Пояснительная записка. Рабочая программа по «Социально бытовой ориентировке» разработана в соответствии АООП МАОУ Южно-Дубровинской СОШ и на основе нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образование в Российской Федерации» 2. Адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3. Учебный план МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2021-2022 год. 4. Годового календарного учебного графика МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2021-2021 год. 5 Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, Москва «ВЛАДОС» 2014г. 6.Адаптированная рабочая программа ориентирована на использование учебника «Технология. Обслуживающий труд. 9 кл.»: учебник / О.А.Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2018. - 254, [2] с.: ил. – (Российский учебник). Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Цель программы: совершенствование процесса социализации детей с нарушением интеллекта. Основные задачи обучения социально – бытовой ориентировки состоят в следующем: -формирование знаний и умений, способствующих их социальной адаптации, повышению уровня общего развития; -коррекция речемыслительной деятельности путем вовлечения в сюжетно-ролевые игры, познавательные экскурсии; -воспитание положительных качеств личности. Коррекционная работа включает следующие направления. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: - коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; - коррекция – развитие памяти; - коррекция – развитие внимания; - развитие пространственных представлений и ориентации. Развитие различных видов мышления: - развитие наглядно-образного мышления; - развитие словесно-логического мышления. Развитие основных мыслительных операций: - развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий; - умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: 2 - развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; - формирование адекватности чувств; - формирование умения анализировать свою деятельность. Коррекция – развитие речи: - коррекция нарушений устной и письменной речи; - коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря. Курс социально-бытовой ориентировки (СБО) направлен на практическую подготовку учащихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития. Данные занятия должны формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д. Программа СБО составлена с учетом возможностей учащихся обучающихся по АРП для детей с легкой степенью умственной отсталости, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся. Большинство разделов программы изучается с 5 по 9 классы. При этом, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала происходит использование опыта учащихся как базы для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых. Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях применяются различные наглядные средства обучения. Происходит демонстрация учебных кинофильмов, слайдов, способствующих формированию реальных образов и представлений. Все разделы программы предусматривают проведение практических работ или заданий. Каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять различного рода бланки и т.д. В планировании обращено внимание на изучение правил техники безопасности, формирование умений пользоваться нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими предметами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т. д. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися. Освоения обучающимися курса «Социально – бытовая ориентировка» в 9 классе согласно Концепции «Специального федерального государственного стандарта общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья» включают два компонента: «академический» и «формирование жизненной компетенции», а именно: 3 Овладение основными речевыми формами и правилами их применения согласно курсу, развитие устной коммуникации, овладение способностью пользоваться устной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач. 2. Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, профессиональных и социальных ролях людей. 3. Развитие понимания непосредственного социального окружения, практическое освоение социальных ритуалов и навыков, соответствующих возрасту и полу ребенка. 4. Развитие вкуса к участию в общественной жизни, способности к творческому сотрудничеству в коллективе людей для реализации социально заданных задач, соответствующих возрасту ребенка. 1. Описание места учебного предмета в учебном плане Согласно учебному плану МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на изучение учебного предмета география в 9 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета. Личностные: Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию энергоресурсов, строгое соблюдение правил техники безопасности; Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду; Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки; Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь). Предметные: Получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; Научиться искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию. В течение трех лет обучения учащиеся с лёгкой умственной отсталостью должны овладеть следующим минимумом жизненно значимых умений в области бытового труда: . 4 Содержание учебного предмета. Раздел «Личная гигиена» (1ч) содержит всего одну тему «Здоровый образ жизни — одно из условий успеха в жизни человека». Выпускники должны осознавать необходимость поддержания физического здоровья и твердо усвоить возможные последствия вредного влияния алкоголя,наркотиков и курения. Поддерживать физическое здоровье помогает спорт. Необходимо создать у учащихся правильное представление о современных спортивных увлечениях (фитнесе, шейпинге, ритмической гомнастике и т.п.), их назначении и возможном использовании. В разделе «Одежда и обувь» (6ч) очень важно обратить внимание выпускников на изучение внешнего вида и средств выражения индивидуальности молодого человека, как определить стиль одежды, как следить за модой, как с помощью замены мелких деталей можно обновить одежду. Практические работы раздела: определение размеров одежды и обуви, их подбор и примерка, а также выведение пятен с одежды. При выведении пятен необходимо соблюдать технику безопасности. Изучение раздела «Питание» (16 ч) предполагает, что выпускники будут уметь сервировать праздничный стол, готовить диетические блюда, блюда для детей ясельного возраста, а также некоторые блюда национальной кухни. Здесь особое внимание необходимо уделить практическому заданию по составлению меню праздничного стола (наименование блюд, их количество, соотношение продуктов и порций и т.п.). Даже в выпускном классе при приготовлени пищи учитель повторяет с учащимися правила техники безопасности. Очень важным является раздел «Семья» (13 ч +4 ч) Морально-этические беседы об основах семейных отношений, семейных традициях, взаимоотношениях в семье играют огромную роль в формировании у выпускников правильных представлений о семейной жизни, обязанностях и правах членов семьи. Тесно связан с данным разделом следующий раздел «Культура поведения». Темы этого раздела дают возможность закрепить и расширить знания о моральноэтических нормах поведения в семье и обществе, а также анализировать поступки людей и давать им оценку. При изучении раздела «Жилище» (4ч) ученики усваивают правила расстановки мебели в квартире, подбор деталей интерьера, а главное, узнают, каким образом можно надолго сохранить свою квартиру или дом в пригодном для жизни состоянии (своевременные уборки, ремонт косметический и капитальный, своевременная замена сантехники, электропроводки, розеток . Раздел «Транспорт» (2ч) посвящен изучению авиатранспорта. Использования авиатранспорта. Если региональные условия позволяют, то необходимо провести экскурсию в аэропорт или кассы Аэрофлота. Учитель не должен ограничиваться рассказом о самолетах и аэропортах. Весьма уместной будет демонстрация фильма либо кадров из фильмов, в которых учащиеся смогут увидеть, что такое аэропорт, взлетная полоса, самолеты пассажирские и транспортные, службы эровокзала и т.п. Раздел «Торговля» (2ч) 5 должен дать учащимся правильное представление о рынке, ярмарке, комиссионном магазине, скупке, магазине уцененных товаров. Предусмотрена экскурсия при изучении тем данного раздела. Это может быть рынок или ярмарка. В заключении раздела «Средства связи» (6ч) учащиеся знакомятся с назначением таких видов связи, как пейджер, сотовая связь, автоответчик, факс, интернет, практическая работа в данном разделе — это заполнение бланков почтового и телеграфного перевода, квитанции об оплате телефонных услуг. При изучении раздела «Медицинская служба» (3ч) учащиеся должны освоить меры по предупреждению инфекционных заболеваний и овладеть умениями по уходу за больными (переодеть, умыть, накормить, измерить температуру, наложить горчичники, сменить постель). Также выпускники должны знать, в каких случаях выдается листок временной нетрудоспособности и как он оформляется. В разделе «Учреждения, организация и предприятия» (1ч) рассматриваются предприятия бытового обслуживания населения и предусматриваются предприятия бытового обслуживания населения и предусматривается экскурсия на одно из них. Наиболее сложный раздел из всех изучаемых в 9 классе — это «Экономика домашнего хозяйства» (4ч) Выпускники должны знать правила экономики в домашнем хозяйстве, порядок помещения денег в сберкассу, виды кредита и страхования. Необходимо провести экскурсию в сберкассу. Обязательны практические работы по подсчетам расходов. Завершающий раздел «Профориентация и трудоустройство» (5ч) имеет особое значение в выпускном классе. Ученики изучают виды документов для поступления на работу, перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию, практикуются в написании анкеты, заявления автобиографии, расписки, докладной записки, посещают отделы или учреждения по трудоустройству. В общем объеме в 9 классе 70 часов в год из расчета два урока в неделю. Оценка знаний детей носит качественный характер, не отмечается в баллах, контрольные и проверочные уроки не предусмотрены. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. № п/п 1 2 Тема «Личная гигиена», «Одежда и обувь», 3 «Питание», 4 «Семья», Виды деятельности правила личной гигиены; виды одежды, обуви и их назначение, правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов; способы выбора доброкачественных продуктов, способы хранения продуктов и готовой пищи; правила составления рецепта блюда; родственные отношения в семье, состав семьи, имена, отчества, фамилии и возраст, как распределены 6 Кол-во часов 2 8 7 7 5 «Культура поведения», 6 «Транспорт», 7 «Торговля», 8 9 «Средства связи», «Медицинская помощь», 10 11 «Учреждения, организации, предприятия», «Экономика домашнего хозяйства», 12 «Трудоустройство». хозяйственно-бытовые обязанности между членами семьи; правила поведения в зрелищных и культурнопросветительских учреждениях, на улице, в гостях, способы ведения разговора со старшими, сверстниками; -гигиенические требования к жилому помещению, последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения; виды транспорта, правила покупки билетов, поведения в транспорте; правила поведения в магазине, правила покупки товаров; основные средства связи, виды почтовых отправлений; меры по предупреждению заболеваний, правила оказания доврачебной помощи; виды учреждений, их местонахождение и назначение; составные части бюджета семьи и их размер, основные статьи расходов в семье, стоимость крупных покупок, правила экономии, виды и цели сбережений учреждения и отделы по трудоустройству, виды документов, необходимых для поступления на работу, правила перехода родной работы на другую, перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию 4 4 4 5 4 3 4 7 Описание учебно-методического и материально-технического обеспечение образовательной деятельности 1. Технология. Обслуживающий труд. 9 кл.: учебник / О.А.Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2018. - 254, [2] с.: ил. – (Российский учебник). 7 Приложение к рабочей программе Календарно-тематический план по социально-бытовой ориентировке 9 класс № П/П Тема урока Количество часов Личная гигиена 2ч 1 Здоровый образ жизни – одно из условий успеха в жизни человека. 2 Вред курения, алкоголя и наркотиков. ОДЕЖДА И ОБУВЬ 8ч 3 Стиль в одежде, мода. 4 Внешний вид молодого человека и средства выражения индивидуальности 5 Выбор одежды при покупке в соответствии с назначением. 6 Выбор обуви при покупке в соответствии с назначением. 7 Варианты обновления одежды. (Теория). 8 Варианты обновления одежды (замена мелких деталей). 9 Средства и правила выведения мелких пятен на одежде. ТБ Практическая работа. 10 Строжайшее соблюдение техники безопасности при пользовании средствами для выведения пятен. Практическая работа. ПИТАНИЕ-7ч 11 Интегрированный урок (Технология). Санитарно-гигиенические в процессе приготовления пищи. 12 Рецепты приготовления блюд для детей ясельного возраста 13 Рецепты приготовления национальных блюд. (теория) 14 Рецепты приготовления национальных блюд. Практическая работа 15 Составление меню и сервировка праздничного стола. (теория) 16 Составление меню и сервировка праздничного стола. Практическая работа. 17 Диетическое питание. СЕМЬЯ -7ч 8 Дата планируемая 1 1 05.09 07.09 1 1 12.09 14.09 1 1 1 1 1 19.09 21.09 26.09 28.09 03.10 1 05.10 1 10.10 1 1 1 12.10 17.10 19.10 1 1 24.10 26.10 1 07.11 Дата фактическая Рецепты приготовления диетических блюд. Российская семья. Условия создания семьи. Условия создания семьи, основы семейных отношений, семейные традиции 21 Взаимоотношения в семье. 22 Распределение обязанностей по ведению хозяйства, бюджета. Практическая работа. 23 Семейные ситуации. 24 Формы организации досуга, отдыха в семье. КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ -4ч 25 Традиции культуры 26 Традиции культуры поведения в современном обществе. Практическая работа. 27 Соседи. Правила общежития 28 Прием гостей и правила хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми ЖИЛИЩЕ -4ч 29 Рациональная расстановка мебели в квартире. Практическая работа. 30 Интерьер. 31 Сохранение жилищного фонда 32 Повторение и обобщение знаний по теме «Жилище» ТРАНСПОРТ -4ч 33 Назначение авиатранспорта. 34 Аэровокзал. Маршруты. 35 Порядок приобретения билета и их возврата. 36 Стоимость проезда. ТОРГОВЛЯ -5ч 37 Рынок. Роль рынка в обеспечении населения продуктами питания 38 Рынок. Отделы рынка. 39 Комиссионные магазины, торговля уцененными товарами 40 Скупка вещей у населения. 41 Ярмарки. Их виды, время и место проведения 18 19 20 9 1 1 1 09.11 14.11 16.11 1 1 21.11 23.11 1 1 28.11 30.11 1 1 05.12 07.12 1 1 12.12 14.12 1 19.12 1 1 1 21.12 26.12 28.12 1 1 1 1 16.01 18.01 23.01 25.01 1 1 1 1 1 30.01 01.02 06.02 08.02 13.02 СРЕДСТВА СВЯЗИ – 4ч 42 Виды связи. 43 Особенности каждого вида связи и их значимость, необходимость в современных условиях жизни общества. 44 Виды денежных переводов (почтовые, телеграфные). Стоимость отправления денежных переводов 45 Посылки. Правила упаковки и отправления. Практическая работа. МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ -3ч 46 Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению. 47 Уход за больным. Практическая работа. 48 Документы, подтверждающие нетрудоспособность: справка и листок нетрудоспособности УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДПРИЯТИЯ -4ч 49 Предприятия бытового обслуживания. 50 Предприятия бытового обслуживания, их назначение. 51 Виды оказываемых услуг. 52 Профессии работников предприятия Практическая работа. ЭКОНОМИКА ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА -7ч 53 Расходы на удовлетворение культурных потребностей 54 Расходы на удовлетворение культурных потребностей и некоторые текущие расходы. 55 Экономия в домашнем хозяйстве. Практическая работа. 56 Сбережения. Назначение сбережений. 57 Хранение денег в сберегательной кассе. 58 Виды вкладов. 59 Кредит. Оформление кредита. Государственное страхование. ТРУДОУСТРОЙСТВО – 9 ч 60 Выбор профессии. 61 Профессионально-жизненная перспектива. 62 Учреждения и отделы по трудоустройству. 63 Оформление на работу, постоянную и по договору. 64-65 Документы, необходимые для поступления на работу. Практическая работа. 10 1 1 15.02 20.02 1 22.02 1 27.02 1 1 1 01.03 06.03 08.03 1 1 1 1 13.03 15.03 20.03 22.03 1 1 03.04 05.04 1 1 1 1 1 10.04 12.04 17.04 19.04 24.04 1 1 1 1 2 26.04 01.05 03.05 08.05 10.05 15.05 66-67 68 Трудовой договор. Трудовой стаж. Охрана труда несовершеннолетних Итоговое тестирование 2 1 11 17.05 22.05 24.05