РП по речь и альтернативная коммуникация 8 класса на 2025-2026 уч.год

Рабочая программа
по учебному предмету
«Речь и альтернативные коммуникации»
обучающейся 8 класса
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умеренной умственной отсталостью)
ФГОС О УО вариант II)
на 2025-2026 учебный год











Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Речь и альтернативные коммуникации» для обучающейся с тяжелой умственной отсталостью составлена в
соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от N 99- ФЗ,
от N 203-ФЗ);
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
Постановление Главного государственного санитарного врача от г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (вместе
с СанПин "Санитарные правила и нормы… » (Зарегистрировано в Минюсте России №62296);
Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. N 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (далее - ФАООП УО (ИН);
Приказ Министерства образования и науки РФ от г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в
части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений".
Учебно-методический комплекс
Для учителя:

1. Аксёнова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях.

2. Комарова С.В. Речевая практика. 1класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы.
3. Якубовская Э.В., Коршунова Я.В. Русский язык.2класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы. В 2 частях.







Для обучающейся:
Фотографии, картинки с изображением различных предметов.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом Прохоровской ООШ МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2025-2026 учебный год предмет «Речь и
альтернативная коммуникация» для обучающегося с умеренной умственной отсталостью изучается в 8 классе 2 часа в неделю, 68 часов в
год.
Общая характеристика учебного предмета
Специфические нарушения развития обучающегося значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими.
Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты), работу
артикуляционного аппарата, обучающиеся с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У обучающихся, имеющих нарушение интеллекта
в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и
использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У обучающихся с
выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной,
регулирующей. У многих обучающихся с ТМНР устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее
окружающими значительно затруднено либо невозможно.
В связи с этим, обучение обучающихся речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по
формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию
альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Цель обучения - формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации,
умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Планируемые результаты
Личностные
развитие мотивов учебной деятельности;
принятие и освоение социальной роли, обучающейся;
умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой и доступной трудовой деятельности.
принятие осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
Предметные:
способность понимать обращённую речь, понимать смысл доступных графических изображений;



















рисование контурных и цветных изображений по трафаретам;
овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными.
БУД:
Личностные учебные действия:
- подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде, взаимодействию с учителем;
- самостоятельность или с помощью взрослого выполнение учебных заданий;
- положительное отношение к окружающей действительности.
Коммуникативные учебные действия:
- готовность к нахождению и обучению в среде, к коммуникативному взаимодействию с учителем;
- сигнализирование учителю об окончании задания;
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание).
Регулятивные учебные действия:
- формирование учебного поведения при выполнении задания: в течение определенного периода, от начала до конца;
- переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
- умение выполнять инструкции педагога;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
Познавательные учебные действия:
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, эмоциональное высказывание);
- пользоваться знаками, символами, пиктограммами;
- пользоваться по назначению учебными предметами.
Виды деятельности на уроке:
- деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;
- деятельность осуществляется по подражанию;
- деятельность осуществляется по образцу;
- деятельность осуществляется с привлечением внимания обучающегося учителем к предмету деятельности;
- самостоятельная деятельность обучающегося.
Вся учебная деятельность осуществляется в зависимости от индивидуальных возможностей учащегося.
Формы и средства контроля
Контрольные работы по предмету программой не предусмотрены. Контроль за усвоением программного материала – текущий. Результаты
контроля успеваемости выражаются в оценке знаний, умений и навыков обучащегося. Оценивание знаний, умений, навыков по учебным

предметам проводится согласно личностному развитию, личностным успехам, положительным достижениям в обучении и воспитании
обучающегося с применением индивидуального подхода.
Критерии оценивания знаний, умений, навыков, учащихся по предметам:
Оценка «5» ставится, если обучающаяся:
- выполняет задания самостоятельно;
- выполняет задания по словесной инструкции;
- выполняет задания по образцу;
- выполняет задания по подражанию.
Оценка «4» ставится, если обучающаяся:
- выполняет задания по словесной инструкции с оказанием незначительной
помощи;
- выполняет задания по образцу с оказанием незначительной помощи;
- выполняет задания по подражанию с оказанием незначительной помощи.
Оценка «3» ставится, если обучающаяся:
- выполняет задания по словесной инструкции после оказания значительной помощи;
- выполняет задания по образцу после оказания значительной помощи;
- выполняет задания по подражанию после оказания значительной помощи.
Оценка «2» не выставляется.
Возможности в развитии, коррекции и адаптации обучающейся с умеренной умственной отсталостью строго индивидуальны. Система
коррекционной работы направлена на личностное развитие, развитие потенциальных возможностей и способностей.
Используемые педагогические технологии: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, личностноориентированные, компенсирующего обучения.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Сетка часов
Предмет
Количество часов
Количество
Количество часов
в неделю
часов по четвертям
за год
четвертям
I
II
III
IV
«Речь и альтернативная коммуникация»
4
16
16
22
14
68
Содержание учебного курса

"Коммуникация". Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального
состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия);
приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия),
благодарности, своих желаний; приветствие (прощание) с использованием жеста. Побуждение учащихся называть героев (показать на
иллюстрациях) произведений. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний;
приветствие (прощание) с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия),
благодарности звучащим предметом. Привлечение внимания звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы,
предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за
помощью, приветствие (прощание). Ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия),
удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), с использованием графического изображения
(фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма). Обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с
использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия
(несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание) с использованием карточек с
напечатанными словами. Обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными
словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание) с
использованием воспроизводящего устройства. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих
желаний, приветствие (прощание) с использованием воспроизводящего устройства. Обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание
вопросов с использованием воспроизводящего устройства Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих
желаний, обращение за помощью с использованием кнопки (клавиши), нажатие которой запускает воспроизводящее речь устройство.
Ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием кнопки (клавиши), нажатие которой запускает
воспроизводящее речь устройство. Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание) с
использованием пошагового коммуникатора. Обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с
использованием коммуникатора. Обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях с
использованием пошагового коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание) с
использованием компьютера (планшетного компьютера). Обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с
использованием компьютера (планшетного компьютера). Ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием
компьютера (планшетного компьютера).
"Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации". Изучение с учителем тематических пиктографических плакатов
о еде и «чтение» информации учащимися (с помощью учителя). Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на
вопрос. Обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Узнавание слов по карточкам, прикрепленным к
соответствующим предметам и картинкам (на основе «зрительного сканирования» и опоры на изображение). Изучение с учителем
тематических пиктографических плакатов режиме дня и «чтение» информации учащимися (с помощью учителя). Изучение с учителем
тематических пиктографических плакатов режиме дня, отдыхе и «чтение» информации учащимися (с помощью учителя). Знакомство с

пиктограммами «собирать», «срывать», «поливать». Упражнения с пиктограммами: «Покажи, что я назову». Знакомство с пиктограммами
«собирать», «срывать», «поливать». Упражнения и игры на развитие восприятия речи, внимания к речи (выполнение учащимися трех- и
четырехступенчатых инструкций, прослушивание и совместное с учителем элементарное обсуждение стихов и сказок). Создание
образовательных ситуаций для закрепления у учащихся навыка слушания сказок, стихов, коротких рассказов. Слушание аудиокниг в
различном формате. Р.к. Сказки Л.Н. Толстого. Слушание аудиокниг в различном формате. Р.к. Сказки Л.Н. Толстого. Упражнения и игры
на развитие восприятия речи, внимания к речи (выполнение учащимися трех- и четырехступенчатых инструкций, прослушивание и
совместное с учителем элементарное обсуждение стихов и сказок). Тренировочные упражнения на развитие двигательной памяти. Чтение
учащимся литературных произведений, рассматривание с ними иллюстраций и картин отражающих состояние деревьев в разное время года.
Игры с использованием пиктограмм «облако», «солнце», «луна», «снег» и другие типа «Покажи, о чем я говорю». «Чтение» цветных пятен
(определение по цвету части суток) и подбор вместе с учителем картинок и предметов (искусственных и натуральных) к этим цветным
фонам. «Чтение» цветных пятен (определение по цвету времени года) и подбор вместе с учителем картинок и предметов (искусственных и
натуральных) к этим цветным фонам. Слушание и узнавание голосов животных и птиц. Упражнения и игры на развитие восприятия речи,
внимания к речи (выполнение учащимися трех- и четырехступенчатых инструкций, прослушивание и совместное с учителем элементарное
обсуждение стихов и сказок). Создание образовательных ситуаций для закрепления у учащихся навыка слушания сказок, стихов, коротких
рассказов. Побуждение учащихся называть героев (показать на иллюстрациях) произведений. Слушание аудиокниг в различном формате.
Р.к. Писатели земли Тульской. Игровые ситуации, в которых учащимся необходимо узнать лекарства по их изображению и по упаковке,
картинкам (цветная картинка-иллюстрация, контурная картинка, картинка, составленная из четырех частей). Игровые ситуации, в которых
учащимся необходимо узнать предметы труда врача, медсестры по игровым аналогам. Игровые ситуации, в которых учащимся необходимо
узнать предметы труда врача, медсестры по картинкам (цветная картинка-иллюстрация, контурная картинка, картинка, составленная из
четырех частей). Рассматривание вместе с учащимися сюжетно-бытовых картин и картинок с доступным им содержанием: иллюстрации к
рассказам, картинки — посещение врача, медицинские процедуры. Рассматривание вместе с учащимися сюжетно-бытовых картин и
картинок с доступным им содержанием: труд людей разных профессий и в разное время года. Слушаниe и узнавание разноoбразных звуков
природы, улицы. Упражнeния и игры на развитие восприятия речи, внимания к речи (выполнение учащимися трех- и четырехступенчатых
инструкций, прослушивание и совместное с учителем элементарное обсуждение стихов и сказок). Созданиe образовательных ситуаций для
закрепления у учащихся навыка слушания сказок, стихов, коротких рассказов. Побуждение учащихся называть героев (показать на
иллюстрациях) произведений. Соотнесение школьных принадлежностей с пиктограммами. Упражнения в выборе соответствующего
предмета и пиктограммы к нему: «Где можно писать мелом?», «Чем пишут на бумаге?», «Чем можно стереть карандаш с бумаги?» Письмo
(с наложением руки учителя) букв и цифр по трафаретам в тетради, на двух листах (цифры и буквы) и последующее раскрашивание их
разными цветами Слушаниe аудиокниг в различном формате. Р.к. Ясная Поляна. Расширение представлений учащихся о журналах и их
«чтение». Просмотр журналов, формирование у учащихся представлений о том, что называется «иллюстрацией», что такое «название
статьи» и «текст». Обучение учащихся последовательному рассматриванию журнала (постранично) и стимулирование их желания в
процессе просмотра вступать в речевой и не речевой контакт с учителем и другими учащимися. Закрепление умения учащихся по словесной
просьбе учителя показывать, называть информационные, предупреждающие и запрещающие знаки: «Аптека», «Школа», «Больница»,

«Медицинский кабинет». Закрепление умения учащихся по словесной просьбе учителя показывать, называть информационные,
предупреждающие и запрещающие знаки: «Дети», «Пешеходная дорожка», «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено»,
«Место остановки автобуса и (или) троллейбуса». «Чтение» сигналов трех- и двухсекционного светофора. Работа в тетради по правилам
дорожного движения. Слушание и узнавaние голосов животных и птиц. Упрaжнения и игры на развитие восприятия речи, внимания к речи
(выполнение учащимися трех- и четырехступенчатых инструкций, прослушивание и совместное с учителем элементарное обсуждение
стихов и скaзок). Создaние образовательных ситуаций для закрепления у учащихся навыка слушания сказок, стихов, коротких рассказов.
Побуждение учащихся называть героев (показать на иллюстрaциях) произведений. Слушaние аудиокниг в различном формате. Р.к. Улицы
города, которые названы в честь писателей Тульского края.
"Чтение и письмо". Упражнения на развитие произвольной регуляции моторики рук с помощью статических и динамических упражнений
для кистей и пальцев рук. Развитие двигательных стереотипов и графических способностей учащихся (штриховка, дорисовка, графические
ряды). Упражнения с пиктограммами: «Найди одинаковые картинки», «Найди такую же картинку и проведи к ней стрелку». Чтение для
учащегося литературных произведений, рассматривание с ним иллюстраций и картин, выполнение этюдов, отражающих состояние деревьев
в разное время года. Рассматривание рисунков по теме «Береза», который стремится передать образ и характер березы (береза плакучая,
печальная, опустила ветки; береза радостная, веселая, ветки подняла вверх, «танцует»). Слушание и узнавание разнообразных звуков
природы, улицы. Р.к. Времена года в парках г. Тулы. Дидактические упражнения, в которых учащийся должен выбрать карточки с буквами
среди картинок и цифр. Дидактические упражнения, в которых учащийся должен выбрать карточки с буквами среди картинок и цифр.
Раскладывание карточек со словами на определенную картинку: дождь, зима, снег, весна, лето и др. Систематическое уточнение и
закрепление приемов массажа рук с использованием различных массажеров. Упражнения с внутренними трафаретами. Обводка и штриховка
простыми, цветными карандашами, шариковыми ручками. Повторение. Обводка и штриховка карандашами, ручками с наложением руки
учителя. Дидaктические упражнения, в которых учащийся должен выбрать карточки с буквами среди картинок и цифр. Дидaктические
упражнения, в которых учащийся должен выбрать карточки с буквами среди картинок и цифр. Звук и буква А,О,У. Попытки повторить за
педагогом и звуки А, У, О. Соотнесение звучащего звука с буквой, его изображающих. Узнавание слов, озвученных учителем, под
пиктограммами и накладывание (подкладывание) букв А, О, У к этим же буквам в словах. Упражнения на развитие произвольной регуляции
моторики рук с помощью статических и динамических упражнений для кистей и пальцев рук. Узнавание букв в изученных словах (мама,
стул, стол, дом). Узнавание букв в изученных словах (мама, стул, стол, дом) Упражнения на развитие произвольной регуляции моторики рук
с помощью статических и динамических упражнений для кистей и пальцев рук. Развитие двигательных стереотипов и графических
способностей учащихся (штриховка, дорисовка, графические ряды) Повторение буквы М (или показ по названию) сочетаний А и М, У и М.
Повторение за учителем – У, МУ. Обводка контуру и точкам. Вертикальная штриховка. Повторение буквы М, чтение (или показ по
названию) сочетаний А и М, У и М. Пальчиковые игры. Взаимодействие в ходе пальчиковых игр. Участие по образцу в играх «Компот» (или
«Суп»), включающих взаимодействие детей. Артикуляционная гимнастика. Произнесение по подражанию и совместно с педагогом звуков
А, О,У, М. Повторение. Упражнения в повторении звуков А, У. Рисование произвольных линий на доске под звучащую музыку.
Дидактическиe упражнения, в которых учащийся должен выбрать карточки с буквами среди картинок и цифр. Закрепление в упражнениях
«чтения» беззвучной артикуляции гласных и соотнесение их с символическими изображениями и буквами. Обводка и штриховка простыми,

цветными карандашами, шариковыми ручками. Упражнения в соотнесении знакомых слов с предметами, картинками, пиктограммами.
Упражнения с внутренними трафаретами. Обводка и штриховка простыми, цветными карандашами, шариковыми ручками. Обводка и
штриховка простыми, цветными карандашами, шариковыми ручками Упражнения в соотнесении знакомых слов с предметами, картинками,
пиктограммами. Упражнения с внешними трафаретами. Обводка и штриховка простыми, цветными карандашами, шариковыми ручками.
Последовательное соединение букв в слог-слияние (ма, му, мы, мо, ми), затем в обратный слог (составление слогов из букв разрезной
азбуки). Выделение слогов из знакомых слов (мама, машина) (слоги должны быть выделены жирным шрифтом, другим цветом и др., чтобы
привлекать внимание учащихся). Буквы А,О,У. Поиск знакомых букв в словах. Пропевание гласных звуков А,У,О. Лото « Звуки и буквы»
(доступные ребёнку). Слушание стихотворения «Трезор» С. Михалкова, сопровождаемое иллюстрациями. Подбор иллюстраций к
звучащему фрагменту. Пальчиковая гимнастика. Выполнение некоторых простых движений пальцами, телом по инструкции. Рисование
пальчиками силуэтов, линий, кругов на манке под музыку. Музицирование на простых инструментах (бубен, маракас, колокольчик),
хлопанье в ладоши («оркестр»). Выражение предпочтений при выборе инструмента для игры. Звуки А и У. Упражнения в повторении звуков
А, У (ознакомление с данными звуками и их посторение). Рисование произвольных линий на доске под звучащ ую музыку. Аппликация
«Деревня», с применением нетрадионных методик «мятая бумага», пластилинография. Дидактическиe упражнения, в которых учащийся
должен выбрать карточки с буквами среди картинок и цифр. Закрепление в упражнениях «чтения» беззвучной артикуляции гласных и
соотнесение их с символическими изображениями и буквами. Письмо букв и цифр по трафаретам в тетради, на двух листах (цифры и буквы)
и последующее раскрашивание их разными цветами. Закрепление в упражнениях «чтения» беззвучной артикуляции гласных и соотнесение
их с символическими изображениями и буквами. Упражнения в соотнесении знакомых слов с предметами, картинками, пиктограммами.
Письмо букв и цифр по трафаретам в тетради, на двух листах (цифры и буквы) и последующее раскрашивание их разными цветами.
Упражнения в соотнесении знакомых слов с предметами, картинками, пиктограммами. Последовательное соединение букв в слог-слияние
(ма, му, мы, мо, ми), затем в обратный слог (составление слогов из букв разрезной азбуки). Выделение слогов из знакомых слов (мама,
машина) (слоги должны быть выделены жирным шрифтом, другим цветом и др., чтобы привлекать внимание учащихся). Упражнения, в
которых учащиеся должны к соответствующему слогу в слове подложить карточку с этим слогом. Узнавание звуков А, О, У по беззвучной
артикуляции. Написание изученных букв по пунктиру, обводка трафаретов с наложением руки учителя.
Формы деятельности на уроке: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, обучающая игра, предметно-действенное обучение.
Календарно-тематическое планирование
№
Наименование разделов и тем
Учебные Дата проведения
разд
часы
елов
и
тем
1 четверть – 16 часов
1
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с
1
собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на

2

3
4
5
6
7
8
9

10

11
12
13
14
15
16

собственное имя.
Изучение с учителем тематических пиктографических плакатов режиме дня и
«чтение» информации учащимися (с помощью учителя). Указание взглядом на
объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия);
приветствие (прощание) с использованием мимики.
Обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста.
Упражнения на развитие произвольной регуляции моторики рук с помощью
статических и динамических упражнений для кистей и пальцев рук.
Узнавание слов по карточкам, прикрепленным к соответствующим предметам и
картинкам (на основе «зрительного сканирования» и опоры на изображение).
Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия),
благодарности, своих желаний; приветствие (прощание) с использованием жеста.
Изучение с учителем тематических пиктографических плакатов режиме дня и
«чтение» информации учащимися (с помощью учителя).
Чтение для учащегося литературных произведений, рассматривание с ним
иллюстраций и картин, выполнение этюдов, отражающих состояние деревьев в
разное время года
Упражнения и игры на развитие восприятия речи, внимания к речи (выполнение
учащимися трех- и четырехступенчатых инструкций, прослушивание и
совместное с учителем элементарное обсуждение стихов и сказок).
Создание образовательных ситуаций для закрепления у учащихся навыка
слушания сказок, стихов, коротких рассказов.
Дидактические упражнения, в которых учащийся должен выбрать карточки с
буквами среди картинок и цифр.
Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия),
благодарности, своих желаний; приветствие (прощание) с использованием жеста.
Тренировочные упражнения на развитие двигательной памяти.
Выполнение с помощью учителя упражнений с внешними трафаретами.
Повторение. Обводка и штриховка карандашами, ручками с наложением руки

1

1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1

учителя.
1
2
3

4

5
6

7
8
9

10
11
12

13

II четверть – 16 часов
Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия
(неудовольствия), благодарности звучащим предметом.
Дидaктические упражнения, в которых учащийся должен выбрать карточки с
буквами среди картинок и цифр.
Выражение
согласия
(несогласия),
удовольствия
(неудовольствия),
благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), с использованием
графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка,
пиктограмма).
Выражение
согласия
(несогласия),
удовольствия
(неудовольствия),
благодарности, своих желаний, приветствие (прощание) с использованием
карточек с напечатанными словами.
Чтение учащимся литературных произведений, рассматривание с ними
иллюстраций и картин отражающих состояние деревьев в разное время года.
«Чтение» цветных пятен (определение по цвету части суток) и подбор вместе с
учителем картинок и предметов (искусственных и натуральных) к этим цветным
фонам.
Слушание и узнавание голосов животных и птиц.
Упражнения на развитие произвольной регуляции моторики рук с помощью
статических и динамических упражнений для кистей и пальцев рук.
Привлечение внимания звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на
вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего
предмета.
Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие
(прощание).
Звук и буква А,О,У. Попытки повторить за педагогом и звуки А, У, О.
Упражнения и игры на развитие восприятия речи, внимания к речи (выполнение
учащимися трех- и четырехступенчатых инструкций, прослушивание и
совместное с учителем элементарное обсуждение стихов и сказок).
Упражнения на развитие произвольной регуляции моторики рук с помощью

1
1
1

1

1
1

1
1
1

1
1
1

1

14
15
16

1

2
3

4

5

6

7
8
9
10
11

статических и динамических упражнений для кистей и пальцев рук).
Обводка контуру и точкам с наложением руки учителя. Вертикальная штриховка.
Артикуляционная гимнастика. Произнесение по подражанию и совместно с
педагогом звуков А, О,У, М.
Повторение. Упражнения в повторении звуков А, У. Рисование произвольных
линий на доске под звучащую музыку.
III четверть – 22 часа
Выражение
согласия
(несогласия),
удовольствия
(неудовольствия),
благодарности, своих желаний, приветствие (прощание) с использованием
воспроизводящего устройства.
Обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с
использованием воспроизводящего устройства.
Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих
желаний, обращение за помощью с использованием кнопки (клавиши), нажатие
которой запускает воспроизводящее речь устройство.
Ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с
использованием кнопки (клавиши), нажатие которой запускает воспроизводящее
речь устройство.
Игровые ситуации, в которых учащимся необходимо узнать предметы труда
врача, медсестры по картинкам (цветная картинка-иллюстрация, контурная
картинка, картинка, составленная из четырех частей).
Рассматривание вместе с учащимися сюжетно-бытовых картин и картинок с
доступным им содержанием: иллюстрации к рассказам, картинки — посещение
врача, медицинские процедуры.
Последовательное соединение букв в слог-слияние (ма, му, мы, мо, ми), затем в
обратный слог (составление слогов из букв разрезной aзбуки).
Слушаниe и узнавание разноoбразных звуков природы, улицы
Созданиe образовательных ситуаций для закрепления у учащихся навыка
слушания сказок, стихов, коротких рассказов.
Практические действия учащихся с принадлежнoстями для письма.
Письмo (с наложением руки учителя) букв и цифр по трафаретам в тетради, на

1
1
1

1

1
1

1

1

1

1
1
1
1
1

12
13
14
15
16
17

18

19
20
21
22

1
2
3

двух листах (цифры и буквы) и последующее раскрашивание их разными цветами
Дидактическиe упражнения, в которых учащийся должен выбрать карточки с
буквами среди картинок и цифр.
Упражнения в соотнесении знакомых слов с предметами, картинками,
пиктограммами.
Обводка и штриховка простыми, цветными карандашами, шариковыми ручками
Последовательное соединение букв в слог-слияние (ма, му, мы, мо, ми), затем в
обратный слог (составление слогов из букв разрезной азбуки).
Рассматривание вместе с учащимися сюжетно-бытовых картин и картинок с
доступным им содержанием: бытовые технических приборы.
Выделение слогов из знакомых слов (мама, машина) (слоги должны быть
выделены жирным шрифтом, другим цветом и др., чтобы привлекать внимание
учащихся).
Упражнeния и игры на развитие восприятия речи, внимания к речи (выполнение
учащимися трех- и четырехступенчатых инструкций, прослушивание и
совместное с учителем элементарное обсуждение стихов и сказок).
Буквы А,О,У. Поиск знакомых букв в словах. Пропевание гласных звуков А,У,О.
Лото « Звуки и буквы» (доступные ребёнку).
Слушание
стихотворения
«Трезор»
С.
Михалкова,
сопровождаемое
иллюстрациями.
Звуки А и У. Упражнения в повторении звуков А, У (ознакомление с данными
звуками и их посторение).
Повторение. Использование невербальных средств в ответах на вопросы,
выражении своих впечатлений.
IV четверть – 14 часов
Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие
(прощание) с использованием пошагового коммуникатора.
Слушание и узнавaние голосов животных и птиц.
Обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе,
прошедших событиях с использованием пошагового коммуникатора.

1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1

1
1
1

4
5
6

7

8
9

10
11
12
13
14

Узнавание звуков А, О, У по беззвучной артикуляции.
Обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с
использованием компьютера (планшетного компьютера).
Закрепление умения учащихся по словесной просьбе учителя показывать,
называть информационные, предупреждающие и запрещающие знаки: «Аптека»,
«Школа», «Больница», «Медицинский кабинет».
Закрепление умения учащихся по словесной просьбе учителя показывать,
называть информационные, предупреждающие и запрещающие знаки: «Дети»,
«Пешеходная дорожка», «Пешеходный переход», «Движение пешеходов
запрещено», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса».
Обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с
использованием коммуникатора
Упрaжнения и игры на развитие восприятия речи, внимания к речи (выполнение
учащимися трех- и четырехступенчатых инструкций, прослушивание и
совместное с учителем элементарное обсуждение стихов и скaзок)
Создaние образовательных ситуаций для закрепления у учащихся навыка
слушания сказок, стихов, коротких рассказов.
Дидактическиe упражнения, в которых учащийся должен выбрать карточки с
буквами среди картинок и цифр.
Упражнения в соотнесении знакомых слов с предметами, картинками,
пиктограммами.
Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие
(прощание) с использованием компьютера (планшетного компьютера).
Повторение. Обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов,
рассказывание с использованием коммуникатора.
Итого

1
1
1

1

1
1

1
1
1
1
1
68 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».