Пояснительная записка к индивидуальному учебному плану обучения на дому
Прохоровской ООШ СП МАОУ Южно-Дубровинской СОШ
Учебный план для обучающихся по индивидуальным учебным планам обучения
на дому муниципального автономного общеобразовательного учреждения ЮжноДубровинской средней общеобразовательной школы на 2024/2025 учебный год
сформирован в соответствии с Уставом МАОУ Южно-Дубровинской СОШ и
нормативными документами, регламентирующими организацию учебно-воспитательного
процесса детей с ограниченными возможностями:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
30 августа 2024 года № 10 об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи».
В Прохоровской ООШ СП МАОУ Южно-Дубровинской СОШ
1 ученик
обучаются в условиях домашнего обучения по индивидуальному учебному плану по
адаптированной основной образовательной программе для учащихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2.
Основными целями обучения на дому являются: обеспечение достижения
больными детьми образовательного стандарта, обеспечение их оптимальной социальной
интеграции, сохранение и укрепление здоровья больных детей, адаптация обучающихся к
жизни в обществе.
Особенностью учебного плана по специальной (коррекционной) форме обучения
является
то,
что
учебные
предметы
решают,
в
основном
общеразвивающие,
социокультурные и практические задачи с особенностями умственного и физического
развития детей.
Учитывая особенности психофизического развития и возможности ребёнка,
сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера
течения заболевания, был составлен индивидуальный учебный план на обучающегося,
который направлен на общее развитие, коррекцию недостатков их познавательной
деятельности и личностных качеств с учётом индивидуальных возможностей ученика на
различных этапах обучения.
Все учебные предметы максимально индивидуализированы и направлены,
прежде всего, на решение вопроса развития их речи, как ее регулирующей, так и
коммуникативной функций.
Учебные планы определяют основные образовательные направления, перечень
учебных предметов, их распределение по годам обучения с учётом специфики обучения
умственно отсталых обучающихся и максимально допустимой нагрузки часов:
5 – 8 класс – 10 часов
Основными задачами предмета «Речь и альтернативная коммуникация» является
формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи. Обучение
письму носит сугубо практическую направленность, не требующую от обучающихся
усвоения каких-либо правил, обучение самостоятельному написанию слов, коротких
предложений, что имеет большое значение для их социальной адаптации.
При
реализации
предмета
«Математические
представления»
происходит
формирование на доступном уровне простейших навыков счета, работе с калькулятором,
обращению с деньгами разного достоинства. Все счётные операции закрепляются на
уроках трудового обучения и в своей повседневной жизни.
Большое значение для воспитания учащихся с умственной отсталости, особенно
их эмоционально-волевой сферы, имеют такие учебные предметы, как «Музыка и
движение», «Изобразительная деятельность».
Выбор данных предметов, прежде всего, обусловлен с учетом того, что
учащиеся являются детьми – инвалидами, с ориентирована на усвоение навыков
самообслуживания, личной гигиены, овладение учащимися умениями и навыками по
изготовлению несложных изделий с использованием элементарных трудовых приемов.
Все обучение данной категории детей направлено на общее развитие учащихся и
коррекцию их познавательных и физических возможностей.
Индивидуальный учебный план для обучающегося основан на психологомедико-педагогических рекомендациях и индивидуальной программы реабилитации
ребенка – инвалида, согласован с родителями (законными представителями) с целью
реализации индивидуального образовательного маршрута.
Коррекционные занятия представлены в учебном плане в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации ребенка – инвалида и возможностями школы.
Возможно изменение учебного плана как в сторону уменьшения количества часов
в неделю, так и в сторону их увеличения, что связано с особенностями развития
обучающихся, с характером протекания заболевания.
Все учебные предметы максимально индивидуализированы и направлены на
решение вопроса развития речи, как ее регулирующей, так и коммуникативной функций.
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляют педагог-психолог, логопед,
учитель-предметник по отдельному графику. Дефектолога в МАОУ Южно-Дубровинской
школе нет, поэтому его функции выполняет учитель предметник.
Индивидуальный учебный план
Суслова Дмитрия Александровича, обучающегося 8 класса
Прохоровской ООШ СП МАОУ Южно-Дубровинской СОШ,
(согласно ФГОС ОВЗ, для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), вариант 2)
Предметные области
Учебные предметы
Количество
часов в
неделю
Обязательная часть
Язык и речевая практика Речь и альтернативная коммуникация
2
Математика
Математические представления
1
Окружающий природный мир
0,5
Окружающий мир
Человек
0,5
Домоводство
2
Окружающий социальный мир
1
Музыка и движение
1
Искусство
Изобразительная деятельность
Физическая культура
Адаптивная физкультура
1
Технология
Профильный труд
1
Итого:
10 часов
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Внеурочная деятельность
4
Коррекционные-курсы
Сенсорное развитие
1 час
Предметно – практические действия
1 час
Двигательное развитие
1 час
1 час
Альтернативная коммуникация
Итого:
18 часов
Согласовано с родителями:
«
»
2025 г.
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (Вариант II)
8 КЛАССА ПРОХОРОВСКОЙ ООШ СП МАОУ ЮЖНО-ДУБРОВИНСКАЯ СОШ
НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка
План внеурочной деятельности формируется с учётом особенностей развития и
особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития.
План внеурочной деятельности образовательной организации является
обязательной частью организационного раздела АООП МАОУ Южно-Дубровинской
СОШ, а рабочие программы внеурочной деятельности являются обязательной частью
содержательного раздела АООП МАОУ Южно-Дубровинской СОШ.
Основными задачами организации внеурочной деятельности являются:
1) поддержка всех видов деятельности обучающихся в достижении планируемых
личностных результатов освоения программы общего образования, развитии их
жизненной компетенции;
2) развитие навыков общения и коммуникации с окружающими;
3) формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил
безопасного образа жизни в доступных для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития пределах;
4) расширение представлений об окружающем мире, повышение познавательной
активности обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
участников;
5) развитие навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками,
становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде;
6) формирование культуры поведения.
Содержательное наполнение внеурочной деятельности
Часы внеурочной деятельности используются на социальное, творческое,
интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие
обучающихся, создавая условия для их самореализации и осуществляя педагогическую
поддержку в преодолении ими трудностей в обучении и социализации. Обязательным
условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная
направленность, соотнесенность с рабочей программой воспитания МАОУ ЮжноДубровинской СОШ».
С целью реализации принципа формирования единого образовательного
пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности используются
через реализацию модели плана с преобладанием деятельности ученических сообществ и
воспитательных мероприятий.
Модель плана
внеурочной деятельности
Преобладание
учебно-познавательной
деятельности
Преобладание
педагогической
поддержки обучающихся
Преобладание
деятельности
ученических
сообществ
и воспитательных
мероприятий
Содержательное наполнение
занятия обучающихся по углубленному изучению отдельных
учебных предметов;
занятия обучающихся по формированию функциональной
грамотности;
занятия обучающихся с педагогами, сопровождающими
проектно-исследовательскую деятельность;
профориентационные занятия обучающихся;
дополнительные занятия обучающихся, испытывающих
затруднения в освоении учебной программы;
дополнительные занятия обучающихся, испытывающих
трудности в освоении языков обучения;
специальные занятия обучающихся, испытывающих
затруднения в социальной коммуникации;
специальные занятия обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья;
занятия обучающихся с педагогами, сопровождающими
деятельность детских общественных объединений и органов
ученического самоуправления;
занятия обучающихся в рамках циклов специально
организованных внеурочных занятий, посвященных
актуальным социальным, нравственным проблемам
современного мира;
занятия обучающихся в социально ориентированных
объединениях:
экологических, волонтерских, трудовых и т.п.
Планирование внеурочной деятельности
С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ
начального общего, основного общего
и среднего общего образования при
формировании плана внеурочной деятельности образовательной организации
предусмотрена часть, рекомендуемая для всех обучающихся:
1 час в неделю – на информационно-просветительские занятия патриотической,
нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник,
первый урок в 8-9 классах). Методические материалы для организации цикла
еженедельных занятий, включающие сценарий занятия, методические рекомендации по
его проведению, интерактивный контент, разрабатываются на федеральном уровне для
обучающихся 8-9 классов и размещены на портале «Единое содержание общего
образования» (www.edsoo.ru) в разделе «Внеурочная деятельность»;
Кроме того, в вариативную часть плана внеурочной деятельности включены:
- часы, отведенные на занятия, направленные на удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе
организация занятий в школьных театрах, школьных музеях, школьных спортивных
клубах);
- часы, отведенные на занятия, направленные на удовлетворение социальных
интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности
социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных
объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с
обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности.
План внеурочной деятельности ООО (Вариант II)
Прохоровской ООШ
на 2025-2026 учебный год
План внеурочной деятельности для обучающихся основного общего образования
определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной
деятельности (204 часов) с учетом интересов обучающихся, этнокультурных,
региональных особенностей, возможностей образовательного учреждения и социальных
запросов родителей.
Направления внеурочной
деятельности
Наименование программы\формы
организации внеурочной
деятельности
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
Информационно«Разговоры о важном»\ тематические
просветительские занятия
классные часы
патриотической, нравственной
и экологической
направленности «Разговоры о
важном»
Вариативная часть
Занятия, направленные на
Спортивные секции, Дни здоровья,
удовлетворение интересов и
спортивные соревнования, ГТО
потребностей, обучающихся в
творческом и физическом
развитии (в том числе
организация занятий в
школьных театрах, школьных
музеях, школьных спортивных
клубах)
Рабочая программа воспитания,
модуль «Ключевые общешкольные
дела»
Деятельность детских общественных
объединений в рамках деятельности
«РДДМ»
Количество
часов в
неделю
8
класс
1
1
1
1
4
ИТОГО:
136
Итого за год
Внеурочная деятельность реализуется по направлениям развития личности
обучающегося с учетом намеченных задач внеурочной деятельности:
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного
отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим её людям, её уникальной
истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия « Разговоры о
важном» должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней
позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного
поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» - разговор и (или)
беседа с обучающимися. Реализуется через тематические классные часы «Разговоры о
важном» 1 час в неделю в 8 классе.
Деятельность, направленная на удовлетворение интересов и потребностей
обучающихся в творческом и физическом развитии, реализуется через спортивные
секции, Дни здоровья, спортивные соревнования, ГТО – 1 час в неделю в 8 классе.
Деятельность, направленная на удовлетворение социальных интересов и
потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально
ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов
ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса
мероприятий воспитательной направленности. Реализуется через рабочую программу
воспитания, модуль «Ключевые общешкольные дела» 1 час в неделю в 8 классе,
объединение в рамках деятельности «РДДМ» 1 час в неделю в 8 классе.
Содержание и виды деятельности обучающихся по всем направлениям плана
адаптируется с учетом их особенностей и особых образовательных потребностей,
реализуются в доступном для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития форме.