аннотация к рабочей программе по ОДНКНР 5-6 класс

Аннотация к рабочей программе по ОДНКНР 5-6 класс.
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» (далее — ОДНКНР) для 5—6 классов образовательных
организаций составлена в соответствии с: требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования
(ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 г. № 287); требованиями к результатам освоения
программы основного общего образования (личностным, метапредметным,
предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных
учебных действий (УУД) для основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования, а
также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на
ступени основного общего образования, необходимость формирования
межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина
носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать,
что именно духовно- нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской
гражданской идентичности на основе традиционных российских духовнонравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как
значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из
ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих
дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию
гражданской идентичности у подрастающих поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации
(утверждена указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400,
пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям
относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного
над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России. Именно традиционные российские духовнонравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и
многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о
гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного
развития обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны,
который формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов
российского общества,
культурно-исторических традиций всех народов России, духовно- нравственных
ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность
систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественнонаучных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях
развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории
российского общества существенные связи с традиционной духовно-нравственной
культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного
коллектива,
региональной общности, гражданина страны с опорой на
традиционные духовно-нравственные ценности.
Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в

соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности,
научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям
возрастной педагогики и психологии.
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о
существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой,
обусловленности культурных реалий современного общества его духовнонравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её
специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные
особенности духовно-нравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала,
гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических
чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование
исторической памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом
как многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех
законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями)
на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины,
семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой
принадлежит обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании означает важность
культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной,
этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его
смысловых акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной
дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость
освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению
научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и
формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным
феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии
включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам
ближайшего
развития для 5—6 классов, когнитивным способностям и
социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и
общественно-научных учебных предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской
гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной
области ОДНКНР включает осознание важности наднационального и
надконфессионального
гражданского
единства
народов
России
как
основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине.
Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в
духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и
историческом развитии.
Цели изучения учебного курса «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»
Целями изучения учебного курса являются:
■
формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся
через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте
процессов
этноконфессионального
согласия
и
взаимодействия,
взаимопроникновения
и
мирного
сосуществования
народов,
религий,
национальных культур;
■ создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к

осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской
Федерации;
■ формирование
и сохранение уважения к ценностям и убеждениям
представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также
способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
■ идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного,
исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
■ овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение
для формирования гражданской идентичности обучающегося;
■ приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности
как основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
■ развитие
представлений о значении духовно-нравственных ценностей и
нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества,
ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;
■ становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и
готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог
при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
■ формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию
знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории,
изобразительного искусства, музыки;
■ обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих
через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и
выводов;
■ воспитание
уважительного и бережного отношения к историческому,
религиозному и культурному наследию народов России;
■ содействие
осознанному формированию мировоззренческих ориентиров,
основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных
ценностей;
■ формирование
патриотизма как формы гражданского самосознания через
понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности
социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания
общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего
образования, способствуя:
■расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и
духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при
изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира,
литературного чтения и других предметов начальной школы;
■углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов
России, их роли в развитии современного общества;
■формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных,
этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение
своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей
перед обществом и государством;
■
воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и
религиозным традициям своего народа и других народов России, толерантному
отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности
других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие
взаимному обогащению культур;
■
пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению

уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе
■
поиска общих культурных стратегий и идеалов;
■
осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей,
проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических
мотивов над потреби- тельскими и эгоистическими;
■
раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского
общества, объединяющих светскость и духовность;
■
формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций,
способствующих развитию общества в целом;
получению научных представлений о культуре и её функциях,
особенностях взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно,
способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений
в истории и культуре России и современном обществе, давать нравственные
оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовнонравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах;
■
развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе,
использовании и структурировании информации, а также возможностей для
активной самостоятельной познавательной деятельности.
Место курса «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования предметная область «Основы духовнонравственной культуры народов Рос- сии» является обязательной для изучения.
Данная программа направлена на изучение курса «Основы духовнонравственной культуры народов России» в 5—6 классах.
В целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне
основного общего образования отводится 34 часа на каждый учебный год, не
менее 1 учебного часа в неделю.
■

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА


Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В., Основы духовно-нравственной
культуры народов России, 5 класс. Общество с ограниченной ответственностью
«Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство
Просвещение»;



Основы духовно-нравственной культуры народов России. 6 класс Виноградова Наталья
Федоровна, Мариносян Тигран Эмильевич
Художник: Сибикеев И. Н., Савельев Е. А., Павлова И. В.Издательство: Просвещение,
2021 г.

 Интернет-ресурсы:


1. «Учи.ру» https://uchi.ru/



2.Российская электронная школа https://resh.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».