Рабочая программа
по учебному предмету
«Домоводство»
обучающейся 8 класса
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умеренной умственной отсталостью)
ФГОС О УО вариант II)
на 2025-2026 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Домоводство» для обучающейся с тяжелой умственной отсталостью составлена в соответствии со
следующими нормативными документами:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от N 99- ФЗ,
от N 203-ФЗ);
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
Постановление Главного государственного санитарного врача от г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (вместе
с СанПин "Санитарные правила и нормы… » (Зарегистрировано в Минюсте России №62296);
Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. N 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (далее - ФАООП УО (ИН);
Приказ Министерства образования и науки РФ от г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в
части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений".
Учебно-методический комплекс
Для учителя:
1. Кузнецова Л.А. Технология ручной труд. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы.
Для обучающейся:
Карточки с предметами, карточки с действиями человека.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом Прохоровской ООШ СП МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2025-2026 учебный год предмет
«Домоводство» для обучающегося с умеренной умственной отсталостью изучается в 8 классе 2 час в неделю, 68 часов в год.
Общая характеристика предмета
Цель обучения – повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности. Основные задачи: формирование
умений обращаться с инвентарем и электроприборами; освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке
помещения и территории, уходу за вещами.
Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в трудовой деятельности. Так, например, занятия по уборке
помещений и территории актуальны для формирования бытовой деятельности детей и перспективны для получения в будущем работы в
качестве дворника или уборщицы.
Программа по домоводству включает следующие разделы: «Покупки», «Обращение с кухонным инвентарем», «Приготовление пищи»»,
«Уборка помещения».
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты:
Овладение узнавания выполнения доступных бытовых поручений (обязанностей), связанных с выполнением повседневных дел дома:
Узнавание выполнений доступных бытовых видов работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви и др.
Узнавание соблюдения технологических процессов в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, др.
Узнавание соблюдения гигиенических и санитарных правил хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового
назначения.
Узнавание использования в домашнем хозяйстве бытовой техники, химических средств, инструментов, соблюдения правил
безопасности.
Личностные результаты:
1) осознание себя, своего «Я»;
осознание своей принадлежности к определенному полу;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
2) формирование адекватных представлений об окружающем мире, овладение социально-бытовыми умениями необходимыми в
повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться в школьные дела;
3) умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.;
4) первоначальное осмысление социального окружения.
БУД:
Личностные учебные действия:
- подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде, взаимодействию с учителем;
- с помощью взрослого выполнение учебных заданий;
- положительное отношение к окружающей действительности.
Коммуникативные учебные действия:
- готовность к нахождению и обучению в среде, к коммуникативному взаимодействию с учителем;
- сигнализирование учителю об окончании задания;
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание).
Регулятивные учебные действия:
- формирование учебного поведения при выполнении задания: в течение определенного периода, от начала до конца;
- переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
- умение выполнять инструкции педагога;
- умение выполнять действия по образцу.
Познавательные учебные действия:
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, эмоциональное высказывание);
- пользоваться знаками, символами, пиктограммами;
- пользоваться по назначению учебными предметами.
Виды деятельности на уроке:
- деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;
- деятельность осуществляется по подражанию;
- деятельность осуществляется с привлечением внимания обучающегося учителем к предмету деятельности;
Вся учебная деятельность осуществляется в зависимости от индивидуальных возможностей учащегося.
Формы и средства контроля
Контрольные работы по предмету программой не предусмотрены. Контроль за усвоением программного материала – текущий. Результаты
контроля успеваемости выражаются в оценке знаний, умений и навыков обучащегося. Оценивание знаний, умений, навыков по учебным
предметам проводится согласно личностному развитию, личностным успехам, положительным достижениям в обучении и воспитании
обучающегося с применением индивидуального подхода.
Критерии оценивания знаний обучающихся.
При оценивании знаний учащихся учитывается:
- правильность приемов работы;
- степень самостоятельности выполнения работы;
- качество изделия;
- организация рабочего места.
Оценка «5» - ставится, если обучающийся понимает последовательность выполнения изделия, планирует предстающую работу и выполняет
её близко к образцу самостоятельно. Может предметно - практические действия подтвердить устными высказываниями (отчёт о
проделанной работе).
Оценка «4» - ставится если действия обучающегося в основном соответствуют требованиям, установленным для оценки «5», и если
допускает отдельные неточности и незначительные ошибки в изготовлении изделий. Нуждается в дополнительных вопросах для уточнения
и подтверждения правильности предметно – практических действий.
Оценка «3» - ставится, если ученик недостаточно понимает последовательность выполнения изделия, выполненная работа отличается от
образца, обучающемуся требуется разъясняющая помощь учителя.
Оценка «2» – не ставится.
Возможности в развитии, коррекции и адаптации обучающейся с тяжёлой умственной отсталостью строго индивидуальны. Система
коррекционной работы направлена на личностное развитие, развитие потенциальных возможностей и способностей.
Используемые педагогические технологии: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, личностноориентированные, компенсирующего обучения.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Сетка часов
Предмет
Количество часов в неделю
Количество часов по четвертям
Количество часов за год
I
II
III
IV
«Домоводство»
2
16
16
22
14
68
Содержание учебного курса
"Покупки". Слушание рассказа на тему: «Планирование покупок». Просмотр картинок с изображением покупок. Знакомство с местом
совершения покупок, просмотр изображения. Узнавание магазина (сравнение магазина и жилого дома). Знакомство с расположением
отделов магазина, кассы. Узнавание отдела магазина (сравнение с комнатой). Узнавание на фотографии отдел магазина (в сравнение с
домом). Знакомство с товаром в магазине (хлеб, яблоко). Узнавание товара на полках магазина (хлеб, яблоко). Знакомство с соблюдением
последовательности действий при взвешивании товара: знакомство с весами (различия кухонные и магазинные). Знакомство с видами
пакета: узнавание пакета от других предметов. Знакомство с действием: складывание продукта в пакет. Узнавание весов, знакомство с
выкладыванием товара на весы. Узнавание весов: знакомство с последовательностью взвешивания, нажимание на кнопку. Знакомство с
ценником: различение ценника и обычной бумаги. Знакомство с приклеиванием ценника к пакету с продуктом. Узнавание с ценника:
различение ценника и обычной бумаги. Узнавание сумки: складывание покупок в сумку. Знакомство с соблюдением последовательности
действий при расчете на кассе: выкладывание товара на ленту (узнавание кассы в магазине). Знакомство с соблюдением последовательности
действий при расчете на кассе: ожидание во время пробивания кассиром товара (узнавание работника магазина). Знакомство с соблюдением
последовательности действий при расчете на кассе: оплата товара. Знакомство с соблюдением последовательности действий при расчете на
кассе: предъявление карты скидок кассиру. Знакомство с соблюдением последовательности действий при расчете на кассе: получение чека и
сдачи. Знакомство с соблюдением последовательности действий при расчете на кассе: складывание покупок в сумку. Знакомство с местами
хранения продуктов (холодильник). Знакомство с раскладыванием продуктов в места хранения.
"Обращение с кухонным инвентарем". Знакомство с посудой (из которой едим, из которой готовим). Узнавание посуды: из которой
едим, из которой готовим. Знакомство с предметами посуды для сервировки стола (тарелка, кружка). Узнавание посуды для сервировки
стола (тарелка, кружка). Знакомство с посудой для приготовления пищи (кастрюля, нож). Узнавание посуды для приготовления пищи
(кастрюля, нож). Знакомство с кухонными принадлежностями: терка, разделочная доска. Узнавание (различение) кухонных
принадлежностей (терка, разделочная доска). Знакомство с уходом за посудой: чистая и грязная посуда. Различение чистой и грязной
посуды. Знакомство с очищением остатков пищи с посуды. Узнавание очищения остатков пищи с посудой. Знакомство с замачиванием
посуды. Узнавание губки для мытья посуды. Знакомство с протиранием посуды губкой. Знакомство с чисткой посуды. Узнавание
последовательности чистки посуды. Знакомство с ополаскиванием посуды. Узнавание ополаскивания посуды. Знакомство с сушкой посуды.
Узнавание сушки посуды.
Включение регионального компонента для расширения кругозора и развития познавательной деятельности обучающейся.
Формы деятельности на уроке: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, обучающая игра, предметно-действенное обучение.
Календарно-тематическое планирование
№
Наименование разделов и тем
Учебные Дата
разделов и
часы
проведения
тем
План Факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10-11
12
13
1 четверть - 16 часаов
Слушание рассказа на тему: «Планирование покупок».
Просмотр картинок с изображением покупок.
Знакомство с местом совершения покупок, просмотр изображения.
Узнавание магазина (сравнение магазина и жилого дома).
Знакомство с расположением отделов магазина, кассы.
Узнавание отдела магазина (сравнение с комнатой).
Узнавание на фотографии отдел магазина (в сравнение с домом).
Знакомство с товаром в магазине (хлеб, яблоко).
Узнавание товара на полках магазина (хлеб, яблоко).
Знакомство с соблюдением последовательности действий при взвешивании
товара: знакомство с весами (различия кухонные и магазинные).
Знакомство с видами пакета: узнавание пакета от других предметов.
Знакомство с действием: складывание продукта в пакет.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
14
15
16
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Узнавание весов, знакомство с выкладыванием товара на весы.
Знакомство с ценником: различение ценника и обычной бумаги.
Повторение. Планирование покупок, узнавание магазина.
II четверть – 16 часов
Узнавание с ценника: различение ценника и обычной бумаги.
Знакомство с приклеиванием ценника к пакету с продуктом.
Знакомство с приклеиванием ценника к пакету с продуктом.
Узнавание сумки: складывание покупок в сумку.
Знакомство с соблюдением последовательности действий при расчете на
кассе: выкладывание товара на ленту.
Узнавание кассы в магазине.
Знакомство с соблюдением последовательности действий при расчете
кассе: ожидание во время пробивания кассиром товара.
Знакомство с соблюдением последовательности действий при расчете
кассе: ожидание во время пробивания кассиром товара.
Узнавание работника магазина.
Знакомство с соблюдением последовательности действий при расчете
кассе: оплата товара.
Знакомство с соблюдением последовательности действий при расчете
кассе: оплата товара.
Знакомство с соблюдением последовательности действий при расчете
кассе: предъявление карты скидок кассиру.
Знакомство с соблюдением последовательности действий при расчете
кассе: предъявление карты скидок кассиру.
Знакомство с соблюдением последовательности действий при расчете
кассе: получение чека и сдачи.
Знакомство с соблюдением последовательности действий при расчете
кассе: складывание покупок в сумку.
Повторение. Узнавание действий при походе в магазин.
III четверть – 22 часа
1
1
1
1
1
1
1
1
на
1
1
на
1
на
1
1
на
1
на
1
на
1
на
1
на
1
1
1
2
Знакомство с местами хранения продуктов (холодильник).
Узнавание места хранения продуктов.
1
1
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Знакомство с раскладыванием продуктов в места хранения.
Знакомство с раскладыванием продуктов в места хранения.
Знакомство с посудой (тарелка, кружка).
Знакомство с посудой (из которой едим, из которой готовим).
Узнавание посуды: из которой едим, из которой готовим.
Знакомство с предметами посуды для сервировки стола (тарелка, кружка).
Узнавание посуды для сервировки стола (тарелка, кружка).
Знакомство с посудой для приготовления пищи (кастрюля, нож).
Узнавание посуды для приготовления пищи (кастрюля, нож).
Знакомство с кухонными принадлежностями: терка, разделочная доска.
Узнавание (различение) кухонных принадлежностей (терка, разделочная
доска).
Знакомство с уходом за посудой: чистая и грязная посуда.
Знакомство с уходом за посудой: чистая и грязная посуда.
Различение чистой и грязной посуды.
Различение чистой и грязной посуды.
Знакомство с очищением остатков пищи с посуды.
Знакомство с очищением остатков пищи с посуды.
Узнавание очищения остатков пищи с посудой.
Узнавание очищения остатков пищи с посудой.
Повторение. Посуда: для еды, для приготовления.
IV четверть –14 часов
Знакомство с замачиванием посуды.
Знакомство с замачиванием посуды.
Узнавание губки для мытья посуды.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
15
16
17
18
19
20
21
22
1
2
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Знакомство с протиранием посуды губкой
Знакомство с протиранием посуды губкой.
Знакомство с чисткой посуды.
Узнавание последовательности чистки посуды.
Знакомство с ополаскиванием посуды.
Узнавание ополаскивания посуды.
Знакомство с сушкой посуды.
Знакомство с сушкой посуды.
Узнавание сушки посуды.
Повторение. Чистая и грязная посуда.
Повторение. Чистка посуды
Итог
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68 ч
34 недели