ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА среднего общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения Южно-Дубровинской средней общеобразовательной школы
Описание образовательной программы
Описание
основной
образовательной программы среднего общего образования муниципального
автономного общеобразовательного учреждения Южно-Дубровинской средней
общеобразовательной школы
Основная
образовательная программа среднего общего образования МАОУ Южно-Дубровинской
средней общеобразовательной школы
разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования к структуре основной
образовательной программы, Конституции Российской Федерации, Конвенции ООН о
правах ребенка, учитывает региональные, национальные и этнокультурные
потребности народов Российской Федерации, обеспечивает достижение обучающимися
образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными ФГОС
СОО, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию
образовательной деятельности на уровне среднего общего образования и
реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную
деятельность с соблюдением требований государственных
санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Программа
содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
В
соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»
основное общее образование является необходимым уровнем образования.
Целями
реализации основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ
Южно-Дубровинской средней общеобразовательной школы и её структурного подразделения:
Ивановская СОШ структурное подразделение МАОУ Южно-Дубровинской СОШ являются:
–
становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности и уникальности,
осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность
к самоопределению;
– достижение выпускниками планируемых
результатов: компетенций и компетентностей, определяемых личностными,
семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями
обучающегося старшего школьного возраста, индивидуальной образовательной
траекторией его развития и состоянием здоровья. Достижение поставленных целей
при разработке и реализации образовательной организацией основной
образовательной программы среднего общего образования предусматривает решение
следующих основных задач:
– формирование российской гражданской
идентичности обучающихся;
–
сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия
многонационального народа Российской Федерации, реализация права на изучение
родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального
народа России;
–
обеспечение равных возможностей получения качественного среднего общего
образования;
-
обеспечение достижения обучающимися образовательных результатов в соответствии
с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным
стандартом среднего общего образования (далее – ФГОС СОО);
–
обеспечение реализации бесплатного образования на уровне среднего общего
образования в объеме основной образовательной программы, предусматривающей
изучение обязательных учебных предметов, входящих в учебный план (учебных
предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных
предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных
предметов, в том числе на углубленном уровне), а также внеурочную деятельность;
– установление требований к воспитанию и
социализации обучающихся, их самоидентификации посредством личностно и
общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления,
осознанного выбора профессии, понимание значения профессиональной деятельности
для человека и общества, в том числе через реализацию образовательных программ,
входящих в основную образовательную программу;
–
обеспечение преемственности основных образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования;
–
развитие государственно-общественного управления в образовании;
– формирование основ оценки результатов
освоения обучающимися основной образовательной программы, деятельности
педагогических работников, организаций, осуществляющих образовательную
деятельность;
–
создание условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования
здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся.
В
основе разработки основной образовательной программы основного общего
образования лежат следующие принципы и подходы:
Методологической
основой ФГОС СОО является системно-деятельностный подход, который предполагает:
– формирование готовности обучающихся к саморазвитию
и непрерывному образованию; – проектирование и конструирование развивающей
образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность;
–
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
– построение образовательной деятельности с
учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических
особенностей и здоровья обучающихся.
Основная
образовательная программа формируется на основе системно-деятельностного
подхода. В связи с этим личностное, социальное, познавательное развитие
обучающихся определяется характером организации их деятельности, в первую
очередь учебной, а процесс функционирования образовательной организации,
отраженный в основной образовательной программе (ООП), рассматривается как
совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования;
содержания образования на уровне среднего общего образования; форм, методов,
средств реализации этого содержания (технологии преподавания, освоения,
обучения); субъектов системы образования (педагогов, обучающихся, их родителей
(законных представителей)); материальной базы как средства системы образования,
в том числе с учетом принципа преемственности начального общего, основного
общего, среднего общего, профессионального образования, который может быть реализован
как через содержание, так и через формы, средства, технологии, методы и приемы
работы.
Основная
образовательная программа при конструировании и осуществлении образовательной
деятельности ориентируется на личность как цель, субъект, результат и главный
критерий эффективности, на создание соответствующих условий для саморазвития
творческого потенциала личности. Осуществление принципа
индивидуально-дифференцированного подхода позволяет создать оптимальные условия
для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося.
Основная
образовательная программа формируется с учетом психолого-педагогических
особенностей развития детей 15–18 лет, связанных:
–
с формированием у обучающихся системы значимых социальных и межличностных
отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские
позиции в деятельности, ценностных ориентаций, мировоззрения как системы
обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности, других
людях и самом себе, готовности руководствоваться ими в деятельности;
–
с переходом от учебных действий, характерных для основной школы и связанных с
овладением учебной деятельностью в единстве мотивационно-смыслового и
операционно-технического компонентов, к учебно-профессиональной деятельности, реализующей
профессиональные и личностные устремления обучающихся.
Ведущее
место у обучающихся на уровне среднего общего образования занимают мотивы,
связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с
дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный
смысл и становятся действенными;
–
с освоением видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного
предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и
социально-проектных ситуациях, с появлением интереса к теоретическим проблемам,
к способам познания и учения, к самостоятельному поиску учебно-теоретических
проблем, способности к построению индивидуальной образовательной траектории;
–
с формированием у обучающихся научного типа мышления, овладением научной
терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами;
–
с самостоятельным приобретением идентичности;
–
повышением требовательности к самому себе;
–
углублением самооценки; большим реализмом в формировании целей и стремлении к
тем или иным ролям;
–
ростом устойчивости к фрустрациям; усилением потребности влиять на других
людей. Переход обучающегося в старшую школу совпадает с первым периодом юности,
или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления
личностных черт. Центральным психологическим новообразованием юношеского возраста
является предварительное самоопределение, построение жизненных планов на
будущее, формирование идентичности и устойчивого образа «Я». Направленность
личности в юношеском возрасте характеризуется ее ценностными ориентациями,
интересами, отношениями, установками, мотивами, переходом от подросткового
возраста к самостоятельной взрослой жизни. К этому периоду фактически
завершается становление основных биологических и психологических функций,
необходимых взрослому человеку для полноценного существования. Социальное и
личностное самоопределение в данном возрасте предполагает не столько
эмансипацию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места
во взрослом мире.
Основная
образовательная программа формируется с учетом принципа демократизации, который
обеспечивает формирование и развитие демократической культуры всех участников
образовательных отношений на основе сотрудничества, сотворчества, личной
ответственности в том числе через развитие органов государственно-общественного
управления образовательной организацией. Основная образовательная программа
МАОУ Южно-Дубровинской СОШ формируется в соответствии с требованиями ФГОС СОО и
с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и запросов обучающихся и их
родителей (законных представителей) при получении среднего общего образования,
а также значимость данного уровня общего образования для продолжения обучения в
профессиональной образовательной организации или образовательной организации
высшего образования, профессиональной деятельности и успешной социализации.
Основная
общеобразовательная программа среднего общего образования разработана
педагогическим коллективом МАОУ Южно-Дубровинской СОШ совместно с Управляющим
Советом школы, обеспечивающим государственно-общественный характер управления
образовательным учреждением, с учетом типа и вида образовательного учреждения,
рассмотрена на заседании педагогического совета, утверждена приказом директора
школы.