.01 20 Игры на свежем воздухе «Два Деда Мороза», «Метко в цель». 1 06.02 21 Игра «Белки, волки, лисы». 1 13.02 1 20.02 Игра «Волк во рву» 18 22 Весѐлые старты со скакалкой Игра «Совушка». 23 Игра «Удочка» 24 Игра «Перемена мест» 1 27.02 1 06.03 25 Игра «Салки с мячом». 1 13.03 26 Игра «Прыгай через ров» 1 20.03 Перестрелка 1 03.04 28 Перестрелка 1 10.04 29 «Вот и стали мы на год взрослей» 1 17.04 30 Спортивный праздник. 1 24.04 31 «Мяч поднимай-мышцы укрепляй» 1 01.05 32 «Быстро мяч передавай-свою ловкость развивай» 1 08.05 33 «Я в руках еѐ кручу и скачу, скачу, скачу» 2 15.05 22.05 Спортивные игры 27 Перестрелка 34 Календарно тематическое планирование 2 класс № п/п Тема занятия Количество часов Дата Проведения план Народные игры 1 «Вот мы и в школе». Русская народная игра «У медведя во бору» 1 05.09 2 Русская народная игра «Филин и пташка». 1 12.09 3 Русская народная игра «Горелки». 1 19.09 4 Русская народная игра «Кот и мышь». 1 26.09 5 Русская народная игра «Блуждающий мяч». 1 03.10 6 Русская народная игра «Зарница» 1 10.10 1 17.10 1 24.10 1 07.11 Игры на развитие психических процессов. 7 8 9 Игры на развитие восприятия. «Моѐ здоровье в моих руках» Упражнения и игры на внимание Игры на развитие памяти. факт корректировка 10 Игры на развитие воображения. 1 14.11 11 Игры на развитие мышления и речи. 1 21.11 1 28.11 12 Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребѐнка. Подвижные игры 13 Игры на внимание «Класс, смирно», «За флажками». 1 05.12 14 Игра с элементами ОРУ «Море волнуется – раз» 1 12.12 15 Игра с мячом «Охотники и утки». 1 19.12 16 Весѐлые старты с мячом. 1 26.12 17 «Чтоб забыть про докторов» 1 16.01 1 23.01 19 Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки» 1 30.01 20 Игры на свежем воздухе «Два Деда Мороза», «Метко в цель». 1 06.02 21 Игра «Белки, волки, лисы». 1 13.02 1 20.02 Игра «Волк во рву» 18 22 Весѐлые старты со скакалкой Игра «Совушка». 23 Игра «Удочка» 24 Игра «Перемена мест» 1 27.02 1 06.03 25 Игра «Салки с мячом». 1 13.03 26 Игра «Прыгай через ров» 1 20.03 Перестрелка 1 03.04 28 Перестрелка 1 10.04 29 «Вот и стали мы на год взрослей» 1 17.04 30 Спортивный праздник. 1 24.04 31 «Мяч поднимай-мышцы укрепляй» 1 01.05 32 «Быстро мяч передавай-свою ловкость развивай» 1 08.05 33 «Я в руках еѐ кручу и скачу, скачу, скачу» 2 15.05 22.05 Спортивные игры 27 Перестрелка 34 Календарно тематическое планирование 3 класс № п/п Тема занятия Количество часов Дата Проведения план Народные игры 1 «Вот мы и в школе». Русская народная игра «У медведя во бору» 1 05.09 2 Русская народная игра «Филин и пташка». 1 12.09 3 Русская народная игра «Горелки». 1 19.09 4 Русская народная игра «Кот и мышь». 1 26.09 5 Русская народная игра «Блуждающий мяч». 1 03.10 6 Русская народная игра «Зарница» 1 10.10 1 17.10 1 24.10 1 07.11 Игры на развитие психических процессов. 7 8 9 Игры на развитие восприятия. «Моѐ здоровье в моих руках» Упражнения и игры на внимание Игры на развитие памяти. факт корректировка 10 Игры на развитие воображения. 1 14.11 11 Игры на развитие мышления и речи. 1 21.11 1 28.11 12 Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребѐнка. Подвижные игры 13 Игры на внимание «Класс, смирно», «За флажками». 1 05.12 14 Игра с элементами ОРУ «Море волнуется – раз» 1 12.12 15 Игра с мячом «Охотники и утки». 1 19.12 16 Весѐлые старты с мячом. 1 26.12 17 «Чтоб забыть про докторов» 1 16.01 1 23.01 19 Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки» 1 30.01 20 Игры на свежем воздухе «Два Деда Мороза», «Метко в цель». 1 06.02 21 Игра «Белки, волки, лисы». 1 13.02 1 20.02 Игра «Волк во рву» 18 22 Весѐлые старты со скакалкой Игра «Совушка». 23 Игра «Удочка» 24 Игра «Перемена мест» 1 27.02 1 06.03 25 Игра «Салки с мячом». 1 13.03 26 Игра «Прыгай через ров» 1 20.03 Перестрелка 1 03.04 28 Перестрелка 1 10.04 29 «Вот и стали мы на год взрослей» 1 17.04 30 Спортивный праздник. 1 24.04 31 «Мяч поднимай-мышцы укрепляй» 1 01.05 32 «Быстро мяч передавай-свою ловкость развивай» 1 08.05 33 «Я в руках еѐ кручу и скачу, скачу, скачу» 2 15.05 22.05 Спортивные игры 27 Перестрелка 34 Календарно тематическое планирование 4 класс № п/п Тема занятия Количество часов Дата Проведения план Народные игры 1 «Вот мы и в школе». Русская народная игра «У медведя во бору» 1 05.09 2 Русская народная игра «Филин и пташка». 1 12.09 3 Русская народная игра «Горелки». 1 19.09 4 Русская народная игра «Кот и мышь». 1 26.09 5 Русская народная игра «Блуждающий мяч». 1 03.10 6 Русская народная игра «Зарница» 1 10.10 1 17.10 1 24.10 1 07.11 Игры на развитие психических процессов. 7 8 9 Игры на развитие восприятия. «Моѐ здоровье в моих руках» Упражнения и игры на внимание Игры на развитие памяти. факт корректировка 10 Игры на развитие воображения. 1 14.11 11 Игры на развитие мышления и речи. 1 21.11 1 28.11 12 Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребѐнка. Подвижные игры 13 Игры на внимание «Класс, смирно», «За флажками». 1 05.12 14 Игра с элементами ОРУ «Море волнуется – раз» 1 12.12 15 Игра с мячом «Охотники и утки». 1 19.12 16 Весѐлые старты с мячом. 1 26.12 17 «Чтоб забыть про докторов» 1 16.01 1 23.01 19 Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки» 1 30.01 20 Игры на свежем воздухе «Два Деда Мороза», «Метко в цель». 1 06.02 21 Игра «Белки, волки, лисы». 1 13.02 1 20.02 Игра «Волк во рву» 18 22 Весѐлые старты со скакалкой Игра «Совушка». 23 Игра «Удочка» 24 Игра «Перемена мест» 1 27.02 1 06.03 25 Игра «Салки с мячом». 1 13.03 26 Игра «Прыгай через ров» 1 20.03 Перестрелка 1 03.04 28 Перестрелка 1 10.04 29 «Вот и стали мы на год взрослей» 1 17.04 30 Спортивный праздник. 1 24.04 31 «Мяч поднимай-мышцы укрепляй» 1 01.05 32 «Быстро мяч передавай-свою ловкость развивай» 1 08.05 33 «Я в руках еѐ кручу и скачу, скачу, скачу» 2 15.05 22.05 Спортивные игры 27 Перестрелка 34