РП по финансовой грамотности с 1-4 классы за 2023-2024 учебный год

Пояснительная записка.
Программа предметного курса «Введение в финансовую грамотность» разработана в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы по
курсу «Введение в финансовую грамотность», авт. О.Н. Исупова, А. А. Козлова, Е.С. Королькова, издательство «Банк
России», Москва, 2019 год.
Курс «Финансовая грамотность» для 1-3 классов является пропедевтическим. При составлении программы
учитывались особенности младшего школьного возраста.
Место предметного курса «Введение в финансовую грамотность», 1-3 классы, 1 класс – 33 часа, 1 час в неделю; 2 класс
- 34 часа, 1 час в неделю; 3 класс - 34 часа.
Цель программы:
развитие экономического образа мышления;
воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области
экономики семьи.
Содержание программы:
При отборе содержания, учитывался личный социальный опыт учащихся и их интересы. Учебно-методический
комплекс (УМК) по данному курсу, в состав которого входят учебное пособие, практикум и комплект рабочих тетрадей,
ориентирован на изучение вопросов финансовой грамотности в рамках основной образовательной программы начальной
школы по предметам «Окружающий мир», «Математика», «Технология».
Они строятся на разнообразных жизненных ситуациях, связанных с миром финансов . Ситуации ориентируют
учащихся на осмысление предложенных моделей поведения участников описываемых процессов и событий, выражение
собственного мнения относительно их действий, приведение аргументов и контраргументов . Некоторые из ситуаций не
имеют однозначного решения и побуждают выстраивать варианты возможных и целесообразных способов действия

Весь учебный материал сгруппирован в 5 модулей. Модули определены сообразно различным сферам финансовых
отношений в обществе. В содержание каждого модуля вошли доступные возрасту младших школьников аспекты
финансовой грамотности, отражаемые в темах отдельных занятий.
Темы занятий от первого до третьего класса выстроены в определѐнной содержательной преемственности .
Каждая тема занятия представлена во всех элементах учебно-методического комплекса: в пособии, практикуме, рабочей
тетради .
Содержание заданий даѐт возможность применить их как для индивидуальной деятельности, так и для групповой
работы учащихся. Место и форма работы с тем или иным заданием определяются учителем в зависимости от уровня
подготовленности учащихся, их личного учебного опыта, а также целей и задач урока .
Каждый модуль в УМК имеет свою цветовую маркировку, в соответствии с которой та или иная тема занятия в
пособии, практикуме и рабочей тетради даѐтся определѐнным цветом.
Модули по финансовой грамотности
№ п\п
1.

2.

3.

4.
5.

Модуль

Содержание модуля (аспекты
финансовой грамотности)
Зачем нужны деньги и как Зачем нужны деньги . Как
они появились
появились деньги . Деньги в
разных странах
Доходы и расходы семьи
Семейный бюджет .
Планирование семейного
бюджета . Доходы и расходы
семьи . Заработная плата
родителей
Учимся копить и тратить
Личные денежные средства.
Товары и покупки. Финансовые
цели и планы
Осторожно! Финансово
Опасности финансового рынка
опасно!
(финансовый обман)
Своѐ дело
Основы предпринимательства в
игровой форме

Цветовая
маркировка
фиолетовый
синий

зелѐный
красный
жѐлтый

Планируемые результаты обучения
Личностные результаты
У младшего школьника будут сформированы:
• осознание себя как члена семьи, готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьѐй и
обществом;
• учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых
задач;
• самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов;
• ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в
области финансов;
• понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
• понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные
нужды;
• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.
Младший школьник получит возможность для формирования:
• понимания необходимости освоения финансовой грамотности семейного бюджета и основные принципы его
составления;
• понимания обязательных и желательных расходов;
• основ грамотного поведения покупателя;
• понимания мошенничества и основных способах защиты от него.
Метапредметные результаты
Познавательные:
Младший школьник научится:
• использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области
финансов;
• использовать начальные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов,
явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
• примененять математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач .

• владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;
• оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности.
• осозновать нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Младший школьник получит возможность научиться:
• представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных
условий.
Регулятивные:
Младший школьник научится:
• определять личные цели развития финансовой грамотности;
• ставить финансовые цели;
• составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями еѐ реализации;
• проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных
вопросов в области экономики семьи;
• осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата;
• оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;
• корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учѐта выявленных ошибок;
• использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи;
• корректировать свои действия с учѐтом рекомендаций и оценочных суждений одноклассников, учителей,
родителей.
Младший школьник получит возможность научиться:
• преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования
или проекта;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.
Коммуникативные:
Младший школьник научится:
• осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;

• слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;
• признавать возможность существования различных точек зрения и право на своѐ мнение для каждого;
• излагать своѐ мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых действий и решений;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и
мини-исследования, в учебной игре;
• осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Младший школьник получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и
решений;
• формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром;
• оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнѐрам.
Предметные результаты
Младший школьник научится:
 понимать и правильно использовать экономические термины;
 представлять роль денег в семье и обществе;
 уметь характеризовать виды и функции денег;
 знать источники доходов и направлений расходов семьи;
 рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
 определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения;
 проводить элементарные финансовые расчѐты.
Младший школьник получит возможность научиться:
• понимать простейшие выражения, содержащие логические связи и слова («…и…», «если… то…», «верно /
неверно);
• понимать особенности выполнения учебных проектов и мини-исследований в области финансов;
• осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и исследовательскую деятельность в малых
группах: выявлять практическую проблему, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его,
демонстрировать готовый продукт (расчѐты, бюджет);
• распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица);

• планировать элементарные исследования в области семейного бюджета, собирать и представлять полученную
информацию с помощью таблиц;
• объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные при проведении
учебных исследований, делать выводы.
Занятия, направленные на изучение финансовой грамотности, ориентированы на перенос полученных знаний на
самостоятельные мотивированные действия обучающихся начальной школы, выражающиеся в финансово грамотных
моделях поведения
Учебно – тематический план
№

Всего
часов
Наименование разделов,
блоков, тем.

1.

I год обучения
Модуль 1. Зачем нужны деньги и как они появились
Зачем нужны деньги

33
5
1

2.

Как появились деньги .

1

3.

Деньги в разных странах

1

4.

Зачем семье сбережения

1

5.

Банковские карты

1

1.

Модуль 2. Доходы и расходы семьи
Семейный бюджет .

9
1

Количество часов
Аудиторных Внеаудиторных Характеристика
деятельности
учащихся
22
11
Извлекать
4
1
необходимую
1
информацию из
учебника и
1
дополнительных
источников
1
1
1
6
1

3

Моделировать в
ходе
практической
работы ситуации
с банковскими
картами.

2.

Планирование семейного бюджета .

1

1

3.

Что такое расходы.

1

1

4.

Важные расходы

1

1

5.

Вредные покупки

1

1

6.

Доходы и расходы семьи .

1

1

7.

Заработная плата родителей

1

1

8.

Покупки для семьи

1

9.

«Хочу» или «Нужно»

1

1

1.

Модуль 3. Учимся копить и тратить
Личные денежные средства.

7
1

5
1

2.

Как распоряжаться карманными деньгами

1

1

3.

Разумные покупки

1

1

4.

Товары и покупки.

1

1

5.

Финансовые цели и планы

1

1

6.

Сколько стоит автомобиль?

1

1

7.

Траты после покупки

1

1

1

2

Оценивать
личное
отношение
семейному
бюджету
Проводить
элементарные
финансовые
расчѐты.
Рассчитывать
доходы
расходы
составлять
простой
семейный
бюджет.
Извлекать
необходимую
информацию
доходах
расходах семьи

к

и
и

о
и

Обсуждать
и
объяснять
экономические
термины
Определять
элементарные
проблемы

в

Модуль 4. Осторожно! Финансово опасно!

1.

Кто такие мошенники

8
1

4
1

4

2.

Деньги настоящие и ненастоящие

1

1

3.

Когда рискуешь деньгами

1

1

4.

Если нужно взвешивать

1

1

5.

Опасности финансового рынка (финансовый обман)

1

1

6.

«Жизненная математика»

1

1

7.

Что такое страхование

1

1

8.

Когда берешь в долг

1

1

Модуль 5. Своё дело

4

3

1.

Что такое «Свое дело»

1

3.
4.
5.

Легко ли вести свое дело
Основы предпринимательства в игровой форме
Привлекательное дело

1
1
1

и
их

Моделировать в
ходе
практической
деятельности
финансовые
маршруты

1
1

1
1
1

области
семейных
финансов
путей
решения

Обсуждать и
объяснять
правила
разумных
покупок
Моделировать и
оценивать
ситуации, когда
рискуешь
деньгами

Извлекать
необходимую
информацию о
доходах
и
расходах
«Своего дела»

II год обучения

34

25

1.

Модуль 1. Зачем нужны деньги и как они появились
Зачем нужны деньги .

6
1

5
1

2.

Как разумно делать покупки

1

1

3.

Купюры и монеты

1

1

4.

Картинки для плаката

1

1

5.

Разумные действия

1

6.

Список покупок

1

1

1.

Модуль 2. Доходы и расходы семьи
Семейный бюджет .

9
1

9
1

9
1

1

Извлекать
необходимую
информацию из
учебника и
дополнительных
источников
знаний
Моделировать в
ходе
практической
работы ситуации
с банковскими
картами

2.

Из чего состоят доходы семьи

1

1
Оценивать
личное
отношение
семейному
бюджету

3.

Как я могу помочь семье

1

1

4.

Полезное увлечение

1

1

5.

Зачем планировать расходы

1

1

6.

Лакомство для Мишки

1

1

7.

Расходы семьи. Задачи.

1

1

8.

Расходы семьи. Составление плаката.

1

1

9.

Пословицы о труде

1

1

1.

Модуль 3. Учимся копить и тратить
Личные денежные средства.

7
1

4
1

2.

Как распоряжаться личными денежными средствами

1

1

3.

Сдача

1

1

4.

Подарок на день рождения

1

1

5.

Полезный плакат

1

6.

Покупки

1

7.

Траты после покупки

1

3

1
1
1

Проводить
элементарные
финансовые
расчѐты.
Рассчитывать
доходы
расходы
составлять
простой
семейный
бюджет.
Извлекать
необходимую
информацию
доходах
расходах семьи

к

и
и

о
и

Обсуждать
и
объяснять
экономические
термины

Модуль 4. Осторожно! Финансово опасно!

7

3

1.

Кто такие мошенники

1

1

2.

Поговорки. Жертвы обмана.

1

1

3.

Советы одноклассникам

1

1

4.

Где можно встретить мошенников

1

1

5.

Опасности финансового рынка (финансовый обман)

1

1

6.

«Жизненная математика»

1

1

7.

Поход на рынок

1

1

Модуль 5. Своё дело

5

1.

Сколько надо заплатить

1

2.
3.
4.

Легко ли вести свое дело
Мишка - бизнесмен
Загадочная надпись

1
1
1

4

4

1
1

1
1
1

Определять
элементарные
проблемы
в
области
семейных
финансов
и
путей
их
решения
Моделировать в
ходе
практической
деятельности
финансовые
маршруты
Обсуждать и
объяснять
правила
разумных
покупок
Моделировать и
оценивать
ситуации, когда
рискуешь
деньгами
Умело
действовать в
чрезвычайных
ситуациях

Обсуждать
коллективно суть
финансовой
информации
Характеризовать
опасные и
безопасные
ситуации.
Извлекать
необходимую
информацию о
доходах и
расходах
«Своего дела»
Итоговое занятие «Загадочный кроссворд»

1

1

1.

III год обучения
Модуль 1. Зачем нужны деньги и как они появились
Для чего нужны деньги .

34
5
1

29
5
1

2.

Рубли и копейки .

1

1

3.

Загадки

1

1

4.

Поговорки

1

1

5.

Обсуждать
и
объяснять
экономические
термины
5
Извлекать
необходимую
инормацию из
учбника и
дополнительных
источников
знаний
Моделировать в

5.

Деньги в разных странах

1

1

1.

Модуль 2. Доходы и расходы семьи
Доходы и расходы семьи.

9
1

8
1

2.

Список расходов

1

1

3.

Составление бюджета на месяц

1

1

4.

Хватит ли денег

1

1

5.

В гостях у сказки

1

1

6.

Доходы и расходы семьи .

1

1

7.

Цель и ваши средства. Что делать?

1

1

8.

Покупки семьи

1

9.

Стихи - загадки

1

1

1.

Модуль 3. Учимся копить и тратить
Покупки на рынке. Овощи

7
1

5
1

2.

Ваша сдача

1

1

3.

Памятка покупателю

1

1

4.

Товары и покупки.

1

1

5.

Финансовые цели и планы

1

1

Оценивать
личное
отношение
семейному
бюджету

1

1

ходе
практической
работы ситуации
с банковскими
картами.

2

Проводить
элементарные
финансовые
расчѐты.
Рассчитывать
доходы
расходы
составлять
простой
семейный
бюджет.
Извлекать
необходимую
информацию
доходах
расходах семьи

к

и
и

о
и

6.

Задачи «Если нужно взвешивать»

1

1

Кроссворд «Если нужно взвешивать»

1

1

Модуль 4. Осторожно! Финансово опасно!

8

7

1.

Деньги настоящие и ненастоящие

1

1

2.

Сувенирные деньги

1

1

3.

Когда рискуешь деньгами

1

1

4.

Рискованные действия

1

1

5.

Трудное решение

1

1

6.

Кто потеряет деньги

1

1

7.

Плакат - предупреждение

1

8.

Когда берешь в долг

1

1

Модуль 5. Своё дело

5

4

1.

Легко ли вести свое дело

1

1

3.

Подсчитаем убытки

1

1

7.

1

Обсуждать
и
объяснять
экономические
термины

Определять
элементарные
проблемы
в
области
семейных
финансов
и
путей
их
решения

1

1

Моделировать в
ходе
практической
деятельности
финансовые
маршруты
Обсуждать и
объяснять
приобретение
разумных
покупок
Моделировать и
оценивать

4.
5.
6

Помогите Пекарю. Конкуренция.
Рекламный плакат. Слоган.
Поиграем в дизайнера

1
1
1

1
1
1

ситуации, когда
рискуешь
деньгами

Закрепитьзнания
о доходах и
расходах
«Своего дела»

Содержание программы
№

Наименование раздела (модуля)

Всего

1 класс

2 класс

3 класс

1

Зачем нужны деньги и как они появились

16

5

6

5

2

Доходы и расходы семьи

27

9

9

9

3

Учимся копить и тратить

21

7

7

7

4

Осторожно! Финансово опасно!

22

8

7

8

5

Своё дело

14

4

5

5

33

34

34

1 класс
№

Раздел (модуль)

Формы организации

Виды
деятельности

1.

Зачем нужны деньги и как они появились

1.

Зачем нужны деньги .

круглый стол

познавательная

2.

Как появились деньги .

игра

познавательная

3.

Деньги в разных странах

путешествие

4.

Зачем семье сбережения

5.

Банковские карты

день встречи с
родителями
беседа

проблемно –
ценностное
общение
проблемное
общение
познавательная

2.

Доходы и расходы семьи

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Семейный бюджет .
Планирование семейного бюджета .
Что такое расходы.
Важные расходы
Вредные покупки
Доходы и расходы семьи .

7.

Заработная плата родителей

беседа
познаваельная игра
ролевая игра
познавательная игра
моделирующая игра
социальномоделирующая игра
проблемно-ценностная

познавательная
игровая
познавательная
познавательная
игровая
игровая
познавательная

дискуссия
поход в магазин

8.

Покупки для семьи

9.

«Хочу» или «Нужно»

3.

Учимся копить и тратить

1.
2.

Личные денежные средства.
Как распоряжаться карманными деньгами

3.
4.
5.

Разумные покупки
Товары и покупки.
Финансовые цели и планы

6.

Сколько стоит автомобиль?

7.

Траты после покупки

4.

Осторожно! Финансово опасно!

1

Кто такие мошенники

познавательные беседы

социальная

2

Деньги настоящие и ненастоящие

беседа

познавательная

работа с
иллюстративным
материалом, беседа,
мозговой штурм
ролевая игра
Социальномоделирующая игра
познавательные беседы
беседа
беседа
детские
исследовательские
проекты
Проблемно-ценностное
общение

опыт социального
действия
познавательная

игровая
игровая
социальная
познавательная
проблемно –
ценностное
общение
познавательная
социальная

3

Когда рискуешь деньгами

проблемно-ценностное
общение

социальная

4

Если нужно взвешивать

экскурсия

опыт социального
действия

5

Опасности финансового рынка (финансовый обман)

познавательные беседы

социальная

6

«Жизненная математика»

7

Что такое страхование

коллективносоциальная
творческое дело
познавательные беседы социальная

8

Когда берешь в долг

познавательные беседы социальная

5.

Своё дело

1.

Что такое «Свое дело»

познавательные беседы социальная

2.
3.
4.

Легко ли вести свое дело
Основы предпринимательства в игровой форме
Привлекательное дело

тематический диспут
деловая игра
выставка

социальная
социальная
социальная

2 класс
№

Раздел (модуль)
Модуль 1. Зачем нужны деньги и как они появились

Формы организации

Виды деятельности

Зачем нужны деньги .

круглый стол

досуговое общение

Как разумно делать покупки

диспут

проблемно-ценностное

общение
Купюры и монеты

путешествие

проблемно –ценностное
общение
Художественное творчество

Картинки для плаката

Социальные проекты на
основе художественной
деятельности

Разумные действия
Список покупок

беседа
ролевая игра

познавательная
игровая

Семейный бюджет .

деловая игра

игровая

Из чего состоят доходы семьи
Как я могу помочь семье

беседа
социально-моделирующая
игра

познавательная
игровая

Полезное увлечение

беседа

Зачем планировать расходы

беседа

Лакомство для Мишки

социально-моделирующая
игра

проблемно –ценностное
общение
проблемно –ценностное
общение
игровая

Расходы семьи. Задачи.

беседа

Расходы семьи. Составление плаката.

детские исследовательские
проекты
Социальные проекты на
основе художественной

Модуль 2. Доходы и расходы семьи

Пословицы о труде

проблемно –ценностное
общение
познавательная
Художественное творчество

деятельности
Модуль 3. Учимся копить и тратить
Личные денежные средства.
Как распоряжаться личными денежными средствами
Сдача

беседа
беседа
социально-моделирующая
игра

познавательная
познавательная
игровая

Подарок на день рождения

путешествие

Полезный плакат

Социальные проекты на
основе художественной
деятельности

проблемно –ценностное
общение
Художественное творчество

Покупки

детские исследовательские
проекты
беседа

познавательная

познавательная
познавательная

Советы одноклассникам
Где можно встретить мошенников

беседа
детские исследовательские
проекты
беседа
путешествие

Опасности финансового рынка (финансовый обман)

профориентационная беседа

«Жизненная математика»

социально-моделирующая
игра

Траты после покупки

проблемно –ценностное
общение

Модуль 4. Осторожно! Финансово опасно!
Кто такие мошенники
Поговорки. Жертвы обмана.

познавательная
проблемно –ценностное
общение
познавательная
игровая

Поход на рынок

экскурсия

социальная

Сколько надо заплатить

беседа

познавательная

Легко ли вести свое дело
Мишка - бизнесмен

тематический диспут

социальная

Загадочная надпись

Социальные проекты на
основе художественной
деятельности

Художественное творчество

Итоговое занятие «Загадочный кроссворд»

викторина

тематическая игровая

Модуль 5. Своё дело

3 класс
№

Раздел (модуль)
Модуль 1. Зачем нужны деньги и как они появились

Формы организации

Виды деятельности

Для чего нужны деньги .
Рубли и копейки .
Загадки

тематический диспут
беседа
соревнования

социальная
познавательная
игровая

Поговорки

Социальные проекты на
основе художественной
деятельности

Художественное
творчество

Деньги в разных странах

путешествие

проблемно –ценностное
общение

Модуль 2. Доходы и расходы семьи

Доходы и расходы семьи.
Список расходов

беседа
экскурсия

познавательная
опыт социального
действия
проблемно –ценностное
общение
социальная
познавательная

Составление бюджета на месяц

беседа

Хватит ли денег
В гостях у сказки

тематический диспут
викторина

Доходы и расходы семьи .

социально- моделирующая
игра

социальная

Цель и ваши средства. Что делать?

познавательная

Покупки семьи

детские исследовательские
проекты
ролевая игра

Стихи - загадки

соревнования

игровая

Покупки на рынке. Овощи

экскурсия

Ваша сдача

социально- моделирующая
игра

проблемно –ценностное
общение
социальная

Памятка покупателю

Социальные проекты на
основе художественной
деятельности

Художественное
творчество

Товары и покупки.

беседа

Финансовые цели и планы
Задачи «Если нужно взвешивать»

беседа
беседа

проблемно –ценностное
общение
познавательная
проблемно –ценностное
общение

игровая

Модуль 3. Учимся копить и тратить

Кроссворд «Если нужно взвешивать»

викторина

познавательная

Деньги настоящие и ненастоящие

путешествие

Сувенирные деньги

Социальные проекты на
основе художественной
деятельности

проблемно –ценностное
общение
Художественное
творчество

Когда рискуешь деньгами
Рискованные действия

тематический диспут
социально- моделирующая
игра

социальная
социальная

Трудное решение

беседа

Кто потеряет деньги

беседа

проблемно –ценностное
общение
нравственная

Плакат - предупреждение

выставка

игровая

Когда берешь в долг

круглый стол

досуговое общение

Легко ли вести свое дело

поисковые исследования

проектная

Подсчитаем убытки
Помогите Пекарю. Конкуренция.

беседа
соревнования

познавательная
игровая

Рекламный плакат. Слоган.

путешествие

Поиграем в дизайнера

Социальные проекты на
основе художественной

проблемно –ценностное
общение
Художественное
творчество

Модуль 4. Осторожно! Финансово опасно!

Модуль 5. Своё дело

деятельности

Содержание программы
Содержание программы
1 класс (33 ч.)
МОДУЛЬ 1. Зачем нужны деньги и как они появились (5 ч.)
Зачем нужны деньги . Как появились деньги . Деньги в разных странах. Зачем семье сбережения. Банковские карты.
МОДУЛЬ 2. Доходы и расходы семьи (9 ч.)
Семейный бюджет. Планирование семейного бюджета . Что такое расходы. Важные расходы. Вредные покупки. Доходы
и расходы семьи . Заработная плата родителей. Покупки для семьи. «Хочу» или «Нужно»
МОДУЛЬ 3. Учимся копить и тратить (7 ч.)
Личные денежные средства. Как распоря жаться карманными деньгами. Разумные покупки. Товары и покупки.
Финансовые цели и планы. Сколько стоит автомобиль?Траты после покупки
МОДУЛЬ 4. Осторожно! Финансово опасно! (8 ч.)
Кто такие мошенники. Деньги настоящие и ненастоящие. Когда рискуешь деньгами. Если нужно взвешивать.
Опасности финансового рынка (финансовый обман). «Жизненная математика». Что такое страхование. Когда берешь в
долг.
МОДУЛЬ 5. Своё дело (4 ч.)
Что такое «Свое дело». Легко ли вести свое дело. Основы предпринимательства в игровой форме. Привлекательное дело
2 класс (34 ч.)
МОДУЛЬ 1. Зачем нужны деньги и как они появились (6 ч.)
Зачем нужны деньги . Как разумно делать покупки . Купюры и монеты. Картинки для плаката. Разумные действия.
Список покупок
МОДУЛЬ 2. Доходы и расходы семьи (9 ч.)
Семейный бюджет. Из чего состоят доходы семьи. Как я могу помочь семье. Полезное увлечение. Зачем планировать
расходы. Лакомство для Мишки. Расходы семьи. Задачи. Расходы семьи. Составление плаката. Пословицы о труде.

МОДУЛЬ 3. Учимся копить и тратить (7 ч.)
Личные денежные средства. Как распоряжаться карманными деньгами. Сдача . Подарок на день рождения. Полезный
плакат. Покупки. Траты после покупки
МОДУЛЬ 4. Осторожно! Финансово опасно! (7 ч.)
Кто такие мошенники. Поговорки. Жертвы обмана. Где можно встретить мошенников. Опасности финансового рынка
(финансовый обман). «Жизненная математика». Поход на рынок
МОДУЛЬ 5. Своё дело (5 ч.)
Сколько надо заплатить. Легко ли вести свое дело. Мишка – бизнесмен. Загадочная надпись. Итоговое занятие
«Загадочный кроссворд»
3 класс (34 ч.)
МОДУЛЬ 1. Зачем нужны деньги и как они появились (5 ч.)
Для чего нужны деньги . Рубли и копейки . Загадки. Поговорки. Деньги в разных странах.
МОДУЛЬ 2. Доходы и расходы семьи (9 ч.)
Доходы и расходы семьи. Список расходов. Составление бюджета на месяц. Хватит ли денег. В гостях у сказки. Доходы
и расходы семьи. Цель и ваши средства. Что делать? Покупки семьи. Стихи – загадки.
МОДУЛЬ 3. Учимся копить и тратить (7 ч.)
Покупки на рынке. Овощи. Ваша сдача. Памятка покупателю. Товары и покупки. Финансовые цели и планы. Задачи
«Если нужно взвешивать». Кроссворд «Если нужно взвешивать»
МОДУЛЬ 4. Осторожно! Финансово опасно! (8 ч.)
Деньги настоящие и ненастоящие . Сувенирные деньги. Когда рискуешь деньгами. Рискованные действия. Трудное
решение. Кто потеряет деньги. Плакат – предупреждение. Когда берешь в долг.
МОДУЛЬ 5. Своё дело (5 ч.)
Легко ли вести свое дело. Подсчитаем убытки. Помогите Пекарю. Конкуренция. Рекламный плакат. Слоган. Поиграем в
дизайнера.
Учебная литература
1 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ. Методические рекомендации по разрабртке и реализации
программы курса в общеобразовательных организациях. М.: Банк России

2
3
4
5
6
7
8

9
6.

7.
8.
9.

1
2
3
4
5

В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение», 2016;
А.П. Горяев, В.В. Чумаченко «Финансовая грамота для школьников», Российская экономическая школа, 2010;
А.В. Паранич «Путеводитель по финансовому рынку», М. И-трейд, 2010;
Н.Н. Думная, О.В. Карамова, О.А. Рябова «Как вести семейный бюджет: учебное пособие», М. Интеллект-центр,
2010;
Н.Н. Думная, М.Б. Медведева, О.А. Рябова «Выбирая свой банк:
учебное пособие»,М. Интеллект-центр,
2010;
Н.Н. Думная, С.И. Рыбаков, А.Ю. Лайков «Зачем нам нужны страховые компаниии страховые услуги?», М.
Интеллект-центр, 2010;
Сборник демонстрационных материалов на основе примерной парциальной образовательной программы
«Экономическое воспитание: формирование предпосылок финансовой грамотности». Банк России. Министерство
Просвещения РФ, 2019-10-14
«Введение в финансовую грамотность». Рабочая тетрадь для начальной школы (1-3 классы) автю:О.Н. Исупова,
А.А.Козлова, М.А. Лангер, Банк России, 2019 г.
Методические рекомендации к сборнику математических задач
«Основы финансовой грамотности». В 3 т. Т. 1 для 1–4 классов /
Составители: Н.В. Новожилова, Н.П. Моторо, М.М. Шалашова. –
Москва, 2019. – 80 с.
Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности». В 3 т. Т. 1 для 1–4 классов / Составители: Н.П.
Моторо, Н.В. Новожилова, М.М. Шалашова. – Москва,2019. – 58 с.
«Введение в финансовую грамотность» учебное пособие для начальной школы. Москва, 2019
Введение в финансовую грамотность. Практикум к учебному пособию для начальной школы. Банк России.
Москва, 2019 г.
Интернет-источники
http://basic.economicus.ru/ – сайт «Основы экономики».
http://ecschool.hse. ru/ – сайт журнала «Экономика в школе».
http://muzey-factov.ru/ – сайт «Интересные факты обо всѐм на свете. Музей фактов».
http://www. azbukafinansov.ru/ – портал «Азбука финансов».
http://www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет».

6 http://zanimatika.narod.ru/ – сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя».
7.http://открытыйурок.рф/ – сайт педагогической мастерской «Открытый урок».
8. https://fmc.hse.ru – Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего
профессионального образования.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».