РП АООП (УО) по социально-бытовой ориентировке 9 класс на 2022-2023 уч.год

Пояснительная записка.
Рабочая программа по «Социально бытовой ориентировке» разработана в соответствии АООП МАОУ Южно-Дубровинской СОШ и
на основе нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образование в Российской Федерации»
2. Адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
3. Учебный план МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2021-2022 год.
4. Годового календарного учебного графика МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2021-2021 год.
5 Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, Москва
«ВЛАДОС» 2014г.
6.Адаптированная рабочая программа ориентирована на использование учебника «Технология. Обслуживающий труд. 9 кл.»:
учебник / О.А.Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2018. - 254, [2] с.: ил. – (Российский
учебник).
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Цель программы: совершенствование процесса социализации детей с нарушением интеллекта.
Основные задачи обучения социально – бытовой ориентировки состоят в следующем:
-формирование знаний и умений, способствующих их социальной адаптации, повышению уровня общего развития;
-коррекция речемыслительной деятельности путем вовлечения в сюжетно-ролевые игры, познавательные экскурсии;
-воспитание положительных качеств личности.
Коррекционная работа включает следующие направления.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
- коррекция – развитие памяти;
- коррекция – развитие внимания;
- развитие пространственных представлений и ориентации.
Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций:
- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;
- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
2

- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
- формирование адекватности чувств;
- формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция – развитие речи:
- коррекция нарушений устной и письменной речи;
- коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.
Курс социально-бытовой ориентировки (СБО) направлен на практическую подготовку учащихся к самостоятельной жизни и труду, на
формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение
уровня их общего развития. Данные занятия должны формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки в
окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи,
транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми,
развитию художественного вкуса учеников и т. д.
Программа СБО составлена с учетом возможностей учащихся обучающихся по АРП для детей с легкой степенью умственной
отсталости, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений.
Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также
перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся. Большинство разделов программы изучается с 5 по 9 классы. При этом,
соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала происходит использование опыта
учащихся как базы для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.
Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях
применяются различные наглядные средства обучения. Происходит демонстрация учебных кинофильмов, слайдов, способствующих
формированию реальных образов и представлений.
Все разделы программы предусматривают проведение практических работ или заданий. Каждый ученик, независимо от его
интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, научиться
составлять деловые бумаги, заполнять различного рода бланки и т.д.
В
планировании обращено внимание на изучение правил техники безопасности, формирование умений пользоваться
нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими
предметами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т. д.
Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися.
Освоения обучающимися курса «Социально – бытовая ориентировка» в 9 классе согласно Концепции «Специального федерального
государственного стандарта общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья» включают два компонента:
«академический» и «формирование жизненной компетенции», а именно:
3

Овладение основными речевыми формами и правилами их применения согласно курсу, развитие устной коммуникации,
овладение способностью пользоваться устной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач.
2.
Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, профессиональных и социальных ролях людей.
3.
Развитие понимания непосредственного социального окружения, практическое освоение социальных ритуалов и навыков,
соответствующих возрасту и полу ребенка.
4.
Развитие вкуса к участию в общественной жизни, способности к творческому сотрудничеству в коллективе людей для
реализации социально заданных задач, соответствующих возрасту ребенка.
1.

Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на изучение учебного предмета география в 9 классе отводится 2 часа в
неделю, 68 часов в год
Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные:

Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;

Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и
использованию энергоресурсов, строгое соблюдение правил техники безопасности;

Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;

Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;

Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь).
Предметные:

Получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных
регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования,
отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий;

Научиться искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.
В течение трех лет обучения учащиеся с лёгкой умственной отсталостью должны овладеть следующим минимумом жизненно значимых
умений в области бытового труда:

.
4

Содержание учебного предмета.
Раздел «Личная гигиена» (1ч)
содержит всего одну тему «Здоровый образ жизни — одно из условий успеха в жизни человека». Выпускники должны осознавать
необходимость поддержания физического здоровья и твердо усвоить возможные последствия вредного влияния алкоголя,наркотиков и
курения. Поддерживать физическое здоровье помогает спорт. Необходимо создать у учащихся правильное представление о современных
спортивных увлечениях (фитнесе, шейпинге, ритмической гомнастике и т.п.), их назначении и возможном использовании.
В разделе «Одежда и обувь» (6ч)
очень важно обратить внимание выпускников на изучение внешнего вида и средств выражения индивидуальности молодого человека, как
определить стиль одежды, как следить за модой, как с помощью замены мелких деталей можно обновить одежду. Практические работы
раздела: определение размеров одежды и обуви, их подбор и примерка, а также выведение пятен с одежды. При выведении пятен
необходимо соблюдать технику безопасности.
Изучение раздела «Питание» (16 ч)
предполагает, что выпускники будут уметь сервировать праздничный стол, готовить диетические блюда, блюда для детей ясельного
возраста, а также некоторые блюда национальной кухни. Здесь особое внимание необходимо уделить практическому заданию по
составлению меню праздничного стола (наименование блюд, их количество, соотношение продуктов и порций и т.п.). Даже в выпускном
классе при приготовлени пищи учитель повторяет с учащимися правила техники безопасности.
Очень важным является раздел «Семья» (13 ч +4 ч)
Морально-этические беседы об основах семейных отношений, семейных традициях, взаимоотношениях в семье играют огромную роль в
формировании у выпускников правильных представлений о семейной жизни, обязанностях и правах членов семьи. Тесно связан с данным
разделом следующий раздел «Культура поведения». Темы этого раздела дают возможность закрепить и расширить знания о моральноэтических нормах поведения в семье и обществе, а также анализировать поступки людей и давать им оценку.
При изучении раздела «Жилище» (4ч)
ученики усваивают правила расстановки мебели в квартире, подбор деталей интерьера, а главное, узнают, каким образом можно надолго
сохранить свою квартиру или дом в пригодном для жизни состоянии (своевременные уборки, ремонт косметический и капитальный,
своевременная замена сантехники, электропроводки, розеток .
Раздел «Транспорт» (2ч)
посвящен изучению авиатранспорта. Использования авиатранспорта. Если региональные условия позволяют, то необходимо провести
экскурсию в аэропорт или кассы Аэрофлота. Учитель не должен ограничиваться рассказом о самолетах и аэропортах. Весьма уместной
будет демонстрация фильма либо кадров из фильмов, в которых учащиеся смогут увидеть, что такое аэропорт, взлетная полоса, самолеты
пассажирские и транспортные, службы эровокзала и т.п.
Раздел «Торговля» (2ч)
5

должен дать учащимся правильное представление о рынке, ярмарке, комиссионном магазине, скупке, магазине уцененных товаров.
Предусмотрена экскурсия при изучении тем данного раздела. Это может быть рынок или ярмарка.
В заключении раздела «Средства связи» (6ч)
учащиеся знакомятся с назначением таких видов связи, как пейджер, сотовая связь, автоответчик, факс, интернет, практическая работа в
данном разделе — это заполнение бланков почтового и телеграфного перевода, квитанции об оплате телефонных услуг.
При изучении раздела «Медицинская служба» (3ч)
учащиеся должны освоить меры по предупреждению инфекционных заболеваний и овладеть умениями по уходу за больными (переодеть,
умыть, накормить, измерить температуру, наложить горчичники, сменить постель). Также выпускники должны знать, в каких случаях
выдается листок временной нетрудоспособности и как он оформляется.
В разделе «Учреждения, организация и предприятия» (1ч)
рассматриваются предприятия бытового обслуживания населения и предусматриваются предприятия бытового обслуживания населения и
предусматривается экскурсия на одно из них.
Наиболее сложный раздел из всех изучаемых в 9 классе — это «Экономика домашнего хозяйства» (4ч)
Выпускники должны знать правила экономики в домашнем хозяйстве, порядок помещения денег в сберкассу, виды кредита и страхования.
Необходимо провести экскурсию в сберкассу. Обязательны практические работы по подсчетам расходов.
Завершающий раздел «Профориентация и трудоустройство» (5ч)
имеет особое значение в выпускном классе. Ученики изучают виды документов для поступления на работу, перечень основных деловых
бумаг и требования к их написанию, практикуются в написании анкеты, заявления автобиографии, расписки, докладной записки, посещают
отделы или учреждения по трудоустройству. В общем объеме в 9 классе 70 часов в год из расчета два урока в неделю. Оценка знаний детей
носит качественный характер, не отмечается в баллах, контрольные и проверочные уроки не предусмотрены.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
№ п/п
1
2

Тема
«Личная гигиена»,
«Одежда и обувь»,

3

«Питание»,

4

«Семья»,

Виды деятельности
правила личной гигиены;
виды одежды, обуви и их назначение, правила ухода за
одеждой и обувью из различных материалов;
способы выбора доброкачественных продуктов,
способы хранения продуктов и готовой пищи; правила
составления рецепта блюда;
родственные отношения в семье, состав семьи, имена,
отчества, фамилии и возраст, как распределены
6

Кол-во часов
2
8
7

7

5

«Культура поведения»,

6

«Транспорт»,

7

«Торговля»,

8
9

«Средства связи»,
«Медицинская помощь»,

10
11

«Учреждения, организации, предприятия»,
«Экономика домашнего хозяйства»,

12

«Трудоустройство».

хозяйственно-бытовые обязанности между членами семьи;
правила поведения в зрелищных и культурнопросветительских учреждениях, на улице, в гостях,
способы ведения разговора со старшими, сверстниками;
-гигиенические требования к жилому помещению,
последовательность проведения регулярной и сезонной
уборки жилого помещения;
виды транспорта, правила покупки билетов, поведения в
транспорте;
правила поведения в магазине, правила покупки товаров;
основные средства связи, виды почтовых отправлений;
меры по предупреждению заболеваний, правила
оказания доврачебной помощи;
виды учреждений, их местонахождение и назначение;
составные части бюджета семьи и их размер, основные
статьи расходов в семье, стоимость крупных покупок,
правила экономии, виды и цели сбережений
учреждения и отделы по трудоустройству, виды
документов, необходимых для поступления на работу,
правила перехода родной работы на другую, перечень
основных деловых бумаг и требования к их написанию

4

4
4
5
4
3
4

7

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечение образовательной деятельности
1.
Технология. Обслуживающий труд. 9 кл.: учебник / О.А.Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая. - 5-е изд., стереотип. - М.:
Дрофа, 2018. - 254, [2] с.: ил. – (Российский учебник).

7

Приложение к рабочей программе
Календарно-тематический план по социально-бытовой ориентировке 9 класс
№ П/П

Тема урока

Количество часов

Личная гигиена 2ч
1
Здоровый образ жизни – одно из условий успеха в жизни человека.
2
Вред курения, алкоголя и наркотиков.
ОДЕЖДА И ОБУВЬ 8ч
3
Стиль в одежде, мода.
4
Внешний вид молодого человека и средства выражения
индивидуальности
5
Выбор одежды при покупке в соответствии с назначением.
6
Выбор обуви при покупке в соответствии с назначением.
7
Варианты обновления одежды. (Теория).
8
Варианты обновления одежды (замена мелких деталей).
9
Средства и правила выведения мелких пятен на одежде. ТБ
Практическая работа.
10
Строжайшее соблюдение техники безопасности при пользовании
средствами для выведения пятен. Практическая работа.
ПИТАНИЕ-7ч
11
Интегрированный урок (Технология). Санитарно-гигиенические
в процессе приготовления пищи.
12
Рецепты приготовления блюд для детей ясельного возраста
13
Рецепты приготовления национальных блюд. (теория)
14
Рецепты приготовления национальных блюд. Практическая
работа
15
Составление меню и сервировка праздничного стола. (теория)
16
Составление меню и сервировка праздничного стола.
Практическая работа.
17
Диетическое питание.
СЕМЬЯ -7ч
8

Дата
планируемая

1
1

05.09
07.09

1
1

12.09
14.09

1
1
1
1
1

19.09
21.09
26.09
28.09
03.10

1

05.10

1

10.10

1
1
1

12.10
17.10
19.10

1
1

24.10
26.10

1

07.11

Дата
фактическая

Рецепты приготовления диетических блюд.
Российская семья. Условия создания семьи.
Условия создания семьи,
основы семейных отношений, семейные традиции
21
Взаимоотношения в семье.
22
Распределение обязанностей по ведению хозяйства, бюджета.
Практическая работа.
23
Семейные ситуации.
24
Формы организации досуга, отдыха в семье.
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ -4ч
25
Традиции культуры
26
Традиции культуры поведения в современном обществе.
Практическая работа.
27
Соседи. Правила общежития
28
Прием гостей и правила хорошего тона в обращении с друзьями,
знакомыми
ЖИЛИЩЕ -4ч
29
Рациональная расстановка мебели в квартире. Практическая
работа.
30
Интерьер.
31
Сохранение жилищного фонда
32
Повторение и обобщение знаний по теме «Жилище»
ТРАНСПОРТ -4ч
33
Назначение авиатранспорта.
34
Аэровокзал. Маршруты.
35
Порядок приобретения билета и их возврата.
36
Стоимость проезда.
ТОРГОВЛЯ -5ч
37
Рынок. Роль рынка в обеспечении населения продуктами питания
38
Рынок. Отделы рынка.
39
Комиссионные магазины, торговля уцененными товарами
40
Скупка вещей у населения.
41
Ярмарки. Их виды, время и место проведения
18
19
20

9

1
1
1

09.11
14.11
16.11

1
1

21.11
23.11

1
1

28.11
30.11

1
1

05.12
07.12

1
1

12.12
14.12

1

19.12

1
1
1

21.12
26.12
28.12

1
1
1
1

16.01
18.01
23.01
25.01

1
1
1
1
1

30.01
01.02
06.02
08.02
13.02

СРЕДСТВА СВЯЗИ – 4ч
42
Виды связи.
43
Особенности каждого вида связи и их значимость, необходимость в
современных условиях жизни общества.
44
Виды денежных переводов (почтовые,
телеграфные). Стоимость отправления денежных переводов
45
Посылки. Правила упаковки и отправления. Практическая работа.
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ -3ч
46
Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению.
47
Уход за больным. Практическая работа.
48
Документы, подтверждающие нетрудоспособность: справка и
листок нетрудоспособности
УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДПРИЯТИЯ -4ч
49
Предприятия бытового обслуживания.
50
Предприятия бытового обслуживания, их назначение.
51
Виды оказываемых услуг.
52
Профессии работников предприятия Практическая работа.
ЭКОНОМИКА ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА -7ч
53
Расходы на удовлетворение культурных потребностей
54
Расходы на удовлетворение культурных потребностей и некоторые
текущие расходы.
55
Экономия в домашнем хозяйстве. Практическая работа.
56
Сбережения. Назначение сбережений.
57
Хранение денег в сберегательной кассе.
58
Виды вкладов.
59
Кредит. Оформление кредита. Государственное страхование.
ТРУДОУСТРОЙСТВО – 9 ч
60
Выбор профессии.
61
Профессионально-жизненная перспектива.
62
Учреждения и отделы по трудоустройству.
63
Оформление на работу, постоянную и по договору.
64-65
Документы, необходимые для поступления на работу.
Практическая работа.
10

1
1

15.02
20.02

1

22.02

1

27.02

1
1
1

01.03
06.03
08.03

1
1
1
1

13.03
15.03
20.03
22.03

1
1

03.04
05.04

1
1
1
1
1

10.04
12.04
17.04
19.04
24.04

1
1
1
1
2

26.04
01.05
03.05
08.05
10.05
15.05

66-67
68

Трудовой договор. Трудовой стаж. Охрана труда
несовершеннолетних
Итоговое тестирование

2
1

11

17.05
22.05
24.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».