ПВД Я-исследователь 5-9 кл. на 2024-2025 уч.год

Содержание курса внеурочной деятельности
Исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством развития активности личности, способной к саморазвитию и
самообразованию. В данном процессе учащиеся овладевают навыками исследовательской работы, принципами научного познания
окружающей среды. Одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности является выполнение учебноисследовательских проектов, в рамках которых учащиеся занимают активную субъективную позицию. Суть выполнения учебноисследовательских проектов заключается в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем работают над исследованием,
решая какую-либо задачу, овладевают новыми знаниями, что повышает их мотивацию к учению, саморазвитию.
Цель программы внеурочной деятельности:
Обучение основам учебно-исследовательской деятельности.
Задачи программы внеурочной деятельности:
 Расширить представления учащихся об алгоритме выполнения исследовательской деятельности;
 Научить правильно оформлять результаты учебно - исследовательской деятельности;
 Познакомить с видами учебно-исследовательских проектов;
 Научить способам формулировки проблемы, проблемных вопросов, определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать
план действий;
 Формировать умения пользоваться различными источниками информации, ресурсами;
 Научить грамотно оформлять письменную часть проекта, публично представлять результаты работы;
 Познакомить с критериями оценивания учебно-исследовательского проекта, объективно оценивать свои и чужие результаты,
делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении.
 Формировать универсальные учебные действия.
Содержание курса составляют сведения о различных видах учебно-исследовательских проектов, что позволяет учащимся уже на
начальном этапе осуществить их выбор и попробовать себя в их создании. В содержании программы внеурочной деятельности подробно
рассматривается алгоритм проведения исследовательской деятельности, ее основополагающие моменты. Для создания положительной
мотивации к обучению используется занимательный материал, материал из разных областей, понятный и доступный обучающимся.
Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни,
формирование мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию и личностному самоопределению учащихся.
Практическая направленность содержания - содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в
дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.
Основными методами обучения являются: проблемный, исследовательский, словесно-иллюстративные методы, наблюдение, сравнение,
анализ и др.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формы занятий:
 беседа,















игра,
эксперимент,
наблюдение,
коллективные и индивидуальные исследования,
самостоятельная работа,
защита исследовательских работ,
консультация,
доклад,
защита исследовательских работ,
выступление,
выставка,
презентация,
участие в конкурсах исследовательских работ и т.д.

Виды деятельности:
 игровая,
 познавательная,
 воспитывающая,
 проблемно-ценностное общение,
 художественное творчество,
 досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
Таким образом, программа учебно-исследовательской деятельности обучающихся в современной школе должна включать три
относительно самостоятельных подпрограммы.
1.
Подпрограмма «Тренинг». Специальные занятия по приобретению обучающимися знаний, а также развитию умений и
навыков исследовательского поиска.
2.
Подпрограмма «Исследовательская практика». Проведение обучающимися самостоятельных исследований и
выполнение творческих проектов.
3.
Подпрограмма «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом
решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).
Общая характеристика содержания подпрограмм
Подпрограмма «Тренинг»
В ходе тренинга развития исследовательских способностей обучающиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и
навыками исследовательского поиска. К ним мы относим знания, умения и навыки:
•
видеть проблемы;

•
ставить вопросы;
•
выдвигать гипотезы;
•
давать определение понятиям;
•
классифицировать;
•
наблюдать;
•
проводить эксперименты;
•
делать умозаключения и выводы;
•
структурировать материал;
•
готовить тексты собственных докладов;
•
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «логарифмической спирали». Занятия группируются
в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей
четвертях седьмого класса, обучающиеся возвращаются к аналогичным занятиям в восьмом и девятом классах.
Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.
Подпрограмма «Исследовательская практика»
Главное содержание работы — проведение обучающимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.
Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень
самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает. Самостоятельное исследование проводится под
руководством педагога, ведущего данный курс, а так же при участии педагогов-предметников, психолога, социального педагога и др.,
оказывающих консультационную помощь юным исследователям.
Подпрограмма «Мониторинг»
Эта часть программы меньше других по объему, но она так же важна, как и две предыдущие. Учащийся должен знать, что
результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан, а проведенное им исследование или выполненный проект не
останутся незамеченными и неоцененными.
Кроме того, современному школьнику необходимо освоить практику презентаций результатов собственной работы, он должен
овладеть умениями аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы. И для решения этой педагогической задачи
результаты его исследований и проектирования — наиболее подходящий материал.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта обучение на занятиях внеурочной деятельности направлено на достижение учащимися
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России
и человечества;
- усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в
познавательной и практической деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в учебно-исследовательской деятельности, который приобретается и
закрепляется в процессе освоения содержания программы внеурочной деятельности «Я - исследователь!»:
 сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить
проблему и выбрать адекватные способы еѐ решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или
обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого
решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированность познавательных учебных действий.
 сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и
обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
 сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей
познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор
конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
 сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу,
представить еѐ результаты, аргументировано ответить на вопросы.
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
 основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним,
презентация);
 понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
 основные источники информации;
 правила оформления списка использованной литературы;
 правила классификации и сравнения,
 способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
 источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)
 правила сохранения информации, приемы запоминания.
Учащиеся должны уметь:
 выделять объект исследования;
 разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
 выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
 анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,
 работать в группе;





работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,
пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;
 работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности (с возможность использования по темам
электронных образовательных ресурсов)
5 класс
№
урока

Тема урока

Целевые приоритеты

Количество ЭОР/ЦОР
часов

Тренинг 14 часов
1
2
3
4

5

Что такое исследование?

Гражданское воспитание
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую
(идентичность)
в
поликультурном,
Наблюдение
и принадлежность
многонациональном
и
многоконфессиональном
российском
наблюдательность
обществе,
в
мировом
сообществе.
Что такое эксперимент.
Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
Учимся
вырабатывать народа
России,
тысячелетней
истории
российской
гипотезы.
государственности на основе исторического просвещения,
Знакомство с логикой.
российского национального исторического сознания.
Проявляющий уважение к государственным символам России,
праздникам.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина
России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении
прав и свобод, законных интересов других людей.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан,
проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной
организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на
участие в социально значимой деятельности, в том числе
гуманитарной.

1
1
1
1
1

Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность,
любящий свой народ, его традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию
своего и других народов России, символам, праздникам,
памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и
культуры своего края, своего народа, других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в
науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые
достижения героев и защитников Отечества в прошлом и
современности.
Принимающий
участие
в
мероприятиях
патриотической
направленности
6
7
8
9
10
11
12
13

Учимся давать определения
Духовно-нравственное воспитание
понятиям
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего
народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные
Как задавать вопросы
нормы народов России, российского общества в ситуациях
нравственного выбора (с учѐтом национальной, религиозной
Учимся выделять главное и
принадлежности).
второстепенное
Выражающий готовность оценивать своѐ поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных
Как делать схемы
российских духовно-нравственных ценностей и норм с учѐтом
осознания последствий поступков.
Как работать с книгой
Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков,
поведения, противоречащих традиционным в России духовноЧто такое парадоксы
нравственным нормам и ценностям.
Мысленные эксперименты и Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в
условиях индивидуального и общественного пространства, значение
эксперименты на моделях
и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей,
Реальные эксперименты
народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов,

1
1
1
1
1
1
1
1

14

15

16
17

18

Как сделать сообщение о вероисповеданий.
результатах исследования
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным
семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку
и литературе как части духовной культуры своего народа,
российского общества.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового
искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание их влияния на поведение людей.
Сознающий роль художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение
нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в
художественном творчестве.
Исследовательская практика. 4 часа
Тренировочные занятия по
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья
методике
проведения и эмоционального благополучия
самостоятельных
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение
исследований.
личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий
Индивидуальные занятия по правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в
методике
проведения информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое
самостоятельных
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
исследований.
режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность).
Экспресс-исследования.
Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления
(Экскурсия)
алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей),
Экспресс-исследование
«Какие коллекции собирают понимание их последствий, вреда для физического и психического
здоровья.
люди?»
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своѐ
и других людей), стремящийся управлять собственным

1

1

1

1
1

Индивидуальная работа по
теме собственного
исследования

19-28

эмоциональным состоянием.
Способный
адаптироваться
к
меняющимся
социальным,
информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и
труда различного рода, в том числе на основе применения
предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления
навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной
профессиональной самореализации в российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в
семье, общеобразовательной организации, своей местности)
технологической и социальной направленности, способный
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого
рода деятельность.
Выражающий готовность к осознанному выбору и построению
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учѐтом личных и общественных интересов, потребностей.
Исследовательская практика.10ч.
Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер экологических
проблем, путей их решения, значение экологической культуры
человека, общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной
сред.
Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред
природе.
Ориентированный на применение знаний естественных и
социальных наук для решения задач в области охраны природы,
планирования своих поступков и оценки их возможных последствий
для окружающей среды.
Участвующий в практической деятельности экологической,

1

природоохранной направленности.

29

30

31 -32

33 -34

Мини – конференция по
итогам
экспресс
–
исследований.
Мини – конференция по
итогам
собственных
исследований.
Участие
в
защитах
исследовательских работ и
творческих
проектов
обучающихся
старших
классов.
Участие
в
защитах
исследовательских работ и
творческих
проектов
одноклассников.

Мониторинг.6ч.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы в разных предметных
областях с учѐтом индивидуальных интересов, способностей,
достижений.
Ориентированный
в деятельности на систему научных
представлений о закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой.
Развивающий навыки использования различных средств познания,
накопления знаний о мире (языковая, читательская культура,
деятельность в информационной, цифровой среде).
Демонстрирующий навыки наблюдения, накопления фактов,
осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях
познания, исследовательской деятельности

1

1

1

1

6 класс
№
урока

Тема урока

Целевые приоритеты

Количество ЭОР/ЦОР
часов

Тренинг 14 часов
1

Что такое исследование?

2

Наблюдение
наблюдательность
Что такое эксперимент.

3

Гражданское воспитание
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую
(идентичность)
в
поликультурном,
и принадлежность
многонациональном
и
многоконфессиональном
российском
обществе, в мировом сообществе.

1
1
1

4

5

6
7

Учимся
вырабатывать Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
гипотезы.
народа
России,
тысячелетней
истории
российской
государственности
на
основе
исторического
просвещения,
Знакомство с логикой.
российского национального исторического сознания.
Проявляющий уважение к государственным символам России,
праздникам.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина
России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении
прав и свобод, законных интересов других людей.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан,
проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной
организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на
участие в социально значимой деятельности, в том числе
гуманитарной.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность,
любящий свой народ, его традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию
своего и других народов России, символам, праздникам,
памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и
культуры своего края, своего народа, других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в
науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые
достижения героев и защитников Отечества в прошлом и
современности.
Принимающий
участие
в
мероприятиях
патриотической
направленности
Учимся давать определения
Духовно-нравственное воспитание
понятиям
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего
народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные
Как задавать вопросы
нормы народов России, российского общества в ситуациях

1
1

1
1

8
9
10
11
12
13

14

15

Учимся выделять главное и нравственного выбора (с учѐтом национальной, религиозной
второстепенное
принадлежности).
Выражающий готовность оценивать своѐ поведение и поступки,
Как делать схемы
поведение и поступки других людей с позиций традиционных
российских духовно-нравственных ценностей и норм с учѐтом
Как работать с книгой
осознания последствий поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков,
Что такое парадоксы
поведения, противоречащих традиционным в России духовнонравственным нормам и ценностям.
Мысленные эксперименты и Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в
эксперименты на моделях
условиях индивидуального и общественного пространства, значение
и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей,
Реальные эксперименты
народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов,
Как сделать сообщение о вероисповеданий.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным
результатах исследования
семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку
и литературе как части духовной культуры своего народа,
российского общества.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового
искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание их влияния на поведение людей.
Сознающий роль художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение
нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в
художественном творчестве.
Исследовательская практика. 4 часа
Тренировочные занятия по
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья
методике
проведения и эмоционального благополучия

1
1
1
1
1
1
1

1

16
17

18

самостоятельных
исследований.
Индивидуальные занятия по
методике
проведения
самостоятельных
исследований.
Экспресс-исследования.
(Экскурсия)
Экспресс-исследование
«Какие коллекции собирают
люди?»

Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение
личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий
правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в
информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления
алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей),
понимание их последствий, вреда для физического и психического
здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своѐ
и других людей), стремящийся управлять собственным
эмоциональным состоянием.
Способный
адаптироваться
к
меняющимся
социальным,
информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и
труда различного рода, в том числе на основе применения
предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления
навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной
профессиональной самореализации в российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в
семье, общеобразовательной организации, своей местности)
технологической и социальной направленности, способный
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого
рода деятельность.
Выражающий готовность к осознанному выбору и построению
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учѐтом личных и общественных интересов, потребностей.
Исследовательская практика.10ч.

1

1
1

Индивидуальная работа по
теме собственного
исследования

19-28

29

30

31 -32

33 -34

Мини – конференция по
итогам
экспресс
–
исследований.
Мини – конференция по
итогам
собственных
исследований.
Участие
в
защитах
исследовательских работ и
творческих
проектов
обучающихся
старших
классов.
Участие
в
защитах
исследовательских работ и
творческих
проектов
одноклассников.

Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер экологических
проблем, путей их решения, значение экологической культуры
человека, общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной
сред.
Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред
природе.
Ориентированный на применение знаний естественных и
социальных наук для решения задач в области охраны природы,
планирования своих поступков и оценки их возможных последствий
для окружающей среды.
Участвующий в практической деятельности экологической,
природоохранной направленности.
Мониторинг.6ч.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы в разных предметных
областях с учѐтом индивидуальных интересов, способностей,
достижений.
Ориентированный
в деятельности на систему научных
представлений о закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой.
Развивающий навыки использования различных средств познания,
накопления знаний о мире (языковая, читательская культура,
деятельность в информационной, цифровой среде).
Демонстрирующий навыки наблюдения, накопления фактов,
осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях
познания, исследовательской деятельности

1

1

1

1

1

7 класс
№
урока

Тема урока

Целевые приоритеты

Количество ЭОР/ЦОР
часов

Тренинг 14 часов
1
2
3
4

5

Что такое исследование?

Гражданское воспитание
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую
(идентичность)
в
поликультурном,
Наблюдение
и принадлежность
многонациональном
и
многоконфессиональном
российском
наблюдательность
обществе, в мировом сообществе.
Что такое эксперимент.
Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
Учимся
вырабатывать народа
России,
тысячелетней
истории
российской
гипотезы.
государственности на основе исторического просвещения,
Знакомство с логикой.
российского национального исторического сознания.
Проявляющий уважение к государственным символам России,
праздникам.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина
России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении
прав и свобод, законных интересов других людей.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан,
проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной
организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на
участие в социально значимой деятельности, в том числе
гуманитарной.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность,
любящий свой народ, его традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию
своего и других народов России, символам, праздникам,
памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и

1
1
1
1
1

культуры своего края, своего народа, других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в
науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые
достижения героев и защитников Отечества в прошлом и
современности.
Принимающий
участие
в
мероприятиях
патриотической
направленности
6
7
8
9
10
11
12
13

14

Учимся давать определения
Духовно-нравственное воспитание
понятиям
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего
народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные
Как задавать вопросы
нормы народов России, российского общества в ситуациях
нравственного выбора (с учѐтом национальной, религиозной
Учимся выделять главное и
принадлежности).
второстепенное
Выражающий готовность оценивать своѐ поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных
Как делать схемы
российских духовно-нравственных ценностей и норм с учѐтом
осознания последствий поступков.
Как работать с книгой
Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков,
поведения, противоречащих традиционным в России духовноЧто такое парадоксы
нравственным нормам и ценностям.
Мысленные эксперименты и Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в
условиях индивидуального и общественного пространства, значение
эксперименты на моделях
и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей,
Реальные эксперименты
народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов,
вероисповеданий.
Как сделать сообщение о Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным
результатах исследования
семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку
и литературе как части духовной культуры своего народа,
российского общества.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового

1
1
1
1
1
1
1
1
1

15

16
17

18

Тренировочные занятия по
методике
проведения
самостоятельных
исследований.
Индивидуальные занятия по
методике
проведения
самостоятельных
исследований.
Экспресс-исследования.
(Экскурсия)
Экспресс-исследование
«Какие коллекции собирают
люди?»

искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание их влияния на поведение людей.
Сознающий роль художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение
нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в
художественном творчестве.
Исследовательская практика. 4 часа
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья
и эмоционального благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение
личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий
правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в
информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления
алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей),
понимание их последствий, вреда для физического и психического
здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своѐ
и других людей), стремящийся управлять собственным
эмоциональным состоянием.
Способный
адаптироваться
к
меняющимся
социальным,
информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и
труда различного рода, в том числе на основе применения
предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления

1

1

1
1

Индивидуальная работа по
теме собственного
исследования

19-28

29

30

Мини – конференция по
итогам
экспресс
–
исследований.
Мини – конференция по
итогам
собственных
исследований.

навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной
профессиональной самореализации в российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в
семье, общеобразовательной организации, своей местности)
технологической и социальной направленности, способный
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого
рода деятельность.
Выражающий готовность к осознанному выбору и построению
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учѐтом личных и общественных интересов, потребностей.
Исследовательская практика.10ч.
Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер экологических
проблем, путей их решения, значение экологической культуры
человека, общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной
сред.
Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред
природе.
Ориентированный на применение знаний естественных и
социальных наук для решения задач в области охраны природы,
планирования своих поступков и оценки их возможных последствий
для окружающей среды.
Участвующий в практической деятельности экологической,
природоохранной направленности.
Мониторинг.6ч.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы в разных предметных
областях с учѐтом индивидуальных интересов, способностей,
достижений.
Ориентированный
в деятельности на систему научных
представлений о закономерностях развития человека, природы и

10

1

1

31 -32

33 -34

Участие
в
исследовательских
творческих
обучающихся
классов.
Участие
в
исследовательских
творческих
одноклассников.

защитах
работ и
проектов
старших

общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой.
Развивающий навыки использования различных средств познания,
накопления знаний о мире (языковая, читательская культура,
деятельность в информационной, цифровой среде).
Демонстрирующий навыки наблюдения, накопления фактов,
защитах осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях
работ и познания, исследовательской деятельности
проектов

1

1

8 класс
№
урока

Тема урока

Целевые приоритеты

Количество ЭОР/ЦОР
часов

Тренинг 14 часов
1
2
3
4

5

Что такое исследование?

Гражданское воспитание
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую
(идентичность)
в
поликультурном,
Наблюдение
и принадлежность
многонациональном
и
многоконфессиональном
российском
наблюдательность
обществе, в мировом сообществе.
Что такое эксперимент.
Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
Учимся
вырабатывать народа
России,
тысячелетней
истории
российской
гипотезы.
государственности на основе исторического просвещения,
Знакомство с логикой.
российского национального исторического сознания.
Проявляющий уважение к государственным символам России,
праздникам.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина
России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении
прав и свобод, законных интересов других людей.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан,
проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной

1
1
1
1
1

организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на
участие в социально значимой деятельности, в том числе
гуманитарной.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность,
любящий свой народ, его традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию
своего и других народов России, символам, праздникам,
памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и
культуры своего края, своего народа, других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в
науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые
достижения героев и защитников Отечества в прошлом и
современности.
Принимающий
участие
в
мероприятиях
патриотической
направленности
6
7
8
9
10
11
12

Учимся давать определения
Духовно-нравственное воспитание
понятиям
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего
народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные
Как задавать вопросы
нормы народов России, российского общества в ситуациях
нравственного выбора (с учѐтом национальной, религиозной
Учимся выделять главное и
принадлежности).
второстепенное
Выражающий готовность оценивать своѐ поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных
Как делать схемы
российских духовно-нравственных ценностей и норм с учѐтом
осознания последствий поступков.
Как работать с книгой
Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков,
поведения, противоречащих традиционным в России духовноЧто такое парадоксы
нравственным нормам и ценностям.
Мысленные эксперименты и Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в
условиях индивидуального и общественного пространства, значение
эксперименты на моделях

1
1
1
1
1
1
1

13

Реальные эксперименты
Как сделать сообщение о
результатах исследования

14

15

16
17

18

Тренировочные занятия по
методике
проведения
самостоятельных
исследований.
Индивидуальные занятия по
методике
проведения
самостоятельных
исследований.
Экспресс-исследования.
(Экскурсия)
Экспресс-исследование
«Какие коллекции собирают
люди?»

и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей,
народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов,
вероисповеданий.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным
семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку
и литературе как части духовной культуры своего народа,
российского общества.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового
искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание их влияния на поведение людей.
Сознающий роль художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение
нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в
художественном творчестве.
Исследовательская практика. 4 часа
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья
и эмоционального благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение
личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий
правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в
информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления
алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей),
понимание их последствий, вреда для физического и психического
здоровья.

1
1

1

1

1
1

Индивидуальная работа по
теме собственного
исследования

19-28

Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своѐ
и других людей), стремящийся управлять собственным
эмоциональным состоянием.
Способный
адаптироваться
к
меняющимся
социальным,
информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и
труда различного рода, в том числе на основе применения
предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления
навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной
профессиональной самореализации в российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в
семье, общеобразовательной организации, своей местности)
технологической и социальной направленности, способный
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого
рода деятельность.
Выражающий готовность к осознанному выбору и построению
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учѐтом личных и общественных интересов, потребностей.
Исследовательская практика.10ч.
Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер экологических
проблем, путей их решения, значение экологической культуры
человека, общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной
сред.
Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред
природе.
Ориентированный на применение знаний естественных и
социальных наук для решения задач в области охраны природы,
планирования своих поступков и оценки их возможных последствий

1

для окружающей среды.
Участвующий в практической
природоохранной направленности.

29

30

31 -32

33 -34

Мини – конференция по
итогам
экспресс
–
исследований.
Мини – конференция по
итогам
собственных
исследований.
Участие
в
защитах
исследовательских работ и
творческих
проектов
обучающихся
старших
классов.
Участие
в
защитах
исследовательских работ и
творческих
проектов
одноклассников.

деятельности

экологической,

Мониторинг.6ч.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы в разных предметных
областях с учѐтом индивидуальных интересов, способностей,
достижений.
Ориентированный
в деятельности на систему научных
представлений о закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой.
Развивающий навыки использования различных средств познания,
накопления знаний о мире (языковая, читательская культура,
деятельность в информационной, цифровой среде).
Демонстрирующий навыки наблюдения, накопления фактов,
осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях
познания, исследовательской деятельности

1

1

1

1

9 класс
№
урока

Тема урока

Целевые приоритеты

Количество ЭОР/ЦОР
часов

Тренинг 14 часов
1

Что такое исследование?

2

Наблюдение
наблюдательность
Что такое эксперимент.

3

Гражданское воспитание
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую
(идентичность)
в
поликультурном,
и принадлежность
многонациональном
и
многоконфессиональном
российском
обществе, в мировом сообществе.

1
1
1

4

5

6
7

Учимся
вырабатывать Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
гипотезы.
народа
России,
тысячелетней
истории
российской
государственности
на
основе
исторического
просвещения,
Знакомство с логикой.
российского национального исторического сознания.
Проявляющий уважение к государственным символам России,
праздникам.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина
России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении
прав и свобод, законных интересов других людей.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан,
проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной
организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на
участие в социально значимой деятельности, в том числе
гуманитарной.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность,
любящий свой народ, его традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию
своего и других народов России, символам, праздникам,
памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и
культуры своего края, своего народа, других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в
науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые
достижения героев и защитников Отечества в прошлом и
современности.
Принимающий
участие
в
мероприятиях
патриотической
направленности
Учимся давать определения
Духовно-нравственное воспитание
понятиям
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего
народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные
Как задавать вопросы
нормы народов России, российского общества в ситуациях

1
1

1
1

8
9
10
11
12
13

14

15

Учимся выделять главное и нравственного выбора (с учѐтом национальной, религиозной
второстепенное
принадлежности).
Выражающий готовность оценивать своѐ поведение и поступки,
Как делать схемы
поведение и поступки других людей с позиций традиционных
российских духовно-нравственных ценностей и норм с учѐтом
Как работать с книгой
осознания последствий поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков,
Что такое парадоксы
поведения, противоречащих традиционным в России духовнонравственным нормам и ценностям.
Мысленные эксперименты и Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в
эксперименты на моделях
условиях индивидуального и общественного пространства, значение
и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей,
Реальные эксперименты
народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов,
Как сделать сообщение о вероисповеданий.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным
результатах исследования
семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку
и литературе как части духовной культуры своего народа,
российского общества.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового
искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание их влияния на поведение людей.
Сознающий роль художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение
нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в
художественном творчестве.
Исследовательская практика. 4 часа
Тренировочные занятия по
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья
методике
проведения и эмоционального благополучия

1
1
1
1
1
1
1

1

16
17

18

самостоятельных
исследований.
Индивидуальные занятия по
методике
проведения
самостоятельных
исследований.
Экспресс-исследования.
(Экскурсия)
Экспресс-исследование
«Какие коллекции собирают
люди?»

Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение
личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий
правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в
информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления
алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей),
понимание их последствий, вреда для физического и психического
здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своѐ
и других людей), стремящийся управлять собственным
эмоциональным состоянием.
Способный
адаптироваться
к
меняющимся
социальным,
информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и
труда различного рода, в том числе на основе применения
предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления
навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной
профессиональной самореализации в российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в
семье, общеобразовательной организации, своей местности)
технологической и социальной направленности, способный
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого
рода деятельность.
Выражающий готовность к осознанному выбору и построению
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учѐтом личных и общественных интересов, потребностей.
Исследовательская практика.10ч.

1

1
1

Индивидуальная работа по
теме собственного
исследования

19-28

29

30

31 -32

33 -34

Мини – конференция по
итогам
экспресс
–
исследований.
Мини – конференция по
итогам
собственных
исследований.
Участие
в
защитах
исследовательских работ и
творческих
проектов
обучающихся
старших
классов.
Участие
в
защитах
исследовательских работ и
творческих
проектов
одноклассников.

Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер экологических
проблем, путей их решения, значение экологической культуры
человека, общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной
сред.
Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред
природе.
Ориентированный на применение знаний естественных и
социальных наук для решения задач в области охраны природы,
планирования своих поступков и оценки их возможных последствий
для окружающей среды.
Участвующий в практической деятельности экологической,
природоохранной направленности.
Мониторинг.6ч.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы в разных предметных
областях с учѐтом индивидуальных интересов, способностей,
достижений.
Ориентированный
в деятельности на систему научных
представлений о закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой.
Развивающий навыки использования различных средств познания,
накопления знаний о мире (языковая, читательская культура,
деятельность в информационной, цифровой среде).
Демонстрирующий навыки наблюдения, накопления фактов,
осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях
познания, исследовательской деятельности

1

1

1

1

1

Календарно - тематическое планирование
5 класс
№
урока
1
2
3
4
5

Тема урока
Что такое исследование?
Наблюдение и наблюдательность
Что такое эксперимент.
Учимся вырабатывать гипотезы.
Знакомство с логикой.

Формы работы
Тренинг 14 часов
Диалог Групповая работа
Групповая работа
Работа в парах Аналитическая
беседа
Групповая работа
Работа в парах Аналитическая
беседа

Количест
во часов
1
1
1
1
1

6

Учимся давать определения понятиям

Работа в парах

1

7

Как задавать вопросы
Учимся выделять главное и второстепенное

Круглый стол
Диалог Индивидуальная работа

1
1

8
9
10
11
12
13
14

15
16

Как делать схемы
Аналитическая беседа
Как работать с книгой
Работа в группах
Что такое парадоксы
Круглый стол
Мысленные эксперименты и эксперименты на
Дискуссия
моделях
Реальные эксперименты
Работа в парах
Как
сделать
сообщение
о
результатах Аналитическая беседа
исследования
Исследовательская практика. 4 часа
Тренировочные занятия по методике проведения Индивидуальна я работа
самостоятельных исследований.
Индивидуальные занятия по методике
Аналитическая беседа
проведения самостоятельных исследований.

1
1
1
1
1
1

1
1

план

факт

корректировка

17
18

19-28

29
30
31 -32
33 -34

Экспресс-исследования. (Экскурсия)
Экспресс-исследование «Какие коллекции
собирают люди?»

Групповая работа
Групповая работа

Исследовательская практика.10ч.
Индивидуальная работа по теме собственного
Групповая работа
исследования
Мониторинг.6ч.
Групповая работа

Мини – конференция по итогам экспресс –
исследований.
Мини – конференция по итогам собственных
Мини-проект
исследований.
Участие в защитах исследовательских работ и Групповая работа
творческих проектов обучающихся старших
классов.
Участие в защитах исследовательских работ и
Мини-проект
творческих проектов одноклассников.

1
1

1

1
1
1

1

6 класс
№
урока

Тема урока

Формы работы

Количест
во часов

Тренинг 14 часов
1
2
3
4
5

Что такое исследование?
Наблюдение и наблюдательность
Что такое эксперимент.
Учимся вырабатывать гипотезы.
Знакомство с логикой.

Диалог Групповая работа
Групповая работа
Работа в парах Аналитическая
беседа
Групповая работа
Работа в парах Аналитическая
беседа

1
1
1
1
1

план

факт

корректировка

6

Учимся давать определения понятиям

Работа в парах

7

Как задавать вопросы
Учимся выделять главное и второстепенное

1
1
1

12

Круглый стол
Диалог Индивидуальна я
работа
Как делать схемы
Аналитическая беседа
Как работать с книгой
Работа в группах
Что такое парадоксы
Круглый стол
Мысленные эксперименты и эксперименты на Дискуссия
моделях

13

Реальные эксперименты

1

14

Как
сделать
исследования

8
9
10
11

Работа в парах

сообщение

о

результатах Аналитическая беседа

1
1
1
1

1

Исследовательская практика. 4 часа
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Тренировочные занятия по методике проведения Индивидуальна я работа
самостоятельных исследований.
Индивидуальные
занятия
по
методике Аналитическая беседа
проведения самостоятельных исследований.
Экспресс-исследования. (Экскурсия)
Групповая работа

1

Экспресс-исследование
собирают люди?»

1

«Какие

коллекции Групповая работа

Исследовательская практика.10ч.
Индивидуальная работа по теме собственного
Групповая работа
исследования

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

27
28
29
30
31
32
33
34

Мониторинг.6ч.
Мини – конференция по итогам экспресс – Групповая работа
исследований.
Мини – конференция по итогам собственных Мини-проект
исследований.
Участие в защитах исследовательских работ и Групповая работа
творческих проектов обучающихся старших
классов.
Участие в защитах исследовательских работ и Мини-проект
творческих проектов одноклассников.

1
1
1
1
1
1

7 класс
№
урока
1
2
3
4
5

Тема урока
Что такое исследование?
Наблюдение и наблюдательность
Что такое эксперимент.
Учимся вырабатывать гипотезы.
Знакомство с логикой.

Формы работы
Тренинг 14 часов
Диалог Групповая работа
Групповая работа
Работа в парах Аналитическая
беседа
Групповая работа
Работа в парах Аналитическая
беседа

Количест
во часов
1
1
1
1
1

6

Учимся давать определения понятиям

Работа в парах

1

7

Как задавать вопросы
Учимся выделять главное и второстепенное

Круглый стол
Диалог Индивидуальная работа

1
1

Как делать схемы
Как работать с книгой
Что такое парадоксы

Аналитическая беседа
Работа в группах
Круглый стол

1
1
1

8
9
10
11

план

факт

корректировка

12
13
14

15
16
17
18

19-28

29
30
31 -32
33 -34

Мысленные эксперименты и эксперименты на
Дискуссия
моделях
Реальные эксперименты
Работа в парах
Как
сделать
сообщение
о
результатах Аналитическая беседа
исследования
Исследовательская практика. 4 часа
Тренировочные занятия по методике проведения Индивидуальна я работа
самостоятельных исследований.
Индивидуальные занятия по методике
Аналитическая беседа
проведения самостоятельных исследований.
Экспресс-исследования. (Экскурсия)
Групповая работа
Экспресс-исследование «Какие коллекции
Групповая работа
собирают люди?»
Исследовательская практика.10ч.
Индивидуальная работа по теме собственного
Групповая работа
исследования
Мониторинг.6ч.
Групповая работа

Мини – конференция по итогам экспресс –
исследований.
Мини – конференция по итогам собственных
Мини-проект
исследований.
Участие в защитах исследовательских работ и Групповая работа
творческих проектов обучающихся старших
классов.
Участие в защитах исследовательских работ и
Мини-проект
творческих проектов одноклассников.

1
1
1

1
1
1
1

1

1
1
1

1

8 класс
№
урока

Тема урока

Формы работы
Тренинг 14 часов

Количест
во часов

план

факт

корректировка

1
2
3
4
5

Что такое исследование?
Наблюдение и наблюдательность
Что такое эксперимент.
Учимся вырабатывать гипотезы.
Знакомство с логикой.

Диалог Групповая работа
Групповая работа
Работа в парах Аналитическая
беседа
Групповая работа
Работа в парах Аналитическая
беседа

1
1
1
1
1

6

Учимся давать определения понятиям

Работа в парах

1

7

Как задавать вопросы
Учимся выделять главное и второстепенное

Круглый стол
Диалог Индивидуальная работа

1
1

8
9
10
11
12
13
14

15
16
17
18

19-28

Как делать схемы
Аналитическая беседа
Как работать с книгой
Работа в группах
Что такое парадоксы
Круглый стол
Мысленные эксперименты и эксперименты на
Дискуссия
моделях
Реальные эксперименты
Работа в парах
Как
сделать
сообщение
о
результатах Аналитическая беседа
исследования
Исследовательская практика. 4 часа
Тренировочные занятия по методике проведения Индивидуальна я работа
самостоятельных исследований.
Индивидуальные занятия по методике
Аналитическая беседа
проведения самостоятельных исследований.
Экспресс-исследования. (Экскурсия)
Групповая работа
Экспресс-исследование «Какие коллекции
Групповая работа
собирают люди?»
Исследовательская практика.10ч.
Индивидуальная работа по теме собственного
Групповая работа
исследования

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1

29
30
31 -32
33 -34

Мониторинг.6ч.
Групповая работа

Мини – конференция по итогам экспресс –
исследований.
Мини – конференция по итогам собственных
Мини-проект
исследований.
Участие в защитах исследовательских работ и Групповая работа
творческих проектов обучающихся старших
классов.
Участие в защитах исследовательских работ и
Мини-проект
творческих проектов одноклассников.

1
1
1

1

9 класс
№
урока
1
2
3
4
5

Тема урока
Что такое исследование?
Наблюдение и наблюдательность
Что такое эксперимент.
Учимся вырабатывать гипотезы.
Знакомство с логикой.

Формы работы
Тренинг 14 часов
Диалог Групповая работа
Групповая работа
Работа в парах Аналитическая
беседа
Групповая работа
Работа в парах Аналитическая
беседа

Количест
во часов
1
1
1
1
1

6

Учимся давать определения понятиям

Работа в парах

1

7

Как задавать вопросы
Учимся выделять главное и второстепенное

Круглый стол
Диалог Индивидуальная работа

1
1

Как делать схемы
Как работать с книгой
Что такое парадоксы
Мысленные эксперименты и эксперименты на
моделях

Аналитическая беседа
Работа в группах
Круглый стол
Дискуссия

1
1
1
1

8
9
10
11
12

план

факт

корректировка

13
14

15
16
17
18

19-28

29
30
31 -32
33 -34

Реальные эксперименты
Как
сделать
сообщение
исследования

о

Работа в парах
результатах Аналитическая беседа

Исследовательская практика. 4 часа
Тренировочные занятия по методике проведения Индивидуальна я работа
самостоятельных исследований.
Индивидуальные занятия по методике
Аналитическая беседа
проведения самостоятельных исследований.
Экспресс-исследования. (Экскурсия)
Групповая работа
Экспресс-исследование «Какие коллекции
Групповая работа
собирают люди?»
Исследовательская практика.10ч.
Индивидуальная работа по теме собственного
Групповая работа
исследования
Мониторинг.6ч.
Групповая работа

Мини – конференция по итогам экспресс –
исследований.
Мини – конференция по итогам собственных
Мини-проект
исследований.
Участие в защитах исследовательских работ и Групповая работа
творческих проектов обучающихся старших
классов.
Участие в защитах исследовательских работ и
Мини-проект
творческих проектов одноклассников.

1
1

1
1
1
1

1

1
1
1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».