РП АООП (ОУ) по человеку 7 класс 2023-2024 уч. год

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по человеку разработана в соответствии ООП МАОУ Южно-Дубровинской СОШ и на основе нормативных
документов:
1. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
2.Учебный план МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2023-2024 учебный год.
3.Годового календарного учебного графика МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на 2023-2024 учебный год.
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при
условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира.
Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными
и близкими.
Цели:
- формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
—осознание общности и различий с другими людьми;
— развитие способности выражать свои потребности социально-приемлемыми способами вербально или используя средства альтернативной
коммуникации.
Задачи:
— формировать представления о возрастных изменениях человека;
— формировать умение жить по режиму дня;
— формирование умений определять своѐ самочувствие (как хорошее, или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о
них взрослому;
— формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);
— формировать умения обслуживать себя;
— формировать умения следить за своим внешним видом;
— формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности.

2. Общая характеристика учебного предмета, с учѐтом особенностей его освоения обучающимися

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о себе. Становление личности ребенка происходит при
условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира.
Социальную природу «Я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими
родными и близкими. В процессе занятий в рамках предмета "Человек" ученики приобретают и совершенствуют представления о себе,
собственном теле, происходит обогащение сенсорного опыта ребенка.
Ребенок учится соотносить себя со своим именем, своим
изображением на фотографии, отражением в зеркале, начинает относить себя к определенному полу. Формируются представления о
возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям. Ребенок учится определять «моѐ» и «не моѐ»,
осознавать и выражать свои интересы, желания. Так же совершенствуется умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст,
пол, место жительства, свои интересы, хобби и др. Содержание обучения в рамках предмета "Человек" включает формирование представлений о
себе как "Я" и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.

Программа представлена следующими разделами: "Представления о себе", "Семья", "Гигиена тела", "Туалет", "Одевание и раздевание",
"Прием пищи".
"Представления о себе" включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях,
правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней),
поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях. Раздел "Гигиена тела"
включает задачи по формированию умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться. Раздел
"Обращение с одеждой и обувью" включает задачи по формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность
действий при одевании и снятии предметов одежды. Раздел "Прием пищи" предполагает обучение использованию во время еды столовых
приборов, питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку, пользованию салфеткой. Задачи по формированию навыков обслуживания себя
в туалете включены в раздел "Туалет". В рамках раздела "Семья" предполагается формирование представлений о своем ближайшем
окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры
поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для обучающегося являлось доброжелательное и заботливое
отношение к окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним внимание,
общаться и взаимодействовать с ними.
Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей. Например, работа по формированию таких гигиенических навыков,
как мытье рук, питье из кружки, проводится с обучающимися младшего возраста, а обучение бритью, уходу за кожей лица, мытью в душе
проводится с обучающимися более старшего возраста.
Большинство разделов включает задачи, требующие обучения отдельным операциям, например, при мытье рук ребенок учится удерживать
руки под струей воды, намыливать руки. После того как ребенок их освоит, он учится соблюдать последовательность этих операций.
Процесс обучения предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков. Например, формирование гигиенических навыков
начинают с формирования умения мыть руки, лицо, чистить зубы. На последнем этапе обучения ребенок учится принимать душ, мыть
голову.

При формировании навыков самообслуживания важно объединять усилия специалистов и родителей (законных представителей). Работа,
проводимая в образовательной организации, должна продолжаться дома. В домашних условиях возникает больше естественных ситуаций
для совершенствования навыков самообслуживания.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебного плана МАОУ Южно-Дубровинской СОШ на изучение учебного предмета Человек в 7 классе отводится 1 час в неделю,
34 часа в год

4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к ФАООП УО (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом
особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения
образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты освоения АООП могут включать:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и
социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых
правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты освоения АООП могут включать:
1) Представление о себе как "Я", осознание общности и различий "Я" от других.
Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.
Представление о собственном теле.
Отнесение себя к определенному полу.
Умение определять "мое" и "не мое", осознавать и выражать свои интересы, желания.
Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.
Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.
2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.
Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться.
Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с
необходимыми оздоровительными процедурами.
Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после
посещения туалета).
Умение следить за своим внешним видом.
4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой
деятельности семьи.

5.Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета "Человек" представлено следующими разделами: "Представления о себе", "Семья", "Гигиена тела",
"Туалет", "Одевание и раздевание", "Прием пищи".
"Представления о себе".
Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки). Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо),
туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). Знание назначения частей тела. Узнавание
(различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Знание назначения частей лица. Знание строения человека
(скелет, мышцы, кожа). Узнавание (различение) внутренних органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок).
Знание назначения внутренних органов. Знание вредных привычек. Сообщение о состоянии своего здоровья. Называние своего имени и
фамилии. Называние своего возраста (даты рождения). Знание видов деятельности для организации своего свободного времени. Сообщение
сведений о себе. Рассказ о себе. Знание возрастных изменений человека.
"Гигиена тела".
Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды. Смешивание воды до комфортной температуры.
Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с помощью автоматической сушилки. Соблюдение последовательности действий при мытье и
вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с
рук, закрывание крана, вытирание рук. Нанесение крема на руки. Подстригание ногтей ножницами. Подпиливание ногтей пилочкой.
Нанесение покрытия на ногтевую поверхность. Удаление декоративного покрытия с ногтей. Вытирание лица. Соблюдение
последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание
воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица. Чистка зубов. Полоскание полости рта.
Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание
щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой.
Очищение носового хода. Нанесение косметического средства на лицо. Соблюдение последовательности действий при бритье
электробритвой, безопасным станком. Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос:
намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня с волос, вытирание волос. Соблюдение последовательности действий при сушке
волос феном: включение фена (розетка, переключатель), направление струи воздуха на разные участки головы, выключение фена,
расчесывание волос. Мытье ушей. Чистка ушей. Вытирание ног. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног:
намачивание ног, намыливание ног, смывание мыла, вытирание ног.Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела:
ополаскивание тела водой, намыливание частей тела, смывание мыла, вытирание тела. Гигиена интимной зоны. Пользование
гигиеническими прокладками. Пользование косметическими средствами (дезодорантом, туалетной водой, гигиенической помадой, духами).
Обращение с одеждой и обувью.

Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта),
рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки). Знание назначения предметов одежды.
Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты). Знание назначения деталей
предметов одежды. Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки. Знание
назначения видов обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая). Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная). Узнавание
(различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок). Знание назначения головных уборов. Различение сезонных головных
уборов. Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов). Выбор одежды для прогулки в зависимости от
погодных условий. Различение видов одежды (повседневная, праздничная, рабочая, домашняя, спортивная). Выбор одежды в зависимости от
предстоящего мероприятия. Различение сезонной одежды (зимняя, летняя, демисезонная).
Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка). Снятие предмета одежды (например, кофты: захват
кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты).
Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части
левого ботинка, стягивание левого ботинка). Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие
варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог). Застегивание (завязывание) липучки
(молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка). Надевание предмета одежды (например, брюк: захват брюк за пояс, вставление ноги в одну
брючину, вставление ноги в другую брючину, натягивание брюк). Обувание обуви (например, сапог: захват двумя руками голенища правого
сапога, вставление ноги в сапог, захват двумя руками голенища левого сапога, вставление ноги в сапог). Соблюдение последовательности
действий при одевании комплекта одежды (например, надевание колготок, надевание футболки, надевание юбки, надевание кофты).
Контроль своего внешнего вида. Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды. Различение
правого (левого) ботинка (сапога, тапка). Выворачивание одежды.
"Туалет".
Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и оправление малой или большой нужды. Пользование туалетной бумагой.
Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк, колготок, трусов),
сидение на унитазе (горшке), оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, колготок, брюк),
нажимание кнопки слива воды, мытье рук.
"Прием пищи".
Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки (стакана): захват кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко
рту, наклон кружки (стакана), втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол. Наливание жидкости в кружку.
Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко
рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку. Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко

рту, снятие губами с вилки кусочка пищи, опускание вилки в тарелку. Использование ножа и вилки во время приема пищи: отрезание ножом
кусочка пищи от целого куска, наполнение вилки гарниром с помощью ножа. Использование салфетки во время приема пищи.
Накладывание пищи в тарелку.
"Семья".
Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) обучающихся и взрослых. Определение своей социальной роли в семье.
Различение социальных ролей членов семьи. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Представление о
профессиональной деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье.

6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№

Наименованиераздела
программы и темурока

1.

Встреча с учителеми
одноклассниками

1

Отвечают на вопросы по просмотру картинок

2.

Сообщение сведений о
себе

1

3.

Сообщение о состоянии
своего здоровья
Сообщение о своем
настроении
Правила поведения в
школе

1

Используют пиктограммы и понимают их смысл. Соотносят слова с картинками.
Отраженно повторяют вопросы. Запоминают слова «мальчик, девочка» и отвечают
словами или используют пиктограммы, картинки на вопросы игры.
Сообщают о состоянии своего здоровья; Используют пиктограмм.

1

Рассказывают о своем настроение с помощью учителя, пиктограмм.

1

Используют пиктограммы и картинки с помощью учителя

6.

Режим дня школьника

1

Используют пиктограммы икартинки с помощью учителя

7.
8.
9.

Режим дня школьника
Прогулка и ее значение
Уход за одеждой.

1
1
1

Умеют соблюдать правила поведения в гостях
Описывают картинки по вопросам учителя.
Описывают картинки по вопросам учителя.

4.
5.

Кол- во
часов

Виды деятельности

10.

Уход за демисезонной
одеждой.

1

Обращаются к взрослому за помощью с использование вербальных средств или
пиктограмм поуходу за одеждой.

11.

Зачем нужнаодежда

1

12.

Одежда для разных видов
работ
Рабочая одежда

1

Узнают (различают) виды одежды: пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки
(перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка
(платье), брюки (джинсы,шорты), носки (колготки).
Узнают (различают) форменнуюодежду.

1

Узнают (различают) рабочую одежду

Выбор одежды дляпрогулки в
зависимости от погодных
условий.
Ежедневный уходза обувью

1

Расширение представлений об окружающем мире.

1

Просмотр презентации, чистят обувь щеткой

1
1
1

19.

Головные уборы
Правила посещения туалета
Туалет для мальчиков и для
девочек
Как пользоватьсясанузлом

1

Просмотр презентации.
Знают правила посещения туалета
Иметь представление о туалете
пиктограмму
Работать с пиктограммами

20

Правила поведенияза столом

1

Знают (понимают) правила поведения за столом; Использовать пиктограмму

21

Правила поведенияза столом

1

Уметь соблюдать правила поведения за столом;

22

Столовые приборы.Правила
пользования.
Культура еды: пользование
ложкой
Культура еды: пользование
салфеткой
Культура еды: использование ножа ивилки во
время приема пищи

1

Умеют пользоваться столовыми приборами

1

Уметь правильно пользоватьсяложкой.

1

Уметь использовать салфетки вовремя приема пищи.

1

Уметь использовать нож и вилкуво время приема пищи.

Культура еды: использование ножа и вилки во
время приема пищи

1

Уметь использовать нож и вилкуво время приема пищи.

13.
14.

15.
16.
17.
18.

23
24
25

26

для

мальчиков

и

девочек.

Использовать

27

Правила приема пищи.
Первое, второе, третье блюдо.

1

Уметь работать с картинками, иллюстрациями, находить первое,второе, третье блюдо»

28

Питаемся правильно

1

Уметь назвать полезные продуктыпитания

29.
30

1
1

Использовать пиктограммы, фотографии при определении членов своей семьи.
Использовать фотографии приопределении членов своей семьи.

31

«Я и моя семья».
Моя семья. Мама, папа.
Братья, сестры.
Мои занятия в семье.

1

Уметь использовать фотографии, называть про свои занятия в семье спомощью фото.

32

Вечера в кругу семьи.

1

33

Семейные праздники и
традиции.
Мой режим дня.

1

Использовать фотографии при определении членов своей семьи. Испытывать ощущение
радости отузнавания и радоваться за других детей.
Стремление к знаниям о семейныхпраздниках и традициях;

1

Знать (понимать) о режиме дня; Уметь с помощью фото рассказать освоем режиме дня

34

7.Описание материально–технического обеспечения образовательной деятельности
Учебник:
Субчева В.П., Социально-бытовая ориентировка (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). Специальный учебник, 5
класс,
Общество
с
ограниченной
ответственностью
«Современные
образовательные
технологии»,
2021,
https://libking.ru/books/pedagogy_book/642447-vera-subcheva-socialno-bytovaya-orientirovka-5-klass.html
Для реализации программы предмета «Человек» материально-техническое обеспечение включает:
-специально оборудованные санузлы для пользования ими обучающимися; душевые кабины; тренажеры для обучения обращению с
одеждой и обувью; насадки для столовых приборов, специальные кружки и другая посуда, облегчающая самостоятельный прием пищи
детьми с нарушениями ОДА.
-Предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения, пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания, используемых при этом предметов и др.
-Видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения; семейный альбом, рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей
и альбомов; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о ближайшем социальном окружении.
-Компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.
-Стеллажи для наглядных пособий, зеркала настенные и индивидуальные, столы, стулья с подлокотниками, подножками и др.
Цифровые образовательные ресурсы:
 educont.ru цифровой образовательный контент
 https://uchi.ru Платформа «Учи.ру»

 Сборник компьютерных игр «Несерьѐзные уроки», обучающих навыкам чтения и счѐта «Учим буквы и цифры».
 http://all.edu.ru - Все образование Интернета
 http://Iobraz.ru – Образование.

Приложение к рабочей программе № 1

Календарно тематическое планирование по человеку 7 класс
№

Наименованиераздела программы и темурока

Кол- во часов

Дата
План

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20
21
22
23
24
25
26
27

Встреча с учителеми одноклассниками
Сообщение сведений о себе
Сообщение о состоянии своего здоровья
Сообщение о своем настроении
Правила поведения в
школе
Режим дня школьника
Режим дня школьника
Прогулка и ее значение
Уход за одеждой.
Уход за демисезонной одеждой.
Зачем нужнаодежда
Одежда для разных видов работ
Рабочая одежда
Выбор одежды дляпрогулки в зависимости от погодных условий.
Ежедневный уходза обувью
Головные уборы
Правила посещения туалета
Туалет для мальчиков и для девочек
Как пользоватьсясанузлом
Правила поведенияза столом
Правила поведенияза столом
Столовые приборы.Правила пользования.
Культура еды: пользование ложкой
Культура еды: пользование салфеткой
Культура еды: использование ножа ивилки во время приема пищи
Культура еды: использование ножа и вилки во время приема пищи
Правила приема пищи. Первое, второе, третье блюдо.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

5.09
12.09
19.09
26.09
3.10
10.10
17.10
24.10
7.11
14.11
21.11
28.11
5.12
12.12
19.12
26.12
9.01
16.01
23.01
30.01
6.02
13.02
20.02
27.02
5.03
12.03
19.03

Факт

28
29.
30
31
32
33
34

Питаемся правильно
«Я и моя семья».
Моя семья. Мама,папа. Братья, сестры.
Мои занятия в семье.
Вечера в кругу семьи.
Семейные праздники и традиции.
Мой режим дня.

1
1
1
1
1
1
1

2.04
9.04
16.04
23.04
7.05
14.05
21.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».