СОДЕРЖАНИЕ
№
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА
Пояснительная записка….………………………………………………….……..
1.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………………….…
1.1. Целевые ориентиры и задачи Программы ………………………………………
1.2. Ценностно-содержательные основы реализации Программы воспитательной
работы Движения………………………………………………………….
2.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………..
2.1. Основное содержание деятельности Движения ………………………………
2.2. Механизмы реализации программы воспитательной работы Движения..……
3.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ..………………………………………………
3.1. Кадровые ресурсы реализации Программы воспитательной работы
Движения…..……………………………………………
3.2. Ожидаемые результаты реализации Программы.………………………………
Приложение 1………………………….………………..……………………...…
КАЛЕНДАРЬ ДНЕЙ ЕДИНЫХ ДЕЙСТВИЙ РОССИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ
ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ на 2023-2024 учебный год
СТР
3
5
5
5
7
7
13
16
16
16
17
17
Пояснительная записка
Приоритетными задачами Общероссийского общественно государственного движения детей и молодежи «Движение первых» (далее –
Движение) являются: содействие проведению государственной политики в интересах детей и молодежи; содействие воспитанию детей, их
профессиональной ориентации, организации досуга; подготовка к полноценной жизни в обществе, включая формирование их мировоззрения
на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей, традиций народов России, достижений российской и мировой
культуры, а также развития общественно значимой и творческой активности, высоких нравственных качеств, любви и уважения к
Отечеству, трудолюбия, правовой культуры, бережного отношения к окружающей среде, чувства личной ответственности за свою судьбу и
судьбу Отечества, иные общественно полезные цели, как установлено Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 261 – ФЗ «О российском
движении детей и молодежи». Впервые на законодательном уровне в Российской Федерации Федеральным законом 261-ФЗ закреплены
участие и ответственность федеральных органов исполнительной власти, вопросы ведения которых затрагиваются соответствующими
программами: воспитательной работы, иной работы Движения с детьми и молодежью, далее также программами работы Движения.
Концепция Программы воспитательной работы Движения (далее – Программа) разработана совместно Правлением Движения и
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке реализации государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, в соответствии с федеральным законом 261-ФЗ, Уставом
Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых», на основе «Примерной рабочей
программы воспитания для общеобразовательных организаций», одобренной решением федерального учебно-методического объединения
по общему образованию (протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22); Указа Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации»; Распоряжения Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей».
Возрастание консолидации общественно-государственных усилий по возрождению духовности, внимания к детству как важнейшей
ценности, условию стабильности и процветания страны, сформировало приоритетность государственной политики в целях создания
беспрецедентных условий содействия воспитанию детей и молодежи, развития социального института воспитания, создания масштабных
возможностей для развития общественной активности детей и молодежи, поддержки детских и молодежных гражданских инициатив,
вовлечения в широкую сферу социально активной и общественно полезной деятельности. Миссия Движения состоит в предоставлении
подрастающему поколению как гражданам страны возможностей реализовать собственную инициативу, самостоятельность и
ответственность на основе широких перспектив добровольной самоуправляемой организации, структура которой охватывает первичные,
местные, региональные отделения во всех субъектах и муниципалитетах Российской Федерации, предоставляя открытую доступность
участия и вовлечения в социально значимые виды деятельности всем детям и молодежи без исключения. Содержание деятельности
Движения учитывает индивидуальные особенности участников: детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, детейсирот, детей без попечения родителей, детей в трудной жизненной ситуации и других. Движение обеспечивает преемственность
деятельности по отношению к участникам разных возрастов в условиях добровольного, равного и открытого доступа к возможностям,
предоставляемым различными формами организации деятельности, наставничества и педагогической поддержки. Движение выступает
ресурсом общественно-государственной системы воспитания, опирающейся на преемственность традиций и практики отечественной
педагогической науки, объединения сфер образования, молодежной политики, культуры, физической культуры и спорта, общественных
организаций и семейного воспитания. В нашей стране на различных этапах исторического развития накоплен уникальный опыт
воспитательной деятельности детских общественных организаций. Созданное Движение призвано сохранить педагогические традиции
детского движения Российской Федерации и создать условия для развития практик воспитания детей в коллективе на новом историческом
этапе развития общества. ХХ в. является периодом становления отечественного детского движения, когда происходило формирование
разнообразных общественных объединений (военно-патриотические, экологические объединения, детские объединения клубного типа),
массовых пионерской и комсомольской организаций, вместе с прекращением деятельности которых в 1990-е гг. ХХ в. в России были
утрачены единые подходы к организации воспитания, сократилось количество детских и молодежных объединений. Особенность Движения
как формы организации воспитания заключается в особой роли детей и молодежи, уникальной среде их личностного развития в коллективе;
в педагогической позиции взрослого наставника; в широкой сфере позитивного действия, мобильности, социально ориентированном
содержании, многообразии способов, средств, методов организации и самоорганизации, а также в наличии ценностного воспитательного
пространства. Воспитательное пространство Движения – это педагогически организованная конкретно-историческая социальная среда,
интегрирующая воспитательный потенциал основных сообществ пространства Движения (семьи, образовательных организаций, учреждений
культуры, науки, спорта, туризма, молодежной политики, средств массовой информации, государственных корпораций, бизнес-сообществ) и
комплекса взаимосвязанных воспитательных событий, создаваемых совместными усилиями детей, родителей, педагогов, наставников,
социальных партнеров в процессе деятельности общественно-государственного объединения. Воспитательное пространство Движения
помогает достичь баланса между индивидуальным и социальным, с учетом личных потребностей ребенка, с одной стороны, и коллективных
ценностей и норм, с другой. В условиях глобальных вызовов современное российское общество закономерно подошло к необходимости
предоставления детям и молодежи возможности иметь самоуправляемое общероссийское общественногосударственное движение.
«Движение первых» – социально-педагогическая реальность ХХI в., особая форма воспитания. Общество и государство выступают
инициаторами создания воспитательного пространства через нормативные правовые акты, концепции, программы, отражающие
традиционные российские духовно-нравственные ценности, формируют заказ на воспитание как социально значимое явление,
обусловленное конкретно-историческим характером общественного развития. Основными соавторами воспитательного пространства
Движения выступают: ребѐнок, наставник, педагог; организационные ячейки сообществ и коллективные участники Движения; семья,
общество и государство; социальные партнеры. Уникальность Движения заключается в создании условий и возможностей для развития
личности каждого его участника; формирования гражданской идентичности; укрепления духовно-нравственных основ общественной жизни;
развития навыков социально активной деятельности; для сохранения преемственности и связи поколений, процветания России,
коллективной ответственности за судьбу Отечества перед нынешним и будущими поколениями.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Целевые ориентиры и задачи Программы
Целевые ориентиры воспитательной работы Движения – содействие подрастающему поколению в реализации инициативы,
самостоятельности и ответственности в социально значимой общественной деятельности по созиданию и защите интересов Отечества,
самореализации и гражданском становлении детей и молодежи в контексте российской идентичности.
Задачи:
1) формирование внутренней позиции личности как ценностного отношения человека к себе, собственному жизненному пути, окружающим
людям, предметному миру – культурному наследию России и человечества;
2) формирование гражданской идентичности как сути феномена внутренней позиции личности, развивающегося посредством
идентификации с идеями, утверждающими ценность человека как гражданина своего Отечества в контексте отношений государства и
человека, его гражданского статуса, личностного отношения к себе как гражданину, другим гражданам страны, своим гражданским правам и
обязанностям;
3) укрепление духовно-нравственных основ общественной жизни, самоопределения в мире ценностей и традиций многонационального
народа Российской Федерации;
4) развитие личности как субъекта активной социальной деятельности в обществе;
5) развитие навыков, направленных на способы оказания помощи другим людям, сотрудничества, содействия и уважения к ним и
выражающееся в таких видах, как волонтерство, сотрудничество (кооперативное поведение) ради общего блага.
1.2. Ценностно-содержательные основы реализации Программы воспитательной работы Движения
Принципы реализации Программы воспитательной работы Движения базируются на основополагающих идеях и ценностных основаниях
воспитания детей и молодежи в Российской Федерации. Ценностно-смысловые основы реализации Программы воспитательной работы
Движения основаны на создании системы нравственных отношений субъектов воспитательной деятельности, которая отражает личностный
и общественный смысл их жизненных целей и средств их реализации: честности и верности, гуманизма и сострадания, долга и уважения к
другим людям и своему Отечеству, готовности к мирному созиданию и защите Родины. Принципы реализации Программы воспитательной
работы Движения отражают ценностно-смысловые основы воспитания, его человеческие смыслы, общественно одобряемые и передаваемые
из поколения в поколение образцы поведения, формы межпоколенного взаимодействия, систему воспитательных отношений и способов
деятельности. Система отношений участников Движения построена на уважении личности каждого ребенка, заботе каждого участника о
других участниках детско-взрослого сообщества и своей Родине. К принципам реализации Программы воспитательной работы Движения
относятся принципы: общественной направленности воспитания; культуросообразности; гуманизации; природосообразности воспитания;
добровольности; творческой самодеятельности и самоуправления; разновозрастного взаимодействия взрослых и детей; открытости
воспитательной работы; вариативности деятельности.
Теоретическими подходами к организации воспитания являются: субъектно-деятельностный; экосистемный, основанный на изменении
способов личности жить и действовать на принципах взаимосвязности и сотрудничества; социокультурный, заключающийся в создании
условий для реализации социокультурной деятельности; личностно-ориентированный. Воспитание детей и молодежи в рамках Движения
опирается также на средовой подход, направленный на включенность детей в социальную реальность, превращение среды в средство
комплексного целенаправленного воздействия на личность воспитанника, реализации ключевых способов самодеятельности детей и
молодежи в социуме. Среда представляет возможности со-бытийного статуса, со-общения, со-дружествования с другими людьми,
сотрудничества с ними, сопереживания. Воспитательное пространство влияет на образ жизни детей и молодежи, задавая те или иные модели
поведения, векторы движения, развития подростковой активности, утверждения своей общественной полезности, реализации ключевых
способов самодеятельности детей и молодежи в социальной реальности.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Основное содержание деятельности Движения
Движение организует социально значимую деятельность детей и молодежи в соответствии с миссией Движения, принятой делегатами
первого съезда, где самими участниками определены и сформулированы нравственные принципы, гражданские позиции и деятельностные
намерения.
«Принимая активное участие в создании, организации и работе Движения, мы хотим, чтобы в результате новые поколения граждан России:
ценили жизнь и берегли человеческое достоинство; любили Россию, подтверждая это делами и поступками; обрели настоящих друзей;
делали добро и действовали по справедливости; умели мечтать и воплощать мечты в жизнь; приносили своим трудом пользу; действовали
как одна команда; уважали традиции, культуру, обычаи и верования друг друга; знали и защищали историческую память, стали готовы к
служению Отечеству и ответственности за его судьбу; стремились создать крепкую семью».
Содержание социально значимой деятельности ориентировано на реализацию ключевых способов деятельности детей и молодежи в
социальной реальности с учетом возрастных особенностей развития личности.
Заявленные принципы с учетом научно-педагогического осмысления, поддержки и сопровождения детской инициативы выступают базовой
платформой формирования содержания воспитательной работы и планирования ожидаемых результатов:
– общественная актуальность деятельности, ориентация на достижение практического результата и значимости вклада детей и молодежи в
развитие российского общества;
– со-авторство детей и молодежи в формировании содержания деятельности при сохранении единства и целостности воспитательной работы
различных социальных институтов воспитания, обеспечивающих сохранение и воспроизводство традиций отечественной культуры,
содержательное и структурно-функциональное единство социального опыта;
– широкая вариативность представленных направлений и разнообразие элементов социального опыта, алгоритмов и способов его освоения,
обеспечивающих выбор объема и форм реализации социально значимой деятельности;
– коллективная социально значимая деятельность детей и взрослых, обеспечивающая межпоколенческое взаимодействие, передачу и обмен
социальным опытом; – последовательность и непрерывность воспитания, соответствие возрастным возможностям и уровню освоения
социального опыта детей и молодежи на каждом этапе формирования личности;
– гуманистическая направленность содержания воспитания, обеспечивающая реализацию ценности личности ребенка и равенство прав
участников.
Социально значимая деятельность детей реализуется в рамках всех направлений Движения, которые выступают основой созидательной
событийности в воспитательном пространстве организации:
– образование и знания;
– наука и технологии;
– труд, профессия и свое дело;
– патриотизм и историческая память;
– экология и охрана природы;
– туризм и путешествия;
– культура и искусство;
– медиа и коммуникации;
– спорт;
– здоровый образ жизни;
– дипломатия и международные отношения;
– волонтерство и добровольчество.
Тематическое содержание с учетом ключевых направлений деятельности Движения основано на реализации следующих социально
значимых видов деятельности:
– общественно-полезная деятельность, основанная на добровольном участии детей и молодежи, заинтересованных в активизации
общественной инициативы;
– добровольческая деятельность, добровольное социальное служение, осуществляемая альтруистически из чувства сопричастности,
сострадания;
– социально-культурная деятельность, имеющая целью развитие личности средствами разнообразных форм культурного досуга,
приобщения к культурно-историческим ценностям;
– трудовая деятельность, направленная на профессиональное самоопределение личности, освоение ценностей труда, стремление к
достижению профессионализма, подготовка к успешной самореализации в будущей профессии.
Содержание социально значимой деятельности ориентировано на реализацию ключевых способов деятельности детей и молодежи в
социальной реальности с учетом возрастных особенностей развития личности. Флагманские деятельностные акции, конкурсы, проекты и
воспитательные события Движения основаны на дифференциации целевых возрастных групп детей.
Направления
работы
воспитательной Задачи работы по данному направлению
«Личностное развитие»
Первый аспект: Творческое развитие. живопись,
1.
актерское мастерство, театральная студия
2.
3.
4.
Стимулирование творческой активности школьников.
Предоставление возможности школьникам проявить себя, реализовать
свой потенциал и получить признание.
Координация
воспитательных усилий на разных этапах творческого
процесса.
Контроль реализации творческого развития школьников.
1 .Формирование у детей позитивного отношения к здоровому образу
Второй аспект:
жизни;
Популяризация ЗОЖ.
2.Присвоение
созидающей
здоровье
философии;
3.Формирование
занятия физкультурой и спортом, популяризация
активной
жизненной позиции по отношению к здоровью,
здорового питания, мероприятия комплекса ГТО,
проявляющейся
в
поведении
и
конкурсы, фестивали, игры.
Деятельности и осознанном противостоянии разрушающим здоровье
факторам
Третий аспект:
Популяризация профессий.
экскурсии
на
предприятия, встречи
профессионалами, открытые уроки
с
1. Стимулирование и мотивация школьников к
личностному развитию,
расширению кругозора в многообразии профессий.
2.Формирование
у школьников представлений о сферах трудовой
деятельности,
о
карьере
и
основных
закономерностях
профессионального развития.
3.Формирование
у
школьников
универсальных
компетенций,
способствующих эффективности в профессиональной деятельности:
4.Способности к коммуникации (в устной и письменной формах) для
решения задач взаимодействия;
5. Способности
работать
в коллективе, учитывать и терпимо
относиться к этническим, социальным и культурным различиям;
«Гражданская активность»
Добровольчество:
экологическое, социальное, культурное
1.
Сохранять и
развивать
исторически
сложившиеся
дружеские отношения народов России, сплачивать в едином федеративном
государстве, содействовать развитию национальных культур и языков
Российской Федерации;
волонтеры Победы:
сохранение
2.
2. Способствовать формированию активной жизненной позиции
историческое памяти о своей стране, семье,
школьников;
помощь ветеранам, благоустройство
3.
3. Формировать у
школьников осознанное ценностное отношение к
истории своей страны, города, района, народа;
памятных мест,
краеведение:
культурно- историческое наследие,
музей, краеведческие экспедиции
4. Развивать
у
детей чувство патриотизма, национальной
гордости за свою страну;
школьный
5.
5. Стимулировать социальную деятельность школьников, направленную на
оказание посильной помощи нуждающимся категориям
населения;
6.
Организовывать акции социальной направленности;
7.
Создавать
условия
для развития детской инициативы;
8.
8. Оказывать помощь учреждениям культуры в организации и проведении
мероприятий;
9.
9. Оказывать помощь и содействие в проведении мероприятий
экологической направленности;
10.
10. Активизировать
стремление школьников к
11.
организации
деятельности в
рамках работы
12.
поисковых отрядов
«Военно-патриотическое»
4.
- организациямероприятий, координация работы 1.
отрядов первичного отделения
РДДМ,
разработка планов работы,
участие в оценке конкурсных работ (детское жюри)
2.
3.
4.
5.
Совместно с ответственными педагогами сформировать школьную систему
нормативно- правового обеспечения деятельности в области военнопатриотического воспитания.
Организовать работу военно- патриотического движения на базе МАОУ
Южно-Дубровинская СОШ и вовлечь в нее детей.
Организовать профильные события, направленные на повышение интереса
у детей к службе в силовых подразделениях, в том числе военных
сборов, военно- спортивных игр, соревнований, акций;
Организовать
проведение
образовательных
программ
- интерактивных игр, семинаров, мастерклассов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми, Героями
нашего государства и ветеранами;
Обеспечить координацию военно- патриотической
деятельности школы с общественными объединениями и государственными
организациями в рамках социального партнерства.
«Информационно-медийное»
- создание школьных газет,
-работа
с социальными
информационного материала,
дискуссионные площадки.
1.Разработать
и
реализовать модели
многофункциональной
сетями, подготовка
системы информационно-медийного взаимодействия участников РДДМ;
2.Создать информационно-медийный центр (ИМЦ) для реализации
системы информационно-медийного
взаимодействия участников РДДМ;
3.Апробировать индикаторы и критерии оценки деятельности
информационно- медийного направления РДДМ;
4. Создать систему
взаимодействия
с
информационномедийными партнерами.
2.2. Механизмы реализации программы воспитательной работы Движения
Средства воспитательной работы (методы, технологии, формы), применяемые педагогами и наставниками Движения, должны быть:
– человеко-ориентированными (индивидуализированными, персонифицированными), предусматривающими удовлетворение запросов,
потребностей детей, их самореализацию, обеспечивать успешность и признание достижений детей;
– ценностно-смысловыми, предусматривающими созидательную, преобразовательную деятельность детей;
– субъектно-ориентированными, то есть обеспечивать проявление и формирование субъектной позиции ребенка, осознанное целеполагание
и принятие им самостоятельных решений на всех этапах деятельности;
– рефлексивными, способствующими осознанному участию детей в деятельности; – диалоговыми, предусматривающими равноправный
обмен субъектов информацией, партнерскую позицию, партнерский стиль взаимодействия взрослых и детей; – коммуникативными,
формирующими умение работать в команде, взаимодействовать со старшими и младшими;
– творческими, способствующими развитию креативности, гибкости, системности, критичности мышления;
– позволяющими сделать любое полезное занятие подростков напряженным увлечением; – способствующими приобретению детьми
собственного опыта преодоления трудностей, формирующими веру в себя и свои силы.
Реализуя идеи развития индивидуальности и субъектной позиции ребенка, Движение использует субъектно-ориентированные технологии,
которые предусматривают принятие ребенком самостоятельных решений на каждом этапе деятельности в соответствии с поставленными им
самим обоснованными и осознанными целями, а с позиций педагога – постановку проблемных вопросов и создание ситуаций выбора.
Частным примером субъектно-ориентированной технологии является проектная деятельность, которая выступает комплексным средством
воспитания. Это творческая работа по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются самим ребенком и
осуществляются им в процессе теоретической проработки информации. Ребенок может включиться как в индивидуальный, так и в
групповой, разновозрастный проект, выбрать тему и проблему по силам и интересам.
В настоящее время Движением реализуется комплекс всероссийских социально значимых проектов для детей от 6 до 18 лет: «Волонтеры
науки», «Узнай!», «КиноДвиж», «Школьная классика», «Спектакль для мамы», «Российская школьная Весна», «Хранители истории»,
«Наставник – Защитник», «Экотренд», «На связи с природой», «Будь здоров!», «Первая помощь», «МедиаПритяжение» и др.; серия очных
научных мероприятий «В гостях у ученого», комплекс мероприятий по трудоустройству несовершеннолетних участников Движения,
добровольческая акция «Добрая суббота».
Широко применяются коллективные творческие дела. Они создаются и выполняются самими детьми с целью решения проблем, которые их
волнуют, могут охватывать все сферы и виды деятельности. С этой целью Движение реализует акселератор «Высота» – программу
поддержки развития социально значимых инициатив детей и молодежи. Коллективные творческие дела сочетают в себе коллективную и
индивидуальную деятельность и являются субъектно-ориентированными, если сами дети становятся организаторами дел и им
предоставляется право принимать решения на каждом этапе деятельности.
В воспитательной работе Движения применяются социальноориентирующие игры. В них создаются ситуации выбора, в которых ребенок
определяет не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели: идет к ней один, с другом, с большой группой детей.
Главный педагогический смысл этих игр – создание условий для социальных проб детей в имитируемой социальной деятельности, то есть
создание ситуаций выбора, в которых ребенок должен выбрать способ решения той или иной социальной проблемы на основе
сформированных у него ценностей, нравственных установок и своего социального опыта. Например, Всероссийская военно-спортивная игра
«Победа», всероссийская детскоюношеская военно-спортивная игра «Зарница», марафон бизнес-идей «Твое дело», фестиваль «Действуй»,
всероссийский спортивный фестиваль «Движение первых», всероссийский спортивный семейный фестиваль, всероссийская серия
спортивных вызовов «Испытай себя», всероссийские «открытые тренировки Первых» и другие.
В рамках Программы используются такие формы работы, как марафоны, мастер-классы, творческие площадки, практикумы, акции,
спектакли, концерты, агитбригады, походы, турслеты, спортивные соревнования, фестивали, конкурсы, и другие. Также органично
сочетаются индивидуальные, групповые, коллективные и массовые формы, которые создаются в процессе коллективного осмысления и
поиска всех участников деятельности, что находит отражение во всероссийских конкурсах: «Большая перемена», конкурс проектов по
сохранению культурно-исторического наследия, конкурс «Прогулки по стране»; всероссийских акциях: «Мы – граждане России!»,
всероссийских акциях, посвященных государственным праздникам, проводимых ежегодно, в рамках календаря памятных и знаменательных
дат и федерального календарного плана воспитательной работы.
Механизмом воспитательной деятельности Движения является разновозрастное взаимодействие, взаимодействие взрослых и детей.
Разновозрастное взаимодействие способствует развитию межпоколенных связей, гуманизации отношений детей в разновозрастных
подростковых сообществах, помогает сохранить традиции Движения, позволяет детям и взрослым лучше понимать друг друга,
содействовать друг другу в решении возникающих проблем.
Важным средством формирования ценностно-смысловой основы Движения являются детско-взрослые сообщества, создание которых
способствует развитию наставничества, предполагающего передачу богатого личного опыта старших, более опытных молодых людей
растущему человеку, ускорение его адаптации, оказание ему помощи. Наставничество – двусторонний процесс, который включает, с одной
стороны, деятельность наставника, с другой – деятельность подопечного.
Детское самоуправление – важнейший механизм, средство и условие повышения эффективности воспитательной работы Движения, которое
определяется как демократическая форма организации жизнедеятельности детского или детско-взрослого сообщества и означает развитие
самостоятельности детей в принятии и реализации решений для достижения групповых целей. В Движении предусмотрен коллегиальный
орган самоуправления участников-обучающихся – «Совет первых».
Социальное партнерство способствует расширению связей детей с окружающим миром; развитию системы отношений со сверстниками,
педагогами, другими людьми; осознанию ими своих ресурсов и определению обоснованных личных и профессиональных планов и
перспектив; обеспечивает коррекцию их действий. Оно предусматривает сотрудничество с другими организациями, субъектами социальной
сферы и системы образования, профессиональными учебными заведениями, общественными организациями региона и страны.
Социальными партнерами Движения выступают различные организации: образовательные организации всех типов и форм собственности;
учреждения летного отдыха и оздоровления детей; организации, образующие инфраструктуру молодежной политики; государственные
корпорации; научные организации; учреждения культуры; учреждения физической культуры и спорта; некоммерческие социально
ориентированные организации; иные организации, осуществляющие работу с детьми.
Важнейший партнер, союзник, единомышленник в воспитательной работе Движения – родители, семья, которые заинтересованы в
успешном развитии ребенка, поэтому организаторам Движения необходимо найти способы взаимодействия с родителями, чтобы
согласовать действия и объединить усилия с целью поддержки ребенка в выборе личного, образовательного и профессионального пути.
Все форматы деятельности Движения направлены на объединение семей, поколений, как внутри первичных отделений, так и на уровне
местных и региональных отделений, консолидируя всех в местные заинтересованные сообщества.
К сообществу Движения может присоединиться любой активный родитель, чей ребенок является участником Движения. Родители
Движения Первых – значимые взрослые в субъектной позиции, готовые оказывать поддержку в период становления личности ребенка,
заинтересованные в выстраивании релевантного контакта с Движением как сообществом развития и воспитания детей.
Социальные сети можно рассматривать в качестве доминирующего способа коммуникации в интернет-пространстве. Между субъектами
взаимодействия могут формироваться отношения, основанные на дружбе, родстве, общем интересе и т.п. Важно поддерживать разработку и
реализацию интернет-проектов с использованием средств социосетевых технологий. Тематика интернет-проектов может быть
разнообразной, с учетом ценностных ориентиров детей и молодежи, а также актуальных воспитательных задач. Движение имеет
официальный сайт https://будьвдвижении.рф/, группы в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники», телеграм-канал Движения
Первых.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Кадровые ресурсы реализации Программы воспитательной работы Движения
Для обеспечения достижения целей своей деятельности Движение реализует Программу во всех отделениях организационной структуры: в
первичных, местных, региональных отделениях Движения.
Программа реализуется коллективными участниками Движения, педагогическими и иными работниками организаций любых типов в сферах
образования, молодежной политики, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта, участниками - наставниками.
Педагогические работники реализуют Программу в рамках видов, целей и обобщенных трудовых функций профессиональной деятельности
по различным должностям: учитель; советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями;
социальный педагог; вожатый; старший вожатый; педагог-организатор; воспитатель, старший воспитатель; воспитатель общежития;
воспитатель профессионально-технического учебного заведения; педагог-библиотекарь; тьютор; педагог дополнительного образования
детей и взрослых; тренер; преподаватель детской школы искусств; методист; педагог-организатор и др.
В сфере молодежной политики Программу реализуют специалисты по работе с молодежью, по организации и проведению молодежных
мероприятий.
Программу реализуют участники – наставники Движения (совершеннолетние лица, участвующие в воспитании и организации досуга
участников-обучающихся), в том числе родители и иные законные представители детей – участников Движения.
Деятельность педагогов и наставников по реализации Программы направлена на развитие социально активной и ответственной личности, на
укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России.
3.2. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация Программы обеспечит:
– создание и развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на межведомственной и межрегиональной
координации и консолидации усилий общественных и гражданских институтов, организационно-структурной системе управления в
Движении;
– формирование воспитательного пространства Движения;
– поддержку, развитие и продвижение инициатив ребенка и других участников детско-молодежного движения, семьи, общества и
государства, социальных партнеров Движения;
– повышение уровня информированности о деятельности Российского движения детей и молодежи «Движение Первых».
Приложение 1
КАЛЕНДАРЬ ДНЕЙ ЕДИНЫХ ДЕЙСТВИЙ
РОССИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
на 2024-2025 учебный год
2024 год- Год СЕМЬИ
2025 год-Год Мира и единства в борьбе с нацизмом
СЕНТЯБРЬ
Дата проведения
1
День Знаний
3
10
День солидарности в борьбе с терроризмом
Международный день памяти фашизма
27
День работника дошкольного образования
День туризма
ОКТЯБРЬ
1
5
20
25
НОЯБРЬ
Международный день пожилых людей
День учителя
День отца в России
Международный день школьных библиотек
4
8
День народного единства
День памяти погибших при исполнении служебных
обязанностей сотрудников органов внутренних дел России
9
24
30
Международный день против фашизма расизма
антисемитизма
День матери в России
День государственного герба Российской Федерации
и
ДЕКАБРЬ
3
Международный день инвалидов
5
День добровольца (волонтера) в России
9
День героев Отечества
12
День Конституции Российской Федерации
ЯНВАРЬ
25
27
День российского студенчества
День полного освобождения Ленинграда от фашистской
блокады
ФЕВРАЛЬ
2
8
15
23
День разгрома советскими войсками немецко-фашистских
войск в Сталинградской битве
День российской науки
День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за
пределами Отечества, 35 лет со дня вывода советских войск
из Республики Афганистан (1989)
День защитника Отечества
МАРТ
8
Международный женский день
18
27
День воссоединения Крыма с Россией
Всемирный день театра
АПРЕЛЬ
7
Всемирный день здоровья
12
День космонавтики
19
День памяти о геноциде советского народа нацистами и их
пособниками в годы Великой Отечественной войны
МАЙ
1
Праздник весны и труда
9
День Победы
19
День детских общественных организаций
24
День славянской письменности и культуры