Рабочая программа
по учебному предмету
«Человек»
обучающейся 8 класса
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умеренной умственной отсталостью)
ФГОС О УО вариант II)
на 2025-2026 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Человек» для обучающейся с тяжелой умственной отсталостью составлена в соответствии со следующими
нормативными документами:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от N 99- ФЗ,
от N 203-ФЗ);
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
Постановление Главного государственного санитарного врача от г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (вместе
с СанПин "Санитарные правила и нормы… » (Зарегистрировано в Минюсте России №62296);
Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. N 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (далее - ФАООП УО (ИН);
Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в
части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений".
Учебно – методический комплекс
Для учителя:
Для реализации программы по предмету «Человек» учебно-методическое обеспечение включает: предметные и сюжетные картинки,
фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения и т.д. Кроме того,
используются видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения;
семейный альбом, рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, наклеивания, составления
фотоколлажей и альбомов. По возможности, используются технические средства: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное
оборудование.
Для обучающейся:
Картинки, с изображением действия человека.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом Прохоровской ООШ СП МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2025-2026 учебный год предмет
«Человек» для обучающегося с умеренной умственной отсталостью изучается в 8 классе 0,5 часа в неделю, 17 часов в год.
Общая характеристика предмета
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при
условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира.
Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными
и близкими.
Целью обучения является формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Задачи программы:
· формирование гигиенических навыков;
· коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся, развитие мелкой моторики рук;
· обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно – гигиенических требований при использовании различных материалов;
· формирование организационных умений и навыков;
· формирование навыков культурой еды;
· формирование умений ориентироваться в задании;
· воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания;
· продолжать развивать самостоятельность в выполнении навыков самообслуживания.
Планируемые результаты освоения учебного курса:
Личностные результаты:
Принятие процесса гигиенических процедур.
Восприятие процессов выделения.
Выражение потребности посетить туалет.
Предметные результаты:
Принятие от взрослого одевание-раздевание.
Принятие от взрослого приема пищи самостоятельно.
Принятие помощи в пользовании туалета.
БУД:
Личностные учебные действия:
- подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде, взаимодействию с учителем;
- самостоятельность или с помощью взрослого выполнение учебных заданий;
- положительное отношение к окружающей действительности.
Коммуникативные учебные действия:
- готовность к нахождению и обучению в среде, к коммуникативному взаимодействию с учителем;
- сигнализирование учителю об окончании задания;
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание).
Регулятивные учебные действия:
- формирование учебного поведения при выполнении задания: в течение определенного периода, от начала до конца;
- переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
- умение выполнять инструкции педагога;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
Познавательные учебные действия:
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, эмоциональное высказывание);
- пользоваться знаками, символами, пиктограммами;
- пользоваться по назначению учебными предметами.
Виды деятельности на уроке:
- деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;
- деятельность осуществляется по подражанию;
- деятельность осуществляется по образцу;
- деятельность осуществляется по последовательной инструкции;
- деятельность осуществляется с привлечением внимания обучающегося учителем к предмету деятельности;
- самостоятельная деятельность обучающегося; умение самостоятельно исправить допущенные ошибки.
Вся учебная деятельность осуществляется в зависимости от индивидуальных возможностей учащегося.
Формы и средства контроля
Контрольные работы по предмету программой не предусмотрены. Контроль за усвоением программного материала – текущий. Результаты
контроля успеваемости выражаются в оценке знаний, умений и навыков обучащегося. Оценивание знаний, умений, навыков по учебным
предметам проводится согласно личностному развитию, личностным успехам, положительным достижениям в обучении и воспитании
обучающегося с применением индивидуального подхода.
Критерии оценивания знаний обучающихся
При оценивании знаний, учащихся учитывается:
- правильность приемов работы;
- степень самостоятельности выполнения работы;
- качество изделия;
- организация рабочего места.
Оценка «5» - ставится, если обучающийся понимает последовательность выполнения изделия, планирует предстающую работу и выполняет
её близко к образцу самостоятельно. Может предметно - практические действия подтвердить устными высказываниями (отчёт о
проделанной работе).
Оценка «4» - ставится если действия обучающегося в основном соответствуют требованиям, установленным для оценки «5», и если
допускает отдельные неточности и незначительные ошибки в изготовлении изделий. Нуждается в дополнительных вопросах для уточнения
и подтверждения правильности предметно – практических действий.
Оценка 3 - ставится, если ученик недостаточно понимает последовательность выполнения изделия, выполненная работа отличается от
образца, обучающемуся требуется разъясняющая помощь учителя.
Оценка «2» – не ставится.
Возможности в развитии, коррекции и адаптации обучающейся с умеренной умственной отсталостью строго индивидуальны. Система
коррекционной работы направлена на личностное развитие, развитие потенциальных возможностей и способностей.
Используемые педагогические технологии: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, личностноориентированные, компенсирующего обучения.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Сетка часов
Предмет
Количество часов
Количество
Количество часов
в неделю
часов по четвертям
за год
четвертям
I
II
III
IV
«Человек»
1
4
4
7
3
17
Содержание учебного курса
Представления о себе. Узнавание своего имени и фамилии. Узнавание сведений о себе: дата рождения, возраст. Узнавание видов
деятельности для организации своего свободного времени. Узнавание частей тела (голова, туловище, руки, ноги). Узнавание частей лица
человека (глаза, губы, нос).
Туалет. Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и оправление малой/большой нужды. Пользование туалетной бумагой.
Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (штанов, колготок,
трусов), сидение на унитазе/горшке, оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, колготок,
штанов), нажимание кнопки слива воды, мытье рук. Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды.
Смешивание воды до комфортной температуры. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук: открывание крана,
регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание
рук. Очищение носового хода. Расчесывание волос.
Гигиена тела. Вытирание лица. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование
напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица.
Узнавание предметов обуви (шнурки, молния, стелька).
Обращение с одеждой и обувью. Узнавание о расстегивании (развязывание) липучки (молнии, пуговицы). Узнавание назначения предметов
одежды. Узнавание предметов обуви (шнурки, молния, стелька). Узнавание выбора одежды в зависимости от предстоящего мероприятия.
Прием пищи. Сообщение о желании пить. Сообщение о желании есть. Узнавание об использовании ножа и вилки во время приема пищи:
отрезание ножом кусочка пищи от целого куска, наполнение вилки гарниром с помощью ножа. Узнавание об использовании салфетки во
время приема пищи.
Программой предусмотрено включение регионального компонента для расширения кругозора и развития познавательной деятельности
обучающейся.
Формы деятельности на уроке: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, обучающая игра, предметно-действенное обучение.
Календарно-тематическое планирование
№
Наименование разделов и тем
Учебные Дата
разделов
часы
проведения
и тем
План Факт
1 четверть - 4 часа
1
Представления о себе. Узнавание своего имени и фамилии.
1
2
Узнавание сведений о себе: дата рождения, возраст.
1
3
Узнавание видов деятельности для организации своего свободного времени.
1
4
Узнавание частей тела (голова, туловище, руки, ноги, глаза, губы, нос).
1
Повторение. Представление о себе.
II четверть – 4 часа
1
Семья. Узнавание членов семьи (мама, бабушка). Узнавание своей социальной
1
роли в семье.
2
Узнавание о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Рассказ о своей
1
семье с использованием средств альтернативной коммуникации
3
Туалет. Сообщение о желании сходить в туалет. Узнавание последовательности
1
действий в туалете
4
Гигиена тела. Узнавание из крана в ванной струи с теплой и холодной водой.
1
Повторение.
III четверть – 7 часов
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
Прием пищи. Сообщение о желании пить. Сообщение о желании есть.
Узнавание об использовании ножа и вилки во время приема пищи: отрезание
ножом кусочка пищи от целого куска, наполнение вилки гарниром с помощью
ножа. Узнавание об использовании салфетки во время приема пищи.
Гигиена тела. Узнавание о подстригании ногтей ножницами
Узнавание о соблюдении последовательности действий при мытье и вытирании
лица.
Узнавание о соблюдении последовательности действий при чистке зубов и
полоскании полости рта.
Узнавание о правилах поведения за столом, умение пользоваться столовыми
приборами.
Повторение. Сообщение желания есть и пить.
IV четверть – 3 часа
Обращение с одеждой и обувью. Узнавание о расстегивании (развязывание)
липучки (молнии, пуговицы). Узнавание назначения предметов одежды.
Узнавание предметов обуви (шнурки, молния, стелька). Узнавание выбора
одежды в зависимости от предстоящего мероприятия.
Повторение. Гигиена тела. Утренние процедуры, вечерние процедуры гигиены
тела, постоянные процедуры после возвращения с улицы, похода в туалет.
ИТОГО
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17 часов