2 Пояснительная записка Данная рабочая программа предназначена для обучающихся 8 класса с умственной отсталостью легкой степени и составлена с нагрузкой 4 часа в неделю, что составляет 136 часов в год Для реализации данной программы используется следующий учебно-методический комплекс: 1. А. И. Галина, Е.Ю. Головинская, технология, «Подготовка младшего обслуживающего персонала», учебник для 8 класса для учащихся с ОВЗ (умственная отсталость, тяжёлые и множественные нарушения развития), обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, - Самара: Современные образовательные технологии, 2019. – 112с. 2. Е.Ю. Головинская, технология, «Подготовка младшего обслуживающего персонала» рабочая тетрадь для 8 класса для учащихся с ОВЗ (умственная отсталость, тяжёлые и множественные нарушения развития), обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, Самара, 2015.- 64с. Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата Слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, работа с учебником, беседа, наблюдение, тестирование, 3 самостоятельная работа, работа с технологическими картами, работа с раздаточным инвентарем, самостоятельное составление плана работы, выполнение аппликаций из бумаги и ткани, рабочие приемы с ножницами, с хозинвентарем для уборки помещения и территории школы, организация рабочего места, уборка помещений и пришкольной территории, изготовление полезного предмета и его конечного результата. 3. Содержание учебного предмета. Вводное занятие -знакомство с содержанием профиля трудовое обучения «Подготовка младшего обслуживающего персонала»; -знакомство с правилами техники безопасности и внутренним распорядком в мастерской; -знакомство с санитарно-гигиеническими требованиями. Гигиена ближайшего окружения. Теоретические сведения. Почему надо соблюдать правила в общественных местах. Как ветер помогает беречь природу. Уход за растениями обеспечивает нас чистым воздухом. Гигиена дыхания. Откуда берется мусор и мусорная проблема. Зачем нужен раздельный сбор мусора. Международная маркировка изделий из пластика. Какую пользу дает переработка пластика. Как пластик превращается в джинсы и футболки. Каждый человек может защитить окружающий мир. Практические работы. Сделать вертушку. Укрепить ее во дворе и понаблюдать за ней. Уход за растениями на пришкольном участке. Уборка территории. Раздельный сбор мусора. Сделать книжку – памятку ко Дню Земли. Практическое повторение по теме: «Гигиена ближайшего окружения». 4 Сохранение и поддержка здоровья. Теоретические сведения. Доврачебная помощь. Вызов врача домой. Полис обязательного медицинского страхования ОМС. Обращение в поликлинику. Электронная очередь в поликлинике. Кто лечит пациентов в поликлинике. Стационар. Палата. Больничный режим. Практические работы. Оказание первой помощи заболевшему. Вызов врача на дом. Диалог – способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения, умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, умение задавать уточняющие вопросы и отвечать на них. Формулировать суть проблемы, сообщать необходимые данные, пользоваться телефоном. Пользоваться документами: амбулаторная карта, талон на прием, больничный лист, полис обязательного медицинского страхования. Пользоваться расписанием врачей. Ориентироваться в поликлинике. Вызов врача на дом. Пользоваться тонометром, термометром, бинтом, пластырем. Практическое повторение по теме: «Сохранение и поддержка здоровья» Уборка помещений. Теоретические сведения. Уход за твердыми полами. Источники естественного и искусственного света. Подготовка окна к мойке. Мойка оконного переплета и подоконника. Мойка оконных стекол. Чистка зеркал пластиковых перегородок, стеклянных дверей. Уход за мебелью. Ежедневная уборка помещений. Ежедневная регулярная уборка жилого помещения. Ежедневный уход за полами и напольным покрытием. Объекты генеральной уборки жилого помещения. Чистка санитарно – технического оборудования. Чистка раковины и ванны. Чистка унитаза. Практические работы. Подготовка инвентаря и материалов к уборке. Распределение помещений для уборки. Проведение уборки. Чистка санитарно – технического оборудования. 5 Практическое повторение по теме: «Уборка помещений» Уход за одеждой. Теоретические сведения. Стирка белья и одежды. Что делать с грязной одеждой. Правила совместимости при стирке. Ручная стирка. Порядок ручной стирки. Глажение. Подготовка рабочего места. Подготовка утюга к глажению. Подготовка белья к глажению. Глажение юбок. Глажение брюк. Глажение рубашек. Блузок. Использование гладильной доски для рукавов. Глажение спинки рубашки. Инструменты, приспособления и материалы для мелкого ремонта одежды. Как пришить пуговицу. Мелкий ремонт одежды. Практические работы. Сортировка белья. Подготовка белья к стирке. Выбор моющего средства. Закладывание в барабан машины белья в соответствии с программой стирки. Отмеривание и засыпание стирального порошка. Установка программы стирки. Ручная стирка белого и цветного белья. Сушка белья. Подготовка рабочего места для утюжки. Установка терморегулятором теплового режима утюжки. Утюжка и складывание мужских брюк, рубашки, женских блузок, юбок. Пришивание пуговиц. Мелкий ремонт одежды. Практическое повторение по теме: «Уход за одеждой» Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета: -воспитание положительного отношения к труду; -успешная социальная адаптация учащихся со сложным дефектом; - развитие навыков и умения работы с бумагой, картоном, тканью; -формирование умения ухаживать за комнатными и садовыми растениями; уборки помещений, пришкольной территории; -расширение кругозора учащихся и пополнение их словарного запаса; - развитие элементарных аналитических способностей, памяти, внимания, мышления, пространственного воображения; -развитие глазомера, мелкой моторики рук, сенсомоторики; - воспитание усидчивости, терпения, целенаправленности действий, критичности, волевых качеств; формирование коммуникативных качеств обучающихся. 6 Межпредметные связи учебного предмета. Учебный предмет «Профессиональное трудовое обучение» тесно взаимосвязан со следующими предметами: математика: нумерация чисел, меры длины, арифметические действия; письмо и развитие речи: письменные ответы на вопросы по тексту; чтение и развитие речи: связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам, пересказ, правильное построение фразы, чтениетекстов в учебнике; природоведение: строение цветка, дерева, уход за комнатными растениями; изобразительное искусство: зарисовки различных инструментов и приспособлений; социально – бытовая ориентировка: расширение понятий, относящихся к личной гигиене, самообслуживанию, предметам быта, бытовомутруду. 7