Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.
05. 2021 г № 287) (далее — ФГОС ООО) устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной
программы основного общего образования. Одним из предметных результатов изучения русского языка является совершенствование видов
речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма). А в личностных результатах ФГОС предполагает формирование
коммуникативной компетентности в общении сверстников.
Таким образом, становится актуальной дополнительная подготовка обучающихся к сдаче устной части экзамена по русскому
языку (а именно умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст
вслух, пересказывать текст c привлечением дополнительной информации).
Цель курса: создать условия для овладения русским языком как средством общения, подготовить учащихся к итоговой аттестации
(устному собеседованию и обязательному экзамену в форме ОГЭ).
Задачи:
Научить создавать высказывания в соответствии с определенным типом речи;
Грамотно выстраивать монологические высказывания, избегая речевых, грамматических, орфоэпических ошибок;
Уметь вступать в диалог с собеседником, соблюдая нормы и правила общения;
Совершенствовать культуру устной речи.
Курс является практико-ориентированным с элементами анализа и самоанализа учебной деятельности учащихся. Курс даѐт
возможность обучающимся:
познакомиться с закономерностями общения, особенностями коммуникации в современном мире;
осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Модель итогового собеседования по русскому языку включает следующие типы заданий:
1.
Чтение текста вслух
2.
Пересказ текста с включением приведѐнного высказывания
3.
Монологическое высказывание.
4.
Диалог.
Содержание предметного курса «Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку»
Знакомство с демонстрационным вариантом итогового собеседования и критериями оценивания итогового собеседования.
Обучение выразительному чтению текста вслух.
Чтение текста в соответствии с интонацией, соответствующей пунктуационному оформлению текста, орфоэпическим нормам.
Повторение орфоэпических норм. Чтение в темпе, соответствующем коммуникативной задаче.
Обучение пересказу текста с включением приведѐнного высказывания.
Пересказ прочитанного текста с сохранением всех основных микротем исходного текста с соблюдением фактологической точности.
Уместное, логичное включение приведенного высказывания в текст. Применение способов цитирования.
Обучение созданию монологического высказывания.
Владение лексическим материалом и умение оперировать им в условиях множественного выбора, а также владение грамматическим
материалом в выстраивании монолога (не менее 10 фраз) по заданной теме с учетом условий речевой ситуации.
Обучение участию в диалоге.
Ведение диалога по поставленным вопросам с учетом условий речевой ситуации и соблюдением речевых, грамматических,
орфоэпических норм русского языка. Изложение и аргументация своего мнения, умение обращаться с грамматическими структурами,
использование необходимого словарного запаса, правильное употребление формулы речевого этикета.
Комплексное выполнение вариантов итогового собеседования.
Планируемые результаты освоения предметного курса
«Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку»
Личностными результатами освоения программы являются:
понимание значимости владения русского языка для успешности в профессиональной деятельности и межличностном общении;
формирование мотивации изучения русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию; умение осмыслить собственный
речевой поступок и адекватно себя оценивать;
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, знание основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания;
стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы являются:
умение планировать свое речевое и неречевое поведение;
умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
умение обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение владеть исследовательскими учебными действиями, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной
информации, обобщение и фиксация информации;
умение смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым словам,
умение выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность
основных фактов;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой задачей для выражения коммуникативного намерения,
своих чувств, мыслей и потребностей;
умение осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной
деятельности.
Предметными результатами освоения программы являются:
формирование представлений о структурных элементах текста;
совершенствование навыков устной речи;
овладение видами речевой деятельности: «говорение», «слушание», «чтение»;
интонировать текст в соответствии с пунктуационным оформлением;
овладение темпом чтения, соответствующим коммуникативной задаче;
умение создавать монологические высказывания на разные темы;
умение создавать монологическое высказывание разных типов речи;
умение создавать монологическое высказывание разных стилей речи;
умение принимать участие в диалоге;
умение выразительно читать текст вслух;
формирование навыков подробного пересказа текста публицистического стиля;
умение пересказывать текст с привлечением дополнительной информации (цитаты);
соблюдение фактологической точности при пересказе текста;
соблюдение языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических).
Тематическое планирование
№ п/п
Раздел программы
Количество часов
1
Знакомство с демонстрационным вариантом итогового собеседования и критериями
оценивания итогового собеседования.
1
2
Обучение выразительному чтению текста вслух.
2
3
Обучение пересказу текста с включением приведѐнного высказывания.
3
4
Обучение созданию монологического высказывания.
5
5
Обучение участию в диалоге.
2
6
Комплексное выполнение вариантов итогового собеседования.
4
Всего часов:
17
Приложение 1 к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Раздел 1
1
Структура работы. Знакомство с демонстрационным вариантом.
Критерии оценивания .
1
Раздел 2
2
2
Основные правила выразительного чтения текста. Интонационное соответствие
пунктуационному оформлению текста.
1
3
Соответствие темпа чтения коммуникативной задаче текста. Составление
орфоэпического словника на основе ошибок, допущенных обучающимися.
1
Раздел 3
3
4
Особенности научно-популярного и публицистического стилей речи. Определение
микротем текста. Способы запоминания текста. Способы цитирования текста.
1
5
Уместное, логичное включение цитаты в текст. Пересказ текста с включением цитаты.
1
6
Анализ частотных речевых ошибок, допускаемых при пересказе текста.
1
Раздел 4
5
7
Углубление сведений о типах речи. Работа над устным сочинением-описанием
фотографии.
1
8
Работа над устным сочинением-рассуждением.
1
1
Дата
План
Факт
9
Работа над устным сочинением-повествованием.
1
10
Выполнение задания 3 из тренажеров по итоговому собеседованию.
1
11
Анализ частотных речевых ошибок, допускаемых в монологических высказываниях.
1
Раздел 5
2
12
Углубление сведений о речевой ситуации. Правила ведения диалога.
1
13
Выполнение задания 4 из тренажеров по итоговому собеседованию.
1
Раздел 6
4
14
Комплексное выполнение вариантов итогового собеседования.
1
15
Комплексное выполнение вариантов итогового собеседования.
1
16
Взаимооценивание ответов по установленным критериям.
1
17
Коррекция результатов пробного собеседования.
1