РП по предметному курсу Готовимся к устному собеседованию 9 класс на 2025-2026 уч.год

Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.
05. 2021 г № 287) (далее — ФГОС ООО) устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной
программы основного общего образования. Одним из предметных результатов изучения русского языка является совершенствование видов
речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма). А в личностных результатах ФГОС предполагает формирование
коммуникативной компетентности в общении сверстников.
Таким образом, становится актуальной дополнительная подготовка обучающихся к сдаче устной части экзамена по русскому
языку (а именно умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст
вслух, пересказывать текст c привлечением дополнительной информации).
Цель курса: создать условия для овладения русским языком как средством общения, подготовить учащихся к итоговой аттестации
(устному собеседованию и обязательному экзамену в форме ОГЭ).
Задачи:

Научить создавать высказывания в соответствии с определенным типом речи;

Грамотно выстраивать монологические высказывания, избегая речевых, грамматических, орфоэпических ошибок;

Уметь вступать в диалог с собеседником, соблюдая нормы и правила общения;

Совершенствовать культуру устной речи.
Курс является практико-ориентированным с элементами анализа и самоанализа учебной деятельности учащихся. Курс даѐт
возможность обучающимся:

познакомиться с закономерностями общения, особенностями коммуникации в современном мире;

осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Модель итогового собеседования по русскому языку включает следующие типы заданий:
1.
Чтение текста вслух
2.
Пересказ текста с включением приведѐнного высказывания
3.
Монологическое высказывание.
4.
Диалог.

Содержание предметного курса «Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку»
Знакомство с демонстрационным вариантом итогового собеседования и критериями оценивания итогового собеседования.
Обучение выразительному чтению текста вслух.
Чтение текста в соответствии с интонацией, соответствующей пунктуационному оформлению текста, орфоэпическим нормам.
Повторение орфоэпических норм. Чтение в темпе, соответствующем коммуникативной задаче.
Обучение пересказу текста с включением приведѐнного высказывания.
Пересказ прочитанного текста с сохранением всех основных микротем исходного текста с соблюдением фактологической точности.
Уместное, логичное включение приведенного высказывания в текст. Применение способов цитирования.
Обучение созданию монологического высказывания.
Владение лексическим материалом и умение оперировать им в условиях множественного выбора, а также владение грамматическим
материалом в выстраивании монолога (не менее 10 фраз) по заданной теме с учетом условий речевой ситуации.
Обучение участию в диалоге.
Ведение диалога по поставленным вопросам с учетом условий речевой ситуации и соблюдением речевых, грамматических,
орфоэпических норм русского языка. Изложение и аргументация своего мнения, умение обращаться с грамматическими структурами,
использование необходимого словарного запаса, правильное употребление формулы речевого этикета.
Комплексное выполнение вариантов итогового собеседования.

Планируемые результаты освоения предметного курса
«Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку»
Личностными результатами освоения программы являются:
 понимание значимости владения русского языка для успешности в профессиональной деятельности и межличностном общении;
 формирование мотивации изучения русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию; умение осмыслить собственный
речевой поступок и адекватно себя оценивать;
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России;
 осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, знание основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира;
 формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания;
 стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;

формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы являются:
 умение планировать свое речевое и неречевое поведение;
 умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
 умение обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
 умение владеть исследовательскими учебными действиями, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной
информации, обобщение и фиксация информации;
 умение смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым словам,
умение выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность
основных фактов;
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой задачей для выражения коммуникативного намерения,
своих чувств, мыслей и потребностей;
 умение осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной
деятельности.
Предметными результатами освоения программы являются:
 формирование представлений о структурных элементах текста;
 совершенствование навыков устной речи;
 овладение видами речевой деятельности: «говорение», «слушание», «чтение»;
 интонировать текст в соответствии с пунктуационным оформлением;
 овладение темпом чтения, соответствующим коммуникативной задаче;
 умение создавать монологические высказывания на разные темы;
 умение создавать монологическое высказывание разных типов речи;
 умение создавать монологическое высказывание разных стилей речи;
 умение принимать участие в диалоге;
 умение выразительно читать текст вслух;
 формирование навыков подробного пересказа текста публицистического стиля;
 умение пересказывать текст с привлечением дополнительной информации (цитаты);
 соблюдение фактологической точности при пересказе текста;
 соблюдение языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических).



Тематическое планирование
№ п/п

Раздел программы

Количество часов

1

Знакомство с демонстрационным вариантом итогового собеседования и критериями
оценивания итогового собеседования.

1

2

Обучение выразительному чтению текста вслух.

2

3

Обучение пересказу текста с включением приведѐнного высказывания.

3

4

Обучение созданию монологического высказывания.

5

5

Обучение участию в диалоге.

2

6

Комплексное выполнение вариантов итогового собеседования.

4
Всего часов:

17

Приложение 1 к рабочей программе

Календарно-тематическое планирование

№

Тема занятия

Кол-во
часов

Раздел 1

1

Структура работы. Знакомство с демонстрационным вариантом.
Критерии оценивания .

1

Раздел 2

2

2

Основные правила выразительного чтения текста. Интонационное соответствие
пунктуационному оформлению текста.

1

3

Соответствие темпа чтения коммуникативной задаче текста. Составление
орфоэпического словника на основе ошибок, допущенных обучающимися.

1

Раздел 3

3

4

Особенности научно-популярного и публицистического стилей речи. Определение
микротем текста. Способы запоминания текста. Способы цитирования текста.

1

5

Уместное, логичное включение цитаты в текст. Пересказ текста с включением цитаты.

1

6

Анализ частотных речевых ошибок, допускаемых при пересказе текста.

1

Раздел 4

5

7

Углубление сведений о типах речи. Работа над устным сочинением-описанием
фотографии.

1

8

Работа над устным сочинением-рассуждением.

1

1

Дата
План

Факт

9

Работа над устным сочинением-повествованием.

1

10

Выполнение задания 3 из тренажеров по итоговому собеседованию.

1

11

Анализ частотных речевых ошибок, допускаемых в монологических высказываниях.

1

Раздел 5

2

12

Углубление сведений о речевой ситуации. Правила ведения диалога.

1

13

Выполнение задания 4 из тренажеров по итоговому собеседованию.

1

Раздел 6

4

14

Комплексное выполнение вариантов итогового собеседования.

1

15

Комплексное выполнение вариантов итогового собеседования.

1

16

Взаимооценивание ответов по установленным критериям.

1

17

Коррекция результатов пробного собеседования.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».