ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы «Основы смыслового чтения» определена требованиями ФГОС ООО к образовательному результату,
определяющему значимость формирования функциональной грамотности, читательской компетентности учащихся. Программа является
необходимым дополнением к методическому сопровождению всех учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения
является стратегической линией школьного образования в целом. Все занятия имеют практическую прикладную направленность,
метапредметных по содержанию и способам деятельности.
Программа учебного курса «Основы смыслового чтения» адресована учащимся 5 класса общеобразовательной школы и является
необходимым дополнением к программам всех учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения является
стратегической линией школьного образования в целом.
Программа курса рассчитана на один год с проведением занятий 1 час в неделю. Реализация программы предполагает использование форм
работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы,
проектную и исследовательскую деятельность.
Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для формирования и оценки функциональной грамотности,
размещенные на портале Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/), портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru/),
электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/ func/), материалы из пособий «Функциональная
грамотность. Учимся для жизни» (17 сборников) издательства «Просвещение»
Читательская грамотность «Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них
и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»1.
Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что
читательская грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Модуль
«Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными,
множественными), нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и
второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения факта и мнения,
содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а
также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать надежность источника и
достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою
точку зрения.
Цель и задачи курса
Цель программы - создание условий для формирования и развития умений смыслового чтения обучающихся основной школы.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
развивать навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных,
научно-познавательных текстов, инструкций посредством консолидации возможностей всех без исключения учебных предметов;
способствовать участию обучающихся в образовательных событиях разного уровня, направленных на развитие смыслового чтения и
работы с текстом;
обеспечивать общее развитие школьника, глубокое понимание научных и художественных текстов различного уровня сложности;
обеспечивать осмысление текстовой информации, учить приобретать и систематизировать научные знания;
развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой
информации, умения пользоваться различными видами чтения);
развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру;
обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его
участников;
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТНОГО КУРСА
Виды чтения. Речь книжная и разговорная. Роль заглавия и эпиграфа. Главная и второстепенная информация в тексте. Тестовая работа по
применению умений работать с информацией и выделять главную мысль. Строение текстов разных типов речи. Смысловые части текста,
микротема, абзац, план текста. Работа с несплошными текстами. «Толстые» и «тонкие вопросы». Составление кластера. Выражение
собственного мнения о прочитанном. Отзыв. Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТНОГО КУРСА
Рабочая программа позволяет добиваться следующих результатов:
Личностные:
обучающиеся научатся
-осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности,
удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;
-использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на
основе прочитанных текстов.
Метапредметные:
Регулятивные
обучающиеся научатся:
-элементарными навыками работы с книгой;
-умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный,
изучающий/ аналитический);
-элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных).
обучающиеся получат возможность научиться:
-определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
-предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
-осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
Познавательные
учащиеся научатся:
-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
-осуществлять смысловое чтение;
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
-определять главную тему, общую цель или назначение текста;
-предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт;
-находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
-находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и
доказательную и т.п.;
-выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;
-выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
обучающиеся получат возможность научиться:
-выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста;
-объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
-интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, определять
причинно-следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста;
-задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
-прогнозировать содержание текста;
-находить скрытую информацию в тексте.
Коммуникативные
учащиеся научатся:
-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
-определять цели, распределять функции и роли участников;
-взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов;
-слушать партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
-разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности
Предметные результаты освоения программы основного общего образования представлены с учетом специфики содержания предметных
областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке читательской грамотности.
Занятия по читательской грамотности в рамках курса вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной
области «Русский язык и литература».
По учебному предмету «Русский язык»:
- понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых, публицистических, художественных текстов
различных функционально-смысловых типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста;
-формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них;
подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста;
- овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной
информации, явной и скрытой информации в тексте;
- представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или
его фрагмента;
- извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею;
- анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи;
- определение лексического значения слова разными способами (установление значения слова по контексту).
По учебному предмету «Литература»:
- овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и
оценивать прочитанное;
- умение анализировать произведение в единстве формы и содержания;
- определять тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая
художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии;
- выявлять особенности языка художественного произведения;
- овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведений (в том числе с
использованием методов смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов,
жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой,
адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа).
Связь с программой воспитания
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной
деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстникам
(школьниками), принципы учебной дисциплины самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке
социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;
-демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам
социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержку исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы,
навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА
ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ
ЭЛЕКТРОННЫХ (ЦИФРОВЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ.
№
п/п
Наименование тем
всего
Количество часов
контрольные работы
практические
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
1
Виды чтения.
2
https://fg.resh.edu.ru/
2
Как выбрать книгу?
2
http://skiv.instrao.ru/
3
Ставим цель (знаю-хочу узнать –
узнал)
2
https://fg.resh.edu.ru/.
4
Роль заглавия и эпиграфа
2
http://skiv.instrao.ru/bank -
5
Главная и второстепенная информация
в тексте
Практикум по применению умений
работать с информацией и выделять
главную мысль
Как построен текст? (Строение текстов
разных типов речи)
Учимся читать несплошной текст
2
https://fg.resh.edu.ru/.
9
Практическая работа. Погружение в
текст.
1
10
4
http://skiv.instrao.ru/bank -
11
Смысловые части текста, микротема,
абзац, план текста.
«Толстые» и «тонкие вопросы»
1
https://fg.resh.edu.ru/.
12
Учимся составлять кластер
1
http://skiv.instrao.ru/bank -
6
7
8
1
1
https://fipi.ru/otkrytyy-bankzadani-chitatelskoigramotnosti
2
http://skiv.instrao.ru/ -
2
1
https://fg.resh.edu.ru/.
13
Микротемы. План текста
2
https://fg.resh.edu.ru/.
14
Учимся писать отзыв
2
http://skiv.instrao.ru/bank -
15
2
http://skiv.instrao.ru/bank -
16
Перекодирование информации:
пометки, выписки, цитаты
Типы текстов
3
https://fg.resh.edu.ru/.
17
Работа с текстом
2
http://skiv.instrao.ru/bank -
18
Итоговое занятие. Анализ текста
1
1
Итого:
34
3
Приложение 1 к рабочей программе
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
1
Виды чтения.
1
2
Виды чтения.
1
Всего
Контр
ольные
работ
ы
Дата
Практические
работы
Функциональная
грамотность
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
план
6.09
Осмысление
информации,
осуществляя
мыслительные
операции анализа и
выделения главной и
второстепенной,
явной и скрытой
информации
13.09
https://multiurok.ru
3
Как выбрать книгу?
1
https://ya.ru
20.09
4
Как выбрать книгу?
1
http://fcior.edu.ru
27.09
5
Ставим цель (знаю-хочу узнать
–узнал)
Ставим цель (знаю-хочу узнать
–узнал)
1
6
1
4.10
https://fioco.ru
11.10
факт
7
Роль заглавия и эпиграфа
1
8
Роль заглавия и эпиграфа
1
https://fioco.ru
Выявлять и
определять причинноследственные связи,
устанавливать
аналогии и сравнения
18.10
25.10
http://ru.wikipcdia.org
9
Главная и второстепенная
информация в тексте
1
8.11
10
Главная и второстепенная
информация в тексте
1
15.11
11
Практикум по применению
умений работать с
информацией и выделять
главную мысль
1
22.11
Как построен текст? (Строение
текстов разных типов речи)
1
13
Как построен текст? (Строение
текстов разных типов речи)
1
14
Учимся читать несплошной
текст
1
15
Учимся читать несплошной
1
12
http://www.slovari.ru
1
Извлекать
информацию,необхо
димую для
выполнения задания
по тексту
29.11
http://www.slovari.ru
6.12
http://ru.wikipcdia.org
13.12
20.12
текст
Практическая работа.
Погружение в текст.
1
Смысловые части текста,
микротема, абзац, план текста.
Смысловые части текста,
микротема, абзац, план текста.
1
1
21
Смысловые части текста,
микротема, абзац, план текста.
Смысловые части текста,
микротема, абзац, план текста.
«Толстые» и «тонкие вопросы»
22
Учимся составлять кластер
1
23
Микротемы. План текста
1
http://skiv.instrao.ru
7.03
24
Микротемы. План текста
1
http://skiv.instrao.ru
14.03
25
Учимся писать отзыв
1
26
Учимся писать отзыв
1
27
Перекодирование информации:
пометки, выписки, цитаты
1
16
17
18
19
20
1
Извлекать
информацию,необход
имую для выполнения
заданияпо тексту
27.12
http://skiv.instrao.ru
17.01
http://skiv.instrao.ru
1
24.01
31.01
1
http://skiv.instrao.ru
7.02
1
http://skiv.instrao.ru
14.02
28.02
21.03
Извлекать
информацию,необхо
димую для
выполнения задания
по тексту
http://skiv.instrao.ru
4.04
http://skiv.instrao.ru
11.04
1
29
Перекодирование информации:
пометки, выписки, цитаты
Типы текстов
30
Типы текстов
1
31
Типы текстов
1
9.05
32
Работа с текстом
1
16.05
33
Работа с текстом
1
34
Итоговое занятие. Анализ
текста
Итого часов
1
1
34
3
28
18.04
1
Выделять
обобщения,
сделанные в тексте.
http://fcior.edu.ru
25.04
http://lib.ru
2.05
Выделять
обобщения,
сделанные в тексте.
2305
http://fcior.edu.ru
22.05
Приложение 2 к рабочей программе
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1.Федоров В.В., Гончарук С. Ю., Баканова М.А. Сборник задач по формированию читательской грамотности/Просвещение
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Рекомендации по формированию читательской грамотности обучающихся 5-9-х классов Института стратегии развития образования РАО
2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. / Под
ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011.
3. Валгина Н.С. Теория текста. М.: — Логос, 2003.
4. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика: учебное пособие. — М.: Форум, 2015.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1.Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
2. Банк заданий по читательской грамотности Института развития образования РАО http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
3. Служба русского языка, словари, справочная литература http://www.slovari.ru
4. Библиотека http://lib.ru
5. Википедия https://ru.wikipedia.org
6. Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru ;http://school-collection.edu.ru