РП по курсу русский язык 10 класса на 2023-2024

Планируемые результаты освоения учебного курса «Русский язык. 10 класс».
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям; (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.06.2017 N 613)
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей,
умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645)
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных
и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных
ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения курса.
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном
общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные
говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение
языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.
Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты.
Речь. Речевое общение
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных
монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения.
Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.

Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный,
официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского
языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного,
публицистического, официально-делового стилей.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление,
статья, интервью, очерк, отзыв и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной
речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функциональносмысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного
русского языка. Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная
целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи.
Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью.
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и
публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского литературного языка: орфоэпические (произносительные и
акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические. Орфографические нормы,
пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в
речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.

Содержание учебного курса «Русский язык».
Речь и речевое общение
1.
Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды.
Диалог и его виды.
2.
Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение
диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов
говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального
межличностного общения.
Речевая деятельность
1.
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения и
письма.
2.
Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста,
воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания, прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развѐрнутом виде в
соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения,
приѐмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение
содержания, прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной
направленности с учѐтом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определѐнную тему; поиск, анализ и
преобразование информации, извлечѐнной из различных источников.
Текст
1.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста.
Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно- стилистического членения текста.
Функционально-смысловые
типы речи: описание,
повествование, рассуждение.
Структура текста. План и тезисы как виды информационной переработки текста.
2.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи.
Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых
особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения. Создание
текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и
др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания. Составление плана текста, тезисов.

Функциональные разновидности языка
1.
Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официальноделовой; язык художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка,
доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).
2.
Установление принадлежности текста к определѐнной функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний
разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление, повествование, описание, рассуждение.
Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7–8
9
10
11
12
13 –
14
15
16
17
18 –

Тема занятия

Кол-во
часов

Вводное занятие. О структуре экзаменационного сочинения.
Знакомство с критериями оценивания задания 27 ЕГЭ.
Тема текста и проблематика текста: в чем отличие? Типы проблем. Составление таблицы.
Способы выявления основных проблем в тексте. Практикум. Выбор одной проблемы из нескольких.
Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы.
Работа над типичными ошибками при формулировании проблемы. Редактирование.
Практикум по выявлению проблематики текста.
Авторская позиция. Знакомство с информацией об авторе текста. Способы ее включения в сочинение.
Авторская позиция. Как определить авторскую позицию в тексте? Типовые конструкции для выражения авторской
позиции.
Автор и рассказчик: в чем разница?
Работа над типичными ошибками при формулировании позиции автора.
Практикум по определению позиции автора.

1
1
1
1
1
1
2
1
1

Авторский комментарий к проблеме текста. Поиск доказательств самого автора в предложенных текстах.
Примеры из текста, смысловая связь между ними.
Примеры из текста, смысловая связь между ними. Практикум.
Отработка умений оформления всех частей сочинения: проблема, 2 примера, смысловая связь, точка зрения автора,

1
1
1
2

1
1
2

19
20 –
21
22
23
24 –
25
26
27 –
28
29 –
30
31 –
34

собственное мнение, суждение, вывод.
Отработка умений оформления всех частей сочинения: проблема, 2 примера, смысловая связь, точка зрения автора,
собственное мнение, суждение, вывод.
Структура аргумента. Практикум.
Типовые конструкции для выражения собственной точки зрения.
Аргументация собственной точки зрения по проблеме. Практикум.

2
1
1
2

Композиция сочинения. Основные средства связи между абзацами, предложениями.
Виды и формы вступления. Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении. Практикум.

1
2

Анализ ученических сочинений. Коррекция ошибок. Устранение недочетов.

2

Практикум по написанию сочинения (на материале текстов из вариантов ЕГЭ 2020).

4

Всего

34

Приложение к рабочей программе

Календарно-тематическое планирование
Тема
Вводное занятие. О структуре экзаменационного сочинения.
Знакомство с критериями оценивания задания 27 ЕГЭ.
Тема текста и проблематика текста: в чем отличие? Типы проблем. Составление таблицы.
Способы выявления основных проблем в тексте. Практикум. Выбор одной проблемы из нескольких.
Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы.
Работа над типичными ошибками при формулировании проблемы. Редактирование.
Практикум по выявлению проблематики текста.
Авторская позиция. Знакомство с информацией об авторе текста. Способы ее включения в сочинение.
Авторская позиция. Как определить авторскую позицию в тексте? Типовые конструкции для выражения
авторской позиции.
Автор и рассказчик: в чем разница?
Работа над типичными ошибками при формулировании позиции автора.
Практикум по определению позиции автора.
Авторский комментарий к проблеме текста. Поиск доказательств самого автора в предложенных текстах.
Примеры из текста, смысловая связь между ними.
Примеры из текста, смысловая связь между ними. Практикум.
Отработка умений оформления всех частей сочинения: проблема, 2 примера, смысловая связь, точка
зрения автора, собственное мнение, суждение, вывод.
Отработка умений оформления всех частей сочинения: проблема, 2 примера, смысловая связь, точка
зрения автора, собственное мнение, суждение, вывод.
Структура аргумента. Практикум.
Типовые конструкции для выражения собственной точки зрения.
Аргументация собственной точки зрения по проблеме. Практикум.
Композиция сочинения. Основные средства связи между абзацами, предложениями.
Виды и формы вступления. Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении.
Практикум.
Анализ ученических сочинений. Коррекция ошибок. Устранение недочетов.
Практикум по написанию сочинения (на материале текстов из вариантов ЕГЭ 2020).
Всего

Количество Дата проведения
часов
план
факт
1
1.9
1
8.9
1
15.9
1
22.9
1
29.9
1
6.10
2
13,20.10
1
3.11
1
10.11
1
1
2
1
1
1
2

17.11
24.11
1,8.12
15.12
22.12
12.1
19,26.1

2

2,9.2

1
1
2
1
2

16.2
2.3
9,16.3
30.3
6,13.4

2
4
34

20,27.4
4-25.5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».